Сценарий Семейного клуба "Ярмарка народных игр"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Савельева (Троицкая) Марина Николаевна

Сценарий праздника "Ярмарка народных игр" с активным участием родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yarmarka_narodnyh_igr.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий Семейного клуба

"Ярмарка народных игр"

Воспитатель МДОУ «Детский сад № 10 к

омбинированного вида»

города Железногорска Курской области

Савельева Марина Николаевна

Программное содержание:

Образовательное направление:

 Продолжать знакомить детей с играми разных народов;

 Приобщать детей к народному творчеству, развивать чувство юмора, воображение, смекалку, развивать ловкость, быстроту, выносливость.

Оздоровительное направление:

 Тренировать сердечно-сосудистую и дыхательную системы;

 Способствовать сохранению и укреплению здоровья.

Воспитательное направление:

 Воспитывать уважение друг к другу, чувство ответственности, внимательное отношение к окружающим;

 Способствовать внедрению физической культуры в быт семьи.

Предварительная работа: знакомство с традициями, играми разных народов, приготовление овсяного печенья.

Ведущий: Мы очень рады видеть всех вас на нашем Семейном клубе, посвященном  русским народным играм и традициям, которые помогают сохранять здоровье.

Очень часто за событиями

И за сутолокою дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

Хоть и более привычны

Нам полёты на Луну,

Вспомним старые обычаи,

Вспомним нашу старину.

В старину не было лекарств, врачей. Народ лечился с помощью доступных средств. Может быть, кто-то знает как?

(Ответы детей, родителей)

Медсестра. Здоровье в старину сохраняли с помощью народных средств: пили чай из трав, который помогал снять усталость, ели простую пищу: каши, борщ, овощи, фрукты.

Одна из самых полезных каш – овсяная. В ней содержатся питательные вещества, которые поступают в организм постепенно, надолго сохраняя ощущение сытости. Но овсяную кашу любят не все, хорошая замена ей – различные блюда из овсяных хлопьев или овсяной муки. Сегодня для вас, дорогие родители, дети сами испекли вкусное овсяное печенье. А к этому чудесному печенью мы предлагаем целебный чай с мятой, который помогает восстановить силы после работы и обладает легким успокоительным действием. Угощайтесь, гости дорогие!

Мы гостей встречаем чаем!

Первым делом угощаем чаем!

Приглашаем к самоварам  с чаем.

И в накладку, и в прикуску чай.

Пейте же, друзья, по-русски чай.

(Дети разносят печенье по столам)

Ведущий. Игра – пожалуй, любимое занятие многих, причем как детей, так и взрослых!        Испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения часто сопровождаются потешками, считалками, жеребьевками. Игры были непременным элементом народных праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней. Привлекательны для детей в русских играх различные попевки. Предлагаю вам игру

Игра «Никанориха»

Медсестра.

Чтобы расслабиться и укрепить свое здоровье, в народе делали массаж и самомассаж. Как лечебное средство они были известны ещё в глубокой древности. При систематическом массаже усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений. Самым распространенным на Руси был массаж веником в бане. Его оздоровительная сила не сравнима ни с чем. Но баня не всегда доступна. Поэтому предлагаю делать с детьми самомассаж в игровой форме.

(Медсестра проводит с детьми и родителями самомассаж)

Ведущий. Мы подготовили для вас буклеты о самомассаже, чтобы вы могли самостоятельно делать эту процедуру дома.

Ведущий:       

Издревле на Руси любили сочинять и петь частушки. Частушка – это маленький веселый куплет. Они звучали на всех праздниках. И наш праздник не исключение, наши дети сейчас вам споют задорные частушки о спорте.

Эх, русская душа,

 До чего ж ты хороша.

 И поет и веселится

 Наша русская душа.

1

Мы спортивные частушки

Приготовили для вас.

На ходу их сочинили,

Исполняем в первый раз

4

Все, кто бегом занимался, —

О болезнях забывал.

«Бег — отличное лекарство!» —

Гиппократ совет давал.

2

Лучше всяких кенгуру

Прыгать я в могу в длину.

Долго этому учился,

На занятьях не ленился!

5

Мы в любой спартакиаде

Дадим фору в сто очков!

Не должно быть в нашей группе

Разгильдяев-слабаков!

3

А приятель наш Иван

Спортом увлекается:

За девчонками по группе

Целый день гоняется!

6

Все спортивные каналы

Влад смотреть старается.

Развалившись на диване,

К спорту приобщается!

7

Я сегодня очень горд,

Установлен мной рекорд:

Отказался от привычки

Ирку дергать за косички!

8

Чтоб развить мускулатуру,

Занимайтесь физкультурой.

Тренируйтесь, прыгайте,

Ногами больше дрыгайте!

9

Если будешь ты трудиться,

Сможешь многого добиться.

Кто упорен, любит спорт,

Тот нигде не пропадет!

Ведущий. Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки; на лошадях катались по деревням с песнями и плясками. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству.

Немало таких игр, где успех играющих зависел прежде всего от умения точно бросить биту, сбить городки, поймать мяч или попасть мячом в цель, но общим для них являлось стремление выиграть, одержать победу.

Много игр на празднике нашем –

 Играем, шутим, поем и пляшем.

 В играх рот не разевай –

 Смелость, ловкость проявляй!

Игра «МУХА»

Ведущий.

Поиграли, – отдыхаем,

А оркестр для вас сыграет.

(Под народную музыку играет оркестр народных инструментов)

Ведущий. Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении, они оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству. Они достаточно разнообразны по своему содержанию, тематике и организации. В одну из таких игр мы сейчас и поиграем.

Физрук. Дети очень любят шутливые, веселые стихи-считалочки. Русский народ сложил множество таких считалочек, с помощью одной из них мы выберем водящего.

(С помощью считалки выбирают водящего)

 ИГРА «Капуста»

Ведущий. Русские пословицы и поговорки — меткие выражения, созданные русским народом, которые в короткой форме выражающие мудрые мысли народа. Предлагаем вам вспомнить пословицы и поговорки о здоровье.

За каждую пословицу Вы получаете приз.

РОДИТЕЛИ И ДЕТИ НАЗЫВАЮТ ПОСЛОВИЦЫ.

Ведущий.

Исполнение песен хором и совместное круговое движение родственно заклинанию или заговору. Активные участники хоровода начинают ощущать коллективную силу своей группы. Недаром наши предки верили: чтобы пролился на землю дождь или ушла болезнь, нужно было соединить чаяния многих людей именно в хороводе.

Психологи и педагоги хорошо знают, что хороводы - очень эффективное средство обучения и воспитания. Что главное в хороводных песнях для детей? Это возможность не только петь, но и двигаться вместе со взрослыми, им подражать, быть похожими на них, оставаясь при этом детьми. Все песни специально создавались как хороводные, поэтому темп и четкий ритм соответствует физическим возможностям детей успевать и петь, и танцевать; Хоровод является не только средством приобщения детей к хороводному искусству, но и инструментом, с помощью которого дети учатся владеть своим телом, выстраивать совместные действия. Хороводные игры помогают создать хорошее настроение, способствуют проявлению двигательной активности, учат выполнять слаженные движения, снижают импульсивность.

А сейчас, детвора,

Начинается игра.

 Дружно за руки беритесь

 В хоровод все становитесь!

Игра «Козлик».

Логопед. 

Народные игры развивают не только ловкость и выносливость, но и помогают детям овладеть правильной речью. Установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому надо обязательно играть с ребенком в игры, которые развивают мелкую моторику. И, конечно же, в народных традициях таких игр множество: начиная с младенческого возраста мы играем с детьми в такие игры, как «Ладушки-ладушки», «Сорока белобока». А сегодня я хочу вам показать и другие игры:

Для детей младшего возраста подойдет игра «Ворона летит».

Игра «Ворона летит».

Логопед.

А для более старших детей предлагаю игру в «Камешки», которая была очень популярна на Руси. Эта игра увлекательна полезна, воспитывает внимание, сосредоточенность, находчивость, развивает ловкость рук и пальцев, точную координацию движений. Приглашаю для игры детей и их родителей.

(несколько человек играют)

Игра «Камешки».

Ведущий.

 Совместные игры с близкими взрослыми — огромная радость для ребёнка. Взрослые могут быть организаторами игры. Доброжелательный смех взрослых, товарищей, участвующих в игре, действует на ребёнка сильнее, чем наказания или замечания. Во время прогулок, семейных праздников, повседневного общения эти игры незаменимы.

Выходите, посмелей.

Возьмемся за руки скорей.

 Есть для вас одна игра,

 Вам понравится она!

Предлагаем Вам вместе с детьми поиграть в игру «Ручеек».

Игра «Ручеек».

Психолог.

Все мы слышали выражение «играть в бирюльки». Оно означает — заниматься ерундой, бездельничать. Но если вы играете в бирюльки, это вовсе не значит, что вы занимаетесь ерундой.

Немного истории. Слово «бирюльки» имеет восточнославянские корни и означает оно «бирать» - брать. Играть в бирюльки – собирать или доставать из кучки игрушечные предметы так, чтобы не задеть соседние. Забава эта поначалу была детской игрой, но очень быстро переросла в настоящее всенародное увлечение. Эта замечательная игра чрезвычайно полезна для детей.

Во время игры ребенок учится общаться с другими игроками. Все решают одну задачу. Играющие обмениваются репликами, подбадривают, поддразнивают друг друга. Движения пальцев приводят к возбуждению речевых центров головного мозга и усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге стимулирует развитие речи.

Во-вторых, малыш учится правильно распределять и концентрировать свое внимание. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения и движения кистей рук.

В-третьих, дети учатся терпению, усидчивости, аккуратности.

В-четвертых, манипуляции с палочками-бирюльками являются прекрасной тренировкой для детской руки, для развития мелкой моторики. Когда ребенок старается достать бирюльку, он учится напрягать и расслаблять мышцы пальцев, сохранять положение пальцев в течение довольно продолжительного времени, переключается с одного движения на другое, развивает точную координацию движений. Недаром психологи говорят: «Рука учит мозг». Чем свободнее малыш владеет своими пальцами, тем лучше развито его мышление.

Поиграйте с детьми в бирюльки, и вы почувствуете удовольствие и радость от этой забытой игры.

Правила этой старинной игры чрезвычайно просты.

Считалкой определяется, кто будет играть первым. Он зажимает в руке ровный пучок палочек-бирюлек, касается стола его нижним концом и резко разжимает ладонь. Бирюльки при этом должны упасть ворохом. Выпавшие отдельно бирюльки откладываются в сторону, до следующей игры. Играющие по очереди вытаскивают по одной из вороха, стараясь не шелохнуть другие палочки. Вытянутую правильно бирюльку игрок оставляет себе. Если палочки шевельнулись, ход передается другому игроку, а неправильно вытянутая палочка отдается следующему игроку. В конце игры считают число бирюлек у каждого.

Игра в «Бирюльки»

Психолог. Предлагаю поиграть в семейную игру «Куча мала». Эта игра предназначена для развития глазомера, ловкости и чувства равновесия у ребенка.

 Игра состоит из шайб разных размеров.

Играют в нее так. Шайбы делятся поровну между игроками. Игроки по очереди выставляют по одной шайбе на основание так, чтобы ни одна шайба не упала с него. Если какое-то количество или все шайбы упали с основания, игрок, на чей ход это случилось, забирает упавшие шайбы себе. Цель игры — избавиться от своих шайб. Проигрывает тот, у кого последнего остаются шайбы.

  Игра «Куча мала».

Ведущий. Всем известен народный обычай - дарить детям игрушки. В давние времена чаще их делали в семье сами, а иногда привозили новые "потехи" с ярмарки. В народе считали, что игрушка-подарок принесет ребенку здоровье и благополучие.

Дом без игрушек считался бездуховным. Есть такая примета: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль.

Верили, что игрушки охраняют детский сон (до сих пор по древнему обычаю детей укладывают спать с любимой игрушкой).

Ребенок без игрушки вырастает пустым и жестоким, не умеющим. добра и любви, дают навыки для жизни и формируют умение общаться с людьми и очень важно делать игрушки своими руками, вкладывая в них усердие и душу.

Вот и сегодня мы никак не могли обойтись без игрушки. (Показывает матрешку). Что это за кукла у меня в руках?

Вот мы все матрёшка да матрёшка… Но ведь у этой куклы и названия-то не было. А когда токарь её сделал, а художник раскрасил, то и название пришло само собой – Матрёна. Потому что самым распространенным на Руси именем была Матрёна, если ласково, то Матрёшка. Так и назвали деревянную барышню. Со временем имя Матрёшка стало нарицательным.

Вам ничего это имя не напоминает? Матрёшка – она же «мать», которая символизирует собой, по сути, СЕМЬЮ, да ещё состоящую из разного количества фигурок, которые символизируют детей разного возраста.

Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится, причем, чем больше труда вложено в матрёшку, т.е. чем больше в ней мест и чем качественней роспись матрёшки, тем быстрее желание исполнится. Матрёшка – это тепло и уют в доме

        Предлагаю вам вместе с детьми создать матрешек.

Родители вместе с детьми украшают шаблон матрешки.

        Такие красивые матрешки у вас получились. Я хочу вам пожелать, чтобы в ваших семьях жила удача, понимание, здоровье, которые вы задумали, делая этих матрешек.

Наш фестиваль подошел к концу. Как быстро пролетело время, ведь оно было наполнено яркими рассказами о русских праздниках, обычаях и традициях. И мы, русские люди, должны знать и помнить традиции своего народа. Ведь не зря сказал поэт: «Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим…»

Наступает час прощанья,

 Будет краткой наша речь.

 Говорим вам: “До свиданья!

 До приятных, новых встреч!”

 Тут и ярмарки конец,

 Кто играл, тот молодец!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий семейного праздника в старшей группе: «ОСЕННИЕ СЕМЕЙНЫЕ ВСТРЕЧИ»

Сценарий семейного праздника в старшей группе:«ОСЕННИЕ СЕМЕЙНЫЕ ВСТРЕЧИ» 1–й  ребенок: - Добрый вечер!               2–й  ребенок: - Здравствуйте!Воспитатель: - Мы рады видеть вас, потому что понимаем...

Творческая работа: Сценарий семейного досуга "Цветок семейного счастья" Муниципального этапа V Всероссийского конкурса "Семья-основа государства"

Что такое семья? На этот вопрос пытались ответить дети старшей группы в ходе коллективного, долгосрочного, творческого, детско-родительского проекта " Я и моя семья". Презентация проекта пришла в форм...

Сценарий семейного развлечения "Путешествие к островам Семейного счастья"

ФГОС предполагает тесное сотрудничество детских дошкольных учреждений с семьями воспитанников. Для того, чтобы установить более тесный контакт с членами семей дошкольников и предназначен сценарий семе...

Сценарий семейной гостиной "Наши семейные традиции"

Сценарий семейной гостиной по теме: «Наши семейные традиции»...

Сценарий семейной гостиной "Традиции семейного чаепития"

Сценарий семейной гостиной "Традиции семейного чаепития"...

Сценарий семейного праздника в средней группе " Цветок семейного счастья"

Данный сценарий можно использовать как отчетный материал к проекту " Моя семья"...

Сценарий семейного досуга для детей 5-6 лет и родителей Музыкальный калейдоскоп «Семейная песня»

Развитие семейного творчества и сотрудничества детского сада и семьи, воспитание у детей чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью, сплочение детского коллектива....