Тематическая беседа «День снятия блокады Ленинграда»
план-конспект занятия
Тематическая беседа «День снятия блокады Ленинграда» для детей старшей группы
Цель:
- расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.
Задачи:
Познакомить детей с жизнью людей в это время.
Развивать способность чувствовать, сопереживать, умение слушать окружающих, воспитывать чувство патриотизма.
Рассказать детям о жизни взрослых и детей в тяжелые военные годы.
Воспитывать уважительные отношения к исторической памяти к жителям Ленинграда, к ветеранам войны.
Обогащать знания детей о героическом прошлом города;
Расширять и закреплять понятия «блокада», «прорыв блокады», «кольцо блокады».
Развивать интонационную выразительность речи при чтении стихов.
Формировать у детей интерес к историческому прошлому нашей страны;
Обогащать знания детей о героическом прошлом народа;
Способствовать формированию чувства гордости за защитников Отечества;
Формировать чувство сопереживания людям старшего поколения, пережившего тяготы войны.
Предварительная работа:
1. Рассматривание иллюстраций блокадного Ленинграда;
2. Заучивание стихов о Блокаде;
3. Беседы с детьми;
4. Слушание военных песен.
5. Чтение художественной литературы по теме.
Ход беседы:
Воспитатель:
Много лет тому назад, когда нас ещё не было на свете на нашу Родину напала фашистская Германия. Началась Великая Отечественная Война.
Это была жестокая война. Она принесла много горя и беды в каждый дом.
«Великая Отечественная» - так называем мы ту войну, в которой наш народ победил фашизм. Это была война за право жить, за право дышать, за право называться человеком. Поэтому против фашизма поднялись все - не только солдаты, партизаны, но и старики, женщины, дети. На фронте и в тылу всем миром приближали Великую Победу.
27 января – День снятия блокады Ленинграда. Это очень памятная дата для города - героя Санкт-Петербурга. Раньше его называли Ленинградом, а жителей – ленинградцами.
Сегодня мы вспомним о том, какие тяжелые испытания пришлось пережить этому красивому городу, во время той страшной и беспощадной войны.
Когда фашисты напали на нашу Родину, они хотели не просто захватить Ленинград, они хотели уничтожить его, стереть с лица земли. Больше двух месяцев, 900 дней и ночей шли кровавые бои под Ленинградом, но наши солдаты не позволили фашистам войти в город. Тогда гитлеровцы со всех сторон окружили Ленинград, перекрыли все входы и выходы из города, сомкнув «кольцо» вокруг города. Это окружение ещё называют блокадой.
Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали город, полыхали пожары, гибли люди. В город перестало поступать продовольствие, отключили свет, отопление, воду…Наступила холодная зима…Наступили страшные блокадные дни… Дома не отапливались, не было угля, люди в комнатах ставили буржуйки – маленькие печки, а в них жгли мебель, книги, чтобы как-то согреться. В домах не работал водопровод, за водой ходили на реку Нева.
Окна в домах заклеивали узкими полосами бумаги или газетами – чтобы осколки при бомбёжке не могли поранить. Вешали темные шторы, чтобы ночью не было видно даже маленького огонька свечки. Так как фашистские летчики летали и бомбили по ночам.
В Ленинграде начался страшный, мучительный голод. В самый тяжелый период блокады жители Ленинграда получали только один маленький кусочек хлеба на целый день 125 грамм (показать).
В булочные, где выдавали хлеб по карточкам, были огромные очереди, потому что и по одному кусочку хлеба иногда на всех не хватало.
Фашистские самолеты днем и ночью сбрасывали на Ленинград бомбы, а вражеские орудия стреляли по домам, больницам, заводам, на которых ленинградцы делали танки и оружие для защитников города.
О приближении немецких бомбардировщиков ленинградцев оповещал звук воздушной сирены. Послушайте, как она пронзительно выла.
Дети слушают звук сирены.
Услышав вой сирены, жители города, если у них были силы, спускались под землю, в бомбоубежища. После отбоя воздушной тревоги люди вновь возвращались в сои дома. По радио всё время жители города слышали звук метронома.
Дети слушают звук метронома.
В блокадные дни звук метронома не затихал ни на минуту. Он напоминал звук биения сердца и как будто говорил людям о том, что жизнь в городе продолжается.
От страшного голода, холода и болезней в блокадном Ленинграде стали умирать люди. Послушайте, как о страшной, тяжелой жизни в блокадном Ленинграде рассказал поэт Вольф Суслов, сам переживший блокаду (поэма «Память»).
Воспитатель читает стихотворение.
Нет хлеба. Нет Света. Воды и тепла.
Висит над Невою морозная мгла.
И если не лает, не воет война –
Глухая, немая стоит тишина.
На той, на опасной в обстрел стороне,
У булочной очередь жмется к стене.
Листовка со строчкою: «Враг у ворот!»
Нацеленный в небо застыл пулемет.
Осколком пробит на часах циферблат,
И время не движется – стрелки стоят,
И очередь тоже стоит и стоит
Угрюмо, как наш ленинградский гранит…
Вместе с взрослыми в блокадном Ленинграде жили и боролись дети.
Им в голодном и холодном городе было труднее всех. В первый год блокадной зимы работали школы. Даже в жутких условиях дети учились, и это был подвиг. Ведь путь в школу был опасен и тяжел. На улицах часто рвались снаряды. В помещениях стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода и все-таки шли в школу.
Ленинградские школьники не только учились, они помогали взрослым тушить зажигательные бомбы, делали оружие на заводах и помогали больным и старым людям приносить воду из Невы.
Наша страна всегда помнила о блокадном Ленинграде и помогала ему, как могла. По единственной дороге по Ладожскому озеру в город везли хлеб, а обратно из города вывозили (эвакуировали) детей, стариков, раненых. Уже через 3 дня после начала блокады по Ладоге пошел первый транспорт.
Эту дорогу через Ладогу стали называть «дорогой жизни», потому что она спасла тысячи ленинградцев.
И вот пришел день освобождения. Так же как сегодня, 27 января, наши солдаты прогнали фашистов с Ленинградской земли.
В этот день в честь разгрома фашистских войск под Ленинградом над Невой прозвучал праздничный салют. Все люди вышли из своих домов и со слезами на глазах смотрели в небо.
С тех пор прошло много лет. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти, в названиях улиц и площадей, в величественных памятниках.
Самые известные из них – памятник героическим защитникам Ленинграда, Разорванное кольцо – памятник прорыву блокады Ленинграда,
памятник Матери – Родине на Пискаревском кладбище, где захоронено очень много ленинградцев,
Цветок жизни – памятник детям, погибшим во время блокады.
За мужество, за храбрость, за самоотверженный труд в годы войны городу было присвоено звание – Город-герой Ленинград.
И сегодня давайте все вместе зажжём свечу памяти, помолчим, почтим героев Ленинграда, всех, чьи жизни унесла в суровый час блокада.
МИНУТОЙ МОЛЧАНИЯ
Воспитатель:
Спасибо тем, кто город отстоял,
Кто выжил в страшную блокаду,
Кто восстанавливал, из пепла возрождал.
Спасибо вам, герои Ленинграда!
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2024/01/24/blokada_0.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/24/picture-1292704-1606236810.jpg)
Беседа «День снятия блокады Ленинграда»
27 января- День снятия блокады Ленинграда. Беседа позволит расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда....
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/09/picture-1303057-1610203603.jpg)
Беседа "День снятия блокады Ленинграда"
Задачи:Сформировать у детей представления о блокаде Ленинграда и героизме его жителей;Познакомить детей с музыкальным произведением Д.Д. Шостаковича «Седьмая симфония», посвященным блокадн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/03/picture-333076-1383472094.jpg)
Беседа «День снятия блокады Ленинграда» для детей старшей группы
Беседа «День снятия блокады Ленинграда» для детей старшей группыЦель:- расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.Задачи:- Познакомить...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/09/picture-1148568-1560108352.jpg)
Беседа «День снятия блокады Ленинграда» для детей старшей группы
Цель:- расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.Задачи:- Познакомить детей с жизнью людей в это время.- Развивать способность чувствов...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/09/picture-752329-1455036247.jpg)
Беседа «День снятия блокады Ленинграда» для детей старшей группы
Беседа «День снятия блокады Ленинграда» для детей старшей группыЦель:- расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.Задачи:- Познакомить...
Тематическая беседа «День снятия блокады Ленинграда» для детей старшей группы
Тематическая беседа «День снятия блокады Ленинграда» для детей старшей группы...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/07/picture-1196747-1575704422.jpg)
Конспект тематической беседы «День снятия блокады Ленинграда».
Данный материал поможет педагогам дошкольных учреждений для расширения знаний детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда....