сценарий совместный мероприятий детско - родительского клуба "У родных истоков"
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Детско-родительский клуб «У родных истоков», с целью возрождения православных культурных семейных традиций. Знакомясь с разными программами по дошкольному воспитанию, имея теоретический и практический опыт работы по духовно - нравственному образованию дошкольников, разработан учебно - методический комплект «Возрождение», куда вошли сценарии совместный мероприятий детско-родительского клуба «У родных истоков»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
сценарии "У родных истоков" | 502.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Встреча с родителями и детьми в рамках детско-родительского клуба «У родных истоков»
Тема: «Встретим Рождество»
Цель: знакомство родителей и детей старшего дошкольного возраста с традицией празднования Рождества.
Задачи:
- Познакомить детей с Евангельскими событиями;
- Продолжать формировать представления о традициях празднования Рождества;
- Создать праздничное настроение.
Актуальность: чтобы не исчезла душа русского народа, так же, как в былые времена, должны наши дети быть участниками традиционных на Руси православных праздников, так же, радоваться Рождеству и Святкам, петь песни, водить хороводы, знать историю праздника. Укрепить семью, сделать её более дружной помогут добрые традиции наших предков, связанные с главными православными праздниками, обычаями русского народа.
Краткое описание основного замысла: проведение Рождественского праздника с родителями и детьми с использованием обучающего видеофильма «История Рождества Христова», загадок, игр-эстафет, песен и танцев, викторины, составление сюжетной картины «Рождество» в качестве закрепления знаний о Рождественской истории.
Планируемый результат: родители и дети познакомятся с традицией празднования Рождества Христова, с Евангельскими событиями, сформируется представление о традициях празднования Рождества Христова в весёлой дружественной атмосфере. Дети и родители, воспитатели будут знать стихи и песни о Рождестве.
Предварительная работа с детьми и родителями, воспитателями: разучивание стихов, песни и танца.
Материал: ёлка, украшения, фильм «Рождественская история», магнитная доска, маркеры 2-х цветов, элементы 2-х снеговиков, «Рождественская сюжетная иллюстрация», со вставными вкладышами героев сюжета, рождественская ёлка с конфетами.
Ход мероприятия:
(Звучит спокойная тихая музыка «Рожественская песня»)
Ведущий 1:
Меховые ёлочки
Пахнут на весь дом,
Каждая иголочка шепчет:
«С Рождеством!»
Ведущий 2: Добрый день, дорогие ребята, гости и взрослые! Мы встретили Новый год, следующий праздник один из самых важных и светлых праздников - Рождество Христово. Поздравляю вас, дорогие дети, с этим праздником! С давних времен православный народ праздновал Рождество. А сейчас мы посмотрим фильм «Рождественская история» и познакомимся с историей этого праздника (Просмотр фильма).
Ведущий 1: Но что это? Посмотрите, ёлочка грустит. Грустит она потому, что не знает, чем ей порадовать младенца. Луговые цветы подарят малышу свою красоту и нежный аромат. Огонь согреет его, а вода утолит жажду. Что может она, ёлочка? Ведь кроме колючих иголочек, у нее ничего нет? Давайте украсим ёлочку огоньками.
Скажем: «Раз, два, три, ёлочка, гори!» (Все повторяют слова и на ёлке загораются огни).
ДЕТИ:
Самый яркий, самый сладкий,
Самый важный праздник в год.
Фейерверки, шоколадки
И снежинок хоровод.
Этот праздник любят дети,
Папы, мамы неспроста.
Всей планетой мы отметим
День Рождения Христа.
Этот праздник светлый, яркий
Вся Земля весь год ждала.
Чтоб вручить мечты-подарки
Нам за добрые дела.
Очень жду я Рождество -
Это праздник сказочный.
И встречаю я его
Перед елкой красочной!
Я поздравлю всю семью
С праздником хорошим.
Очень сильно их люблю
И ценю их тоже!
Пусть здоровье принесет
Этот светлый праздник
И метелью заметет
Беды снег-проказник!
Дети поют песню «Яркая звездочка»
«Яркая звездочка на небе горит.
Детям у елочки мама говорит:
«В целом мире торжество, наступило Рождество,
Наступило Рождество!»
С праздником, с праздником взрослых и ребят!
Даже проказникам это говорят,
Потому что торжество, потому что Рождество,
Наступило Рождество!
Спать нам не хочется в эту ночь совсем,
Хочется, хочется в город Вифлеем.
Посмотреть на торжество, там, где было Рождество,
Там, где было Рождество!»
Ведущий 2: А сейчас попробуйте разгадать загадку:
У елки хоровод
Салют в небо взлетает
Огоньками яркими сверкает.
Разукрашивает окошки,
Покрывает дорожки.
Люби ее детвора,
Чудесное время. (Зима)
- Да, чудесное время года зима, снег, да вьюга в гости к нам пришла.
Танец «Снег да вьюга». Танцуют все. (Дети показывают движения взрослые, родители повторяют.)
Ведущий 1:
Снег укутал город пеленою белой,
За окошком будет биться ветер колкий,
Собирать снежинки, прижиматься к раме.
Я поставлю в зале праздничную ёлку,
Я на стол поставлю золотые свечи,
А под ёлку спрячу сласти и подарки.
И с друзьями вместе Рождество я встречу,
Самый лучший праздник, радостный и яркий!
А сейчас предлагаю поиграть:
Игра «Золотые ворота»
Дети разделяются на две команды. Одна команда берется за руки и произносит слова:
Золотые ворота
Открывают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй - запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
В это время вторая команда двигается друг за другом «змейкой». На последние слова дети опускают руки, и те, кто остался в кругу, становятся в хоровод, остальные продолжают игру.
Игра «Художники»
Участники делятся на команды. Ведущий предлагает игрокам, поочередно соединяя точки, нарисовать какой-либо рисунок. Рисунок заранее задуман ведущим, и расположение точек должно соответствовать задумке. Побеждает та команда, которой удастся разгадать замысел ведущего.
Эстафета «Собери снеговика»
Две команды («СНЕЖИНКА» и «ЛЬДИНКА», строятся в колонны друг за другом. Каждому из участников двух команд, раздаются парные детали снеговика, вырезанные из картона. (Три круга - большой, средний и маленький, руки, ноги, глазки, нос - морковка, ведро, метла). По команде ведущего игроки обеих команд, по парам, подбегают к определённому месту, кладут свою деталь и возвращаются к своей команде. Выигрывает команда, которая быстрее всех собрала снеговика и получает по жетону.
Рождественская викторина
Ведущий 1: Вспомните, персонажей из Рождественского фильма. Нужно ответить на вопросы. За правильный ответ жетон. Родители помогайте своим детям.
Вопросы:
1. Где родился Христос? (В пещере, в яслях).
2. В каком городе родился Иисус Христос? (Город Вифлеем).
3. Кто ходил по окрестным полям, охраняя свое стадо: коров, овец? (Пастухи).
4. Кто явился перед пастухами? (Блистающий ангел).
5. Назовите родителей Иисуса Христа. (Дева Мария и благочестивый старец Иосиф).
6. О чем рассказал Ангел, о какой великой радости? (Родился Господь – Спаситель).
7. Как называют восточных мудрецов? (Волхвы).
8. Что волхвы преподнесли Иисусу? (Свои дары, золото и драгоценные благовония: ладан и смирну.)
Ведущий 1: молодцы, вы правильно ответили на все вопросы. А сейчас вам надо собрать сюжетную картину «Рождество» по небольшим фрагментам из Рождественского фильма. Выходит тот, кто не заработал ни одного жетона - 2-3 ребенка, им в помощь идут их родители.
Игра «Собери картину» (Звучит Рождественская песня.)
Ведущий 1: когда наступают Рождественские праздники люди приходят в гости друг к другу и щедро одаривают конфетами, пряниками и всякими сладкими подарками.
Участникам встречи вручаются подарки на фоне рождественской песни.
Звучит песня «Елка в Рождество»
Ведущий 2:
Рождество - великий праздник,
Рождество - благая весть:
За людей рождён заступник
И Спаситель всех нас есть!
С этой радостью спешим мы
От души поздравить вас -
Мира, счастья и покоя
Каждый день и каждый час.
Ведущий 1:
С добрым светлым Рождеством,
Что уже стучится в дом!
Распахните шире двери
Вы ЛЮБВИ, НАДЕЖДЕ, ВЕРЕ.
Пусть обиды и потери
Улетают, как листва!
Пусть войдёт удача в двери
В светлый праздник Рождества!
На этом наше развлечение подходит к концу, всего доброго!
Встреча с родителями и детьми в рамках детско-родительского клуба
«У родных истоков»
Тема: «Пасхальные посиделки»
Цель: познакомить детей и родителей с традициями русского народного праздниками «Пасха», воспитание любви к культуре своего народа, его традициям и обычаям и создание условий для воспитания уважительного отношения к культуре своих предков.
Задачи:
Образовательная: знакомить детей и родителей с обычаями и традициями православной церкви – празднованием Светой Пасхи, отраженными в народном календаре. Учить детей делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности. Прививать детям любовь к традиционным праздникам; развивать у детей умение различать и понимать названия праздников.
Воспитательные задачи: воспитывать уважительное отношение к русским обычаям и православным праздникам. Пробуждение интереса к русскому фольклору, старинным русским обрядам.
Развивающие задачи: развитие жизненного опыта в процессе творческого изучения прошлого и настоящего своего народа во взаимосвязи с общечеловеческими ценностями.
Предварительная работа: беседы об особенностях празднования Пасхи, традициях и обычаях этого праздника.
Оборудование и оформление: на стене – праздничное пасхальное оформление, праздничный стол; полумаски солнца, кулич, яйца крашенные, ноутбук, пластилин, бумага, клей, салфетки, клей пва, яйца из киндер – сюрприза, ножницы, заготовки – корзинки, курочка Ряба, сюрприз – яйца шоколадные.
Ход:
(дети входят в зал под музыку колокольный звон)
Воспитатель: (на фоне музыки читает стихотворение Плещеева)
Повсюду благовест гудит,
Со всех сторон народ валит.
Вот просыпается земля,
И одеваются поля.
Весна идёт, полна чудес:
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! Маленькие и большие!
Здравствуйте, гости, милости просим! Пасху открываем, праздник начинаем!
Всех вас я поздравляю с великим праздником – Пасхой.
Воспитатель: На Руси во все времена хватало праздников, но ни один из них не мог сравниться с Пасхой, названный в народе Светлым Христовым Воскресеньем. Пасху ждут, к Пасхе готовятся. Пасху воспринимают как очищение от всего злого, недоброго, как начало новой жизни. К этому празднику наводят чистоту в доме, пекут куличи, пироги, красят яйца.
Вопрос: А что делать с крашеным яйцом на Пасху? (ответы детей и родителей).
Воспитатель: На Пасху яичками обмениваются. А зачем это нужно делать? А затем, чтобы добро и свет приставали к душам нашим, чтобы всё плохое, подстать скорлупе - отстало, а наружу проклюнулось всё лучшее, что есть в человеке. Потому-то в Пасху люди обмениваются яйцами, поздравляют друг друга, целуются и желают друг другу здоровья, добра, душевной чистоты. Поздравьте и вы друг друга с праздником!
(под звон колоколов дети поздравляют друг друга, затем яйца кладут на праздничный стол)
Воспитатель: Как и всякий большой праздник, к тому же длящейся неделю, Пасха заполняется играми, весельем, развлечениями, хождением в гости. И мы с вами будем сегодня веселиться, шутить и играть.
Для поддержания у людей веселого настроения, на Пасху, непременно строили качели и карусели, на их катались и дети и взрослые, люди верили, что чем больше и выше качаешься в праздничек, тем успешнее будет жизнь в этот год. (Игра «Качели»)
Игра «Качели»
Родители берут одеяла и в них качают детей в одеялах под песню «Мы девчонки озорные, колокольчики степные». (включается музыка № 1)
Ведущий: Хорошо повеселились, молодцы.
Ведущий: Также на Пасху «солнце играет». Так говорят в народе. И действительно, если посмотреть на него в первый день Пасхи, оно прыгает, радуется, будто играет. Ранним утром выходили крестьяне посмотреть на игру солнца, чтобы на этом основать свои предсказания будущего урожая.
Скажите, пожалуйста, а вчера на Пасху, какая погода была, солнечная или пасмурная. Ответы детей и родителей.
- А сейчас у вас на столах лежат пословицы давайте их прочтем. (родители читают пословицы)
- На Пасху небо ясное и «солнце играет»- к хорошему урожаю и красному лету.
- На Пасху небо ясное и солнце играет - к хорошему урожаю и красному лету.
- На Святой неделе дожди - добрая рожь. На Святой недели гром - к урожаю.
- Коли дождь или непогода в первый день Пасхи, так и весна дождлива будет.
- Если на второй день Пасхи будет ясная погода - лето будет дождливое, если пасмурно - сухое.
Ведущая: А давайте и мы поиграем с солнышком.
Русская народная игра «Солнышко-вёдрышко»
Выбирают водящего – «Солнышко» считалкой
«Паучок паутинку
Зацепил за травинку,
А потом за листок.
Получился мосток.
По мосточку пойдём
В гости к солнышку придём!»
Остальные дети – «Спящие».
Родители помогают, поют:
Гори солнце ярче (На две первые строчки играющие идут хороводом)
Лето будет жарче,
А зима теплее, (На следующие две – поворачиваются друг к другу и делают поклон)
А весна – милее.
Затем подходят ближе к «Солнцу». Оно говорит: «Горячо», затем догоняет детей. «Солнце» догнав «Спящего», дотрагивается до него. Он «Просыпается» (выбывает из игры).
Ведущая: А самый основной символ Пасхи – яйцо, потому что оно олицетворяет начало новейшей жизни, снесла курочка яичко, а из него позже появится цыпленок.
На Пасху люди прогуливаются друг к другу в гости и обмениваются крашеными яичками, для того, чтобы в жизни людей постоянно встречалось добро и не было зла.
Игра «Объятие и поцелуй»
Родители и дети встают парами. Внутренний круг двигается в одну сторону, наружный в другую. Музыка останавливается, пары по команде ведущего обнимаются или целуются.
Ведущий: А еще на Пасху играют в игры с крашеными яичками. («Пасхальные игры»). Но для этого мы с вами станем настоящими мастерами и сами украсим пасхальные яички.
- Посмотрите, на столах лежат бумага, пластилин, пасхальные наклейки и на данный момент вы, с помощью мам, украсите свои пасхальные яичка, а чтобы во время работы ваши пальчики были сильными и ловкими, давайте поиграем:
Пальчиковая гимнастика
Принесла яйцо золотая птичка
Мы с яичком поиграем,
Мы яйцо покатаем,
Покатаем, не съедим
Мы яйцо отдадим.
- А теперь садитесь на стульчики и приступайте к работе. (аудиозапись «Пасхальная песенка»)
Ведущий: Вы старались, вы трудились и яйца на славу у вас получились, а сейчас я предлагаю вам с вашими яичками поиграем.
Крутись яйцо
Соревнования можно проводить как между детьми, так и между взрослыми. По команде дети или взрослые одновременно резко раскручивают свои крашеные Пасхальные яйца. И смотрим… Чье Пасхальное яйцо дольше крутится, тот и становится победителем и получает небольшой приз.
Пасхальный ловец
Родители берут шляпы, а дети деревянные яйца. Ребенок пытается попасть в шляпу, а родители ловят яйца. (от киндер сюрприза).
Ведущая:
Курочка к нам пришла и детям яйца в подарок принесла.
Голос курочки: «Я яички всем снесу, и в подарок подарю, шоколадные и целые, не совсем они и белые».
Выносят тряпичную курочку, которую одевают на заварной чайник. Открывают ее. Там лежат перепелиные яйца. Все дети, поворачиваясь вокруг себя произносят слова: «Вокруг себя повернись, яйца в корзинке большие очутись».
Педагог снимает тряпичную курочку, а там оказываются шоколадный яйца. Сюрпризный момент заключается в том, что курочка сидит на двух мисках. Первый раз педагог детям показывает верхнюю миску, а после волшебных слов, поднимает курочку вместе с первой миской, а во второй миске лежат шоколадные яйца.
Курочка:
Приду к вам в следующем году,
Теперь мне некогда, я побегу.
Ведущий:
И нам сегодня прощаться надо,
Пасхальные игры вы вспоминайте,
Друзьям о них рассказать не забывайте.
Спасибо!
Ведущий:
Поздравляю вас с наступающим праздничком Пасхи и пусть в ваших душах живет любовь к друзьям и близким, ведь Пасха всеобщий праздничек любви и милосердия.
Итог: данный вид деятельности содействовал развитию познавательных интересов детей, укреплению детско-родительских отношений.
Встреча с родителями и детьми в рамках детско-родительского клуба
«У родных истоков»
Тема: «Троицу гуляем, лето встречаем!»
Цель: повышение эффективности духовно-нравственного воспитания через приобщение обучающихся к основам православной культуры посредством знакомства с православными праздниками.
Задачи:
- помочь осознать ответственность за сохранение православных традиций, через которые передаются нравственные и духовные ценности и обычаи, созданные предками;
- создать условия для развития познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциала личности ребёнка;
- воспитывать личность ребёнка знающей, уважающей историю и традиции своего народа.
Участники: воспитатели, дети, родители.
Предварительная работа:
Знакомство детей и родителей с русским народным праздником - Троицей, его традициями, разучивание песен, стихов, народных игр.
За две недели до праздника в родительских уголках размещается информационный материал об истории праздника, православных традициях.
Предлагается литература для чтения детям, просмотр иллюстраций картин: «Троица» Рублёва А., «Праздничный день» Юон К.Ф., «Троица ветхозаветная» Нестерова М., репродукции картин с изображением берёзового леса, цветущих деревьев, пейзажи с водой.
С родителями проводится родительское собрание, на котором выбираются родители на роль «Берёзы», «Лешего», «Марьюшки» и «Дарьюшки, проводятся индивидуальные консультации, и т. д.
Родителям предлагается подготовить венки, цветы и прочие атрибуты для создания особого настроения. Готовятся костюмы для персонажей, а также русские народные сарафаны для Хозяйки праздника, «Марьюшки», «Дарьюшки» по возможности и для девочек.
Техническое оборудование: музыкальный центр, ноутбук, колонки.
Музыкальное оборудование: музыкальные заставки:
русская народная песня «Во поле береза стояла», «Апрель» Чайковского П.И.,
русская народная песня «Ну-ка, кумушка, покумимся», обработка Н. Римского – Корсакова,
русская народная песня «Завивайся, берёзка» и другие.
Реквизит: цветные ленты, свистульки, трещётки, деревянные ложки, бубен, дудочка, 2 корзины, мешок с еловыми и сосновыми шишками, стол, самовар, разные угощенья.
Действующие лица: хозяйка праздника, Марьюшка и Дарьюшка, Березка, Леший.
Место проведения праздника: на территории детского сада (спортивная площадка, экологическая тропа). Для введения в атмосферу необычного – оформляем пространство специальным образом – расставляем указатели, на ветки березы крепим листочки с пословицами и поговорками.
Ход мероприятия:
Звучит фонограмма русских народных песен. Дети и взрослые сидят на поляне полукругом. Под русскую народную плясовую в центр поляны выходит ведущая - Хозяйка.
Хозяйка: Добрый день, дорогие гости! Мы сегодня собрались, чтобы весело провести всеми любимый народный праздник – Троицу. Сердечно приглашаю всех к активному участию.
С двух разных сторон, выходят Марьюшка и Дарьюшка и встают по обе стороны от Хозяйки.
Марьюшка: Здравствуйте, люди добрые!
Дарьюшка: Здравствуйте хорошие!
Марьюшка: Всем здоровыми быть желаем!
Вместе: С праздником поздравляем! Святой Троицей!
К Дарьюшке и Марьюшке выходят с двух сторон по 4 девочки (в сарафанах на голове венки из веточек или цветов, с разноцветными лентами в руках или веточками берёзы) и встают в одну линию, по обе стороны от ведущих.
1 девочка:
Вот и Троица пришла,
Праздник славный принесла!
Троица зеленая, гостья наша дорогая,
Ты пришла в воскресенье - всю неделюшку веселье.
2 девочка: А чтоб праздник наш начать, надо солнышко позвать!
3 девочка:
Солнышко - выгляни!
Красное - выгляни!
К нам на праздник приди,
Людям радость принеси!
Все зрители поднимаются со своих мест повторяют движения за Марьюшкой и Дарьюшкой.
Проводится русская народная я игра «Солнышко»
Солнышко, солнышко (выполняют «фонарики»)
Выгляни в окошечко (прикладывают ладони ко лбу)
Где твои детки? (вытягивают руки вперёд)
Сидят на скамейке (складывают руки «полочкой»)
Камешки катают (делают скользящие движения ладонями)
За окно бросают (имитируют бросок рукой)
Хозяйка:
Услышало нас солнышко и появилось на небе, продолжаем играть:
Утром солнышко встаёт (постепенно поднимают руки)
Выше, выше, выше (встают на носочки, тянутся)
К ночи солнышко зайдёт (медленно опускают руки)
Ниже, ниже, ниже (приседают)
Хорошо! Хорошо! (показывают «фонарики»)
Солнышко смеётся (улыбаются)
А под солнышком всем (хлопают в ладоши)
Весело поётся!
После окончания игры зрители садятся на свои места
4 девочка: Нашей Троице хвалу мы воздадим, именинникам наш праздник посвятим.
5 девочка: А именинники сегодня Вода, Земля и Лес, поэтому Троица празднуется три дня.
6 девочка: В первый день именины у воды. В этот день нельзя ни полы мыть, ни баню топить.
7девочка: На второй день именинник Лес, его нельзя ни рубить, ни ломать, только одну молодую берёзку разрешается принести из лесу, поставить её на лужайке и украсить, так как она является символом русского леса и по народным поверьям обладает сверхъестественной силой.
8 девочка: На третий день именины у Земли. В Духов день нельзя работать на земле. Именинникам принято дарить подарки, а лучший подарок - это русская народная песня.
Дарьюшка: Праздник пришел - гостей привёл!
Дарьюшка: Встречайте не с лестью, а с честью!
Из числа зрителей выходят 4 мальчика с народными инструментами (ложки, трещотка, бубен) и девочка - исполнительница песни с платочком в руке.
Исполняется народная песня «Ой, вставала я ранёшенько»
1.Ой, вставала я ранешенько
Умывалася белешенько
Ой, ли, да ли, калинка моя
В саду ягода малинка моя
2.Надевала черевички на босу
Я гнала свою корову на росу
Ой, ли, да ли, калинка моя
В саду ягода малинка моя
3.Я гнала свою корову на росу
Повстречался мне медведь во лесу
Ой, ли, да ли, калинка моя
В саду ягода малинка моя
4.Я медведя испугалася
Во часты кусты бросалася
Ой, ли, да ли, калинка моя
В саду ягода малинка моя
5.Ты, медведюшка-батюшка
Ты не тронь мою коровушку
Ой, ли, да ли, калинка моя
В саду ягода малинка моя
6.Ты не тронь мою коровушку
Не губи мою головушку
Ой, ли, да ли, калинка моя
В саду ягода малинка моя
7. Я коровушку доить буду
Малых детушек поить буду
Ой, ли, да ли, калинка моя
В саду ягода малинка моя
8.Ох, мать моя, матушка
Ты зачем меня на свет родила!
Ой, ли, да ли, калинка моя
В саду ягода малинка моя
9.Уж ты умную, талантливую
Чернобровую, догадливую!
Ой, ли, да ли, калинка моя
В саду ягода малинка моя
Исполнители садятся на зрительские места
Марьюшка: Динь-дон, динь-дон, над деревней слышен звон
Дарьюшка: Над рекою древний Храм, побываем вместе там!
1 девочка:
Зеленью украшены окна и полы
Ветками березы обвешены углы,
2 девочка:
Вот посредине Церкви батюшка с Крестом
Народ стоит с цветами в Храме сем святом.
3 девочка:
Попроси у Бога, чтоб тебя Он спас,
Попроси, чтоб веры огонек не гас…
4 девочка:
Догорают свечи, хор поет псалмы,
Это же на Троицу в Храме были мы.
5 девочка:
Издавна так Троицу встречает наш народ,
Веточки зеленые каждый в Храм несет,
6 девочка:
Освятили веточки, травку и цветы,
Украшают в доме стены и полы.
7 девочка:
А потом на волю, на лесной лужок
Поют про березку, клен или дубок.
8 девочка:
Девушки и парни водят хоровод,
Представленьем, песнями веселят народ.
Марьюшка и Дарьюшка остаются, а девочки проходят и садятся со зрителями.
Хозяйка: С давних времен люди прославляли и оберегали лес, а больше всего народ любил березку – символ добра, любви и чистоты. Много песен, стихов сложил народ о березке.
Под музыку П. И. Чайковского «Апрель» появляется «Березка» (родитель в белом платье с зеленым венком на голове), её за руку ведёт мальчик.
Березка:
Это я, Березка, в белом сарафане!
Хочется мне, дети, веселиться с вами.
Хозяйка: Конечно, присоединяйся к нам. Ведь сегодняшний праздник - Троица, еще называют праздником русской березки. В этот день ее прославляли, восхваляли, называли ласковыми словами.
Берёзка: Я буду вам петь прибаутку о летающих птицах, а вы все должны говорить слова: «Летят, летят!» и при этом делать взмахи руками. Кто из вас будет невнимателен и поднимет руки по ошибке, тот выходит из игры.
Все участники и зрители встают в круг для игры.
Проводится игра-прибаутка «Летят – не летят»
1.Грачи летят, на всю Русь кричат:
Угу - угу - угу - гу, мы несем весну! Летят!
(дети машут руками и кричат) Летят! Летят!
2. Журавли летят, на всю Русь кричат:
Угу - гу-гу, не догнать нас никому! Летят!
(дети машут руками и кричат) Летят! Летят!
3.Пчелы летят, гудят: жу - жу - жу, медовую несу росу! Летят!
(дети машут руками и кричат) Летят! Летят!
4.Поросята летят, полосатые визжат: хрю - хрю - хрю! Летят!
(дети не поднимают руки)
5. Воробьи летят на всю Русь кричат: Чи-вить, чи-вить, мы хотим попить! Летят!
(дети машут руками и кричат) Летят! Летят!
6. Комары летят, звенят, пищат: зы - зы - зы, наточим мы носы! Летят!
(дети машут руками и кричат) Летят! Летят!
7. Медвежата летят, толстопятые рычат: ру - ру - ру, надоело нам в лесу! Летят!
(дети не поднимают руки)
Мальчик:
Березонька кудрявая, кудрявая, моложавая!
Под тобой, березонька, все не мак цветет.
Под тобой, березонька, не огонь горит -
Красны девицы в хороводе стоят,
Для тебя, березонька, все песни поют.
Марьюшка:
Березка - красавица
Русских полей!
Порадуй, березонька,
Наших детей!
Дарьшка:
Вместе хоровод мы заведем
Про березоньку споем!
Звучит «Во поле берёза стояла» - «минус». Все участники берутся за руки, поют и водят хоровод вокруг «Березки»
Исполняется хороводная песня «Во поле берёза стояла»
1. Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Люли-люли, стояла,
Люли-люли, стояла.
2. Некому березу заломати,
Некому кудряву заломати.
Люли-люли, заломати.
Люли-люли, заломати.
3. Я ж пойду - погуляю,
Белую березу заломаю.
Люли-люли, заломаю,
Люли-люли, заломаю.
4. Срежу с березы три пруточка,
Сделаю три гудочка.
Люли-люли, три гудочка.
Люли-люли, три гудочка.
5. Четвертую балалайку,
Четвертую балалайку.
Люли-люли, балалайку,
Люли-люли, балалайку.
6. Пойду на новые, на сени,
Стану в балалаечку играти.
Люли-люли, играти.
Люли-люли, играти.
7. Стану я старого будити,
Встань ты, мой старый, проснися!
Люли-люли, проснися!
Люли-люли, проснися!
8. Борода седая пробудися!
Вот тебе помои, умойся!
Люли-люли, умойся!
Люли-люли, умойся!
9. Вот тебе рогожа утрися!
Вот тебе лопата помолися!
Люли-люли, помолися!
Люли-люли, помолися!
Хозяйка: Наряжали в этот день березку, словно красну девицу - лентами, бусами, платками, полевыми цветами, травой; переплетали ветки между собой.
Мальчик:
Березка, березка,
Завивайся кудрявая!
Березку завиваем,
Лентой украшаем!
Хозяйка: Давайте, ребята, украсим нашу березку.
Марьюшка и Дарьюшка делят ребят на две команды
Проводится игра «Завяжи ленты»
Рекизит: Разноцветные ленты размер 15-20 см по количеству участников.
Количество участников: не ограничено, участвуют все дети, присутствующие на празднике.
Методическое описание: дети стоят в колонне. У каждого в руках ленточка. Березка держит в каждой руке ветки. Дети по сигналу ведущего по очереди бегут к березке, завязывают ленточку на ветке. Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием.
2 вариант: если на поляне имеется не большая берёзка, то можно в этом конкурсе использовать живое деревце берёзы.
Хозяйка: Молодцы ребятки, нарядили берёзоньку!
Дарьюшка:
Нам играть и петь не лень,
Мы бы пели целый день!
Марьюшка: Про нашу русскую красавицу народ сложил немало частушек
Исполнение частушек
Реквизит: платочки
Количество участников: 8девочек
1.Наша встреча без частушки,
Как береза без макушки.
И поэтому сейчас
Частушки мы споем для вас.
2.Ты, березонька кудрява,
Ты, березка стройная
Символ ты России нашей
Березка белоствольная.
3.Ой, подружка дорогая,
Завтра в школу не пойдем,
Соберемся под березкой
О кудрявенькой споем!
4. Я надену сарафан
Заплету косички,
Будем рядом мы с берёзой
Девочки - сестрички!
5. Ой, мальчишка - хулиган,
Не трогай ты березоньку,
А не то растреплем чуб
И выбросим кепчоночку.
6.Улыбнулась мне березка,
Растрепались косыньки.
Шелестят на ней сережки
Утром горят росыньки.
7. Я надену сарафан.
Заплету косички,
Будем рядом мы с берёзой
Девочки - сестрички!
8. Мы частушки петь кончаем,
На березку поглядим.
Поглядим, да поскучаем
Еще частушек сочиним.
Дарьюшка: Спасибо девочки, спасибо милые!
Девочки присаживаются к зрителям.
Звучит таинственная музыка, появляется Леший, с мешком за плечами.
Леший:
Я - Леший - мужик,
Конопатый шлык,
Моховая борода, лыком связанная.
Кто здесь шуметь изволит,
Кто Лешего беспокоит?
- У меня в лесу тишина, покой, птички поют, цветы цветут. И вдруг - шум, гам.
Хозяйка: Здравствуй, Леший! Не обижайся на нас. Мы сегодня Троицу празднуем, день рождения земли, леса и воды!
Леший: Тогда ладно, не сержусь. Я-то думал, что вы пришли костры жечь, птичьи гнезда разорять, да лес ломать. Таких я не люблю и лес от них защищаю.
А с вами я поиграю! В лесу много шишек - и еловых и сосновых (вытряхивает шишки из мешка). Хочу я посмотреть, кто из вас быстрый и ловкий, кто больше шишек наберет.
Проводится игра «Найди свою шишку»
Реквизит: мешок с еловыми и сосновыми шишками, 2 корзинки.
Количество участников: не ограничено, играют все дети
Методические рекомендации: разделить участников на 2 команды поровну. Леший стоит посередине поляны, около него рассыпаны еловые и сосновые шишки. Задача участников одной команды носить в корзину только еловые, а задача второй команды только сосновые. Команды стоят в колонне. Первый участник команды бежит к рассыпанным шишкам, берёт нужную и несёт в свою корзинку и т.д. Побеждает команда, правильно и быстрее закончившая задание.
Леший: Ну-ка посмотрю, никто в командах шишки не перепутал?!
Подходит к корзинке каждой команды и проверяет.
Леший: Молодцы ребятки! Всё правильно сделали, проигравших в игре, нет!
Леший: Спасибо вам, ребята, за то, что отмечаете весело с русскими песнями, играми, день рождения леса, земли нашей, воды. Приходите в гости ко мне! Знаю, вы лес не обидите. А сейчас мне пора обратно. До свидания!
Леший уходит
Марьюшка: Ай, да молодцы!
Хозяйка: Вот дорогие гости и походит к заключению наш праздник «Троицу гуляем, лето встречаем», на прощанье хотим всем сказать:
Песню русскую любите,
Праздники народные чтите,
Как лучшего друга их берегите!
Марьюшка:
С песней по жизни шагайте,
На праздниках ее распевайте!
Дарьюшка:
И заканчивается наше веселье
Сладким угощеньем!
Кисельком, да крендельком,
Да вкусным пирогом!
Хозяйка: К этому празднику, как и много лет назад, наши мамы испекли традиционное угощение: «козули» - (круглые в виде венка лепешки с яичной начинкой). Просим всех отведать!
Под русскую народную песню «Завивайся, берёзка» Марьшка и Дарьюшка выносят подносы с угощениями и ставят под берёзку. Все уощаются.
Список литературы:
1. Антонов, Ю. Е., Как научить детей любить Родину/ Ю. Е. Антонов, Л. В. Левитина, О. В. Розова, И. А. Щербаков. – М.: АРКТИ, 2003.
2.Новицкая, М. Ю., Раз, два, три, четыре, пять мы с тобой идём играть / М. Ю. Новицкая, Г. М. Науменко. – М.: Просвещение, 1995.
3.Соколова, Л., Воспитание ребёнка в русских традициях / Ю. Е. Антонов, Л. В. Левитина, О. В. Розова, И. А. Щербаков. – М.: Айрис- Пресс, 2003.
4.Тубельская, Г. Н., Праздники в детском саду и школе/ Г. Н. Тульбеская. - М.: Линка - Пресс, 2001.
Интернет источники:
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/09/26/stsenariy-razvlecheniya-troitsa
- http://teksti-pesenok.ru/
- https://ppt4web.ru/mkhk/narodnyjj-prazdnik-v-kartinakh-russkikh-khudozhnikov.html
- http://webkind.ru/text/81376214_76188043p911633462_text_pesni_oj-vstavala-ya-raneshenko.html
- https://text-pesni.com/qyhg
Встреча с родителями и детьми в рамках детско-родительского клуба
«У родных истоков»
Тема: «Празднуем покров!»
Цель: создать условия для развития у детей и родителей знаний о казачьих праздниках, создать эмоциональное настроение.
Задачи:
- Развивать познавательный интерес к православным традициям и обычаям русского народа, желание продолжать соблюдать и сохранять русские традиции;
- Познакомить с приметами и обычаями, связанными с «Покровом»;
- Способствовать единению детей и родителей в совместном участии в праздновании «Покрова».
Участники: воспитатели, дети, родители.
Предварительная работа:
- Беседа о возникновении праздника Покрова Пресвятой Богородицы.
- Разучивание песен, хороводов, стихотворений, игр.
- Наблюдения в природе, беседы на тему осени, знакомство с трудом на селе, связанным с уборкой урожая.
- Знакомство с пословицами и поговорками о труде и мастерстве, чтение русских народных сказок.
Материал: Сундук, большой расписной платок, шапочки овощей, венок с осенними листьями, шкатулка с ситцевыми лоскутками и нитками. Проектор, экран, ноутбук.
Музыкальный материал: ауди/запись песни «Покров Пресвятой Богородицы».
Ход мероприятия:
Ведущая: Здравствуйте, гости дорогие! Вот и опять мы пригласили вас в нашу горницу! Очень вам рады, проходите, пожалуйста!
Ведущая: Вот так чудо - чудеса - пожелтели все леса!
Время сказочных даров - будем праздновать Покров!
Осень землю покрывает пестрым праздничным ковром.
Так природа поздравляет нас с великим Покровом!
Внимание присутствующих привлекается к экрану ИКТ, где представлена презентация слайдов по теме «Покров». Демонстрация слайдов сопровождается а/записью прекрасной песни «Покров Пресвятой Богородицы».
Ведущая: Старые люди говорили: «Придет Покров - девке голову покроет».
Какие головные уборы носили женщины в старину? (Платок, косынку, шаль.) В старину только молодые девушки могли ходить с непокрытой головой, у женщин голова всегда должна быть покрыта.
- Как вы думаете, сохранился ли обычай покрывать голову в наше время? (В день свадьбы голова невесты покрыта фатой - свадебным покрывалом. В храм женщины и даже девочки могут заходить только с покрытой головой.)
Ведущая: Платки, кокошники, шали передавались по наследству от бабушек и матерей к дочерям и хранились они в старинных сундуках. Вот в таких, какой стоит здесь у нас в горнице. Давайте в него заглянем.
(Открывают сундук и достают старинный большой платок)
Проводится игра «Платок»
(Ведущие берут за уголки платок и высоко его поднимают. Все говорят: «Платок поднимается – гости собираются» - дети, родители собираются под платком и танцуют под р. н. м. «Полянка». Ведущие говорят: «Платок опускается – гости разбегаются» - дети выбегают из-под платка, а ведущие стараются накрыть их платком)
Звучит песня «Собирайся, народ, в хоровод»
Ведущая: А вот и осенние братья-месяцы! С чем к нам пожаловали?
1мальчик: Сентябрь – с мелким дождем!
2мальчик: Октябрь – с хрустящим грибком!
3мальчик: Ноябрь – с первым ледком!
1мальчик: Сентябрь лето провожает, осень встречает.
2мальчик: В октябре с солнцем прощайся, ближе к печке подбирайся.
3мальчик: Ноябрь снега надует – хлеба много будет.
(Под музыку мальчики, пританцовывая, демонстрируют свои нарядные шляпы, кланяются и под аплодисменты садятся)
Ведущая обращается к родителям.
Ведущая: Не расскажите ли нам, что говорили наши предки про Покров?
Родители:
• Откуда на Покров ветер дует, с той стороны и придут первые морозы.
• До обеда на Покров осень, после – зима.
• Если на Покров ветер будет с востока – зима холодная будет.
• Если на Покров погода теплая, так и зима будет теплая.
• Покров, Покров, покрой землю листом, а меня теплым платком!
• Покрой землю снежком, а меня – женишком!
• Покрой землю листом, а невесту - венцом.
• Паши землю до Покрова, урожай чтоб вырос снова.
• От всего на свете злого Лес, и поле, и дома
Покрывает всё покровом Богородица, Сама.
• Чини избу до покрова, чтобы не замерзнуть без крова.
Ведущая: Ну и мне позвольте сказать! Чини избу, чтобы в тепле жить. Ну, а в теплой избе любо рядком посидеть, друг на друга поглядеть, песни петь, и хороводы водить!
Исполняется покровский хоровод.
1. Как на день Покров ткали множество ковров (Дети идут по залу, постепенно образуя круг)
Припев:
Ай, люли-люли, ткали множество ковров
Ай, люли-люли, ткали множество ковров (Идут по кругу, взявшись за руки)
2. Первый - травяной, лета жаркий зной (Наклоняются вперед, опустив руки вниз, покачивая ими вправо - влево, будто поглаживая траву)
Припев:
Ай, люли-люли, лета жаркий зной
Ай, люли-люли, лета жаркий зной (Идут по кругу, взявшись за руки)
3. А ковер второй – из листвы сухой (Трут ладошкой о ладошку - «шуршат» около ушка справа и слева)
Припев:
Ай, люли-люли, из листвы сухой
Ай, люли-люли, из листвы сухой (Идут по кругу, взявшись за руки)
4. Третий ковер-снег, и он тоже не навек (Плавными движениями рук изображают падающий снег)
Припев:
Ай, люли-люли, и он тоже не навек
Ай, люли-люли, и он тоже не навек (Идут по кругу, взявшись за рук)
5. Как на день Покров ткали множество ковров (Движутся змейкой на зрителя)
Припев:
Ай, люли-люли, ткали множество ковров
Ай, люли-люли, ткали множество ковров (Поклон - низкий)
Ведущая:
И трава, листва, и снег- все земле достанется,
А тогда спрошу я вас: что же нам останется?
Девочка:
Мы - девчонки молодые, красотой рекорды бьем.
Красоты своей рецепты в огороде мы берем.
Игра «Собери картошку ложкой» (+ огурчики, помидорчики)
С Покрова начинаются первые заморозки. Называли праздник так оттого, что земля покрывается – где листком, где снежком. «На Покров до обеда осень, а после обеда – зимушка – зима.
С полей и огородов убирали весь урожай, готовили землю к зимовке.
Ведущий: (Достает из сундука шапочки овощей – морковки, капусты и грибка, венок с осенними листьями)
Проводится игра «Каравай для Осенин»
(Взрослому надевают осенний веночек – это Осень, детям надевают шапочки овощей и грибочка. Все встают в круг, Осень в центр круга)
Все поют и водят хоровод:
Как на наши Осенины испекли мы каравай -
Вот такой вышины, вот такой низины.
Вот такой ужины, вот такой ширины.
Каравай, каравай кого любишь, выбирай!
(Осень выбирает детей в шапочках овощей и с ними танцует)
Дети перестраиваются в полукруг. Исполняются частушки
1. Я в деревне у бабуси щеки свеклочкой натру.
И такой румяной стану - словно зорька поутру.
2. В балаган я наш зашел, и огуречик там нашел.
Он в пупырышках лежит, как лист осиновый дрожит.
3. Я Аленке написал к празднику записку,
Что ее я так люблю, как салат с редиской.
4. В мышеловку мышь попалась, и сидит там крепко.
Кто же нам тащить поможет в огороде репку.
5. Что я красивая такая- ходят разговоры,
Просто эту красоту мне дарят помидоры.
6. На бахче лежит арбуз, на арбузе муха.
Муха злится на арбуз, что не лезет в брюхо.
7. Папа сильный у меня, гнет рукой подковку,
Потому, что каждый день папа ест морковку.
8. Сшила платье из капусты, сливами отделала.
Есть хотела - платье съела, что же я наделала?
9. Если б не было пшеницы, не было б ватрушки.
Как сумели – так и спели мы для вас частушки.
Ведущий: Как пришел Покров – конец хороводам, начало посиделкам. Девушки собирались по вечерам прясть, вышивать, вязать, а кавалеры рядом с ними сидели, на них поглядывали да их веселили. А девицы – красавицы тайком просили: «Покров – батюшка одари землю снежком, а меня женишком».
Ведущий: И мы сегодня устроим посиделки и сделаем куколку-оберег.
(Достает из сундука лоскутки, нитки и показывает куколку. Далее демонстрирует приемы изготовления куклы из этого материала.)
«Русская народная кукла»
Работа детей и родителей.
Звучит русская народная музыка.
Ведущий: По свидетельствам верующих людей, в этот день происходит много чудес. Многие избавляются от разных болезней.
Пусть этот светлый праздник, друзья, наполнит вашу душу радостью, и вы на себе сможете ощутить чудо защиты Покрова Богородицы от всех бед и невзгод!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
квн совместный детско-родительский "Знатоки родного края"
квн "Знатоки родного края"...
Сценарий совместного мероприятия детско- родительском в клубе «Здоровячок» «Школа мяча»
Совместное мероприяние в детско- родительком клубе "Здоровячок"...
Сценарий Совместного мероприятия для родителей и детей по духовно - нравственному воспитанию по программе «Социокультурные истоки»
Цель: Расширять представления детей о любви и согласии; развивать стремление выражать свою любовь к близким; воспитывать бережное и чуткое отношение к своим близким и род...
Сценарий совместного мероприятия для детей подготовительной группы и первоклассников «В гости в детский сад»
Сценарий был разработан и проведён в рамках реализации приоритетного комплексного проекта муниципальной системы образования "Преемственность дошкольного и начального образования"...
Сценарий Совместного мероприятия для родителей и детей по духовно - нравственному воспитанию по программе «Социокультурные истоки»
Цель: Расширять представления детей о любви и согласии; развивать стремление выражать свою любовь к близким; воспитывать бережное и чуткое отношение к своим близки...
Сценарий совместного мероприятия к празднику 23 февраля с семьями МДОУ детский сад №28 и МАОУ Тыгишская СОШ.
21.02.2023г. на базе МАОУ Тыгишская СОШ было проведено соревнование «Весёлые старты». В мероприятии посвещённом «Дню защитника Отечества», приняли участие семьи МДОУ детский са...
Сценарий совместного мероприятия для родителей и детей по духовно – нравственному воспитанию по программе «Социокультурные истоки» Тема: «Семейные традиции» Подготовительная группа
Цель: приобщение к семейным ценностям и традициям семьи. Изготовление открытки....
- Мне нравится (1)