Проект "Традиции русского народа"
проект (средняя группа)

Миссюра Наталья Анатольевна

Проект "Традиции русского народа" для детей средней группы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_proekt_traditsii_russkogo_naroda.docx54.25 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 6 « СВЕТЛЯЧОК»

МБДОУ № 6

633004, Новосибирская обл., г. Бердск, ул.  Карла Маркса, 60

Телефон  (383-41) 3-70-42        

 Факс (383-41) 3-70-42 Е-mail: bskdou6@mail.ru

ИНН /КПП 5445032006/544501001, ОГРН 1215400002058

«Традиции русского народа»

проект для дошкольников средней группы

по программе «В горнице моей»

подготовили:                                                           воспитатель                                                                                                                  Сергеева Ольга Николаевна                                                                                музыкальный руководитель                                                                                         Миссюра Наталья Анатольевна

г. Бердск, 2023г.

Срок реализации проекта: сентябрь 2023 года – май 2024 года.

Вид проекта: социально - коммуникативный

Цель: реализация программы «В горнице моей» ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством

Задачи:

- интегрирование содержания занятий в игровую и творческую деятельность детей;

- способствовать формированию  художественно – эстетических  чувств на основе изучения культуры страны и родного края;

- обогащение словарного запаса детей в процессе социально –коммуникативного развития и диалогического общения;

- воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм;

Актуальность проекта

Проблема социально - коммуникативного развития нового поколения всегда была актуальной. Социально – коммуникативное развитие – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.

Вопросы  социально – коммуникативного развития закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема эта отражена в Концепции модернизации образования.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для социального и коммуникативного развития. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

       С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

Особое внимание в деятельности нашего детского сада уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу.

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Новизна проекта

Проект ориентирован на вступивший в силу Федеральную образовательную программу дошкольного образования в соответствии с содержанием социально - коммуникативного направления, поэтому работа в данном направлении обеспечивает качество и результат воспитания и  образования дошкольников на идеях народной педагогики.

Ожидаемые результаты реализации проекта.

для детей:                                                                                                                           - обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;                                                         - пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;                                                                                                                     - формирование чувств национального достоинства;

для педагогов:

- совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах социально - коммуникативного развития дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда;

- объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

для родителей:

- реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;

- объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области социально - коммуникативного развития и воспитания детей;

        

Участники проекта

- воспитатели;                                                                                                                      - музыкальный руководитель;                                                                                              - дети в возрасте от 3 -4  лет;

- родители (законные представители);

Методы реализации проекта.

1. Наглядно-действенный метод:

- показ сказок (педагогом, детьми);                                                                                   - рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;                                                 - проведение дидактических и музыкально-дидактических игр;                                     - наблюдение;                                                                                                                                         - чтение педагогом художественной литературы;                                                                        - воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях;

2. Словесно-образный метод:

- чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;                           - загадывание и отгадывание загадок;                                                                              - рассматривание наглядного материала;                                                                           - рассказы детей о своих впечатлениях;

- чтение сказок и стихотворений детьми, с последующей драматизацией;                                              - проведение русских народных праздников.

3. Практический метод :

- организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация.

- проведение игр: подвижных, малоподвижных                                                                                                                - изготовление русских народных кукол;                                                                             - организация постановки сказок;                                                                                      - организация праздников с родителями, для родителей;                                               - изготовление с детьми наглядных пособий;

Основные мероприятия проекта.

Реализация программы «В горнице моей» по социально – коммуникативному развитию  дошкольников построена с учетом следующих принципов:                    1. Доступность - содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме;                                                                                                    2. Гуманистичность - ребенок является активным субъектом совместной деятельности с педагогом, основанный на сотрудничестве, демократических и творческих начал;                                                                                                                   3. Деятельность - знания, которые ребенок усваивают в процессе обучения, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности;

4. Интеграция - реализация задач происходит через познавательную, изобразительную, продуктивную деятельность: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание;                                                                  5. Системность - принцип системности предполагает преемственность программ, последовательное усвоение знаний, приобретение навыков, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на нем.

Ресурсы, необходимые для запуска проекта:

1. Обеспечение материально-технических условий (оформление русской избы с предметами русского быта и творчества);

2. Подбор литературы по теме; произведений русского народного творчества; наглядного материала (иллюстрации, фотографии, репродукции);                               3.Подборка подвижных, дидактических, музыкальных русских народных игр,                                                                    

4.Календарный план реализации проекта.

Сентябрь

1. Диагностика знаний детей о духовно-нравственных ценностях.

2. Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении.

3. Изготовление папки — книжки: «Березка — символ России»

4. Консультация для педагогов «Приобщение детей к народным традициям и обычаям»

5. Занятия для дошкольников: «Осенняя ярмарка», «Люблю березку русскую», «Хлеб всему голова»

Октябрь

1. Рассматривание репродукции картин И.Леватана «Рожь», В.Поленова «Золотая осень»

2. Поездка в деревню «В гостях у бабушки -рассказушки»

3. Изготовление папки — книжки: «Каравай»

4. Конкурс для детей  и родителей «Чайные частушки».

5. Занятия для дошкольников: «Осень золотая», «Уж как я ль свою коровушку люблю», «С хлебом солью всякая шутка хороша»,

Ноябрь

1. Ознакомление детей с русской печью и её отдельных частей;

2. В горнице (познакомить детей с деревянными изделиями и их украшением)                                                                                                                        3. Изготовление папки — книжки:  «Русь деревянная»

4. Организация выставки в русской избе глиняных игрушек 

5. Занятия для дошкольников: «Печь матушка», «Глиняные расписные», «В горнице», «Из за леса, из -за гор...»

Декабрь

1. Консультации для педагогов «Приобщение детей к народным традициям»

2. Ознакомление детей с колыбельными песнями, как жанром фольклора

3. Изготовление папки — книжки: «Пословицы и загадки»

4. Организация мастер — класса с родителями по изготовлению новогодней игрушки.

5.Занятия для дошкольников: «Баю — баю -баюшок», «Водичка -водичка», «Хочешь есть калачи — не сиди на печи», «Волшебный сундучок Деда Мороза»

Январь

1. Знакомство детей с русским народным праздником «Святки»

2. Ознакомление детей с колядками, традициями ряжения

3. Изготовление папки — книжки: «Матрешка - символ России»

4. Конкурс  для детей и родителей «Рождественская звезда»

5.Занятия для дошкольников: «Святки», «В мире много сказок», «Здравствуй, зимушка — зима, хорошо что к нам пришла», «В гости к нам пришли матрешки»

Февраль

1. Знакомство детей с небылицами, как жанром устного народного творчества

2. Слушание «Богатырской симфонии» С.Бородина, песни «Русский парень» А.Гомана

3. Изготовление папки — книжки: «Города — герои России»

4. Праздник  для детей и родителей «Богатырские забавы»

5.Занятия для дошкольников: «По щучьему веленью», «Сказки русского народа», «Солдатушки, бравы ребятушки», «Едет Масленица дорогая»

Март

1. Знакомство детей с русскими народными промыслами 

2. Лепка «жаворонков» из теста, их выпечка

3. Изготовление папки — книжки: «Сувениры России — деревянные ложки»

4. Праздник  для детей и родителей «Сороки»

5.Занятия для дошкольников: «Сердце матери лучше солнца греет», «Русь деревянная», «Ох, лапти, да лапти, да лапти мои» «Сороки»

Апрель

1. Знакомство детей с русскими народными инструментами

2. Лепка «козули» из теста  по образцу, выпечка в печке

3. Изготовление папки — книжки: «Пасхальное яичко»

4. Организация мастер — класса с родителями по изготовлению «Куклы -колокольчик»

5.Занятия для дошкольников: «Веселье лучше богатства», «Идет матушка -весна -отворяй ворота», «Козонька рогатая, козонька бодатая» «Светлая Пасха»

Май

1. Знакомство детей с подвигом русского народа в ВОВ

2. Организация выставки в русской избе «Волшебный мир дерева» (деревянных изделий Хохломы, Городца, русских матрешек, предметов домашней утвари, посуды)

3. Изготовление папки — книжки: «Подкова — сувенир России»

4. Проведение торжественного митинга в парке победы вместе с родителями

5.Занятия для дошкольников: «День победы», « Делу -  время, потехе -час», «Волшебный мир дерева», «Ходит конь по бережку»                                                   6. Итоговая диагностика. Анкетирование родителей. Анализ диагностики и анкетирования.

Совместно с родителями мы проводим фольклорные праздники, которые сопровождаются выставками детского и взрослого творчества.

В течение года организуем и проводим акции: «Всем миром», «Покормите птиц зимой». Организуем выставки совместного творчества детей и родителей: «Осенние феерия», «Дорого яичко», «Мой новогодний город», проводим совместные праздники и досуги  «Богатырские забавы», «Милая мама моя», «За самоваром» и др.

Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу.

ПЕДАГОГАМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ МАТЕРИАЛ ПО НРАВСТВЕНО- ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ, ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДСОВЕТЕ, ЛИБО ДЛЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ....

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу"

В нашу современную жизнь возвращается огромный пласт православной славянской  культуры. Древняя культура наших предков, которую некоторые считают забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в на...

«Традиции русского народа. Роспись у славянских народов. «Жостовская роспись»»

Цель: знакомство детей с особенностями росписи жостовского промысла.Задачи: учить детей, поэтапно наносить элементы жостовской росписи. Выделять элементы узора: цветы, бутоны, листья, т...

Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Русская изба и традиции русского народа»

Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Русская изба и традиции русского народа»...