Конспект развлечения для подготовительной группы «Обычаи и традиции русского народа. «Посиделки»
материал (подготовительная группа)
Конспект развлечения для подготовительной группы «Обычаи и традиции русского народа. «Посиделки»
Цель: воспитывать любовь к народному творчеству, культуре и традициям русского народа.
Задачи:
-формировать интерес детей и взрослых к произведениям устного народного творчества, особенностям быта и традиций русского народа;
-формировать нравственные представления на эмоционально-чувственной основе;
-развитие творческих способностей детей, активизация речи детей;
-доставить радость от полученного результата.
Материалы и оборудование. Аудиозаписи русских народных песен: « К вам гости пришли»,«Ой, вставала я ранешенько»,хоровод: «Ой калина, ой малина», «Блины»; блины для угощения детей; для игры «Платочек» — платочек, клубочки, валенки, платочки, пяльцы, нитки, спицы, лапоть, шаль, платки для танца
«Хозяйка» и хозяин посиделок - находится в музыкальном зале.
Звучит мелодия русской народной песни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_razvlecheniya_dlya_podgotovitelnoy_gruppy.docx | 37.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект развлечения для подготовительной группы «Обычаи и традиции русского народа. «Посиделки»
Цель: воспитывать любовь к народному творчеству, культуре и традициям русского народа.
Задачи:
-формировать интерес детей и взрослых к произведениям устного народного творчества, особенностям быта и традиций русского народа;
-формировать нравственные представления на эмоционально-чувственной основе;
-развитие творческих способностей детей, активизация речи детей;
-доставить радость от полученного результата.
Материалы и оборудование. Аудиозаписи русских народных песен: « К вам гости пришли»,«Ой, вставала я ранешенько»,хоровод: «Ой калина, ой малина», «Блины»; блины для угощения детей; для игры «Платочек» — платочек, клубочки, валенки, платочки, пяльцы, нитки, спицы, лапоть, шаль, платки для танца
«Хозяйка» и хозяин посиделок - находится в музыкальном зале.
Звучит мелодия русской народной песни.
Хозяйка :
На завалинках, в светёлке
Иль на брёвнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод
–Хозяин:Говорили, песни пели
И водили хоровод.
Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по «сусекам»
Личных дач или квартир.
Наш досуг порою мелок,
И, чего там говорить:
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить Хозяин. Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть, да в окно глядеть! Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться.
Под русскую народную мелодию «Во горнице во новой.» на середину зала
выходят дети в русских народных костюмах.
Хозяйка. Рады видеть у себя в гостях, в своей горнице. Здесь для вас, для гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный. По обычаю, по-старинному – посиделками называется. Веселья да радости вам!
Хозяйка. Гость на двор – хозяину радость. Красному гостю – красное место. Будьте как дома, присаживайтесь.
Девочка. Надя: Не беспокойся, хозяюшка, мы дома не лежим и в гостях не устоим.
Хозяин. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко.
Вика: Гости – люди подневольные, где посадят, там и сидят.
Хозяйка. Редкий гость никогда не в тягость.
Ксюша: Дома сидеть, ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть, да себя показать.
Хозяйка. Давно мы вас ждем – поджидаем, праздник без вас не начинаем.
Полина: Ехали мы мимо, да завернули до дыму.
Дети садятся на лавки.
Хозяин. Удобно ли вам, гости дорогие?
Всем ли видно, всем ли слышно?
Всем ли места хватило?
Карина. Гостям – то, известное дело, хватило места, да не тесно ли хозяевам?
Хозяйка. В тесноте, да не в обиде! Сядем рядком, да поговорим ладком.
Хозяин. Погуляем на празднике нашем.
Нигде не найдете вы праздника краше.
Хозяйка. А как вечер наступает, весь народ гулять идет, хороводы начинает водить.
Хоровод « Ой калина ой малина»
Хозяин. Небылицы в лицах Сидят в темницах – светлицах.
Щелкают орешки, Да творят насмешки.
Ни короткие, ни длинные, А такие, что в самый раз, Как от меня — до вас.
Дети исполняют шутливые диалоги.
1 диалог.
Надя— Федул, что губы наду Ксюша— Кафтан прожег!
Надя— А велика ли дыра то?Ксюша— Один ворот остался.
2 диалог.
Полина— Не проходил, ли тут мальчик? Вика — Маленький?
Полина— Маленький Вика — Рыженький?
Полина— Рыженький. Вика — В красной рубашке?
Полина— В красной рубашке. Вика — Босоногий?
Полина— Босоногий. Вика — Нет, не проходил.
Сядем рядком, да поговорим ладком. В старину темными, зимними вечерами собирались люди в большой избе. Здесь они: пряли, пели,, вязали, вышивали, плели лапти и корзины, играли в разные игры, рассказывали сказки, обменивались шутками- прибаутками.
Такие вечера назывались посиделками.
Хозяйка:
Посиделки не обходились без загадок. А вы, ребятки, любите отгадывать загадки? Давайте отгадаем загадку и узнаем, что же в избе было самым главным?
Я люблю на ней лежать,
Только это не кровать.
А избы моей сердечко Русская большая (печка)
(Ответы детей)
Ребенок: Самое главное в деревенской избе - это печь. Печь- это сердце
дома. Затрещит мороз на дворе, зашумит ветер в трубе, а у печки тепло и уютно.
Хозяин: Русская печь отапливала избу, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, сушили продукты и одежду, на ней спали младшие детки и старики, зимой подпечкой держали кур. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Топят печь дровами и лучшими считаются берёзовые и дубовые. Печка — деревенская кормилица.
Хозяйка -Чем же могла печь накормить своих хозяев?
(Ответы детей)
В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
Хозяйка:Ребята, а в каких сказках встречается русская печка.
(Ответы детей)
Правильно, «Гуси - лебеди», «Колобок», «По щучьему велению», «Лисичкасо скалочкой»,
Хозяюшка: Ребята посмотрите, а это, что за предмет такой дивный?
Дети: Это прялка.
Хозяюшка: Для чего она нужна?
Геля:Так повелось издавна на Руси, что ни одно орудие труда не было столь необычным по форме и не украшалось с такой любовью, как прялка. Прялка была в каждой русской избе. Хозяка: Раньше, в крестьянской семье начинали учиться прясть с детства. Прялка была одним из самых почитаемых предметов в доме. Отец заказывал для своей дочери прялку у лучшего мастера ко дню свадьбы в подарок. Прялки были разных форм и размеров. Русская прялка состоит из лопасти, к которой прикрепляется кудель, а так же донца, на которое садится пряха. Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно. В те времена девушки сами пряли пряжу, вышивали рушники и рубахи, пели песни Хозяин. Дальше бой скороговорок, Разрешите нам начать. Кто-то пусть скороговорит, Остальных прошу молчать.
Вика: Ну что ж, говорите свою скороговорку. Нам её повторить, что комара словить.
Ведущая: Слушайте, запоминайте да складно, быстро повторяйте.
-Три сороки тараторки тараторили на горке!
Дети по очереди соревнуются.
(Хозяйка хвалит детей. )Ну что же продолжаем, туесок мой открывайте,
скороговорки вынимайте.
Прочитайте –ка скорей да скажите веселей.
Ребята по очереди достают скороговорки из туеска и
проговаривают их.
1. Вёз корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
2. Маша Ромаше.
Дала сыворотки из
под простокваши.
3. Милости прошу к нашему шалашу: я пирогов покрошу и откушать попрошу.
4. Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку.
5. Семь суток соpокa стapaлaсь, спешилa, себе сaпоги сыpомятные сшилa.
6. Сорок сорок
Для своих сорочат
Сорок сорочек
Не ссорясь, строчат.
Сорок сорочек
Просторочены в срок –
Сразу поссорились,
Сразу поссорились,
Сразу поссорились
Сорок сорок!
7. Как на горке на пригорке стоят тридцать три Егорки.
Хозяика : Ай да молодцы ребята. Славно, славно у вас получается.
А наши посиделки продолжаются.
Есть таланты на Руси
Говорю уверенно.
Раз народ ещё поёт
Знать, не всё потеряно!
Дети, а вы знаете частушки?
Дети: Да, знаем!
Хозяюшка: Ну, тогда может быть, порадуете нас частушками?
Хозяин. Как известно всем, подружки –
Мастерицы петь частушки И ты Саша не зевай, девчатам тоже помогай.
Дети исполняют частушки под русские народные мелодии.
Частушки.
Карина:Ставьте ушки на макушки, Кристина:Не хотела я плясать, Стояла и смеялась. Как гармошка заиграла, Я не удержалась. | Ангелина: Если б не было воды, Не было б и кружки. Если б не было девчат, Кто бы пел частушки. Серафима:У березки, у сосенки Тоненькие веточки. А мы бойкие девчонки, Все мы как конфеточки. |
Саша:А у нас во дворе Крякали утята. А я с печки босиком Думал, что девчата. Надя:Девочки беляночки, Где ж вы набелилися Мы вчера коров доили Молоком умылися. Полина:Я сидела на печи, | Виктория:У меня на сарафане косолапы петухи я сама не косолапа косолапы женихи. Ксюша:Эх, подружка дорогая, Мы пропели вам частушки,(Все) Вы скажите от души. Хороши частушки наши, И мы тоже хороши. . |
Хозяюшка: Спасибо вам девочки за такие веселые частушки. Ребята а какие же русские посиделки без веселья? А какое же веселье без настоящей народной игры! Игра Краски
Хозяин. Играми да плясками сыт не будешь. Славится наш народ гостеприимством, да угощением знатным.
Хозяйка. Чем же, гости дорогие, вас угостить? Чай горячий - наша сила, украшение стола.
Дорогие гости! Садитесь за столы дубовые, за скатерти узорные да угощайтесь на здоровье! Вот, блины мои готовы! (Угощает детей блинами. ) Хозяин. Тары-бары, растабары! Выпьем чай из самовара! С сушками, ватрушками И с блинами вкусными.
Карина:. Посидели, повеселились, Пора и честь знать.
Надя: Спасибо, хозяин с хозяйкой, За веселье да за угощенье!
Ведущая: Вот и подошла к концу наше веселье. Ведь не даром говорится Делу - время, а потехе час.
Времена теперь другие, как и игры и дела
Далеко ушла Россия, от страны какой была,
Но приданья старины, забывать мы не должны
Все: Слава русской старине! Слава русской стороне!
(Обращается к детям)
Хозяйка. Ну, повеселились, пора и нам за работу браться.
Хозяин. Пойду дрова рубить, воду носить, буду печь топить.
Хозяйка. До свидания, дети. Хозяин. До свидания, взрослые.
Хозяин. Наш досуг порою мелок,
И, чего там говорить:
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить!
Хозяйка: Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по развитию лексико- грамматических речи детей подготовительной группы «Культура и традиции русского народа»
Цель: развитие лексико- грамматических речи детей и связной речи.Задачи:-активизировать знания о культуре и традициях русого народа;-словообразование сложных слов-закрепить умения в образовании родств...
Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Обычаи и традиции русского народа»
Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Обычаи и традиции русского народа»...
Сценарий развлечения в старшей группе «Обычаи и традиции русского народа»
Сценарий развлечения в старшей группе «Обычаи и традиции русского народа»...
Досуг для детей старшей и подготовительной группы «Обычаи и традиции русского народа» (посиделки)
Сценарий досуга для детей старшей и подготовительной группы «Обычаи и традиции русского народа»(посиделки)....
Конспект НОД в старшей группе "Культура и традиции русского народа"
Данное занятие проходит вместе с родителями. На занятии знакомлю детей с культурой русского народа, с традицией - хлебосольство, с народным фольклором, народными играми, изготавливаем вместе с родител...
Конспект развлечения для подготовительной группы «Обычаи и традиции русского народа. «Посиделки»
Конспект развлечения для подготовительной группы «Обычаи и традиции русского народа. «Посиделки»Цель: воспитывать любовь к народному творчеству, культуре и традициям русско...
Конспект в старшей - подготовительной группе «Культура и традиции русского народа»
Закрепить знания детей о названии страны, ее культуре. Уточнить знания о таком понятии, как традиция; вспомнить некоторые традиции русского народа, с которыми знакомились раньше. Познакомить с другими...