Инсценировка сказки " Репка иль Шалгъам в народном стиле ярым-пополам" на крымскотаарском языке
проект (подготовительная группа)

Хатип Хатидже Сейрановна

Русская народная сказка "Репка" на нлвый лад на крымскотатарском языке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Масал –Сказка « Репка иль Шалгъам»

Инсценировка русской народной сказки на двух языках

русском и    крымскотатарском языке.

Действующие лица: Репка-Шалгъам заде, Дед- къартбаба, бабка –къартана, внучка- торун, собака- Аскер, кошка- мышыкъ-Мияв, мышка –сычан.

Начало песня Бир заманда.

Муэлиф- расказчик: Сказка Репка иль Шалгъам в народном стиле ярым –пополам.

Вы нас строго не судите, сказку нашу посмотрите.

Бир заманда бар экен, бир заманда ёкъ экен.

Жили были или нет, в этом точно спору нет.

Жили вместе не тужили, в лучшем уголочке мира.

Ешиль дагълар арасында, Къырым денъиз ялысында,

Среди гор и средь морей, места лучше нет поверь.

Дед- къартий и къартанай.

 Сказку слуша не зевай.

Дело было вот когда.

Баарьде- весной, куньлер къыза, бабка гонит старика.

Бабка –къартанай:- Эй, къартий олды сидеть. Бостангъа чыкъмакъ керек.

Дед-къартбаба:- Ну ,зачем нам огород. Яз кельсе, народ пойдет

Чалышырым базарда, къазанырым чокъ пара.

Бабка-къартана:- Ай де, ай де, къыбырда. Бош лафтан олмаз файда.

Муэлиф-расказчик:-Саба эрте къакъанда, дедка вышел бостангъа.

Посадить: морковь, петрушку, къапыста, къыяр, пакъла.

Посмотрев на семена бабке молвил къартбаба.

Дед-къартбаба:-Къартанай, бакъчи мында. Что за чудный семена?

Бабка-къартана:- Семена, дегиль, урлукъ. Дед, ты что совсем стал глуп.

О голандиядан урлукъ. Репа татарджа исе Шалгъам.

Дед-къартбаба: - Опа най, голандиядан кельген.

Къырымда, что урлукъ биткен?

Муэлиф-расказчик:- Урлукъны сачкъан сонра.

Чокъ заман кече мы аз. Вот об этом наш расскз.

Яз кельди, адам тола .  ( звук самолета , самолет –хайтарма).(дети с чемоданами ,сумками в летней одежде делают круг под музыку)

 Къартбаба базарда отура.

Покупает- продает: помидоры, таракъ от, патильджан, къартоп, пакъла, даже медовый пахлава.

Дед- къартбаба:- Подходи народ, свой огород. Половина сахар, половина мед! ( имитация рынка, люди подходят и покупают у деда товар, играет музыка. Танец «Восточный базар» )

Муэлиф- расказчик: Лето кончилось, ура! Джеблери пара тола.

- Что же наша къартана?( къартана сидит на лежанке и смотрит телевизор, попивая кофе)

Къартана къаве иче, сериаллары бакъа.

В огороде не была.

Бабка-къартана:-Мен акъмакъ дегилим ,бу сыджакъта бостангъа чалышмагъа.(обмахивается веером)

В огороде жарко так, будь что будет сойдет и так.

Муэлиф-расказчик: -Яз битти, сезон битти. Отдыхайкалар эвге къайтты.( несколько детей»отдыхающие» с чемоданами проходят во круг зала и машут деду, (самолет хайтармасы)

Къартбабай эвге къайтта . къартанайгъа из далека.

Дед-къартбабай: -Къартанай, ой къартанай , ну-ка двери открывай. Я вернулся козюн ач.  

Бабка-къартанай: - Ай де, ай де, машалла, къазандынъ мы чокъ пара?

Дед-къартбаба: - Бабка, не варчи. Лучше ты сюда смотри.(достает из кормана охапку денег, старуха сразу отбирает и прячет )

Муэлиф-расказчик:- Парасыны ала, къартбабайдан сакълата.

Дед-къартбаба: ( подтягиваясь говорит)- Лето все я проработал, отдохнуть теперь охота.

Мне бы в баньку, да поспать. Где ястыкъ мой, да кровать?

Муэлиф-расказчик:- Къартанай ему опять.

Бабка-къартанай:-Ай де, ай де къыбырда, бош лафтан олмаз файда.

Ну-ка, ну-ка не ленись в огород ты воротись.

Кузь кельген оскен шалгам. Собирать ее пора.

Муэлиф-расказчик: -Бостанда шу арада, тек шалгъам ости гъальба.

В огороде трынь- трава, только репа лишь одна.

Репа- Шалгъам: (танец- тым тым)- Дыкъкъанызгъа авале. Внимание , внимание.

Мухтешем сары туруп. Я родом из голандии, желтая красавица.

Сой адым Шалгъам заде. Равной нет меня нигде.

Уродилась я на славу, ну-ка вытащи меня!

Мухтешем сары турупны бир кимсе чыкъартамаз.

Муэлиф-расказчик: -Дед вернулся в огород. Что он видит,не поймет.

Помидорлар екъ совсем, къыярларда къуругъан.

Бостанда лишь тек шалгъам

Дед-къартбабай:  

- Вай, вой! Ух, ты. Это что за РепШалгъам.

Къарпыз даин балабан. Козь тиймесинъ машалла.

Шимди онъы чекип чыкъарайым, койдешлерими шашыртайым.

Вытащим мы репку на зависть всем соседкам. ( дж. Бебек бир,эки,учь)

Муэлиф-расказчик:-Что есть силы дед старался, репку вытянуть пытался

Еринденъ къыбырдамай, ярдым этсинъ къартанай.

Къартбаба , къартанайгъа огороттан багъыра.

Дед- къартбаба: -Къартанай, иди сюда. Шалгъам выросла, бакъса.

Вытянуть я не могу, помоги тебя прошу.

Бабка-къартана:(песня къайнана келин) -Озь ишим етип артта. У меня свои дела.

Что ты хочешь от меня?

Дед-къартбаба:-Ай де, ай де къыбырда. Бош лафтан олмаз файда.

Репка выросла большая ,да красавица какя, нужно вытащить ее, глянь как смотрит воронье. (крик ворон)

Муэлиф-расказчик:-Къартанай чеке къартбабаны, къартбаба да шалгъаны. Чыкъарып оламайлар, чаресини топалмайлар. Болдургъан сонъ, ярдымгъа  торунъы чагъырыла.

Дед-къартбаба:- Эй, торун , иди сюда. Помощь нам нужна твоя.

Торун- внучка:(  Хабиб Девочка грустинка , внучка в наушниках выходит танцуя)

- Не олды я, къартбаба? Я ведь очень занята.

Дед-къартбаба: -Лето, где всё пропадала? Къартанай не помогала, где то пела и плясала. А теперь-ка не ленись и немножко потрудись.

Бабка-къартанай:- Ай де, ай де, къыбырда, бош лафтан олмаз файда.

Хватит старый не бурчи. А давай шалгъам тяни.

Муэлиф- расказчик:-Торун за къартанай, къартанай за къартбабай, къартбабай за шалгъаны тянут потянут вытянуть не могут.

Болдургъан сонъ, ярдымгъа, копекны чагъырыла.

Торун-внучка:- Эй, Аскер беги скорей, хватит там гонять курей.

Биз чекип оламайыкъ, Шалгъам пек батты ерге.

Тез, тез, чап помоги бизге.

Аскер-собака( улицы разбитых фонарей- музыка) -Гав,гав,гав ким багъырды? Ярдым ким менденъ истеды?

Дед-къартбаба: -Аскер, машалла, тез чапып кельдинъ мында.

Ай де, ай де не ленись и за дело все берись.

Муэлиф- расказчик: - Аскер чеке торунъы, торунъ чеке къартанайнъы, къартана  къартбабанъы, къартбаба да шалгъаны чыкъарып оламайлар чаресини тапалмайлар. Болдургъан сонъ ярдымгъа мышыкъны чагъырыла.

Бабка-къартанай:- Мияв, Мияв кельчи бынды, шалгъынъы чыкъармагъа.

Кошка-мышыкъ:- Озь ишим етип артта. Риджанъыз азыр тура. Я ведь кошка не собака, чтоб работать на износ. А цена моей работы, сиз билесиз?- (все вместе)- колбаса!

Дед- къартбаба:- Ай де ,ай де къыбырда, бош лафтан олмаз файда.

Муэлиф-расказчик:- Кошка тянет копекни, копек тянет внучканы, торунъ исе къартанайны, къартанай къартбабаны, къартбаба да репканы. Тянут потянут вытянуть не могут. От усталости они в помощь мышь позвать должны.

Кошка- мышыкъ:- Сычан, сычан кель чи мында, Репканы чыкъармагъа.

Муэлиф-расказчик:- Мышь, походкой от бедра. Оценив всех с высока. Слово молвила тогда.

Мышь-сычан: ( песня «Меним Эдием»)

- Что голандский сорт шалгъам?

Къырымнынъ авасы санъа ярашкъан!

Воздух чистый, солнца много. Уродилась, я смотрю.

Целая толпа народу, тебя вытащить не могут.

Ну-ка, вместе, дружно взялись. Поднатужились, собрались.

Къана эпинъиз бирден. Бир,эки,учь- бизим ады кучь.

Муэлиф-расказчик:-Сычан чеке мышыкънъы, мышыкъ чеке Аскерни, Аскер чеке торунъы, торунъ чеке къартанайны, къартана къартбабаны, къртбаба да шалгъанъы. Чаресини таптылар Репканы чыкъардылар.

Ярдымджылар машалла, бирлик кене даима.

Вместе сила, врозь беда. Энди келин байрамгъа.

Масалнынъ сонъу кельген, энди турунъыз еринден.

Эпимиз ойнайыкъ шалгъанъы къайырлайыкъ.

Ну-ка в танец все вставайте, нашу репку, поздравляйте.

Вот и сказочки конец. А кто слушал молодец.

                                   Общий танец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий инсценировки сказки «Репка»

Сценарий в стихах, расчитан на младших дошкольников. Скомпонован из различных источниов....

Спортивное развлечение с инсценировкой сказки «Репка»

Спортивное развлечение по сказке "Репка"...

Сценарий инсценировки сказки "Репка"

Театрализованная деятельность играет важную роль в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста....

Открытое занятие «Сюжетно - ролевая игра по сказке «Репка». Инсценировка сказки «Репка»

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Она является ведущим видом деятельности.Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игр...

"Сказка ложь да в ней намёк" Инсценировка сказки "Репка"

Театрализация сказки "Репка" (отчёт о проделанной работе)...