«ВЕСНА У ВОРОТ, НЫНЧЕ ДЕЛ НЕВПРОВОРОТ!»
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Семушина Наталия Олеговна

     Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности — одна из центральных задач трудового воспитания детей.

     Огромное значение в трудовом воспитании имеет фольклор.  Он, как форма народной культуры, не остаётся неизменным, а развивается вместе с развитием народа, вбирая в себя всё ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен, именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время. 

     В народных пословицах, поговорках, сказках, песнях, хороводах заключены важные мысли о ценности труда. Они формируют у детей представление о содержании труда, воспитывают нравственное отношение к труду, высокие идеалы и уважение к человеку-труженику.

     Поэтому, именно с помощью фольклора и таких художественных средств, как музыка, танец, художественное слово, декоративно-прикладное искусство, можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожим на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда людей. Моральная ценность труда утверждается в народных праздниках, связанных с сельскохозяйственным календарем. Предлагаю Вашему вниманию сценарий одного из таких праздников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фольклорный праздник для детей старшего дошкольного возраста

«ВЕСНА У ВОРОТ, НЫНЧЕ ДЕЛ НЕВПРОВОРОТ!»

Программные задачи:

  • Закреплять представления о сельскохозяйственном труде, создавать игровые ситуации, в которых дети смогут выполнить широкий спектр движений;
  • Развивать музыкальные способности в различных видах деятельности;
  • Приобщать детей к русскому фольклору, прививать интерес к русским обрядам, традициям, народным играм и хороводам;
  • Воспитывать интерес к сельскохозяйственному труду, уважение к человеку-труженику.

Под музыку выходит хозяйка и обращается к зрителям.

Ведущая. Здравствуйте люди добрые!  Здравствуйте гости дорогие! Рады видеть вас в нашем детском саду! Садитесь поудобнее, да порадуйтесь вместе с нами приходу весны. Весной одна забота: не встала бы работа. А уж мы работы не боимся. Да и ребятишки наши до работы охочи. Никакой работы не боятся! А где ж они сами?  Да вот они идут. Ох, и хороши наши ребятишки – девочки-красавицы да силачи мальчишки!

Под веселую народную музыку дети в народных костюмах цепочкой заходят в зал, держась за руки, и встают полукругом.

Ребенок. Здравствуйте Вам!

Все дети. Наше почтение!

Ребенок. Сегодня здесь весну встречаем

И с поклоном приглашаем

Всех, кто любит веселиться,

И смеяться, и резвиться.

Ребёнок. Будем праздник начинать,

Будем петь и танцевать!

Хоровод заведём,

Песню звонкую споём.

Дети исполняют хоровод «ВЕСНЯНКА» на мелодию русской народной песни.

Ведущий. 

Весна, весна красная,

Весна, весна ясная,     

Приди весна, с радостью,

Приди весна с милостью.

Солнцем горячим,

С дождем обильным.

Принеси урожай

В наш родной край!

Дети. 

Приди, весна,

Приди, красна!

Звучит музыка, в зал входит Весна.

Весна. Здравствуйте, мои друзья!

Рада встрече с вами я!

Я – Весна-красна,

Бужу землю ото сна,

Наполняю соком почки.

На полях рощу цветочки.

Проводится игра с движением «МАТУШКА-ВЕСНА».

Двое детей с зелёными ветками или гирляндой образуют ворота. Остальные дети берутся за руки, как в хороводе. Все играющие проходят под «воротами» и говорят такие слова:

Отворяйте ворота,

Идёт матушка – весна!

Первый март прошёл,

Всех детей провёл!

А за ним и апрель

Отворил окно в дверь!

А за ним и май-

Сколько хошь гуляй.

Сколько хошь гуляй –

Только не зевай!

С последними словами «ворота» опускаются, «захлопываются» и ловят тех детей, которые оказались в это время под «воротами». Пойманные тоже становятся «воротами». Игра продолжается, пока все дети не будут пойманы.

Весна. А теперь, я позабавить вас хочу,

Вам веночек я дарю.

В руки вы его возьмёте,

Про него сейчас скажите:

- Ты лети, лети, веночек

Быстро – быстро по рукам.

У кого в руках веночек,

Тот сейчас станцует нам.

Весна проводит с детьми хороводную игру «ВЕНОЧЕК».

Ведущий. Стало весело кругом!
Свой привет весне мы шлем!
Все. Ты, Весна, Весна – красна!
Что с собою принесла?
Весна. Принесла я для лугов
Покрывало для цветов.
Все. Ты, Весна, Весна – красна!
Что с собою принесла?
Весна. Принесла для елки
Новые иголки!
Все. Ты Весна, Весна – красна!
Что с собою принесла?
Весна. Для осин и для берез
Свежих листьев целый воз.
Ведущий. Весна- красна,
А что у тебя в корзинке?

Весна. Припасла я семена.
Их сажать уже пора.

А вы смотрите, посейте их вовремя.

Ведущая. Тут уж мы не опоздаем,

Про это поговорок много знаем!

Дети (по очереди):

●   Всякое семя знает свое время.

●   До поры, до времени, не сей семени.

●   Посеешь в пору – соберешь зерен гору.

●   Доброе семя – добрый всход.

Ведущая. В огород мы пойдём,

Звонко песню запоём.

Дети исполняют в хороводе песню «ЗЁРНЫШКО» муз. А. Берлина, сл. Р. Фархади.

После хоровода дети останавливаются возле импровизированного   огорода.

 Детей встречает Пугало.

Пугало. Кыш! Кыш! Проклятое воронье! Кыш. О! (зрителям) Посторонние на огороде! Я как-никак на государственной службе состою, при исполнении особо важного задания. Охраняю этот огород! Я ведь забыл представиться. Зовут меня Пугало, а фамилия –Огородное.
Ведущий. Здравствуйте уважаемое Пугало! Мы не посторонние, мы ребята из детского сада пришли на огород. Настало время землю равнять, да грядки сажать!

Пугало.  А вы молодцы, хорошее дело затеяли. Ладно, не робейте. Это я с виду такой грозный. Скучно мне здесь одному. Кроме ворон и воробьёв в это время сюда никто не заглядывает.

Весна. А ты, Пугало, не скучай, а с нами поиграй!

Проводится подвижная игра «ПУГАЛО».

Дети стоят по кругу, Пугало в центре.

Дети идут и произносят такие слова:

Пугало, Пугало,

Прыгало, прыгало.

На одной ножке прямо по дорожке.

Недоскокало, ворон увидало,

Испугалось, растерялось,

Да так и осталось!

Пугало ведет метлой по полу, стараясь задеть детей, дети подпрыгивают.

Пугало. Ловкие да шустрые вы в игре! А вот сейчас проверим вас в деле. Назовите инструменты, которые нужны в работе в саду и в огороде.

Проводится игра «НАЗОВИ ИНСТРУМЕНТ» 

Дети выбирают среди картинок с различными инструментами лопатку, грабли, лейку, секатор и называют их.

Пугало.  Сразу видно, что дело вы знаете, инструменты все правильно называете. А теперь разминка для ума - старинная русская игра. «Вершки, корешки». Что растет над землей, как узнаете, – руки вверх поднимаете, что растет под землей – приседаете.

Проводится игра «ВЕРШКИ, КОРЕШКИ».

Пугало называет овощи (помидор, картофель, огурец, морковь, лук и т.д.), дети выполняют движения.

Ведущий. Пугало, видишь, как много наши дети знают про труд на огороде.

Весна. Пугало, хорошо ты зиму зимовал?

Хорошо отдохнул?

Пугало.  Да!

Весна. А теперь пришла пора,

Всем нам надо не лениться,

А много потрудиться!

Мы посеем семена

В черную земельку,

В мягкую постельку.

 Пугало. Чтоб хорошо потрудиться, надо нам повеселиться.

 А ну ка девчушки, выходите петь частушки!

Девочки исполняют ЧАСТУШКИ.

Вместе.

Собирайся народ,

Все пойдём на огород!

Будем сеять семена

Овощей, цветов и льна!

1 девочка.

Не жалей, сил, детвора,

Посевная ждёт пора!

Спать не будем на печи,

Зимою будут калачи!

2 девочка.

Будем сеять и садить

Овощи на грядке,

Чтобы к осени у нас

Были полны кадки.

3 девочка.

Дел у нас –  невпроворот,

Цветник ждёт и огород!

Смастерим теплицу,

Чтоб росткам укрыться!

Вместе.

Мы на славу потрудимся, урожаю удивимся!

Будем петь, и танцевать, посевную прославлять!

Пугало.  Как весна идёт, вся земля гудёт.

Как весна пришла, вся земля расцвела.

Весна! Весна! Красным- красна!

Дружно за руки беритесь,

В хоровод все становитесь!

Дети исполняют хоровод «МЫ ПОСЕЕМ СЕМЕНА»

Весна. 

Вы, ребята, не ленились.
Вот как славно потрудились!
Солнце землю согревай,
Чтобы вырос урожай!

Чтоб красивым был наш сад,

Каждый потрудиться был рад.

Ребёнок. За всходами будем мы наблюдать,

Беречь их, ухаживать, оберегать.

Летом и осенью наш детский сад

Будет в цветущей красе утопать!

Пугало. Знает любой от мала до велика:

Природа богата и многолика.

Чтоб научиться природу ценить,

Важно к ней труд свой приложить!

Весна. Спасибо вам друзья, что в гости пригласили вы меня

А мне пора, прогонять с речек лёд, светлым делать восход.

До свидания друзья!

Пугало. А я останусь приглядывать за огородом!

Ведущий. Ну и нам пора прощаться, всем счастливо оставаться!!!

Дети под музыку выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник Пасхи "Веселится народ- нынче Пасха у ворот!"

Сценарий к проведению Праздника Пасхи....

«Идет Весна - красна, отворяй-ка ворота»

Сценарий фольклорного праздника...

конспект ОД по познавательному развитию "Пришла весна - отворяй ворота"

образовательная деятельность  о весенних хлопатах...

Конспект НОД по познавательному развитию в младшей группе «Пришла весна – отворяй ворота»

Государственное  бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждениедетский сад №34  Петродворцового района г.  Санкт-Петербурга     Конспект НОД ...

Конспект развлечения "Весну встречай - ворота открывай!"

Цель: Создание у детей положительного настроя и позитивной, эмоциональной атмосферы в коллективе.Задачи:Закреплять знания детей о весне, весенних приметах и месяцах.Уточнять знания детей о труде челов...