"Троицкие забавы" фольклорный праздник на улице
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Иванова Анна Владимировна

Цель: Знакомство с обрядовым праздником - Троица.

Задачи:
Образовательные: расширять представление о народных традициях, обрядах наших предков.
Развивающие: развивать интерес к истории и культуре русского народа, способствовать развитию стойкого интереса к малым фольклорным формам.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, любовь к Родине, чувство гордости за свой народ и его наследие. Создать радостное настроение, желание принимать участие в русских народных праздниках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл troitskie_zabavy.docx20.58 КБ

Предварительный просмотр:

"Троицкие забавы" фольклорный праздник  на улице

Ход праздника

Под русский наигрыш  дети выходят на улицу.

Их встречает ведущая в русском сарафане.

Ведущий: Здравствуйте, люди добрые!

                  Вы не спать пришли, не стоять пришли,

                  А Троицу-праздник встречать пришли.

                  Будут пляски, будут игры и веселье от души-

                  кто еще подзадержался. к нам скорее поспеши!

                  На поляне, на лугу гнулася берёзонька.

                  Берёзку величали, лентой украшали.

                  Иди с нами гулять, пойдем песни играть.

Под русскую мелодию выходит Берёза.

Ведущий: Белая берёзка, милости просим к нам! Берёзонька белая, берёзонька кудрявая, на чём приехала к нам?

Берёза: На ковре, на золоте, на атласе, на бархате.

Ведущий: У кого же ты гостила?

Берёза: У отца, у матери, у рода, у племени, у красных девушек.

Ведущий: Берёзонька кудрявая, кудрявая, моложавая! Под тобой, берёзонька, все не мак цветёт. Под тобой, берёзонька, не огонь горит, Не мак цветёт, не огонь горит, красны девицы  да добры молодцы в хороводе стоят, Для тебя, берёзонька плясать хотят. Троицу берёзоньку надо бы украсить. Надо бы венки плести, косы завивать.

Дети украшают берёзовые веточки ,которые держит в руках Берёза, лентами.

Ведущий: А мы в лес пойдем и цветов нарвем. И венок совьем на круглый годочек.

Берёза: А чтобы веночек сплести, надо б покумиться, да подружиться!

              Кумушки, кумитеся, где сойдётесь, поклонитеся,

              Домой пойдёте, не бранитеся.

              Покумимся, кума, покумимся,

              Чтобы нам с тобой не браниться,

              Весело дружиться.

Ведущий: Уж ты, моя кумушка,

                   Кумушка - голубушка,

                   Чтоб нам не браниться,

                   Надо подариться!

  • Обряд «Кумление» все поют песню " Кумушка, мы покумимся"

                                                                    Ой, кумушка. мы покумимся,

                                                                    Ай, люли. люли, мы покумимся.

                                                                    Мы покумимся, поцелуемся,

                                                                    Ай, люли, люли, поцелуемся.

Пара детей (мальчик и девочка) подходят друг к другу кланяются, целуются, обмениваются веночками, образуют ворота. Следующая пара делает то же самое и проходит в ворота.

  • Встают в ручеёк. правила музыкальной игры «Ручеёк»:

Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор — «ручеек».

Игрок, которому не досталась пара, идет к истоку «ручейка» и произносит такие слова:

Ручей, ручей, ручеек!

Здравствуй, миленький дружок.

Можно с вами поиграть?

Дети, стоящие в колонне, отвечают:

Ты скорее забегай

И друзей здесь выбирай!

После этого играющий быстро проходит под сцепленными руками и ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». И, проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему понравился. «Ручеек» должен двигаться быстро.

Для завершения игры все играющие дети хором произносят слова:

В ворота ручей бежит

И тихонечко журчит.

Ручей, ручей, ручеек!

Спасибо, миленький дружок!

Хорошо мы поиграли

Все друзей своих узнали.

Ведущий: Уж ты, зелен мой веночек, в поле розовый цветочек.

                   Мне куда тебя, веночек, положить?

                   Положу тебя, веночек, в поле розовый цветочек,

                   Под берёзоньку, под зелёную.

Берёзка:                     Старину должны мы чтить,

                                     Грех обычаи забыть.

                                     Надо корни возрождать,

                                     По крупинкам собирать.

                                     И сегодня будем с вами

                                     В игры старые играть.

  • Игра «Передай веночек» по русской народной игре «Поднырки» проводит Берёзка

Правила игры:

Играющие делятся на пары и расходятся по площадке. Они берут друг друга за руки и образуют «кружки-корзинки».

Двое водящих стоят на некотором расстоянии друг от друга. Один из них — «пятнашка», он догоняет и старается осалить второго игрока с венком на голове.

Убегающий бегает между парами и, чтобы его не осалили, быстро подныривает в «корзинку» к другой паре. К кому в паре он встал лицом и взял за руки, тот игрок остается в «корзинке», а к кому спиной передает венок на голову— убегает от водящего.

Если «пятнашка» осалил убегающего, то они меняются ролями и продолжают игру.

Ведущий: Березку наряжали, березку прославляли: Белая березонька, ходи с нами гулять, пойдем песни играть.

  • Хоровод «Завивайся березка»

из-за кустов появляется Леший.

Леший: Что это за шум? Кто меня разбудил?

Ведущий: Леший, ты на нас не обижайся, мы сегодня Троицу празднуем, Берёзку величаем!

Леший: Вот я и пришёл посмотреть, кто тут хороводы водит, да зверюшек пугает. Вот я вам задам!  Небось  пришли костры жечь, птичьи гнёзда  разорять, лес ломать. Таких людей я не люблю и лес от них защищаю. Придут, костры запалят, убирай потом за ними! А зверюшкам бедным покою нет!

Ведущий: Ты зря на нас, Леший обижаешься, у нас ребята не такие,

они  очень аккуратные и всё за собой убирают. А сегодня в такой праздник и тебя могут развеселить!

Леший: Правда? Да уж ладно, оставайтесь, но с одним условием-

в моём лесу и порядки мои! Выполните мои задания -  возьму к себе в помощники, стар я стал совсем, тяжело хозяйство вести!

Вот тут у меня в мешке шишки еловые, в лесу собирал. Хочу я посмотреть, кто из вас быстрый и ловкий, кто больше шишек наберёт.

  • Проводится аттракцион: «Кто больше соберёт шишек».

Звучит сказочная мелодия, выходит русалка.

Леший: Никак пожаловала? Поди-ка прочь, негодница! Житья от тебя нет!

Русалка: Ты, Леший, меня не гони! Ох, и скучно было бы в лесу без меня!

А так, глядишь, кого заманю, запутаю, хоть будет тебе с кем в лесу поиграть! И не просто так я здесь ищем себе слуг верных, да помощников, проказничков! И пока не найдём не уйдём!

Леший: Вот, непутёвые, ступайте по добру поздорову, сейчас моя в лесу сила! И в обиду детишек не дам!

Русалка: А вот мы сейчас и посмотрим! Набрызгаю зелье на этих детишек, враз  проказниками станут!

Русалка брызгает детей из бутылочки, на кого вода попала- замирает  к себе. Половина детей остаётся.

Русалка: А вот теперь, Лешенька, и  поборемся! Поглядим, чья возьмёт!    

  • Русская народная игра « Я по горенке иду»

Все играющие встают в круг. В середине водящий. Водящий поет:

Я по горенке иду, Друга я себе найду (подходит к кому-либо из стоящих в кругу)

Вот ты (ударяет свои ладошки об ладошки друга)

Вот я (хлопнуть в свои ладошки, а дружок в свои)

Вот компания моя (покружиться с другом в паре)

Теперь двое водящих идут искать себе пары, потом четверо и так до последней пары.

  • Игра «Чиж» движения по словам.

Русалка: Молодцы, твои помощнички, Леший да и мои не хуже.

Леший: Ах, вы проказница! Хотела нам праздник испортить! Детей я расколдую. (пробегает возле детей, гладя по голове)Уходи в свое болото до будущей весны. Вот вам, ребятки и третье задание, прогнать Русалку!

Русалка: Кто посмеет прогнать меня, Царицу леса!

                        ( начинает колдовать)

                     Собирайтесь,  ветры буйные,

                     Ветры буйные да ветры шумные!

                     Ловите детушек малых, да ко мне в моё царство уносите!

( Русалка  стараются поймать и защекотать  остальных детей)

Берёза: Не поддавайтесь, детки, я помогу вам, прячьтесь под мои

Ветви - это ваша защита! ( выставляет ветки, в итоге все дети оказываются возле берёзы) И Леший рядом с ними)

Берёзка: Быстро, детки ,беритесь за руки да в круг вставайте. Ваша сила в сто раз больше, когда вы вместе!

                                                                ( дети встают в круг)

Леший: Ну, что, Русалка, одна ты осталась? Не победить тебе Берёзку русскую и дружбу крепкую. Убирайся восвояси отсель!

Русалка: Что-то худо мне стало, пойду прилягу! Ладно уж, Леший, на этот раз ваша взяла! Но я вернусь, когда ребятки будут драться или браниться, вот тогда-то я их и возьму к себе в лес, пущай там живут, раз дружить не умеют! ( уходит)

Леший: Нет уж, наши ребятки дружные, и не победить нашу дружбу никогда! Правда, ребята?

Берёза: Закончила русалка свои игры и унесли зло и пакость поглубже в лес, на дно зеленого болота. Радуйтесь люди солнцу ясному, дереву зелёному и цветку красному!

Леший: В народе было такое поверье: сумели на Троицу прогнать Русалку, всё будет идти благополучно! Вот сколько у меня помощников теперь! Теперь в лесу будет тишь да гладь, да Божья благодать! Ох, уж угодили, ребятушки!  

Ведущий: Вот и кончилось веселье, праздник Троицы у нас, ждём его мы в воскресенье-делу время, а потехе - час!

Берёзка: Празднику честному Троице  злат венец, а вам дорогие гости - здоровья и радости!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мероприятие по изобразительной деятельности в старшей группе. Тема:«Золотое поле» (тестопластика, герб г. Троицка Челябинской обл.)

Конспект мероприятия по изобразительной деятельности в старшей группе. Тема "Золотое поле" (тестопластика, герб г. Троицка Челябинской обл.)...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в области «Познание» Тема: « Путешествие по городу Троицк»

Цель моего занятия - познакомить детей с историей  города Троицк, его возникновением. с архитектурными памятниками города.Воспитать в детях любовь к своему городу и гордость за свой город и...

Знакомство с творчеством троицкого художника В.С.Градусова

Целевая прогулка-знакомство с троицким художником Градусовым В.С.,его картинами....

Путешествие по городу Троицку

Знакомство с архитектурными памятниками города....

Троицк - город старинный, ты и молод и нов

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение"Детский сад № 28"              Троицк – город старинный, ты и молод ...