Методическая разработка развлечения по приобщению дошкольников к историческому и культурному наследию Новочебоксарска.
методическая разработка (старшая группа)

Аношкина Нина Валентиновна

Воспитание нравственно - патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через изучение традиций и культуры чувашского народа и народов Поволжья. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Городской педагогической конкурс

методических материалов по приобщению дошкольников  к историческому и культурному наследию Новочебоксарска

в рамках реализации муниципального социально - значимого проекта «Город, дружбой возведённый», реализуемого в дошкольных образовательных учреждениях города Новочебоксарска

Направление: Методическая разработка развлечения по приобщению дошкольников к историческому и культурному наследию Новочебоксарска

Фамилия, имя, отчество автора: Аношкина Нина Валентиновна.

Занимаемая должность: воспитатель.

Наименование ДОУ: МБДОУ «Детский сад № 22 «Журавлёнок».

Предмет: образовательную область «Познавательное развитие», развлечение.

Тема: сформулировать тему занятия

Продолжительность: 25 минут.

Группа: старший дошкольный возраст (5-7 лет)

Технологии: музыкальный центр.

Аннотация: данная методическая разработка предназначена для использования с детьми старшего дошкольного возраста в рамках реализации муниципального социально - значимого проекта «Город, дружбой возведённый», реализуемого в дошкольных образовательных учреждениях города Новочебоксарска, с целью Приобщение дошкольников к  историческому и культурному наследию – родному городу посредством сотрудничества  с социальными институтами города Новочебоксарска и эффективного взаимодействия с родителями воспитанников.

 

Конспект занятия:

Цель: воспитание нравственно - патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через изучение традиций и культуры чувашского народа и народов Поволжья.

Задачи: 

Образовательные: расширить представления детей об обычаях и традициях, особенностях национальных костюмов народов Поволжья (русские, татары, чуваши, мордва, марийцы). Познакомить детей с народными песнями различных жанров.

Развивающие: развивать эмоциональное восприятие национальной народной музыки в различных видах музыкальной деятельности. Развивать воображение, творческие и актёрские способности детей.

Воспитательные: формировать у детей устойчивый интерес к национальной культуре и дружеского отношения к представителям других национальностей.

Технологии: музыкальный центр.

Материалы и оборудование: музыкальный центр, 10 кукол: 5 мальчиков, 5 девочек в национальных костюмах чувашей, русских, татаров, марийцев, мордвы, костюм бельчонка Новчика на взрослого человека, две гимнастические полоски.

Ход занятия:

(Звучат фанфары. Выходит, ведущий).

Ведущий: Здравствуйте ребята и гости нашего праздника! Рады приветствовать вас в нашем уютном зале. Приглашаем вас в увлекательное развлечение в нашем городе Новочебоксарске. В нашем детском саду находятся дети разных национальностей: русские, чуваши, марийцы, мордва, татары. У каждого народа своя история, своя наука, своя культура, но при этом у всех детей есть общее - все они хотят жить в мире, радоваться, смеяться и дружить!

Мы живём в стране большой, прекрасной,
Любим наши реки и поля.
Реет флаг наш бело - сине - красный
Много лет над башнями Кремля.

Повелось в России так от века,
И страна по праву тем горда,
Что национальность человека
Дружбе не мешает никогда.

Ведущий: Наш город Новочебоксарск молодой, красивый и очень дружный.

Ребёнок:  Красивых городов, конечно, много,
Но мой особенно хорош!
Просторный, новый, чистый город —
Такой навряд ли где найдёшь.

Ребёнок: Зелёный, праздничный, нарядный,
Он молодой, активный он.
И по своим спортивным достиженьям
Он скоро станет город - чемпион!

Ребёнок: Хороший городов, конечно, много,
Но мой особенно хорош…
В ненастье он задумчивый и строгий,
А в праздник на мечту похож!

Исполняется песня «Новочебоксарск», авторы: Мария Коротина, Алексей Коротин (приложение 1).

 

Входит бельчонок  Новчик.

Новчик: Здравствуйте, ребята, здравствуйте дорогие гости!

 Ведущий: Есть у города защитник.

И хотя он ростом мал,

Но его со всей любовью

Город Новчиком назвал.

Он бельчонок умный, смелый

И готов помочь всегда,

Если с кем-нибудь случится

В нашем городе беда.

Новчик: Ребята, можно я останусь у вас на празднике?

Дети:

Новчик: Ребята! Наш город построен благодаря энтузиазму, самоотверженному труду романтиков больших строек, приехавших из всех республик и областей огромной страны на строительство химического комбината и Чебоксарской ГЭС. Поэтому в нашем городе проживает много людей с разными национальностями. И все мы стараемся жить в нём дружно. Давайте вместе расскажем и покажем об этих людях.

Новчик: Больше всего 50% проживают в нашем городе коренные жители чуваши.

Выходят дети, в руках держат куклу в чувашском национальном костюме.

Дети приветствую на чувашском языке. Ыра кун  пултар!

Ребёнок: Чувашский край передо мною,

 И гордый голос все слышней.

 Я славлю песней молодою

Восход его высоких дней.

Ребёнок: Чувашский край, с какой любовью

Ты с малых лет меня растил,

 И душу радует сыновью

Размах твоих растущих крыл.

Дети исполняют  чувашскую песню «Таша кěвви» кěвви Ф. Лукинăн (приложение 2).

Новчик. Мы ребята озорные! 
Мы ребята удалые! 
Всех в игру мы позовём! 
Никого не подведём!

Ребёнок считает считалку на чувашском языке.

Пěрре - пěрне,

Иккě - икерче,

Виççě - виçе,

Твăтта - тваткал,

Пиллěк - пилеш,

Улттă - улма,

Çиччě - çитмěл,

Саккăр - салма,

Тăххăр - тăрна,

Вуннă - тух.

Проводиться игра «Луна или солнце (Уйохпа хэвель)».

Выбирают двух игроков, которые будут капитанами. Они договариваются между собой, кто из них луна, а кто солнце. К ним по одному подходят остальные, стоящие до этого в стороне. Тихо, чтобы другие не слышали, каждый говорит, что он выбирает: луну или солнце. Ему так же тихо говорят, в чью команду он должен встать. Так все делятся на две команды, которые выстраиваются в колонны - игроки за своим капитаном, обхватив стоящего впереди за талию. Команды перетягивают друг друга через черту между ними. Перетягивание проходит весело, эмоционально даже тогда, когда команды оказываются неравными.

Правила игры. Проигравшей считается команда, капитан которой переступил черту при перетягивании.

Новчик: Вторые по численности населения 39% в нашем городе русские.

Выходят дети, в руках держат куклу в русском национальном костюме.

Дети. Здравствуйте!

Ребёнок: Если долго - долго - долго
В самолёте нам лететь,
Если долго - долго - долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…

Ребёнок: Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна.

Дети исполняют песню «Во поле берёзка стояла», авторы: И.Прач, Н.Львов (приложение 3).

Новчик: Поиграть пришла пора,

Развесёлая детвора,

Пусть наш смех звучит вокруг

Становитесь дружно в круг!

Ребёнок считает русскую считалку для выбора водящего.

Катилось яблоко
Мимо сада,
Мимо сада,
Мимо града,
Кто поднимет,
Тот и выйдет.

Проводится игра «Ляпка».

Один из играющих - водящий, его называют ляпкой. Водящий бегает за участниками игры, водящий ловит участников игры и у пойманного спрашивает: «У кого был?» - «У тётки».- «Что ел?» - «Клёцки».- «Кому отдал?» Пойманный называет по имени одного из участников игры, и названный становится водящим.

Правила игры. Водящий не должен преследовать одного и того же игрока. Участники игры внимательно наблюдают за сменой водящих.

Новчик: На третьем месте по численности у нас в Новочебоксарске проживают татары.

Выходят дети, в руках держат куклу в татарском национальном костюме.

Дети. Исәнмесездуслар! Здравствуйте друзья!

Тары, бары, растабары
ВАС приветствуют ТАТАРЫ!
А верней всего один - сам себе я господин!
Я татарин, да татарин,этим я горжусь!
Своего происхожденья вовсе не стыжусь.
Языком родным владею,говорю, пою

Исполнение татарского танца.

Ведущий: Ребята! А как же люди отдыхали после трудных весенних работ на полях, в огородах? Долгими вечерами после рабочего дня, когда огороды вскопаны, картошка посажена, собирался народ на посиделки. Не было раньше ни телевизоров, ни магнитофонов, поэтому люди сами придумывали игры, скороговорки и потешки. Давайте и мы с вами поиграем в татарскую игру – забаву

Ребёнок считает татарскую считалку для выбора водящего.

Бер тай, (Один жеребёнок)
Ике тай, (Два жеребёнка)
Өч тай, (Три жеребёнка)
ДҮрт тай, (Четыре жеребёнка)
Биш тай, (Пять жеребят)
Алты тай, (Шесть жеребят)
Ж’иде тай, (Семь жеребят)
Сигез тай, (Восемь жеребят)
Тугыз тай, (Девять жеребят)
Ун тай — чыгып тай! (Десять жеребят — выскочи и убегай!).

Проводиться игра Хлопушки (Абакле).

На противоположных сторонах комнаты или площадки отмечаются двумя параллельными линиями два города. Расстояние между ними 20—30 м. Все дети выстраиваются у одного из городов в одну шеренгу: левая рука на поясе, правая рука вытянута вперед ладонью вверх. Выбирается водящий. Он подходит к стоящим у города и произносит слова:

Хлоп да хлоп — сигнал такой: убегу, а ты за мной!

С этими словами водящий легко хлопает кого-нибудь по ладони. Водящий и запятнанный бегут к противоположному городу. Кто быстрее добежит, тот становится водящим.

Новчик: На четвёртом месте по численности у нас в Новочебоксарске проживают мордва.

Выходят дети, в руках держат куклу в мордовском национальном костюме.

Дет:. Шумбрат. Приветствие.

Исполнение мордовского танца.

Ведущий: Спешите все! Спешите все!
На игру во всей красе.
Ждём сегодня вас,
Приходите к нам сейчас!

Ребёнок считает мордовскую считалку для выбора водящего.

Штирине, вирине,

Попороски, мороски,

Шупки, лапки,

Богача лопатки.

Проводится мордовска игра"Раю–раю".

Для игры выбирают двух детей - ворота; остальные играющие - мать с детьми. Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:
Раю-раю, пропускаю, а последних оставляю.
Сама мать пройдет и детей проведет.
В это время играющие дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребенка и шепотом спрашивают у него два слова - пароль (например, один ребенок - щит, другой - стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встает в команду к тому ребенку, чей пароль он назвал. Когда мать остается одна, ворота громко спрашивают у нее: щит или стрела. Мать отвечает и встает в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей.

Правила игры.

Пока водящий не коснулся чьей-либо ладони, бежать нельзя. Во время бега игроки не должны задевать друг друга.

Новчик: На пятом месте по численности у нас в Новочебоксарске проживают марийцы.

Выходят дети, в руках держат куклу в марийском национальном костюме.

Дети: Салам лийже! Здравствуйте.!

Ребёнок. В стороне моей марийской,
Где в лесах темнеют воды,
Где весною птичьи хоры
Звонко славят мать-природу,
Где с любым холмом и логом
И с любой речушкой малой
Сказки, песни и легенды
Мысль народная связала...

Исполнение марийского танца.

Новчик: Кто не хочет скучать -

Все бегите к нам играть!

От души мы порезвимся,

Вместе все повеселимся!

Марийская считалка . Считает ребёнок:

Сорок лип в лесу стоят,

Сорок птиц на них сидят.

 Сорок первая летает,

 А кто водит - вылетает!

Проводится игра «Кписынрак?»- «Кто быстрее?».

Играющие становятся в круг. Водящий ходит за кругом. Встав за играющим и слегка стукнув его по плечу, произносит слова: «Ик, кок, кум, ныл, вич, куд, шым, кандаш, индеш, лу»(« Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять»). На счет «лу» водящий и игрок бегут в противоположных направлениях. Правила игры: быстрее добежать до освободившегося места. Кто останется без места, тот водящий.

Новчик: Встанем дружно в хоровод,

Руку друга пусть возьмёт,

Каждый член большой страны,

Вместе будем я и ты.

Русский ты, или татарин,

Все равно мы рядом встанем.

И чувашин, и мордвин, и мариец

Всех мы видеть вас хотим

Включается фонограмма  песни «Родина моя» («Я, ты, он, она, вместе - целая страна...»)

(слова: Роберт Рождественский, музыка: Давид Тухманов) дети исполняют танец дружбы.

Новчик: Все мы - народов разных дети,
Новочебоксарск наш огромный общий дом.
Годами мы живём под общей крышей
Нам хорошо, уютно в доме том.


 
Используемая литература:

  1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c.336
  2. Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателя дет. сада/Сост. А. В. Кенеман; Под ред. Т. И. Осокиной. - М.: Просвещение, 1988. - 239 с.: ил
  3. .Проектная деятельность в учреждениях культуры и образования: теория, методика, практика: методические разработки финалистов Конкурса профессионального мастерства работников учреждений культуры и образования имени Г.Н. Волкова Всероссийского фестиваля «Краски Чувашии – 2020». – Чебоксары: ИД «Среда», 2020. – 224 с.
  4. Стихотворение «Новочебоксарск» Автор Советникова Галинаhttps://chto-takoe-lyubov.net/stixi-pro-novocheboksarsk/
  5. Source: https://ljubimaja-rodina.ru/pesni/1667-krasivye-pesni-pro-gorod-novocheboksarsk.html
  6. Стихотворение «Новчик» Автор Алевтина Корочкова.http://www.grani21.ru/pub/druzhboj-vozvedennyj
  7. Стихотворение Давыдов-Анатри.
  8. https://aromatyschastya.ru/stixi-o-rossii-dlya-detej
  9. https://skazka-dubki.ru/zhizn-slavyan/russkiy-folklor/russkie-narodnye-schitalki-dlya-detey/
  10. Рашид Аликберовhttps://stihi.ru/2010/06/07/3671
  11. https://melkie.net/podborki/schitalki/schitalki-dlya-detey-starye.html
  12. https://infourok.ru/material.html?mid=96912
  13. .https://www.doshkolka.rybakovfond.ru/rau_rau
  14. "В стороне моей марийской..." Автор Миклай Казаков https://stihi.ru/avtor/poetsmariyel
  15. !https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/meropriyatia/sbornikavtorskikhstikhovkhorovoddruzhby
  16. https://pesni.retroportal.ru/rodina/ya_ty_on_ona_vmeste_celaya_strana.html

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Песня «Новочебоксарск», авторы: Мария Коротина, Алексей Коротин 

 

В далёком шестидесятом. 

На просторах волжской земли. 

Родился город - брат Чебоксарам 

И его нарекли:

 

припев: 

Новочебоксарск - сын великой реки 

Новочебоксарск, мы - твои земляки 

Новочебоксарск, славим город родной! 

Новочебоксарск, Господь, храни твой покой 

Новочебоксарск, Новочебоксарск, Новочебоксарск!

 

Улыбки на лицах прохожих 

Город света, счастья, любви 

Город растет и мы растем тоже 

Как когда-то Улып-богатырь

 

припев

 

Считают стрелки столетья 

Меняют свой лик города 

Но имя твоё живёт в доброй песне         Çиччě Виççě - виçе,Твăтта

В той что поёт детвора.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Чувашская песня «Таша кěвви» кěвви Ф. Лукинăн.

  1. Атьăр ташша пуçларите,

Атьăр ташша пуçларити?

Ура тапса ташлари-те,

Ура тапса ташлари ?

  1. Ма юрлас мар, ташлас мар та,

Ма юрлас мар, ташлас мар.

Савăнăçлă ÿсне чух.

  1. Атьăр ташша пуçлар-и ?

Атьăр ташша пуçлар-и ?

Ура хуçса ташлар-и те,

Ура хуçса ташлар-и ?

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Русская песня «Во поле берёзка стояла», авторы: И.Прач, Н.Львов

  1. Во поле берёза стояла,
    Во поле кудрявая стояла.
    Люли-люли, стояла,
    Люли-люли, стояла.
  2. Некому берёзу заломати,
    Некому кудряву заломати.
    Люли-люли, заломати,
    Люли-люли, заломати.
  3. Я пойду пойду погуляю,
    Белую берёзу заломаю.
    Люли-люли, заломаю,
    Люли-люли, заломаю.
  4. Срежу я с берёзы три пруточка,
    Сделаю из них я три гудочка.
    Люли-люли, три гудочка,
    Люли-люли, три гудочка.
  5. А четвёртую балалайку,
    А четвёртую балалайку.
    Люли-люли, балалайку,
    Люли-люли, балалайку.
  6. Стану в балалайку я играти,
    Стану в балалайку я играти.
    Люли-люли, играти,
    Люли-люли, играти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник по сохранению и развитию традиционных промыслов и ремёсел исторического и культурного наследия народов населяющих Югру «Вороний праздник» (Ворнга Хатл)

Праздник по сохранению и развитию традиционных промыслов и ремёсел исторического и культурного наследия народов населяющих Югру «Вороний праздник» (Ворнга Хатл).Праздник посвящается главно...

Методическая разработка организации совместной деятельности дошкольников и педагога по освоению природного и культурного наследия Выборгского района и ознакомлению старших дошкольников с необычными архитектурно-декоративными объектами. Городская прогулка

Объектом для исследования детей во время прогулки могут стать не только известнейшие достопримечательности района, но и самая обычная клумба, имеющая необычное архитектурно-декоративное оформление....

Методическая разработка на тему: "Приобщение дошкольников к спортивному комплексу "Готов к труду и обороне (ГТО) по средством игрового сотрудничества""

Данная разработка поможет инструкторам по физической  культуре в заниматеьльной форме познакомить и готовить дошкольников с нормативами ГТО....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "Формирование гражданской идентичности, уважения к историческому и культурному наследию России через сказки Александра Сергеевича Пушкина"

Одной из характеристик сказок является их роль и значимость в процессе воспитания подрастающего поколения. В сказках представлены ситуации из жизни, содержится глубокая нравственная мораль; они дают з...

Муниципальный конкурс ДОУ, на лучшую методическую разработку "Игры и пособия по приобщению дошкольников к историческим и духовным ценностям Донского края".

Данное пособие было изготовлено на муниципальный конкурс "Игры и пособия по приобщению дошкольников к историческим и духовным ценностям Донского края". На основании протокола заседания жюри ...

Авторские разработки и проекты: Волонтерское движение дошкольников, Народное искусство и культурное наследие народа Чувашии

В методическую копилку я помещаю все свои авторские работы, всё, что может пригодиться для работы с детьми....

"День рождение ребенка в детском саду" методическая разработка развлечения для старших дошкольников.

laquo;День Рождение ребенка в детском саду»Под веселую музыку дети заходят в зал.Вед: Ребята, мы собрались сегодня в этом замечательном зале неспроста, потому что…Сегодня! Для мален...