«Посиделки на Кузьминки»
методическая разработка (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Сцена оформлена под русскую избу. В центре стол. На нем самовар, блюдо с угощениями: баранками, конфетами, яблоками. Вокруг стола – скамейки. На «стенах» развешаны вышитые полотенца, лапти. Лавки покрыты домоткаными дорожками. Такие же дорожки разосланы на полу.
Занавес закрыт. Выходит Хозяйка.
Хозяйка: Здравствуйте гости дорогие, желанные долгожданные! На осенние посиделки приглашаю вас. Ноябрь за окном месяц студёный, с долгими тёмными вечерами. Русский народ и поговорку о ноябре придумал «Не сковать реку зиме, без ноября-кузнеца».
Много интересного о наших осенних праздниках вы узнаете сегодня,
Открывается занавес.
Хозяйка ставит на стол угощения, девочка Маша прибирается в избе.
Хозяйка: Ну вот, все сделано: в избе ладно, стол накрыт, пироги готовы, да и самовар давно кипит! Добрый сегодня день! Можно и отдохнуть!
Маша: И я свою работу закончила, пол подмела, стол да лавки протерла – вон как чисто и красиво! (Руками показывает на стол и лавки).
Хозяйка: Вот и хорошо. Скоро гости пожалуют. Нынче день особый – посиделки начинаются.
Маша: А кто к нам в гости придет?
Хозяйка садится на лавку.
Хозяйка: Девицы-красавицы со своей работой к нам на посиделки пожалуют. Да только сегодня много не наработают.
Маша: Это почему же, тетушка?
Хозяйка: Потому что сегодня праздник Кузьмы и Демьяна – Кузьминки, начало посиделок. Сегодня не столько работают, сколько веселятся.
Маша: Тетушка, а кто это Кузьма и Демьян? Что-то я про них не слышала. И почему в их честь праздник?
Хозяйка: Много веков назад жили святые Кузьма и Демьян. Славились они мастерством своим, знали кузнечное и плотницкое дело. И считали их покровителями всех мастеров и мастериц. Вот в честь святых мастеров Кузьмы и Демьяна и назвали этот праздник. Русский народ считал своих братьев Кузьму и Демьяна, покровителями женщин — рукодельниц. С этого дня женщины принимались за зимнюю пряжу, обращаясь к святым, просили помочь, чтобы не отставать в работе от тех, кто начал её раньше. Праздник этот ремесла, домашнего очага, праздник не безделья, праздник рукоделья.
Под русскую народную музыку входят девочки.
Девочки: Можно, хозяюшка?
Хозяйка: Входите, девицы, входите, красные!
Девочка 1: Здравствуйте, хозяюшка! Нынче посиделки у нас, так не пустите ли в избу?
Хозяйка: Как же не пустить, пущу, ведь на Кузьминки – всегда на Руси девичьи праздники проходят. Проходите, усаживайтесь вот здесь (Показывает на лавку) на лавке да за работу принимайтесь.
Девочки рассаживаются на свои места под окошком, принимаются за рукоделие – вышивают, прядут, вяжут, мотают клубочки.
1 девочка: Прялка не бог – а рубаху даёт.
2 девочка: Не ленись прясть – хорошо оденешься.
Хозяйка. Ой, Натуля, что шьешь не оттуля?
Девочка. Да я, тетушка, еще пороть буду.
Хозяйка. Смотри, поспешишь – людей насмешишь.
Девочки. Знаем, знаем: семь раз отмерь – один отрежь. Домом жить - обо всем тужить.
Хозяйка. А давайте-ка мы свами, девицы споем. А ведь с песней и работа веселее спорится.
Девочки исполняют песню «Уж мы шили ковер»
(«Музыкальный руководитель» №1, 2011г., с.35)
Девочки. А еще говорят: летом пролежишь – зимой с сумой побежишь.
Хозяйка. Верно говорят, ведь лето припасиха, а зима прибериха.
Раздается стук в дверь. Заглядывают мальчики.
Мальчики: Добрый день, молодки-лебедки!
Девочки: Здравствуйте, коль не шутите, ребята-молодцы, веселые удальцы!
Мальчики: (На мажорном аккорде) Девушки, вы девушки, где берете денежки?
Девочки: (Речитативом)
Летом ягодки берем,
С Кузьмы куделечку прядем.
Мальчики. Услыхали, что у вас посиделки, вот и заглянули на огонек.
Хозяйка. Просим в избу. Красному гостю – красное место.
мальчики проходят, садятся на лавки.
Хозяйка. А есть ли среди вас, ребята, хорошие работники,
Столяры да плотники.
Мальчики. А мы вам сейчас покажем, какие мы работники.
Мальчики исполняют песню р.н.п.
«Посмотрите как у нас – то в мастерской» с музыкальными инструментами.
Мальчики. А что же вы делали? Небось, бездельничали?
Девочки. Да нет, мы и пряли, и вышивали, и избу прибирали.
Мальчики. Знаем, знаем, как вы пряли да вышивали. Пряла наша Дуня не тонко, не толсто: потолще полена, потоньше оглобли.
Мальчики смеются.
Хозяйка. Ну, будет вам браниться! Сядем рядком да поговорим ладком.
Девочки. Отгадайте-ка нашу загадку.
Летом стоит, зимой горит.
Пасть разевает, что дают, глотает. (печь)
Мальчики. А вот наша загадка.
Три братца пошли на речку купаться
Двое купаются, третий на берегу валяется.
Искупались, вышли, на третьем повисли. (коромысло и ведра)
Маша. А вот моя загадка.
Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи, меня ищи! (капуста)
Хозяйка. Совсем недавно в деревнях были капустные вечера – «капустники», когда капусту на зиму заготавливали да осень славили. Давайте-ка мы с вами тоже завьем капустку!
Дети заводят хоровод «Вейся, вейся, капустка» (+)
Маша. А я знаю веселую игру про капусту.
Проводится р.н. игра «Капуста»
см. «Музыкальный руководитель» №8, 2016г., с.21.
Раздается стук в дверь.
Хозяйка. Кто-то к нам еще пожаловал на посиделки.
Заходит Яшка с корзиной – в ней лежит товар.
Яшка. Здравствуйте, ребятишки!
Здравствуйте, парнишки!
Славные девчушки –
Быстроглазые вострушки!
Я – Яшка –весельчак,
Это знает всяк!
Я пришел вас позабавить,
С праздником поздравить!
Я же с ярмарки иду,
Всяку всячину несу!
Дети исполняют р.н.песню «Где был, Иванушка?»
Хозяйка. А может, для гостей моих чего найдешь – мы купим!
Яшка. Да я много не возьму!
Хозяйка. Это сколько? Копейку?
Яшка. Да нет… Поиграем маленько!
Я парень задорный,
В играх проворный. (достаёт маску мышки)
Вот мышиный наряд - подойдет всем подряд!
Кто без места остается, тому он и достается
(расставляются стулья по кругу, дети занимают места)
Так без места только я –
Значит, очередь моя!
Проводится игра «Мышка-кубышка»
Дети, сидят на стульях, произносят (водящий в это время бежит по кругу):
«Мышка, мышка серая кубышка,
Продай теремок, продай уголок,
Раз, два, три - беги!»
После этих слов дети пересаживаются на соседний стул справа, а водящий должен успеть сесть на освободившийся стул. Тот, кто остался без места, становится водящим и игра повторяется.
Яшка. А теперь вставайте, стулья убирайте.
Люблю порядок и уют. Ну, а я присяду тут. (садится рядом с Хозяйкой)
Девочка. Яшенька, а Яшенька! Расскажи нам, что ты на ярмарке видел.
Яшка. Я много чего видел.
По железному мосту, сделанному из досок
Шел высокий человек низенького роста:
Был кудрявый, без волос; худенький, как бочка.
У него детишек нет, только сын да дочка.
А на купеческом дворе поздно ночью, на заре
Таракан дрова рубил, себе голову срубил.
Комар воду возил, в грязи ноги увязил,
Его мухи выдирали, животы все надорвали.
Хозяйка. Хватит, Яшка, тебе небылицы нам рассказывать, лучше товар свой нам покажи!
Девочка. Яшенька, а есть в твоей корзинке что-нибудь для девочек?
Яшка. Для такой красавицы есть платочек кружевной.
Посмотри-ка, нравится?
Девочка. А сколько просишь за такой?
Яша. А поиграешь ли со мной?
Девочка. Ладно, только подружек моих тоже в игру возьмем.
Игра «Заря заряница»
Дети образуют круг. Водящий идет за кругом под попевку:
Заря – заряница, красная девица,
По небу ходила, ключи обронила
Месяц видел, солнце скрало.
Проходя по кругу, водящий должен незаметно бросить платок возле любого из детей. По окончании попевки дети быстро оглядываются. Тот, у кого рядом оказался платок, должен взять его и догнать водящего. Если догонит его, машет перед ним платком со словами: «Не теряй ключи, не теряй ключи!» Водящий должен как можно быстрее занять свободное место в кругу.
Хозяйка. А скажи-ка ты с базара,
Не принес ли мне товара!
Яша. Нес! И бусы, и сережки
И сафьяновы сапожки…
Да все продал. (заглядывает в корзину)
Нет, постой! Есть платочек расписной
Хозяйка. Сколько просишь?
Яшка. Золотой!
Хозяйка. Шутишь, парень? Забирай! (бросает платок в корзину)
Яшка. (достает платок) Ладно, ладно, оставляй
Девочки исполняют «Танец с платками».
Хозяйка. Девушкам ты угодил,
А про ребят ты что забыл?
Яша. Обижаешь, хозяйка. У меня большой запас. Вот что я для них припас! (ставит скамейку в центре зал) Ну-ка парни кто успеет сесть?
Дети быстро садятся на скамейку.
Кто без места остался, тому игру и начинать
Проводится р.н.игра «Скамеечка-суковаточка»
Водящий прогуливается вдоль лавочки. На окончание песни останавливается возле ребенка. Водящий и ребенок по сигналу бегут в разные стороны. Обегают сидящих. Кто первый сядет на лавочку, тот выиграл.
На лавочке, на березовой
Мы дружно сидим,
На тебя, дружок, глядим.
Раз, два, три – беги!
Хозяйка:
Обойди хоть всю планету, лучше русской пляски нету!
Мальчик:
Ой, ты милая моя, выходи скорее.
Поплясать, переплясать я тебя сумею!
Девочка:
Месяц скрылся в облаках, солнышко за морем.
Ты не хвастайся пока, мы еще посмотрим!
Русский перепляс
Хозяйка:
На посиделки, разные гости заглянуть могут. Слышите, кто-то шубуршится, кряхтит. Наверно, мы своим весельем кого-то потревожили.
Гаврила (ростовая кукла):
Да это я, Гаврила! За печкой пригрелся, а вы меня разбудили…
Хозяйка:
Ой, прости нас, кум Гаврила! Не сердись! Мы для тебя песенку споем.
Гаврила:
Песенку? Ну, ладно. Пойте.
Дети исполняют шуточную песенку «Веники-помелики», см. «Музыкальный руководитель» №6, 2008г., с. 24
Гаврила (обиженно) : Ой, уйду я от вас.
Хозяйка: Это почему?
Гаврила:
Обидно, что вы на меня ворчите. Песенка ваша уж больно обидная для меня.
Хозяйка:
Не сердись, Гаврила, это мы шутя.
Гаврила:
Ой, все равно обидно (прячется за печку)
Потешница:
Ребята, позовем Гаврюшу! Только ласково.
Дети: Гаврюша!
Гаврила (показывается из-за печки): Аюшки!
Дети (вместе с Хозяйкой): Где ты был?
Гаврила: У бабушки!
Дети: Что принес?
Гаврила: Оладушки!
Дети: А где же они?
Гаврила: Я их под лавку положил.
Хозяйка:
Экий ты, Гаврюша, чудак!
Гаврила: А вы бы, дети, как?
Хозяйка: Подскажите, ребята, что надо с оладушками сделать?
Дети: На тарелочку положить, маслицем полить, а потом и съесть…
Гаврила: А! Понял! (снова прячется)
Дети: Гаврюша!
Гаврила (показывается из-за печки): Аюшки!
Дети (вместе с Хозяйкой): Где ты был?
Гаврила: У бабушки!
Дети: Что принес?
Гаврила: Лапти!
Дети: А где же они?
Гаврила: На тарелочку положил, маслицем полил…
Хозяйка:
Экий ты, Гаврюша, чудак!
Гаврила: А вы бы, дети, как?
Дети: А мы на ножки лапти надеваем и ходим.
Гаврила: А! Понял! (снова прячется)
Дети: Гаврюша!
Гаврила (показывается из-за печки): Аюшки!
Дети (вместе с Хозяйкой): Где ты был?
Гаврила: У бабушки!
Дети: Что принес?
Гаврила: Ведерочки!
Дети: А где же они?
Гаврила: А я их на ножки надел и хожу.
Хозяйка:
Экий ты, Гаврюша, чудак!
Гаврила: А вы бы, дети, как?
Дети: Мы бы к колодцу сходили и водицы холодной налили.
Гаврила: А! Понял! (снова прячется)
Дети: Гаврюша!
Гаврила (показывается из-за печки): Аюшки!
Дети (вместе с Хозяйкой): Где ты был?
Гаврила: У бабушки!
Дети: Что принес?
Гаврила: Шапку!
Дети: А где же она?
Гаврила: А я к колодцу сходили и водицы холодной в нее налил.
Хозяйка:
Экий ты, Гаврюша, чудак!
Гаврила: А вы бы, дети, как?
Дети: А мы бы на головку надели
Гаврила: А! Понял! (снова прячется)
Дети: Гаврюша!
Гаврила (показывается из-за печки): Аюшки!
Дети (вместе с Хозяйкой): Где ты был?
Гаврила: У бабушки!
Дети: Что принес?
Гаврила: Кошечку!
Дети: А где же она?
Гаврила: А я ее на головку надел и хожу. Тепло!
Хозяйка:
Экий ты, Гаврюша, чудак!
Гаврила: А вы бы, дети, как?
Дети: А мы бы ее молочком напоили!
Хозяйка: Да ты, Гаврюша, и сам не лыком шит! Шутить умеешь!
Гаврила: Да я и спеть могу! (исполняет частушку под сопровождение балалайки): Пляши-ка, Матвей
Не жалей лаптей.
Дедко лыко надерёт,
Лапти новые сплетёт.
Эх, лапти мои,лапти лыковые.
Дедко лыко надерёт,
Лапти новые сплетёт.
Хозяйка: Как известно всем, подружки – мастерицы петь частушки. И вы, парни, не зевайте, девкам тоже помогайте.
Частушки
После частушек Гаврила уходит.
Яшка. Вот теперь я всем доволен.
Рад, что вас повеселил.
Что ж, пойду… (хлопает себя по лбу)
Вот бестолковый!. Я же вас не угостил!
Вот держите сладости для ребячьей радости.
Хозяйка. Спасибо тебе за хороший товар да за добрую компанию!
Яшка. До свиданья, всем добра,
До новой встречи, детвора! ( Яшка уходит)
Хозяйка. Пришли Кузьма и Демьян, потешили нас, осень с собой унесли, дорогу зиме вымостили.
Ведущая. Засиделись мы у нашей хозяюшки, наплясались и напелись. Пора домой возвращаться.
Под музыку дети выходят из зала.
«Посиделки на Кузьминки»
Для детей подготовительной группы
Музыкальный руководитель
Штукарева Оксана Викторовна
г.Липецк
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий развлечения "Кузьминки" Осенние посиделки для детей 5-7 лет совместно с родителями
Сценарий написан для совместной досуговой деятельности детей с родителями...
"Кузьминки" посиделки с родителями
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остаётся актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотрудничества, необходимых как педа...
посиделки "На Кузьму и Демьяна"
посиделки "На Кузьму и Демьяна"...
Совместный праздник для детей и родителей «Семейные посиделки на Кузьму и Демьяна»
Сценарий совместного праздника детей и родителей : «Семейные посиделки на Кузьму и Демьяна» Цель: Сотрудничество родителей и ДОУ в духовно-нравственном воспитании детей....
Посиделки на Кузьминки
laquo; ПОСИДЕЛКИ НА КУЗЬМИНКИ.»Цель:- Познакомить детей с праздником «Кузьминки».Задачи:- Продолжать знакомить детей с традициями и обычаями народа.- Развивать у детей интерес...
Посиделки на Кузьминки
Проводы Осени встреча Зимы...