Проект "Ярмарочные гуляния" для детей старшего дошкольного возраста с применением ИКТ
проект (подготовительная группа)

Проект "Ярмарочные гуляния" направлен на приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре и искусству, развитие их музыкального восприятия и творческих способностей. Использование ИКТ позволяет  наиболее эффективно погрузиться в тему проекта.  Проект знакомит детей с традициями и обычаями ярмарочных гуляний , развивает их интерес к народному творчеству и духовно-нравственным ценностям. Основные цели проекта: приобщение к истокам народной культуры, развитие музыкальных и творческих навыков, воспитание уважения к истории и культуре своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_yarmarochnye_gulyaniya.docx36.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 45 «Анкудиновский парк»

Проект

«Ярмарочные гуляния»
для детей дошкольного возраста 5-7 лет

Подготовили:

Музыкальные руководители

Саламатова Екатерина Александровна

Салманова Наталья Владимировна

Д. Анкудиновка

2023

Тип проекта: познавательно-творческий, краткосрочный (с )

Участники проекта: воспитанники детского сада № 45 «Анкудиновский парк», воспитатели, родители, музыкальные руководители.

Актуальность проекта:

Интерес и внимание к народному искусству, в том числе музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Значение различных форм русского фольклора в музыкальном образовании дошкольников трудно переоценить. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости.Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Поэтому возникает необходимость расширения кругозора и знаний воспитанников в области фольклорных форм и жанров.

Объект исследования: процесс приобщения воспитанников к форме ярмарки и её жанрового содержания.

Предметом данной проектной деятельности является путь приобщения детей к жанрам русского фольклора в формате музыкальной ярмарки.

Цель проекта: приобщение дошкольников к жанрам русского фольклора, знакомство с народной традиционной формой – ярмарка.

Задачи проекта:

  1. Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
  2. Активизировать представления детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.
  3. Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности.
  4. Познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов.
  5. Развивать воображение, творческие и актерские способности.
  6. Расширить диапазон детского голоса, развивать вокально-хоровые навыки, чистоту интонирования средствами народного фольклора.
  7. Воспитывать патриотические чувства и уважение к традициям своего края.

Новизной и отличительной особенностью проекта является приобщение дошкольников к жанрам русского фольклора как посредством традиционных методов, так и с применением различных средств ИКТ.

Необходимость в создании данного проекта существует, так как он рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей музыкального восприятия, фантазии, музыкального слуха, формирует исполнительской культуру, мотивирует на творчество.

Ожидаемые результаты:

  • устойчивый интерес к культуре русского народа;
  • знание детьми устного народного творчества, песен, декоративно –прикладного искусства, народных музыкальных инструментов, игр и хороводов.
  • Знание воспитанниками народных традиций и обычаев, включая жанр ярмарки.

Аннотация проекта

Основная идея проекта – приоритет воспитания общечеловеческих ценностей и народных традиций. Проект основан на интеграции художественно-эстетической, речевой, музыкальной, игровой, театрализованной деятельности. В его основе лежит ознакомление детей с детей с жанрами народного искусства (слушание народной музыки, сказок, потешек, пословиц, поговорок, загадок, колыбельных песен, хороводов, игр и т.д.).

Основной принцип проекта – принцип взаимодействия ребенка с различными формами народного фольклора. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры – это все неоценимое богатство, которое способно помочь ребенку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью.

Краткосрочный проект ()

Рабочий план реализации проекта представлен в таблице 1

Таблица 1

План мероприятий

Этап

Содержание работы

Участники

Сроки

Организационно- подготовительный

-определение основной идеи проекта;

-планирование проекта;

-организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с темой проекта (подбор иллюстраций, книг, информационных материалов для детей и родителей и т.д.);

-подбор фото-, видеоматериалов для демонстрации презентаций;

- Изготовление монет для системы поощрения детей во время НОД за различные достижения во время реализации проекта.

-определение форм работы с родителями в рамках проектной деятельности.

Музыкальные руководители, воспитатели

()

Основной

Ознакомление воспитанников с жанрами ярмарочного фольклора: хороводы, народные песни, игры, потешки посредством презентаций.

Дети старших групп, воспитатели, музыкальные руководители

Работа над разучиванием танцев, песен, хороводов, диалогов, игр, стихов к ярмарке.

Дети всех групп, музыкальные руководители, родители

Размещение афиши о предстоящем мероприятии в официальной группе сообщества МАДОУ «Детский сад № 45 «Анкудиновский парк»

Творческая группа, музыкальные руководители.

-Размещение видеоматериалов с мастер-классами по изготовлению народных музыкальных инструментов своими руками совместно с детьми. в сообществе музыкального руководителя Вконтакте

Дети всех групп, музыкальные руководители, родители

Беседа с детьми «Русская ярмарка»

Знакомство с понятиями: «Народная ярмарка», «Ярмарочный театр», «Народные гуляния»,

Дети старших групп, воспитатели, музыкальные руководители

  • демонстрация фото и видео «Нижегородской ярмарки» в прошлом и настоящем;

рассматривание иллюстраций

Дети старших групп, воспитатели, музыкальные руководители

-Проведение интерактивной музыкально-дидактическая игры с применением Tach-панели «Отгадай русско-народный инструмент»

Дети старших групп, музыкальные руководители

Проведение подвижных русско-народныхигр

-Проведение интерактивной музыкально-дидактическая игры с применением Tach-панели «Ярмарка загадок»

Дети старших групп, музыкальные руководители

Подготовка костюмов, декораций, лотки, прилавки к ярмарке.

Заключительный

Проведение праздника «Ярмарочные гуляния»

В результате реализации проекта:

  • дети проявят активный интерес и желание заниматься поэтическим и музыкальным фольклором;
  • у детей будут сформированы навыки актерского мастерства, коммуникативные способности;
  • воспитатели получат интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир фольклора для ребенка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым.

Необходимые условия реализации программы:

Специальное помещение, технические средства, русские народные музыкальные и шумовые инструменты изготовленные своими руками, предметы народного быта, народные костюмы, устный и музыкальный фольклорный материал, атрибутика.

Сценарий праздничного досуга «Ярмарочные гуляния»

Звучит веселая музыка, дети выезжают паровозиком на ярмарку.

Звучит народная музыка. Выходят Матрешка и Скоморох.

Матрёшка:

Эй, честной народ, здравствуйте! Всех на праздник – Нижегородскую ярмарку приглашаем! Веселья и хорошего настроения желаем.
Я девчонка удалая, заводная, озорная
Плакать, хныкать не люблю,
Вас сейчас повеселю.
Мы не будем здесь скучать,
Будем весело плясать!

ТАНЕЦ С ПЛАТКАМИ

Скоморох:

Слушайте и глядите, да не говорите, что слыхом не слыхивали и видом не видывали. Соберутся здесь гости желанные: плясуны и игрецы, кукольники и певцы. И начнется на ярмарке веселое представление с играми – потехами, с хороводами и песнями, шутками и прибаутками. Покажут на ярмарке люди торговые, чем богаты их города русские, чем товары славятся. Ой, сколько гостей на ярмарке собралось! Время и ярмарку открывать!

Ребенок.

Приехали, приехали, с конфетами, с орехами.

Со сладкими леденцами, с веселыми бубенцами.

С игрушками, побрякушками, с песнями, частушками.

Вместе.

Подходи, честной народ, ярмарка уж у ворот!

(Хоровод «Ярмарка»)

Скоморох

Эй, народ, и млад, и стар

Подивись на мой товар

Бусы, нитки, кружева,

Есть тесьма и бахрома,

И для девок красных

Ленты есть атласные!

Подходите девочки,

Выбирайте ленточки

Мы красных девиц наряжаем

А добрым молодцам

Нарядные кепки предлагаем

Матрешка:

Кому деревянные ложки?

Годятся, чтоб кашу есть из плошки

А так же петь, плясать,

Да гармонике подыграть

Потешают, веселят

Скучать не велят

Воспитатель.

Ну что ж, товары ваши хороши, а мы споем вам от души, ложки разбираем, песню запеваем!

Дети:

Мы на ярмарке ходили

Ложки дешево купили

Красивые, резные

Ложки расписные

От зари и до зари

Веселятся ложкари

Будем весело плясать

Звонко ложками стучать!

Песня "Где был Иванушка? - На ярмарке."

Скоморох

Какие веселые ребята приехали к нам!

Для вас двери открывает цирковой балаган!

Всем на удивление начинает цирковое представление

На арене балагана выступают и всех удивляют:

Гимнасты, жонглеры, наездники, канатоходцы, силачи.

«Цирковое представление»

Скоморох

А теперь, не хотите ль поиграть? Свою удаль показать?

Воспитатель:

Всегда мы играм рады, а будут ли награды?

Скоморох:

Ну-ка, дружно встаньте вместе,
Повернитесь-ка на месте.
Громко хлопните три раза,
Подмигните правым глазом,
Левой топните ногой!
А потом еще другой!
Закричите все: «Ура!»
А теперь играть пора!

ИГРА «Ниточка иголочка»

Матрешка:

А теперь скорей сюда,
Будем не лениться, дружно веселиться!
Громко музыка играет, поплясать всех зазывает!
Для кадрили русской старой

Надо лишь четыре пары

Добры молодцы вставайте

Красных девиц выбирайте

КАДРИЛЬ

Скоморох:

А на нашей ярмарке всего, всего не счесть

Игрушки тут и сладости, и карусели есть!

Подходите , не стесняйтесь.

За карусель хватайтесь!

ИГРА "Карусель"

Матрешка:

А теперь чем будем торговать?

Скоморох

Картошку будем продавать

Матрешка: А может с нею лучше поиграть?

Скоморох: Даже не стану тебе возражать

Это дело совсем непростое

Будут с ложкой играть двое

Берешь картошку, кладешь в ложку

Потом с ней бежишь немножко

Ронять нельзя, дрожать нельзя

Дышать можно, но очень осторожно!

Игра "ПЕРЕНЕСИ КАРТОШКУ В ЛОЖКУ

Скоморох:

Тайну вам, друзья, откроем,

Скажем все без лишних слов

Вы сегодня оказались

В Нижегородском

Чудо -Граде Мастеров

Матрешка:

У дядюшки Якова

Товару хватит всякого

Тары - бары, растабары,

Расторгуем все товары!

Ай-да-да! Ай-да-да! Все пожалуйте сюда!

Ребята, ребята, живите богато.

Заходите в наш ряд, покупайте все подряд.

Скоморох:

У нас игрушки славные, занятные, забавные.

Смотрите, любуйтесь, долго не торгуйтесь.

Полюбуйтесь на товары: ложки, плошки, самовары.

Подходите, примеряйте наши ленты и платки.

Время даром не теряйте, доставайте кошельки.

(дети выбирают себе товары)

Скоморох

Все товары раскупили,

Но один совсем забыли

Он пыхтит, как паровоз,

Важно к верху держит нос

Пошумит, остепениться,

Пригласит чайку напиться

А потом, сверкнув боками,

Потанцует вместе с нами

Заклубится белый пар,

Лихо пляшет…….?Все: Самовар!

ТАНЕЦ «САМОВАР»

Матрешка:

Все готово! Закипает! и на чай всех приглашает!

Ай да ярмарка у нас!

Получилась просто класс!

Угостим за это вас!

(все уходят на чаепитие)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Космическое путешествие" ( развлечение для детей старшего дошкольного возраста с применением ИКТ)

Развлечение может быть использовано как обобщающее мероприятие по лексической теме "Космос", либо его проведение может быть приурочено к Дню космонавтики. В данном материале представлены доступные дет...

Презентация - дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста с применением ИКТ по теме: "Правила дорожного движения"

Авторская разработка. Необходимо в игре соотнести специальные машины (грузовые, автобус, скорая помощь, почтовая машина) к зданиям (больница, детский сад, столовая, почта) и специальным знакам (знак о...

Развитие познавательной мотивации и формирование познавательных действий у детей старшего дошкольного возраста через применение игровых технологий.

Обобщение передового педагогического опыта по формированию у старших дошкольников логического мышления посредством использования в образовательном процессе занимательного материала....

Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с применением сюжетных картин

Данный материал могут использовать в работе как учителя-логопеды, так и воспитатели общеобразовательных групп ДОУ, работающие со старшими дошкольниками. Систематизированы исследования по проблеме обуч...

Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с применением сюжетных картин

Данный материал могут использовать в работе как учителя-логопеды, так и воспитатели общеобразовательных групп ДОУ, работающие со старшими дошкольниками. Систематизированы исследования по проблеме обуч...

Логопедическое занятие по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с применением технологии ТРИЗ.

Цель:  развивать творческое воображение, мышление, познакомить детей с буквой Г, звуками  [Г]  и [Г\']....

Развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с применением игровой реабилитационной технологии «Мозартика».

Цель: развитие коммуникативных навыков, умение вступать в диалог, личностная самореализация, снятие отрицательных эмоций....