сценарий совместный мероприятий детско - родительского клуба "У родных истоков"
учебно-методический материал (подготовительная группа)

 Кузнецова Надежда Ильинична

Детско-родительский клуб «У родных истоков», с целью возрождения православных культурных семейных традиций. Знакомясь с разными программами по дошкольному воспитанию, имея теоретический и практический опыт работы по духовно - нравственному образованию дошкольников, разработан учебно - методический комплект «Возрождение», куда вошли сценарии совместный мероприятий детско-родительского клуба «У родных истоков»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл сценарии "У родных истоков"502.95 КБ

Предварительный просмотр:

J:\67712_ramka_dekorativnaya_475.jpg

Встреча с родителями и детьми в рамках детско-родительского клуба «У родных истоков»

Тема: «Встретим Рождество»

Цель: знакомство родителей и детей старшего дошкольного возраста с традицией празднования Рождества.

Задачи: 

  1. Познакомить детей с Евангельскими событиями;
  2. Продолжать формировать представления о традициях празднования Рождества;
  3. Создать праздничное настроение.

Актуальность: чтобы не исчезла душа русского народа, так же, как в былые времена, должны наши дети быть участниками традиционных на Руси православных праздников, так же, радоваться Рождеству и Святкам, петь песни, водить хороводы, знать историю праздника. Укрепить семью, сделать её более дружной помогут добрые традиции наших предков, связанные с главными православными праздниками, обычаями русского народа.

Краткое описание основного замысла: проведение Рождественского праздника с родителями и детьми с использованием обучающего видеофильма «История Рождества Христова», загадок, игр-эстафет, песен и танцев, викторины, составление сюжетной картины «Рождество» в качестве закрепления знаний о Рождественской истории.

Планируемый результат: родители и дети познакомятся с традицией празднования Рождества Христова, с Евангельскими событиями, сформируется представление о традициях празднования Рождества Христова в весёлой дружественной атмосфере. Дети и родители, воспитатели будут знать стихи и песни о Рождестве.

Предварительная работа с детьми и родителями, воспитателями: разучивание стихов, песни и танца.

Материал: ёлка, украшения, фильм «Рождественская история», магнитная доска, маркеры 2-х цветов, элементы 2-х снеговиков, «Рождественская сюжетная иллюстрация», со вставными вкладышами героев сюжета, рождественская ёлка с конфетами.

Ход мероприятия:

(Звучит спокойная тихая музыка «Рожественская песня»)

Ведущий 1:

Меховые ёлочки

Пахнут на весь дом,

Каждая иголочка шепчет:

«С Рождеством!»

Ведущий 2: Добрый день, дорогие ребята, гости и взрослые! Мы встретили Новый год, следующий праздник один из самых важных и светлых праздников - Рождество Христово. Поздравляю вас, дорогие дети, с этим праздником! С давних времен православный народ праздновал Рождество. А сейчас мы посмотрим фильм «Рождественская история» и познакомимся с историей этого праздника (Просмотр фильма).

Ведущий 1: Но что это? Посмотрите, ёлочка грустит. Грустит она потому, что не знает, чем ей порадовать младенца. Луговые цветы подарят малышу свою красоту и нежный аромат. Огонь согреет его, а вода утолит жажду. Что может она, ёлочка? Ведь кроме колючих иголочек, у нее ничего нет? Давайте украсим ёлочку огоньками.

Скажем: «Раз, два, три, ёлочка, гори!» (Все повторяют слова и на ёлке загораются огни).

ДЕТИ:

Самый яркий, самый сладкий,

Самый важный праздник в год.

Фейерверки, шоколадки

И снежинок хоровод.

Этот праздник любят дети,

Папы, мамы неспроста.

Всей планетой мы отметим

День Рождения Христа.

Этот праздник светлый, яркий

Вся Земля весь год ждала.

Чтоб вручить мечты-подарки

Нам за добрые дела.

Очень жду я Рождество -

Это праздник сказочный.

И встречаю я его

Перед елкой красочной!

Я поздравлю всю семью

С праздником хорошим.

Очень сильно их люблю

И ценю их тоже!

Пусть здоровье принесет

Этот светлый праздник

И метелью заметет

Беды снег-проказник!

Дети поют песню «Яркая звездочка»

«Яркая звездочка на небе горит.

Детям у елочки мама говорит:

«В целом мире торжество, наступило Рождество,

Наступило Рождество!»

С праздником, с праздником взрослых и ребят!

Даже проказникам это говорят,

Потому что торжество, потому что Рождество,

Наступило Рождество!

Спать нам не хочется в эту ночь совсем,

Хочется, хочется в город Вифлеем.

Посмотреть на торжество, там, где было Рождество,

Там, где было Рождество!»

Ведущий 2: А сейчас попробуйте разгадать загадку:

У елки хоровод

Салют в небо взлетает

Огоньками яркими сверкает.

Разукрашивает окошки,

Покрывает дорожки.

Люби ее детвора,

Чудесное время. (Зима)

- Да, чудесное время года зима, снег, да вьюга в гости к нам пришла.

Танец «Снег да вьюга». Танцуют все. (Дети показывают движения взрослые, родители повторяют.)

Ведущий 1: 

Снег укутал город пеленою белой,

За окошком будет биться ветер колкий,

Собирать снежинки, прижиматься к раме.

Я поставлю в зале праздничную ёлку,

Я на стол поставлю золотые свечи,

А под ёлку спрячу сласти и подарки.

И с друзьями вместе Рождество я встречу,

Самый лучший праздник, радостный и яркий!

А сейчас предлагаю поиграть:

Игра «Золотые ворота»

Дети разделяются на две команды. Одна команда берется за руки и произносит слова:

Золотые ворота

Открывают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй - запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

В это время вторая команда двигается друг за другом «змейкой». На последние слова дети опускают руки, и те, кто остался в кругу, становятся в хоровод, остальные продолжают игру.

Игра «Художники»

Участники делятся на команды. Ведущий предлагает игрокам, поочередно соединяя точки, нарисовать какой-либо рисунок. Рисунок заранее задуман ведущим, и расположение точек должно соответствовать задумке. Побеждает та команда, которой удастся разгадать замысел ведущего.

Эстафета «Собери снеговика»

Две команды («СНЕЖИНКА» и «ЛЬДИНКА», строятся в колонны друг за другом. Каждому из участников двух команд, раздаются парные детали снеговика, вырезанные из картона. (Три круга - большой, средний и маленький, руки, ноги, глазки, нос - морковка, ведро, метла). По команде ведущего игроки обеих команд, по парам, подбегают к определённому месту, кладут свою деталь и возвращаются к своей команде. Выигрывает команда, которая быстрее всех собрала снеговика и получает по жетону.

Рождественская викторина

Ведущий 1: Вспомните, персонажей из Рождественского фильма. Нужно ответить на вопросы. За правильный ответ жетон. Родители помогайте своим детям.

Вопросы:

1. Где родился Христос? (В пещере, в яслях).

2. В каком городе родился Иисус Христос? (Город Вифлеем).

3. Кто ходил по окрестным полям, охраняя свое стадо: коров, овец? (Пастухи).

4. Кто явился перед пастухами? (Блистающий ангел).

5. Назовите родителей Иисуса Христа. (Дева Мария и благочестивый старец Иосиф).

6. О чем рассказал Ангел, о какой великой радости? (Родился Господь – Спаситель).

7. Как называют восточных мудрецов? (Волхвы).

8. Что волхвы преподнесли Иисусу? (Свои дары, золото и драгоценные благовония: ладан и смирну.)

Ведущий 1: молодцы, вы правильно ответили на все вопросы. А сейчас вам надо собрать сюжетную картину «Рождество» по небольшим фрагментам из Рождественского фильма. Выходит тот, кто не заработал ни одного жетона - 2-3 ребенка, им в помощь идут их родители.

Игра «Собери картину» (Звучит Рождественская песня.)

Ведущий 1: когда наступают Рождественские праздники люди приходят в гости друг к другу и щедро одаривают конфетами, пряниками и всякими сладкими подарками.

Участникам встречи вручаются подарки на фоне рождественской песни.

Звучит песня «Елка в Рождество»

Ведущий 2:

Рождество - великий праздник,

Рождество - благая весть:

За людей рождён заступник

И Спаситель всех нас есть!

С этой радостью спешим мы

От души поздравить вас -

Мира, счастья и покоя

Каждый день и каждый час.

Ведущий 1:

С добрым светлым Рождеством,

Что уже стучится в дом!

Распахните шире двери

Вы ЛЮБВИ, НАДЕЖДЕ, ВЕРЕ.

Пусть обиды и потери

Улетают, как листва!

Пусть войдёт удача в двери

В светлый праздник Рождества!

На этом наше развлечение подходит к концу, всего доброго!

https://e7.pngegg.com/pngimages/334/219/png-clipart-christmas-nativity-scene-nativity-of-jesus-christmas-mammal-child.png

Встреча с родителями и детьми в рамках детско-родительского клуба

 «У родных истоков»

Тема: «Пасхальные посиделки»

Цель: познакомить детей и родителей с традициями русского народного праздниками «Пасха», воспитание любви к культуре своего народа, его традициям и обычаям и создание условий для воспитания уважительного отношения к культуре своих предков.

Задачи:

Образовательная: знакомить детей и родителей с обычаями и традициями православной церкви – празднованием Светой Пасхи, отраженными в народном календаре. Учить детей делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности. Прививать детям любовь к традиционным праздникам; развивать у детей умение различать и понимать названия праздников.

Воспитательные задачи: воспитывать уважительное отношение к русским обычаям и православным праздникам. Пробуждение интереса к русскому фольклору, старинным русским обрядам.

Развивающие задачи: развитие жизненного опыта в процессе творческого изучения прошлого и настоящего своего народа во взаимосвязи с общечеловеческими ценностями.

Предварительная работа: беседы об особенностях празднования Пасхи, традициях и обычаях этого праздника.

Оборудование и оформление: на стене – праздничное пасхальное оформление, праздничный стол; полумаски солнца, кулич, яйца крашенные, ноутбук, пластилин, бумага, клей, салфетки, клей пва, яйца из киндер – сюрприза, ножницы, заготовки – корзинки, курочка Ряба, сюрприз – яйца шоколадные.

Ход:

(дети входят в зал под музыку колокольный звон)

Воспитатель: (на фоне музыки читает стихотворение Плещеева) 

Повсюду благовест гудит,

Со всех сторон народ валит.

Вот просыпается земля,

И одеваются поля.

Весна идёт, полна чудес:

Христос Воскрес! Христос Воскрес!

Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! Маленькие и большие!

Здравствуйте, гости, милости просим! Пасху открываем, праздник начинаем!

Всех вас я поздравляю с великим праздником – Пасхой.

Воспитатель: На Руси во все времена хватало праздников, но ни один из них не мог сравниться с Пасхой, названный в народе Светлым Христовым Воскресеньем. Пасху ждут, к Пасхе готовятся. Пасху воспринимают как очищение от всего злого, недоброго, как начало новой жизни. К этому празднику наводят чистоту в доме, пекут куличи, пироги, красят яйца.

Вопрос: А что делать с крашеным яйцом на Пасху? (ответы детей и родителей).

Воспитатель: На Пасху яичками обмениваются. А зачем это нужно делать? А затем, чтобы добро и свет приставали к душам нашим, чтобы всё плохое, подстать скорлупе - отстало, а наружу проклюнулось всё лучшее, что есть в человеке. Потому-то в Пасху люди обмениваются яйцами, поздравляют друг друга, целуются и желают друг другу здоровья, добра, душевной чистоты. Поздравьте и вы друг друга с праздником!

(под звон колоколов дети поздравляют друг друга, затем яйца кладут на праздничный стол)

Воспитатель: Как и всякий большой праздник, к тому же длящейся неделю, Пасха заполняется играми, весельем, развлечениями, хождением в гости. И мы с вами будем сегодня веселиться, шутить и играть.

Для поддержания у людей веселого настроения, на Пасху, непременно строили качели и карусели, на их катались и дети и взрослые, люди верили, что чем больше и выше качаешься в праздничек, тем успешнее будет жизнь в этот год. (Игра «Качели»)

Игра «Качели»

Родители берут одеяла и в них качают детей в одеялах под песню «Мы девчонки озорные, колокольчики степные». (включается музыка № 1)

Ведущий: Хорошо повеселились, молодцы.

Ведущий: Также на Пасху «солнце играет». Так говорят в народе. И действительно, если посмотреть на него в первый день Пасхи, оно прыгает, радуется, будто играет. Ранним утром выходили крестьяне посмотреть на игру солнца, чтобы на этом основать свои предсказания будущего урожая.

Скажите, пожалуйста, а вчера на Пасху, какая погода была, солнечная или пасмурная. Ответы детей и родителей.

- А сейчас у вас на столах лежат пословицы давайте их прочтем. (родители читают пословицы)

  • На Пасху небо ясное и «солнце играет»- к хорошему урожаю и красному лету.
  • На Пасху небо ясное и солнце играет - к хорошему урожаю и красному лету.
  • На Святой неделе дожди - добрая рожь. На Святой недели гром - к урожаю.
  • Коли дождь или непогода в первый день Пасхи, так и весна дождлива будет.
  • Если        на        второй        день        Пасхи        будет         ясная         погода - лето        будет дождливое, если пасмурно - сухое.

Ведущая: А давайте и мы поиграем с солнышком.

Русская народная игра «Солнышко-вёдрышко»

Выбирают водящего – «Солнышко» считалкой

«Паучок паутинку

Зацепил за травинку,

А потом за листок.

Получился мосток.

По мосточку пойдём

В гости к солнышку придём!»

Остальные дети – «Спящие».

Родители помогают, поют:

Гори солнце ярче         (На две первые строчки играющие идут хороводом)

Лето будет жарче,

А зима теплее,        (На следующие две – поворачиваются друг к другу и делают поклон)

А весна – милее.

Затем подходят ближе к «Солнцу». Оно говорит: «Горячо», затем догоняет детей. «Солнце» догнав «Спящего», дотрагивается до него. Он «Просыпается» (выбывает из игры).

Ведущая: А самый основной символ Пасхи – яйцо, потому что оно олицетворяет начало новейшей жизни, снесла курочка яичко, а из него позже появится цыпленок.

На Пасху люди прогуливаются друг к другу в гости и обмениваются крашеными яичками, для того, чтобы в жизни людей постоянно встречалось добро и не было зла.

Игра «Объятие и поцелуй» 

Родители и дети встают парами. Внутренний круг двигается в одну сторону, наружный в другую. Музыка останавливается, пары по команде ведущего обнимаются или целуются.

Ведущий: А еще на Пасху играют в игры с крашеными яичками. («Пасхальные игры»). Но для этого мы с вами станем настоящими мастерами и сами украсим пасхальные яички.

- Посмотрите, на столах лежат бумага, пластилин, пасхальные наклейки и на данный момент вы, с помощью мам, украсите свои пасхальные яичка, а чтобы во время работы ваши пальчики были сильными и ловкими, давайте поиграем:

Пальчиковая гимнастика 

Принесла яйцо золотая птичка

Мы с яичком поиграем,

Мы яйцо покатаем,

Покатаем, не съедим

Мы яйцо отдадим.

- А теперь садитесь на стульчики и приступайте к работе. (аудиозапись «Пасхальная песенка»)

Ведущий: Вы старались, вы трудились и яйца на славу у вас получились, а сейчас я предлагаю вам с вашими яичками поиграем.

Крутись яйцо

Соревнования можно проводить как между детьми, так и между взрослыми. По команде дети или взрослые одновременно резко раскручивают свои крашеные Пасхальные яйца. И смотрим… Чье Пасхальное яйцо дольше крутится, тот и становится победителем и получает небольшой приз.

Пасхальный ловец

Родители берут шляпы, а дети деревянные яйца. Ребенок пытается попасть в шляпу, а родители ловят яйца. (от киндер сюрприза).

Ведущая: 

Курочка к нам пришла и детям яйца в подарок принесла.

Голос курочки: «Я яички всем снесу, и в подарок подарю, шоколадные и целые, не совсем они и белые».

Выносят тряпичную курочку, которую одевают на заварной чайник. Открывают ее. Там лежат перепелиные яйца. Все дети, поворачиваясь вокруг себя произносят слова: «Вокруг себя повернись, яйца в корзинке большие очутись».

Педагог снимает тряпичную курочку, а там оказываются шоколадный яйца. Сюрпризный момент заключается в том, что курочка сидит на двух мисках. Первый раз педагог детям показывает верхнюю миску, а после волшебных слов, поднимает курочку вместе с первой миской, а во второй миске лежат шоколадные яйца.

Курочка:

Приду к вам в следующем году,

Теперь мне некогда, я побегу.

Ведущий:

И нам сегодня прощаться надо,

Пасхальные игры вы вспоминайте,

Друзьям о них рассказать не забывайте.

Спасибо!

Ведущий:

Поздравляю вас с наступающим праздничком Пасхи и пусть в ваших душах живет любовь к друзьям и близким, ведь Пасха всеобщий праздничек любви и милосердия.

Итог: данный вид деятельности содействовал развитию познавательных интересов детей, укреплению детско-родительских отношений.

Встреча с родителями и детьми в рамках детско-родительского клуба

 «У родных истоков»

Тема: «Троицу гуляем, лето встречаем!»

Цель: повышение эффективности духовно-нравственного воспитания через приобщение обучающихся к основам православной культуры посредством знакомства с православными праздниками.

Задачи:

  1. помочь осознать ответственность за сохранение православных традиций, через которые передаются нравственные и духовные ценности и обычаи, созданные предками;
  2. создать условия для развития познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциала личности ребёнка;
  3. воспитывать личность ребёнка знающей, уважающей историю и традиции своего народа.

Участники: воспитатели, дети, родители.

Предварительная работа: 

Знакомство детей и родителей с русским народным праздником - Троицей, его традициями, разучивание песен, стихов, народных игр. 

За две недели до праздника в родительских уголках размещается информационный материал об истории праздника, православных традициях.

Предлагается литература для чтения детям, просмотр иллюстраций картин: «Троица» Рублёва А., «Праздничный день» Юон К.Ф., «Троица ветхозаветная» Нестерова М., репродукции картин с изображением берёзового леса, цветущих деревьев, пейзажи с водой. 

С родителями проводится родительское собрание, на котором выбираются родители на роль «Берёзы», «Лешего», «Марьюшки» и «Дарьюшки, проводятся индивидуальные консультации, и т. д. 

Родителям предлагается подготовить венки, цветы и прочие атрибуты для создания особого настроения. Готовятся костюмы для персонажей, а также русские народные сарафаны для Хозяйки праздника, «Марьюшки», «Дарьюшки» по возможности и для девочек.

Техническое оборудование: музыкальный центр, ноутбук, колонки.

Музыкальное оборудование: музыкальные заставки:  

русская народная песня «Во поле береза стояла», «Апрель» Чайковского П.И., 

русская народная песня «Ну-ка, кумушка, покумимся», обработка Н. Римского – Корсакова, 

русская народная песня «Завивайся, берёзка» и другие.

Реквизит: цветные ленты, свистульки, трещётки, деревянные ложки, бубен, дудочка, 2 корзины, мешок с еловыми и сосновыми шишками, стол, самовар, разные угощенья.

Действующие лица: хозяйка праздника, Марьюшка и Дарьюшка, Березка, Леший.

Место проведения праздника: на территории детского сада (спортивная площадка, экологическая тропа). Для введения в атмосферу необычного – оформляем пространство специальным образом – расставляем указатели, на ветки березы крепим листочки с пословицами и поговорками.

Ход мероприятия:

Звучит фонограмма русских народных песен. Дети и взрослые сидят на поляне полукругом. Под русскую народную плясовую в центр поляны выходит ведущая - Хозяйка.

Хозяйка: Добрый день, дорогие гости! Мы сегодня собрались, чтобы весело провести всеми любимый народный праздник – Троицу. Сердечно приглашаю всех к активному участию.

С двух разных сторон, выходят Марьюшка и Дарьюшка и встают по обе стороны от Хозяйки.

Марьюшка: Здравствуйте, люди добрые!

Дарьюшка: Здравствуйте хорошие!

Марьюшка: Всем здоровыми быть желаем!

Вместе: С праздником поздравляем! Святой Троицей!

К Дарьюшке и Марьюшке выходят с двух сторон по 4 девочки (в сарафанах на голове венки из веточек или цветов, с разноцветными лентами в руках или веточками берёзы) и встают в одну линию, по обе стороны от ведущих.

1 девочка: 

Вот и Троица пришла,

Праздник славный принесла!

Троица зеленая, гостья наша дорогая,

Ты пришла в воскресенье - всю неделюшку веселье.

2 девочка: А чтоб праздник наш начать, надо солнышко позвать!

3 девочка:

Солнышко - выгляни!

Красное - выгляни!

К нам на праздник приди,

Людям радость принеси!

Все зрители поднимаются со своих мест повторяют движения за Марьюшкой и Дарьюшкой.

Проводится русская народная я игра «Солнышко»

Солнышко, солнышко (выполняют «фонарики»)

Выгляни в окошечко (прикладывают ладони ко лбу)

Где твои детки? (вытягивают руки вперёд)

Сидят на скамейке (складывают руки «полочкой»)

Камешки катают  (делают скользящие движения ладонями)

За окно бросают  (имитируют бросок рукой)

Хозяйка:

Услышало нас солнышко и появилось на небе, продолжаем играть:

Утром солнышко встаёт (постепенно поднимают руки)

Выше, выше, выше (встают на носочки, тянутся)

К ночи солнышко зайдёт (медленно опускают руки)

Ниже, ниже, ниже (приседают)

Хорошо! Хорошо! (показывают «фонарики»)

Солнышко смеётся (улыбаются)

А под солнышком всем  (хлопают в ладоши)

Весело поётся!

После окончания игры зрители садятся на свои места

4 девочка: Нашей Троице хвалу мы воздадим, именинникам наш праздник посвятим.

5 девочка: А именинники сегодня Вода, Земля и Лес, поэтому Троица празднуется три дня.

6 девочка: В первый день именины у воды. В этот день нельзя ни полы мыть, ни баню топить.

7девочка: На второй день именинник Лес, его нельзя ни рубить, ни ломать, только одну молодую берёзку разрешается принести из лесу, поставить её на лужайке и украсить, так как она является символом русского леса и по народным поверьям обладает сверхъестественной силой.

8 девочка: На третий день именины у Земли. В Духов день нельзя работать на земле. Именинникам принято дарить подарки, а лучший подарок - это русская народная песня.

Дарьюшка: Праздник пришел - гостей привёл!

Дарьюшка: Встречайте не с лестью, а с честью!

Из числа зрителей выходят 4 мальчика с народными инструментами (ложки, трещотка, бубен) и девочка - исполнительница песни с платочком в руке.

Исполняется народная песня «Ой, вставала я  ранёшенько» 

 1.Ой, вставала я ранешенько

Умывалася белешенько

Ой, ли, да ли, калинка моя

В саду ягода малинка моя

2.Надевала черевички на босу

Я гнала свою корову на росу

Ой, ли, да ли, калинка моя

В саду ягода малинка моя

3.Я гнала свою корову на росу

Повстречался мне медведь во лесу

Ой, ли, да ли, калинка моя

В саду ягода малинка моя

4.Я медведя испугалася

Во часты кусты бросалася

Ой, ли, да ли, калинка моя

В саду ягода малинка моя

5.Ты, медведюшка-батюшка

Ты не тронь мою коровушку

Ой, ли, да ли, калинка моя

В саду ягода малинка моя

6.Ты не тронь мою коровушку

Не губи мою головушку

Ой, ли, да ли, калинка моя

В саду ягода малинка моя

7. Я коровушку доить буду

Малых детушек поить буду

Ой, ли, да ли, калинка моя

В саду ягода малинка моя

8.Ох, мать моя, матушка

Ты зачем меня на свет родила!

Ой, ли, да ли, калинка моя

В саду ягода малинка моя

9.Уж ты умную, талантливую

Чернобровую, догадливую!

Ой, ли, да ли, калинка моя

В саду ягода малинка моя

Исполнители садятся на зрительские места

Марьюшка: Динь-дон, динь-дон, над деревней слышен звон

Дарьюшка: Над рекою древний Храм, побываем вместе там!

1 девочка: 

Зеленью украшены окна и полы

Ветками березы обвешены углы,

2 девочка: 

Вот посредине Церкви батюшка с Крестом

Народ стоит с цветами в Храме сем святом.

3 девочка: 

Попроси у Бога, чтоб тебя Он спас,

Попроси, чтоб веры огонек не гас…

4 девочка: 

Догорают свечи, хор поет псалмы,

Это же на Троицу в Храме были мы.

5 девочка: 

Издавна так Троицу встречает наш народ,

Веточки зеленые каждый в Храм несет,

6 девочка: 

Освятили веточки, травку и цветы,

Украшают в доме стены и полы.

7 девочка: 

А потом на волю, на лесной лужок

Поют про березку, клен или дубок.

8 девочка: 

Девушки и парни водят хоровод,

Представленьем, песнями веселят народ.

Марьюшка и Дарьюшка остаются, а девочки проходят и садятся со зрителями.

Хозяйка: С давних времен люди прославляли и оберегали лес, а больше всего народ любил березку – символ добра, любви и чистоты. Много песен, стихов сложил народ о березке.

Под музыку П. И. Чайковского «Апрель» появляется «Березка» (родитель в белом платье с зеленым венком на голове), её за руку ведёт мальчик.

Березка: 

Это я, Березка, в белом сарафане!
Хочется мне, дети, веселиться с вами.

Хозяйка: Конечно, присоединяйся к нам. Ведь сегодняшний праздник - Троица, еще называют праздником русской березки. В этот день ее прославляли, восхваляли, называли ласковыми словами.

Берёзка: Я буду вам петь прибаутку о летающих птицах, а вы все должны говорить слова: «Летят, летят!» и при этом делать взмахи руками. Кто из вас будет невнимателен и поднимет руки по ошибке, тот выходит из игры.

Все участники и зрители встают в круг для игры.

Проводится игра-прибаутка «Летят – не  летят» 

1.Грачи летят, на всю Русь кричат:

Угу - угу - угу - гу, мы несем весну! Летят!

(дети машут руками и кричат) Летят! Летят!

2. Журавли летят, на всю Русь кричат:

Угу - гу-гу, не догнать нас никому! Летят!

(дети машут руками и кричат)  Летят! Летят!

3.Пчелы летят, гудят: жу - жу - жу, медовую несу росу! Летят!

(дети машут руками и кричат) Летят! Летят!

4.Поросята летят, полосатые визжат: хрю - хрю - хрю! Летят!

(дети не поднимают руки)

5. Воробьи летят на всю Русь кричат: Чи-вить, чи-вить, мы хотим попить! Летят!

(дети машут руками и кричат) Летят! Летят!

6. Комары летят, звенят, пищат: зы - зы - зы, наточим мы носы! Летят!
(
дети машут руками и кричат) Летят! Летят!

7. Медвежата летят, толстопятые рычат: ру - ру - ру, надоело нам в лесу! Летят!
(
дети не поднимают руки)

Мальчик: 

Березонька кудрявая, кудрявая, моложавая!

Под тобой, березонька, все не мак цветет.

Под тобой, березонька, не огонь горит -

Красны девицы в хороводе стоят,

Для тебя, березонька, все песни поют.

Марьюшка: 

Березка - красавица

Русских полей!

Порадуй, березонька,

Наших детей!

Дарьшка: 

Вместе хоровод мы заведем

Про березоньку споем!

Звучит «Во поле берёза стояла» - «минус». Все участники берутся за руки, поют и водят хоровод вокруг «Березки»

Исполняется хороводная песня «Во поле берёза стояла»

1. Во поле береза стояла,

Во поле кудрявая стояла.

Люли-люли, стояла,

Люли-люли, стояла.

2. Некому березу заломати,

Некому кудряву заломати.

Люли-люли, заломати.

Люли-люли, заломати.

3. Я ж пойду - погуляю,

Белую березу заломаю.

Люли-люли, заломаю,

Люли-люли, заломаю.

4. Срежу с березы три пруточка,

Сделаю три гудочка.

Люли-люли, три гудочка.

Люли-люли, три гудочка.

5. Четвертую балалайку,

Четвертую балалайку.

Люли-люли, балалайку,

Люли-люли, балалайку.

6. Пойду на новые, на сени,

Стану в балалаечку играти.

Люли-люли, играти.

Люли-люли, играти.

7. Стану я старого будити,

Встань ты, мой старый, проснися!

Люли-люли, проснися!

Люли-люли, проснися!

8. Борода седая пробудися!

Вот тебе помои, умойся!

Люли-люли, умойся!

Люли-люли, умойся!

9. Вот тебе рогожа утрися!

Вот тебе лопата помолися!

Люли-люли, помолися!

Люли-люли, помолися!

Хозяйка: Наряжали в этот день березку, словно красну девицу - лентами, бусами, платками, полевыми цветами, травой; переплетали ветки между собой.

Мальчик: 

Березка, березка,

Завивайся кудрявая!

Березку завиваем,

Лентой украшаем!

Хозяйка: Давайте, ребята, украсим нашу березку.

Марьюшка и Дарьюшка делят ребят на две команды

Проводится игра «Завяжи ленты» 

Рекизит: Разноцветные ленты размер 15-20 см по количеству участников.

Количество участников: не ограниченоучаствуют все дети, присутствующие на празднике.

Методическое описание: дети стоят в колонне. У каждого в руках ленточка. Березка держит в каждой руке ветки. Дети по сигналу ведущего по очереди бегут к березке, завязывают ленточку на ветке. Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием.

2 вариант: если на поляне имеется не большая берёзка, то можно в этом конкурсе использовать живое деревце берёзы.

Хозяйка: Молодцы ребятки, нарядили берёзоньку! 

Дарьюшка: 

Нам играть и петь не лень,

Мы бы пели целый день!

Марьюшка: Про нашу русскую красавицу народ сложил немало частушек

Исполнение частушек

Реквизит: платочки

Количество участников: 8девочек

1.Наша встреча без частушки,

Как береза без макушки.

И поэтому сейчас

Частушки мы споем для вас.

2.Ты, березонька кудрява,

Ты, березка стройная

Символ ты России нашей

Березка белоствольная.

3.Ой, подружка дорогая,

Завтра в школу не пойдем,

Соберемся под березкой

О кудрявенькой споем!

4. Я надену сарафан

Заплету косички,

Будем рядом мы с берёзой

Девочки - сестрички!

5. Ой, мальчишка - хулиган,

Не трогай ты березоньку,

А не то растреплем чуб

И выбросим кепчоночку.

6.Улыбнулась мне березка,

Растрепались косыньки.

Шелестят на ней сережки

Утром горят росыньки.

7. Я надену сарафан.

Заплету косички,

Будем рядом мы с берёзой

Девочки - сестрички!

8. Мы частушки петь кончаем,

На березку поглядим.

Поглядим, да поскучаем

Еще частушек сочиним.

Дарьюшка: Спасибо девочки, спасибо милые!

Девочки присаживаются к зрителям.

Звучит таинственная музыка, появляется Леший, с мешком за плечами.

Леший: 

Я - Леший - мужик,

Конопатый шлык,

Моховая борода, лыком связанная.

Кто здесь шуметь изволит,

Кто Лешего беспокоит?

- У меня в лесу тишина, покой, птички поют, цветы цветут. И вдруг - шум, гам.

Хозяйка: Здравствуй, Леший! Не обижайся на нас. Мы сегодня Троицу празднуем, день рождения земли, леса и воды!

Леший: Тогда ладно, не сержусь. Я-то думал, что вы пришли костры жечь, птичьи гнезда разорять, да лес ломать. Таких я не люблю и лес от них защищаю.

А с вами я поиграю! В лесу много шишек - и еловых и сосновых (вытряхивает шишки из мешка). Хочу я посмотреть, кто из вас быстрый и ловкий, кто больше шишек наберет.

Проводится игра «Найди свою шишку»

Реквизит: мешок с еловыми и сосновыми шишками, 2 корзинки.

Количество участников: не ограничено, играют все дети

Методические рекомендации: разделить участников на 2 команды поровну. Леший стоит посередине поляны, около него рассыпаны еловые и сосновые шишки. Задача участников одной команды носить в корзину только еловые, а задача второй команды только сосновые. Команды стоят в колонне. Первый участник команды бежит к рассыпанным шишкам, берёт нужную и несёт в свою корзинку и т.д. Побеждает команда, правильно и быстрее закончившая задание.

Леший: Ну-ка посмотрю, никто в командах шишки не перепутал?!

Подходит к корзинке каждой команды и проверяет.

Леший: Молодцы ребятки! Всё правильно сделали, проигравших в игре, нет! 

Леший: Спасибо вам, ребята, за то, что отмечаете весело с русскими песнями, играми, день рождения леса, земли нашей, воды. Приходите в гости ко мне! Знаю, вы лес не обидите. А сейчас мне пора обратно. До свидания!

Леший уходит

Марьюшка: Ай, да молодцы!

Хозяйка: Вот дорогие гости и походит к заключению наш праздник «Троицу гуляем, лето встречаем», на прощанье хотим всем сказать:

Песню русскую любите,

Праздники народные чтите,

Как лучшего друга их берегите!

Марьюшка: 

С песней по жизни шагайте,

На праздниках ее распевайте!

Дарьюшка: 

И заканчивается наше веселье

Сладким угощеньем!

Кисельком, да крендельком,

Да вкусным пирогом!

Хозяйка: К этому празднику, как и много лет назад, наши мамы испекли традиционное угощение: «козули» - (круглые в виде венка лепешки с яичной начинкой). Просим всех отведать!

Под русскую народную песню «Завивайся, берёзка» Марьшка и Дарьюшка выносят подносы с угощениями и ставят под берёзку. Все уощаются.

Список литературы:

1. Антонов, Ю. Е., Как научить детей любить Родину/ Ю. Е. Антонов, Л. В. Левитина, О. В. Розова, И. А. Щербаков. – М.: АРКТИ, 2003.

2.Новицкая, М. Ю., Раз, два, три, четыре, пять мы с тобой идём играть / М. Ю. Новицкая, Г. М. Науменко. – М.: Просвещение, 1995.

3.Соколова, Л., Воспитание ребёнка в русских традициях / Ю. Е. Антонов, Л. В. Левитина, О. В. Розова, И. А. Щербаков. – М.: Айрис- Пресс, 2003.

4.Тубельская, Г. Н., Праздники в детском саду и школе/ Г. Н. Тульбеская. - М.: Линка - Пресс, 2001.

Интернет источники:

  1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/09/26/stsenariy-razvlecheniya-troitsa 
  2. http://teksti-pesenok.ru/ 
  3. https://ppt4web.ru/mkhk/narodnyjj-prazdnik-v-kartinakh-russkikh-khudozhnikov.html 
  4. http://webkind.ru/text/81376214_76188043p911633462_text_pesni_oj-vstavala-ya-raneshenko.html 
  5. https://text-pesni.com/qyhg 

Встреча с родителями и детьми в рамках детско-родительского клуба

 «У родных истоков»

Тема: «Празднуем покров!»

Цель: создать условия для развития у детей и родителей знаний о казачьих праздниках, создать эмоциональное настроение.

Задачи:

  1. Развивать познавательный интерес к православным традициям и обычаям русского народа, желание продолжать соблюдать и сохранять русские традиции;
  2. Познакомить с приметами и обычаями, связанными с «Покровом»;
  3. Способствовать единению детей и родителей в совместном участии в праздновании «Покрова».

Участники: воспитатели, дети, родители.

Предварительная работа: 

  1. Беседа о возникновении праздника Покрова Пресвятой Богородицы.
  2. Разучивание песен, хороводов, стихотворений, игр.
  3. Наблюдения в природе, беседы на тему осени, знакомство с трудом на селе, связанным с уборкой урожая.
  4. Знакомство с пословицами и поговорками о труде и мастерстве, чтение русских народных  сказок.

Материал: Сундук, большой расписной платок, шапочки овощей, венок с осенними листьями, шкатулка с ситцевыми лоскутками и нитками. Проектор, экран, ноутбук.

Музыкальный материал: ауди/запись  песни «Покров Пресвятой Богородицы». 

Ход мероприятия:

Ведущая: Здравствуйте, гости дорогие! Вот и опять мы пригласили вас в нашу горницу! Очень вам рады, проходите, пожалуйста!

Ведущая: Вот так чудо - чудеса - пожелтели все леса!

Время сказочных даров - будем праздновать Покров!

Осень землю покрывает пестрым праздничным ковром.

Так природа поздравляет нас с великим Покровом!

Внимание присутствующих привлекается к экрану ИКТ, где представлена презентация слайдов по теме «Покров». Демонстрация слайдов сопровождается а/записью прекрасной песни «Покров Пресвятой Богородицы». 

Ведущая: Старые люди говорили: «Придет Покров - девке голову покроет».

Какие головные уборы носили женщины в старину? (Платок, косынку, шаль.) В старину только молодые девушки могли ходить с непокрытой головой, у женщин голова всегда должна быть покрыта.

- Как вы думаете, сохранился ли обычай покрывать голову в наше время? (В день свадьбы голова невесты покрыта фатой - свадебным покрывалом. В храм женщины и даже девочки могут заходить только с покрытой головой.)

Ведущая: Платки, кокошники, шали передавались по наследству от бабушек и матерей к дочерям и хранились они в старинных сундуках. Вот в таких, какой стоит здесь у нас в горнице. Давайте в него заглянем.

(Открывают сундук и достают старинный большой платок)

Проводится игра «Платок»

(Ведущие берут за уголки платок и высоко его поднимают. Все говорят: «Платок поднимается – гости собираются» - дети, родители собираются под платком и танцуют под р. н. м. «Полянка». Ведущие говорят: «Платок опускается – гости разбегаются» - дети выбегают из-под платка, а ведущие стараются накрыть их платком)

Звучит песня «Собирайся, народ, в хоровод»

Ведущая: А вот и осенние братья-месяцы! С чем к нам пожаловали?

1мальчик: Сентябрь – с мелким дождем!

2мальчик: Октябрь – с хрустящим грибком!

3мальчик: Ноябрь – с первым ледком!

1мальчик: Сентябрь лето провожает, осень встречает.

2мальчик: В октябре с солнцем прощайся, ближе к печке подбирайся.

3мальчик: Ноябрь снега надует – хлеба много будет.

(Под музыку мальчики, пританцовывая, демонстрируют свои нарядные шляпы, кланяются и под аплодисменты садятся)

Ведущая обращается к родителям.

Ведущая: Не расскажите ли нам, что говорили наши предки про Покров?

Родители:

• Откуда на Покров ветер дует, с той стороны и придут первые морозы.

• До обеда на Покров осень, после – зима.

• Если на Покров ветер будет с востока – зима холодная будет.

• Если на Покров погода теплая, так и зима будет теплая.

• Покров, Покров, покрой землю листом, а меня теплым платком!

• Покрой землю снежком, а меня – женишком!

• Покрой землю листом, а невесту - венцом.

• Паши землю до Покрова, урожай чтоб вырос снова.

• От всего на свете злого Лес, и поле, и дома

Покрывает всё покровом Богородица, Сама.

• Чини избу до покрова, чтобы не замерзнуть без крова.

Ведущая: Ну и мне позвольте сказать! Чини избу, чтобы в тепле жить. Ну, а в теплой избе любо рядком посидеть, друг на друга поглядеть, песни петь, и хороводы водить!

 Исполняется покровский хоровод.

1. Как на день Покров ткали множество ковров (Дети идут по залу, постепенно образуя круг)

Припев: 

Ай, люли-люли, ткали множество ковров 

Ай, люли-люли, ткали множество ковров  (Идут по кругу, взявшись за руки)

2. Первый - травяной, лета жаркий зной (Наклоняются вперед, опустив руки вниз, покачивая ими вправо - влево, будто поглаживая траву)

Припев:

Ай, люли-люли, лета жаркий зной

Ай, люли-люли, лета жаркий зной (Идут по кругу, взявшись за руки)

3. А ковер второй – из листвы сухой (Трут ладошкой о ладошку - «шуршат» около ушка справа и слева)

Припев:

Ай, люли-люли, из листвы сухой

Ай, люли-люли, из листвы сухой  (Идут по кругу, взявшись за руки)

4. Третий ковер-снег, и он тоже не навек  (Плавными движениями рук изображают падающий снег)

Припев:

Ай, люли-люли, и он тоже не навек

Ай, люли-люли, и он тоже не навек (Идут по кругу, взявшись за рук)

5. Как на день Покров ткали множество ковров  (Движутся змейкой на зрителя)

Припев:

Ай, люли-люли, ткали множество ковров

Ай, люли-люли, ткали множество ковров (Поклон - низкий)

Ведущая: 

И трава, листва, и снег- все земле достанется,

А тогда спрошу я вас: что же нам останется?

Девочка:

Мы - девчонки молодые, красотой рекорды бьем.

Красоты своей рецепты в огороде мы берем.

Игра «Собери картошку ложкой» (+ огурчики, помидорчики)

С Покрова начинаются первые заморозки. Называли праздник так оттого, что земля покрывается – где листком, где снежком. «На Покров до обеда осень, а после обеда – зимушка – зима.

С полей и огородов убирали весь урожай, готовили землю к зимовке.

Ведущий: (Достает из сундука шапочки овощей – морковки, капусты и грибка, венок с осенними листьями)

Проводится игра «Каравай для Осенин»

(Взрослому надевают осенний веночек – это Осень, детям надевают шапочки овощей и грибочка. Все встают в круг, Осень в центр круга)

 Все поют и водят хоровод:

Как на наши Осенины испекли мы каравай -

Вот такой вышины, вот такой низины.

Вот такой ужины, вот такой ширины.

Каравай, каравай кого любишь, выбирай!

(Осень выбирает детей в шапочках овощей и с ними танцует)

Дети перестраиваются в полукруг. Исполняются частушки 

1. Я в деревне  у бабуси щеки свеклочкой  натру.

И такой румяной стану - словно зорька поутру.

2. В балаган я наш зашел, и огуречик там нашел.

Он в пупырышках лежит, как лист осиновый дрожит.

3. Я Аленке написал к празднику записку,

Что ее я так люблю, как салат с редиской.

4. В мышеловку мышь попалась, и сидит там крепко.

Кто же нам тащить поможет в огороде репку.

5. Что я красивая такая- ходят разговоры,

Просто эту красоту мне дарят помидоры.

6. На бахче лежит арбуз, на арбузе муха.

Муха злится на арбуз, что не лезет в брюхо.

7. Папа сильный у меня, гнет рукой подковку,

Потому, что каждый день папа ест морковку.

8. Сшила платье из капусты, сливами отделала.

Есть хотела - платье съела, что же я наделала?

9. Если б не было пшеницы, не было б ватрушки.

Как сумели – так и спели мы для вас частушки.

Ведущий: Как пришел Покров – конец хороводам, начало посиделкам. Девушки собирались по вечерам прясть, вышивать, вязать, а кавалеры рядом с ними сидели, на них поглядывали да их веселили. А девицы – красавицы тайком просили: «Покров – батюшка одари землю снежком, а меня женишком».

Ведущий: И мы сегодня устроим посиделки и сделаем куколку-оберег.

(Достает из сундука лоскутки, нитки и показывает куколку. Далее демонстрирует приемы изготовления куклы из этого материала.)

 «Русская народная кукла»

Работа детей и родителей.

Звучит русская народная музыка.

Ведущий: По свидетельствам верующих людей, в этот день происходит много чудес. Многие избавляются от разных болезней.

Пусть этот светлый праздник, друзья, наполнит вашу душу радостью, и вы на себе сможете ощутить чудо защиты Покрова Богородицы от всех бед и невзгод!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий совместного мероприятия детско- родительском в клубе «Здоровячок» «Школа мяча»

Совместное мероприяние в детско- родительком клубе "Здоровячок"...

Сценарий Совместного мероприятия для родителей и детей по духовно - нравственному воспитанию по программе «Социокультурные истоки»

Цель: Расширять представления детей о любви и согласии; развивать стремление выражать свою любовь к близким; воспитывать бережное и чуткое отношение к своим близким и род...

Сценарий совместного мероприятия для детей подготовительной группы и первоклассников «В гости в детский сад»

Сценарий был разработан и проведён в рамках реализации приоритетного комплексного проекта муниципальной системы образования  "Преемственность дошкольного и начального образования"...

Сценарий Совместного мероприятия для родителей и детей по духовно - нравственному воспитанию по программе «Социокультурные истоки»

Цель: Расширять представления детей о любви и согласии; развивать стремление выражать свою любовь к близким; воспитывать бережное и чуткое отношение к своим близки...

Сценарий совместного мероприятия к празднику 23 февраля с семьями МДОУ детский сад №28 и МАОУ Тыгишская СОШ.

21.02.2023г. на базе МАОУ Тыгишская СОШ было проведено соревнование «Весёлые старты». В мероприятии посвещённом «Дню защитника Отечества», приняли участие семьи МДОУ детский са...