Развлечение "День самовара"
материал (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 10 «Колокольчик» муниципального района
Давлекановский район Республики Башкортостан
Развлечение на тему:
«День самовара»
Выполнила: воспитатель
Соловова А.П.
2023
Цель: Способствовать приобщению к традициям русской народной культуры.
Задачи:
- Вызвать эмоциональный интерес у воспитанников и создать атмосферу русского фольклорного праздника;
- расширить представления участников праздника о быте русского народа;
- способствовать пониманию самобытности и цельности русской культуры через чтение стихов, исполнение песен, игр;
- способствовать развитию творческих способностей воспитанников через продуктивную деятельность;
- воспитывать усидчивость, взаимопомощь, вызывать эмоциональное удовлетворение от результатов проделанной работы.
Ход развлечения:
Родители и дети располагаются за круглым столом, накрытым для чаепития.
Воспитатель 1: Добрый день, уважаемые гости!
Воспитатель 2: Мы рады сегодня видеть вас!
Cегодня мы встретились, чтобы поздравить повеселить наших мам.
Воспитатель 1: Отдых - это не безделки.
Воспитатель 2: Время игр и новостей,
Воспитатель 1: Начинаем посиделки,
Воспитатель 2: Открываем посиделки для друзей и для гостей.
Воспитатель 1: А о чем же сегодня нам разговор завести?
Загадаю я вам загадку:
Стоит толстячок, подбоченивши бочок,
Шипит и кипит, всем пить чай велит.
Ответ детей: Самовар.
Воспитатель 1: Правильно. Это самовар. И сегодня мы собрались все вместе, чтобы устроить праздник хорошему, доброму Самовару.
История самовара:
Много легенд ходит о том, где впервые был сделан самовар. Его родиной считают город Тулу. Тогда было много мастеров - самоварщиков. И каждый хотел, чтобы его самовар был самым лучшим, самым красивым. Их делали разными: большими и маленькими, круглыми и продолговатыми, украшали различными узорами, придавали различную форму ручкам и краникам. Только на Руси пили чай из самовара.
Самовар видели все, но не все знают, как он устроен. Внутри самовара находится труба. В неё засыпали сосновые сухие шишки или древесный уголь. Поджигали их лучиной и раздували огонь сапогом. Закипала в самоваре вода. В специальное приспособление наверху в самоваре устанавливался заварной чайник.
Фото-презентация самовара.
Главным материалом для изготовления самоваров служили медь зелёная (латунь) и красная (сплав меди и цинка). Иногда самовары серебрили и золотили.
Формы самоваров также были различны. Наиболее часто встречаются самовары: «банки», «рюмки», «шарики».У которых есть несколько подвидов: «арбуз», «дыня», «груша». Одни из самых красивых – самовары «ваза» и «цветок лотоса». А мечта каждого коллекционера и даже многих музеев – «паровоз», «петух» и «бочонок».
Дети рассматривают фото-презентацию самоваров.
Воспитатель 1: Появлению самовара на Руси мы обязаны чаю. С той поры родился обычай: всей семьёй собираться за столом с кипящим самоваром. За чаем обсуждались новости, решались семейные дела.
Воспитатель 2: Славится наш народ гостеприимством да угощением знатным. Чем же нам гостей дорогих угостить, да попотчевать?
Входят 3 ребёнка, несут самовар и угощение.
Ребёнок 1: Я иду, иду, иду. Самовар в руках несу.
Эх, чай, чай, чай: Уж ты, кумушка, встречай!
Ребёнок 2: Тары-бары, растабары!
Выпьем чай из самовара!
С пряниками, сушками, сладкими ватрушками.
Ребёнок 3: Всех гостей мы угощаем ароматным крепким чаем!
К нам, смотри, не опоздай, а не то остынет чай.
Дети выносят и ставят на стол самовар, блюда с пряниками, ватрушками,баранками.
Воспитатель 1: Собрались мы сегодня на праздник у самовара! Без него нельзя представить жизнь русского народа. Испокон века самовар был символом семейного очага, уюта, дружеского общения. Как в народе говорится, в тесноте, да не в обиде!
Воспитатель 2:. Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья.
Воспитатедь1: Посиделки у самовара не обходились без загадок. А вы, ребятки, любите отгадывать загадки?
Сначала загадаю загадки. Отгадки хором говорите.
1. Оля весело бежит к речке по дорожке.
А для этого нужны нашей Оле… (ножки)
Давайте все ножками потопаем! Молодцы.
2. Оля слушает в лесу, как кричат кукушки.
А для этого нужны нашей Оле… (ушки).
Покажем, где у нас ушки.
3. Оля ягодки берёт по две, по три штучки.
А для этого нужны нашей Оле…. (ручки)
А теперь все ручками похлопаем.
4. Оля ядрышки грызёт, падают скорлупки.
А для этого нужны нашей Оле…. (зубки)
Улыбнёмся по шире, чтоб все увидели.
Воспитатель 2: С простыми загадками вы справились, а теперь загадки посложнее. Они хоть и мудрёны, а отгадки к ним простые.
1. Нос крючковат, сам пузат
Чайника старший брат… Самовар
2. Два брюшка, четыре ушка,
Набита пухом, кладут под ухо…. Подушка
3. Штучка - одноручка,
Сами не едим, а людей кормим…. Ложка
4. Был листок зелёным,
Чёрным стал, томлёным.
Был листочек зубчатым-
Стал листочек трубчатым.
Был он на лозине-
Стал он в магазине…. Чай
5. Бел, как снег, в чести у всех.
В рот попал - там и пропал… Сахар
6. Цветом жёлт и ароматен,
В чай кладут и чай приятен,
Только очень кислый он,
А зовут его… Лимон
7. Маленькое сдобное,
Колесо съедобное.
Я одна тебя не съем,
Разделю ребятам всем… Бублик
8. Что на сковородку наливают
да вчетверо сгибают?... Блин
9. Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит…Самовар
Воспитатель1: Ай, да молодцы ребятки,
Разгадали все загадки.
Воспитатель2: А теперь пора сыграть,
Свою удаль показать!
Логопед: Ребята а сейчас я научу вас играть в «Чашки, ложки, самовары»
Цель: развивать быстроту реакции.
Атрибуты: медальоны с изображением чашек, ложек, самоваров с «липучками».
Игра «Чашки, ложки, самовары»
Дети строятся в круг. Дети делятся на 3 группы (чашки, ложки, самовары). Педагог перед началом игры читает стихотворение:
Тары – бары, тары – бары!
Чашки, ложки, самовары
Друг за другом побежали,
Друг от друга не отстали!
Посмотрите вы скорее,
Кто же бегает быстрее?
Педагог говорит: «Приготовились!» - и все дети бегают по кругу, по команде «Стоп» все останавливаются и в круг выходят те, которых назвали.
Команда: «Чашки», «Ложки», «Самовары»
Ребенок 1: Самовар пыхтит, искрится-
Щедрый, круглый, золотой.
Озаряет наши лица
Он своею добротой.
Ребенок 2: Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого,
Самоварного чайку!
Ребенок 3: Посидеть за самоваром
Рады мы наверняка,
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.
Ребенок 4: Самовар гудит, шумит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар,
Наш красавец – самовар.
Воспитатель 1:
Что-то гости мои заскучали от долгих рассказов, а на посиделках всегда было весело. Становитесь в кружок! Знаете ли вы, что мы с вами тоже самовары?
Разминка «Самовар»
Есть посуда – самовар, (руки на пояс)
Есть машина – самоход, (руками показываем поворот «руля»)
Есть игрушка – самокат, (имитация движения на самокате)
И конечно – самолет. (руки в стороны).
Суп могу я сам варить, (имитация помешивания)
В сад могу я сам ходить, (ходьба на месте).
Самокат свой сам катать, (имитация движения на самокате)
С горки в санках сам слетать. (приседаем)
Значит сам я – самовар, (руки на пояс)
Значит сам я – самоход, (руками показываем поворот «руля»)
значит сам я – самокат, (имитация движения на самокате)
значит сам — самолет. (руки в стороны)
Воспитатель 2: Недаром в народе говорят: Чай не пьешь - откуда силу возьмешь? Какие пословицы и поговорки о чае вы знаете, давайте устроим соревнование.
Конкурс родителей и детей.
Пословицы, поговорки:
1. За чаем не скучаем – по три чашки выпиваем.
2. С самоваром – буяном чай важнее и беседа веселее.
3. Чай пьёшь – здоровье бережёшь.
4. Пей чай, беды не знай!
5. С чаю лиха не бывает, а здоровье прибавляет.
6. Чай не пьёшь – где силу берёшь?
7. Холодно – пей чай! Жарко – пей чай! Устал – пей чай!
8. Чай пить – приятно жить!
9. Выпьешь чайку – позабудешь тоску!
10. Чай пить – не дрова рубить.
11. Самовар кипит – уходить не велит.
12. Самовар – Друг семейного очага, лекарство прозябшего путника.
13. В Тулу со своим самоваром не ездят.
14. Выпей чайку - позабудешь тоску.
15. С чая лиха не бывает!
16. Пей чай, не вдавайся в печаль!
Логопед. Молодцы и дети и родители. Много пословиц и поговорок знают о чаепитии.
Воспитатель 1: Вот уже струится пар,
Закипает самовар!
Посиделки хороши!
От души и для души!
Воспитатель 2: А теперь, детвора,
У нас ещё веселая игра.
Русская народная игра «У чижа у чижика».
Воспитатель 1: Молодцы у нас ребята!
А теперь на чай зовем,
И чайку мы всем нальем.
Сверху — пар, снизу — пар,
Вот он, русский самовар.
Милости просим на чашку чая!
Воспитатель 2: Я хочу открыть секрет,
И полезный дать совет:
Если хворь с кем приключится,
Чаем можете лечиться.
Чай в жару нас освежает
А в морозы согревает.
Дидактическая игра «Знатоки чая».
Очень полезен для здоровья чай! И сейчас для знатоков и любителей чая мы проведём игру «Какой бывает чай?» (чай с лимоном лимонный, малиновый, смородиновый, шиповниковый, с мятный и др.).
Воспитатель 1: Но какое чаепитие, без сушек, баранок, пряников? Посмотрите-ка ребята, сколько у нас пряников!
Воспитатель 2: а кто печет пряники?
Дети: Пекарь.
Воспитатель 1: А кто украшает их кремом?
Дети: Кондитер.
Воспитатель 2: Ребята, а давайте покажем мастер класс своим мамам, поучим их украшать пряники?
Дети садятся за столы и проводят мастер-класс по росписи пряников. (Пряники дети заранее подготовили)
Воспитатель 2: Итак, трудились вы с любовью, посмотрите какие у вас красивые, разнообразные получились пряники. Давайте разместим их на подносе.
Воспитатель1: Когда праздник подходил к концу, радушный хозяин угощал гостей дорогих сладким пряником! А назывался этот пряник - разгоняй! И гости, получив такой подарок, понимали, что пора по домам! Примите и вы, гости дорогие от радушных хозяев угощение – Пряник - разгоняй!
Воспитатель 2: Посиделки – вечеринки,
У кого ты не спроси,-
Это – русские картинки
Нашей жизни на Руси.
Мы делились новостями,
Мы старались вас развлечь,
Мы прощаемся с гостями.
Говоря: до новых встреч!
Сладкий пряник - разгоняй
Посиделки закрывай!
Воспитатели: ставят перед гостями поднос с пряниками, приглашают всех гостей за стол.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развлечение "В гости к солнышку" для детей старшей группы. Экологическое развлечение, посвящённое празднованию Дня Земли..
Цели: Способствовать формированию личности ребёнка, воспитывать чувство ответственности за общее дело. Помочь детям понять, насколько серьёзна и важна проблема охраны окружающей среды, осознать, что с...
РАЗВЛЕЧЕНИЕ "В царстве Берендея" РАЗВЛЕЧЕНИЕ "В царстве Берендея"
Развивать познавательный интерес и любовь к русскому народному творчеству, любви к природе, развивать внимание, сосредоточенность , формировать умение работать в коллективе: принимать общий замы...
Сценарий осеннего детско-родительского развлечения «Золотая Волшебница Осень» (из цикла развлечений по ИЗО «Времена года»).
Этот праздник разработан для детей старшего дошкольного возраста и их родителей....
Сценарий зимнего детско-родительского развлечения «В сказочном лесу» (из цикла развлечений по ИЗО «Времена года")
Данный сценарий мероприятия может быть полезен педагогам и родителям. Мероприятие рекомендуется провести зимой, совместно с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями....
Сценарий весеннего детско-родительского развлечения «К нам Весна - Красна пришла!» (из цикла развлечений по ИЗО «Времена года»)
Этот праздник разработан для детей старшего дошкольного возраста и их родителей....
Конспект физкультурного развлечения "В стране зимних игр и развлечений" с использованием ИКТ
В развлечении я попыталась показать взаимодействие со всеми специалистами нашего детского сада. И как задачи образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура» интегрируются с другими о...
сценарий тематического развлечения "Осеннее развлечение"
Праздник осени, сбор урожая, стихи и песни об осени...