Проектная деятельность
проект (старшая, подготовительная группа)

Горбунова Марина Валерьевна

Цель проекта - становление уважительного отношения к русской традиционной культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx62.59 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ: детский сад комбинированного вида №16

Музыкально – образовательный проект:

«Культурное наследие русского народа»

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА:  музыкальный руководитель высшей категории Горбунова М..В.

 “ Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности   детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это - детский фольклор.”

Г.С. Виноградов, крупнейший исследователь детского фольклора.

Вид проекта: творческий, групповой, комплексный.

Участники: дети подготовительной группы.

Возраст детей: 6 -7 лет.

Продукт совместной деятельности: творческие гостиные, народные праздники, вокальное пение и сочинительство, изготовление афиш, программ, приглашений, игры – этюды.

Продукт детской деятельности:

1. Создание альбомов детских работ.

2. Выставка детских рисунков.

3. Выставка детских музыкальных инструментов, изготовленных своими руками.

4. Конкурс лоскутных одеял для Матрешки.

5. Конкурс детских работ по росписи музыкальных инструментов.

Постановка проблемы

В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных “шедеврах”, единственной целью которых является бездумное подчинение ритму и оглушительной какофонии звуков. Это создает обстановку духовной бедности и художественной серости,  и не способствует гармоничному и нравственному развитию личности.

Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных народных представлений, фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное, душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.

Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст. В разговорной речи  детей присутствуют слова уличного жаргона, а русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия), прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т.д. не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.

Краткое описание проекта

Целью данного проекта является освоение детьми фольклорного наследия русского народа,  как самобытной,  целостной системы гармоничного и творческого развития личности.

Данный проект является необходимым, т.к. дети нашего сада проявляют активный интерес и желание заниматься поэтическим и музыкальным фольклором, с удовольствием принимают участие в театрализованных представлениях и фольклорных праздниках, проявляют навыки актерского мастерства в инсценировках, играх, плясках, хороводах, что доставляет им большую радость.

В результате реализации проекта у детей будут сформированы навыки актерского мастерства, будут развиваться импровизационные способности, коммуникативно-речевая деятельность через обыгрывание произведений детского фольклора. И уже как вершина творческого достижения – это их участие в постановке театрализованного представления, где в совокупности представлены различные жанры народного песенного и поэтического творчества.

Педагоги получат интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир фольклора для ребенка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым. Также педагоги приобретут опыт в изготовлении костюмов, бутафории, реквизита и опыт совместного сотрудничества с детьми и родителями.

Проект будет реализовываться через систему групповых и игровых занятий с детьми, через презентацию для родителей, через участие детей  в театрализованном представлении.

Всего в проект будут вовлечены 25  детей дошкольного возраста и их родители, музыкальный руководитель и 1  воспитатель.

Цель проекта:

     Приобщать детей к истокам русской культуры, воспитывать у детей способность и умение эстетически воспринимать произведения народного творчества, развить умение и навыки исполнительской деятельности.

     Процесс познания и усвоения духовной культуры должен начинаться как можно раньше. «С  молоком матери» ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, игры – забавы, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративного народного искусства. Только в этом случае народное творчество оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.                  

Задачи:

1. Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание  знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.

2. Развивать умение разыгрывать театральные  представления, основанные на русском фольклоре.

3. Создавать необходимую предметно–развивающую среду.

4. Развивать творческие способности дошкольника.

5. Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.

Предполагаемый результат:

В результате реализации проекта:

1. Дети познакомятся: с устным народным творчеством (скороговорками, потешками, небылицами, прибаутками, присказками, шутками), с разными видами народной песни (хороводной, плясовой, игровой, лирической, колыбельной) и играми.

2. У детей будут сформировано умение  свободно и  непринужденно  общаться,  умение разыгрывать спектакль по знакомому сюжету,  выразительно в своей роли и в игровом взаимодействии,  умение  сочинять этюды по сказкам, нафантазированным сюжетам.

3. Разовьется сфера чувств, готовность к творчеству, коммуникабельность.

4. Будет сформирована выразительная,  красочная, полная ярких сравнений, речь.

Оценка результатов:

Оценка эффективности по итогам работы будет проводиться по трем направлениям: дети, педагоги и родители.

Определение продвижения детей будет отслеживаться через проведение диагностики на начало и середину учебного года, через наблюдение и анализ работы по музыкальной  деятельности, через просмотр театрализованного представления, видеоматериалов.

По окончании проекта будет проведено анкетирование всех участков с целью подведения итогов работы, определения роста профессионального мастерства педагогов.

План реализации проекта:

Реализация данного проекта рассчитана на 4 месяца и будет проходить в 3 этапа:

1 этап – подготовительный (1 месяц – сентябрь). На этапе создается информационная база необходимая для реализации проекта, осуществляется рекламно-информационная кампания.

2 этап – основной (1 месяц – октябрь). Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

3 этап – заключительный (1 месяц – ноябрь). Итоговый, включающий в себя сбор и обработку диагностических результатов, и соотнесение поставленных задач, прогнозируемых результатов с полученными результатами.

Взаимодействие педагогов и родителей.

 1. Музыкальный руководитель -  Горбунова Марина Валерьевна.

2. Воспитатель группы – Привалова Татьяна Васильевна.

3. Родители детей группы.

Взаимодействие с семьей.

1. Беседа с родителями на тему « Фольклор – как средство патриотического воспитания ребенка».

2. Изготовление родителями книжек – малышек «Моя первая  колыбельная».

3. Совместное творчество бабушек, мам и детей: «Лоскутное одеяльце для Матрешки».

4. Изготовление родителями дидактического материала к музыкальным занятиям.

5. Создание мини-музея «Народные инструменты».

5. Консультация для родителей «Музыкотерапия»

Консультация для педагогов

1. Показ открытого занятия по ознакомлению детей с народными ремеслами «Балалаечка – душа народа»

2. Консультация «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательные голосовые упражнения – основа для закрепления произношения звуков у дошкольника».

Оборудование и оснащение педагогического процесса.

1. Организовать в педагогическом коллективе тематическую выставку «Русские народные игры»

2. Разработать планы бесед по народному творчеству.

3. Подобрать иллюстрированный материал.

4. Игровая деятельность: народные игры – хороводные и подвижные.

5. Создать в группах фонотеку фольклорных произведений для прослушивания в свободной деятельности детей.

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ:

1 занятие: «БЕЗ ЧАСТУШЕК ПРОЖИТЬ МОЖНО, ДА ЧЕГО-ТО НЕ ЖИВУТ»

Ход занятия

(Дети с воспитателем сидят на «завалинке» перед «домом».Входят гармонист с девушкой (музыкальный руководитель) и поют частушки.)

               Я пойду да разойдуся

По зелёной по траве,

               Заиграли гармонисты –

               Все волнуется во мне.

Музыкальный руководитель. Ребята, а что я спела: частушку или песню?(Дети отвечают.)

Музыкальный руководитель. Правильно: частушку не спутаешь с песней. Это – коротенькие плясовые песенки. В разных местах народ называл их по-разному: «припевками», «вертушками», «коротушками», то есть частой, скорой песенкой. Плясовые песни быстрого темпа исполнения издавна в народе назывались «частыми». Вот так появилось новое название этим плясовым песенкам – частушки.

Послушайте несколько частушек.

1Эй, девчонки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки,

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей.

2 Шире круг, шире круг,

               Дайте круг пошире!

               Не одна иду плясать –

               Нас идёт четыре!

3Не хотела выходить,

               Стояла и стеснялася,

               А гармошка заиграла–

               Я не удержалася.

4Если б не было воды –

He было бы кружки.

               Если б не было девчат –

               Кто бы пел частушки?

А действительно, кто и где поёт частушки?

Частушки исполняли на гулянках, посиделках. Пела их в основном молодежь. Поэтому неудивительно, что главными героями являются парень и девушка, а большинство частушек посвящено теме любви.

Вот примеры таких частушек.

1У меня на сарафане

               Петухи да петухи.

               Когда вырасту большая –

               Берегитесь, женихи!

2             Мама, чаю, мама, чаю

               Из большого чайника!

               Когда вырасту большая –

               Полюблю начальника.

3               Я на бочке сижу,

               Бочка вертится,

               Не люби меня –

               Мама сердится!

4              Я каталась на качелях,

               Уронила брошку.

               А кому какое дело –

               Я люблю Серёжку!

5              Гармониста я любила,

               Гармониста тешила,

               Гармонисту на плечо

               Сама гармошку вешала.

6              На столе стоит стакан,

               А в стакане тесто,

               До свиданья, папа с мамой,

               Я уже невеста!

7              Топится, топится

               В огороде баня,

               Женится, женится

               Мой милёнок Ваня.

8              Не топись, не топись

               В огороде, баня,

               Не женись, не женись,

               Мой милёнок Ваня!

А ещё в частушках было безобидное подшучивание. Девушки подшучивали над парнями, парни над девушками, а жители одной деревни – над жителями другой.

9              Как Заринские ребята

               Стали моде подражать.

               Надели белые рубашки –

               Шеи грязные видать.

10            Ой, подруженьки, беда!

               Ребят поела мошкара.

               Только те осталися,

               Что дустом посыпалися!

Частушки сочиняют и в наши дни:

11           Наша Таня намудрила:

               Космонавта полюбила,

               А подруга Танина –

               Инопланетянина!

12           Как у наших у ребят,

               Голова из трех частей:

               Карбюратор, вентилятор

               И коробка скоростей!

Конечно, сразу можно сказать: частушкам этим немного лет. А почему, как вы догадались?

(Дети отвечают, приводят другие примеры современных частушек.)

13                                    В скором будущем, в программах,

                                         Будет так заведено:

                                         Полчаса, «всего» – реклама,

                                         «Целых» пять минут – кино…

14                                     Мой миленок – программист,

                                         Год уж не встречаемся:

                                         В интернете он завис,

                                         И не возвращается!

15                                     Моя милая подружка,

                                         Полюбила Интернет.

                                         С ним она всегда «В Контакте»,

                                         А со мной – контакта нет!

Музыкальный руководитель. Чаще всех встречаются плясовые частушки. У этих частушек ритм другой, специально приспособленный для быстрой пляски. По содержанию плясовые частушки мало чем отличаются от обычных. Но в них чаще говорится о самой пляске, о гармонисте, они чаще бывают шуточного, даже озорного характера.

               Эй, топни, нога,

               Топни, правенькая!

               Все равно плясать пойду,

               Хоть и маленькая.

Давайте повторим эту частушку.

(Дети поют.)

Музыкальный руководитель. Чувствуете, что эти припевки хочется не петь, а выкрикивать. Для пляски самое главное – ритм, поэтому и в ладоши прихлопывают, когда «русскую» пляшут.

1          Раздайся, народ,

               Меня пляска берёт!

               Пойду, попляшу,

               Себя людям покажу!

2            Гармонист устал,

               Запинаться стал.

               Дайте крынку молока,

               Напоите игрока!

Музыкальный руководитель приглашает детей в круг на пляску.

2 занятие «ДУДОЧКА»

Ход занятия

Музыкальный руководитель. Расскажу я вам сегодня русскую народную сказку «Серебряное блюдечко и наливное яблочко».

(Рассказ музыкального руководителя сопровождает тихая музыка из мультфильма «Кувшинчик и дудочка».)

Жили-были старик со старухой. У них было три дочери. Старшие сестры – белоручки, ленивицы, а Машенька с утра до вечера всё с работой: и дома, и в поле, и в огороде. Вот собрался мужик везти сено на ярмарку.

(Звучит русская народная мелодия песни «Из-за леса, из-за гор» в исполнении оркестра русских народных инструментов.)

Обещает дочерям гостинцев купить. «А тебе что купить, Машенька?» – спрашивает.

«А мне купи, родимый батюшка, наливное яблочко да серебряное блюдечко».

Был на ярмарке, сено продал, гостинцев купил. Одной дочери шёлку синего, другой бархату алого. А Машеньке – блюдечко да наливное яблочко.

(Звучит русская народная мелодия «У меня ли во садочке».)

Машенька села в уголок горницы, покатила наливное яблочко по серебряному блюдечку, сама поёт-приговаривает:

– Катись, катись, яблочко наливное, по серебряному блюдечку, покажи мне города и поля, покажи мне леса и моря, покажи мне гор высоту и небес красоту, всю родимую Русь-матушку. Вдруг раздался звон серебряный...

(Звучит русская плясовая «Смоленскийгусачок».)

Вся горница светом залилась, а на блюдечке все города видны, все луга видны, ясно солнышко за светлым месяцем катится, звёзды в хоровод собираются. Загляделись сестры, а самих зависть берёт. Стали думать и гадать, как выманить у Машеньки блюдечко с яблочком. Пошли сестры в лес по ягоды. Схватили они палку суковатую, убили Машеньку, под берёзкой закопали, а блюдечко с яблочком себе взяли.

В ту пору искал пастушок в лесу овечку, видит – белая берёзонька стоит, под берёзонькой бугорок нарыт. Посреди цветок тростник растёт. Пастушок молодой срезал тростинку, сделал дудочку. Не успел дудочку к губам поднести, а дудочка сама играет.

(Звучит русская народная мелодия «Пастушок играет на рожке». Затем пастушок проводит русскую народную игру «Пастух и стадо».

После игры музыкальный руководитель продолжает рассказывать сказку.)

А дудочка всё играет и приговаривает:

Играй, играй, дудочка,

Играй, тростниковая,

Меня, бедную, загубили,

Молодую убили

За серебряное блюдечко,

За наливное яблочко!

Испугался пастушок, побежал в деревню, людям рассказал. Прибежал тут и Машенькин отец. Привёл их пастушок в лесок. Разрыли бугорок, а там Машенька лежит. Мёртвая, да краше живой: на щеках румянец горит, будто девушка спит. А дудочка играет-приговаривает:

Играй, играй, дудочка,

Играй, тростниковая,

Достань, батюшка,

Хрустальной воды

Из колодца царского.

Лишь спрыснул старик Марьюшку живой водой, тотчас стала она живой. Люди сбежались, порадовались... Ну и был пир на весь мир: так играли, что звезды с неба пали, так танцевали, что полы поломали.

Дети водят хоровод «Во поле берёзка стояла», пастушок играет на дудочке. Затем дети рассматривают инструмент – дудочку – и с помощью взрослых вырезают себе дудочки из заранее приготовленного трубчатого сухоцвета.

3 занятие: «НАРЯД РУССКИХ КРЕСТЬЯН»

Ц е л и : приобщать детей к культуре русского народа; знакомить детей с нарядами русского крестьянства; воспитывать патриотические чувства к русским традициям.

О б о р у д о в а н и е : иллюстрации крестьянских нарядов, шаблоны крестьянских нарядов для росписи, карандаши, краски. Музыкальное сопровождение русские народные песни: «Сошьем Дуне сарафан», «Лапти», «Валенки».

Ход занятия

I. Основная часть занятия.

– Скажите, ребята, какой был любимый цвет русского крестьянина. (Синий, васильковый.)

– Почему? Подумайте.

Дети вспоминают цвета Государственного флага РФ.

Поэтому для особого торжественного случая женщины шили себе и своим близким праздничную одежду, используя материю синих оттенков. Небогато жили русские крестьяне, но всё же для большого праздника в каждом доме всегда был заготовлен наряд.

Показ иллюстраций крестьянских нарядов (желательно, если будут эти наряды в готовом изделии).

Васильковая рубаха-косоворотка была у каждого русского парня. Это такая рубашка, которая надевается через голову и застёгивается с боку на несколько пуговиц.

Васильковый сарафан для девушек – это удлинённое платье, книзу расклешённое в виде колокольчика, без рукава, на тонких бретельках, расшитое различными узорами.

II. Практическая часть.

Раздать детям готовые вырезанные шаблоны из картона и предложить разукрасить, расписать наряды:

• рубаху с застежкой на боку, воротник-стойка, пояс;

• сарафан с карманами, украшенный вышивкой (узором), используя основной васильковый цвет.

III. Подведение итогов занятия.

Организовать выставку крестьянских нарядов.

4 занятие: «ПЕСНЯ – ДУША НАРОДА»

Ход занятия

Музыкальный руководитель. А расскажу я вам сегодня сказку про ловкого солдата.

Царь проверял однажды караулы и увидел, что один солдат-то вроде спит.

– Спишь? – спрашивает царь.

– Никак нет, – отвечает солдат, – не сплю.

– А что же ты делаешь?

– Звёзды считаю.

– Ну, и много насчитал?

– Здесь тьма-тьмой. Здесь – семьдесят со мной, а здесь не успел обсчитать – вы помешали...

Попробуй, проверь этого солдата!..

А сколько на Руси песен? Их так же невозможно сосчитать, как сказочному герою – звёзды.

Всегда русский народ любил песню, весёлую и грустную. Она сопровождала людей во время труда и праздника, помогала работать и отдыхать.

Песню «Посев льна» женщины пели весной.

               Уж я сеяла, сеяла ленок.

               Я сеяла, приговаривала,

               Чеботами приколачивала:

               «Ты удайся, удайся, ленок!

               Ты удайся, мой беленький ленок!

               Ты мой лен!

               Белый лен!

А какие русские народные песни вы помните, где мать учила дочек, как нужно сеять, полоть или прясть пряжу?

(Дети вспоминают русские народные песни, ранее изученные.Песни «Пряха», «Дуня-тонкопряха» исполняют с инсценированием.)

Музыкальный руководитель. Русский народ берег родную землю и воспевал её красоту в песнях и сказаниях. С нежностью обращались к рябинушке  кудрявой, реченьке быстрой, берёзке белой, травушке шелковой.

(Дети читают стихи.)

1-й ребенок.  Ты, рябинушкараскудрявая,

Ты когда взошла?

Когда выросла?

2-й ребенок.  Я весной взошла,

Летом выросла.

По зорям цвела,

Солнцем вызрела.

(Звучит куплет русской народной песни «Ты рябина ли, рябинушка».)

3-й ребенок.  Ой, ты , Волга, Волга-реченька!

Ой, река ли ты, красавица!

По лугам ты льёшься – стелешься,

По пескам бежишь – торопишься.

(Звучит запись русской народной песни «Вниз по Волге-реке» в исполнении Л. Руслановой.)

4-й ребенок.  Берёза, моя берёзонька!

Берёза, моя белая,

Берёза раскудрявая.

5-й ребенок.  Стоишь ты, берёзонька,

Посередь долинушки.

На тебе, берёзонька,

Листья зелёные,

Под тобой, берёзонька,

Трава шёлковая.

6-й ребенок.  Близ тебя, берёзонька,

Красны девицы

Венки плетут.

Музыкальный руководитель. Какую русскую народную песню о берёзке вы знаете?

(Дети отвечают.)

Музыкальный руководитель. О берёзке много песен создал русский народ, потому что это дерево очень любимо всеми.

Соберутся девушки на полянке и водят вокруг берёзки хоровод.

Дети водят хоровод под русскую народную песню «Во поле берёза стояла».

5 занятие: «ПЛЯСОВАЯ ПЕСНЯ»

Ход занятия

Музыкальный руководитель поет частушку:

               Я пойду да разойдуся

По зеленой по траве.

               Заиграли гармонисты –

               Все волнуется во мне.

В этой задорной частушке отразилась вся любовь русского человека к весёлой плясовой песне. Темы этих песен – самые разные. Но о чём бы в них ни рассказывалось, всегда всё заканчивается благополучно.

Дети слушают русскую народную песню «По улице мостовой».

Музыкальный руководитель. Это весёлая, радостная песня. Почему?

(Дети отвечают.)

Музыкальный руководитель. Да, потому что в песне заканчивается всё хорошо. Она создаёт бодрое настроение, заряжает энергией. Плясовые песни исполняются под гармошку или другие народные инструменты.

Дети исполняют русскую народную песню «Как у наших у ворот» с использованием шумовых инструментов: бубна, ложек, трещоток и т. д.

Музыкальный руководитель. Я буду пропевать вам несколько строк из плясовой песни, а вы вспомните другую русскую народную песню на эту же тему.

               По улице мостовой

               Шла девица за водой,

               Шла девица за водой,

               За холодной, ключевой.

               Шла девица за водой,

               За ней парень молодой,

               Кричит: «Девица, постой!

               Веселей идти с тобой».

(Дети исполняют хоровод «Пошла млада за водой».)

Музыкальный руководитель. А вот эти слова?

      Уж как я ль свою коровушку люблю!

      Уж как я ль-то ей крапивушки нарву:

      Кушай вволюшку, коровушка моя,

      Кушай досыта, коровушка моя!

(Инсценировка песни «Ой, вставала я ранёшенько».)

Музыкальный руководитель. Плясовые песни неразрывно связаны с русскими плясками, со свойственными им выдумкой и юмором. Народ любил приплясывать, исполняя такие песни.

Вспоминаем движения: «дробь», «припадания», «хлопушки», «верёвочки» и т. д.

У нас сегодня в гостях ансамбль «Веселушки» с русскими народными песнями: «Молода я, молода», «Варенька», «Параня».

Дети приплясывают и подпевают.

6 занятие: «ХОРОВОДНАЯ ПЕСНЯ»

Ход занятия

Музыкальный руководитель. О чём рассказывается в лирических песнях? О судьбе каждого человека. О том, что его тревожит, волнует, о чем он мечтает. О чем же мечтает гepoй песни? О свободной, вольной жизни.

(Дети слушают в грамзаписи русскую народную песню «Ах, ты степь широкая».)

Музыкальный руководитель. А что дорого человеку в жизни?

Отчий дом, родные и близкие люди.

(Дети слушают в грамзаписи русскую народную песню «Степь да степь кругом».)

Музыкальный руководитель. А без чего человеку плохо, и вянет он, как «аленький цветочек без красного солнышка»? Без любви.

(Дети слушают русскую народную песню «То не ветер ветку клонит» в исполнении музыкального руководителя и воспитателя.)

Музыкальный руководитель. А как, жалея русскую женщину за её тяжёлую судьбу, народ в песнях обращался к ней, как её называл?

(Дети отвечают.)

Музыкальный руководитель. Лебёдушкой, утушкой, берёзонькой, яблонькой, рябинушкой, павушкой. И пелись эти песни неторопливо, неспешно, задумчиво, но внешне очень строго, ни одного лишнего жеста. А вот те песни, о которых я вам сегодня расскажу, наоборот, при исполнении сопровождаются самыми разнообразными движениями. Это хороводные и плясовые песни. Представьте себе долгий зимний вечер. В избе собрались девушки-подруженьки. Они занимаются рукоделием и тихо поют.

(Дети слушают русскую народную песню «Пряха».)

Музыкальный руководитель. Одна из девушек, задумавшись, посмотрела в окно.

А на окне такой узор, что глаз не отвести. Понравился узор всем. И одна из девушек перенесла его в своё кружево, другая украсила им рождественский пирог, а третья весной, когда стаял снег, повела этим узором подруг в хороводе.

Мы с вами тоже знаем некоторые узоры хоровода. Назовите их. (Дети отвечают. Музыкальный руководитель дополняет: «Змейка», «Плетень», «Капуста».)

Игра-хоровод «Змейка».

Музыкальный руководитель. Были и другие хороводы, когда юноши и девушки образовывали круг, а в нем разыгрывали песню, как маленький спектакль. Такой хоровод назывался игровым.

(Исполняется игровой хоровод «Во саду ли, в огороде».)

Музыкальный руководитель. А есть ещё магические, или трудовые хороводы. Они пришли к нам из тех далеких времен, когда люди еще верили в то, что солнце, дождь и ветер – живые существа. И для того чтобы силы природы помогли им вырастить хороший урожай, наши предки водили специальные хороводы, в которых изображали, как они охотятся или как растят лен, мак. Они верили, что только так можно получить хороший урожай.

(Дети исполняют обрядовый хоровод «Пахарь и жнецы».)

Музыкальный руководитель. Так как от солнца зависело, созреет урожай или погибнет, то его старались задобрить: вставали в круг и показывали, каким должен вырасти, например, мак.

Разучивание хоровода «Мак».

7 занятие «ОСЕНИНЫ»

Праздник

Цель: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

 Задачи:

1. Обучающие задачи: Познакомить детей с земледельческим календарным праздником, используя народные приметы, обычаи. Активизировать в речи детей запас народных примет, пословиц, поговорок, загадок, частушек, песен, игр. Обогащать знания о природе.

2. Развивающие задачи: Развивать эстетический вкус детей на музыкальном песенно - танцевальном творчестве русского народа. Развивать мышление, творческое воображение, память. Совершенствовать связную речь, пополнить словарный запас.

3. Воспитательные задачи. Формировать положительное отношение к труду. Воспитывать любовь к народному творчеству. Формировать уважительное отношение друг к другу, создать ситуацию благодарности и внимания к близким людям.

Действующие лица:

1. Осень - ребенок

2. Баба Яга - взрослый

3. Кощей – ребенок

4. Ведущая - воспитатель

Перед утренником воспитатель в группе находит воздушный шарик с письмом.

Дорогие ребята, приглашаю вас в осенний сказочный лес. С собой возьмите своих друзей, хорошее настроение, улыбку. Дорогу ко мне вам укажут осенние листочки.

P.S. Ваша Осень

Дети под музыку входят в зал. (Встают полукругом)

Ребенок 1Осенью бывают

Ясные деньки.

Листики порхают,

Словно мотыльки.

Ребенок 2Нити паутинки

На кустах блестят,

Льется на тропинку

Желтый листопад.

Ребенок 3Лес осенний красок не жалеет:

Ярки гроздья ягод и листы.

То сверкают бронзой, то алеют

Над рекой осенние кусты.

Ребенок 4Скоро ветер налетит холодный

И сорвет узорчатый наряд.

И в лесу закружится свободно

Золотой осенний листопад.

Ребенок 5Он укроет землю покрывалом,

С нею он поделится теплом,

Когда на листве сухой, опалой

Заискрится иней серебром.

Исполняется песня «Осенняя погода» слова и музыка А.Евтодьевой (после песни садятся на стульчики).

Заставка «Экстренные новости «Похищение Осени»

Ведущая: Ребята, что же нам делать? Баба Яга и Кощей похитили Осень. Как же теперь без Осени на празднике быть? Сразу придёт зима, и наступят холода. Нужно Осень выручать, жадный Кощей захотел все осенние дары и золото себе оставить, да и баба Яга в этом поучаствовала.

(Под музыку появляется Баба Яга в образе Осени)

Баба Яга: Ну, здравствуйте, ребятки, «касатики мои», мальчики и девочки. Я - красавица Осень, у меня вот и венок на голове есть и в красках я вся, волшебных с позолотой (фартук испачканный красками). Всё, давайте веселите меня, чествуйте, я готова. (Показывает на головной убор и на краски в руках)

Ведущая: Что–то вы не похожи на Осень, правда, ребята? (Ответ детей) Ты - Баба Яга, мы тебя узнали.

Баба Яга: Нет, это не я!

Ведущая: Баба Яга, мы тебя узнали, у нас и досье на тебя есть! (Видеоролик «Досье на бабу Ягу») Признавайся, где настоящая Осень? Вот и погоду испортила, холодно и слякотно стало.

Баба Яга: Эх, раскусили вы меня. Осень в надежном месте мы с Кощеем спрятали, вам не узнать…в плену она. Только сильные, смелые и смекалистые могут Осень вызволить. Ой, проболталась. (Закрывает себе рот ладонью).

Ведущая: Ребята, Осень нужно спасать! Поможем ей? (Ответ детей) Тогда группа «Гномики» готова к освободительной операции.

Баба Яга: Ну, хорошо давайте.

(Звучит запись волшебной музыки и голоса «Первое испытание на ловкость»)

Игра «пробежать по лужам» (Дети делятся на 2 команды, эстафета в галошах).

Баба Яга: Это меня радикулит подвел с вами бегать.

Ведущая: Баба Яга, не передумала Осень вернуть?

Баба Яга: Еще чего! Я вот сейчас Кощея позову, знаете такого?

Ведущая: Да, как не знать, и на него у нас досье имеется. (Заставка видео «Досье на Кощея»)

Баба Яга: Вооот, опасныйКощеюшка, не справится вам с ним. Только где мое блюдце волшебное для видеосвязи? Баба Яга берет блюдце с яблоком, делает вид, что звонит Кощею, в этот момент  идет видео с записью разговора с Кощеем. За столом Кощей ест пироги, баранки, овощи, которые ему подносит Осень.

(Разговор)

Баба Яга: Кощеюшка! Хватит есть! Тут сейчас Осень придется освобождать. Не справляюсь я с «Гномиками», выручай. (Откусывает яблоко, в этот момент пропадает видеосвязь)

Баба Яга: Ой, связь пропала, молодильное яблочко только извела.

Ведущая: Ребята, вы видели? Осень в плену в замке у Кощея.

Что же делать? Давай, Баба Яга еще испытания, мы готовы.

(Аудио заставка «Второе испытание «Сказочное пение»)

Исполняется песня «Оркестр с дождиком» слова и музыка А.Евтодьевой

 (дети выходят на полукруг, после исполнения присаживаются на стульчики)

Баба Яга: Ох, не зря вы «Гномики», и петь и играть на музыкальных инструментах умеете. Ну, ничего, сейчас Кощей прибежит, и вам с ним не справиться.

(Под музыку появляется Кощей)

Кощей: Добрый день, Ягусенька. Ого, вижу тут «Гномики», о них слава по всему тридевятому царству ходит. Первое испытание они прошли?

Баба яга: Прошли. (Грустно)

Кощей: И второе прошли? (Удивленно)

Баба Яга: Прошли.

Кощей: Плохо…не хочу Осень отдавать. Очень понравились пироги, варенье, да ватрушки ее. И в замке стало красиво! Золоченое, багряное, лиловое.

Баба Яга: Так что делать будем, Кощеюшка?

Кощей: Еще на смекалку мы их не проверяли.

Баба Яга: Точно!

Ведущая: Ребята, нам же не страшны испытания Бабы Яги и Кощея? (ответ детей)

(Аудио заставка «третье испытание «Сказочная игра»).

Игра «Мышка в огороде»

Ведущая: Кажется, мы выполнили все ваши испытания?

Кощей: Нет, самое сложное осталось!

Баба Яга: Это, какое?

Кощей: «Волшебный сказочный танец».

Ведущая: И тут, наши ребята справятся.

Танец «Проказница Осень»

(Аудиозаставка «Все испытания пройдены, и по сказочному закону тридевятого Царства Кощей должен освободить Осень!»).

Под музыку появляется Осень.

Осень:Я - Осень золотая, в гости к вам пришла,

Жёлтыми листочками всю землю убрала.

Яркой, рыжей краскою - клены разукрасила,

На кусты надела золотые платьица.

Как добрая художница, водила нынче кистью,

Дубовые, кленовые разрисовала листья!

Здравствуйте, ребята, спасибо вам за то, что выручили. Зла на Кощея и Бабу Ягу я не держу. И дарю Бабе Яге волшебные краски, чтоб она все украшала в лесу. А Кощею скатерть-самобранку с «осенними дарами». И богатства мое - это листья расписные на деревьях и серебряные нити дождей. (Вручает подарки Кощею с Бабой Ягой).

Ведущая: Милая Осень, мы рады были тебе помочь, и очень счастливы тебя видеть, в нашем детском саду.

Кощей и Баба Яга: Ребята и Осень, простите нас мы, так больше не будем. Можно нам остаться? (Ответ детей)

Осенние частушки

А сейчас скорее все навострите ушки!

Мы об осени споём веселые частушки

         ***

На дворе похолодало – надо курточки надеть!

Это осень подсказала про нее частушки спеть!

***

Мы осенние частушки пропоём сейчас для вас!

Громче хлопайте в ладоши, веселей встречайте нас! Ух!

***

Как красиво всё кругом золотым осенним днём:

Листья желтые летят, под ногами шелестят! Ух!

***

Осень – чудная пора, любит осень детвора!

В лес с корзинками мы ходим, много там грибов находим! Ух!

***

Любим мы свеклу, морковку и капусту тоже есть,

Потому что витамины в овощах и фруктах есть! Ух!

***

Нет вкуснее яблок спелых, это знает детвора.

Как мы яблоки увидим, сразу все кричим: «Ура!»

***

Осень, Осень золотая, хорошо, что ты пришла!

Ты и яблок, ты и мёду, ты и хлеба принесла! Ух!

***

В огороде и в саду фрукты – овощи найду.

Ой, чего здесь только нет, можно сделать винегрет!

***

В поле выросла картошка, урожай у нас готов!

Посадили мы немножко – накопали семь мешков

(присаживаются на места)

Осень: Как же хорошо с вами, и настроение задорное, но мне пора уходить, уступать черед старшей сестре, волшебнице Зиме.

Ведущая:Ходит Осень в нашем парке,

Дарит Осень всем подарки:

Бусы красные – Рябине,

Фартук розовый – Осине,

Зонтик жёлтый – Тополям,

Фрукты осень дарит нам.

Осень дарит корзинку с яблоками, дети говорят: «Спасибо!».

Осень, Кощей, Баба Яга: Ну, а нам идти пора! До свидания, детвора!

8 занятие: «ВЕСЕЛАЯ ЯРМАРКА»

Праздник

Цель: приобщение детей к русской народной культуре.

Задачи: 1. Расширять представления детей о русской традиции народных ярмарочных гуляний.

2. Вызывать эмоциональный отклик на произведения русского детского фольклора.

3. Приобщать к русским народным играм, способствовать развитию самостоятельности и творческого самовыражения в процессе игрового общения.

 4. Создать атмосферу веселья, способствовать тому, чтобы дети испытывали радость и удовлетворение от участия в совместной с взрослым и сверстниками деятельности.

Предварительная работа: 1. Проведение ОД «Русская ярмарка».

 2. Разучивание русского детского фольклора и театрализованные игры на его основе.

3. Слушание: пляска скоморохов из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова, фрагмент балета «Петрушка» И. Стравинского.

4. Мастерская «Народные промыслы».

Ход ярмарки:

Внимание! Внимание! Внимание!

Открывается веселое гуляние!

Торопись, честной народ,

Тебя ярмарка зовет!

Тары-бары-растабары!

Продаем разные товары!

Воспитатель предлагает «совершить» покупки на ярмарке – поиграть в игры:

«Барыня»

Вам барыня прислала голик да веник,

Сто рублей денег.

Что хотите, то купите,

«Да» и «нет» не говорите.

Воспитатель задает вопросы:Вы на ярмарку пришли?

Хотите товары купить? А поиграть?..

«Кузовок»

Воспитатель берет корзину:

Вот тебе кузовок, покупай и клади в него, что есть на «-ок», обмолвишься, отдашь залог.

Дети по очереди говорят слова в рифму на «-ок»: «Я кладу в кузовок клубок» (платок, замок, коробок, сапожок, башмачок, крючок, утюжок, воротничок, сахарок, мешок, листок, колобок и т.д.)

«Аты, баты, шли солдаты» (игра-считалка с мячом):

Аты, баты - шли солдаты,

Аты, баты - на базар.

Аты, баты - что купили,

Аты, баты – самовар.

Самовар какой?

Дети по очереди отвечают: золотой, дорогой, блестящий и т.д. Если ребенок не отвечает, с него опять начинается считалка, но покупают уже другой предмет, например, репку. Репка - какая? (вкусная, желтая, витаминная, полезная, сочная, хрустящая, сладкая и т.д.)

Появляется Петрушка – кукла бибабо, которую «оживляет» подготовленный взрослый (помощник воспитателя, родитель и др.):

Здорово, ребятишки! Здорово, парнишки!

Здорово, девчушки, быстроглазые вострушки!

Хотите поиграть? – Держите ушки на макушке!

Игра с Петрушкой «Аюшки»

Дети (зовут): Петрушка!

Петрушка: Аюшки?

Дети: Где ты был?

Петрушка: На ярмарке.

Дети: Что принес?

Петрушка: Оладушки.

Дети: Где же они?

Петрушка: Под лавкой.

Дети.Экий, Петрушка, ты чудак!

Петрушка: А вы, детки как?

(Ответы детей, например:«А мы бы оладушки на стол положили да съели».)

Петрушка: Ладно, в другой раз так и сделаю (прячется)

Дети: Петрушка!

Петрушка:Аюшки?

Дети: Где ты был?

Петрушка: На ярмарке.

Дети: Что принес?

 Петрушка: Сапожки.

Дети: Где же они?

Петрушка: А я сделал, как вы велели: на стол поставил и съел.

(Ответы детей, например: «А мы бы сапожки одели на ножки и пошли по дорожке»)

Петрушка прячется, игра продолжается дальше.

После игры воспитатель обращается к детям:

Сообщу, пока не поздно,

 Я условие одно:

Сегодня быть серьезным

У нас запрещено!

Позабудь про грустный вздох,

Прочь печаль отброшена.

 Если рядом скоморох –

Будут скоморошины!

Воспитатель предлагает детям стать скоморохами и разыграть по желанию веселые диалоги или монологи с театральными куклами на ширме (лучше варежковыми - «говорящими»). Используется русский народный фольклор, например, знакомые детям докучные сказки, игры-диалоги:

− Я медведя поймал!

− Так веди его сюда!

− Не идет.

− Так сам иди!

− Да он меня не пускает!

Приглашаю детвору

На веселую игру:

 «Медведь» (на основе докучной сказки) – проигрывается в разном темпе, который задает воспитатель. Можно менять животных, например: Летел ворон к броду, сел на колоду

1.Пришел медведь к броду,

 Дети стоят в кругу, идут в центр круга, проговаривая слова.

2. Влез на колоду,

Изображают, как забираются на колоду.

3. Бултых в воду!

Изображают, как прыгают в воду, садятся на корточки (как будто в воде).

4. Уж он мок, мок, мок,

Скрестив руки на груди, хлопают себя три раза по плечам.

5. Уж он кис, кис, кис!

Хлопают себя три раза по ногам.

6. Вымок, выкис,

Хлопок, скрестив руки на груди, по плечам; хлопок по ногам.

7. Вылез, высох,

Изображают, как вылезают из воды, отряхиваются.

8. Встал на колоду, Бултых в воду!

 Далее движения повторяются по тексту.

Воспитатель обращается к детям:

Пришла пора нам с ярмаркой прощаться

И ей мы до свиданья говорим.

За добрый смех и за участье

Друг друга мы благодарим!

Товары купили? Поиграли?

Повеселились?..

Воспитатель предлагает на лодочках-соминках, которые дети делали накануне, возвратиться домой.

Игра «Лодочка»

На полу лентами, канатами или дорожками обозначается «речка». Она может быть прямой или с изгибами, с поворотами, с препятствиями или без них. Дети встают прямо, кладут на голову лодочки, сделанные из бумаги, и произносят:

 1.     Мелки ручейки,

Несите стружки

С тихой воды

До великой реки!

2.      Раз, два, за борта,

Три, четыре,

Подхватили дапоплыли!

3.     Лодочка плыви,

Товар вези,

Смолы да вару –

На грош всего товару.

 Ребенок должен дойти до конца «речки», не уронив лодочки. Можно подготовить несколько «ручейков» и соревноваться, какая «флотилия лодочек» проплывет быстрее. После игротеки дети делятся впечатлениями.

Итоговое интегрированное занятие:

«Россия – Родина моя»

 Цель: сохранять национальные традиции,  приобщать детей к истокам русской народной культуры, воспитывать у детей умение эстетически воспринимать произведения народного творчества, развивать умения и навыки исполнительской деятельности.

Задачи:

- познакомить детей с фольклорным наследием русского народа;

- познакомить со старинным бытом, существовавшим на Руси;

- познакомить с пословицами и поговорками;

- обогащать словарный запас детей разнообразными художественными эпитетами;

- познакомить с русскими народными инструментами;

- сделать платковую куклу.

Ход занятия

Звучит фонограмма русского народного наигрыша, воспитатель, вместе с детьми, входят в зал и исполняют хоровод.

Музыкальный руководитель (одетый в народный костюм)

                                      Чем дальше в будущее входим,

                                      Тем больше прошлым дорожим

                                      И в старом красоту находим,

                                      Хоть новому принадлежим.

                                       Слава нашей стороне,

                                      Слава русской старине!

                                      И про эту старину

                                      Я рассказывать начну,

                                      Чтобы дети знать могли

                                      О делах родной земли.

    - Рассаживайтесь, милые детушки, поудобнее. А собрались мы здесь сегодня восславлять Родину нашу, позабавиться, да потешиться, воспевая наше Отечество. Наше Отечество, наша родина как зовется?

Дети. Матушка Россия.

Музыкальный руководитель:  -   Верно, Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. А Родиной зовем потому, что мы в ней родились, и все здесь родное: и язык наш, и рябинушка кудрявая, и реченька быстрая, и травушка шелковая. Какие добрые слова можно сказать о Родине нашей?

Девочка.                                      Вижу чудное приволье, вижу нивы и поля –

                                      Это русское раздолье, это русская земля!

Мальчик.

                                      Вижу горы и равнины, вижу реки и моря –

                                      Это русские картины, это Родина моя!

Музыкальный руководитель.  - Недаром говорят, что Родина, как и мама, у человека одна.

     Крепко любили свою Родину русские люди и сложили о ней много пословиц. Знаете ли вы их?

Дети произносят, пословицы, выученные на предыдущих занятиях:

.        Родина любимая  - что мать родимая.

·        Человек без Родины, что соловей без песни.

·        Своя земля и в горсти мила.

·        На родной сторонушке рады и воронушке.

·        Родной куст и зайцу дорог.

Музыкальный руководитель. -  Русский народ славен дружбой и силой. Почему говорят, что он радушный и гостеприимный?

Дети. Потому, что принимал гостей, чаем, пирогами угощал.

Музыкальный руководитель.     -Дружный и отзывчивый – это как понимать?

Дети.      - Дружно строили дом, вместе косили сено, убирали урожай.

Музыкальный руководитель.     - Правильно, делали одно дело. Одному человеку справиться трудно было. И никто никогда в помощи не отказывал. Поэтому избы были красивые, жилось в них хорошо. Как называлась самая лучшая комната в избе?

Дети.     -Горница.

Музыкальный руководитель.       - Кого в ней принимали?

Дети.     -Гостей.

Музыкальный руководитель.      - Как гости в избу входили?

Дети.     -Кланялись.

Музыкальный руководитель.     - А почему?

Дети.     - Дверь в избу была низкой, а порог высокий, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось при входе кланяться, не то шишку можно было на лбу набить

Музыкальный руководитель.     - Отгадайте мою загадку: «Стоит терем, в тереме ящик, в ящике – мучка, в мучке – жгучка»

Дети.     - Печь!

Музыкальный руководитель.     Правильно. В избе – печь, в печи – зола, в золе – жар.

Дети читают стихи о печке.

Ребенок.                      Как уютно в нашей горнице!

                                      Спозаранку печка топится.

                                      Котик лапкой умывается,

                                      Наша сказка начинается.

Ребенок.                     На дровах огонь, пламя шустрое,

                                      О тебе рассказ, печка русская.

                                      Вьется из трубы дым чуть свет,

                                      Печки нет в избе, значит, жизни нет.

Музыкальный руководитель.     _ Почему так говорили: «Печи нет – жизни нет»?

Дети.     - Печь избу обогревала, на ней готовили обед, пекли пироги, сушили варежки, валенки.

Музыкальный руководитель.     Русской печки нет добрее,

                                      Всех накормит, обогреет,

                                      Варежки сушить поможет,

                                      Ну, а  деток спать уложит.

                                      И сверчок поет где-то рядышком

                                      Хорошо с тобой, печка - матушка!

 - Левый от печки угол называли «красным», красивым. Это было особое место для гостей. Русский народ славился  гостеприимством, и по этому поводу им было придумано много поговорок.

Игра «Я начну, а ты – закончи»

Описание.

Ведущий кидает одному из детей мячик и произносит начало поговорки, а ребенок, поймав мяч, должен закончить поговорку.

·        «Для дорогого гостя – и ворота настежь».

·        «Хозяин весел – и гости рады».

·        «Много гостей – много новостей».

·        «Что есть в печи – на стол мечи».

·        «С миру по нитке – нищему рубашка».

·        «Как аукнется, так и откликнется».

·        «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

Музыкальный руководитель. - Соберутся гости, и начинается  гуляние. На гуляниях всегда было очень весело: музыканты инструменты брали и весело играли. А ну, кто хочет гостей повеселить, бери инструменты да выходи вперед!

Дети исполняют р.н.п «Калинка – малинка», аккомпанируя на детских музыкальных инструментах.

Музыкальный руководитель.  -  Музыканты, молодцы! Так весело играли, что и нам теперь не сидится на месте. Я вам предлагаю поиграть немного, поразмять ножки молодые.

Игра «Скок – скок – поскок»

                                      Скок, скок – поскок,

                                      Молодой дроздок

                                      По водичку ходил,

                                      Коромысло носил.

                                      Да неловко ступил

                                      Сапожок водой залил.

                                      Зацепил ногой ведро –

                                      Все вокруг залило.

                                      Испугался дроздок

                                      И пустился наутек

Дети разбегаются, а « дроздок» их ловит.

Музыкальный руководитель.  -Надо полечить дрозда, к больной ножке приложить подорожник, травку целебную.

Дети: А правда, ли, что в старину совсем не было врачей?

Музыкальный руководитель.-Правда, без больницы люди жили. Знахари больных лечили: от озноба – зверобоем, от зубов льняным настоем, от ожогов бузиной, а от ран – землей родной! А вы знаете, что в крапиве витаминов больше, чем в моркови и ягодах облепихи?

Ребенок. А я знаю, что когда болеешь, нужно есть ячменную кашу!

Музыкальный руководитель. -  Правильно. Когда к обеду подают перловую кашу, не фыркайте, нос не воротите, а ешьте с уважением: это одно из самых древнейших зерен, выкормивших наш народ!

     А вот послушайте загадку:

                                      Деревянная подружка,

                                      Без неё мы – как без рук,

                                      На досуге – веселушка

                                      И накормит всех вокруг.

                                      Кашу прямо носит в рот

                                      И обжечься не дает.

Дети. Деревянная ложка!

Воспитатель раздает детям деревянные ложки.

Музыкальный руководитель.    -  Сама не ест, а всех кормит. Это тоже про ложку. Ложки вырезали из липы. Затем их расписывали и раскрашивали. Видите, какими они стали яркими и красивыми. Чтобы не обжечься горячей кашей, наши предки придумали дуть на ложку. Давайте и мы с вами представим, что перед нами горячая пища и хорошенько подуем на ложку.

Дыхательное упражнение: «Подуй на ложку»

Цель: Подготовить детей к пению. Работать над певческим дыханием.

Музыкальный руководитель. А теперь покажем  нашим гостям, что ложка и веселиться помогала.

Песня «Как пошли наши подружки»

Музыкальный руководитель.    - Вот какие молодцы, ребята! А какие вы еще знаете народные инструменты.

Дети: (перечисляют) Балалайка, дудочка, рожок, трещотки, жалейка, гусли.

Музыкальный руководитель.     - Правильно, а теперь, коли охота, выходите поиграть. Кто считалочку расскажет, и водящего покажет?

Один из ребят произносит одну из считалочек, разученных  ранее, и выбирает «дрозда».

Игра «Ворон»

                                      Ой, ребята, та-ра-ра.

                                      На горе стоит гора,

                                      А на той горе дубок,

                                      А на дубе – воронок.

                                      Ворон в красных сапогах,

                                      Позолоченных серьгах.

                                      Черный ворон на дубу.

                                      Он играет во трубу.

                                      Труба точенная, позолоченная,

                                      Труба ладная, песня складная.

Музыкальный руководитель.      - В те стародавние времена дети тоже любили поиграть. Были у них и свои игрушки. Это были луки, скакалки, музыкальные свистульки и другие. Но все же некоторые игрушки дошли до нас с тех времен. Например, мяч.

Только выглядел он несколько иначе. Его шили из тряпок и из кожи, выплетали из полос лыка, набивали шерстью, мхом, волосом, нередко добавляя туда и маленькие камушки или горошины, чтобы мяч «звучал». А как вы думаете, были в то время куклы?  (Ответы детей)

Правильно. Кукла имелась в каждой семье. Девочка сама шила её. Так училась заниматься рукоделием: шить, вышивать. Но только у тех кукол не было лиц. Раньше считалось, что если у куколки будут глаза, нос, рот, то в неё может переселиться душа ребенка.

     Ребята, а где мы недавно с вами были на экскурсии?

Дети. В краеведческом музее.

Музыкальный руководитель. А что вам там понравилось?

Дети. Понравилось рассматривать предметы старины, и мастерить оберег -  домовенка.

Музыкальный руководитель.    - Вам понравилось своими руками мастерить домовенка? А хотите попробовать сделать маленькую куколку, чтобы она стала подружкой вашего домовенка? Ну, тогда приступаем.

Дети подходят к банкеткам, на которых размещены заготовки для куколок, и занимают свои места. Воспитатель показывает последовательность изготовления куколок. Дети повторяют за ним.

После того, как куколки будут готовы, дети дают им имена.

Музыкальный руководитель.    Времена теперь другие,

Как и мысли, и дела –

Далеко ушла Россия

От  страны, какой была!

Умный, сильный наш народ

                                      Далеко глядит вперед,

Но преданья старины

Забывать мы не должны!

Музыкальный руководитель приглашает детей посидеть у старинного самовара и попить чай с баранками. Занятие окончено.

Атрибуты:

1. Мини – музей «Русские народные инструменты», расположенный у центральной стены зала.

2. Костюмы в фольклорном стиле для детей.

3. Костюм для педагога.

4. Народные музыкальные инструменты: ложки, балалайки, трещотки, гусли, бубен, дудочки.

5. Заготовки для изготовления платочных куколок по количеству детей.

6. Фонограммы народных мелодий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"

В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».

В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...

Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога

1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем  общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...