Беседа "День снятия блокады Ленинграда"
классный час
Задачи:
- Сформировать у детей представления о блокаде Ленинграда и героизме его жителей;
- Познакомить детей с музыкальным произведением Д.Д. Шостаковича «Седьмая симфония», посвященным блокадному городу;
- Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе исторических фактов и впечатлений;
- Активизировать словарь детей, обогащать его путем уточнения понятий: блокада, водопровод, изморозь, метроном, бомбоубежище, эвакуация и т.д.;
- Развивать зрительное внимание и умение устанавливать причинно-следственные связи.
Оборудование: презентация, аудиозаписи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blokada.docx | 17.64 КБ |
Предварительный просмотр:
«День снятия блокады города Ленинграда»
Задачи:
- Сформировать у детей представления о блокаде Ленинграда и героизме его жителей;
- Познакомить детей с музыкальным произведением Д.Д. Шостаковича «Седьмая симфония», посвященным блокадному городу;
- Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе исторических фактов и впечатлений;
- Активизировать словарь детей, обогащать его путем уточнения понятий: блокада, водопровод, изморозь, метроном, бомбоубежище, эвакуация и т.д.;
- Развивать зрительное внимание и умение устанавливать причинно-следственные связи.
Оборудование: презентация, аудиозаписи.
Ход занятия:
Стоит над Невой город большой и красивый, город-герой, город-солдат, город-труженик. У каждого города есть свое лицо, своя судьба, своя история. Много раз за свою историю Санкт-Петербург менял свое название. Это был Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград и снова Санкт-Петербург. Но сегодня мы будем говорить о Ленинграде. И не просто о Ленинграде, а о блокаде этого города. Ребята, а что такое блокада? Блокада – это значит окружение, когда перекрыты все входы и выходы из города.
А 27 января вся страна вместе с жителями Ленинграда отмечает это замечательное событие – День полного снятия блокады Ленинграда, то есть день освобождения города от немецко-фашистских захватчиков.
Я сейчас расскажу вам о том, какие тяжелые испытания пришлось пережить городу и его жителям во время той страшной и беспощадной войны.
Когда фашисты напали на нашу Родину, они хотели не просто захватить Ленинград, они хотели уничтожить его, стереть с лица земли. Было разрушено множество домов, получили повреждения музеи и дворцы, среди них был и знаменитый музей изобразительного искусства «Эрмитаж».
Больше двух месяцев шли бои под Ленинградом, были разбиты и разграблены пригороды Ленинграда: города Пушкин, Петергоф. Но наши солдаты не позволили фашистам войти в город. Тогда гитлеровцы со всех сторон окружили Ленинград, перекрыли все входы и выходы из города. Это случилось в начале осени – 8 сентября 1941 года. Началась суровая блокада, которая продолжалась долгих 900 дней, почти 2, 5 года.
В первый же день блокады, после одной из бомбежек, случилась непоправимая беда: на Бадаевских складах, где хранили запасы продовольствия для города, произошел пожар. Почти все продукты сгорели.
Как вы думаете, что случилось с ленинградцами, когда в магазинах не стало продуктов, а привезти их было нельзя, ведь все дороги перекрыты?
В Ленинграде начался страшный, мучительный голод. В самый тяжелый период блокады жители Ленинграда получали только один маленький кусочек хлеба на целый день. В булочные, где выдавали хлеб, были огромные очереди, потому что хлеба иногда на всех не хватало, люди выстраивались с раннего утра в очереди.
Было время, когда людям выдавался только хлеб. Кусочек был немного больше чем, кусочек хлеба, который вы едите за обедом. И это была вся еда на день. Хлеб был сырой, в самые тяжелые времена его готовили не из муки, а из древесной и пшеничной пыли с мельницы.
Помимо голода в блокадный Ленинград пришла другая беда – холодная зима. Мороз опускался до – 40 градусов. Было так холодно, что замерзали трубы, по которым в дома поступала вода. Люди остались без света и без тепла. На улице темно и в доме тоже темно, потому что нет света. Люди зажигали керосиновые лампы или просто коптилки – баночки с горючей жидкостью, в которые вставляли маленький фитилек. За водой люди ходили к Неве и другим рекам города. На саночки ставили ведра, бидоны, чайники и набирали воду из проруби, а потом долго везли воду домой.
Чтобы согреться, в комнатах ставили маленькие печки – буржуйки, выводя трубы в окна. В них жгли книги, мебель, доски, которые подбирали возле разрушенных бомбежкой зданий. Но не трогали деревья в садах и парках. Они сохраняли их для города, для людей.
Но не смотря на страшные испытания, ленинградцы всеми силами старались выжить и не дать умереть родному городу. Во время блокады в городе работали заводы, фабрики, музеи, театр и радио. По радио слушали не только новости с фронта, но и стихи о войне, о подвиге жителей города и от этого у всех появлялись силы, чтобы жить и бороться дальше.
Ленинградский композитор Д.Д. Шостакович во время блокады написал Седьмую симфонию и назвал ее «Ленинградской». Музыка рассказывала о мирной жизни, о нашествии врага, о борьбе и победе.
О приближении немецких бомбардировщиков ленинградцев оповещал звук воздушной сирены. Услышав вой, жители города спускались под землю, в бомбоубежища. После отбоя воздушной тревоги люди слышали звук метронома. Быстрый ритм означал воздушную тревогу, а медленный – отбой. Метельный ритм метронома еще ассоциировался с дыханием людей. Считалось, что, если слышен звук метронома, значит е все потеряно, про них не забыли, все еще есть надежда выжить.
Знаменитая Дорога жизни – водная трасса летом и ледовая зимой, обеспечивающая связь Ленинграда со страной по Ладожскому озеру. Сначала на лед выходила разведывательная группа. Самые опытные бойцы метр за метром исследовали будущую дорогу. В начале пускали только конные повозки с не очень тяжелым грузом. Когда лед становился толще и крепче по льду пускали грузовики с продуктами, теплой одеждой и оружием. Если бы не эта ледовая дорога, не пережил бы той суровой зимы Ленинград. Так велико значение этого пути, что назвали его «дорогой жизни».
Немецкие самолеты постоянно обстреливали и бомбили ледовую дорогу. Многие снаряды достигали цели и грузовики с грузом тонули.
«Дорога жизни» не была односторонней. Из осажденного города грузовики вывозили совсем ослабевших людей – стариков, детей и женщин.
Но только через 2,5 года, 18 января 1943 года, блокадное кольцо было прорвано.
А 27 января в честь разгрома фашистских войск под Ленинградом над Невой вспыхнул праздничный салют. Город был разрушен, вокруг не осталось ничего живого. Но осталось главное – свобода. Ленинград выстоял свои самые длинные и страшные 900 дней и ночей.
С тех пор прошло много лет. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти, в названиях улиц и площадей, в величественных памятниках. Самые известные из них – памятник героическим защитникам Ленинграда, Разорванное кольцо – памятник прорыву блокады Ленинграда, памятник Матери-Родине на Пискаревском кладбище, где захоронено очень много ленинградцев, цветок жизни – памятник детям, погибшим во время блокады.
За мужество и героизм Ленинград получил звание «Город-герой». Мы всегда будем помнить подвиг наших прадедушек и прабабушек, подаривших нам жизнь и спасших Ленинград.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Блокада Совместная деятельность с детьми подготовительной группы (ко Дню снятия Блокады Ленинграда)
Данный материал создан с целью расширить представление дошкольников о ВОВ, о трагической странице в истории страны и родного города, о героизме защитников Ленинграда.Он объясняет понятие "Блокад...
Беседа ко Дню снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» с детьми подготовительной группы
Беседа "Дети блокадного Ленинграда"...
Презентация "Блокада Ленинграда" к занятию " Снятие блокады Ленинграда"
Презентация полностью раскрывает всю тяжесть и горе жителей Ленинграда. Дети смогут прочувствовать переживания за жизнь людей, гордость за стойкость и героизм не только взрослых. но и детей, работающи...
Методическая разработка "День полного снятия блокады Ленинграда от фашистской блокады"
Методическа разработка для детей старшей и подготовительной групп...
Конспект занятия к дню снятия блокады Ленинграда для подготовительной группы "Блокада Ленинграда"
Материал может быть использован на занятиях по познавательному развитию, при проведении досуга по данной теме и др....
"ДЕТЯМ О БЛОКАДЕ ЛЕНИНГРАДА" - к 75-летию снятия блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
27 января исполнилось 75 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества длилась 871 день. В в...
Беседа ко Дню снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» с детьми старшей группы
Беседа ко Дню снятия блокады Ленинграда«Дети блокадного Ленинграда»с детьми старшей группы...