Проект "Традиции русского народа"
проект (средняя группа)
Проект "Традиции русского народа" для детей средней группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_proekt_traditsii_russkogo_naroda.docx | 54.25 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 6 « СВЕТЛЯЧОК»
МБДОУ № 6
633004, Новосибирская обл., г. Бердск, ул. Карла Маркса, 60
Телефон (383-41) 3-70-42
Факс (383-41) 3-70-42 Е-mail: bskdou6@mail.ru
ИНН /КПП 5445032006/544501001, ОГРН 1215400002058
«Традиции русского народа»
проект для дошкольников средней группы
по программе «В горнице моей»
подготовили: воспитатель Сергеева Ольга Николаевна музыкальный руководитель Миссюра Наталья Анатольевна
г. Бердск, 2023г.
Срок реализации проекта: сентябрь 2023 года – май 2024 года.
Вид проекта: социально - коммуникативный
Цель: реализация программы «В горнице моей» ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством
Задачи:
- интегрирование содержания занятий в игровую и творческую деятельность детей;
- способствовать формированию художественно – эстетических чувств на основе изучения культуры страны и родного края;
- обогащение словарного запаса детей в процессе социально –коммуникативного развития и диалогического общения;
- воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм;
Актуальность проекта
Проблема социально - коммуникативного развития нового поколения всегда была актуальной. Социально – коммуникативное развитие – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.
Вопросы социально – коммуникативного развития закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема эта отражена в Концепции модернизации образования.
В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для социального и коммуникативного развития. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.
С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.
Особое внимание в деятельности нашего детского сада уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу.
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Новизна проекта
Проект ориентирован на вступивший в силу Федеральную образовательную программу дошкольного образования в соответствии с содержанием социально - коммуникативного направления, поэтому работа в данном направлении обеспечивает качество и результат воспитания и образования дошкольников на идеях народной педагогики.
Ожидаемые результаты реализации проекта.
для детей: - обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития; - пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю; - формирование чувств национального достоинства;
для педагогов:
- совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах социально - коммуникативного развития дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда;
- объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.
для родителей:
- реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;
- объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области социально - коммуникативного развития и воспитания детей;
Участники проекта
- воспитатели; - музыкальный руководитель; - дети в возрасте от 3 -4 лет;
- родители (законные представители);
Методы реализации проекта.
1. Наглядно-действенный метод:
- показ сказок (педагогом, детьми); - рассматривание книжных иллюстраций, репродукций; - проведение дидактических и музыкально-дидактических игр; - наблюдение; - чтение педагогом художественной литературы; - воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях;
2. Словесно-образный метод:
- чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем; - загадывание и отгадывание загадок; - рассматривание наглядного материала; - рассказы детей о своих впечатлениях;
- чтение сказок и стихотворений детьми, с последующей драматизацией; - проведение русских народных праздников.
3. Практический метод :
- организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация.
- проведение игр: подвижных, малоподвижных - изготовление русских народных кукол; - организация постановки сказок; - организация праздников с родителями, для родителей; - изготовление с детьми наглядных пособий;
Основные мероприятия проекта.
Реализация программы «В горнице моей» по социально – коммуникативному развитию дошкольников построена с учетом следующих принципов: 1. Доступность - содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме; 2. Гуманистичность - ребенок является активным субъектом совместной деятельности с педагогом, основанный на сотрудничестве, демократических и творческих начал; 3. Деятельность - знания, которые ребенок усваивают в процессе обучения, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности;
4. Интеграция - реализация задач происходит через познавательную, изобразительную, продуктивную деятельность: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание; 5. Системность - принцип системности предполагает преемственность программ, последовательное усвоение знаний, приобретение навыков, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на нем.
Ресурсы, необходимые для запуска проекта:
1. Обеспечение материально-технических условий (оформление русской избы с предметами русского быта и творчества);
2. Подбор литературы по теме; произведений русского народного творчества; наглядного материала (иллюстрации, фотографии, репродукции); 3.Подборка подвижных, дидактических, музыкальных русских народных игр,
4.Календарный план реализации проекта.
Сентябрь
1. Диагностика знаний детей о духовно-нравственных ценностях.
2. Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении.
3. Изготовление папки — книжки: «Березка — символ России»
4. Консультация для педагогов «Приобщение детей к народным традициям и обычаям»
5. Занятия для дошкольников: «Осенняя ярмарка», «Люблю березку русскую», «Хлеб всему голова»
Октябрь
1. Рассматривание репродукции картин И.Леватана «Рожь», В.Поленова «Золотая осень»
2. Поездка в деревню «В гостях у бабушки -рассказушки»
3. Изготовление папки — книжки: «Каравай»
4. Конкурс для детей и родителей «Чайные частушки».
5. Занятия для дошкольников: «Осень золотая», «Уж как я ль свою коровушку люблю», «С хлебом солью всякая шутка хороша»,
Ноябрь
1. Ознакомление детей с русской печью и её отдельных частей;
2. В горнице (познакомить детей с деревянными изделиями и их украшением) 3. Изготовление папки — книжки: «Русь деревянная»
4. Организация выставки в русской избе глиняных игрушек
5. Занятия для дошкольников: «Печь матушка», «Глиняные расписные», «В горнице», «Из за леса, из -за гор...»
Декабрь
1. Консультации для педагогов «Приобщение детей к народным традициям»
2. Ознакомление детей с колыбельными песнями, как жанром фольклора
3. Изготовление папки — книжки: «Пословицы и загадки»
4. Организация мастер — класса с родителями по изготовлению новогодней игрушки.
5.Занятия для дошкольников: «Баю — баю -баюшок», «Водичка -водичка», «Хочешь есть калачи — не сиди на печи», «Волшебный сундучок Деда Мороза»
Январь
1. Знакомство детей с русским народным праздником «Святки»
2. Ознакомление детей с колядками, традициями ряжения
3. Изготовление папки — книжки: «Матрешка - символ России»
4. Конкурс для детей и родителей «Рождественская звезда»
5.Занятия для дошкольников: «Святки», «В мире много сказок», «Здравствуй, зимушка — зима, хорошо что к нам пришла», «В гости к нам пришли матрешки»
Февраль
1. Знакомство детей с небылицами, как жанром устного народного творчества
2. Слушание «Богатырской симфонии» С.Бородина, песни «Русский парень» А.Гомана
3. Изготовление папки — книжки: «Города — герои России»
4. Праздник для детей и родителей «Богатырские забавы»
5.Занятия для дошкольников: «По щучьему веленью», «Сказки русского народа», «Солдатушки, бравы ребятушки», «Едет Масленица дорогая»
Март
1. Знакомство детей с русскими народными промыслами
2. Лепка «жаворонков» из теста, их выпечка
3. Изготовление папки — книжки: «Сувениры России — деревянные ложки»
4. Праздник для детей и родителей «Сороки»
5.Занятия для дошкольников: «Сердце матери лучше солнца греет», «Русь деревянная», «Ох, лапти, да лапти, да лапти мои» «Сороки»
Апрель
1. Знакомство детей с русскими народными инструментами
2. Лепка «козули» из теста по образцу, выпечка в печке
3. Изготовление папки — книжки: «Пасхальное яичко»
4. Организация мастер — класса с родителями по изготовлению «Куклы -колокольчик»
5.Занятия для дошкольников: «Веселье лучше богатства», «Идет матушка -весна -отворяй ворота», «Козонька рогатая, козонька бодатая» «Светлая Пасха»
Май
1. Знакомство детей с подвигом русского народа в ВОВ
2. Организация выставки в русской избе «Волшебный мир дерева» (деревянных изделий Хохломы, Городца, русских матрешек, предметов домашней утвари, посуды)
3. Изготовление папки — книжки: «Подкова — сувенир России»
4. Проведение торжественного митинга в парке победы вместе с родителями
5.Занятия для дошкольников: «День победы», « Делу - время, потехе -час», «Волшебный мир дерева», «Ходит конь по бережку» 6. Итоговая диагностика. Анкетирование родителей. Анализ диагностики и анкетирования.
Совместно с родителями мы проводим фольклорные праздники, которые сопровождаются выставками детского и взрослого творчества.
В течение года организуем и проводим акции: «Всем миром», «Покормите птиц зимой». Организуем выставки совместного творчества детей и родителей: «Осенние феерия», «Дорого яичко», «Мой новогодний город», проводим совместные праздники и досуги «Богатырские забавы», «Милая мама моя», «За самоваром» и др.
Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу.
ПЕДАГОГАМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ МАТЕРИАЛ ПО НРАВСТВЕНО- ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ, ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДСОВЕТЕ, ЛИБО ДЛЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ....
Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу
Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу"
В нашу современную жизнь возвращается огромный пласт православной славянской культуры. Древняя культура наших предков, которую некоторые считают забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в на...
Консультация для родителей на тему: «Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу.»
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников...
Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу
Традиции русского народа...
«Традиции русского народа. Роспись у славянских народов. «Жостовская роспись»»
Цель: знакомство детей с особенностями росписи жостовского промысла.Задачи: учить детей, поэтапно наносить элементы жостовской росписи. Выделять элементы узора: цветы, бутоны, листья, т...
Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Русская изба и традиции русского народа»
Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Русская изба и традиции русского народа»...