Конспект развлечения «Хаапалампинские посиделки» в подготовительной к школе группе
учебно-методический материал (подготовительная группа)
«Посиде́лки — сезонная форма досуга в осенне-зимнее время» - материал из Википедии.
Быт людей отмечен, поменялся старый мир веком,
Нынче, все мы по - сусекам личных дач или квартир.
Наш досуг, порою, мелок, и чего там говорить:
Скучно жить без посиделок. Их бы надо возродить!
В рамках проведения фестиваля-конкурса «Музыкальная карусель талантов» в корпусе № 5 МКДОУ Сортавальского МР РК ДС № 23, возрождалось такое старинное явление, как «Хаапалампинские посиделки». Акцент проведения сделан на поселок Хаапалампи: звучали стихи местных авторов, песни о Карелии, которые особенно нравятся детям. Дети любят играть, от того и играли в «Гули-гули, раз», а также в «Картошку»! Озорные «Хаапалампинские частушки» лихо исполнены детьми, в сопровождении музыкальных инструментов. Как и старые времена, так и сегодня, можно было услышать не только от взрослых, но и от детей, множество пословиц и поговорок. Дети узнали, что на посиделках не только пели, танцевали, «разговоры разговаривали», но ещё и гадали, валенки за спину кидали, откуда жених, выгадывали. Во время проведения звучало множество названий населенных пунктов. И не случайно, ведь в этот замечательный сад идут и едут дети близлежащих поселков (Вуорио, Ниэмелянхови, Мейери, Хаапалампи), а также города Сортавала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
haapalampinskie_posidelki.docx | 32.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект развлечения «Хаапалампинские посиделки» в подготовительной к школе группе
Цель: приобщать детей к истокам народных традиций, познакомить детей с одной из форм общения крестьянских поселений – посиделки.
Задача: показать самобытность русского (карельского) народа, проявляющуюся в устном народном творчестве (пословицах, поговорках, частушках, играх и хороводах), познакомить детей со стихотворным творчеством жителей п. Хаапалампи.
Оформление зала:
Зал оформлен под избу: прялка, полки с деревенской утварью , самовар, керосиновая лампа, лавки застелены плетеными половиками. На центральной стене расположено окно деревенской избы, висит вышивка народных умелиц.
НАШИ ПОСИДЕЛКИ
Звучит карельская музыка. Хозяйка хлопочет по-хозяйству.
Хозяйка: На завалинке в светелке иль на бревнышках, каких,
Собирали посиделки пожилых и молодых.
При лучине ли сидели, иль под светлый небосвод-
Говорили, песни пели и водили хоровод.
Быт людей отмечен веком, поменялся старый мир,
Нынче, все мы по - сусекам личных дач или квартир.
Наш досуг, порою, мелок, и чего там говорить:
Скучно жить без посиделок. Их бы надо возродить!
Звучит музыкальный фон, за дверью слышен шум.
Входят дети с воспитателем.
♫ Танец
(после танца дети останавливаются и стоят во время диалога)
Хозяйка: (по окончанию танца) Здравствуйте, гости дорогие: красны девицы, добры молодцы!
Дети: Здравствуй, хозяюшка!
Хозяйка: Добро пожаловать на наши посиделки!
У нас для каждого найдется и местечко и словечко.
Воспитатель: Гости-люди подневольные, где посадят, там и сидят.
Хозяйка предлагает гостям присесть на лавки, сама садиться с ними
Хозяйка: Откуда вы пришли-приехали, гости дорогие?
Дети: Я из Сортавала…Я из Мейери… Я из Туокслахти, ….Я из Вуорио, а Я из Хаапалампи….
Хозяйка удивляется.
Воспитатель: не удивляйся, Хозяюшка. К нам, в детский сад приезжают дети близлежащих поселков, из города Сортавала, ну и, конечно же, дети, которые живут п. Хаапалампи.
Хозяйка: Хаапалампи слово нерусское, а что же оно обозначает в переводе на русский язык?
Дети: Осиновая ламбушка, или Осиновое маленькое озеро.
Хозяйка: Молодцы, дети! Вы назвали посёлки, из которых вы приезжаете к нам в ДС, город Сортавала, а это все населенные пункты Республики …..
Дети хором: Карелии.
(Дети встают и с места говорят стихи)
- Мы к жаре непривычны, часто в знойное лето
Всё ворчим: "Для поселка кто нашел место это?
Есть в округе озёра, чтоб рыбачить, купаться,
Нам к желанной прохладе нужно как-то добраться!"
- И когда дождь осенний глину месит как тесто,
Слышен ропот сомненья: "Кто нашёл это место?
Земли есть плодородней, где песок с чернозёмом!"
И завидуем снова тем местам незнакомым.
- Воспитатель: Но когда уезжаем мы надолго из дома,
Как родных обнимаем на вокзалах знакомых:
"Что там, как там?" И места нет на свете роднее,
Где всего нам надёжней, где всего нам теплее - это стихотворение
Н. Е. Судниковой, жительницы нашего поселка
Дети:
- Сторона сторонушка синяя вода.
С солнцем иль без солнышка ты моя всегда.
- Над лесом над озерами взлечу как птица я,
Волнуешь ты озерами Карелия моя.
- На юге, где солнце теплее цветы зажигает весна.
Но знаю я сердцу милее родная моя сторона.
- Любим край любимый, он краше с каждым днем.
О родной сторонке песню мы споем.
Песня « Это - Карелия» И.Грибулина
Хозяйка: Хороша песня!
Что ж, время пришло, пора поиграть!
Игра « Гули-гули, раз» карельская народная игра
Двое детей стоят спинами друг к другу, в кругу остальных детей. Все хором повторяют слова « Гули-гули, раз».
На слово «раз» дети поворачивают голову, если в одну сторону, то обнимаются, если в разные стороны, то расходятся.
Хозяйка: А теперь отдохнем на Наших Посиделках, разговоры поведем.
Дети располагаются на лавках-
Воспитатель: А что хозяюшка ты интересного нам припасла?
Хозяйка: (Показывает на сундук-шкатулку)
Я зимою в горнице, а весною на завалинке посиживаю.
Сижу на народ гляжу, все запоминаю и в копилку собираю.
Вот мой сундучок-копилка! ( встает с сундука и показывает детям)
Сяду рядышком на лавку, вместе с вами посижу.
Загадаю вам загадки, кто смышленый погляжу.
Загадки про Хаапалампи (все, о чем говорится в загадках,
есть в п. Хаапалампи)
Стоит большой просторный дом.
Девчат, мальчишек много в нём.
Они там пишут и считают,
Рассказы разные читают. (Школа)
Малыши с утра идут,
С мамами и папами,
В этот чудный, славный дом,
Как зовётся всё же он? (Детский сад)
Для приезжих этот дом
Служит временным жильем,
Где принять любого рады,
Но платить за это надо. (Гостиница)
Каждый день сюда пешком
Я спешу за молоком!
Где оно с утра уже
Ждёт меня на стеллаже? (Магазин)
Бежит, журчит, волнуется.
Все на нее любуются!
Никак не остановится,
Назад не поворотится… (Река)
Воспитатель: А речка наша называется…..
Дети: Савайнйоки
Воспитатель: А мы знаем много пословиц и поговорок, их не только в Хаапалампи знают, но и по всей Карелии. Подарим их
хозяюшке? Пусть положит их в свою корзинку-копилку.
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
(начало поговорки говорит воспитатель, а конец – дети. Картинку, обозначающую поговорку, воспитатель показывает детям, спрашивает: «подходит эта картинка?).
- Изба без детей, /что гнездо без птицы.
- Кукушка на радость лесу, /ребенок - семье.
- Что летом соберешь,/ то зимой на столе найдешь.
- Гостю обрадуешься, /а чем угощать - задумаешься.
- В гостях пирожок съешь, /дома для гостей два испеки.
- В гостях вдоволь едят,/ а дома добавляют.
- Гость радует дважды:/ приходя и уходя.
Воспитатель: А давайте, мы сундучок- копилку еще пополним, потешим хозяюшку частушками.
Хозяйка: Ох, частушки я люблю! С вами тоже подпою!
Да, и в сундучке моем найдется, чем порадовать гостей!
С погремушками частушки веселей!
(Хозяйка и Воспитатель предлагает детям бубны, трещотки)
Хаапалампинские ЧАСТУШКИ
Все вместе:
Есть у нас певцы, танцоры,
Есть и музыканты.
Не сумеешь сосчитать
Сельские таланты.
1й ребёнок: Я цветочки поливала
На балконе леечкой.
Почему-то стал вдруг мокрым
Дядя на скамеечке…
2. Вот как Петя хорошо
Поливает грядку!
Там теперь все лягушата
Делают зарядку.
3. Как по саду-огороду
Любит козочка гулять.
После этого похода
Урожая не собрать!
4. Как моей подружке,
Прокололи ушки.
Ей идут сережки -
Ну как Бабке-Ежке.
5. Я узнал, что очень скоро
Зубы будут выпадать,
И решил отдать их брату,
Чтоб добру не пропадать.
6. На рыбалку я ходил,
Удочку закинул.
Клюнул толстый крокодил –
Лодку опрокинул!
Все вместе:
Жить нам скучно без частушек,
Без веселых песен —
Без веселых посиделок
Мир неинтересен!
Хозяйка: Вот и пополнилась моя копилка! Спасибо вам! (откладывает корзинку-копилку)
Хозяйка: А я знаю, что в Хаапалампи, не только дети талантливы. Ведь любят у нас в поселке поговорку «Хорошее воспитание – лучшее наследство».
(Звучит песня «Карелия» И.Грибулиной в исполнении Г.М. и Н.С.в
исполнении)
Хозяйка: ну и песня, заслушаешься!
Воспитатель: Уважаемая Хозяйка, наши дети знают, что на Посиделках не только пели, танцевали и играли, но еще и гадали.
Вакленки бросали,
О судьбе гадали
Хозяйка: Ой, как интересно! И вы знаете, что такое «валенки».
Дети: Знаем, это обувь, из шерсти сделана. В мороз сильный нисколько не холодно.
Хозяйка: Раз, знаете, тогда гадать станем.
В былые времена девушки гадали,
Валенок за спину кидали. Куда носок валенка укажет, с той стороны и жених у неё будет. Кто первый?
(пример: девочка берет валенок, кидает за спину, смотрит, куда носок валенка «смотрит». «У Кати будет жених с Ниэмелянхови», «У Насти будет жених из Туокслахни», «А у Вероники – из Лахденпохья»).
Хозяйка: Веселое гадание, пожалуй, и мне стоит погадать.
Юлия Александровна, скажи, пожалуйста, мы живем в Карелии, а мелодии звучали финские, песни исполнялись русские, играли мы карельские игры. Как это можно связать?
Воспитатель: Связать это легко! Живут в нашем поселке люди разных национальностей
Хозяйка: ребята, гадать, веселиться вы умеете! А по – хозяйству хлопотать сможете ли?
Дети: Сможем, еще как!
Хозяйка: Тогда будем картошку варить!
Игра « Картошечка в горшочке» карельская игра
Дети образуют два круга: мальчики– горшочек, а девочки, внутренний – картошка. Под музыку дети начинают двигаться: внешний круг идут по кругу, внутренний (девочки приседают (картошка вариться). На вторую последнюю фразу мальчики из внешнего круга останавливаются, а девочки во внутреннем кругу постепенно встают (картошка сварилась) и
поворачиваются к детям из внешнего круга. Играем 2 раза. 1 раз картошка не сварилась (не надуваем щёчки), а второй раз - (девочки надули щёчки) сварилась.
Хозяйка: Ой,молодцы, дети! Сварилась картошечка! Чудесная картошка сварилась, рассыпчата, для начинки в самый раз.
Ребенок: Я б калиточек картофельных поел,
Что б лежали на тарелочке горочкой,
Что б румяны, что б хрустели корочкой!
Хозяйка выносит калитки, отдает калитки Воспитателю.
Дети: Спасибо за угощение. До свидания, Хозяюшка. До свидания, гости!
(дети под музыку уходят)
Хозяйка: (берет другой поднос и со словами преподносит поднос гостям)
Дорогих гостей, калитками угощаем!
Они на подносе расписном с карельским полотенцем.
Калитки подносим, поклонясь отведать просим!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект развлечение "Кубанские посиделки" в подготовительной группе.
Конспект развлечение "Кубанские посиделки" в подготовительной группе....
Сценарий развлечения "Рождественские посиделки" в подготовительной группе.
Сценарий развлечения "Рождественские посиделки" в подготовительной группе...
Развлечение "Покровские посиделки" в подготовительной группе
Развлечение "Покровские посиделки" в подготовительной группе...
Конспект развлечения для старшей и подготовительной групп «Зимние посиделки». Закрытие «Тринадцатых областных Рождественских образовательных чтений» в Истринском муниципальном районе на тему «Традиции и инновации».
Конспект развлечения сокращен для проведения развлечений и досугов в детском саду. Он является частью общего сценария закрытия «Тринадцатых областных Рождественских образовательных чтений»...
Сценарий осеннего развлечения "Осенние посиделки" для подготовительной группы
Сценарий «Осенние посиделки» для подготовительной группы. Действующие лица: Хозяйка, 2 Скомороха. Репертуар: Песня «Осенины»Оркестр «Ах вы сени»Танец &laq...
Сценарий развлечения "Уральские посиделки" в подготовительной группе
Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем у них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости. Использование фольклор...
Логопедическое развлечение «Тараторкины посиделки» в подготовительной группе
Цель: подчеркнуть значимость логопедических занятий для речевого и общего развития дошкольников....