Сценарий досуга "Это русская сторонка, это Родина моя!"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Представлен конспект досуга, с помощью организации которого решается задача приобщения детей к русской народной культуре и творчеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dosug.docx | 28.6 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Выездновский детский сад №1
Конспект досуга для воспитанников старшей и подготовительной к школе групп на тему
«Это русская сторонка,
это Родина моя!»
Разработали:
музыкальный
руководитель Марчус Т.А.,
старший воспитатель
Усанова Е.С.
2022 г.
Цель: приобщение детей к исконно-русскому творчеству.
Задачи:
- Через музыкальный фольклор передать детям нравственные, эстетические, художественные образы.
- Закрепить умение исполнять русскую пляску.
- Закрепить навыки игры на русских музыкальных инструментах.
Материалы и оборудование:
Магнитофон (ноутбук, колонка и т.д.) для использования аудиозаписей; гармонь, либо аудиозапись для исполнения частушек; русские народные костюмы для детей и гостей праздника (сарафаны, платки), рукоделие (пяльцы с вышивкой, картины из шерсти, клубки и спицы, корзинки с пряжей, глиняные игрушки, мочальные куклы и т.д.), аудиозапись минуса песни «Было у матушки 12 дочерей»; народные музыкальные инструменты; короб для коробейника, в котором лежат яркие платки; перчаточные куклы скоморохи; рожки для скоморохов; домбра для аккомпанемента, деревянные ложки по количеству мальчиков; аудиозапись минуса песни «Бай, качи», песни «Моя Россия» (муз. Г.Струве, сл. Н.Соловьева).
Ход досуга:
Гости праздника сидят на скамейках. На них надеты элементы русского народного костюма (сарафаны, платки), в руках – рукоделие.
Ведущая праздника – музыкальный руководитель – наряжена бабушкой и садится вместе с гостями.
Приглушенно звучит запись русской народной песни «Родина».
Воспитатель и дети, одетые в русские костюмы, входят в зал русским хороводным шагом.
Воспитатель ведет детей через середину змейкой, по кругу, делятся на два круга, в полукруг, при завершении музыки – поклон.
Все гости встают и тоже делают поклон.
Муз.руководитель:
Здравствуйте, гости дорогие!
Девицы красные, чернобровые, очи ясные!
Добры молодцы разудалые,
Гости званые и незваные!
Веселья вам да радости!
Будьте как дома.
Воспитатель: Дома сидеть – ничего не высидеть!
Ребята: Решили мы на людей посмотреть и себя показать.
Муз.руководитель:
Проходите, гости дорогие!
У нас для каждого найдется и местечко и словечко!
Воспитанник: Гости – люди подневольные,
Где посадят – там и сидят.
Часть девочек садится с правой стороны зала на скамейки, часть – с левой. Мальчики стоят позади скамеек.
Муз.руководитель: Собралось у нас гостей со всех волостей.
Гостю – почет, хозяину – честь!
Воспитанник: Туда голуби летают, где их привечают.
Муз.руководитель:
Вижу, ждут малые детки чего-то.
Давайте, подруженьки, расскажем им
Про годы свои молодые, про житье-бытье старинное.
Сначала хочу подружек-соседок своих представить.
Девочки называют себя.
Муз.руководитель:
А меня-то ……..величают,
По батюшке …..........
Ну слушайте!
На завалинках, в светелке
Иль на бревнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
А играли как! В горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир!
Нынче все мы по диванам
Личных дач или квартир.
Наш досуг порою мелок.
И чего там говорить:
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить!
Воспитатель:
Возродить, так возродить,
Что об этом говорить!
Так давайте петь, плясать
Хороводы водить и играть!
Девочки выбегают на середину.
Песня «Было у матушки 12 дочерей»
Во время исполнения песни девочками мальчики сидя играют на народных инструментах. В завершении песни девочки собираются в кружок, а мальчики кладут инструменты, встают к девочкам и шушукаются.
Муз.руководитель:
Что за песни, что за песни
Распевает наша Русь!
Нет, подруженьки, хоть тресни,
Не споет ведь так француз!
Как затянет, как зальется
Православный наш народ.
Ведь откуда что берется –
Прямо к сердцу так и льнет!
Дети расходятся в круг, оставляя водящего. Проводится игра «Горелки».
Муз.руководитель (спрашивает у соседок):
Хорошо ребята пели?
Весело играли?
А вот мы, бывало,
Кадриль танцевали!
Чего тут думать,
Чего гадать,
Не умеет нынче молодежь
Кадриль танцевать.
Выбегает группа детей (4 девочки, 4 мальчика) и кричат: «Умеем!».
Мальчики: Почему девчонки
Скучаете в сторонке?
Девочки: Вас стесняемся, ребята…
Мальчики: Идите ближе к нам, девчата,
Вы зря носы повесили
Нам без вас невесело!
Мальчики приглашают девочек и разводят по уголкам.
Все: А теперь пойдем все в пляс
Русская кадриль ждет нас!
Танец «Кадриль».
Муз.руководитель:
Ох, и весело у нас,
Ноги сами рвутся в пляс.
А ну, подружки дорогие,
Спляшем «русского» сейчас!
Ты, Васильевна, помогай-ка,
На баяне подыграй-ка.
Пока «русского» мы пляшем,
Хотим убедиться в мастерстве вашем.
Кто хочет уменье свое показать?
Воспитатель: А что нужно делать?
Муз.руководитель:
Пока мы пляшем,
Надо ниточку в клубочек намотать,
А как кончим мы плясать,
Значит, хватит вам ниточку мотать.
Понятно ли задание?
Начинаем соревнование!
Звучит русская народная мелодия, все гости и муз.руководитель пляшут.
Муз.руководитель:
Ох, устали, посидим,
Да на клубочки поглядим.
(Дети показывают).
Все клубочки хороши,
И мы наплясались от души.
Подходит ребенок: Бабушка, расскажи еще что-нибудь!
Муз.руководитель: В старину много обычаев, праздников было. А вот расскажу я вам, хорошие мои, про ярмарку весеннюю. Ох, и веселился народ в ту пору. Девушки все наряжены. Идут, стекаются на ярмарку, будто радуга с небес спустилась. Есть, чему дивиться. А парни молодые на девушек поглядывают, да посматривают. Ребята меж собой разговаривают тишком, чтобы девушки не заметили, да не услышали их секретов.
В те времена богато жили в нашей округе. У всякого радивого хозяина завсегда скотинка в доме водилась. Иные лошаденку имели. Весной-то везли на ярмарку продавать товары. Ехали за покупками, да и просто веселиться. В те времена умел народ радоваться и забавляться. Молодая я была тогда, да вот как вы сейчас.
3 мальчика переодеваются в двух скоморохов и коробейника. Звучит аудиозапись «Наигрыши на рожках». Скоморохи, выходят, имитируя игру на рожках и приплясывая. Через центр идет коробейник.
1-й скоморох: Эй, на ярмарку спеши,
Купи, что хочешь для души.
2-й скоморох: Эй, сюда скорей бегите,
Наш товар всем похвалите.
Выбегают девочки.
Все: А почем же ваш товар?
Коробейник: Отдаем почти за даром,
По цветочку за платочки,
А если кто понравится,
То и плата не понадобится.
Девочки: Есть у вас платочки, яркие, как щечки?
Коробейник: Есть такие, забирайте,
Да платить не забывайте!
Две девочки кладут цветок в кепку, две целуют в щеки.
Девочки берут платки и делают из них воротца. Скоморохи кладут рожки, надевают кукол, выглядывают в воротца.
Оба скомороха: Где тут ярмарка, скажите?
Нас на ярмарку пустите.
Все: А вы кто такие?
Оба: Мы два братца удалые, интересные,
На всю округу артисты известные (выходят, встают перед «воротцами»):
1-й скоморох: Я – Тимоша
2-й скоморох: А я – Ероша.
Оба: Правда, дети, мы хорошие?
Дети: Да!
Скоморох с куклой Тимом: А зачем мы пришли?
Скоморох с куклой Ерошей: Как зачем? Людей посмешить и себя показать! Тим, а Тим?
Тим: А?
Ероша: У тебя под ногами грязь.
Тим: Где? (наклоняется).
Ероша: Не кланяйся, я тебе не князь!
Тим чешет затылок.
Тим:
Ерошка, слушай загадку:
Тарин, Барин, Пощипай
Ехали на лодке!
Тарин, Барин утонули,
Кто остался в лодке?
Ероша: Пощипай.
Тим щиплет Ерошку и, смеясь, убегает в «воротца».
Скоморохи и коробейник садятся.
Девочки накидывают платки на плечи и исполняют частушки под гармонь:
1.Я на ярмарке была,
Ох, устали ножки!
Услыхала я гармошку,
Заплясали ножки.
(припляс).
2.Гармошка заиграла,
И пустились ноги в пляс,
Мы веселые частушки
Пропоем сейчас для вас.
(припляс)
3.Сколько раз я зареклась
Под гармошку песни петь,
А гармошка заиграла,
Моему сердцу не стерпеть.
4.Мы частушки запоем,
Запоем мы громко,
Затыкайте ваши уши,
Лопнут перепонки.
1.Эй, топни нога,
Топни, правенькая,
Я девчонка боевая,
Хоть и маленькая!
2.Я ногою топнула,
На мне юбка лопнула,
Дайте юбку подвязать,
Я опять пойду плясать!
3.Я такая боевая, никому не удержать,
Если даже крыша рухнет,
Все равно буду плясать!
4.Ах, пятки, носок,
Выковыривай песок,
Уже и так я попляшу,
Всю избу вам распашу!
Все:
Мы пропели вам частушки,
Вы скажите от души:
Хороши частушки наши?
И мы тоже хороши?
(Поклон).
Мальчики подбегают и кричат: А у вас есть ложки,
Чтоб хлебать из плошки?
Коробейник:
Эти ложки не для плошки,
Эти ложки для игры,
Коль умеете играть,
Пора народ нам развлекать!
Муз.руководитель: Надо хлопцам подыграть.
Наигрыши на ложках. Аккомпанемент – домбра.
Выходит коробейник, поет песню «Бай, качи», инсценируя ее.
Все дети стоя поют песню.
Коробейник:
Есть еще у нас угощенье,
Пряники, да печенье,
Пирожки медовые,
Получите леденец –
Вот и ярмарке конец!
Все: А что, бабушка, так было?
Муз. руководитель: Так, ребятки, так!
Ой, надо мне в избу идти
Каравай пора нести!
Воспитатель:
На Руси уж так идет,
Что талантливый народ
Сам себе и жнец и швец,
И на дудочке игрец.
И блоху он подкует,
Дом добротный возведет,
Утварь всю по дому справит,
Чашей полной дом тот станет.
Муз.руководитель выносит каравай.
Муз.руководитель:
Красна девица, помоги,
Каравай скорей бери,
Ребятишек угощай!
Моих соседок не забывай!
Воспитатель: Старших уважаем, караваем угощаем!
Муз.руководитель переодевается.
Ребята:
Великую землю,
Ллюбимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем!
Все дети исполняют песню «Моя Россия» (муз. Г.Струве, сл. Н.Соловьева).
Дети, взявшись за руки, с караваем уходят в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию для детей старшей группы на тему: "Это русская сторонка, это Родина моя!"
Занятие рекомендую проводить во втором полугодии, поскольку материал сложный и базируется на знаниях детей. Но занятие прошло с большим успехом,вызвало интерес у детей и коллег. Одной из основны...
Сценарий тематического праздника «ЭТО РУССКАЯ СТОРОНКА, ЭТО РОДИНА МОЯ!»
Сценарий тематического праздника...
Сценарий праздника «Это русская сторонка – это родина моя!» Для старшей к школе группы
Праздник направлен на знакомство детей с наротным творчеством...
Сценарий праздника «Это русская сторонка – это Родина моя!»
Подготовила: музыкальный руководительМДОУ «Детский сад № 10 комбинированного вида» города Железногорска Курской областиПрибыльнова Марина Викторовна...
Сценарий встречи в музыкальной гостиной "Это русская сторонка - это Родина моя" для детей старшей группы
Этот сценарий будет интересен музыкальным руководителям, воспитателям и педагогам дополнительного образования для воспитания любви к своей Родине через творчество П. И. Чайковского....
Проект по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры "Это русская сторонка, это Родина моя"
Проект направлен на создание системы взаимодействия с семьями воспитанников и обогащение развивающей предметно-пространственной среды, способствующей нравственно-патриотическому и художественно-эстети...
Сценарий праздника в старшей группе "Это русская сторонка, это Родина моя!"
Увлекательное развлечение для детей в в самобытную культуру русского народа...