Сценарий: «АХ, ЭТОТ СТАРЫЙ НОВЫЙ ГОД!»
методическая разработка

 

Цель:

- доставить детям радость воспоминаний о прошедших новогодних праздниках, эстетическое наслаждение;

Задачи:

- познакомить с понятием Старый Новый год, его значением;

- Приобщать детей к народным играм, частушкам, пляскам. Развивать эмоциональную отзывчивость, внимание;

- воспитать интерес к прошлому, чувство товарищества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл staryy_novyy_god.docx243.33 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий: «АХ, ЭТОТ СТАРЫЙ НОВЫЙ ГОД!»

Цель:

- доставить детям радость воспоминаний о прошедших новогодних праздниках, эстетическое наслаждение;

Задачи:

- познакомить с понятием Старый Новый год, его значением;

- Приобщать детей к народным играм, частушкам, пляскам. Развивать эмоциональную отзывчивость, внимание;

- воспитать интерес к прошлому, чувство товарищества

 Действующие лица: Солоха,ряженые,баба Яга,

скоморох 1: Странный праздник – необычный.

Ни общественный, ни личный.

 скоморох 2: После новогодней ночи как-то все устали очень.

 Но прошло лишь две недели,

снова взгляды потеплели.

Вновь душевный поворот –

 

Вместе: Это – Старый Новый год!

 

скоморох 1: Он приходит зимнею порою,

Закружив снежинок хоровод,

Красотой таинственной и строгой,

 Наполняет сердце Старый Новый год!
 

Скоморох  2: Есть любимый всеми праздник-

                  Старый Новый год!

                 Он подарками нас дразнит,

                  Счастье в дом несет

                                              Хоровод под музыку ледяные ладошки

Входит Солоха

Солоха: Здравствуйте, гости дорогие!

Дети! Велено для вас,

Довести в сей час указ,

Заготовленный самой,

Нашей матушкой – Зимой! (читает указ)

Непременно вы должны

Быть на празднике Зимы,

Эй , спешите вы сюда, в гости Коляда пришла

Будем прыгать мы, смеяться,

Петь, шутить и забавляться.

скоморох 1В первый день Нового года был и сейчас остается, обряд посевания, ведь наши предки встречали Новый год не зимой, а весной и потому обряд посевания связан с надеждами на добрый урожай. Посевали большей частью дети, причем щедрее всех одаривали тех, кто пришел в дом первым.

Скоморохи вместе Сею-вею, посеваю.

С Новым годом поздравляю!

На Новый год, на ново счастье

Уродись, пшеничка,

Горох, чечевичка!

На поле – копнами,

На столе – пирогами!

С Новым годом,

с новым счастьем,

хозяин и хозяюшка!

Песня или танец

Скоморох 2: Зима не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками. Один из них — Новогодние святки.

С давних лет на Руси в это время 3 праздника- Новый год, Рождество, Крещение. Все эти праздники идут в течении двух недель, и эти недели называют святками. На святки в каждом доме хозяйки пекли из теста фигурки, изображения разных животных: маленьких коров, овец, быков.

Такие фигурки ставились на окна и столы, посылались в подарок родным. Считалось, что это приносит  в дом счастье и благополучие.

Святки праздновались очень весело: ребята надевали маски, изображающие разных животных. Они наряжались, рядились. И называли их ряженым

Скоморох 1 И,вот под Старый Новый год, т.е. 13 января вечером ряженые

ходили по дворам, прихватив мешки «побольше, в масках и

щедровали – желали добра, богатства, счастья, здоровья и благополучия.

Входят колядовщики под музыку

Ряженый 1.. Сеем, веем, посеваем, С Рождеством вас поздравляем. Счастья будет вам горой, Урожая воз большой.

2-й ряженый. С колядою поздравляем И хозяевам желаем, Чтобы в доме был достаток И в семье все было гладко!

3ряженый. Колядки, колядки, Собрались ребятки. По деревне пошли, Вместе Коляду нашли. Коляда - моляда Всех ребят созвала, Всех ребят созвала, Всем гостинцы раздала.
Игра «Перетягивание Каната»

Ряженый 1Пришла коляда,
Отворяй ворота!
Ворота отворяй
И гостей принимай!
ряженый 2Как зашли мы, зашли
Да в хорошую хату.
Здравствуйте, ребята!

Ряженый 3Коляда-коляда

Горит на небе звезда,

К вам пришли на Святки

И поём колядки. Щедрый день, добрый день!
все вместеСеем, веем, посеваем,
С Новым годом поздравляем!
(
Колядующие рассыпают зерно).

Коляда-коляда

На столе стоит еда

Каша рассыпная,

Мёдом залитая. Доставайте сундучки,
Подавайте пяточки.
Хоть рубль,
Хоть пятак,
Не уйдём из дома так!

Коляда-коляда ,

Подавай еду сюда,

Конфет коробок

И монет мешок…. Сеем, веем, подсеваем,
С Новым годом поздравляем!
Открывайте сундучок,
Доставайте пятачок!
 (
Колядующие рассыпают зерно).

СОЛОХА: Ах, спасибо вам, колядки,

      Что пришли в наш дом на святки!

      Пожелали нам добра!

      Вот вам угощенье - Вкусное печенье

      Сладкие конфетки, Кушайте, детки!

                                       (Вручает вязанку с баранками)

Танец

СОЛОХА: Ну, а какой святочный праздник без шуток-прибауток, без веселых соревнований? На посиделках всегда девчата с мальчишками соревновались, умом и смекалкой похвалялись.

Ряженые: Вон сколько у нас детишек, и девчонок и мальчишек.

Ряженые: Собирайтесь все в кружок,  поиграем мы чуток.

Солоха Колядки, колядки вот наши детки.

         По станице пошли,

         Да коляду нашли.

         Коляда, коляда,

         Всех детей позвала,

         Не сидеть, не скучать,

         А всем весело играть!

ИГРА «Петушиные бои»
Дети встают на одну ногу, вторую удерживают рукой и пытаются вытолкнуть противника из круга. Вместо круга можно использовать небольшой ковёр – для обозначения границ.

Солоха: По традиции, в начале святок принято было гадать! Гадают все – и взрослые, и дети.

Очень любят люди эту забаву. Девушки в давние времена сапожок выбрасывали за ворота – в какую сторону «нос» его посмотрит, оттуда и жених приедет; ставили свечку у зеркала и ждали, что в нем привидится; жгли бумагу и смотрели, как пепел ляжет. Много было и других разных гаданий. Не все верили в гадания, но все равно гадали, так, для веселья. Давайте и мы с вами погадаем!

СОЛОХА: Без гаданья, что за святки?

        Погадаем-ка, ребятки!

        Ну-ка, ребята, помогай,

        Ты мешочек доставай!

Звучит волшебная музыка, влетает Б.Я и по пути срывает звезду с ёлки.

Солоха. А ты, карга старая, чего прилетела? Нечистой силе на новогодних святках нечего делать.

Б.Я. Ну, во-первых, здравствуйте, а во вторых, ты, Солоха, со мной повежливее будь, на Васильев день гадать все любят, а без меня  гадания не бывает, да и звезды святочной у вас нет так, что праздник закончен, расходитесь по домам… Хотя (задумывается) можете остаться (подмигивает ребятам) посоревнуемся, кто хитрей, смекалистей, веселей будет. Если со мной поиграете, повеселите меня, кто знает, может, и звезду верну…

 Солоха.Что делать придется играть с нечистой силой, не хочется без праздника оставаться!

ГАДАНИЕ:  под музыку Игра “Ведьмина метелка”

Дети становятся в круг и передают веник, украшенный бантом, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, достает из мешочка бумажку с предсказанием

Баба яга Ну, вот погадала все про себя узнала, пора мне и домой

Скоморох 1 У праздника есть начало,

У праздника есть и конец.

Кто с нами играл и смеялся

Весь день - тот был молодец.

Скоморох 2

В деревне уж гасятся свечи,

На небе сверкает уж месяц,

Звёзды опять зажигаются,

И сказка для всех продолжается.

Загадаем все желание,

Чтоб легче стало прощание.

Общий хоровод под музыку ,в конце угощение петушок  на палочке.

Прощание с ёлочкой ,день рождения Снеговика

Ведущий:
- На улице зима,  Зимой все вокруг похоже на белую сказку. Но какая сказка без сказочных героев? Ребята, кого из зимних сказочных героев вы знаете?
Ведущий:
-А сейчас я вам загадаю загадку еще про одного зимнего сказочного героя!
Появился во дворе
Он в холодном январе.
Неуклюжий и смешной,
У катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык
Наш приятель …
Дети: Снеговик!
(выходит Снеговик под музыку «Ах, вы сени»)
Снеговик: 

Я – Снеговик, Снеговик, и к морозам я привык
Не пугают никогда меня снег и холода
Я- Снеговик, Снеговик, и к морозам я привык
Вы меня скатали ловко, вместо носика – морковка
Здравствуйте, здравствуйте! Вот и я!
Вижу заждались меня!
Снеговик я не простой, любопытный, озорной

Но закончились новогодние праздники и нам с ёлочкой пора возвращаться в лес. А на прощанье предлагаю всем повеселиться, хотите?
-Знать хочу я чем, ребята занимаются зимой? Что вы любите зимой? Снеговик:

 -Люблю веселье, шум и смех, много игр знаю.
И сейчас, ребята здесь с вами поиграю.
Прежде чем играть, соревноваться,
Вы скорей должны размяться.
Упражненья выполняйте, за мной дружно повторяйте:
Руки к пяткам, и к ушам, на колени, и к плечам.
В стороны, на пояс, вверх, а теперь веселый смех:
Все мальчишки: «ха-ха-ха! »
Все девчонки: «хи-хи-хи! »
А все вместе: «хо-хо-хо! »
Снеговик: 

-Молодцы, ребята!

Ведущий Снеговик, помоги нам , Елочка грустная стоит, огоньками на прощание не горит

Снег: Это мы сейчас исправим, ёлочку гореть заставим.

Скажем дружно: «Раз, два, три! Ёлочка гори!

Дети повторяют за Снеговиком. Ёлочка загорается.

Ведущий:
  Ребята,А, вы знаете, что сегодня день рождения Снеговика. а вы хотите поздравить Снеговика с днем рождения? А подарком для Снеговика будут ваши игры, пляски, песни и ваше хорошее настроение.
Дети-Да,

Ведущий Снеговик. Мы хотим вместе с тобой отпраздновать твой День Рождения, ты согласен?
Снеговик: 

-Я буду очень рад!
Ведущий: 
Ну-ка в круг скорей вставай,
Громче, музыка, играй,
Снеговику сегодня все
Испечем мы каравай!
                                         Танец со Снеговиком
Снеговик:

- Молодцы ребята!
В зимний день я не скучаю
Быстро лыжи надеваю
В руки я беру две палки
С ветерком играю в салки
Хотите на лыжах покататься?
                               Игра «Кто быстрее пробежит на лыжах»
Снеговик:

 - Молодцы ребята!

Снеговик:

 - Есть и новая игра, выходи детвора! Давайте весело играть и снежки собирать.
Ведущий:

 - Снеговик, а ты снежки принес?
Снеговик: 

-Конечно, пока вы танцевали я вот сколько налепил! (показывает корзину- в ней снежки)
                           Игра «Кто больше соберет снежков»
Снеговик: 

- Молодцы, ребята, а я для вас приготовил зимние загадки. Слушайте и отгадывайте!
1. Вся она приходит в белом,
Укрывает она снегом
Все деревья и дома,
Называется (зима)
2. Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (снег)

3.Мы слепили снежный ком,
Шляпу сделали на нем,
Нос приделали и в миг
Получился (снеговик)

4. Белой стайкой мошкара
Вьется, кружится с утра.
Не пищит и не кусает-
Просто так себе летает. (снежинки)
5. Вился, вился белый рой.
Сел на землю – стал горой. (сугроб)
6. Дождались зимы друзья;
По реке бегут, скользя.
Лед срезают, как ножи,
Выполняя виражи. (коньки)
7. Две курносые подружки
Не отстали друг от дружки.
Обе по снегу бегут,
Обе песенки поют,
Обе ленты на снегу
Оставляют на бегу. (лыжи)
8. Взял дубовых два бруска,
Два железных полозка,
На бруски набил я планки.
Дайте снег! Готовы (санки)
9. Гуляю в поле,
Летаю на воле,
Кручу, бурчу,
Знать ничего не хочу. (метель)
10. По снегу покатите –
Я подрасту.
На костре согрейте –
Я пропаду. (снежный ком)
11. Едва повеяло зимой,
Они всегда с тобой.
Согреют две сестрички,
Зовут их (рукавички)
Снеговик: 

-Молодцы, ребята, все загадки отгадали!

                                       Игра соревнование: «Метлолет»
(участвуют - 2 команды, летят по одному на метле оббегают елочку добегают до своей команды и передают следующему члену команды и так до конца)
Снеговик: 

- Молодцы, ребята, отважно сражались! А сейчас игра на сообразительность.


                                              Игра  «Ответь правильно»
-Снег белый или синий?
-Лед твердый или мягкий?
-Снег капает или идет?
-Зимой бывает снегопад или листопад?
-Лед скользкий или шершавый?
-На улице мороз или жара?
-Сосульки едят или грызут?
-На коньках катаются или качаются?
-Снеговика лепят или строят?
Снеговик:

- Молодцы, ребята, какие же вы находчивые, сообразительные умные вы много знаете о зиме! А вы гуляете зимой на прогулке? А чем вы там занимаетесь?
(ответ детей)
                                        Игра «Портрет Снеговика»
Ребенок подбегает к мольберту и рисует один элемент (голову, глаза, рот, нос-морковку, шляпу).
Снеговик: 

-Спасибо вам, ребята, отличные получились портреты! Я повешу их в своем домике.  Ещё поиграем?
                                             Игра «Зимушка – зима» 

(дети выполняют следующие задания: «мороз» - стоять, «вьюга» - бег на месте, «метель» - присесть, «снег» - кружиться на месте) .

Дети садятся на стульчики,

Снеговик Ой, да что же мы. Селочкой вас в гости пригласили,Но ни чем не угостили!
А угостить мы вас хотим своим любимым лакомством – мягкими, белыми снежками.
Ведущий: 

-Ой, Снеговик! Да разве можно есть снежки? Они же холодные! Можно простудиться и заболеть.
Снеговик: 

-Да ведь у нас не простые снежки, а волшебные! Они сладкие, вкусные, зефирные.
Угощает детей зефиром.

Сели на места. Ёлочка мигает.

Снег: Ёлочка мигает, нам пора прощаться! Снеговику и ёлочке в лес волшебный возвращаться!

Звучит волшебная музыка. Дети благодарят его. Прощаются с ёлочкой и уходят в группу.

C:\Users\Acer\Downloads\IMG_20240111_094221.jpg



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника «ЭТОТ СТАРЫЙ НОВЫЙ ГОД»

Приобщение  детей  к истокам русской народной культуры, активизация речевого развития через двигательную и театрализованную деятельность. Создать условия для возникновения положительных эмоц...

Ах, этот, старый Новый год!

Сценарий к празднованию старого Нового года...

Сценарий: «АХ, ЭТОТ СТАРЫЙ НОВЫЙ ГОД!»

Цель: Приобщать детей к истокам русской народной культуры. Задачи:- Образовательные: Познакомить с понятием Старый Новый год. Его значением. Познакомить с обрядом колядования. Рассказать, ка...

Конспект досуга в средней группе «Ах, этот старый новый год!»

Развлечение для детей дошкольного возраста в средней группе....

«Ах, этот Старый новый год»

laquo;Ах, этот Старый новый год»Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры, знакомство с обычаями и традициями русского народа.Оформление: зал празднично украшен, новогодняя елк...

Сценарий развлечения «Ах, этот Старый Новый год»

Цель: Познакомить детей со значимостью праздника, как народные традиции – старый новый год. Задачи:• Развивать физические качества;• Развивать дружеские взаимоотношения между деть...