Экологическое развлечение "Синичкин день"
материал (старшая группа)
Цель: формирование основ экологической культуры детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvlechenie_sinichkin_den.docx | 34.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Степановская средняя общеобразовательная школа имени Н.К.Иванова
Галичского муниципального района Костромской области
структурное подразделение детский сад
Конспект
Экологического развлечения «Синичкин день»
с детьми старшего дошкольного возраста
группы общеразвивающей направленности
Воспитатель:
Фёдорова Наталья Николаевна
Цель: формирование основ экологической культуры детей.
Задачи:
обучающие.
- Познакомить детей с экологическим праздником «Синичкин день».
- Расширить представление о зимующих и перелётных птицах.
- Закрепить знания о внешнем виде и образе жизни синички.
- Приобщать детей к традициям народного календаря.
развивающие.
- Развивать интерес к фольклору.
- Развивать познавательный интерес, внимание,
воспитательные.
- Воспитывать желание заботиться о зимующих птицах, стремление оказывать им помощь (подкармливать) в холодное время года.
Предварительная работа:
- Презентации "Зимующие птицы", «Перелётные птицы осенью»
- Смотр иллюстраций.
- Чтение произведений : В.Бианки «Лесные домишки», «Синичкин календарь», «Мастера без топора», «Лесная газета»; Г.Снегирёв «Про птиц», Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок», Д.Мамин- Сибиряк «Серая шейка», Н.Сладков «»Синичкина кладовая».
- Наблюдение в природе за птицами.
- Рисование, аппликация зимующих птиц.
Материал и оборудование.
- Ноутбук.
- Иллюстрации с изображением перелётных и зимующих птиц.
- Фотоиллюстрации с изображением синиц.
- Атрибуты для игр.
- Костюмы для героев.
- Сюрприз от Лесовичка (Календарь природы, кормушка и корм)
Ход мероприятия:
Ведущая: Дорогие ребята Осень близится к своему завершению. Откружил листопадом сентябрь, отшумел дождями октябрь,встретил нас первыми морозами ноябрь.
С давних пор на Руси в ноябре 12 числа отмечается Синичкин день, т. е., день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.
Почему именно Синичкин день? Да потому что синица – божья птица считается на Руси. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали : если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба-то будет в доме достаток.
В народе существуют приметы, связанные с Синичкиным праздником .
- Свистит синица - на ясный день.
- Синицы утром пищат - на ночной мороз.
- Синица запела – тепло ворошит.
Звучит музыка, в зал входит Лесовичок, Белка и Синица.
Лесовичок: Ох, как долго мы шёл, я уже притомился. Весь лес обошел, все осмотрел все проверил. Вот только не видел, где же мои маленькие птички? Куда они подевались? Ребята, а вы не видели?
Ведущая: А что за птички?
Лесовичок: Отгадайте мою загадку, тогда и узнаете:
Ей на месте не сидится:
Всё летает целый день
Суетится, суетится
Целый день звенит «тень- тень»!
Угадайте что за птица?
То весёлая …..(синица)
Правильно синица…
Ведущая: я вижу Лесовичок пришёл не один , а с друзьями.
Белка: Никак не пойму, почему вас называют синицами: на вас смотрю, а синих перьев так и не увидела.
Синица: А ты лучше послушай, как я разговариваю, и сразу догадаешься: си-си-си.
Белка: Теперь понятно, за что вас синицами назвали.
Синица: А ты почему Белка из гнезда не выходишь?
Белка: А я тепло берегу. Холодно стало. Я вход в гнездо мхом закрыла. Боюсь наружу нос выставить.
Синица: А чем ты кормишься?
Белка: А у меня сухие грибы есть, орехи и желуди. Не пропаду.
Синица: А нам в лесу в мороз очень плохо: холодно и голодно. Поэтому мы летимпоближе к человеку, чтобы подкормиться.
Лесовичок: Ах, вот почему я не нашел птичек в лесу, потому что они уже здесь.
Физминутка « Скачет шустрая синица»
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
(А. Барто)
Ведущая: Дорогой Лесовичок, послушай, что ребята знают про синиц.
1 ребёнок: Я хочу вам описать портрет синички. У этой птички жёлтая грудь, через всю грудь проходит широкая чёрная полоса, спинка зелёная. Шапочка на голове сизо-зелёная, с металлическим отливом, щечки белые, глаза чёрные. Она ни минуты не сидит спокойно, вечно в движении – с утра и до ночи.
2 ребёнок: Летом синички живут в лесах. Это оседлая птица. А к зиме они из леса перебираются к жилью человека, они совершенно его не боятся. Любят полакомиться салом, мясом, заглянуть в форточку, проверить, что лежит на балконе.
3 ребёнок: Синицы сооружают гнёзда в дуплах деревьев, в норах, в щелях гнилых стволов и пней, под отставшей корой старых деревьев и среди коряг. А живущие в парках и садах селятся в синичниках или походящих закрытых постройках.
4 ребёнок: Самка в это гнездо откладывает 10–15 белых яичек с красно-коричневыми пятнами. Высиживает 2 недели. Самец в это время приносит корм самке. Птенцы вылупляются не одновременно. Потомство выкармливают оба родителя. За лето синицы откладывают яйца и выводят птенцов 2 раза.
5ребёнок: Синицы очень полезные птицы. Круглый год они очищают леса и сады от вредных насекомых. За сутки поедает столько корма, сколько весит сама. Живут они стайками по 10 – 15 штук.
Ведущая: Видишь лесовичок, как много ребята знают о синицах.
Лесовичок: Я, ребята хочу вас познакомить с некоторыми видами синиц.
- Хохлатая синица. Очень редко, но все же можно увидеть симпатичную птичку с хохолком. За наличие хохолка птичку называют гренадеркой. Когда-то в 18 веке головные уборы гренадеров были с похожими хохолками. У гренадерки есть и обыкновенное название – хохлатая синица.
- Синица- гаичка. Спинка у неё серо-бурая, брюшко светлое, на голове черное пятнышко, такое же под клювом. Черноголовую гаичку можно найти у поймы водоема.
- Лазоревка. Отличается окрасом оперенья. У неё голубая шапочка и нет черной полосы на груди и брюшке. Из-за малого веса лазоревка может примоститься на самый кончик тоненькой веточки. Нельзя сказать, что характер у неё скромный. Лазоревки в обиду себя не дают, шумят на кормушках, отгоняют других птиц.
- Родственником лазоревкам приходится князек. Князек действительно необычен. Он «одет» в полосатый бело-голубой фрак. Эта птица редкая, и сведения о ней записаны в Красную книгу.
-Кроме синиц с нами зимуют и другие птицы, а какие вы узнаете, отгадав загадки:
1. В серой шубке перовой.
И в морозы он герой.
Зимовать не улетает,
Под карнизом обитает (Воробей).
2 .Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит,
Голоском речистым, чистым-
лее! лее! лее!- поет со свистом! (Клест)
3. Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник (Дятел)
4.Верещунья, белобока, а зовут её …..(Сорока)
5.На окне дремала птица: “Галка-галка, что вам снится?” Отвечала птица сонно: “Я не галка, я ….(Ворона)
6. Серенький, аккуратненький, воркует сидит, на подружку глядит.
( голубь)
7.Стойкий, стужам не подвластный
Песней славит он зарю,
Знать не даром, галстук красный
Дан с рожденья… ( снегирю)
Ведущая: Ребята, мне Синичка по секрету сказала, что была в городе, там на площади птичий бунт, и птиц видимо-невидимо: и перелётных и зимующих. Но ведь перелётные птицы должны давно улететь в теплые края. Давайте им поможем улететь.
Игра “Зимующие и перелётные птицы”
Ход игры: каждому ребёнку даётся картинка с изображением птиц: кому перелётной, кому зимующий. По команде ведущего зимующие птицы должны собраться в одну стаю, а перелётные – в другую. Затем каждая стая смотрит, нет ли чужих, а если есть, то с криком выдворяют.
Ведущая: Итак, у нас все перелётные птицы собрались в стаю и готовы к отлёту. (Она считает их по головам)
Ребята, я что-то не вижу ласточки. Где же она? Давайте её поищем.
Игра “Найди птицу”
Картинка ласточки спрятана на стене между синичками. Дети ищут. Молодцы! Теперь перелётные птицы могут отправляться на юг.
Ведущая: Хоть зимой и холодно, но наши птицы радуются каждому солнечному деньку и с удовольствием поют песни.
Игра “Птичий хор”
Каждой группе ребят из 3-х человек даётся название птицы, затем сказать, как они поют:
- Пропеть как ворона (Кар-кар)
- Пропеть как воробей (Чик-чирик, чив-чив)
- Пропеть как синица (Синь, синь, синь)
Ведущая: Славный у нас получился концерт
Вот забавная задача ожидает смельчаков
Пожелаем им удачи, отвечайте, кто готов!
Вам задачка такова
Сосчитайте сколько птичек прилетело к нам друзья?
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь – сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду.
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок.
- Кто самый внимательный? Ответьте на вопросы:
1. Какие птицы прилетали на кормушку?
2. В какой день недели прилетали вороны?
3. Сколько ворон прилетало?
4. Чем лакомился голубь на кормушке?
5. Чем угощались сороки?
6. Сколько было сорок на кормушке?
Молодцы, и с этим заданием справились!
Ребята, будем помнить, что в зимнее время нашим пернатым друзьям бывает холодно и голодно. Из 10 синиц выживает до весны только 1. И наша с вами задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим птицам.
Ребёнок:
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой стайки на крыльцо.
Не богаты их корма: горсть зерна нужна
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать улететь могли
А остались зимовать заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Лесовичок: А как вы помогаете птичкам – синичкам?
Дети: Подкармливаем их.
Ведущая: А чем вы подкармливаете птичек?
Дети: крошками, семечками, салом, пшеном и т.д.
Лесовичок: Молодцы, ребята!
Игра «Подбери корм для птицы»
У Лесовичка в корзине различный корм(семечки, сало, крупа, крошки, ягоды рябины). Дети должны ответить кому подходит данный корм.
Лесовичок: Спасибо, ребята. Расскажу я о вас своим лесным друзьям. Вместе с ними буду ждать вас в гости. Для вас я приготовил подарки: кормушку и корм.
Дорожи каждым деревцем, каждой травинкой,
Каждой птичкой и зверьком.
Будьте верными и заботливыми друзьями нашей природы.
Ведущая: А мы ребята вместе с Лесовичком и лесными друзьями отправимся на прогулку, повесим новую кормушку, насыплем корма. Когда будем сыпать корм, то говорить надо приговорку: «Птичка, птичка вот тебе крошки с моей ладошки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Весенний экологический праздник «День Земли»
В апреле мы проводим экологический праздник "День Земли"...
Экологический праздник « День защиты природы»
Экологический праздник -- одна из форм экологического воспитания дошкольников....
Экологический праздник « День птиц »
Через экологическое развлечение расширить представление детей об окружающей среде и воспитывать у них заботливое отношение ко всему живому....
Сценарий детского экологического праздника "День земли"
Предлагаемый сценарий может быть использован в работе с детьми старшего возраста детского сада, при организации утренников посвящённых международному дню защиты Земли....
Экологический праздник "День птиц" (старший возраст)
Развивать познавательный интерес к объектам природы, закреплять правила экологического поведения в природе....
Конспект экологического праздника "День Земли"
В конспекте представлены стихи, песни, игры, картотека добрых дел, акция "Украсим Землю цветами". Материал предназначен для посвящения в "Юные экологи" детей подготовительной группы....
Экологический праздник "День Земли" (в рамках музыкально-экологического проекта)
Экологический праздник с элементами итгеграции (коллективная апликация),с использованием кукольного театра....