Сказка, рассказанная осенью
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Жемкова Ирина Михайловна

Фольклорный осенний праздник

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_folklornogo_dosuga_skazaka.docx33.8 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 110 Выборгского района города Санкт-Петербург

Фольклорный досуг для старшего дошкольного возраста

«Сказка, рассказанная осенью»

Жемкова Ирина Михайловна

музыкальный руководитель ГБДОУ д/с 110 Выборгского р-на С-Пб

Зинин Михаил Константинович

педагог дополнительного образования ДДТ «Современник» Выборгского р-на С-Пб

Егорова Александра Николаевна

воспитатель ГБДОУ д/с 110 Выборгского р-на С-Пб

Журина Нелли Андреевна

воспитатель ГБДОУ д/с 110 Выборгского р-на С-Пб

2024

Введение

Актуальность

Каждый народ, как могучее дерево, силен своими корнями. Чем глубже его корни, тем больше знает народ свою историю и считается с его уроками, тем устойчивее чувствует он себя в современном мире и тем лучше удается ему сохранить свое своеобразие.

К сожалению, современное развитие общественных отношений способствуют утрате жизненных установок молодежи, стремлению к «западной культуре», что приводит к отрыву от национальных корней, искажению нравственных ценностей

Д. С. Лихачев писал: «В том случае, когда культура, духовность народностей лишена своеобразия, то нет надобности, или даже смысла в существовании этого народа. До тех пор, пока мы не научимся уважать и любить свои традиции, язык, своих богов, мы никогда не научимся уважать самих себя».

Очень важной и плодотворной формой работы с детьми является фольклорный праздник. Именно он создает условия , наиболее приближенные к естественному бытованию жанров народного творчества, моральных норм и правил поведения.

Подобная форма работы интересна ещё и потому, что на празднике не бывает пассивных зрителей: каждый из присутствующих вовлечен в песню. игру, танец.

Актуальность данного мероприятия связана с необходимостью изучения быта, традиций, культуры русского народа, его праздников, передачи культурного опыта подрастающему поколению.

Цель

Воспитание интереса и уважения к ценностям духовной культуры, традициям русского народа.

Задачи

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

  1. Формировать у дошкольников представление о разнообразии фольклорных жанров, их назначении и основных признаков;
  2. создать зону психологического комфорта. Вовлечь детей в атмосферу веселья, дружеского состязания и удовольствия. Способствовать воспитанию целеустремленности, настойчивости, чувства взаимопомощи;
  3. продолжать знакомить с традициями и образами русского народа;
  4. осваивать основные приемы звукоизвлечения (деревянные ложки, маракасы, бубны, трещотки);
  5. развивать певческие навыки;
  6. формировать доброжелательные отношения между детьми;
  7. закреплять умения правильно и выразительно выполнять элементы русских народных плясок;
  8. Продолжать закреплять знания об изменениях в природе осенью;
  9. Закреплять умение с выражением рассказывать стихотворение, передавая настроение.

РАЗВИВАЮЩИЕ

  1. Развивать память, выразительную грамотную речь; обогащать словарный запас; формировать правильное звукопроизношение;
  2. развивать интерес к устному народному творчеству русского народа на примере изучения фольклорных жанров;
  3. корректировать и развивать общую моторику (плавность движений,развивать ритмичность, соразмерность движений);
  4. совершенствовать навыки творческого взаимодействия в процессе коллективного (игрового) воплощения образов русского фольклора;
  5. корректировать и развивать личностные качества обучающихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства);
  6. развивать фонематический слух и память.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ

  1. Воспитывать уверенность в себе, положительную самооценку, умение преодолевать комплексы; 
  2. воспитывать чувство уважения к народным традициям и культуре русского народа, любви к родному краю;
  3. воспитывать нравственные качества такие, как честность, доброта, взаимовыручка;
  4. способствовать воспитанию эстетических чувств.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, речевое развитие , социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Место проведения

Музыкальный зал.

Форма

Досуговая деятельность.

Оборудование

Костюмы героев: Царь Горох, Несмеяна, детские народные костюмы;

мультимедийная установка, фортепиано, балалайка;

декорации: осенние украшения, царский трон;

атрибуты: народные музыкальные инструменты(ложки, бубны, бубенцы, трещотки и пр.), шапочка капусты, платочек, самовар;

Аудиозаписи:  народные песни и мелодии: «Вейся, капуста», «Барыня», Г.Струве «Про козлика», И.Конвенан «Самовар».

Участники

Ведущий (воспитатель), Несмеяна (воспитатель), царь Горох (педагог доп.образования), музыкальный руководитель, дети в народных костюмах.

Ход мероприятия

В зал вбегают двое детей.

Даша. Собирайся, народ!

Вас много интересного ждёт:

Много песен, много шуток

И веселых прибауток.

Лёша.Это только присказка,

А что будет впереди -

Приготовься и гляди.

Даша. Заиграй-ка, балалайка!

Веселей, гармошка!

Добры молодцы идут

Погулять немножко.

Входят мальчики в русских народных костюмах друг за другом, перестраиваются на полукруг.

Леша. Вот какие молодцы

Очень важно так стоят.

Только что-то скучновато,

Не хватает здесь девчат.

Девочки из-за занавеса: «А мы - туточки».

Даша. Тара-ра, тара-ра,

Идут девочки со двора.

Входят девочки в народных костюмах друг за другом, перестраиваются на полукруг.

Ведущий Здравствуйте, девочки!

Здравствуйте, мальчики!

Зачем пришли, зачем пожаловали,

Зачем все вместе собрались?

Леша. Песни петь да танцевать,

Всех вокруг забавлять.

Илья. Жаль, что лето миновало.

Жарких дней нам было мало.

Лето было, да прошло,

Время осени пришло!

Песня «Приметы осени»

После садимся на места с двух сторон

Ведущий: Сказка, сказка, прибаутка

Рассказать её не шутка.

Чтобы сказка от начала

Словно реченька журчала.

Чтобы весь честной народ

От неё разинул рот.

Чтоб никто ни стар, ни мал

От неё не задремал.

Двери отворяются

Сказка начинается.

В королевстве, а может быть в царстве,

В тридевятом государстве

От которого нет и следа…

Поселилась однажды беда!

У царя одного, у Гороха,

Не поймешь где хорошо, где плохо…

Дочь-царевна была Несмеяна,

Слезы горькие лила, что из крана!

Все ревела целый день,как белуга

(шепотом) Галки глохли от испуга!

За кулисами раздается горький плач Несмеяны

Ведущий: Вы слышите? Опять плачет!

Бедный, бедный царь Горох!

Слушал, слушал и оглох!

Колдовство или какое другое коварство?

Только мокро было во всем государстве!

Мы не знаем вина в том чья,

Но слезы текли в три ручья…

Под музыку выходят царь и Несмеяна. Царь выносит в руках ведра

Царь: Ой, беда, беда!

Несмеяна: Беда, беда! А – а – а!

Царь: Почему у Несмеяны эти слёзы бегут и бегут?

Несмеяна: Бегут. Бегут… А – а – а!

Царь: Почему же Несмеяной тебя в королевстве зовут?

Несмеяна: Зовут а – а – а – зовут!

Царь: Доктора для тебя микстуру варили!

Несмеяна: Варилииииииии…..

Царь: А глаза твои слёзы лили!

Несмеяна: Лииииили!

Царь: Чародеи день и ночь старались!

Несмеяна: Старааааааааааались!

Царь: Только глазоньки твои не смеялись!

Несмеяна, доченька! Горе то какое!

Одно ведро полнее чем другое!

По – разному плачут твои глаза:

Тут слёз ведро, а тут пол ведра!

Несмеяна: Да?

Царь: Да!

Несмеяна: А –а – а – а!!! (плачет, присаживается на трон)

Царь: Ой беда, беда, беда! Ой, моя доченька больна!

А хочешь музыку веселую слушать?

Ну-ка, ставь-ка топориком ушки.

Где моя царская балалайка?!

Берет балалайку, играет веселую мелодию пляшет, Несмеяна закрывает уши, после Несмеяна еще громче рыдает.

Царь: Ах, Царевна дорогая! Успокойся же родная!

Видишь, люди здесь сидят на красу твою глядят.

Ведущая: Здравствуй, Царь батюшка. Коль беда у тебя какая случилась? Может ребята наши смогут помочь?

Царь: Ой, что хотите, то просите. Лишь царевну рассмешите!

Я тому отдам богатства, кто минует все препятствия!

Несмеяна: Все равно не рассмешите, буду плакать, хоть пляшите! (отворачивается от гостей)

Царь – Ты б, царевна, не грустила,

Ты б не хныкала, не ныла.

Посетила б огород,

Поводила б хоровод.

Катя. Чуть проклюнулся росток-

И уже как завиток!

Так и будет он стараться-

Все расти и завиваться,

Пригибать листок к листку,

Как положено вилку.

Не хворать при непогоде,

Даже с холодом дружить,

Потому что в огороде

Дольше всех

Капусте жить.

Надеваем шапочку капусты и даем платок «голове»

Хоровод «Вейся капуста»

После остаются на местах

Царь Горох:Ну что, Несмеяна, смотри какой веселый танец, повеселела ты?

Царевна: Ааа! Всё равно скучно!

Царь Горох:

Ты мне, девка, не дури! Ты мне, девка, не реви!

Что с тобою приключилось? Ну-ка, быстро говори!

Царевна: Ааа! Всё равно скучно!

Царевна: Думаешь, я промолчу? Слушать частушки я хочу!

Вед. Царь-батюшка, а ведь наши ребята знают частушки, сейчас они Царевну-Несмеяну повеселят!

Раздаем инструменты, забираем шапочку капусты и платок.

Частушки. Кланяются, садятся на места

Вед. А мы дальше праздник продолжаем, поиграть всех приглашаем!

Да и ты Несмеяна выходи, хватит слезы горькие лить.

А ты, Царь-батюшка, нам на балалаечке сыграй!

Царь А как же! Сыграю, может и царевна повеселеет!

Несмеяна: Ох, нет устала, посижу, на вас отсюда погляжу.

Игра «Золотые ворота». Выбираем 2х ведущих «ворота» и «маму»-водящую.

После на места

Несм. – Мне горланить неохота.

Плакать я начну в два счета.

Горох – Али «жисть» тебе не мила при батюшке?

Во дворце богатом все для тебя усыпано златом.

Ну чего тебе не хватает?

Несм. – Пусть меня повеселят,

Гостей веселых пригласят.

Горох – Это дело поправимо!

Это сделаю я живо.

(Пишет пером на свитке, берет рупор.)

Горох – Всем! Всем! Всем!

Объявляю свой царский указ!

Царь зовет к себе гостей

Из далеких волостей,

Утешать царевну-дочь.

Просит всех ему помочь.

Лишь царевна засмеется,

Звонким хохотом зальется,

Одарю я молодца

Лучше родного отца!

Вед А вот и первые гости.

Тут танцоры, музыканты

Нам покажут все таланты!

Выставляем стулья для ложкарей. Раздаем ложки.

Даша Как у наших у ворот

Собирается народ

Вперед пропустим ложкарей

Чтоб веселить наших гостей.

Эти ложки не для каши,

Не для супа, не для щей.

Ты игру послушай нашу

Сразу станет веселей.

Ложкари. Стулья уносят сами

Ведущий. А вот и следующие гости!

подходят смельчаки)

Илья – Здравствуй, Царь-батюшка! Услышали мы твой указ и пришли

Несмеяну веселить.

Несм. – Ни за что не рассмеюсь.

Только пуще разозлюсь.

Горох – Ладно, дочка, пусть попробуют!

Расскажите что-нибудь интересное. Где были? Что видели?

Настя– А были мы на ярмарке! К ней все готовятся.

Площадь украсили такими длинными красивыми сардельками.

Горох – Какими такими сардельками?

Несм. – Да не сардельками, а гирляндами.

Рома – А на площади стоит круглая разноцветная юла, на ней дети катаются.

Горох – Как так, на юле катаются?

Несм. – Да не юла, а карусель.

Арина – И катаются дети на этой карусели грустные-прегрустные, как Несмеяна.

Несм. – И не грустные дети, а веселые.

Федя – А еще детишкам взрослые покупают вкусности разные: кому соли, кому перчику, кому горчички.

Несм. – Какая горчичка! Конфеты да печенье им покупают, леденцы и пирожные.

Настя– И везде-везде люди песни поют, пляшут и громко-громко плачут!

Несм. – Да все вы перепутали! Не плачут они, а смеются!

Все смельчаки – Да как же они смеются?

Несм. – А вот так! (Смеется.)

Горох – Радость-то какая! Ну, люди добрые, уважили Царя-батюшку!

Теперь ты не царевна,

Теперь ты – королевна!

Музыка скорей играй.

Дочь, на пляску приглашай.

Хоровод-игра «Царевна-королевна»

Вед. – Понравилась вам, ребята, наша осенняя сказка? А вам, гости дорогие? Я очень рада!

Вед.2 А теперь как и положено, всем гостям угощение! Кажется, и самовар поспел.

Вступление, выход детей

Все. – В гости всех мы позовем

И чайку для всех нальем.

Сверху пар, снизу пар –

Вот он – русский самовар!

Вика Милости просим на чашку чая!

Песня «Самовар»

Царь и Царевна приглашают детей на чаепитие.

Рефлексия

После проведения мероприятия запланированы следующие  методики коллективной и индивидуальной рефлексии:

  • беседа (Чем сегодня занимались? Что понравилось? Что не понравилось? Что получилось? Что не получилось?)
  • «Дерево чувств»: детям будет предложено повесить на дерево яблоко, цвет которого будет соответствовать эмоциям, который ребенок получил во время мероприятия (красное- восторг, очень понравилось; жёлтое- было иногда весело,иногда скучно; зелёное- было скучно, не интересно). В конце анализ, каких яблок было больше всего на дереве.
  • Рисование настроения. Игра «Мое настроение похоже на…»…солнышко, …солнышко с тучкой, … тучку, …тучку с дождиком, …тучку с молнией.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Осень смешивает краски, водит кистью золотой, И рассказывает сказки нам осенние с тобой»

Интегрированное занятие ( музыка, ИЗО) Цель: Развитие коммуникативно – познавательной деятельности, интереса к предметам и явлениям окружающей действительности через тему осени....

Сценарий осенней сказки "В осеннем лесу" (для детей старшей группы детского сада)

сценарий осеннего праздника с видеоматериалом (ВХОД НА ПРАЗДНИК-в разделе ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ)...

Сценарий "Осенняя сказка про Осень-красавицу и Тетушку-Непогодушку"

Сценарий "Осенняя сказка про Осень-красавицу и Тетушку-Непогодушку"...

Сценарий осеннего утренника «Сказка в осеннем лесу»

Цель:  организация досуга дошкольников;  расширение знаний и представлений  об осеннем лесе,    формирование  потребности здорового образа жизни.Форма проведения: ко...

Сценарий осенней сказки "В осеннем лесу"

Сценарий осенней сказки "В осеннем лесу"...

Осенний праздник в подготовительной группе "Сказка рассказанная Осенью"

На этом празднике ребята вместе с царем Горохом и Несмеяной отправились на осеннюю ярмарку....