Сценарий
методическая разработка (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16 г. Сердобск.
Сценарий развлечения по сказке А.П.Анисимовой
«Царица Ледяница»
(для детей подготовительной группы)
Цель: полуляризация творчества пензенской сказительницы А.А.Анисимовой в рамках реализации проекта «Дошкольникам о родном крае», развивать любознательность, интерес к познанию нового.
Задачи:
- развивать у детей познавательный интерес к творчеству пензенской сказительницы А.А.Анисимовой, умение почувствовать настроение сказки «Царица Ледяница»;
- закреплять знания детей о замкнутом цикле смены времен года;
- формировать у детей яркие положительные эмоции в процессе творческого взаимодействия и художественно- деятельного общения со взрослыми;
Предварительная работа:
- знакомство с биографией пензенской писательницы А.П.Анисимовой;
- чтение сказки «Царица Ледяница»;
- организация выставки иллюстраций к сказке «Царица Ледяница»; разучивание песен, хороводов, народных игр;
- изготовление декораций и костюмов.
Оборудование: музыкальный центр, костюмы героев, крупные снежинки, маски птиц, зимующих и перелетных, порывало- накидка в виде желтого кленового листа, макет дерева «Времена года» высотой до 1,5 метра.
Действующие лица: Ледяница, Вьюга, Мороз, Ветер, Мая, Солнце, Осень
Ход мероприятия:
Под музыку входит царица Ледяница, танцует.
Ледяница: Как прекрасно! Как бело! Всё снегами замело!
И куда ни кину взоры, вижу дивные узоры!
Здравствуйте, ребята, вы меня узнали?
Дети: Да, ты царица Ледяница!
Ледяница: Правильно, я царица Ледяница, и сегодня я хочу отправиться в путешествие по временам года. А вы, ребята, хотите со мной? Тогда давайте позовем мою подругу, а чтобы узнать, кто она, отгадайте загадку:
Из-за серых гор высоких,
Из чужих земель далёких
Прилетела ведьма злая,
Дикой песней всех пугая.
Закружила она всё.
Запуржила она всё.
Стало холодно.
Дети: Метель, вьюга.
Под музыку входит Вьюга.
Вьюга: С Ледяницей я дружу, землю заметаю.
Прилетаю и кружу, песню завываю.
Вьюга предлагает поиграть в русскую народную игру «Метель».
После игры дети садятся на стульчики.
Ледяница: Расскажи, кто этот мастер, кто дворец мой так украсил?
Кто ковал кристаллы эти, выводил узоров сети?
Вьюга: Знает наша вся округа,
Чьи затейливые руки это делали от скуки,
Твой, царица, воин грозный, молодой Мороз Морозный.
Ледяница: Я Мороза уважаю. Наградить его желаю,
Серебра даю два воза. Позови ко мне Мороза.
Вьюга: Сейчас мы дружненько споём и Мороза позовём.
Исполняется русская народная закличка «Морозушка- Мороз»
Морозушка-Мороз!
Не тяни домой за нос,
Не стучи, не балуй,
Приди окна разрисуй! (повторяется несколько раз).
Под музыку входит Мороз.
Мороз: Ты звала меня, царица? Вот он я, краса- девица.
Пробирался сквозь сугробы и таежные чащобы.
Ледяница: За узорные ограды удостоен ты награды.
Отправляемся мы в путь, помоги нам как- нибудь.
Чтобы встретить время года, нужна твоя, Мороз, подмога.
Мороз: С ледяной высокой кручи, через горы, через тучи
Сможем мы пойти, царица, где страны твоей граница.
Мороз приглашает встать в круг, проводится игра «Повторяй за мной».
Под музыку дети имитируют ходьбу на лыжах, шагают через сугробы, перепрыгивают с кочки на кочку и проч.
После игры дети садятся на стульчики.
Ледяница: (гордо оглядывая свои владения)
Эти снежные просторы, ледяные эти горы,
И морей оледененье – вот оно – мое владенье!
Исполняется русская народная песня «Здравствуй, гостья зима!»
В конце песни Ледяница обходит дерево, незаметно поворачивая его на весну.
Ледяница: Это что вдали синеет – там вода не леденеет?
Мороз (показывает на весеннее дерево):
Там в морях теплей вода.
Это странное явленье – речек вольное теченье…
Зелень… Яркие цветы… нету лучшей красоты.
Пусть об этом скажет Ветер – он гулял везде на свете.
Я ж могу сказать одно – мне тут воли не дано.
Звучим ветреная музыка, Мороз и Вьюга уходят, заходит Ветер.
Ледяница: Расскажи нам, Буйный Ветер, что ты видел, что ты встретил?
В этом царстве иностранном все так ярко, все так странно…
Ветер: В теплом крае я бывал, розы нежные качал.
Видел там дворец зеленый, весь садами окруженный,
В нем живет царевна Мая. Та страна – совсем иная!
Там про наши холода не слыхали никогда.
Мая там цветет, как роза, знать не знает про Мороза.
А царица Ледяница Мае даже и не снится!
Там в степях, в лугах привольных сочных трав стадам довольно.
Реки там текут, играют, ледяных оков не знают.
Звери водятся в лесах. Соловьи поют в кустах–
В дивных песнях славят Маю. Вот, царица, все, что знаю.
Ледяница: В поле снег рыхлеет, тает…
Солнце светит слишком ярко, стало мне здесь очень жарко.
Друг мой, ветер, помоги, в царство снежное верни.
Ветер: Пусть ребята мне помогут.
Дети образуют полукруг, проводится дыхательная гимнастика «Ветерок». В конце гимнастики дети дуют на царицу Ледяницу, она кружится, убегает.
Под музыку входит весна Мая.
Мая: Здравствуйте, мои друзья, очень рада встрече я.
Приглашаю в теплом крае, в зеленеющих дубровах
Слушать гомон птиц веселых,
Песни петь в лугах росистых
И гулять в садах тенистых.
Исполняется весенний хоровод (Музыка и слова В.И.Шестаковой «Расцветай, милый край»)
В конце дерево незаметно поворачивается на лето. Звучит музыка.
Мая: Тише, тише, что я слышу: из далекого похода,
В золотых чеканных латах, на своем коне крылатом,
В тёплый край летит стрелой Солнце – витязь молодой.
Под музыку входит солнце, танцует, здоровается.
Солнце: Мая! Ждешь ли ты меня? (да)
Летом вместе отдохнём, и ребяток позовём.
Выходите на лужок, становитесь все в кружок.
Организуются народные игры «Невод», «Бой петухов»
После игры дети садятся на места.
Солнце: Быстро лето пробежало, смена времени настала.
Незаметно дерево поворачивается на осень.
Солнце: Простимся, Мая.
Я уеду в дальний путь, ты меня не позабудь.
Правда, будет путь далек, но полгода – малый срок,
Я вернусь к тебе, и снова погуляем по дубровам.
Уходит, под музыку ветра.
Мая: Буйный Ветер лес качает. Буйный Ветер вихрем вьется. Обращается к ветру:
Что ты мечешься по степи – или ты сорвался с цепи?
Ветер кружится вокруг Маи.
Мая: Ветер! Брось! Плохая шутка – злую песню слушать жутко.
Ты и раньше здесь бывал, розы алые качал,
Был ты буйный, но не злился. Что ж теперь так изменился?
Ветер: Едет мимо Холод Лютый – важный, чванный и надутый.
Он дохнул – и все вокруг зябнет, стынет, вянет вдруг.
В роще листья пожелтели. Птицы стаей полетели.
Организуется игра «Птицы полетели».
В конце игры входит Осень, зимующие птицы «сбиваются в стайку» возле нее.
Осень: Мы тебя, царевна, просим:
Поживи ты в нашей роще, там тебе укрыться проще.
Пусть Мороз и Холод рыщут, а у нас тебя не сыщут.
Чтобы ты не застывала, как пуховым одеялом,
Желтым листиком прикроем, от беды тебя укроем.
Птицы берут покрывало- жёлтый лист, накрывают Маю. Осень и Мая уходят. Дерево меняется на зиму.
Звучит музыка, входит царица Ледяница, Вьюга и Мороз.
Ледяница: Прикажи Мороз Метели снеговые стлать постели,
А меньшой ее сестре – снег рассыпать на дворе.
Мороз: Чтобы все здесь стало бело, как царица повелела!
Чтоб в степях, в лугах и в роще снеговой покров был брошен.
Белоснежные ковры вы покройте на дворы.
Тихий сад, крыльцо и дом – все покройте серебром.
Танец с белыми снежинками. Снежинки остаются на полу.
Ледяница (Морозу): Зная преданность твою, я кольцо тебе дарю.
И – готовься – в этот год снова двинемся в поход!
Мороз: Правду я скажу, царица, то, что было, повторится!
Появляются все герои. По мере слов ведущего каждый выходит вперед.
Ведущий: Много тысяч лет проходит. Каждый год в походы ходит
Царь Мороз с своей царицей своенравной Ледяницей.
Каждый год Мороз лютует, ледяным дыханьем дует.
Но в привольном светлом крае, где живет царевна Мая,
Перед силою морозной встанет Солнце– витязь грозный,
На сугробы снеговые бросит стрелы огневые,
И Мороз щит опускает, и опять он отступает,
И опять свою царицу Ледяную Ледяницу
Мчит назад, в края снегов, в царство вечных холодов.
А в прекрасном крае Маи все встает и расцветает,
Все растет, ликует, любит.
Все герои хором: Золотому Солнцу – слава!
Бесконечной Жизни – слава!
И Весне прекрасной – слава!
Приложения
1.Старинная русская народная музыкальная игра «Метелица»
Играющие делятся на 2 группы: крестьян и лошадок. Где-нибудь в стороне отводят местечко для конюшни. В нее крестьяне отводят своих лошадок, а сами становятся поодаль и разговаривают между собой:
Вдоль по улице метелица метет,
Скоро все она дорожки разметет,
Ой, жги, жги, жги, говори,
Скоро все она дорожки разметет.
Запряжем- ка мы в сани лошадей,
В лес поедем за дровами поскорей,
Ой, жги, жги, жги, говори,
В лес поедем за дровами поскорей.
Они идут в конюшню, выводят каждый свою лошадку, запрягают их, т. е. берут за поясок или рубашечку игроков, изображающих лошадку, становятся друг за другом гуськом и поют:
Рысью, рысью, друг за другом, поспешим,
И скорехонько до леса докатим,
Ой, жги, жги, жги, говори,
И скорехонько до леса докатим.
Они бегут один за другим и под конец останавливаются.
Топориками ударим дружно в лад,
Только щепочки по лесу полетят,
Ой, жги, жги, жги, говори,
Только щепочки по лесу полетят.
Ребята, бывшие лошадками, изображают лес, подняв руки в стороны и вверх. Они колышут ими, как ветер ветками. Крестьяне в это время изображают движения дровосеков, для чего каждый крестьянин становится около своей дерева. Все поют:
А с дровами мы тихохонько пойдем,
А руками-то прихлопывать начнем,
Ой, жги, жги, жги, говори,
а руками-то прихлопывать начнем.
Крестьяне запрягают своих лошадей и идут в такт песне, в прежнем порядке.
А ногами-то притоптывать все враз
Ну, мороз, теперь не страшен ты для нас!
2. Русская народная песня «Здравствуй, гостья зима!», сл.И.Никитина
3.Дыхательная гимнастика «Ветерок»
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос).
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть),
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох).
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох),
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот),
Ну а пока я тучи нагоняю (круговые движения руками).
4.Весенний хоровод
Музыка и слова В.И.Шестаковой «Расцветай, милый край»,
«Музыкальный руководитель», №3, 2012
5.Игра «Невод».
Игра проходит на ограниченной площадке, пределы которой нельзя пересекать никому из играющих. Двое или трое играющих берутся за руки, образуя «невод». Их задача – поймать как можно больше «плавающих рыб», т.е. остальных игроков. Задача «рыб» - не попасться в «невод». Если «рыбка» не смогла увильнуть и оказалась в «неводе», то она присоединяется к водящим и сама становится частью «невода». «Рыбки» не имеют права рвать «невод», т.е. расцеплять руки у водящих. Игра продолжается до того момента, пока не определяется игрок, оказавшийся самой «проворной рыбкой».
6.Игра «Бой петухов»
Участники делятся на пары и встают друг от друга на расстоянии 3—5 шагов. Пары изображают дерущихся петухов: прыгая на одной ноге, они стараются толкнуть друг друга плечом. Тот, кто потерял равновесие и встал на землю двумя ногами, выходит из игры. Дети перед началом игры договариваются, как они будут держать руки: на поясе, за спиной, скрестно перед грудью или руками держать колено согнутой ноги.
Чаще всего в паре один играющий выходит из игры, один остается победителем. Победители из разных пар могут объединиться и продолжать игру.
7.Игра «Птицы полетели»
Задачи: активизация двигательной деятельности, закрепление знаний детей о зимующих и перелетных птицах.
Под музыку дети встают с мест, надевают маски птиц, разложенные на столике, и начинают двигаться, свободно перемещаясь по залу, имитирую полет птиц. С окончанием музыки «зимующие» птицы собираются стайкой возле осеннего дерева, а «перелетные» улетают на свои места. Если допускается ошибка, игра повторяется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЦЕНАРИЙ ВЫПУСКНОГО ПРАЗДНИКА В ДЕТСКОМ САДУ. Мы предлагаем вашему вниманию интересный и веселый сценарий выпускного праздника для ДОУ. «Фильм! Фильм! Фильм!»
Сценарии выпускного праздника. Интересный, увлекательный, с любимыми героями сказок....
« Чудо от доброго сердца» сценарий музыкального кукольно-драматического спектакля по мотиву сказки Ганса Христиана Андерсена «Дюймовочка» ,автор сценария — Савиных Ольга Сергеевна.
Уважаемые коллеги и родители! Представляю Вашему вниманию сценарий, по которому был поставлен спектакль с детьми старших групп. Драматургическая эклектика дала возможность раскрыть свои таланты каждом...
Сценарий музыкальной сказки-импровизации для детей 5-го года жизни "Курочка Ряба", сценарий новогоднего утренника для малышей "В гостях у Умки"
Разработка сценария музыкальной сказки -импровизации"Курочка Ряба" может быть использована к весеннему праздничному развлечению 8 марта. В сценарии использован музыкальный материал по программе ...
Сценарий организованной деятельности детей II младшей группы. Мир природы. Тема: «Помощники» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Физическая культура» Сценарий организованной деятельности дете
Программные задачи. Научить детей классифицировать овощи и фрукты и дать понятие, где они растут.Закрепить понятие: широкий, узкий.Развивать речь детей, мышление, внимание и память. Активи...
Сценарий выпускного бала для подготовительной группы. Сценарий утренника для подготовительной группы приуроченного к Международному женскому дню: музыкальная сказка "Аленький цветочек"
Выпускной бал "Фильм-фильс-фильм". Музыкальная сказка "Аленький цветочек"....
Сценарий физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Если очень захочу — в космос скоро полечу!» Аксинья Попова Сценарий физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Если очень захочу — в космос скоро полечу!» Сценар
Сценарий физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Если очень захочу — в космос скоро полечу!»Аксинья Попова Сценарий физкультурного досуга для детей с...