Проект "Ярмарочные гуляния" для детей старшего дошкольного возраста с применением ИКТ
проект (подготовительная группа)
Проект "Ярмарочные гуляния" направлен на приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре и искусству, развитие их музыкального восприятия и творческих способностей. Использование ИКТ позволяет наиболее эффективно погрузиться в тему проекта. Проект знакомит детей с традициями и обычаями ярмарочных гуляний , развивает их интерес к народному творчеству и духовно-нравственным ценностям. Основные цели проекта: приобщение к истокам народной культуры, развитие музыкальных и творческих навыков, воспитание уважения к истории и культуре своего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_yarmarochnye_gulyaniya.docx | 36.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 45 «Анкудиновский парк»
Проект
«Ярмарочные гуляния»
для детей дошкольного возраста 5-7 лет
Подготовили:
Музыкальные руководители
Саламатова Екатерина Александровна
Салманова Наталья Владимировна
Д. Анкудиновка
2023
Тип проекта: познавательно-творческий, краткосрочный (с )
Участники проекта: воспитанники детского сада № 45 «Анкудиновский парк», воспитатели, родители, музыкальные руководители.
Актуальность проекта:
Интерес и внимание к народному искусству, в том числе музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Значение различных форм русского фольклора в музыкальном образовании дошкольников трудно переоценить. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости.Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Поэтому возникает необходимость расширения кругозора и знаний воспитанников в области фольклорных форм и жанров.
Объект исследования: процесс приобщения воспитанников к форме ярмарки и её жанрового содержания.
Предметом данной проектной деятельности является путь приобщения детей к жанрам русского фольклора в формате музыкальной ярмарки.
Цель проекта: приобщение дошкольников к жанрам русского фольклора, знакомство с народной традиционной формой – ярмарка.
Задачи проекта:
- Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
- Активизировать представления детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.
- Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности.
- Познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов.
- Развивать воображение, творческие и актерские способности.
- Расширить диапазон детского голоса, развивать вокально-хоровые навыки, чистоту интонирования средствами народного фольклора.
- Воспитывать патриотические чувства и уважение к традициям своего края.
Новизной и отличительной особенностью проекта является приобщение дошкольников к жанрам русского фольклора как посредством традиционных методов, так и с применением различных средств ИКТ.
Необходимость в создании данного проекта существует, так как он рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей музыкального восприятия, фантазии, музыкального слуха, формирует исполнительской культуру, мотивирует на творчество.
Ожидаемые результаты:
- устойчивый интерес к культуре русского народа;
- знание детьми устного народного творчества, песен, декоративно –прикладного искусства, народных музыкальных инструментов, игр и хороводов.
- Знание воспитанниками народных традиций и обычаев, включая жанр ярмарки.
Аннотация проекта
Основная идея проекта – приоритет воспитания общечеловеческих ценностей и народных традиций. Проект основан на интеграции художественно-эстетической, речевой, музыкальной, игровой, театрализованной деятельности. В его основе лежит ознакомление детей с детей с жанрами народного искусства (слушание народной музыки, сказок, потешек, пословиц, поговорок, загадок, колыбельных песен, хороводов, игр и т.д.).
Основной принцип проекта – принцип взаимодействия ребенка с различными формами народного фольклора. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры – это все неоценимое богатство, которое способно помочь ребенку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью.
Краткосрочный проект ()
Рабочий план реализации проекта представлен в таблице 1
Таблица 1
План мероприятий
Этап | Содержание работы | Участники | Сроки |
Организационно- подготовительный | -определение основной идеи проекта; -планирование проекта; -организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с темой проекта (подбор иллюстраций, книг, информационных материалов для детей и родителей и т.д.); -подбор фото-, видеоматериалов для демонстрации презентаций; - Изготовление монет для системы поощрения детей во время НОД за различные достижения во время реализации проекта. -определение форм работы с родителями в рамках проектной деятельности. | Музыкальные руководители, воспитатели | () |
Основной | Ознакомление воспитанников с жанрами ярмарочного фольклора: хороводы, народные песни, игры, потешки посредством презентаций. | Дети старших групп, воспитатели, музыкальные руководители | |
Работа над разучиванием танцев, песен, хороводов, диалогов, игр, стихов к ярмарке. | Дети всех групп, музыкальные руководители, родители | ||
Размещение афиши о предстоящем мероприятии в официальной группе сообщества МАДОУ «Детский сад № 45 «Анкудиновский парк» | Творческая группа, музыкальные руководители. | ||
-Размещение видеоматериалов с мастер-классами по изготовлению народных музыкальных инструментов своими руками совместно с детьми. в сообществе музыкального руководителя Вконтакте | Дети всех групп, музыкальные руководители, родители | ||
Беседа с детьми «Русская ярмарка» Знакомство с понятиями: «Народная ярмарка», «Ярмарочный театр», «Народные гуляния», | Дети старших групп, воспитатели, музыкальные руководители | ||
рассматривание иллюстраций | Дети старших групп, воспитатели, музыкальные руководители | ||
-Проведение интерактивной музыкально-дидактическая игры с применением Tach-панели «Отгадай русско-народный инструмент» | Дети старших групп, музыкальные руководители | ||
Проведение подвижных русско-народныхигр | |||
-Проведение интерактивной музыкально-дидактическая игры с применением Tach-панели «Ярмарка загадок» | Дети старших групп, музыкальные руководители | ||
Подготовка костюмов, декораций, лотки, прилавки к ярмарке. | |||
Заключительный | Проведение праздника «Ярмарочные гуляния» |
В результате реализации проекта:
- дети проявят активный интерес и желание заниматься поэтическим и музыкальным фольклором;
- у детей будут сформированы навыки актерского мастерства, коммуникативные способности;
- воспитатели получат интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир фольклора для ребенка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым.
Необходимые условия реализации программы:
Специальное помещение, технические средства, русские народные музыкальные и шумовые инструменты изготовленные своими руками, предметы народного быта, народные костюмы, устный и музыкальный фольклорный материал, атрибутика.
Сценарий праздничного досуга «Ярмарочные гуляния»
Звучит веселая музыка, дети выезжают паровозиком на ярмарку.
Звучит народная музыка. Выходят Матрешка и Скоморох.
Матрёшка:
Эй, честной народ, здравствуйте! Всех на праздник – Нижегородскую ярмарку приглашаем! Веселья и хорошего настроения желаем.
Я девчонка удалая, заводная, озорная
Плакать, хныкать не люблю,
Вас сейчас повеселю.
Мы не будем здесь скучать,
Будем весело плясать!
ТАНЕЦ С ПЛАТКАМИ
Скоморох:
Слушайте и глядите, да не говорите, что слыхом не слыхивали и видом не видывали. Соберутся здесь гости желанные: плясуны и игрецы, кукольники и певцы. И начнется на ярмарке веселое представление с играми – потехами, с хороводами и песнями, шутками и прибаутками. Покажут на ярмарке люди торговые, чем богаты их города русские, чем товары славятся. Ой, сколько гостей на ярмарке собралось! Время и ярмарку открывать!
Ребенок.
Приехали, приехали, с конфетами, с орехами.
Со сладкими леденцами, с веселыми бубенцами.
С игрушками, побрякушками, с песнями, частушками.
Вместе.
Подходи, честной народ, ярмарка уж у ворот!
(Хоровод «Ярмарка»)
Скоморох
Эй, народ, и млад, и стар
Подивись на мой товар
Бусы, нитки, кружева,
Есть тесьма и бахрома,
И для девок красных
Ленты есть атласные!
Подходите девочки,
Выбирайте ленточки
Мы красных девиц наряжаем
А добрым молодцам
Нарядные кепки предлагаем
Матрешка:
Кому деревянные ложки?
Годятся, чтоб кашу есть из плошки
А так же петь, плясать,
Да гармонике подыграть
Потешают, веселят
Скучать не велят
Воспитатель.
Ну что ж, товары ваши хороши, а мы споем вам от души, ложки разбираем, песню запеваем!
Дети:
Мы на ярмарке ходили
Ложки дешево купили
Красивые, резные
Ложки расписные
От зари и до зари
Веселятся ложкари
Будем весело плясать
Звонко ложками стучать!
Песня "Где был Иванушка? - На ярмарке."
Скоморох
Какие веселые ребята приехали к нам!
Для вас двери открывает цирковой балаган!
Всем на удивление начинает цирковое представление
На арене балагана выступают и всех удивляют:
Гимнасты, жонглеры, наездники, канатоходцы, силачи.
«Цирковое представление»
Скоморох
А теперь, не хотите ль поиграть? Свою удаль показать?
Воспитатель:
Всегда мы играм рады, а будут ли награды?
Скоморох:
Ну-ка, дружно встаньте вместе,
Повернитесь-ка на месте.
Громко хлопните три раза,
Подмигните правым глазом,
Левой топните ногой!
А потом еще другой!
Закричите все: «Ура!»
А теперь играть пора!
ИГРА «Ниточка иголочка»
Матрешка:
А теперь скорей сюда,
Будем не лениться, дружно веселиться!
Громко музыка играет, поплясать всех зазывает!
Для кадрили русской старой
Надо лишь четыре пары
Добры молодцы вставайте
Красных девиц выбирайте
КАДРИЛЬ
Скоморох:
А на нашей ярмарке всего, всего не счесть
Игрушки тут и сладости, и карусели есть!
Подходите , не стесняйтесь.
За карусель хватайтесь!
ИГРА "Карусель"
Матрешка:
А теперь чем будем торговать?
Скоморох
Картошку будем продавать
Матрешка: А может с нею лучше поиграть?
Скоморох: Даже не стану тебе возражать
Это дело совсем непростое
Будут с ложкой играть двое
Берешь картошку, кладешь в ложку
Потом с ней бежишь немножко
Ронять нельзя, дрожать нельзя
Дышать можно, но очень осторожно!
Игра "ПЕРЕНЕСИ КАРТОШКУ В ЛОЖКУ
Скоморох:
Тайну вам, друзья, откроем,
Скажем все без лишних слов
Вы сегодня оказались
В Нижегородском
Чудо -Граде Мастеров
Матрешка:
У дядюшки Якова
Товару хватит всякого
Тары - бары, растабары,
Расторгуем все товары!
Ай-да-да! Ай-да-да! Все пожалуйте сюда!
Ребята, ребята, живите богато.
Заходите в наш ряд, покупайте все подряд.
Скоморох:
У нас игрушки славные, занятные, забавные.
Смотрите, любуйтесь, долго не торгуйтесь.
Полюбуйтесь на товары: ложки, плошки, самовары.
Подходите, примеряйте наши ленты и платки.
Время даром не теряйте, доставайте кошельки.
(дети выбирают себе товары)
Скоморох
Все товары раскупили,
Но один совсем забыли
Он пыхтит, как паровоз,
Важно к верху держит нос
Пошумит, остепениться,
Пригласит чайку напиться
А потом, сверкнув боками,
Потанцует вместе с нами
Заклубится белый пар,
Лихо пляшет…….?Все: Самовар!
ТАНЕЦ «САМОВАР»
Матрешка:
Все готово! Закипает! и на чай всех приглашает!
Ай да ярмарка у нас!
Получилась просто класс!
Угостим за это вас!
(все уходят на чаепитие)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Космическое путешествие" ( развлечение для детей старшего дошкольного возраста с применением ИКТ)
Развлечение может быть использовано как обобщающее мероприятие по лексической теме "Космос", либо его проведение может быть приурочено к Дню космонавтики. В данном материале представлены доступные дет...
Презентация - дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста с применением ИКТ по теме: "Правила дорожного движения"
Авторская разработка. Необходимо в игре соотнести специальные машины (грузовые, автобус, скорая помощь, почтовая машина) к зданиям (больница, детский сад, столовая, почта) и специальным знакам (знак о...
Развитие познавательной мотивации и формирование познавательных действий у детей старшего дошкольного возраста через применение игровых технологий.
Обобщение передового педагогического опыта по формированию у старших дошкольников логического мышления посредством использования в образовательном процессе занимательного материала....
Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с применением сюжетных картин
Данный материал могут использовать в работе как учителя-логопеды, так и воспитатели общеобразовательных групп ДОУ, работающие со старшими дошкольниками. Систематизированы исследования по проблеме обуч...
Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с применением сюжетных картин
Данный материал могут использовать в работе как учителя-логопеды, так и воспитатели общеобразовательных групп ДОУ, работающие со старшими дошкольниками. Систематизированы исследования по проблеме обуч...
Логопедическое занятие по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с применением технологии ТРИЗ.
Цель: развивать творческое воображение, мышление, познакомить детей с буквой Г, звуками [Г] и [Г\']....
Развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с применением игровой реабилитационной технологии «Мозартика».
Цель: развитие коммуникативных навыков, умение вступать в диалог, личностная самореализация, снятие отрицательных эмоций....