Сценарий совместного праздника "Вороний день"
материал

Приобщение детей к национальным традициям народов Югры - ханты и манси.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 94._stsenariy_prazdnika_voroniy_den.docx25.53 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий семейного праздника «Вороний день»
(старший дошкольный возраст)

Выполнила: Воспитатель 1 кв категории
Веснина О.В.

Цель: приобщение детей к национальным традициям народов Югры -  ханты и манси.

Задачи.

Образовательные:

- познакомить детей с одним из весенних праздников народов севера, с традициями, обычаями, фольклором.

Развивающие:

- обогащение словарного запаса детей;

- развитие художественно-творческих способностей детей.

Воспитательные:

- воспитание  уважительного отношения к национальным традициям народов севера;

- воспитание бережного отношения к птицам, природе родного края.

Образовательная область «Художественное творчество» 

Предварительная работа: знакомство с традициями народов севера, изготовление  детьми оригами - вороны, изображение деревьев ( береза, для завязывания ленточек), чтение художественной литературы,  выставка детских рисунков, выставка совместного творчества детей и родителей.

Оборудование: проектор, ноутбук,  музыкальный центр, подборка аудиозаписей, спортивный инвентарь.

Ведущий 1. Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня мы с вами собрались на традиционный хантыйский праздник «Ворнга хатл», что в переводе означает «Вороний день». Сегодня на наш праздник приехал уважаемый гость. Давайте  пригласим его. (Звучит ханыйская мелодия). В зал входит Хантыйка.

Ведущий 1. Здравствуй, Миснэ!

Миснэ. Здравствуйте ребята и уважаемые гости.  Сейчас я хочу научить вас здороваться по хантыйскому обычаю.

(Миснэ показывает ритуал хантейского приветствия.  Дети выполняют,  трижды кланяются, поворачиваются по солнцу ).

Миснэ: Здравствуйте все, кто пришёл к нам сюда

В край озёр и болот, в край Югорской земли.

Низко кланяюсь я перед каждым из вас

Как пред вечным огнём животворною силой.

Ведущий 1.

Кружатся песни в морозном апрельском седом поднебесье.

И нарты оленьи поставлены в ряд

Хантыйскому празднику каждый здесь рад.

Песня «Праздничный день»

Ведущий 1. Сегодня мы с вами встречаем весну и вестницу её - ворону! Будем радоваться и веселиться!

(Выходят четыре ребёнка).

Ребёнок 1.

Отошли с зимой морозы,

Воздух синий – синий.

Расплела берёза косы,

Словно на картине.

Ребёнок 2.

Днём сильнее пригревает ласковое солнце,

С крыш сосульки вырастают – только кверху донцем.

Ребёнок 3.

И звенят вокруг весь день крики ребятишек

Завалилось солнце в тень за крутые крыши.

Ребёнок 4.

Ясно слышится капель в тишине хрустальной.

Смотрит звёздами апрель к ребятишкам в спальни.

Исп. песня «Весёлая капель»

Ведущий 1. Природа, окружающая нас за много, много лет выработала различные приметы, связанные с ее состоянием и явлениями, которые помогают хантам понимать жизнь, предсказывают события.

Миснэ: Приметы передаются из поколения в поколение – от родителей к детям - как очень важные вещи, потому что они помогают избежать неожиданных обстоятельств и ситуаций.

Ведущий 1. А что же в вороний день нельзя было делать?

Миснэ. В вороний день нельзя шить, рубить лес, колоть дрова. Есть еще такие приметы: если ворона сядет на низкое дерево – весна будет скорая, а если на высокое – затяжная. Если ворона села на самую верхушку дерева – весной будет «большая вода». По количеству ворон в этот день определяют, много ли будет рыбы и ягоды.

(Выходят четыре ребёнка).

Ребёнок 1.

Знаю я не понаслышке

О сибирской стороне

В ней приветливой не слишком

Довелось родиться мне.

Ребёнок 2.

Климат очень здесь серьёзный

То метели, то жара,

И морозы поморозней

И поветренней ветра.

Ребёнок 3.

Но в любой ее глубинке

Где дорогам всем конец,

Есть всегда своя теплинка Доброта людских сердец.

Ребенок 4.

Край наш сибирский как сказочный дом

Всем нам уютно и радостно в нем.

Всё в нашем доме мы делаем вместе

Сказки читаем, поем одни песни,

Любим лепить, рисовать и играть,

Музыку слушать и танцевать!

Исп. танец «Северное сияние»

Миснэ: Дорогие друзья! Вы не заметили – не хватает самого главного персонажа нашего праздника. Кого мы ждали так долго? Кто нам весну на крылышках несёт? Кто тепло с собой приносит? Конечно, ворона!

Согласно древним поверьям, именно ворона своим карканьем пробуждает природу к новой жизни. Ворона несет Благую весть на Север, весну, тепло и солнце. И я предлагаю позвать к нам на праздник саму ворону.

(Дети и Ведущие зовут Ворону на праздник).

Дети и Ведущие. Ворона, прилетай! Бася! Урин-еква! (3 раза)

(Миснэ присаживается.Звучит музыка. Залетает ворона).

Ворона. Кар – кар! Здравствуйте, добрые люди! Вуща, вуща, ешик ех!

Ведущий. Здравствуй, ворона! Расскажи – ка чему посвящается твой праздник.

Ворона. Праздник посвящается главной хантыйской богине – небесной Деве – матери. В этот день она принимает облик вороны. Она считается прародительницей всех людей. Она помогает детям рождаться крепкими и здоровыми, определяет продолжительность жизни каждого человека.

Ведущий 1. Каждый из нас с вами читает, знает и любит сказки. И я предлагаю посмотреть сценку «Ворона и сорока» с участием наших родителей.

Сценка «Ворона и сорока»

Рассказчица. - Давно это было. Однажды настала весна. Ворона с южных краев прилетела (Ворона пролетает один круг). Тут повстречалась ворона с сорокой (В зал залетает Сорока). Поздоровались они (здороваются, поцеловались (целуются) и разговор завели. Вещая ворона стала рассказывать о своем дальнем странствии. А сорока очень внимательно слушала рассказ вороны (Ворона мимикой и жестами объясняет сороке, а та

кивает головой). Прослушав рассказ мудрой вороны, сорока со вздохом сказала: Сорока. - Ворона, ты только и ждешь, когда настанут холода. Улетаешь в теплые края, только хвостом махнешь. Каждый год ты меня здесь оставляешь присматривать за твоими птенцами. Я, бедная сорока, сколько мучений переношу с ними. Никто за это и спасибо мне не скажет. Ворона. - Сестрица, откуда мне знать, как вы тут без меня живете – или здравствуете, или бедствуете?

Сорока. - Да я-то живу без нужды, без бедствия, вот детеныши твои после тебя так страдают – ты этого не знаешь.

Ворона. - Что они так сильно страдают?

Сорока. - Детеныши твои чуть с голоду не помирают, покачиваются в разные стороны. Вот мне и жаль становится. Вот я от своей пищи отрываю кусочки и отдаю им, - Я есть я! Я все могу! Если бы не я, твои дети с голоду бы померли.

Ворона. - Так, сестрица, они ведь до сих пор живы и невредимы, Если бы они вправду голодали, они бы и до весны не дожили.

Сорока. - О великий Торум! Сестрица, зачем ты так говоришь? Ведь твои птенцы едва с утра до вечера доживают.

Рассказчица. - Сорока рассердилась на ворону и закричала.

Сорока. - Ты же сама знаешь: здесь землю снегом покрывает, земля замерзает! Где здесь твоим птенцам пищу найти? Если бы не я, они бы голодали. Как-то ведь им надо в живых остаться!

Ворона. - Если ты так за ними ухаживаешь, то скажи, почему при нашем возвращении ты на помойных ямах сидишь. (Сорока застыдилась).

Рассказчица. - Сорока застыдилась и больше ничего не сказала. Так ей стало стыдно, что она, молча, улетела от вороны. (Сорока улетает из зала). Ворона с тех пор много земель облетает, много рек облетает и возвращается. А сорока больше никого не ругает, ни о ком не говорит плохого и больше не хвалит себя перед другими.

Ворона.  Пока я летела к вам – замёрзла. И вас тут погода не балует: то тепло, то мороз. Надо одеваться теплее. Кто мёрзнет и хочет согреться, выходите и вставайте в хоровод. (Ворона проводит все игры).

Хантыйские игры.

1. «Хэйро» (дети)

2. «Перейти болото» (дети)

Миснэ: Молодцы ребята! Показали свою удаль, смекалку, сноровку. Наши народы тоже любят соревноваться и играть в игры:

1. «На стойбище» (дети, родители)

2. «Перетягивание палки» (родители)

Ведущий 1. А теперь немного отдохнём и послушаем стихи в исполнении родителей наших воспитанников.

Родитель 1.

«Паща румэ»

Что же означает «Паща румэ»?

Я хочу вам просто рассказать,

Как олени быстро мчали к чуму,

Где ждала оленевода мать.

Годы очень быстро пролетают.

Вот уже совсем седая мать,

Но оленевода поджидают,

Чтоб ему приветствие сказать.

«Паща румэ» здесь любовь сыновья.

Так друзей приветствуют друзья

Улыбайтесь, смейтесь на здоровье,

Без улыбок нам сейчас никак нельзя.

Родитель 2.

«Кто кого?»

Я олененка заарканил на бегу.

Тяну, тяну, а сдвинуть с места не могу

- Ну и упрямый! – олененку я кричу,

К моей упряжке приучить его хочу.

Я олененка стал подтягивать к себе,

А он меня давай подтягивать к себе.

Тяну, тяну я. Мой аркан, как струнка стал.

И не пойму я, кто кого из нас поймал?

Ворона. Сегодня день праздничный, когда люди радуются, поздравляют и обязательно угощают друг друга. И я вам принесла угощенье. Поздравляю всех с весной. Желаю всем весеннего, радостного настроения и конечно же огромного здоровья. Ворона раздаёт угощенье детям.

Ведущий 1. Я знаю, что у ханты и манси есть еще один древний обычай.

Миснэ. Обычай наш таков – нужно завязывать яркие ленточки на берёзу, так как она является чистым деревом, олицетворяющим жизнь. Завязывая ленточку, пожелайте, чтобы счастливы и здоровы были близкие и родные, и все люди, загадайте своё заветное желание. Оно должно быть чистым, светлым и добрым, тогда обязательно всё сбудется.

(Слова произносятся на фоне музыки и в процессе раздачи ленточек)

С пробуждением, мать Земля! Тебе зеленеть, а нам радоваться. О, мать

Земля, к тебе взываю! Ты можешь сделать человека сытым, отвести беду! Прими дары наши. Знаю, ты радуешься вместе с нами, у нас сегодня праздник, гостей много. Когда будешь делить удачу, не забудь нас и гостей наших, помоги нам во всех делах добрых!

Ворона. Высоко, далеко я летала, да у Торума просила, чтобы все желания людей исполнялись.

Я древний наказ вам передать должна:

В беде стойкими будьте!

В битве храбрыми будьте!

В ученье – усердными,

В славе – скромными!

Вот природы главная суть,

Великих духов суть…

Так говорят люди, совсем старые люди!

Миснэ. А сейчас я приглашаю всех в группу, мы с вами оденемся и пойдём на улицу. Каждый завяжет свою ленточку на веточку берёзы и загадает заветное желание. (Дети и родители проходят в группу, затем выходят на улицу.)

Песня «Веселая капель»

1. Посмотри какое - небо голубое

От чего так птицы весело поют.

К нам идет царица - красная девица

Все ее весною ласково зовут

Припев:

Весна красна идёт, и песенку поёт

А в песенке свирель

Весёлая капель.

Весна красна идёт, и песенку поёт

А в песенке свирель

Весёлая капель.

Проигрыш.

Пропевание на слог «ля»

2. Солнышко сияет, лучики играют

В лужицах прозрачных пляшут и поют

К нам идёт царица - красная девица

Все её весною ласково зовут

Припев:

Весна красна идёт, и песенку поёт

А в песенке свирель

Весёлая капель.

Весна красна идёт, и песенку поёт

А в песенке свирель

Весёлая капель.

Пропевание на слог «ля»

Припев.

Проигрыш.

Пропевание на слог «ля»

Песня «Праздничный день»

(на мотив песни «Песенка друзей» Ст. гр.)

1. Собираться в путь пора,

Ждите с самого утра.

Ради праздничного дня,

Все готово у меня.

2. Сшила мне кисы сестра

Нарту папа сделал ловко.

Старший брат вручил вчера

Яркий пояс – вот обновка.

Припев:

Нынче праздник,

Древний праздник.

В гости еду-еду я.

Ханты чтят вороний праздник,

Люди, как одна семья.

3. Мама машет мне с порога,

Чтоб легка была дорога.

В руки я беру хорей

Мчат олени все быстрей.

Припев:

Нынче праздник,

Древний праздник.

В гости еду-еду я.

Ханты чтят вороний праздник,

Люди, как одна семья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий совместного праздника День матери

Методическая разработка для проведенгия праздника в подготовительной группе МДОУ...

Сценарий совместного досуга "День Матери"

     В каком возрасте мы бы не были, но при слове "МАМА" у нас становится тепло на душе и радостно, волнительно щемит сердце. Что же говорить о малышах, для которых мама - центр ...

Сценарий совместного праздника "День семьи" для детей подготовительной к школе группы с родителями.

Дети входят в зал, танцуют танец «Маленькая страна».Ведущая:Семья – как много в этом словеСемь «Я» - вы вслушайтесь в негоЭто команда дружная и более…В семье один ...

Сценарий совместного досуга "День матери" в группе раннего возраста

В данном сценарии предложени игры с мамами для проведения досуга на День матери...

Сценарий совместного праздника «День Земли» для старших дошкольников и первоклассников

Данное мероприятие содействует  развитию сотрудничество образовательных учреждений (начальной школы и детского сада) в области экологии на основе обмена опытом по осуществлению разнообразной твор...

Сценарий совместного мероприятия «День пожилого человека» в старшей группе.

Сценарий совместного мероприятия «День пожилого человека»в старшей группе.«НАМ ГОДА – НЕ БЕДА» Цель :воспитание у детей уважения к людям старшего поколения, развития...