Сценарий досуга "Это русская сторонка, это Родина моя!"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Усанова Евгения Сергеевна

Представлен конспект досуга, с помощью организации которого решается задача приобщения детей к русской народной культуре и творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dosug.docx28.6 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Выездновский детский сад №1

Конспект досуга для воспитанников старшей и подготовительной к школе групп на тему

 «Это русская сторонка,

 это Родина моя!»

Разработали:

музыкальный

руководитель Марчус Т.А.,

 старший воспитатель

Усанова Е.С.

2022 г.

Цель: приобщение детей к исконно-русскому творчеству.

Задачи:

  1. Через музыкальный фольклор передать детям нравственные, эстетические, художественные образы.
  2. Закрепить умение исполнять русскую пляску.
  3. Закрепить навыки игры на русских музыкальных инструментах.

Материалы и оборудование:

Магнитофон (ноутбук, колонка и т.д.) для использования аудиозаписей; гармонь, либо аудиозапись для исполнения частушек; русские народные костюмы для детей и гостей праздника (сарафаны, платки), рукоделие (пяльцы с вышивкой, картины из шерсти, клубки и спицы, корзинки с пряжей, глиняные игрушки, мочальные куклы и т.д.), аудиозапись минуса песни «Было у матушки 12 дочерей»; народные музыкальные инструменты; короб для коробейника, в котором лежат яркие платки; перчаточные куклы скоморохи; рожки для скоморохов; домбра для аккомпанемента, деревянные ложки по количеству мальчиков; аудиозапись минуса песни «Бай, качи», песни «Моя Россия» (муз. Г.Струве, сл. Н.Соловьева).

Ход досуга:

Гости праздника сидят на скамейках. На них надеты элементы русского народного костюма (сарафаны, платки), в руках – рукоделие.

Ведущая праздника – музыкальный руководитель – наряжена бабушкой и  садится вместе с гостями.

Приглушенно звучит запись русской народной песни «Родина».

Воспитатель и дети, одетые в русские костюмы, входят в зал русским хороводным шагом.

Воспитатель ведет детей через середину змейкой, по кругу, делятся на два круга, в полукруг, при завершении музыки – поклон.

Все гости встают и тоже делают поклон.

Муз.руководитель:

Здравствуйте, гости дорогие!

Девицы красные, чернобровые, очи ясные!

Добры молодцы разудалые,

Гости званые и незваные!

Веселья вам да радости!

Будьте как дома.

Воспитатель: Дома сидеть – ничего не высидеть!

Ребята: Решили мы на людей посмотреть и себя показать.

Муз.руководитель:

Проходите, гости дорогие!

У нас для каждого найдется и местечко и словечко!

Воспитанник: Гости – люди подневольные,

                         Где посадят – там и сидят.

Часть девочек садится с правой стороны зала на скамейки, часть – с левой. Мальчики стоят позади скамеек.

Муз.руководитель: Собралось у нас гостей со  всех волостей.

                                    Гостю – почет, хозяину – честь!

Воспитанник: Туда голуби летают, где их привечают.

Муз.руководитель:

Вижу, ждут малые детки чего-то.

Давайте, подруженьки, расскажем им

Про годы свои молодые, про житье-бытье старинное.

Сначала хочу подружек-соседок своих представить.

Девочки называют себя.

Муз.руководитель:

А меня-то ……..величают,

По батюшке …..........

Ну слушайте!

На завалинках, в светелке

Иль на бревнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

А играли как! В горелки!

Ах, горелки хороши!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир!

Нынче все мы по диванам

Личных дач или квартир.

Наш досуг порою мелок.

И чего там говорить:

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить!

Воспитатель:

Возродить, так возродить,

Что об этом говорить!

Так давайте петь, плясать

Хороводы водить и играть!

Девочки выбегают на середину.

Песня «Было у матушки 12 дочерей»

Во время исполнения песни девочками мальчики сидя играют на народных инструментах. В завершении песни девочки собираются в кружок, а мальчики кладут инструменты, встают к девочкам и шушукаются.

Муз.руководитель:

Что за песни, что за песни

Распевает наша Русь!

Нет, подруженьки, хоть тресни,

Не споет ведь так француз!

Как затянет, как зальется

Православный наш народ.

Ведь откуда что берется –

Прямо к сердцу так и льнет!

Дети расходятся в круг, оставляя водящего. Проводится игра «Горелки».

Муз.руководитель (спрашивает у соседок):

Хорошо ребята пели?

Весело играли?

А вот мы, бывало,

Кадриль танцевали!

Чего тут думать,

Чего гадать,

Не умеет нынче молодежь

Кадриль танцевать.

Выбегает группа детей (4 девочки, 4 мальчика) и кричат: «Умеем!».

Мальчики: Почему девчонки

                   Скучаете в сторонке?

Девочки: Вас стесняемся, ребята…

Мальчики: Идите ближе к нам, девчата,

                     Вы зря носы повесили

                     Нам без вас невесело!

Мальчики приглашают девочек и разводят по уголкам.

Все: А теперь пойдем все в пляс

         Русская кадриль ждет нас!

Танец «Кадриль».

Муз.руководитель:

Ох, и весело у нас,

Ноги сами рвутся в пляс.

А ну, подружки дорогие,

Спляшем «русского» сейчас!

Ты, Васильевна, помогай-ка,

На баяне подыграй-ка.

Пока «русского» мы пляшем,

Хотим убедиться в мастерстве вашем.

Кто хочет уменье свое показать?

Воспитатель: А что нужно делать?

Муз.руководитель:

Пока мы пляшем,

Надо ниточку в клубочек намотать,

 А как кончим мы плясать,

Значит, хватит вам ниточку мотать.

Понятно ли задание?

Начинаем соревнование!

Звучит русская народная мелодия, все гости и муз.руководитель пляшут.

Муз.руководитель:

Ох, устали, посидим,

Да на клубочки поглядим.

(Дети показывают).

Все клубочки хороши,

И мы наплясались от души.

Подходит ребенок: Бабушка, расскажи еще что-нибудь!

Муз.руководитель: В старину много обычаев, праздников было. А вот расскажу я вам, хорошие мои, про ярмарку весеннюю. Ох, и веселился народ в ту пору. Девушки все наряжены. Идут, стекаются на ярмарку, будто радуга с небес спустилась. Есть, чему дивиться. А парни молодые на девушек поглядывают, да посматривают. Ребята меж собой разговаривают тишком, чтобы девушки не заметили, да не услышали их секретов.

В те времена богато жили в нашей округе. У всякого радивого хозяина завсегда скотинка в доме водилась. Иные лошаденку имели. Весной-то везли на ярмарку продавать товары. Ехали за покупками, да и просто веселиться. В те времена умел народ радоваться и забавляться. Молодая я была тогда, да вот как вы сейчас.

3 мальчика переодеваются в двух скоморохов и коробейника. Звучит аудиозапись «Наигрыши на рожках». Скоморохи, выходят, имитируя игру на рожках и приплясывая. Через центр идет коробейник.

1-й скоморох: Эй, на ярмарку спеши,

                        Купи, что хочешь для души.

2-й скоморох: Эй, сюда скорей бегите,

Наш товар всем похвалите.

Выбегают девочки.

Все: А почем же ваш товар?

Коробейник: Отдаем почти за даром,

                      По цветочку за платочки,

                      А если кто понравится,

                      То и плата не понадобится.

Девочки: Есть у вас платочки, яркие, как щечки?

Коробейник: Есть такие, забирайте,

                      Да платить не забывайте!

Две девочки кладут цветок в кепку, две целуют в щеки.

Девочки берут платки и делают из них воротца. Скоморохи кладут рожки, надевают кукол, выглядывают в воротца.

Оба скомороха: Где тут ярмарка, скажите?

                           Нас на ярмарку пустите.

Все: А вы кто такие?

Оба: Мы два братца удалые, интересные,

        На всю округу артисты известные (выходят, встают перед «воротцами»):

1-й скоморох: Я – Тимоша

2-й скоморох: А я – Ероша.

Оба: Правда, дети, мы хорошие?

Дети: Да!

Скоморох  с куклой Тимом: А зачем мы пришли?

Скоморох с куклой Ерошей: Как зачем? Людей посмешить и себя показать! Тим, а Тим?

Тим: А?

Ероша: У тебя под ногами грязь.

Тим: Где? (наклоняется).

Ероша: Не кланяйся, я тебе не князь!

Тим чешет затылок.

Тим:

Ерошка, слушай загадку:

Тарин, Барин, Пощипай

Ехали на лодке!

Тарин, Барин утонули,

Кто остался в лодке?

Ероша: Пощипай.

Тим щиплет Ерошку и, смеясь, убегает в «воротца».

Скоморохи и коробейник садятся.

Девочки накидывают платки на плечи и исполняют частушки под гармонь:

1.Я на ярмарке была,

Ох, устали ножки!

Услыхала я гармошку,

 Заплясали ножки.

(припляс).

2.Гармошка заиграла,

И пустились ноги в пляс,

 Мы веселые частушки

Пропоем сейчас для вас.

(припляс)

3.Сколько раз я зареклась

Под гармошку песни петь,

 А гармошка заиграла,

Моему сердцу не стерпеть.

4.Мы частушки запоем,

Запоем мы громко,

Затыкайте ваши уши,

Лопнут перепонки.

1.Эй, топни нога,

Топни, правенькая,

Я девчонка боевая,

Хоть и маленькая!

2.Я ногою топнула,

На мне юбка лопнула,

 Дайте юбку подвязать,

Я опять пойду плясать!

3.Я такая боевая, никому не удержать,

Если даже крыша рухнет,

Все равно буду плясать!

4.Ах, пятки, носок,

Выковыривай песок,

Уже и так я попляшу,

Всю избу вам распашу!

Все:

Мы пропели вам частушки,

Вы скажите от души:

Хороши частушки наши?

И мы тоже хороши?

(Поклон).

Мальчики подбегают и кричат: А у вас есть ложки,

                                                       Чтоб хлебать из плошки?

Коробейник:

Эти ложки не для плошки,

Эти ложки для игры,

Коль умеете играть,

Пора народ нам развлекать!

Муз.руководитель: Надо хлопцам подыграть.

Наигрыши на ложках. Аккомпанемент – домбра.

Выходит коробейник, поет песню «Бай, качи», инсценируя ее.

Все дети стоя поют песню.

Коробейник:

Есть еще у нас угощенье,

Пряники, да печенье,

Пирожки медовые,

Получите леденец –

Вот и ярмарке конец!

Все: А что, бабушка, так было?

Муз. руководитель: Так, ребятки, так!

                                     Ой, надо мне в избу идти

                                      Каравай пора нести!

Воспитатель:

На Руси уж так идет,

Что талантливый народ

Сам себе и жнец и швец,

И на дудочке игрец.

И блоху он подкует,

Дом добротный возведет,

Утварь всю по дому справит,

Чашей полной дом тот станет.

Муз.руководитель выносит каравай.

Муз.руководитель:

Красна девица, помоги,

Каравай скорей бери,

Ребятишек угощай!

Моих соседок не забывай!

Воспитатель: Старших уважаем, караваем угощаем!

Муз.руководитель переодевается.

Ребята:

Великую землю,

Ллюбимую землю,

Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой,

 Мы Родиной милой,

 Мы Родиной нашей зовем!                                  

Все дети исполняют песню «Моя Россия» (муз. Г.Струве, сл. Н.Соловьева).

Дети, взявшись за руки, с караваем уходят в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию для детей старшей группы на тему: "Это русская сторонка, это Родина моя!"

Занятие рекомендую проводить во втором полугодии, поскольку материал сложный и базируется на знаниях детей. Но занятие прошло с большим успехом,вызвало интерес у детей и коллег.  Одной из основны...

Сценарий праздника «Это русская сторонка – это родина моя!» Для старшей к школе группы

Праздник направлен на знакомство детей с наротным творчеством...

Сценарий праздника «Это русская сторонка – это Родина моя!»

Подготовила: музыкальный руководительМДОУ «Детский сад № 10 комбинированного вида» города Железногорска Курской областиПрибыльнова Марина Викторовна...

Сценарий встречи в музыкальной гостиной "Это русская сторонка - это Родина моя" для детей старшей группы

Этот сценарий будет интересен музыкальным руководителям, воспитателям и педагогам дополнительного образования для воспитания любви к своей Родине через творчество П. И. Чайковского....

Проект по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры "Это русская сторонка, это Родина моя"

Проект направлен на создание системы взаимодействия с семьями воспитанников и обогащение развивающей предметно-пространственной среды, способствующей нравственно-патриотическому и художественно-эстети...

Сценарий праздника в старшей группе "Это русская сторонка, это Родина моя!"

Увлекательное развлечение для детей в в самобытную культуру русского народа...