Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Как дети учили Бабу –Ягу колядовать»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Подобедова Светлана Николаевна

Современная система народных праздников  -   это педагогическая система, которая органически связана со всей воспитательной системой дошкольных образовательных учреждений.

Для формирования личности дошкольника  народный праздник имеет значение в нескольких аспектах:

-  народные  праздники  знакомят  детей с народными традициями и историей русского народа, своеобразием быта, обычаев, костюма, взаимоотношений между взрослыми и детьми;

- народные праздники связаны с воспитанием уважения к нравственным ценностям: честности, добросовестности, доброте и милосердии, великодушии, справедливости и др.;

-  методически грамотное проведение  народных праздников формирует праздничную культуру детей дошкольного возраста.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №20»

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста

 «Как дети учили Бабу –Ягу колядовать»

Воспитатель: Подобедова С.Н.

г. Ярославль, 2023г.

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.

Цель: обогащение знаний детей о народных традициях и обычаях.

Задачи:

Обучающие: познакомить детей с древними русскими народными праздниками – Рождество, Святки, объяснить их происхождение и назначение;

 познакомить с народными традициями и обычаями отмечать Рождество, Святки;

закреплять представления детей о жанрах русского народного творчества, о богатстве и красоте русского языка.

Развивающие: способствовать развитию эмоций, чувств детей через восприятие фольклорных произведений;

развивать волевые качества;

способствовать развитию творческих способностей, фантазии, воображения;

развивать сообразительность, образное мышление в процессе отгадывания загадок.

Воспитательные: воспитывать желание участвовать в старинных народных играх; воспитывать интерес к фольклору, уважение к своим предкам и культурному наследию русского народа.

Материалы и оборудование: интерактивная панель, мультимедийная презентация, макет печи, лавки, половики, сундук, русские народные костюмы (женские) -2шт, костюм для персонажа Бабы-Яги, метла, бубен, валенки, маска козы, шуба, сыр, печенье; наборы для гадания: 1 набор- нитка, вата, пуговка, зерно, денежка, конфеты, носовой платок, машинка, ключи, цветок, перстень; 2 набор- соска, маленькие игрушки из киндер-сюрприза, моток ниток, монетка, орешек, фасолина, конфетка, сережка, кольцо; угощение для детей.

Место проведения: музыкальный зал

Предварительная работа: беседы «как празднуется Рождество Христово, Святки, Крещение», «Старинный русский обычай- взаимопомощь и гостеприимство», разучивание стихов, песен-колядок, рассматривание картин русских художников о Рождестве (М.Нестеров «Рождество Христово», В Шубеев «Рождество Христово» («Поклонение пастухов»)).

Методы, приемы работы: сюрпризный момент, введение игровых персонажей, дидактическая игра, народная подвижная игра, интерактивная игра, чтение и восприятие художественного слова, исполнение песен- колядок, рассказ педагога.

Ход праздника

Мотивационный

Зал празднично оформлен. Стоит в центре зала русская изба. Звучат р.н. наигрыши. Воспитатель приглашает детей в музыкальный зал.

Выходит Русская девица – краса (Хозяюшка) в русском сарафане.

Воспитатель: Доброе утро, хозяюшка! Пришла Коляда- отворяй ворота!

Хозяюшка: Кто там?

Дети: Это мы, колядовщики!

Воспитатель: Мы ходили да ходили по проулочкам,

Эй, Овсень, эй, Овсень!

Мы искали, уж искали

И Хозяйский двор,

Мы нашли его посередь Ярославля,

Посередь Ярославля- ворота красны!

Хозяюшка: Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы! (Хозяйка кланяется)

Воспитатель: Позволь, хозяюшка в горенку войти! На лавочку сесть, да песенку спеть.

Хозяюшка: Проходите, проходите! (Дети проходят и встают в полукруг, все вместе запевают колядку)

«Колядка»

Коляда- Коляда,

Отворяй ворота!

Мы пришли колядовать,

С Рождеством вас поздравлять!

У приветливых хозяев

Год пусть будет урожайным.

Дайте ряженым конфет,

Счастье вам пришлет привет!

Дайте рубликов, монет,

Жить вы будете сто лет.

Сыпьте все в мешок до кучи.

На дворе мороз трескучий.

Мы замерзли, но теплом

Отогрел ваш теплый дом!

Хозяюшка: Ай, да хороши, спели от души! Занимайте себе место, здесь вам будет интересно! Да и печь совсем недавно я натопила, всех деток она теплом одарила. (Дети рассаживаются на лавочках)

Основной

Хозяюшка: Ребята, знаете ли вы, какие праздники сейчас в народе празднуются? (Ответы детей) 

А, вы знаете, что такое Святочные вечера? (Ответы детей) 

Хотите узнать?

Дети: Да!

Хозяюшка: Святочные вечера начинаются сразу после большого праздника Рождества Христова. Они длятся 2 недели до следующего праздника Крещения. На Святках в старину все ходили в гости друг к другу, дарили подарки, сделанные своими руками. Щедрые хозяева угощали гостей вкусной едой, поили липовым чаем с мёдом. Как и полагается на праздниках звучала музыка и пелись русские народные песни.  (Слайд1)

А ещё на Святках был обычай ходить по дворам и петь колядки – маленькие песенки, в которых прославлялись хозяева - пелись песни величальные, зерном осыпали хозяев. А дому и его семье желали жить многие лета, и чтоб был в семье достаток, благосостояние. Каждая семья ждала к себе в гости колядовщиков. (Слайд 2)

Хозяева с удовольствием выслушивали колядки, а затем давали угощение: кто- пирог, кто- блин, кто-конфетку.

Так же в песне было пожелание иметь много разной скотины на скотном дворе. А давайте вспомним вместе с вами, какой домашний скот и домашнюю птицу вы знаете?

Ответ детей: Корова, овцы, козы, лошадь, свинья, баран, гусь, индюк, куры, петухи.

Ребенок:

Сколько осиночек,

Столько и свиночек;

Сколько елок.

Столько и коровок;

Сколько свечек,

Столько и овечек.

Счастья вам,

Хозяин с хозяюшкой,

Большого здоровья,

С Новым годом! С Рождеством! (поклон)

Хозяюшка: Спасибо! А, вот коза обязательна в обряде святочно-рождественского колядования (обхода дворов ряжеными). «Коза» — всегда весела и беспечна. Коза символ хорошего настроения.
Ее специально наряжали в праздничные одежды.
А бубенчики и колокольчики на ее шее разгоняли не только темные силы, но и тоску.

Считалось, что если такая Коза (или чучело или парень в костюме козы) постучалась в дом –к счастью. Коза — символ жизненной силы, плодородия.

Если коза рядом пройдет, то того удача целый год ждет! И я предлагаю вам повеселиться, да потанцевать с козочкой. (Слайд 3)

Русская народная игра «Коза» (Дети встают в хоровод. Игра сопровождается танцем-пантомимой: вначале выбирается ребенок-коза, надевается шапочка или маска, коза выходит на середину, кланялась хозяевам, затем танцует и задирается, на кого коза указала, те дети выходят в центр и танцуют вместе с козой).

Дети рассаживаются на лавочки. Стук в дверь.

Хозяюшка: Кто там? Видать еще колядовщики подоспели!

 Выходит под музыку Баба –Яга, тащит сундук.

Баба- Яга: Все хожу, хожу, брожу

По проулкам, закоулкам- закоулочкам.

Все ищу, ищу да Хозяйский двор

Посередь Ярославля

Посередь Ярославля- ворота красны!

Хозяюшка: Здравствуй, Баба-Яга! Что-то ты и не здороваешься с нами, и песенок- колядок не поешь. Совсем в своем лесу одичала. Забыла наверное, что сейчас идут святки? Дети поют рождественские колядки, ходят по дворам колядуют и хозяев прославляют, счастья и здоровья им желают, а за добрые слова угощение получают.

Баба- Яга: А ну-ка, слезайте все с печи,

Зажигайте свечи,

Открывайте сундуки,

Подавайте пятаки...

Хозяйка: Это что же ты выдумала такое, старая? Явилась без приглашения, всех напугала. Хитрая какая!

Баба-Яга: колядуют они. Пожелания им всякие подавай, колядки пой. А чего мне подавать?  У меня кроме метлы ничего и нет.

 Хозяйка: а ты с нами посиди и послушай. Наши ребятки знают колядки.

А, ну-ка детки выходите

Да, колядки расскажите!

(Баба-Яга проходит к печке и ставит сундук. Выходят дети и рассказывают колядки. Фоном звучит русский народный наигрыш)        (Приложение 1)

Хозяйка: И тебе Бабушка-Яга пожелания все мы дарим, здоровья тебе желаем!

Баба-Яга: Надо же! От счастья я сейчас расплачусь.

Хозяйка: что ты, не надо плакать! Нужно веселиться в эти дни, песни петь, танцевать, да загадки отгадывать!

Баба-Яга: тогда отгадайте сначала мои загадки. (Подходит к интерактивной доске и запускает ролик «Яблочко по тарелочке»).

(Слайд 4 лабиринт «Загадки»)

  1. После осени пришла и сугробы намела (зима)
  2. Морковка бела всю зиму росла, солнышко пригрело, морковку съело (сосулька)
  3. С неба звездой, на ладошке – водой (снежинка)
  4. Без рук, без ног, а рисовать умеет (мороз).
  5. В огне не горит, в воде не тонет (лед)
  6. Бело покрывало на земле лежало, лето пришло, оно все сошло (снег)

Баба-Яга: Отгадали, молодцы. Что-то мне спать захотелось. Пойду на печь, прилягу. (Идет к печи и ложится)

Хозяюшка: Бабушка-Яга, слезай с печи, зажигай свечи. Открывай сундучок, время погадать пришло. Святок не бывает без гаданий.  Для всех гадание- это исполнение желания. Садились раньше девицы за стол и говорили:

Гадай, гадай, девица,

В коей руке достанется-

Жизнь пойдет, покатится,

Попригожей срядиться-

Молодцу достанешься

Выживешь, состаришься...

Баба-Яга: ой, я хоть и старая Яга, но душою молода! Есть у меня для вас гадание! Каждая вещь-предсказание! (Проводится гадание)

Хозяйка: Ребята, я знаю, что Баба-Яга всё жениха ждет, да никто на нее из молодцев и не смотрит. (Смеется) Вы погадайте ей на женихов.

Баба Яга: Чего смеёшься! Я знаю, что можно женихов нагадать. Давайте попробуем, и мой сундучок волшебный нам поможет.

В сундучке лежат разные вещи.

Гадания Бабе – Яге.

 Обозначения:

  • Ниточка – дальняя дорога, путешествие.
  • Вата – мягкая, спокойная жизнь.
  • Пуговка – обновка из одежды.
  • Зерно – достаток в доме.
  • Денежка – богатая жизнь.
  • Конфета – сладкая жизнь.
  • Носовой платок – к слезам от счастья.
  • Машинка – иметь новую машину.
  • Ключи – к новоселью.
  • Цветок – жених щёголь (модник) будет.
  • Перстень – к свадьбе.

Баба Яга: Давайте теперь и вам погадаем!

Баба-  Яга выбирает детей и начинает говорить волшебные слова:

Сундучок с вершочек,

Скажи нам, дружочек,

Что сбудется, что станется,

Плохое пусть останется.

Гадания для детей                                                                  (Приложение 2)

Хозяйка: спасибо тебе Бабушка-Яга! Вот тебе за эти добрые пожелания угощенье, сыр да печенье. А давай еще поиграем? 

Баба-Яга: а давайте! Где тут моя «бремчалка»?

Игра «Веселый бубен»

Ты беги веселый бубен быстро, быстро по рукам.

У кого веселый бубен, тот сейчас станцует нам.

(Дети стоят по кругу. Под музыку начинают передавать друг другу бубен.

У кого в руках остался бубен встаёт в круг и свободно танцует, а все дети повторяют за ним р.н. движения. (Игра повторяется 3 раза).  Дети садятся на лавочки.

Баба Яга: Да, сундук мой богат. Есть в нем вещи всякие диковинные, волшебные.

Вот валенки – скороходы. Кто оденет их, вмиг вокруг земли обежит и даже не заметит.

Хозяйка: Ребята, а не попробовать ли нам померить эти валенки?

Игра «Бег в валенках» (По 2 игрока)

Заключительный

Хозяйка: Хорошо мы поиграли, побегали, потанцевали. Баба Яга, не пора ли угостить ребят?

Баба Яга: Конечно, вот вам угощение от Бабушки - Яги (кладет в сумку конфеты) каждой группе свой гостинец.

Раздача угощений.

Хозяйка: А пойдем с нами еще к одному дому. Дом богатый, красивый. Хозяин, наверное, очень щедрый на угощение. Я дорогу буду показывать, а ты с нами колядки пой.

Баба-Яга: Ой, признаться я боюсь. Мне ведь медведь на ухо наступил. Вот погадать, да загадки загадывать только и могу. Поиграть, иногда потанцевать, когда избушка моя начинает пританцовывать. Так я после этого на печи лежу, отлеживаюсь. Силы так сказать набираюсь. Вот и сейчас меня опять печное притяжение манит. Уж пойду я от вас. А вы молодцы! Спасибо вам за знания наших традиций русских, за чудесные колядки, игры. (Прощается и уходит)

Хозяйка: Вот и подошли наши Святки – колядки к концу. Жду с вами встречи в следующем году. А, вы по другим дворам идите, да в честь праздника хозяев поздравляйте. До свидания! (Дети прощаются и уходят в свои группы под мелодию р.н. наигрыша.)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

КОЛЯДКИ

Матушка- зима пришла,

Отворяй-ка ворота!

Пришли святки!

Пропевай колядки!

Коляда- коляда

Зашла в новы ворота!

А за ней Мороз

Через тын перерос!

Принес он холод,

Так, что дед Архип стал молод!

Мороз не велик,

Нам стоять не велит!

Не велит мороз стоять,

Нам пора колядовать!

Коляда, коляда!

Отворяй ворота!

Мы малешеньки-колядовщики.

Мы пришли вас поздравлять

И хозяев величать.

Вам житья сто лет,

И полный стол на обед!

Всем людям добрым желаем:

Золота, серебра,

Пышных пирогов,

Мягоньких блинов,

Доброго здоровья,

Маслица коровья!

С Рождеством святым вас, люди!

Мир да лад у вас пусть будет,

Чтобы горя вы не знали

И в богатстве пребывали!

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ГАДАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Детское гадание на будущее

Для гадания потребуется:

Большая миска, пачка крупы

Предметы: соска, маленькие игрушки из киндер-сюрприза, моток ниток, монетка, орешек, фасолина, конфетка, сережка, кольцо.

Проведение гадания: сложить все предметы в емкость и сверху засыпать крупой и перемешать. Затем предложить каждому присутствующему зачерпнуть горсть из миски.

Толкование результатов: то, что оказалось в горсти вместе с крупой и будут означать предсказание.

  • Соска- значит, пора вырасти и больше не капризничать.
  • Игрушка- наслаждайся беззаботным временем, ведь скоро все изменится.
  • Моток ниток- проблемы появятся одна за одной.  Придется решать с чего начать.
  • Камешек- скоро ждут препятствия.
  • Орешек- то.  Что давно раздражало, даст свои неожиданные плоды, ты получишь то, что хотел (а).
  • Фасолина- учение приведет к счастью. Не обращайте внимания на насмешки.
  • Конфетка- ждет сладкая и спокойная жизнь.
  • Сережка- пердсказывает получение неожиданного, но приятного подарка.
  • Кольцо - скоро придет любовь.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий развлечения к Всемирному Дню прав человека для детей старшего дошкольного возраста «На помощь Золушке»

Дать детям дошкольного возраста элементарные знания и представления о Всемирном Дне прав человека...

Сценарий развлечения "Любят книжки девчонки и мальчишки" для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий развлечения праздника книги  для детей старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка сценария развлечения на экологическую тему "День Земли" для детей старшего дошкольного возраста.

Детей приглашают в путешествие по  весннему лесу и в игровой форме, посредством сценок на экологическую тематику, разыгрываемых детьми,  знакомят  с правилами поведения в природе. Дети ...

СЦЕНАРИЙ РАЗВЛЕЧЕНИЯ «НА ПОМОЩЬ СИМКЕ МЫ ПРИДЁМ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Небольшое занятие-развлечение, которое направлено на закрепление правил пожарной безопасности, а также правил поведения при пожаре через игровую форму.Цель занятия: закрепить знания пожарной безопасно...

Сценарий развлечения «Путешествие в страну Дорожных знаков» для детей старшего дошкольного возраста

Основной целью развлечения является формирование у детей навыков безопасного поведения на улицах и  дорогах....

Сценарий развлечения «Веселые старты», посвященный 23 февраля для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Создать радостную атмосферу праздника, развить уважение к Российской армии, любовь к Родине.Задачи: Обобщать знания детей о Российской Армии; Формировать осознание, что любить Родину – зна...