Досуг по нравственно-патриотическому воспитанию с родителями в подготовительной группе «Семейные обычаи и традиции на Руси».
материал (подготовительная группа)
Цель: формировать у детей представления о русской избе и семейных традициях русского народа.
Задачи: Расширять и углублять представления детей о внутреннем убранстве русской избы, о старинных семейных обычаях и традициях, закреплять знания старинных русских имен в р/н играх. Обогащать словарный запас существительными: колыбелька, лапти, чугунок, сундук, гребень, крынка, печь, изба, игрушка-пеленашка и определениями: старинный, деревянный, расписной, узорчатый. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление. Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dosug_o_russkih_obychayah.docx | 242.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Досуг по нравственно-патриотическому воспитанию с родителями
в подготовительной группе «Семейные обычаи и традиции на Руси».
Прозорова Татьяна Васильевна, Ермягина Светлана Николаевна, воспитатели
ГБОУ Школа №1512 им.Алии Молдагуловой, г.Москва.
Цель: формировать у детей представления о русской избе и семейных традициях русского народа.
Задачи: Расширять и углублять представления детей о внутреннем убранстве русской избы, о старинных семейных обычаях и традициях, закреплять знания старинных русских имен в р/н играх. Обогащать словарный запас существительными: колыбелька, лапти, чугунок, сундук, гребень, крынка, печь, изба, игрушка-пеленашка и определениями: старинный, деревянный, расписной, узорчатый. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление. Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.
Подготовительная работа: беседы по ознакомлению с окружающим «Предметы русской старины», «Русская изба»; расписывание плоскостных форм; чтение русских народных сказок, былин, рассматривание иллюстраций, слушание русских народных песен; организация и проведение с детьми русских народных игр.
Материалы и оборудование: аудиозаписи с русской народной музыкой; атрибуты русской избы и печи; кукла-пеленешка; уголек, зернышки, монетки, стеганые половички, расшитое полотенце; русская рубашка; колыбелька; каравай с солью, самовар, ухват, коромысло, глиняная посуда, лапти.
Ключевые слова: русские обычаи, традиции, шутки-дразнилки, изба, каравай, семья, гармонь.
Ход занятия:
Звучит музыка «Во поле берёзка стояла», дети входят парами. Воспитатель с родителями в русских народных костюмах встречает их караваем с солью.
- Здравствуйте, добрые молодцы и красные девицы! Рассаживайтесь по удобнее. (Дети садятся на стульчики.) Сегодня мы с вами попадём в то время, когда жили наши прабабушки и прадедушки, и узнаем, как же раньше люди жили, чем они занимались, как развлекались.
Рассказ воспитателя:
Слава нашей стороне, слава нашей старине.
И про эту старину я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли о делах родной земли.
В старину на нашей земле, встречали гостей с хлебом, с солью, да всегда говорили: «Дай Бог тому, кто в нашем дому, чтобы хорошо было всё: и житьё, и бытьё, и здоровьице». Гость должен был отломить кусочек хлеба, посолить его и съесть. Этим он показывал уважение к хозяину дома. Мы сегодня с вами отправимся в путешествие, оно будет особенное. Мы отправимся в далекое прошлое, к нашим предкам.
Представьте себе мир, в котором они жили. Не было городов, высоких домов, машин, электричества. Избы были большими, просторными. Вечерами за большим столом собиралась вся семья. И начинались семейные посиделки.
Что же означает слово «семья»? Семья — это совокупность близких родственников, живущих вместе: родители с детьми.
А еще можно сказать, что семья — это маленькое государство.
А кто мне скажет, как называлась наша родина в прошлом? (Русь деревянная.
Здесь издавна русские люди живут).
- Ребята, а знаете, почему Русь называли деревянной? Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен. Как называли такие дома? (Изба). Правильно. А в избе были деревянные лавки, стол, сундуки, посуда и даже обувь.
- Как называлась плетёная обувь на Руси? (лапти) Целые семьи занимались этим ремеслом. И назывались они лапотники.
Родитель: - Ребята, раньше в избах не было электрического света, в старину пользовались лучиной (вот такая палочка), поджигали её, и она освещала избу и, благодаря этому, взрослые вечерами могли заниматься своим ремеслом. Самым главным местом в избе была печь. А кто из вас знает, почему про печь так говорят? -То печет блины, то показывает сны. Она не только отапливала дом, в ней готовили еду, сушили ягоды и грибы, спали на ней и даже мылись.
Бывало приготовит матушка в печи обед и нужно ей достать горшки горячие из печи. Тогда ей поможет…
Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
Сам в угол идёт (ухват)
- А давайте посмотрим, где у нас ухват в избе? (дети показывают)
- Скажите–ка мне, ребята, а что это такое?
Книзу узок, верх широк,
Не кастрюля … (чугунок)
Воспитатель достаёт чугунок с помощью ухвата.
Другой родитель проводит игру «Что было, а что теперь?» (крынка-кувшин, гребешок-расческа, мотыга-комбайн…)
Воспитатель: - Молодцы, ребята, хорошо поиграли. Помогли нам разобраться со старинными предметами. Ведь одна голова - это хорошо, а много лучше!
- В старину в каждой деревне, в каждом селе устраивали посиделки. Парни и девушки - собирались в какой-нибудь избе, чтобы себя показать, на других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в потехах и забавах. Вот так “всем миром” коротали время долгими зимними вечерами за работой, разговорами, весёлой шуткой, разными сказками. А вы знаете, какие-нибудь шутки-дразнилки? Расскажите их. Дети исполняют.
У нас Арина маленька, Чуть повыше валенка В лапотки обуется, Как пузырь надуется (Матвей) | Упал Фома в кадушку, Задавил лягушку, Задавил мышонка И три поросёнка (Юля) |
Обманули простака- На четыре кулака, На щелбан и на подушку, На зелёную лягушку. (Костя) | Коля, Коля, Николай, Сиди дома, не гуляй, Чисти картошку, Ешь понемножку. (Егор) |
- А в праздники устраивали гулянья с песнями , танцами и играми.
Отгадайте загадку:
«В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь.
Звонкая, нарядная,
Веселая, трехрядная.
Заиграет, только тронь
Наша русская» (гармонь)
- Ну, гармонист, выходи. Ребенок читает стихотворение про гармонь.
- Дети, что это за звук? Кто плачет? (достает из колыбельки куклу)
- Посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш. Он только сегодня родился, поэтому он и плачет. Давайте его покачаем. Ребенок, доставший куклу, качает, плач стихает. Воспитатель показывает куклу-пеленашку, которую родители делали сами для своих маленьких детей.
- С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночку имя, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, какие вы знаете русские старинные имена?
Дети предлагают имена (Егор, Иван, Илья, Матвей), выбирают одно имя - ребеночка называют Егорушкой.
- Дети, а вы знаете, что сейчас, пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково Егорушкой. А когда он вырастет, то его уже будут называть Егором. Мы растём, и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?
Ответы детей: сейчас меня зовут Ира, а когда я вырасту, то меня будут звать Ириной и т.д
- Молодцы, ребята! Вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена.
На посиделках гости попусту не сидели, а водили хороводы, играли. А хотите поиграть в самые настоящие старинные русские игры? Воспитатель вместе детьми и родителями играет в русскую народную игру с лентами под песню «Во поле береза стояла», игра с коромыслом и ведрами «Кто воду пронесет и не разольет», в снежки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активное занятие с родителями воспитанников подготовительной группы «Семейные традиции»
Занятие проводится на основе книги № 5 для развития детей 6-7 лет «Семейные традиции», "Истоковедение"....
ООД по нравственно – патриотическому развитию детей: Город – крепость Воронеж (подготовительная группа)
Воспитание патриотических чувств и любви к своему городу....
Конспект занятия для родителей в подготовительной группе по ФЦКМ «Князь Владимир - креститель Руси»
Цель: познакомить детей с князем Владимиром - крестителем Руси....
Активное занятие с родителями воспитанников подготовительной группы «Семейные традиции»
Присоединение родителей к отечественным традициям. Оказание родителям педагогической поддержки в освоении категории «Семейные традиции»....
Проект по нравственно-патриотическому направлению ко Дню Победы в подготовительной группе на тему «Наследники Победы» 2021 г.
Цель: патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста...
Сценарий активного занятия с родителями в подготовительной группе "Семейные традиции"
Сценарий активного занятия с родителями в подготовительной группе "Семейные традиции"...
Сценарий спортивного развлечения с родителями в подготовительной группе "Семейные старты!"
Сценарий веселого спортивного мероприятия. Забавный Карлсон добавит "изюминку" в данное развлечение....