Открытое совместное мероприятие с родителями в средней группе на развитие семейных традиций «Волшебное дерево Бабушки Яги»
методическая разработка (средняя группа)

Ляпина Ирина Александровна

Цель: создать условия для понимания важности семейных традиций в современных семьях и создание семейных традиций, через игровые ситуации.

Задачи:

  • Формирование доверительных и доброжелательных отношений сотрудничества между родителями и детьми, педагогом и воспитанниками, педагогом и родителями;
  • Обогащать родителей педагогическими знаниями, вовлечь в игровой обучающий процесс, создавать эмоционально-положительную атмосферу; 
  • Воспитание любви и уважения к народной культуре, традициям, нравственным ценностям русского народа, развитие творческой фантазии.
  • Познакомить с историей возникновения традиционных народных кукол, ролью куклы в народном быту, вызвать интерес к изготовлению игрушки, желание родителей применять это в совместной игровой деятельности с детьми.
  • Расширять представление родителей о роли сказки в воспитании ребенка (памятки).

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 40 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ

Открытое совместное  мероприятие с родителями в средней группе

на развитие семейных традиций

«Волшебное дерево Бабушки Яги»

                                                                      Подготовила:  

                                                                      воспитатель Ляпина И.А.

        2024 г

Цель: создать условия для понимания важности семейных традиций в современных семьях и создание семейных традиций, через игровые ситуации.

Задачи:

  • Формирование доверительных и доброжелательных отношений сотрудничества между родителями и детьми, педагогом и воспитанниками, педагогом и родителями;
  • Обогащать родителей педагогическими знаниями, вовлечь в игровой обучающий процесс, создавать эмоционально-положительную атмосферу
  • Воспитание любви и уважения к народной культуре, традициям, нравственным ценностям русского народа, развитие творческой фантазии.
  • Познакомить с историей возникновения традиционных народных кукол, ролью куклы в народном быту, вызвать интерес к данному виду творчества, желание родителей применять его в совместной игровой деятельности с детьми.
  • Расширять представление родителей о роли сказки в воспитании ребенка (памятки).

Материал и оборудование:

Распечатанные пословицы и поговорки  о семье;

«волшебное дерево с золотыми яблоками» (искусственное или картонное дерево с яблоками из фоамирана);

мультимедийное оборудование; презентация по содержанию мероприятия,

пластиковые файл, пластиковые трубочки, крупное конфетти или крупные пенопластовые шарики, картинки с изображением фрагментов сказок или сказочных героев; маски для спектакля: котенок, солнце, две сороки, ветер, бумажка, петух, 3 курицы, щенок.

Прозрачная емкость с водой; пена для бритья; пищевые  красители; пипетка, клеенка, перчатки; цветы из цветной бумаги для фокуса, небольшие емкости с водой.

Баба Яга: (воспитатель в роли Бабы Яги проводит открытое мероприятие, заходит в группу после того, как родители заняли места):

- Ой, и кто это ко мне пожаловал? Какие гости у меня сегодня дорогие, мамочки деток наших любимые! Здравствуйте! Очень хорошо, что мы с вами встретились, есть у меня к вам разговор серьезный, безотлагательный, слушайте сами очень внимательно.

Видеоролик: (дети по очереди зачитывают стихотворение)

 

1 ребенок

Забот у Вас много, мы понимаем

Но ведь без Вас мы очень скучаем.  

2 ребенок

Сказок и книжек нам мало читаете,

Про игры с нами Вы забываете.        

3 ребенок

Вы с Бабой Ягой поколдуйте немного-

Она Вам, верно, укажет дорогу,        

4 ребенок

Как сохранить, передать и найти,         

Традиции крепкой и дружной семьи!

Баба Яга: Жалуются ребятки Ваши, что мало книжек вы им читаете, сказок не рассказываете, играете с ними мало,  семейные традиции мало поддерживаете.  Ох, огорчаете вы их, да и меня тоже.

Да, безусловно, быть родителями – совсем не просто. Ребенок растет, познает мир, нам, как родителям очень важно поддерживать его интерес, питать любопытство, развивать умения и навыки. Родители – это настоящие супергерои. Они должны уметь петь, танцевать, читать сказки, уметь объяснять совершенно сложные «взрослые» слова простым языком, доносить до малыша смысл.

Ну, так и быть, раз вы у меня в гостях, помогу я вам, подскажу, что сделать можно.

Какие же бывают традиции?

  • Бытовые традиции (чтение по вечерам, совместное приготовление обеда в выходной, сказки на ночь).
  •  Духовные традиции (религиозные традиции, помощь старшим, родственникам, семейная благотворительность).
  • Семейные праздники.
  • Семейные реликвии (вещи, которые принадлежали вашим предкам).

Всем известно, что на Руси у всех семей были свои традиции, которые объединяли, делая их сильными и крепкими. Но, со временем, многие традиции были утеряны, часть традиций осталась, изменившись.

Но сегодня, в суете современных дней мы часто забываем о них.

Семейные традиции – это то, что выросший ребенок принесет в свою семью, самые лучшие детские воспоминания и самые крепкие узы. Это история вашей семьи, которую ребенок пронесет через всю свою жизнь и передаст следующим поколениям. Никогда не поздно положить начало новым традициям, а особенно это просто сделать с помощью игр и сказок. И так, начнем. А поможет нам мое Волшебное дерево.

Как у нас в садочке, в тихом уголочке,

Появилось дерево, чудо дерево

Не листочки на нем, не цветочки на нем,

А золотые яблочки, да с подсказками!

Первое яблочко срываем, что нам делать все узнаем.

1. Игра «Ассоциации» на слово «СЕМЬЯ»

Давайте поиграем в ассоциации.

Слушайте задание и говорите первые образы, которые придут вам в голову.

- Если семья – это постройка, то она … (крепость, кооперативная квартира, коммуналка, шалаш на двоих и т.д.

- Если семья – это музыка, то она… (игра на скрипке. Фуги Баха, тяжелый металл, цыганские песни, и т.д.)

- Если семья – это геометрическая фигура, то она…(круг, вектор, точка, спираль и т.д.)

- Если семья – это цветок – (Ромашка – символ семьи в России, нежная и ласковая весенняя фиалка, роза с шипами – препятствиями, которые дружная семья с легкостью преодолевает вместе)

- Если семья – это настроение, то она… (радость, тоска смертная, постоянный стресс, блаженство, тревога ит.д.)

Предложить родителям высказать и обсудить возникшие у них ассоциации. Какие интересные  ассоциации у вас получились, каждая семья со своей изюминкой. Каждый из Вас сделал для себя выводы из своих ответов. Идем дальше.

Второе яблочко срываем, что же дальше делать нам узнаем.

2.Дыхательная игра "Сказочный снегопад"

Предлагаю вам (дома вместе с ребенком) устроить "снегопад".  А заодно потренировать речевое дыхание,  развивать различные процессы: наблюдательность, внимание, память, зрительную память и др. ребенка. Для этой веселой и полезной игры понадобятся: пластиковый файл, цветная бумага, пластиковая трубочка, пенопластовые шарики. Вместо пенопластовых шариков можно использовать самодельное конфетти. Конфетти легко сделать из бумаги при помощи дырокола.
Рисуем на листе бумаги или распечатываем то, что необходимо по тематике. В данном мероприятии используются фрагменты сказок и сказочные герои. Вкладываем лист в файл. Также внутрь файла помещаем пенопластовые шарики или конфетти, так, чтобы они закрыли изображение на листе.  При помощи степлера или скотча запечатываем файл. Проделываем в файле небольшое отверстие и вставляем внутрь пластиковую трубочку. Родители (дети) должны через трубочку раздуть «снегопад» и отгадать, какая сказка изображена на картинке.
ВНИМАНИЕ! В целях безопасности конфетти (пенопластовые шарики) обязательно должны быть больше по размерам, чем диаметр трубочки!

 

Будем мы сейчас дышать,

Будем сказки называть:

Рукавичка, Теремок,

Колобок – румяный бок.

Есть и Машенька – краса,

Три медведя, Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про Жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Эти сказкам каждый рад.

(Родители под руководством педагога, со словесным сопровождением  выполняют дыхательную гимнастику, отгадывая сказки).

Какие все молодцы, справились с заданием, все сказки отгадали

Третье яблочко срываем, что будем делать дальше мы узнаем.

3. Мастер – класс по изготовлению игрушки

«Зайчик на пальчик»

Психологи утверждают: игрушки, с которыми ребенок играет в детстве, влияют на его характер. Практически каждая игрушка диктует ребёнку определённую модель поведения и сюжет игры. И чем милее выражения лиц у кукол, тем спокойнее, уравновешеннее и добрее будут дети. Кукла для ребёнка выступает в качестве заменителя преданного друга, который все понимает и не помнит зла. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память, внимание. Существовали народные куклы трёх видов: обереговая, обрядовая и игровая. 

           

Изначально, кукла служила обрядовым символом, а уже потом превратилась в детскую игрушку. Издревле на Руси для того, чтобы оградить себя и свой дом от злых духов и болезней, люди изготавливали обереги в виде кукол. Лицо кукле не рисовали. Считалось, что в неё может вселиться злой дух, который в дальнейшем будет оказывать плохое влияние на хозяина, детей и дом. В каждую куклу старались вложить частичку своей души. Кукла оберег- символ материнства. Она должна была принести здоровье, радость, благополучие для ребенка и соответственно для всей семьи. Но чтобы сделать куклу – оберег, необходимо соблюдать ряд условий и это необходимо делать дома. Поэтому  мы с вами сделать простую игрушку «Зайчик на пальчик».

Для изготовления куклы - игрушки Зайчик необходимо:

1. Квадратная салфетка или кусок ткани.

2. Силиконовые резинки (для второго способа изготовления игрушки).

3. Ручки, для рисования мордочки Зайчика.

Ход работы:

Потешки - игры

Зайки скачут,        
Скок, скок, скок,
На зеленый на лужок.
Травку щиплют, кушают,
Осторожно слушают —
Не идет ли волк.

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть.

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Кто-то зайку напугал –

Зайка - прыг - и убежал"

4. Моментальный спектакль

Воображение – неотъемлемая составляющая ребенка. Малыши постоянно фантазируют, отражают это в своих рисунках, придумывают слова песен, сказок. Мы – становясь старше, утрачиваем способность мечтать, воображать. А чтобы быть на уровне с ребенком – иногда необходимо к этому возвращаться. И я вам предлагаю сейчас стать актерами и поиграть в сказку. (Родители по жребию вытягивают роли, разбирают атрибуты, соответственно ролям. Педагог читает текст, родители импровизированно играют спектакль в соответствии с ролями).

Первая прогулка котенка

Действующие лица: котенок, солнце, две сороки, ветер, бумажка, петух,

2-3 курицы, щенок.

Сегодня котенок впервые вышел из дому. Было теплое летнее утро, солнце раскидывало свои лучи во все стороны.

Котенок уселся на крылечко и стал щуриться на солнце. Вдруг его внимание

привлекли две сороки, которые прилетели и сели на забор. Котенок медленно

сполз с крылечка и стал подкрадываться к птицам. Сороки стрекотали не

умолкая. Котенок высоко подпрыгнул, но сороки улетели. Ничего не вышло.

Котенок стал оглядываться по сторонам в поисках новых приключений. Дул

легкий ветерок и гнал по земле бумажку. Бумажка громко шуршала. Котенок

схватил ее, поцарапал немного, покусал и, не найдя в ней ничего

интересного, отпустил. Бумажка улетела, подгоняемая ветром. И тут котенок

увидел петуха. Высоко поднимая ноги, тот важно шел по двору. Затем

остановился, захлопал крыльями и пропел свою звонкую песню. Со всех

сторон к петуху бросились куры. Недолго думая, котенок бросился в стаю и

схватил одну курицу за хвост.

Но та так больно клюнула котенка, что он заорал истошным криком и

побежал обратно на крыльцо. Тут его поджидала новая опасность. Соседский

щенок, припадая на передние лапы, громко залаял на котенка, а потом

попытался его укусить. Котенок в ответ громко зашипел, выпустил когти и

ударил щенка по носу. Щенок убежал, жалобно поскуливая. Котенок

почувствовал себя победителем. Он начал зализывать рану, нанесенную

курицей. Потом он почесал задней лапой за ухом, растянулся на крылечке во

весь свой рост и заснул. Что ему снилось, мы не знаем, но он почему-то все

время дергал лапой и шевелил усами во сне. Так закончилось первое

знакомство котенка с улицей.

Нам, взрослым, нужно чаще вспоминать, что сказка и внутренний мир ребенка неотделимы, отвечать на его переживания сказкой, говорить с ним на языке фантазии и воображения.

Не забывайте: сказка – это всегда волшебство. Самое страшное чудовище можно остановить добрым словом или поступком, можно просто пожалеть его, накормить и стать его другом – и все изменится! Не жалейте времени, вернитесь в детство, дарите своим детям пусть маленькие, но чудеса, станьте добрыми волшебниками.  Вы сами и не заметите, что прошла усталость,  заботы и проблемы отойдут на задний план, хотя бы на какое-то время, ведь что может быть важнее искренних эмоций, которые будет испытывать Ваш малыш при совместном творчестве и времени проведенным с самыми любимыми людьми – родной семьей.  

5. Фокусы

А на моем волшебном дереве осталось как раз яблочко чудес.

Я Вам покажу некоторые простые фокусы с водой, которые приведут Вашего малыша в восторг. И это можно использовать в различных ситуациях – в различной образовательной деятельности, игровой, бытовой. Главное – это наличие искреннего желания и свободного времени, а  правильное использование интернета Вам обязательно помогут расширить и разнообразить  общение с Вашим ребенком и провести время с пользой.

Техника безопасности.

При проведении даже простой опытно – экспериментальной деятельности требуется соблюдать правила безопасности:

  • Проводить опыты только под присмотром взрослого.
  • Во время эксперимента следить за малышом, не разрешать пробовать на вкус ингредиенты, или использовать съедобные, не разрешать трогать острые предметы.
  • Накрыть пленкой или другим плотным материалом окружающую мебель.
  • Использовать безопасные материалы, посуду.
  • Можно надеть специальные защитные очки, перчатки.

Фокус  «Цветной дождик»

Это простой и наглядный опыт для детей, объясняющий обычные климатические явления.

Понадобится: прозрачная емкость с водой; пена для бритья (возможно, получится с растительными сливками в балончике; пищевые  красители; пипетка).

Наполнить прозрачную емкость водой на ¾ объема.

Сверху выдавить немного пены и аккуратно помочь ей осесть на водной поверхности. Удобно это сделать ложкой или кулинарной лопаткой.

Смешать краситель в небольшом количестве воды и наполнить жидкостью шприц или пипетку.

Демонстрировать эксперимент «Дождь в банке» начинают с момента выдавливания красителя на поверхность пены:

Для этого аккуратно помещают кончик шприца в воздушную пену и медленно вводят краситель. Доверить такую операцию можно ребенку.

Постепенно белое воздушное «облако» отяжелеет, и через некоторое время ребенок будет восхищенно наблюдать сквозь стекло «цветной дождь».

Полезно такую демонстрацию завершить теоретическим занятием на тему «Как образуются и выпадают осадки». После наглядного примера, когда видны струи окрашенной воды в прозрачной жидкости, ребенку легко объяснить, как перед дождем облака меняют цвет и форму.

Фокус «Распускающиеся цветы на воде»

Понадобится: небольшая ёмкость с водой (тарелка, миска), ножницы и цветная бумага.

1. Приготовьте ножницы и листики цветной бумаги 10 на 10 см.

2. Согните листики несколько раз и вырезайте лепестки. Этот процесс похож на вырезание бумажных снежинок. Лепестки можно делать разной формы: широкие и узкие, закруглённые и острые.

3. Теперь аккуратно загните все лепестки внутрь цветка.

https://nsportal.ru/ap/sites/ap.nsportal.ru/files/styles/large/public/media/2020/07/21/raspuskayushchiesya_bumazhnye_tsvety_na_vode3.jpg?itok=GRABh53C

4. Опустите бутоны в воду. Удивительно, но можно услышать шелест лепестков при распускании.

Полезные советы:

1. Цветы после просушивания можно использовать ещё раз.

2. В центр цветка, перед загибанием лепестков, можно приклеить (нарисовать) маленький сюрприз. Например, сказочных героев буквы или слова (при обучении чтению), цифры,  фотографии мамы и папы. В общем, это замечательное занятие понравится всей семье!

Детские эксперименты, приводя в восторг маленьких исследователей, развивают творческие способности, любознательность, расширяют представления об окружающем мире, свойствах веществ. Организация таких небольших «чудес» сближает всех членов семьи.

Рефлексия:

Сегодня один из немногих дней, когда мы, взрослые, пусть всего на один час, но смогли вернуться в детство, благодаря, своим детям. Я надеюсь, что сегодняшний вечер, и мое волшебное дерево помогло вам прочувствовать то, что необходимо вашему ребенку, понять как стать к нему ближе, и научиться  сохранять, создавать и передавать традиции вашей семьи. Желаю Вам и Вашим детям самых умных, добрых и полезных сказок, игр, и чудесного времени, проведенного с самым дорогими людьми. Пусть это станет самой главной семейной традицией!

Я благодарю вас всех за участие и хочу наградить памятными медалями.

(Награждение родителей памятными медалями «Лучшие родители»).

И если  вам понравилось у меня в гостях, было познавательно, увлекательно и вы провели время с пользой и Ваши сердца переполняют лишь положительные эмоции, то предлагаю наполнить наш «Кувшин любви и добра» красными полными сердцами. Если ваше сердце осталось без эмоций, положите в сосуд пустое сердце.

(На интерактивной доске родители, в сопровождении педагога наполняют «Кувшин любви и добра»).        

C:\Users\Детский сад\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\073b4d389f8fb408053e396e4fc5a847.jpgC:\Users\Детский сад\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\6f8dbfee41859acf02ffc20b0116.jpgC:\Users\Детский сад\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\1682151607_papik-pro-p-stiker-serdechko-beloe-vektor-30.png

Я от всей души желаю Вам и вашим семьям здоровья, счастья, любви, взаимопонимания, взаимоуважения и конечно по старой русской традиции гостеприимства приглашаю Вас на чаепитие. Как говорят, и я там был, чай с медом пил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия для родителей в средней группе. Тема: «Путешествие в прошлое куклы». (занятие проводится совместно с эстетом)

Занятие проводится как итоговое. На это занятие приглашаются родители. Ему предшествует большая работа, которая проводиться совместно с эстетом. Дети рассказывают о том, что узнали на других занятиях....

Конспект открытого занятия для родителей в средней группе

Тема: «Остров сокровищ»Цель:Задачи: развитие зрительного внимания, логического мышления, закрепление порядкового счета; закрепление понятия слова, звука; продолжать детей знакомить со схемами слов; пр...

Конспект открытого занятия для родителей в средней группе "Дорогами Победы"

Конспект открытого занятия для родителей по патриотическому воспитанию, посвящённое 70 летию Великой Победы...

Мастер- класс для родителей детей средних групп по нетрадиционным техникам рисования "ДЕРЕВЬЯ"

мероприятие проведено с целью знакомства родителей с разнообразием приемов необычного рисования с детьми в изостудии...

КОНСПЕКТ открытого занятия для родителей в средней группе «Весна пришла»

Цель: закрепление знаний  детей о весне и типичных весенних явлениях в природе....

Конспект открытого занятия для родителей в средней группе «Добрым быть совсем не просто»

Цель:Воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.Задачи:...

Консультация для родителей в средней группе «Значение семейного досуга как средство укрепления здоровья детей»

Забота о детях, их благополучии, счастье и здоровье всегда была и будет главной заботой семьи. Прочное место в режиме дня семьи должна занять физическая культура. Здоровье малыша, развитие его интелле...