Сценарий праздника "Капустница"
план-конспект занятия (средняя группа)

Занятие проводится осенью, как подведение итогов по формированию у детей знаний об осенних дарах: фруктах, овощах. Приобщение к русской народной культуре. Знакомство с народным праздником "Капустница".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kapustnitsa.docx30.04 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность на тему

 «Что нам осень принесла»

для детей старшего дошкольного возраста.

Итоговое занятие – развлечение «Капустница»

Цель: расширять и обобщать представления и знания о сезонных явлениях в природе, деятельности людей в полях и огородах, о фруктах и овощах.

Предварительная работа:

  • Беседы о сезонных изменениях в природе
  • Работе людей в полях, садах и огородах
  • Беседы о фруктах и овощах
  • Чтение литературных произведений по теме
  • Рассказ о русском народном празднике «капустница»

Непрерывная Образовательная Деятельность

ФЦКМ

  • Рассказ о труде взрослых в огородах, полях и садах в осеннее время года;
  • Беседы из личного опыта детей;
  • Закреплять и обобщать знания о сезонных фруктах и овощах;
  • Дать представления о русском народном празднике «Капустница»

Развитие речи

Составление рассказа о работе на огороде.

Чтение художественной литературы

  • Ю. Тувим «Овощи»
  • Народная сказка в обработке К. Ушинского «Вершки и корешки».
  • Н.Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники».
  • Загадки

Художественно-эстетическое развитие

Рисование

Лепка

Аппликация

Музыка

Физическое развитие

Подвижная игра «Дети и козел»

Итоговое занятие – развлечение  «Капустница»

Содержательная часть:

Дети входят в зал, садятся на стульчики. Входит хозяйка.

Хозяйка: Здравствуйте, ребята! Вот и наступила поздняя осень. В садах, на полях и огородах собрали последний урожай, срубили капусту. И начались на Руси гулянья – веселые праздники в честь капусты. Капуста на Руси считалась самым главным овощем. Скажите, ребята, что можно сделать из капусты? Молодцы. И праздник в честь капусты называется – Капустница. Сейчас я вам расскажу, как на Руси отмечали этот праздник. Нарядно одетые девушки ходили по домам в своей деревне с песнями, помогали хозяевам рубить капусту, а хозяйки пекли пироги с капустой и угощали всех гостей.

Мы с вами сегодня тоже будем отмечать этот веселый осенний праздник.

Но сначала нам надо собрать урожай.

Эстафета «собери урожай в корзину».

Молодцы, ребята! Все хорошо поработали, собрали урожай. А теперь давайте посмотрим в ваши корзины и назовем овощи, которые у вас лежат в корзинах. И чтобы узнать какая из команд победила и собрала больше овощей надо их сосчитать.

А вот еще я хочу проверить ваши знания. Умеете ли вы отгадывать загадки?

Красна девица сидит в темнице, а коса на улице.

(морковь)

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь — очень гладкая,

На вкус — как сахар сладкая! (морковь)

В землю врос красный нос,

Сверху лишь – зеленый хвост. (Морковь).  

Оранжевое платье,

Зеленый хохолок.

Затаилась в погребке,

А коса – на бугорке. (Морковь).

Он совсем-совсем зеленый

И овальный, удлиненный.

Помидора верный брат,

Тоже просится в салат.

Догадался? Молодец!

Ну, конечно ... (огурец)

Под зелененький листок

Закатился чурбачок.

Зеленый и удаленький –

Этот овощ славненький. (Огурец).  

Летом – в огороде, свежие, зеленые..

А зимою – в бочке,  крепкие, соленые. (Огурцы).

Как на нашей грядке

Выросли загадки

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют. (помидор)

Дед ее тащил из грядки,

Но один не смог достать.

Все тащили по порядку,

Раз, два, три, четыре, пять.

Но она сидела крепко.

Кто она? Конечно… (Репка)

Тянут ее  дедка с внучкой,

Бабка, мышка, кошка с Жучкой. (Репка).  

Сидит на грядке колобок.

Греет круглый желтый бок.

Врос он в почву крепко.

Что же это?  (Репка).  

И чернил он не видал,

Фиолетовым вдруг стал.

И блестит весь от похвал

Очень важный …(баклажан).

Дом зеленый тесноват.

Узким был и гладким.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.

Вдруг в жару пришла беда –

Треснул вдруг  домишко.

Разлетелись кто куда

Зеленые  ребятишки. (Горох).  

Сидит дед в сто шуб одет

Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)

Выкопали из земли,

жарили, варили.

И тушили, и пекли.

Ели да хвалили. (Картошка).

 

Спрятались головки

Под кусточком в норке.

Бурые – не шишки.

В норке, но не мышки.

(Картошка).  

Лоскуток на лоскутке,

Как зеленые заплатки.

Нежится на животе

Целый день на грядке. (Капуста).

В ярких желтых пирамидках –

Сотни зерен аппетитных. (Кукуруза).

Под землею подрастала,
Круглой и бордовой стала.
Под дождем на грядке мокла

И попала в борщ к нам…(Свекла).

Этот важный господин,

Он на грядке – не один,

Желтый, круглый, словно мяч,

Но не полетит он вскачь.

Неподвижен,  как луна.

Вкусные в нем семена. (Тыква).

Молодцы, ребята! И все овощи назвали и все загадки разгадали. Но самого главного овоща у нас с вами нет. Сейчас я загадаю вам загадку, вы ее отгадаете и громко-громко назовете название этого овоща.

Лето все она старалась,

Торопилась, одевалась.

А, как осень подошла,

Всю одежду отдала.

Много  одежонок

Сложили мы в бочонок. (Капуста).

Кто это, ребята?

А вот и сама капуста.

Что ж ты на праздник наш так долго шла

Капуста: Я наряды примеряла!

                Ведь у меня 100 одежек

                И все без застежек!

Не могу я удержаться

Люблю я очень наряжаться.

Не зря я, огородница,

Зовусь большою модницей!

Хозяйка: Тебе, капуста, почет и честь,

                Но и других не мало есть

                Овощей разных –

                Зеленных, желтых, красных!

СЦЕНКА: "Спор овощей"

Автор:

Урожай у нас хорош,

Уродился густо:

И морковка, и картошка,

Белая капуста,

Баклажаны синие,

Красный помидор

Затевают длинный

И серьёзный спор.

Кто из них из овощей

И вкуснее, и нужнее?

Кто при всех болезнях

Будет всех полезней?

Морковка:

Я – красавица морковка.

Вы меня грызете ловко.

Автор: Выскочил горошек -

Ну и хвастунишка!

Горошек:

Я такой хорошенький,

Зелёненький мальчишка.

Если только захочу

Всех горошком угощу!

Автор: От обиды покраснев,

Свёкла вдруг сказала:

Я кругла, я крепка,

Темно-красные бока,

Свекла молодая,

Сладкая такая!

Я гожусь на обед

И в борщ и в винегрет!

Капуста:

Ты уж, свёкла, помолчи,

Из капусты варят щи.

А какие вкусные

Пироги капустные!

Зайчики-плутишки

Любят кочерыжки.

Угощу ребяток

Кочерыжкой сладкой.

Картофель:

Я – рассыпчатый картофель.

Вы меня узнали в профиль.

Автор: Тут надулся помидор

И промолвил строго.

Помидор:

А я сочный помидор –

Вкусненький и красный.

Я с утра надел костюм

На себя атласный.

Самый вкусный и приятный

Уж, конечно, сок томатный.

Витаминов много в нём,

Мы его охотно пьём.

Лук:

Говорят, я горький,

Говорят, я сладкий.

Стрелочкой зеленой

Я расту на грядке.

Я полезный самый

В том даю я слово.

Лук зеленый ешьте,

Будете здоровы.

Репка:

Я на солнышко похожа,

Я росла на грядке тоже.

Сладкая да крепкая,

Называюсь репкою.

Вкус у меня особый,

Возьми, дружок, попробуй!

Раздается стук в дверь. Входит Айболит.

Айболит:

Здравствуйте!

О чём спорите, друзья?

Морковь:

Кто из нас - из овощей,

Всех вкусней и всех важней?

Кто при всех болезнях

Будет вам полезней?

Айболит:

Чтоб здоровым, сильным быть,

Надо овощи любить

Все без исключенья,

В этом нет сомненья.

В каждом польза есть и вкус,

И решить я не берусь:

Кто из вас вкуснее,

Кто из вас нужнее?

Автор: Запомните, что в овощах много витаминов и они очень полезны!

А теперь давайте проверим, как вы знаете овощи на вкус.

Игра-конкурс «Угадай на вкус»

На тарелочках лежат нарезанные овощи (морковь, огурец, капуста, отварной картофель). Детям завязывают глаза и они на вкус определят овощ.

Ой, ребята, кто к нам еще стучится. Кто там в гости к нам пришел?

Входит козел и пытается утащить капусту.

Постой, козел. Ты куда капусту тащишь?

Козел: Я капусту очень люблю и к себе в дом ее заберу.

Хозяйка: Нет, не надо у нас капусту забирать. Давай лучше с нами играть.

Игра «Козел и дети» 

Выбирается один  ребёнок – Козёл. (Он надевает  маску козла.)

Козёл становится напротив всех детей и ведёт с ними диалог.

 Козёл: Я – Козёл, ме-ме!

             Я в лес ходил.

             Я дрова рубил.

Дети: А зачем тебе дрова?

Козёл: Ме-ме, печь топить.

Дети: А зачем печь топить?

Козёл: Ме-ме, кашу сварю!

             Догоню и накормлю!

После этих слов дети разбегаются, а Козёл их ловит.  До кого дотронулся Козёл, тот выходит из игры.

Игра «Козёл»

Выбирается Козёл и Танечка, дети в круге, поют, выполняя движения по тексту.

ВСЕ ПОЮТКозёл идёт, бородой трясёт.

Борода козлиная вот такая длинная.

Пришёл он в сад, отыскал ребят.

Хочется рогатому поиграть с ребятами.

Вышла Танечка вперёд, кушать козлику даёт.

(поёт Козёл): «Ме-ме-ме-ме!"

ВСЕ ПОЮТ: Рога вперёд, наш козёл идёт.

а рога – то крепкие, крепкие да цепкие.

ВСЕ, ГОВОРКОМ: Как нагнёт он рожки вниз – забодает! Берегись!

Игра «Шел козел по лесу»

Текст и правила игры:

Выбирают одного ведущего — «козла». Дети встаю в хоровод и ходят по кругу вокруг «Козла» и поют песню.

Шёл козел по лесу,
По лесу, по лесу,

«Козел» ходит в кругу, показывая указательными пальцами «рога».

Нашёл себе принцессу,
Принцессу нашёл.

Приглашает поклоном выбранную девочку.
«Козел» вместе с «принцессой» выходят на середину зала и поворачиваются лицом друг к другу.

— Давай с тобой попрыгаем,
Попрыгаем, попрыгаем

(Прыгают на двух ногах.)

И ножками подрыгаем,
Подрыгаем, подрыгаем,

Продолжают прыгать, поднимая то одну, то другую ногу в сторону.

Ручками похлопаем,
Похлопаем, похлопаем

Стоя па месте, хлопают в ладоши.

И ножками потопаем,
Потопаем, потопаем,

Топают ногами, высоко поднимая колени.

Хвостиком помашем,
Помашем, помашем,

Выполняют движения бедрами — «машут хвостиками».

Ну а потом попляшем,
Попляшем, попляшем мы!

Кружатся поскоками.

Игра продолжается, но уже два «козла» идут искать «принцесс», затем — четыре, восемь и т. д.

2 вариант игры (Этот вариант игры хорош для фольклорного праздника):

Ведущий с платочком или с игрушкой стоит в центре круга. Остальные дети — по кругу парами. Они притопывают ногами, слегка поворачиваясь в разные стороны, совсем немножко продвигаясь по кругу, и поют:

Шел козёл дорогою,
Дорогою, дорогою,
Нашёл козу безрогую,
Безрогую нашёл.

Давай, коза, попрыгаем,
Попрыгаем, попрыгаем,
Всё горюшко размыкаем,
Размыкаем с тобой.

Песня исполняется участвующими взрослыми весело, задорно, дети подпевают. По окончании песни ведущий подбрасывает вверх платочек, и все участники быстро перебегают по кругу и встают с новой парой, причем мальчики должны стараться встать с девочкой. Ведущий выбирает на свое место любого ребенка, и игра повторяется снова.

Движение по кругу не должно быть быстрым, оно должно быть естественным и даже несколько замедленным. Главное в этой игре — насколько естественно дети двигаются под музыку. Игра будет проходить веселее, если платочек будет подбрасываться в любой момент, неожиданно.

Хозяйка: Ох, и грозен, ты козел, как же нам тебя усмирить?

Капуста: Любят дети мои кочерыжки, хочешь и тебя угостим?

Козел: Спасибо вам. Вы меня развеселили, накормили и теперь я всем доволен. Не буду больше вам мешать. Но перед тем как уйти, хочу с вами поиграть в игру, чтоб я убедился, что вы умеете готовить капусту. Все вставайте и за мной повторяйте:

Мы капусту рубим, рубим

Мы морковку трем, трем

Мы капусту солим, солим

Мы капусту мнем.

Все вы молодцы. А я пойду готовиться к зиме. До свидания.

Заключительные слова капусты и хозяйки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Чудо от доброго сердца» сценарий музыкального кукольно-драматического спектакля по мотиву сказки Ганса Христиана Андерсена «Дюймовочка» ,автор сценария — Савиных Ольга Сергеевна.

Уважаемые коллеги и родители! Представляю Вашему вниманию сценарий, по которому был поставлен спектакль с детьми старших групп. Драматургическая эклектика дала возможность раскрыть свои таланты каждом...

Сценарий музыкальной сказки-импровизации для детей 5-го года жизни "Курочка Ряба", сценарий новогоднего утренника для малышей "В гостях у Умки"

Разработка сценария музыкальной сказки -импровизации"Курочка Ряба" может быть использована к весеннему праздничному развлечению 8 марта.  В сценарии использован музыкальный материал по программе ...

Сценарий организованной деятельности детей II младшей группы. Мир природы. Тема: «Помощники» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Физическая культура» Сценарий организованной деятельности дете

Программные задачи.   Научить детей классифицировать овощи и фрукты и дать понятие, где они растут.Закрепить понятие: широкий, узкий.Развивать речь детей, мышление, внимание и память. Активи...

Сценарий физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Если очень захочу — в космос скоро полечу!» Аксинья Попова Сценарий физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Если очень захочу — в космос скоро полечу!» Сценар

Сценарий физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Если очень захочу — в космос скоро полечу!»Аксинья Попова Сценарий физкультурного досуга для детей с...