"В стране Шахматных фигур" (Досуг для детей 5-7 лет)
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Досуг "В стране Шахматных фигур" завершает работу кружка "Занимательные шахматы". Данное занятие призвано побуждать у детей старшего дошкольного возраста интерес к шахматной игре через спортивные эстафеты, сказки, загадки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_strane_shahmatnyh_figur._stsenariy.odt | 30.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Солнышко»
В СТРАНЕ ШАХМАТНЫХ ФИГУР
(Досуг для детей 5-7 лет)
Составитель: Уколова Марина Алексеевна
Мордово
2021 год
Цели:
- создание условия для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста;
- побуждение у детей интереса к шахматной игре через спортивные эстафеты, стихи, сказки, загадки.
Оборудование: аудиозаписи песен «Гимн шахматистов», «Шахматы», маски-шапочки шахматных фигур, 2 набора шахмат, 2 теннисных ракетки, 2 палки-лошадки, 8 мягких кубов 2 набора букв слова «Слон», 2 картинки «Ладьи», разрезанные на 8 частей картинки «Ферзь» и «Король», 2 обруча, шахматные значки.
Ход мероприятия:
Звучит «Гимн шахматистов».
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами посетим удивительную страну Шахматных фигур, помогут нам в этом участники кружка «Занимательные шахматы».
Дети - участники кружка читают стихотворение:
1-й: Эта чудная игра
Нам известна с детства.
Отправляемся! Пора
В шахмат королевство!
2-й: Там и ныне, словно встарь.
На высоком троне
Восседает грозный царь
В шахматной короне.
3-й: Там отважны и сильны
Пешки — храбро бьются.
Там и кони, и слоны
Доблестно дерутся.
4-й: Ферзь с ладьёй на страх врагам
Поспевают всюду.
Кем, не скажете ли нам,
Выдумано чудо:
5-й: Чёрно-белые поля
И фигур сраженья.
Ждёт победа короля
Или пораженье?
Ведущий: Хотите послушать сказку о том, как появилась игра «Шахматы»?
Дети: Да!
Ведущий: Когда-то давным-давно, на месте старинного шахматного королевства жил король. И было у него два сына. Одного звали Белый Королевич, другого — Черный Королевич. Так их прозвали потому, что один любил одеваться в белый кафтан, а другой — в черный. Вскоре старый король умер. После смерти отца королевичи стали делить королевство. Но не поделили, разругались и пошли друг на друга войной. Сражались долго и упорно: никто не хотел уступать. Тогда-то и появился старый престарый Мудрец и сказал: «Я знаю одно надежное средство, которое может помирить двух братьев. Достал Мудрец из котомки доску, поделенную на одинаковые белые и черные клеточки — квадратики и стал расставлять на ней забавные фигурки. С одной стороны доски он расставил белые фигурки, а с другой — черные. По углам разместил крепостные башенки, рядом с ними коней, по соседству с конями — слонов — по две одинаковые фигурки с каждой стороны, а в самом центре — короля и его главного помощника ферзя. Во втором ряду поставил в ряд пешки. − Вот твоя шахматная армия, Белый Королевич, молвил Мудрец, указывая на белые фигуры. − А вот твоя шахматная армия, Черный Королевич, — сказал Мудрец, указывая на черные фигурки. − Эта игра называется «шахматы». Она так интересна и увлекательна, что, начав играть, вы забудете про ваши раздоры. И стал Мудрец обучать Королевичей этой мудрой игре. И с тех пор королевичи жили дружно и сражения устраивали только на шахматной доске.
А вы дружно живёте в своём королевстве, не ссоритесь?
Дети: Живём дружно и не ссоримся.
Ведущий: Хочу представить вам жителей Шахматного королевства.
«Парад шахматных фигур»
Участники кружка выходят в костюмах шахматных фигур, делают круг по сцене и становятся в ряд. Ведущий представляет фигуры:
Пешка.
Пешка, маленький солдат,
Лишь команды ждёт,
Чтоб с квадрата на квадрат
Двигаться вперёд.
На войну, не на парад
Пешка держит путь.
Ей нельзя пойти назад,
В сторону свернуть.
Чтоб могла вступить скорей
В рукопашный бой,
Первым ходом можно ей
Сделать шаг двойной.
А потом — вперёд, вперёд,
За шажком шажок.
Ну, а как же пешка бьёт?
Бьёт наискосок.
Если доску всю пройдёт
Пешка до конца -
Ждёт там звание ферзя
Храброго бойца.
Ладья.
Видимо, ладья упряма,
Если ходит только прямо.
Не петляет: прыг да скок,
Не шагнёт наискосок.
Так от края и до края
Может двигаться она
Эта башня боевая
Неуклюжа, но сильна.
Шаг тяжёлый у ладьи,
В бой скорей её веди!
Слон.
Слоны поделили свой мир пополам:
Один ходит только по белым полям
И только по чёрным шагает другой
И на цвет, на чужой, ни ногой
Так среди одноцветных дорог
Слоны движутся наискосок.
Конь.
У шахматной лошадки
Коварные повадки
Прыгнет конь. Подковы — звяк!
Необычен каждый шаг:
Буквой «г» и так и сяк
-Что ни шаг, то зигзаг.
Ферзь.
Ферзь в шахматах,
Можно сказать, чемпион,
И шаг у ферзя широк.
Ферзь может ходить, как ладья и как слон,
И прямо, и наискосок.
Направо, налево, вперёд и назад,
А бьёт он и вдаль, и в упор.
И кажется, будто ферзю тесноват
Доски чёрно-белой простор
Ферзь очень опасен вблизи и вдали
-Ты больше вниманья ферзю удели.
Король.
Главнее всех всегда король,
Все слушаться его изволь.
Ведь возглавляет он в бою
Лихую гвардию свою.
Король всегда в начале боя
Стоит отважно в центре строя
Команды отдаёт без спешки,
Его собой прикрыли пешки
Хотя король имеет власть,
Без пешек может он пропасть.
Фигуры занимают места среди зрителей
Ведущий: А сейчас Костя, Ульяна и Мила исполнят для вас «Пешкины страдания»
ПЕШКИНЫ СТРАДАНИЯ
Пешки: Уделите вы нам, гости,
Чуточку внимания,
Пропоём для вас мы с Костей - Ох!-
Пешкины страдания.
Костя: Я без дела не болтаюсь
Не слоняюсь во дворе,
А прилежно обучаюсь – Ох! -
Умной шахматной игре.
Я сказал вчера ребятам:
«Все фигуры знаю я!» -
Перечислил по порядку: – Ох!-
«Король, ферзь, слон, конь, ладья».
Пешки: Пешки — тонкие натуры.
Ты нас, Костя, огорчил:
Перечислил все фигуры, - Ох! -
А про нас ты позабыл.
Костя: Нет в словах моих насмешки.
Зря вы обижаетесь.
Ведь фигурами вы, пешки, - Ох! -
Просто не считаетесь.
Пешки: Зря фигуры зазнаются,
Как медведи во бору.
Всё ж без нас не обойдутся – Ох! -
Начинаем мы игру.
Если нас не потревожить,
То фигурам не пройти.
Шаг ладья ступить не сможет, - Ох! -
Если пешка на пути.
Кто там пешкам возражает?
Ты послушать нас изволь!
Пешек очень уважают – Ох! -
Слон и ферзь и сам король.
И в игре (куда уж строже!)
Соблюдают все закон:
Через пешку прыгнуть может – Ох! -
Из фигур один лишь конь.
Костя: Мне сказали папа с мамой:
«Ты не забывай, сынок:
Пешка ходит только прямо, - Ох! –
Ну, а бьёт наискосок.»
Пешки: Мы, вообще, не любим спешки,
Но в борьбу вступить спеша,
Раз в игре способна пешка, - Ох! -
Через поле сделать шаг.
Пешки – крепкие орешки,
Наших хитростей не счесть.
У противника мы пешку, - Ох! -
На проходе можем съесть.
Хоть мала, невзрачна пешка,
Но в игре весьма важна.
Доску всю пройдя без спешки, - Ох! -
Может стать ферзём она
Костя: Я прошу у вас прощенья,
Если в чём-то виноват.
Заслужила уваженье – Ох! –
Пешка – маленький солдат!
Ведущий: Ребята, шахматы — это спортивная игра. Она предполагает соревнование, требует воли к победе, взаимного уважения противников, умения красиво выигрывать и достойно проигрывать. Все эти качества мы с вами сможем проявить в шахматных эстафетах.
1. Эстафета с пешками «Донеси — не урони!»
Все дети делятся на 2 команды.
По сигналу дети по очереди на теннисных ракетках несут шахматную пешку, обегают конус, возвращаются и передают ракетку с фигурой следующему участнику команды. Команда победитель эстафеты получает «пешку».
2. Эстафета «На коне»
По сигналу, дети по очереди бегут до конуса и обратно, используя палки с головой коня. Возвращаясь, каждый участник команды передаёт «коня» следующему. Команда победитель эстафеты получает «пешку».
3. Эстафета «Собери слово».
Каждая команда при помощи мягких кубов с буквами собирает слово «СЛОН». Команда, которая сделает это первой, получает «пешку».
4. Эстафета «Передай фигуру».
Каждая команда, использует небольшой куб с картинкой «ладьи». Дети стоят в колонне и по сигналу передают куб по верху каждому следующему участнику. В обратную сторону куб передаётся к первому участнику снизу. Повторить 3 раза. По завершении эстафеты, первый участник поднимает куб вверх двумя руками. Команда-победитель получает «пешку».
5. Эстафета «Разрезные картинки».
Участники каждой команды получают части разрезных картинок «Ферзь» и «Король». Дети стоят в колонне. По очереди, добегая до обруча, кладут каждый свою часть, стараясь сложить общую картинку шахматной фигуры «ферзь». По завершении эстафеты, та команда, которая быстро и правильно справилась с заданием, получает «пешку».
Ведущий: Участники кружка сейчас расскажут и покажут вам сказку «Шахматный теремок».
ШАХМАТНЫЙ ТЕРЕМОК
На сцене стоит шахматный теремок. Входит Пешка, подходит к теремку.
Пешка: Не люблю я прыг да скок
Я иду неспешно,
Бью всегда наискосок,
А зовусь я Пешка.
Вижу клетчатый домок -
Шахматный теремок.
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в чёрно-белом живёт?
(Заглядывает в теремок)
Видно, нет здесь никого.
Что ж, войду-ка я в него.
Буду жить да поживать,
Да друзей здесь ожидать.
(Входит в теремок)
Подходит Ладья, стучит в дверь.
Ладья: Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в чёрно-белом живёт?
Выходит Пешка.
Пешка: Я Пешка-неспешка. А ты кто?
Ладья: Я дальнобойная Ладья,
На башню так похожа я.
Как танк могучий и стальной,
Двигаюсь я по прямой,
Доступны мне любые дали
На вертикали, горизонтали.
Пешка: Иди, Ладья, ко мне жить.
Будем с тобой дружить.
(Пешка и Ладья входят в теремок)
Подходит Конь. стучит в дверь.
Конь: Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в чёрно-белом живёт?
(Выходят Пешка и Ладья)
Пешка: Я Пешка-неспешка.
Ладья: Я дальнобойная Ладья.
Вместе: А ты кто?
Конь: Я Конь-через поля скакун.
Я шахматный Конь,
Шустрый, быстрый, как огонь.
Не мила коню неволя,
Предо мной простор широк,
Очень ловко на два поля
Совершаю я прыжок,
Замечательный прыжок:
Два поля - прямо, поле - вбок.
Пешка и Ладья: Иди, Конь к нам жить.
Будем с тобой дружить.
(Пешка, Ладья и Конь входят в теремок)
Входит Слон. стучит в дверь.
Слон: Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в чёрно-белом живёт?
Выходят Пешка, Ладья и Конь.
Пешка: Я Пешка-неспешка.
Ладья: Я дальнобойная Ладья.
Конь: Я Конь-через поля скакун.
Вместе: А ты кто?
Слон: Я Слон - по диагоналям рыскун.
Если слон на белом поле
Встал вначале (не забудь!)
Он другой не хочет доли –
Знает только белый путь.
А когда на поле чёрном
Слон стоит, вступая в бой,
Ходит, правилам покорный,
Чёрной тропкой слон такой.
До конца игры слоны
Цвету одному верны.
Пешка, Ладья и Конь: Иди, Слон к нам жить.
Будем с тобой дружить.
(Пешка, Ладья, Конь, Слон входят в теремок.
Входит Ферзь. стучит в дверь.)
.
Ферзь: Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в чёрно-белом живёт?
(Выходят Пешка, Ладья, Конь и Слон.)
Пешка: Я Пешка-неспешка.
Ладья: Я дальнобойная Ладья.
Конь: Я Конь-через поля скакун.
Слон: Я Слон - по диагоналям рыскун.
Вместе: А ты кто?
Ферзь: А я Ферзь, самый сильный здесь.
Я самый мощный, я — чемпион!
Умею ходить, как Ладья, и как Слон.
Пешка, Ладья, Конь и Слон: Иди, Ферзь, к нам жить.
Будем с тобой дружить.
(Пешка, Ладья, Конь, Слон, Ферзь входят в теремок.
Входит Король, стучит в дверь.)
Король: Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в чёрно-белом живёт?
Выходят Пешка, Ладья, Конь, Слон и Ферзь.)
Пешка: Я Пешка-неспешка.
Ладья: Я дальнобойная Ладья.
Конь: Я Конь-через поля скакун.
Слон: Я Слон-по диагоналям рыскун.
Ферзь: Я Ферзь, самый сильный здесь.
Вместе: А ты кто?
Король: Я Король — боец отважный,
Самый главный, самый важный.
Хоть обязана вся рать
Короля оберегать,
Я в бою не подведу,
Врукопашную пойду.
А ещё с ладьёй я ловко
Умею делать рокировку.
Посмотреть хотите?
Все: Да!
Король: Подойди, Ладья, сюда! (Ладья подходит)
Совершу прыжок лихой
И укроюсь за ладьёй.
(Король прыгает через Ладью, задевает теремок. Теремок падает)
Фигуры: Что ж, Король, ты натворил:
Теремок наш развалил!
Пешка: Хоть неловок был Король,
Важную сыграл он роль -
Теремок разворотил,
Его в доску превратил.
А доска — большой квадрат,
Всяк занять здесь место рад.
Ладья: Встали по краям ладьи.
Конь: Рядом кони...
Слон: … и слоны.
Ферзь и Король: Для Ферзя и Короля
Тоже есть свои поля.
Пешка: Пешки встали впереди.
(Фигуры последовательно занимают свои места)
Все: Эй, противник! Выходи!
Ведущий: Настала пора проверить знания и умения участников кружка «Занимательные шахматы».
1-е задание: «Доскажи словечко» (Дети по очереди договаривают последнее слово):
Сделай паузу в игре,
Доскажи словечко мне.
Если ты знаток фигур,
Отгадай мой каламбур:
У него большая роль,
А зовут его … (король)
Не фигура, а насмешка -
Эта маленькая … (пешка)
Шустрый, быстрый, как огонь
Шахматный, но всё же … (конь)
Есть сестра у корабля –
Очень важная … (ладья)
Не отвесит вам поклон!
Не индийский, хоть и … (слон)
Самый сильный в войске есть,
А для вас он просто … (ферзь)
Если ты играешь ловко,
Знай, как делать … (рокировку)
Королю ещё не крах,
Если ты заметишь … (шах)
Коли ходишь наугад,
Можешь сделать только … (пат)
Нет пути теперь назад!
Я уверен – это … (мат)
© Copyright: Шнайдер Ирина, 2016
2-е задание: «Расставь фигуры».
Кто быстрее расставит фигуры на шахматной доске. Учитывается скорость, правильное положение доски и фигур.
3-е задание: «Чудесный мешочек»
В мешочке находятся шахматные фигуры. Дети по очереди опускают руки в мешочек и на ощупь находят фигуры: коня, короля, ладью, слона, ферзя, пешку.
4-е задание: «Кто я?»
Ведущий надевает ребёнку шапочку с геометрической фигурой. Ребёнок не видит, какая у него фигура. Он должен угадать её при помощи вопросов, на которые модно отвечать только «да» или «нет», например:
- Я белая фигура? (Да)
- Я одна в своём войске? (Нет)
- Таких фигур в войске две? (Да)
- Я хожу по вертикали и горизонтали? (Нет)
- Я хожу по диагонали? (Нет)
- Мой шаг похож на букву «Г»? (Да)
- Я — белый конь! (Да)
5-е задание: «Кто быстрее?»
2 набора фигур рассыпаны вперемешку. Кто быстрее соберёт рассыпанные фигуры и аккуратнее сложит их в коробку.
В заключение участникам кружка «Занимательные шахматы» вручаются значки с рисунками шахматной тематики.
Дети покидают зал под песню «Шахматы».
Источники:
- Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или учусь и учу. Пособие для учителя. - Обнинск. Духовное возрождение, 2011.
- И.Весела. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.
- https://moluch.ru/archive/117/32530/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия «В стране шахматных чудес» в старшей группе
На данном занятии педагог даст представление детям о шахматной доске, о вертикальных и горизонтальных линиях, о пешке, на каких полях они стоят, называть их и о правилах игры в шахматы....
Открытый показ совместной деятельности взрослого с детьми старшего дошкольного возраста «В стране шахматных чудес»
Обучение детей шахматам....
Кружок «В стране Шахматных чудес» по обучению игре в шахматы детей старшего дошкольного возраста.
Обучение дошкольников принципам шахматной игры, воспитание у них интереса и любви к игре в шахматы....
Сценарий шахматного праздника «В стране шахматных чудес»
Цель мероприятия: привить юным шахматистам любовь к шахматам как к неотъемлемой части их будущей жизни. Задачи мероприятия: 1. Воспитать и привить чувства ответственности к выполнению поставленных з...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "В стране шахматных чудес"
Конспек ООД по обучению детей игре в шахматы "В стране шахматных чудес"...
В шахматном королевстве или в стране шахматных чудес!
Спорт - это прежде всего преодоление себя...Популяризация видов спорта: аэробика и шахматы....
Шахматная интеллектуальная викторина «В стране шахматных фигур»
Шахматная интеллектуальная викторина«В стране шахматных фигур» для детей подготовительной группыобщеразвивающей направленности 6-7 летинтеграция образовательных областей(социально-ком...