Сороки (сценарий фольклорного праздника)
материал (подготовительная группа) по теме

Смирнова Людмила Геннадьевна

фольклорный праздник, раскрывающий детям представление о старинных праздниках и обычаях русского народа, о жизни в старину. в ходе праздника знакомимся с обычаями, учим и поем заклички, лепим и печем булочки - жаворонки. зазываем весну, играем в старинные игры, отгадываем загадки, ведем хороводы, песни поем, угощаемся жаворонками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soroki_stsenariy_folklornogo_prazdnika.docx24.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 «Маленькая страна»» г. Новочебоксарск

Чувашская Республика

Сценарий фольклорного праздника «Сороки»

в подготовительной к школе группе

                                                                                        Подготовила воспитатель:

Смирнова Людмила Геннадьевна

г. Новочебоксарск

2018

Сценарий фольклорного праздника «Сороки»

Цель праздника: познакомить детей с народными приметами, с русскими православными обычаями.

Задачи:

  • Пробудить в детях интерес к русскому фольклору;
  • Воспитать гостеприимство, желание быть добрыми, щедрыми, уважительно относиться к русскому народному творчеству;
  • Расширить представление детей о жизни в старину;
  • Создать у детей праздничное настроение при общении с русским фольклором;
  • Показать взаимосвязь устного, хореографического и музыкального народного творчества.

Предварительная работа: Рассказ педагога о празднике «Сороки»; приготовление из бумаги жаворонков. Закупка необходимых ингредиентов для выпечки булочек- жаворонков.

Ход праздника:      

  1. Показ и приготовление булочек сорок. Совместная работа детей с педагогами. Отправляем булочки на кухню, в духовку.

Ведущий:  - В старину существовал обычай, согласно которому в каждом доме на Сороки пекли из теста булочки  в виде жаворонков, мазали их сладким душистым медом. Детишки лепили птиц из глины, мастерили из тряпочек. И мы сейчас с вами будем лепить жаворонков из теста, отправим их в духовку, а сами пойдем весну кликать

  1. Поход по группам, поем  «закличку» весны

Все поют:

Жаворонушки, перепелышки

Птички ласточки!

Прилетите к нам!

Принесите нам!

Весну красную,

Весну ясную!

Ведущая: -Здравствуйте, гости дорогие.

Сегодня мы пришли к вам, чтобы отпраздновать весенний праздник Сороки.

В каждом селе, в каждой деревне в старину были праздники, посвященные народному календарю. Месяц март особенно богат празднествами. Каждый из них проводился по-особенному. Молодежь собиралась на посиделки, чтобы себя показать и на других посмотреть. 

И сегодня мы с вами собрались, чтобы отпраздновать день встречи весны — «Сороки». В старину говорили, что именно 22 марта в «Сороки» прилетают из теплых стран 40 птиц, первая из которых - жаворонок. В народе говорили: «Жаворонок весну благословил»«За жаворонком сорок пичуг на Русь пробираются».

В старину было принято закликать весну различными «закличками».

-Ребята, давайте мы с вами позовем весну, для того, чтобы она быстрее пришла!

1, 2, 3 ребенок поют:

«Уж вы сороки, Жавороноки,

Прилетите к нам, Принесите нам

Весну красну, На своем хвосту,

На овсяном соку, На ржаном колоску

На сохе, на бороне, На кобылке вороне

Чувиль - виль – виль Чувиль - виль – виль

4, 5, 6 ребенок поют:

Жаворонки, прилетите!
Студену зиму прогоните!
Теплу весну принесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!

7, 8, 9 ребенок:

Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!

10, 11, 12 ребенок:

Весна! Весна красна! 
Тепло солнышко!
Приди скорей,
Согрей детей!
Приди к нам с радостью!
С великой милостью!
Со льном высоким!
С корнем глубоким!
С хлебом богатым!

13, 14, 15 ребенок:

Ты приди, Весна – веснянка,
Выходи к нам на полянку!
Дружно, дружно, всем народом,
Мы пройдемся хороводом.
Песни , пляски заведем,
Игры разные начнем…
Не дадим Весне скучать,
Будем праздник отмечать!

Ведущий:

-А теперь, честной народ, становись на хоровод. (Берем детей, ставим их в кружок, поем песню Веснянка)

Все:

Стало ясно солнышко припекать, припекать, (идем по кругу)

Землю словно золото заливать, заливать.

Громче стали голуби ворковать, ворковать, (идем с руками наверху)

Журавли вернулись к нам опять, к нам опять.

А в лесу подснежники расцвели, расцвели.(сходимся внутрь, поднимаем ручки)

Много цвету вешнего у земли, у земли.(расходимся из круга)

Ой ты ясно солнышко посвети, посвети!(вокруг себя с руками наверху)

Хлеба, земля-матушка, уроди, уроди!(хлопаем 4 раза одинарных и 2 тройных)

Ведущая:  -Молодцы ребята!

-А давайте с вами поиграем в игру «Жаворонок»

Игра «Жаворонок»

По считалке выбирается «жаворонок». В руке у него колокольчик. Он входит в круг, который образуют играющие, и бегает в нем.

Все говорят:

в небе жаворонок пел,

колокольчиком звенел,

порезвился в тишине,

спрятал песенку в траве.

Тот, кто песенку найдет,

будет весел целый год.

Затем играющие закрывают глаза, «жаворонок» выбегает за круг и звенит в колокольчик. Затем осторожно кладет его за чьей-либо спиной. Тот, кто догадается, у кого за спиной лежит колокольчик, становится жаворонком.

Ведущий:  -Молодцы ребята!

-Скажите, а вы любите отгадывать загадки? (даааа)

Давайте проверим, как вы справитесь. Слушайте внимательно:

Красная девушка

По небу ходит. (солнце)

Всех перелетных птиц черней,

В пашне ищет он червей,

Взад-вперед по пашне вскачь,

А зовется птица… (грач)

Молод конь за морем бывал,

Спереди шильце,

Сзади вильце,

На груди белое полотенце. (ласточка)

В лесу ночном горюет птица,

Она назвать себя боится.

-ку-ку.. ку-ку..

Не спит опушка,

А птицу эту звать... (кукушка)

Бела как снег,

Черна как жук,

Зелена как луг,

Вертится как бес,

И повертка в лес. (сорока)

Мы построили вдвоем

Для гостей весенних дом,

А верней сказать – дворец.

Прилетай сюда… (скворец)

Раньше  всех  из  птиц  встаёт,

Солнцу  песенку  поёт,

Всё  живое  поднимает,

Как  ту  птичку  называют?

    (жаворонок)


- Молодцы!

 Ведущий: Но больше всего люди любили звонкого певца - жаворонка, который своими переливчатыми трелями заставлял природу пробудиться от зимнего сна. Жаворонок – одна из чистых божьих птиц. Есть легенда о происхождении жаворонка: Бог подбросил высоко вверх комочек земли и превратил его в серую, как земля, птичку. Жаворонка. Как божью птицу, жаворонка запрещалось употреблять в пищу, а убить считалось великим грехом. Жаворонка называли певцом Божьей Матери. Сам жаворонок так говорит о себе: «Я высоко летаю, песни воспеваю, Христа прославляю».

— Согласно легенде, жаворонки вынимали колючие тернии из тернового венца распятого Христа. Поднявшись высоко в небо, жаворонок проводит время в молитвах. Потом, внезапно замолкнув, взмывает ещё выше и летит на исповедь к самому Богу.

-У нас есть для вас еще одна интересная игра.

Хоровод-игра «Ручеёк».

Это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение (музыку) ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет.

Песня Веснянка

Ой, бежит ручьем вода,

Нету снега, нету льда.

Ой, вода, ой, вода,

Нету снега, нету льда.

                              Прилетели журавли

                              И соловушки малы.

                             Журавли, журавли

                            И соловушки малы.

                                                           Мы весняночку поем,

                                                            Весну красную зовем.

                                                           Ой, поем, ой, поем,

                                                           Весну красную зовем.

Ведущий: -Ребята, какой праздник мы сегодня праздновали? («Сороки»)

Сегодня мы с вами узнали, как 22 марта, когда день становился по длине равен ночи, празднуется этот замечательный праздник весны. И мы сделали из бумаги жаворонков, сейчас мы их вам подарим .

Наш праздник подошел к концу. Мы так дружно, с жаворонками, Весну зазывали. Теперь она к нам, непременно, придет и согреет нас своим теплом! А нам с вами пора прощаться.

Возвращение в группу, угощаемся уже готовыми булочками – жавронками, чтобы весна пришла и теплом нас согрела!

Список литературы:

  1. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е издание. СПб. Дество-Пресс, 1998 г.
  2. Михайлова М. А. А у наших у ворот развеселый хоровод. Народные праздники, игры развлечения. Ярославль: академия развития, 2001 г.
  3. Панкеев И.А. Обычаи и традиции русского народа. – М., 1999.
  4. Русский народный календарь / О. В. Третьякова. М. Метафора. -2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий фольклорного праздника "Сороки"

Цель: пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым традиционным бытом.Оформление зала.Зал разделен на две части: справа макет избы с завалин...

Сценарий фольклорного праздника «Сороки» (обряд «Кликанье Весны»)

Совершенствовать всестороннее воспитание и развитие детей через ознакомление с народными праздниками....

сценарий фольклорного праздника в подготовительной группе "Сороки"

Со́роки, Жа́воронки — день памяти Сорока мучеников севастийских в народно-христианской традиции славян, приходящийся на 9 марта (22 марта). Название дня происходит ...

Сценарий фольклорного праздника «СОРОКИ — ПРИЛЕТ ПТИЦ»

Цель нашего праздника познакомить с доступными возрасту детей народными приметами, с русским православными обычаями....

Сценарий фольклорного праздника "Сороки"

Сценарий будет полезен музыкальным руководителям, воспитателям средних групп. На моей страничке можете найти презентацию к празднику и фотоальбом. Праздник прост в подготовке, но очень интересен для д...

Сценарий фольклорного праздника "День Сороки" для детей старшего дошкольного возраста

Фольклорный праздник, посвящённый дню весеннего равноденствия 22 марта (20,03.2022г.) для детей старшего дошкольного возраста....

Сценарий фольклорного праздника «Сороки»

Практическая значимость заключается в том, что данный информационный  материал, содержащийся в конспекте , может быть использован педагогами среднего и старшего звена дошкольного общего образован...