Сценарий фольклорного праздника «Сороки»
материал (подготовительная группа)
Данный конспект сценария, адресован воспитателям ДОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_folklornogo_prazdnika_soroki.docx | 367.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации
Гурьевского муниципального района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №17 «Улыбка» города Гурьевска»
Сценарий фольклорного праздника «Сороки»
И.Л. Харук
О.А. Хомякова
Гурьевский МО
Составитель: Хомякова Олеся Александровна, Харук Ирина Леонидовна, воспитатели муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №17 «Улыбка» города Гурьевска».
Хомякова, О. А. Харук, И. Л. Сценарий фольклорного праздника «Сороки». [Текст] : Конспект сценария фольклорного праздника / О.А. Хомякова, И.Л. Харук. Гурьевск : МБДОУ «Детский сад №17 «Улыбка».
Данный конспект сценария, адресован воспитателям ДОО.
Практическая значимость заключается в том, что данный информационный материал, содержащийся в конспекте , может быть использован педагогами среднего и старшего звена дошкольного общего образования при организации фольклорных праздников по ознакомлению дошкольников с бытом русского народа, с его песенным и игровым наследием.
Сценарий фольклорного праздника «Сороки»
Образовательная область: познавательное развитие.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, продуктивная.
Возраст: 6-7 лет (подготовительная группа)
Цель:
формирование русского менталитета на основе ознакомления с русским народным фольклором, обрядами и традициями празднования «Сороки», закреплять знания о птицах Кузбасса
Образовательные задачи:
- познакомить детей с обычаями, традициями, праздниками русского народа, играми и развлечениями на праздниках;
- расширять представления детей о жизни в старину, о жизни и поведении птиц;
- продолжать знакомить с перелётными птицами Кузбасса, их особенностями, знакомить с произведениями малого устного фольклора: закличками , прибаутками, песенками, пословицами, поговорками;
- учить понимать смысл пословиц и поговорок, побуждая желание исследовать их.
Воспитательные задачи:
- воспитывать гостеприимство, желание быть добрыми, щедрыми;
- воспитывать уважительное отношение к русскому народному творчеству, традициям и обычаям народа;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
- способствовать созданию эмоционального отклика на яркие народные образы.
Развивающие задачи:
- развивать стремление к поисково-познавательной деятельности в моделируемых ситуациях;
- развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
- развивать эстетические чувства, переживания, творческие способности;
- развивать воображение и восприятие.
Оборудование:
- народные костюмы;
- зал нарядно украшен вышитыми рушниками, цветными лентами, цветами;
- уголок «Горница» с русской печью, предметами русского быта, кухонной утварью;
- тесто для лепки, дощечки, стеки, влажные салфетки;
- для игры колокольчик, платочки, шапочки птиц, атласные ленты,видео с изображением птиц и записью голосов птиц.
Действующие лица:
- Хозяйка
- Фольклорная группа из педагогов «Сударушка»
- Гости - дети
Ход праздника
Под русскую народную музыку дети в народных костюмах заходят в зал, где их встречает хозяйка.
Хозяйка:
- Здравствуйте, детушки мои дорогие! Здравствуйте, солнышки мои золотые! Проходите, садитесь, пожалуйста .Уж я рада видеть вас, моих любимых, уж я рада видеть вас моих красивых. Рада смеху вашему расчудесному, рада улыбкам вашим распрекрасным. Вот уж зимушка прошла, белоснежная прошла.
Ребёнок:
Снег и холод увела, весну красну привела.
Ребёнок:
Встает солнышко пораньше, светит красное подольше.
Ребёнок:
Теплый луч на снег бросает, от него снежок растает.
Ребёнок:
Почернеет на дорожках, побежит ручьем в канавках.
Ребёнок:
Прощай, саночки, конечки – наши зимние дружочки.
Ребёнок :
Прощай, зимушка-зимушка, холодина - холодушка! Здравствуй, весна красная!
Хозяйка:
- А знаете ли вы, на какой праздник мы все сегодня собрались?
21-22 марта - день памяти святых сорока мучеников. В народном календаре этот день называется Сороки, и празднуется как встреча наступающей весны, которую приносят возвращающиеся домой перелетные птицы. Также , это День Весеннего Равноденствия: день и ночь равны. Поэтому 22 марта праздновали особый «Птичий» праздник СОРОКИ. Это встреча весны, символом которой являются жаворонки. Они первыми возвращаются с юга и зовут, ведут за собой сорок птиц, несущих Весну на своих крыльях. Поэтому один из древних обычаев на Руси — печь «жаворонки» — птичек из теста, чтобы отметить начало весны и возвращение птиц из теплых стран.
Хозяйка:
- И я приглашаю моих помощниц помочь мне напечь «Жаворонков»
(Хозяйка с помощницами усаживаются за стол и начинают работать с тестом)
(Играет песня «Пчёлочка златая» входит фольклорная группа из педагогов «Сударушка»)
«Сударушки» (со всеми здороваются):
- Мы пришли поздравить вас с праздником весны – «Сороки».
Встречаем весну с древнейшим на Руси праздником.
Жаворонки, прилетите!
Красну весну принесите!
Нам зима то надоела,
И весь хлеб у нас поела,
И дрова все пожгла,
Молоко всё унесла!
- Этот день отмечен множеством обрядов, обычаев и примет.
«Сорок мучеников – сорок утренников» ,говорили люди и хозяйки пекли из муки сорок шариков а затем каждый день выбрасывали по одному шарику из окна на улицу заклиная мороз:
Мороз, красный нос,
Вот тебе хлеб и овёс,
А теперь убирайся,
Подобру – поздорову.
В народе верили, что мороз, наевшись хлебных шариков, уйдёт совсем. И быстрей прилетят из чудесной страны Ирия «Сорок сороков птиц» принесут на крыльях весну.
- Поэтому в число 40 вкладывали магический смысл, повторяя его в разных обрядах. Рано утром на Сороки мальчишки старались перебросить через крышу 40 щепок, будто бы и сорока кладёт в этот день на гнездо 40 палочек.
- Ученики подносили своему учителю связку из 40 бубликов, а хозяйки выпекали из ржаного теста 40 пичужек. Такое печенье называлось обрядовым, и называли его по-разному : жаворонки, чувилки, тетерки, кулики, скворечники, грачи.
- Фигурки лепили разной формы: завивали спиралью, завязывали узелком, перевивали верёвкой, сажали на спинку птенцов. Деревенским ребятам простые ржаные жаворонки доставляли большую радость. Воткнут птичек на палочки, привяжут к шестам и кликают весну :
Чувиль – виль – виль,
Жавороночек,
Принеси весну
На своём хвосту,
На сохе, бороне
На ржаной копне
На овсяном снопе
Так и перекликаются ребята, чтобы везде слышно было.
- И только только к вечеру, налюбовавшись вдоволь жаворонками, отведают печенье. И то никогда не съедят сразу. Сначала отломят крылышки или хвостик, остальное ещё приберегут и птицам непременно оставят поклевать, чтобы прилетели на угощенье вместе с весной.
- На Руси в этот день дети и взрослые всегда играли в весёлые игры, славили весну и зазывали птиц. Давайте и мы с вами поиграем.
Загадки про птиц (на экран) :
"Сударушки":
- Какие птицы вестники весны?
1. Черный, проворный, кричит "крак", червякам враг! (Грач)
2. Спереди у птички шильце, позади у птички вильце Птичка мала, да за морем была! (Ласточка)
3. Стоит ствол, на стволе кол. На колу - дворец, во дворце - певец! (Скворец)
4. Когда весенний лес весну торжественно встречает, Колдунья серая усердно годы нам считает... (Кукушка)
5. Он тоже серенький на вид, но очень пеньем знаменит. Он соло пел среди ветвей, певца назвали... (Соловей)
6. Гнездо свое он в поле вьет, где тянутся растения. Его и песни, и полет вошли в стихотворение. (Жаворонок)
7. Маленький мальчишка в сером армячишке, по дворам шныряет, крохи собирает, в полях кочует – пшено ворует.(Воробей)
8. Белее снега, чернее сажи, выше дома, ниже травы.(Сорока)
Игры:
- «Ай, да птица, что за птица»
- « В птицы»
- « Воробей»
- «Жаворонок»
- «Чей это голос?» (записи голосов птиц).
Хозяйка:
- Спасибо ,вам "Сударушки" дорогие за ум, за разум. За это мы вас угостим нашими жаворонками.
(Достаёт из печи готовых "птиц" и закликивает вместе с детьми весну)
Хозяйка и гости:
Ой,вы жаворонки,жаворонки!
Летите в поле!
Несите здоровье!
Первое - коровье,
Второе - овечье,
Третье - человечье!
Хозяйка:
- Угощайтесь гости, дорогие! Но наши жаворонки не простые, в них спрятано предсказанье на новый земледельческий год.
Кольцо - свадьба
Монетка - богатство
Ленточка - дорога
Веточка - гости
Птичка - пополнение в семье
Звёздочка - свидание.
Хозяйка:
- Мы сегодня весну встречаем, солнышко прославляем, птичек зазываем, а для этого что нужно? Завести хоровод круглый как солнышко да не простой ,а с лучиками лентами. ( Все участники заводят хоровод, в центре круга хозяйка с шестом с колесом на верху, на колесо привязаны разноцветные ленты, за которые берутся участники)
"Сударушки" исполняют песню "Субботея"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий фольклорного праздника "Сороки"
Цель: пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым традиционным бытом.Оформление зала.Зал разделен на две части: справа макет избы с завалин...
Сценарий фольклорного праздника «Сороки» (обряд «Кликанье Весны»)
Совершенствовать всестороннее воспитание и развитие детей через ознакомление с народными праздниками....
сценарий фольклорного праздника в подготовительной группе "Сороки"
Со́роки, Жа́воронки — день памяти Сорока мучеников севастийских в народно-христианской традиции славян, приходящийся на 9 марта (22 марта). Название дня происходит ...
Сценарий фольклорного праздника «СОРОКИ — ПРИЛЕТ ПТИЦ»
Цель нашего праздника познакомить с доступными возрасту детей народными приметами, с русским православными обычаями....
Сценарий фольклорного праздника "Сороки"
Сценарий будет полезен музыкальным руководителям, воспитателям средних групп. На моей страничке можете найти презентацию к празднику и фотоальбом. Праздник прост в подготовке, но очень интересен для д...
Сценарий фольклорного праздника «Сороки»
Практическая значимость заключается в том, что данный информационный материал, содержащийся в конспекте , может быть использован педагогами среднего и старшего звена дошкольного общего образован...