Досуг по нравственно-патриотическому воспитанию с родителями в подготовительной группе «Семейные обычаи и традиции на Руси».
материал (подготовительная группа)

Прозорова Татьяна Васильевна

Цель: формировать у детей представления о русской избе и семейных традициях русского народа.

Задачи: Расширять и углублять представления детей о внутреннем убранстве русской избы, о старинных семейных обычаях и традициях, закреплять знания старинных русских имен в р/н играх. Обогащать словарный запас существительными: колыбелька, лапти, чугунок, сундук, гребень, крынка, печь, изба, игрушка-пеленашка и определениями: старинный, деревянный, расписной, узорчатый. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление. Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dosug_o_russkih_obychayah.docx242.3 КБ

Предварительный просмотр:

Досуг по нравственно-патриотическому воспитанию с родителями

в подготовительной группе «Семейные обычаи и традиции на Руси».

   Прозорова Татьяна Васильевна, Ермягина Светлана Николаевна, воспитатели

ГБОУ Школа №1512 им.Алии Молдагуловой, г.Москва.

Цель: формировать у детей представления о русской избе и семейных традициях русского народа.

Задачи: Расширять и углублять представления детей о внутреннем убранстве русской избы, о старинных семейных обычаях и традициях, закреплять знания старинных русских имен в р/н играх. Обогащать словарный запас существительными: колыбелька, лапти, чугунок, сундук, гребень, крынка, печь, изба, игрушка-пеленашка и определениями: старинный, деревянный, расписной, узорчатый. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление. Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.

Подготовительная работа: беседы по ознакомлению с окружающим «Предметы русской старины», «Русская изба»; расписывание плоскостных форм; чтение русских народных сказок, былин, рассматривание иллюстраций, слушание русских народных песен; организация и проведение с детьми русских народных игр.

Материалы и оборудование: аудиозаписи с русской народной музыкой; атрибуты русской избы и печи; кукла-пеленешка; уголек, зернышки, монетки, стеганые половички, расшитое полотенце; русская рубашка; колыбелька; каравай с солью, самовар, ухват, коромысло, глиняная посуда, лапти.

Ключевые слова: русские обычаи, традиции, шутки-дразнилки, изба, каравай, семья, гармонь.

Ход занятия:

Звучит музыка «Во поле берёзка стояла», дети входят парами. Воспитатель с родителями в русских народных костюмах встречает их караваем с солью.

- Здравствуйте, добрые молодцы и красные девицы! Рассаживайтесь по удобнее. (Дети садятся на стульчики.) Сегодня мы с вами попадём в то время, когда жили наши прабабушки и прадедушки, и узнаем, как же раньше люди жили, чем они занимались, как развлекались.

Рассказ воспитателя:

Слава нашей стороне, слава нашей старине.

И про эту старину я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли о делах родной земли.

        В старину на нашей земле, встречали гостей с хлебом, с солью, да всегда говорили: «Дай Бог тому, кто в нашем дому, чтобы хорошо было всё: и житьё, и бытьё, и здоровьице». Гость должен был отломить кусочек хлеба, посолить его и съесть. Этим он показывал уважение к хозяину дома. Мы сегодня с вами отправимся в путешествие, оно будет особенное. Мы отправимся в далекое прошлое, к нашим предкам.

        Представьте себе мир, в котором они жили. Не было городов, высоких домов, машин, электричества. Избы были большими, просторными. Вечерами за большим столом собиралась вся семья. И начинались семейные посиделки.

Что же означает слово «семья»? Семья — это совокупность близких родственников, живущих вместе: родители с детьми.

А еще можно сказать, что семья — это маленькое государство.

А кто мне скажет, как называлась наша родина в прошлом? (Русь деревянная.

Здесь издавна русские люди живут).

- Ребята, а знаете, почему Русь называли деревянной? Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен. Как называли такие дома? (Изба). Правильно. А в избе были деревянные лавки, стол, сундуки, посуда и даже обувь.

- Как называлась плетёная обувь на Руси? (лапти) Целые семьи занимались этим ремеслом. И назывались они лапотники.

Родитель: - Ребята, раньше в избах не было электрического света, в старину пользовались лучиной (вот такая палочка), поджигали её, и она освещала избу и, благодаря этому, взрослые вечерами могли заниматься своим ремеслом. Самым главным местом в избе была печь. А кто из вас знает, почему про печь так говорят? -То печет блины, то показывает сны. Она не только отапливала дом, в ней готовили еду, сушили ягоды и грибы, спали на ней и даже мылись.

Бывало приготовит матушка в печи обед и нужно ей достать горшки горячие из печи. Тогда ей поможет…

Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

Сам в угол идёт (ухват)

- А давайте посмотрим, где у нас ухват в избе? (дети показывают)

 - Скажите–ка мне, ребята, а что это такое?

Книзу узок, верх широк,

Не кастрюля … (чугунок)

Воспитатель достаёт чугунок с помощью ухвата.

Другой родитель проводит игру «Что было, а что теперь?» (крынка-кувшин, гребешок-расческа, мотыга-комбайн…)

Воспитатель: - Молодцы, ребята, хорошо поиграли. Помогли нам разобраться со старинными предметами.  Ведь одна голова - это хорошо, а много лучше!

- В старину в каждой деревне, в каждом селе устраивали посиделки. Парни и девушки - собирались в какой-нибудь избе, чтобы себя показать, на других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в потехах и забавах.  Вот так “всем миром” коротали время долгими зимними вечерами за работой, разговорами, весёлой шуткой, разными сказками. А вы знаете, какие-нибудь шутки-дразнилки? Расскажите их. Дети исполняют.

У нас Арина маленька,

Чуть повыше валенка

В лапотки обуется,

Как пузырь надуется (Матвей)

Упал Фома в кадушку,

Задавил лягушку,

Задавил мышонка

И три поросёнка (Юля)

Обманули простака-

На четыре кулака,

На щелбан и на подушку,

На зелёную лягушку. (Костя)

Коля, Коля, Николай,

Сиди дома, не гуляй,

Чисти картошку,

Ешь понемножку. (Егор)

- А в праздники устраивали гулянья с песнями , танцами и играми.

 Отгадайте загадку:

«В руки ты ее возьмешь,

То растянешь, то сожмешь.

Звонкая, нарядная,

Веселая, трехрядная.

Заиграет, только тронь

Наша русская» (гармонь)

- Ну, гармонист, выходи. Ребенок читает стихотворение про гармонь.

- Дети, что это за звук? Кто плачет? (достает из колыбельки куклу)

- Посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш. Он только сегодня родился, поэтому он и плачет. Давайте его покачаем. Ребенок, доставший куклу, качает, плач стихает. Воспитатель показывает куклу-пеленашку, которую родители делали сами для своих маленьких детей.

- С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночку имя, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, какие вы знаете русские старинные имена?

Дети предлагают имена (Егор, Иван, Илья, Матвей), выбирают одно имя - ребеночка называют Егорушкой.

- Дети, а вы знаете, что сейчас, пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково Егорушкой. А когда он вырастет, то его уже будут называть Егором. Мы растём, и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?

Ответы детей: сейчас меня зовут Ира, а когда я вырасту, то меня будут звать Ириной и т.д

- Молодцы, ребята! Вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена.

          На посиделках гости попусту не сидели, а водили хороводы, играли. А хотите поиграть в самые настоящие старинные русские игры? Воспитатель вместе детьми и родителями играет в русскую народную игру с лентами под песню «Во поле береза стояла», игра с коромыслом и ведрами «Кто воду пронесет и не разольет», в снежки.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\2023-11-24_09.29.41.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активное занятие с родителями воспитанников подготовительной группы «Семейные традиции»

Занятие проводится на основе книги № 5 для развития детей 6-7 лет «Семей­ные традиции», "Истоковедение"....

Активное занятие с родителями воспитанников подготовительной группы «Семейные традиции»

Присоединение  родителей к  отечественным  традициям. Оказание родителям педагогической поддержки в освоении категории «Семейные традиции»....

Сценарий активного занятия с родителями в подготовительной группе "Семейные традиции"

Сценарий активного занятия с родителями в подготовительной группе "Семейные традиции"...

Сценарий спортивного развлечения с родителями в подготовительной группе "Семейные старты!"

Сценарий веселого спортивного мероприятия. Забавный Карлсон добавит "изюминку" в данное развлечение....