Сценарий мероприятия «Непокоренный Ленинград»
методическая разработка (подготовительная группа)
Тема Великой Отечественной войны будет всегда актуальна, чтобы воспитывать в будущих россиянах глубокое уважение и гордость за наших отцов, дедов, матерей, отдавших свою жизнь ради нашей мирной и счастливой жизни. Из поколения в поколение мы должны передавать память о тех трагических днях. Трагедия блокады навсегда изменила судьбы не только участников тех событий, но и последующих поколений. Помнить о героях Великой Отечественной войны – священный долг потомков!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_meropriyatiya_nepokorennyy_leningrad.docx | 35.15 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ТВОРЧЕСТВА №1 ИМ. В.ВОЛОШИНОЙ
Сценарий мероприятия «Непокоренный Ленинград»
Подготовила: педагог дополнительного образования
Алымова Елена Петровна
г. Наро - Фоминск
Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.
Задачи:
образовательные:
- формировать у детей знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 г., ее защитниках и подвигах;
- расширить знания о блокаде Ленинграда как героической и трагической странице в истории Великой Отечественной войны;
- активизировать словарь детей путем уточнения понятий «оборонять», «гордиться», «фашизм», «блокада», «героический», «наступление».
развивающие:
- развивать социальную и гражданскую активность, патриотизм, уважение и любовь к истории своей Родины;
- развивать выразительность речи при чтении стихов, историческую память, коммуникативные навыки.
воспитательные:
- пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны;
- воспитывать чувства гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы;
- воспитывать чувство патриотизма, сознательности, сопричастности к великим историческим событиям, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны и блокадникам.
Оборудование и материалы:
1.ноутбук, мультимедийная установка;
2. презентация «Блокада Ленинграда»;
3. фонограммы песен:
- «Священная война», «Вставай страна огромная», «Дети войны»;
- «Ленинградский метроном»;
- «Пятая симфония Шостаковича», 7 симфония Шостаковича «Нашествие»;
- сообщение Левитана о начале войны;
4. хлеб весом 120 грамм (на каждого ребенка);
5. макеты, книги по теме;
6.стенд с наглядным материалом о Блокаде.
Ход мероприятия:
Выходят чтецы и ведущая.
Чтец:
Июнь. Россия. Воскресенье.
Рассвет в объятьях тишины.
Осталось хрупкое мгновенье
До первых выстрелов войны.
Чтец:
Июнь. Россия. Воскресенье.
Страна на грани: быть - не быть…
И это жуткое мгновенье
Нам никогда не позабыть.
Ведущая: Много лет тому назад, когда нас ещё не было на свете, была Великая Отечественная Война с фашистской Германией.
Звучит сообщение Левитана о начале войны.
Ведущая: 22 июня 1941 году утром в 4 часа на нашу Родину напала фашистская Германия. Весь русский народ встал на защиту своей Родины!
Звучит запись песни «Вставай страна огромная».
Ведущая: Это была жестокая война. Она принесла много горя и разрушений. Беда пришла в каждый дом.
Чтец:
Была война, прошла война,
Над полем боя тишина.
Но по стране, по тишине.
Идут легенды о войне.
Презентация «Блокада Ленинграда» слайд «Оборона Ленинграда». Звучит 7 симфонией Шостаковича «Нашествие».
Ведущая: 8 сентября немцы были у стен Ленинграда. Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали Ленинград. Взять и уничтожить город мгновенно у фашистов не получилось, и тогда Гитлер пообещал «задушить голодом и сравнять с лицом земли» город на Неве. Фашисты окружили город, перекрыли все выходы и входы в город. Ленинград оказался в блокадном кольце. Город регулярно обстреливали с воздуха по 6-8 раз в сутки. И звучала воздушная тревога
Презентация «Блокада Ленинграда» слайд («Оборона Ленинграда). Звучит запись воздушной тревоги.
Ведущая: Когда люди слышали такой сигнал, то все прятались в бомбоубежище, специальные помещения под землёй, где можно было укрыться от бомбёжки. По радио звучал звук метронома, который напоминал звук биения сердца, говорившим людям, что жизнь продолжается.
Презентация «Блокада Ленинграда» слайд («Оборона Ленинграда). Звучит запись воздушной тревоги метронома.
Ведущая: Практически сразу начался голод. Норма хлеба снизилась в 5 раз
Презентация «Блокада Ленинграда» слайд («Блокадный хлеб»).
Ведущая: Вот такой кусочек хлеба давали жителю блокадного Ленинграда- 125 грамм. Посмотрите на этот кусочек хлеба. Вот из чего он состоял:
Мука ржаная - 50 %,
Соевая мука - 5 %,
Отруби - 5 %,
Жмых -10 %
Солод - 10 %
Обойная пыль - 5%,
Целлюлоза - 15 %.
Хлеб давали по карточкам, но его было очень мало и многие умирали от голода.
Ведущий: Ребята, вы знаете, как ели блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знала…
Я вам расскажу. Люди ложили пайку на ладошку и отламывали крохотный кусочек. И долго-долго жевали его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отламывали. И снова жевали. Как можно дольше ели этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб был съеден, подушечками пальцев собирали на середину ладони крошки и прильнув к ним губами, словно хотели поцеловать их … Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка. Как ценен этот небольшой кусочек хлеба …
Презентация «Блокада Ленинграда» (слайд «Жизнь жителей Ленинграда»).
Ведущая: Дома не отапливались, не было угля. Люди в комнате ставили буржуйки, маленькие железные печурки, а в них жгли мебель, книги, письма, чтобы как- то согреться. Не было воды, её возили в бидонах на саночках из Невы.
Но даже в самые лютые морозы люди не тронули в городе, ни одного дерева. Они сохранили сады и парки для нас с вами.
Презентация «Блокада Ленинграда» (слайд «Дорога жизни»).
Ведущая: В городе оставалось много детей и только одна дорога, по которой можно было вывести больных, детей, раненых и привести муку и крупу. Эта дорога проходила по льду Ладожского озера. Ладога стала спасением, стала «Дорогой жизни». Лишь по ней можно было доставить в город хлеб и снаряды, вывезти людей. Летом это был водный путь по акватории озера, а зимой по его льду. К весне поездки по льду стали опасными: часто машины шли прямо по воде, иногда проваливались, и водители снимали дверцы кабины, чтобы успеть выскочить из тонущего грузовика. Каждый такой рейс был подвигом, так как немецкие самолеты не останавливали наблюдение ни на минуту и вели постоянный прицельный огонь.
Чтец: И днем, и ночью шла бомбёжка,
И днём, и ночью шёл обстрел.
На клумбах не цветы росли – картошка.
Здесь каждый был голодный, есть хотел.
Чтец: 120 грамм простого хлеба -
Вот весь был детский рацион.
Никто два года сытым не был,
И много кто был погребён.
Чтец: По льду машин шли караваны,
Чтоб иногда уйти под лёд.
Ее бомбили беспрестанно,
И день за днём, из года в год.
Презентация «Блокада Ленинграда» (слайд «Жители Ленинграда»).
Ведущая: Жители Ленинграда, ленинградцы - мужчины, женщины, пожилые люди, дети, проявляли стойкость и мужество, и всеми силами поднялись на защиту города. На заводах для фронта делали снаряды, танки, реактивные установки. Работали на станках женщины, и даже школьники. Люди работали до тех пор, пока могли стоять на ногах. А когда не было сил дойти до дома, они оставались до утра здесь же на заводе, чтобы утром опять продолжить работу.
Презентация «Блокада Ленинграда» (слайд «Дети блокадного Ленинграда»).
Ведущая: Подростки вставали к станкам вместо погибших или ушедших на фронт взрослых и изготавливали детали для пулеметов, автоматов, артиллерийских снарядов. Для детей делали специальные подставки, чтобы они могли работать за станками. Никто не считал, сколько длится рабочий день ребёнка.
Дети тушили пожары, носили воду из проруби на Неве, потому что водопровод не работал. Помогали раненным бойцам, устраивали концерты, пели песни, читали стихи, танцевали. Не смотря на голод и холод, дети продолжали учиться.
Презентация «Блокада Ленинграда» (слайд «Дети блокадного Ленинграда»). Звучит песня «Дети войны». Выходит дети.
Чтец 1:
Мы рыли рвы - хотелось пить.
Чтец 2:
Бомбили нас - хотелось жить.
Чтец 3:
Был дом - ни света, ни воды.
Чтец 4:
Был хлеб -довесочек беды.
Чтец 5:
Была одна судьба на всех.
Чтец 6:
Мы растеряли светлый смех.
Чтец 7:
Мы усмиряли темный страх.
Чтец 8:
Мы умирали на постах.
Все:
Мы умирали…
Город жил
Исполнен малых наших сил.
Ведущая: Во время блокады многие вели дневники, куда записывали то, что пережили. В них, где карандашом, где бледными чернилами, аккуратно или наспех, иногда коченеющей рукой люди писали о своих страданиях. Особенно страшно читать дневники детей.
Имя Тани Савичевой известно всем. В блокадном городе девочка вела дневник, ставший свидетельством страшных преступлений фашизма.
Презентация «Блокада Ленинграда» (слайд «Дети блокадного Ленинграда»).
Выходит девочка.
Девочка: Я - ленинградская школьница Таня Савичева. Я очень люблю петь. Всегда пела. Мне хотелось декламировать стихи, но я спотыкалась на словах: споткнешься, а все думают, что ты забыла нужное слово. Я пела потому, что когда поешь, не заикаешься. Мне нельзя заикаться, я собираюсь стать учительницей…
Презентация «Блокада Ленинграда» (слайд «страницы Дневник Тани Савичевой»). Девочка читает дневник Тани Савичевой под удар метронома.
Девочка: «Женя умерла 28 декабря в 12.30 утра 1941 год. Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 год. Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 год. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 год. Дядя Леша - 10 мая в 4 дня 1942 год. Мама - 13 мая в 7.30 утра 1942 год. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».
Ведущая: В 1944 г. Таню эвакуировали из Ленинграда в Горьковскую область, но спасти девочку не удалось.
Презентация «Блокада Ленинграда» (слайд «Концерт в зале Ленинградской филармонии»).
Презентация «Блокада Ленинграда» (слад «Мемориал Тани Савичевой») .
Ведущая: Сейчас дневник Тани Савичевой в память о блокаде Ленинграда увековечен в граните и входит в мемориальный комплекс «Зеленый пояс славы».
Презентация «Блокада Ленинграда» (слад «Город Ленинград).
Ведущая: Было холодно, голодно. Но ленинградцы не унывали! Они верили: мы победим! Ничто не смогло сломить ленинградцев! Город не сдался врагу! Не покорился фашистам!
Презентация «Блокада Ленинграда» (слад «Большой зал Ленинградской филармонии»).
Чтец: И всё же не ломались люди,
И всё же побеждали смерть.
Им памятью навечно будет
Тот удивительный концерт.
Чтец: Что Шостаковичем написан,
И под обстрелом прозвучал,
И меж осколочного свиста
Рукоплескал артистам зал.
Ведущая: В осажденном Ленинграде Дмитрием Шостаковичем была создана Седьмая симфония, получившая название «Ленинградская». 9 августа 1942 года шел 355-й день блокады. Большой зал Ленинградской филармонии не вместил всех желающих послушать Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича, впервые исполняемую в городе на Неве.
Дети читают стихи
Чтец:
Люди Ленинграда,
Жертвы злой войны.
Хваткою блокады
На смерть обречены!
Хлеба не хватало
Так же, как тепла.
Сколько бомб упало,
Разрушило дома.
Люди не сдавались!
Из последних сил
С бедами сражались,
Враг их не сломил!
Чтец:
Голод и холод.
Война и разруха.
Сильный был город,
Не падал он духом!
Дыхание смерти было повсюду,
Но выжили, выжили люди!
Блокадный паёк,
Стакан кипятка.
Вот жизни глоток,
Потом темнота.
А город прорвался!
А город воскрес!
А город стоит!
Никуда не исчез!
Звучит «Седьмая симфония Шостаковича». Запись с голосом Левитана о прорыве блокады, залпы салюта.
Ведущая: Битва за Ленинград 27 января 1944 г закончилась. В течение 900 дней ленинградцы и советские воины, при поддержке и помощи всей страны, в боях и упорном труде отстаивали город. Ни голод и холод, ни авиационные бомбардировки и артиллерийские обстрелы не сломили славных защитников города. Город на Неве остался непокоренным, но победа досталась дорогой ценой. Вряд ли найдется семья в городе Ленинграде, у которой блокада не унесла жизнь родных, близких, любимых. Вечная память павшим в то суровое время! Они стояли за свободу родного города и победили!
Чтец: Люди Ленинграда, вы - герои!
Подвиг ваш бесценен на века!
Пусть не будет больше горя.
Никогда, никогда, никогда!
Память о блокаде Ленинграда
С трепетом в сердце храним.
За мужество, силу, отвагу
Ленинградцам спасибо говорим!»
Презентация «Блокада Ленинграда» (слайд «Пискаревское кладбище»).
Ведущая: Давайте же сегодня, 27 января в День освобождения Ленинграда от фашистской блокады, вспомним о тех, кто погиб. Зажжем Свечу Памяти и почтим их светлую память минутой молчания. И пусть в эту минуту звучит, как в годы блокады, ленинградский метроном. Когда в осадном Ленинграде звучал метроном, люди знали, что можно выходить на улицу, и пока звучит метроном - безопасно...
Звук метронома, минута молчания
Ведущая: В день снятия Блокады Ленинграда над городом прогремел победоносный салют!
Презентация «Блокада Ленинграда» (слайд «Салют»).
Чтец: Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало.
Казалось, что все небо грохотало...
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий.
Смеялись, пели, обнимались люди.
Ведущая: Несмотря на пережитые страдания, наша Россия жива, русский дух не сломлен! Мы всегда будем помнить тех, кто погиб за то, чтобы мы с вами счастливо жили. Они живы, пока мы о них помним.
Список используемой литературы:
- Адамович, А. Блокадная книга / А. Адамович. Д. Гранин. - Л.: Лениздат, 1989. -527 .
- Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне. В 12 т. Т. 3. Подвиг Ленинграда / сост. П. Карелин. - М.: Современник, 1983. - 606.
- Виноградов А.В., Плейжер А. Битва за Ленинград в судьбах жителей города и области (воспоминания защитников и жителей блокадного города и оккупированных территорий). Издательство Санкт-Петербургского университета, 2005.
- Листки блокадного календаря / сост. Н. К. Новиков. - Л.: Лениздат, 1988. - 224.
- Шефов, Н. А. Битвы России / Н. А. Шефов.- М. : ООО «Изд-во АСТ», 2004. - 704.
Интернет источники:
- Ст. Г. Семенова «Мужество» https://www.kalitva.ru/148872-gleb-semenov-muzhestvo.ht
- Ст. Д. Попова «22 июня»: https://www.stihi.ru/2015/05/17/730
- Страницы дневника: https://military.wikireading.ru/44671
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД На тему: «Непокоренный Ленинград». с использованием ИКТ Направление «Познавательное -речевое развитие» Образовательная область «Познавательно- речевое развитие» Подготовительная группа.
Более 70 лет пршло со снятия блокады Ленинграда. Цель: Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, расширять представление детей о Великой Отечественной войне,празднику Победы....
Конспект НОД На тему: «Непокоренный Ленинград». с использованием ИКТ Направление «Познавательное -речевое развитие» Образовательная область «Познавательно- речевое развитие» Подготовительная группа.
Более 70 лет пршло со снятия блокады Ленинграда. Цель: Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, расширять представление детей о Великой Отечественной войне,празднику Победы....
Сценарий досуга "Непокоренный Ленинград"
Сценарий досуга к Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады для детей старшей группы детского сада....
Конспект тематического мероприятия для подготовительной к школе группы «Непокоренный Ленинград»
Цель: познакомить детей с трудной жизнью блокадного Ленинграда.Задачи: закрепить знания детей о Великой Отечественной войне. Познакомить детей со страшными днями пережитыми в годы войны. Пробудить в д...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения "Непокоренный Ленинград"
Формирование у детей представлений о героической жизни жителей нашего города в суровые блокадные дни Ленинграда....
Конспект непрерывной образовательной деятельности "Непокоренный Ленинград"
Конспект непрерывной образовательной деятельности "Непокоренный Ленинград", посвященный Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Подготовительная группа....
Сценарий мероприятия " Блокада Ленинграда"
Сценарий мероприятия посвещённое празднованию 80-летия годовщины Дня снятия блокады Ленинграда....