Цикл бесед
материал (средняя группа)
Цикл бесед "Живет в народе песня" для детей средней группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsikl_besed_zhivet_v_narode_pesnya.docx | 55.67 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 6 « СВЕТЛЯЧОК»
МБДОУ № 6
633004, Новосибирская обл., г. Бердск, ул. Карла Маркса, 60
Телефон (383-41) 3-70-42
Факс (383-41) 3-70-42 Е-mail: bskdou6@mail.ru
ИНН /КПП 5445032006/544501001, ОГРН 1215400002058
цикл бесед
«Живет в народе песня»
по программе «В горнице моей»
для детей средней группы
подготовили: воспитатель
высшей квалификационной категории
Сергеева Ольга Николаевна,
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
Миссюра Наталья Анатольевна
г.Бердск 2024
№ | Название беседы | Цель |
1 | «Песня русская звучит – сидеть на месте не велит» | - воспитывать у детей интерес к русской народной музыке, |
2 | «Русская песня в оркестре звучит и в пляске летит» | - развивать умение, определять ее характерные черты русской народной песни |
3 | «Русская песня в красках живет» | - закрепить знания о разнообразии русской народной музыки. |
4 | «Народная песня в произведениях русских композиторов – классиков» | - развивать умение внимательно слушать музыку и узнавать знакомые народные песни в произведениях русских композиторов |
Беседа №1. «Песня русская звучит – сидеть на месте не велит»
Задачи:
- пробудить в детях интерес к русской народной песне;
- сформировать знания о разновидностях русской народной песни, о ее характерных особенностях.
Оборудование: музыкальные инструменты (ложки, трещетки, бубны, треугольник, иллюстрации к беседе)
Ход беседы:
Дети входят в зал хороводным шагом под русскую народную песню. Необходимо уделять внимание хорошей осанке детей: голова приподнята, плечи отведены назад, корпус прямой. Добиваться плавности движений, сравнивая их с характером музыки. Затем дать прослушать детям фрагмент мелодии «Ах, вы, сени» и выделить ее характерные особенности. Прослушать мелодию «Красный сарафан» и сравнить эти мелодии.
- Похожа эта музыка на предыдущую или отличается?
- Какие особенности услышали в этой песне?
- Какой у нее характер?
Хороводный шаг – это элемент русского танца, который имеет очень плавный, лирический характер. А мелодии «Светит месяц» соответствует более энергичный и подвижный шаг, который называется дробным. Давайте с ним познакомимся. Корпус очень прямой, ноги ставятся на всю ступню, колени чуть согнуты. Ноги двигаются с легким притопом, почти не поднимаясь от пола, но не шаркают. Руки располагаются на поясе кулачками». Затем дети садятся на стулья.
Основную часть беседы сопровождать иллюстрациями и музыкальными фрагментами.
«Хороводный и дробный шаг» - это элементы русского народного танца. А сейчас я вам расскажу о том, как возникло народное творчество и народная песня, как его неотъемлемая часть.
В русской деревне песня сопутствовала человеку всю жизнь. Песнями баюкали младенца в зыбке. Дети постарше пели считалки, дразнилки, потешки. Пели парни и девушки, когда водили на лугу хороводы, пели за рукодельем, в дороге и дома, за работой и на отдыхе. И самое главное, что каждый исполнитель добавлял в песню что-то новое: свои интонации, свой ритм. И так песня передавалась из уст в уста и превращалась в народную. И еще, очень давно в народе существовали особые певцы-сказатели, которые исполняли эпические песни, то есть те, которые рассказывали о старине, о давних и далеких событиях. Таких певцов называли Баянами.
И мы сейчас с вами тоже на несколько минут превратимся в народных исполнителей. Сейчас с помощью музыкальных инструментов мы будем создавать разновидности русской народной песни. Ведь каждая песня имеет свой характер и их делят на несколько видов:
Протяжные песни, солдатские, плясовые, лирические, шуточные и др.»
Затем необходимо прослушать и выяснить с ребятами к какой из них принадлежит песня: «Солдатушки, бравы ребятушки», «Во поле береза стояла» и «Как у наших у ворот».
Разделить детей на три группы: первой предложить для игры ложки, второй – бубны, третьей – трещетки. Ребята самостоятельно выбирают, что они будут исполнять на инструментах: пульс, ритмический рисунок или сильную долю. Перед исполнением напомнить детям, что главным остается пение и его характер, а инструменты нам только помогают созданию нужного настроения.
Для исполнения песни «Во поле береза стояла» можно еще использовать треугольник, для показа паузы между фразами.
После этого исполнения можно с ребятами выяснить, какие движения будут соответствовать этим песням. Они выбирают бодрый строевой шаг «Солдатушки, бравы ребятушки», хороводный «Во поле береза стояла» и дробный «Как у наших у ворот». Снова исполняем песни, но уже с движением.
В конце беседы дети еще раз называют песни, которые прозвучали, Вместе с детьми отмечаем к каким разновидностям они относятся. И, самое главное, дети говорят о своих впечатлениях от услышанной и исполненной музыки.
Беседа №2. «Русская песня в оркестре звучит, и в пляске летит»
Задачи:
- продолжать развитие интереса к русской народной песне;
- работать над развитием метроритмического чувства и ладового слуха.
Ход беседы:
Дети входят в зал под русскую народную песню. Выполняют уже знакомые движения и останавливаются в кругу. Предложить им послушать ещё один вид русской народной песни «частушку». Исполнить для детей частушку А- капелла. Вместе с детьми придумать несколько частушек. Попросить детей, чтобы частушка стала звучать ярче и веселей, добавить русские народные инструменты. Но перед тем, как выбрать музыкальный инструмент дети слушают в записи исполнение «Частушек». После прослушивания следует спросить у детей, какие музыкальные инструменты они услышали (заранее подготовить их для показа).
Так же еще раз дать возможность детям услышать, как они звучат. Для этого прослушать оркестр, который исполнит одну из мелодий на балалайках, домбрах, аккордеонах. Детям предложить ложки, трещетки и бубны. Дети подыгрывают на музыкальных инструментах в песне «Со вьюном я хожу». Получается оркестр русских народных инструментов.
В заключении беседы детям предлагается игра «Плетень» - дать возможность всем детям показать движения, которые они уже умеют исполнять. Сравнить их с характером музыки, выяснить, соответствуют ли они ему.
В игре следует обратить внимание на ровность движения шеренг - плетней, на выразительность исполнения.
Беседа № 3. «Русская песня в красках живет»
Задачи: - закрепить знания о разнообразии русской народной музыки; - развивать умение различать ее характер и передавать его в движении; – уметь исполнять знакомые русские народные мелодии на детских музыкальных инструментах.
Оборудование: музыкальный центр, музыкальные инструменты, иллюстрации картин «Масленица»
Ход беседы:
Дети входят в зал под русскую народную песню. Народная песня – зеркало жизни народа, что она помогает понять все мысли и чувства людей, которые ее создавали. Она настолько удивительна, открыта и понятна при её прослушивании. Многие композиторы включили в свои музыкальные произведения мотивы русских народных песен. Прослушать с детьми музыкальное произведение «Камаринская» П.И.Чайковского и пьесу «Я с комариком» А.Лядова. Обратить внимание детей на интонацию и характер музыки.
Русская песня ни кого не оставляла равнодушным. Художники выражали с помощью цвета и красок многогранность народной песни. Предложить детям рассмотреть картину «Масленица» Б.Кустодиева. Обратить внимание детей на яркие краски картины в стиле народного лубка, которые создают атмосферу русского праздника. Спросить у детей какая музыка звучит в картине? Шум, гам, веселье, пестрая карусель, ярмарка — все это отражается в русской народной песне. Знакомство детей с масленичными песнями. Разучивание песни «Блины» с движениями.
Итогом знакомства с этой многогранной темой является выполнение творческого задания. Им станут рисунки, на которых ребята выразят свои впечатления от услышанной музыки.
В группе мы составляем небольшую выставку, на которой авторы лучших работ смогут рассказать о том, что им запомнилось в народной песне и как они изобразили это в цвете. Интересным вариантом творческого задания является создание общей картины.
Беседа №4 «Народная песня в произведениях русских композиторов – классиков»
Задачи: - продолжать развитие интереса к русской народной музыке - развивать умение внимательно слушать музыку и узнавать знакомые народные песни в произведениях русских композиторов
Оборудование: музыкальный центр, портреты русских композиторов Н.А. Римского – Корсакова, П.И. Чайковского, А. Лядова, иллюстрации – картины сказочных персонажей Снегурочка, Лель
Ход беседы: Творчество композиторов - классиков неразрывно связано с народной песней. Со вниманием и любовью изучают музыкальный фольклор композиторы. Народное творчество, как неиссякаемый родник, питает их чудесными мелодиями, подсказывает сюжеты и темы. Многие художественные образы, созданные народной фантазией, нашли новую жизнь в произведениях композиторов. Предложить детям вспомнить русские народные сказки, их героев и характер.
Из народных сказок и былин пришли в музыку Снегурочка, Лель, Кащей Бессмертный и Баба – Яга. Народное происхождение имеют и музыкальные инструменты. Пастушьи рожки и свирели, рога и гусли, гудки и различные ударные инструменты, на которых играли народные музыканты, превратились со временем в гобои и флейты, валторны и арфы, скрипки и виолончели.
Большой вклад в это дело внесли композиторы – классики. Они записывали, обрабатывали и изучали мелодии народных песен. Составленные ими сборники песен распространялись среди любителей музыки и музыкантов. Уже известная вам песня «Со вьюном я хожу» вошла в сборник Н.А. Римского – Корсакова «Сто русских народных песен».
С большой любовью относился к народной песне П.И. Чайковский. У него есть сборник «50 русских народных песен», предназначенный для исполнения в четыре руки. Народная песня, веселая и грустная, крестьянская и городская, была постоянным спутником композитора на протяжении всей его жизни. …Летом 1869 г. Чайковский гостил у своей сестры в селе Каменка. Там он однажды услышал грустную протяжную песню «Сидел Ваня». Ее пел, занятый своей работой, крестьянин – плотник. Песня поразила композитора своей выразительностью и красотой. Предложить детям прослушать музыкальное произведение «Сидел, Ваня».
Большая любовь к народному творчеству и тонкое понимание выразил в своей музыке замечательный русский композитор А.К. Лядов. Лядову принадлежит около двухсот обработок народных песен. Среди его сочинений одним из лучших являются «Восемь русских народных песен для оркестра». Каждая пьеса представляет собой свободную обработку народнопесенной мелодии, сделанную с большим вкусом и мастерством. В своем произведении Лядов использует песни разных жанров: былина, колядка, протяжная, колыбельная, плясовая, хороводная и располагает их по контрасту. Так, вслед за неторопливой лирической «Протяжной», идет подвижная задорная «Шуточная», а за тихой «Колыбельной» - веселая «Плясовая».
Предложить детям послушать пьесу :«Шуточная («Я с комариком плясала»). Эта пьеса - совсем иного характера: легкая, веселая. Трели скрипок в начале пьесы, то усиливаясь, то удаляясь, подражают назойливому жужжанию комара. Мелодию песни исполняет флейта. Ее сопровождают отрывистые аккорды в верхнем регистре, подчеркивающие четкий, плясовой ритм.
Предложить детям послушать пьесу: «Колыбельная» - ее простая мелодия звучит напевно и нежно, как голос матери, убаюкивающей младенца. Слушая «Колыбельную», кажется, что в ней одна протяжная мелодия. На самом деле в напеве лишь два такта, которые повторяются много раз. Зато сопровождение напева каждый раз варьируется, как бы окрашивая его в новые тона. «Колыбельная» исполняется только струнными инструментами. Народные мелодии словно раскрыли свое богатство в руках талантливого композитора, который, подобно садовнику, бережно взрастил созданную природой красоту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект цикла бесед о музыкальных инструментах с детьми старшего дошкольного возраста
В конспекте представлено примерное содержание цикла бесед о музыкальных инструментах с детьми старшего дошкольного возраста, определены принципы отбора материала и его структурирования, осн...
Цикл бесед о музыке
Поэтапное проведение занятий в средней группе по слушанию музыки и развитию эмоциональной отзывчивости....
Цикл бесед" Уроки безопасности" для детей старшей группы
Цикл беседсоставлен для детей старшего возраста,где к ребятам приходят друзья бельчонок и зайчонок,которые своим поведением учат детей правильно поступать в различных чрезвычайных ситуациях....
Цикл бесед для детей старшего дошкольного возраста по правилам поведения на проезжей части улицы
уточнить представления детей о правилах уличного движения, проезжая часть улицы для движения машин, а тротуар для пешеходов, убедить в необходимости соблюдать их....
Цикл бесед о профессиях
Данная работа пригодится педагогам для проведения занятий по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, поможет расширить кругозор малышей, обогатить их жизненный опыт, сделать более яркими...
Цикл бесед "Уроки безопасности"
Цикл бесед "уроки безопасности. Образовательная область "Безопасность" . Темы бесед "Пожар", "Опасности на улице и во дворе", "Опасные ситуации"...
цикл "Беседы о Москве"
Предложеный материал поможет воспитателю работать с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области "Социализация".В процессе проведения бесед происходит интеграция и других образ...