Итоговое мероприятие проекта "Хлебушек". Сценарий вечера развлечений "Откуда хлеб на стол пришел?"
проект (старшая, подготовительная группа)

Гудакова Светлана Вячеславовна

Значение хлеба в жизни человека, особенно русского человека, сложно переоценить. Он помогал выжить и в средние века и во время войн прошлого века. Поэтому о хлебе, как, впрочем, и о пшенице, сложено много песен, он фигурирует в пословицах и поговорках. А самая известная народная мудрость «хлеб – всему голова» может быть истолкована по-разному, но в любом случае подчеркивает важность этого продукта.

Хлеб - самая древняя еда человека из тех, что состоят из нескольких ингредиентов и требуют больших трудозатрат при приготовлении.

Мы решили организовать проект «Откуда хлеб на стол пришел», чтобы дети поняли ценность данного продукта.

Представляю вашему вниманию итоговое мероприятие проекта – сценарий развлечения «Откуда хлеб на стол пришел?».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vecher_razvlecheniy_hlebushek.docx30.74 КБ

Предварительный просмотр:

Вечер развлечений «ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ»

Воспитатель Гудакова С.В. и музыкальный руководитель Конова О.А.

ГБОУ Школа №2075. 2021г.

 Инсценировка  сказки  «Колосок»

Ширма. За ширмой комната с печью, стол.

Перед ширмой двор: дорожка

           

Входит Сказочница:

Хотите – верьте. Хотите – не верьте…

Жил-был Петушок - Голосистое горлышко                                                          

Вместе с мышатами Крутем и Вертем.

Мышата весь день веселились, на травке плясали.

А петушок на рассвете вставал,

Песенку бодрую он запевал

И принимался упорно трудиться,

Некогда было ему веселиться.

За сценой слышится звонкий петушиный крик: «Ку-ка-ре-ку!».

Выходит петушок и начинает подметать двор.

Сказочница:

Важный пёстрый петушок
Гордо носит гребешок,
На заре всегда встаёт,
На работу всех зовёт.

Вот петух закукарекал:

Петушок:

Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!

Просыпайтесь, горы, реки!
Всем давно вставать пора,
Светит солнышко с утра!

Выходят заспанные мышата.

Круть:

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,

Верть:

Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,

Вместе:

Мышатам спать не даешь?
Петушок:

                     Лежебоки, хватит спать,
                    Надо солнышко встречать!

Круть: 

Он немного не доспал!
Верть: 

Слишком рано утром встал!
Круть:

По утрам тревожит слух
Деревенский наш петух.

Верть:

Взлетит Петя на забор:
«Ку-ка-ре-ку» - на весь простор.

Круть:

Ни зимою, ни весною
Нет от петуха покоя!

Верть: 

Ну, а летом – звонко-звонко,
Даже для глухого громко!

Круть:

Пойдем на травке мы кружиться!

Верть:

Плясать, играть и веселиться!

Сказочница:

Дворик с утра подметал Петушок,

Вдруг он пшеничный нашел колосок.

Петушок  поднимает с пола пшеничный колосок, рассматривает его.

Петушок:

          Колосистый колосок,

          Кто расти тебе помог?

          Голос колоска:

          Майский ветер,теплый гром,

          Солнце в небе голубом!

          А еще людские руки,

          Что в труде не знают скуки…

          Мне не стать без них таким:

          Сильным, рослым, золотым!

          Петушок:

Ку-ка-ре-ку! Эй, Круть! Эй, Верть! Идите сюда! Глядите, что я нашел!

Прибежали мышата.

Круть:

Ух ты, колосочек! Вкусненький!
Верть:

 Нужно его обмолотить.
Петушок:

 А кто будет молотить?
Круть:

 Только не я!

Верть:

  И я не буду!
Петушок:

  Ну что ж, я обмолочу, добуду вкусные зернышки.

Звучит музыка. Петушок с колоском уходит. Мышата берутся за руки, пляшут  и поют.

Мышата:

              Какой чудесный день!

  Какой чудесный пень!

                          Какой чудесный  я

  И  песенка  моя!

Петушок возвращается с большой миской, наполненной зерном. Музыка смолкает.

         

  Петушок: 

                      Эй, Круть! Эй, Верть!                

Прибежали мышата.

 

Глядите, сколько я зерна намолотил!

Круть:

  Теперь нужно зерно на мельницу нести!

Верть:

  Муки намолоть!
Петушок:

  А кто понесет?
Круть: 

  Да уж точно  не я!

Верть:

  И я не понесу!
Петушок:

  Ладно, я снесу зерно на мельницу.

 Петушок уходит. А мышата  снова берутся за руки, пляшут и поют.

Мышата:

  Какой чудесный день!

  Какой чудесный пень!

                         Какой чудесный я

  И песенка моя!

Вернулся Петушок с мельницы, опять зовет мышат.
       

   Петушок:

  Сюда, Круть, сюда, Верть! Я муку принес.

Прибежали мышата, смотрят – не нахвалятся.
       

           Круть:

  Ай да петушок!

          Верть:

  Ай да молодец!

Круть:

  Теперь нужно тесто замесить.

Верть:

  Да пироги печь.
Петушок:

  Кто будет месить?

Круть:

  Только не я!

Верть:

  Только не я!  Идем в кошки-мышки играть!

          Круть:

  Идем! Чур, я кошка!

Верть:

   Нет! Я –кошка, ты - мышка!

Мышата убегают и выглядывают из-за занавеса – подслушивают.

Подумал, подумал Петушок и говорит.

Петушок:

             Видно, мне придется тесто месить и пироги печь.

             Ну что ж! Я колосок нашел, (загибает пальцы)

             Я его обмолотил,

             Я снес зерно на мельницу.

             И муку намолол тоже я…

             Тесто буду месить снова я,

             Печь тоже я буду…

             Видно и пироги есть я сам буду!

Мышата выходят из-за занавеса и шепчутся, подходят медленно к Петушку, встают с двух сторон с виноватым видом.

Круть:

   Прости нас, Голосистое горлышко. Мы будем тебе помогать.

Верть:

   Мы все поняли: лодырям и лентяям пирогов не положено.

Круть:

   Я буду тесто месить.

Верть:

   А я за дровами побегу.

Ведущий выносит стол, на котором под миской готовое тесто. Петушок и мышата раскатывают тесто в колбаски. Петушок рассказывает и показывает, как лепить жаворонков. Мышата  повторяют за ним.

Петушок и мышата приглашают детей вылепить таких же жаворонков.

На столах на подносах приготовлены колбаски из соленого теста. Дети скручивают жаворонков, вытирают руки влажными салфетками и садятся на места.

Петушок и мышата (с помощью ведущего) «ставят жаворонков  в печь»

со словами:
                        Печка, печка, помоги,

                        Жаворонков  нам  испеки!

          

 Ведущий.

           Здравствуйте, ребята, здравствуйте, дорогие гости! Вы только что посмотрели спектакль по украинской народной сказке «Колосок». А теперь начинаем наш вечер, который так и называется «Откуда хлеб пришел?».

                     

 Удивителен запах хлеба!

                        Этот запах нам с детства знаком.

                        Пахнет хлеб и степью, и небом,

                        И травой, и парным молоком.

                        Ах, как вкусен хлеб!

                        До чего же душист он и пышен, как пух.

                        Лишь пресытившийся не может

                         До конца оценить хлебный дух.

 Эти добрые и вкусные слова о хлебе нашёл поэт Владимир Гришин.

 Да, ребята, много людей потрудилось, прежде чем хлеб пришел к нам на стол.

 

    Сеяли зерно, выращивали его – хлеборобы.

     Собирали зерно – комбайнеры. 

     Отвозили на элеватор – шоферы.

     Там его отсортировали, сушили и хранили - элеваторщики.

Часть зерна сразу отправляют на мельницу, где из него сделают муку, а муку отвозят в магазин и в пекарню. Вот тогда за дело принимаются мастера-пекари.

 Только снег сошел в апреле,

 Как поля зазеленели.

 Мы говорим: «Хлеб».

 Золотой простор бескрайний.

 Там работают комбайны.

 Мы говорим: «Хлеб».

  Вот зерно течет рекой,

 Чтобы сделаться мукой.

 Мы говорим: «Хлеб».

 Тесто кружится в квашне,

 Запекается в огне.

 Мы говорим: «Хлеб».


Ешь его, расти и помни:

 В мире нет труда огромней,
Чтоб на стол к тебе явился свежий хлеб!

Хлеб! Какое привычное и все-таки необычное слово. В самом деле, вдумайтесь!

Словом «хлеб» называют непохожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки: батоны, булки, ватрушки, пирожки, крендельки, пироги, пряники, плюшки, кулебяки, сухарики, сушки.

А хотите узнать побольше об истории хлебопечения, о хлебных традициях русского народа?

  • Вера со своей мамой расскажут вам историю появления выпечки жаворонков.
  • Много праздников и традиций существовало на Руси. Об одном из таких вам расскажет Мария со своей мамой.
  • Еще об одном празднике и о традиционной выпечке  на него расскажут Гриша с мамой.
  • Весной мы все празднуем Пасху.  Пасхальные народные гуляния связаны с разговением после Великого поста — времени воздержания, когда все праздники, в том числе и семейные, переносились на празднование Пасхи. Символами Пасхи становится всё, что выражает Обновление (Пасхальные ручьи), Свет (Пасхальный огонь), Жизнь (яйца  и пасхальные куличи). Именно о пасхальных куличах нам расскажет Вадим со своим папой.

           

Ведущий.

          С неба солнце золотое
         Золотые льет лучи.
         В поле дружною стеною
         Золотые Усачи.              (
Пшеница)

Дорогие гости, наши девочки приготовили для вас необыкновенный танец!

                   

 В каждом зёрнышке пшеницы
 Летом и зимой
 Сила солнышка хранится
 И земли родной.
 Ты расти под небом светлым,
 Строен и высок,
 Словно Родина бессмертный,
  Хлебный колосок.

 Девочки исполняют «Танец с  колосьями»  

Под  музыку Варламова «Красный  сарафан» в  аранжировке Дж. Ласта (диск А. Бурениной «Ритмическая  мозаика»).

         

          Ведущий.

  • Мы сегодня говорим о хлебе. Хлеб, хлебушко с румяной корочкой, мягкий, душистый. Он - самый главный на столе. Хлебные изделия не только вкусны, но и питательны. Хлеб мы едим несколько раз в день, а он не приедается

Открытый 1 сентября памятник Михаилу Кутузову в нашем поселении Красная Пахра стало первым, установленным в Большой Москве. Именно здесь в 1812 году располагался штаб знаменитого русского фельдмаршала Кутузова. 200 лет прошло со дня победы в Отечественной войне, но появившийся в дни ее бородинский хлеб люди любят и поныне.

О необычной истории возникновения этого пряного хлебушка нам поведают Даша со своей мамой

Вот так из века, ставшего былинным,
Пришёл к нам хлеб, который всем знаком.
Как хорошо, что был фургон тот с тмином,
А не с фасолью или с чесноком!

  • Сегодня ночью мне приснилась деревня, в которую летом нас с сестрой отвозили родители. Там нас всегда ждала любящая бабушка со своими кроликами, коровами и цыплятами. Уж там нас баловали... Плюшки, шанежки, ватрушки, блины... И первая моя мысль, когда я утром открыла глаза - сегодня у нас обязательно будут бабушкины шанежки!

О них – то и расскажут нам Соня с мамой.

  • Очень ароматные,

Сладкие и мятные.

Сверху мы в глазурном глянце,

Словно в радостном румянце. (Пряники)

О пряниках нам расскажут Аленка со своей мамой.

Ведущий.

           Дети, давайте немного поиграем! Встаньте в круг.

Вед. достает приготовленный круглый пшеничный хлеб, Поляницу или каравай.

Давайте расскажем, какой хлеб.

Дети   передают по кругу каравай  и называют определения. (Хлеб румяный, свежий, мягкий, пышный, ароматный, душистый, хрустящий  и т. д.)

 Игра  «Какой  хлеб?»

         

           Ведущий. Молодцы! Садитесь на свои места и мы продолжим наш вечер.

  • Дети, вот об этом праздничном вкусном хлебушке нам сейчас расскажут Тимофей со своей мамой.
  • Кольцо не простое, кольцо золотое. Блестящее, хрустящее! Всем на загляденье! Ну и объеденье! (Бублик.)

Хастар вместе с мамой и расскажет нам о бубликах.

  • В печь сперва его сажают,
    А как выйдет он оттуда,
    То кладут его на блюдо.
    Ну, теперь зови ребят!
    По кусочку все съедят
    . (Пирог.)
  • Вкусный он, начинкой полный,
    Некий маленький пирог.
    Удлинённой с виду формы,
    А внутри его - творог.
    Что это? 
    (Пирожок)

О вкусных пирожках нам поведают Федор со своей бабушкой.

 Ведущий.

           Ребята, каждому из вас приходилось слышать о необходимости уважительного, бережного отношения к хлебу. Ведь в хлебе заключен нелегкий  человеческий труд.

К севу готовились заранее. Мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке лежали семена пшеницы и ржи. Вот идет сеятель по полю и через каждые два шага разбрасывает пригоршню зерна веером, слева направо.

Дети специально для этого праздника  выучили песню. Послушайте ее, пожалуйста.

Дети  поют  песню «Золотые  колоски» муз. Ю. Михайленко (стоят полукругом)

         

 Ведущий.

          Дети, как вы думаете, какая должна быть погода в тот день, когда сеют хлеб? (Безветренная.) Почему?

     Дети, а что необходимо для жизни и роста растений? (Солнце, дождей в меру.) А как кликали люди дождик?

                  

Дети:   Дождик, дождик, поливай!

             Будет хлеба каравай,

             Будут булки, будут сушки,

             Будут вкусные ватрушки.

  • Именно о ватрушках нам сейчас расскажет Настя со своей мамой.
  • Дети, помните сказку Корнея Чуковского «Бармалей»?!

Да, добрый доктор Айболит вылечил злого Бармалея и тот на радостях дал слово:
«Буду, буду я добрей, да, добрей!
Напеку я для детей, для детей
Пирогов и кренделей, кренделей!»
О крендельках, которые обещал испечь добрый Бармалей вы узнаете от
Полины с мамой.

         

Ведущий. 

           Для наших предков славян хлеб был священным даром Богов.

          Тесто для хлеба совершенно живое: теплое, нежное, дышащее. С тестом и хлебом связано много примет и поверий. Хотите узнать некоторые из них?

  1. Входя в новый дом, хозяин брал с собой хлеб, он должен выгнать зло, обеспечить сытую жизнь.
  2. Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу. Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.
  3. Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.
  4. Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
  5. Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.

      Ребенок:                          

                                           Крошил я горбушку,

И мама, вздыхая, сказала,

Что это привычка плохая.
Тогда из фанеры
Я сделал кормушку,
В нее докрошил я
Ржаную горбушку.
И стала хорошей
Плохая привычка.
Приятного вам аппетита,
Синички!

           Ведущий: 

                                              Пироги, батоны, булки

                           Не добудешь на прогулке.

                           Люди хлеб в полях лелеют,

                           Сил для хлеба не жалеют.

А знаете ли вы, что

  • Из зернышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зерен.
  • Хлеб дает нашему организму белки, углеводы, обогащает его магнием, фосфором, калием, что необходимо для работы мозга. Хлеб содержит витамины. Ученые-медики считают, что взрослый человек должен съедать в сутки 300-500г хлеба, при тяжелой работе все 700г. Детям, подросткам нужно 150-400г хлеба. Почти половину своей энергии человек берет от хлеба.
  • Блюда из пшеницы нормализуют пищеварение и обменные процессы, выводят шлаки из организма, являются хорошей профилактикой дисбактериоза и диатеза, способствуют укреплению мышц.

 Ведущий.

           В народе существует много пословиц и поговорок о хлебе. Ребята, помогите мне познакомить с ними ваших родителей!

1. Горька работа, да......................................... хлеб сладок.

2. Хочешь есть калачи, ................................. .не сиди на печи.

3. Пироги не.......................................................растут на кустах.

4. Без хлеба и медом ………………………...сыт не будешь.

 5.Вода – матушка, Хлеб –…………….. ……батюшка.

 6.Хлеб – всему ………………………………голова.

7. Хлеб да вода – …………………………….богатырская еда.

8. Хлеб да каша –…………………………. ...еда наша.

 9.Не ленись с плужком — ................................будешь с пирожком.

10. На чужой каравай рта не разевай, а...........пораньше вставай да свой затевай

11. Пот на спине — ............................................так и хлеб на столе.

12.Не надо хвалиться,........................................коли не знаешь, как хлеб родится.

13. Каравай хлеба не..........................................свалится с неба.

        Молодцы ребята!

           А теперь в исполнении  группы  детей  послушайте, пожалуйста, частушки  на  хлебную  тему.

           

 Дети исполняют частушки

         

 Ведущий.

                           Вот и подошел наш вечер к концу.

                         В каждый дом, на каждый стол

                         Он пожаловал, пришел.

                         В нем здоровье, наша сила,

                         В нем чудесное тепло.

                         Сколько рук его растило

                         Сохраняло, берегло!

                         Ведь не сразу стали зерна,

                         Хлебом тем, что на столе:

                         Люди долго и упорно

                           Потрудились на земле.

           

Ведущий. 

Ой, ребята, а вы чувствуете запах!?

Мы совсем забыли про жаворонков! Давайте посмотрим, что же у нас получилось!?

Ведущий открывает полотенце, под которым готовые, настоящие (испеченные родителями) жаворонки.

      Праздник выдался на славу!
Все старались, молодцы!
Вот вам наше угощенье,
С пылу, с жару – из печи.

         

Дети, давайте пригласим наших гостей на чаепитие!

Дети, повернувшись  к гостям, читают слова пальчиковой игры «Приходите к нам на чай».

.

                Из пшеничной из муки испекли мы

                Пироги, плюшки, пряники, печенье,

                Кексы, торты, калачи,

                Булки, бублики, баранки.

                И достали  из печи

                Мы румяный каравай.

                Приходите к нам на чай!

           

 Дети вместе со взрослыми уходят в группу на чаепитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое мероприятие в рамках реализации краткосрочного проекта "Как хлеб на стол пришёл...»

Итоговое мероприятие в рамках реализациикраткосрочного проекта"Как хлеб на стол пришёл...»...

Конспект итогового мероприятия: "Вечер вопросов и ответов" (по лексической теме "Домашние животные и птицы")

В конспекте представлены  разнообразные игры на развитие лексико-грамматического стоя речи и развитие психических процессов по лексической теме "Домашние животные и птицы"...

Итоговое мероприятие по проекту «Хлеб – всему голова»

Расширить знания детей о хлебе. Привить уважение к хлебу и людям, вырастившим его создание условий для развития познавательных и творческих, исполнительских способностей детей, мышления, воображения,...

Конспект НОД по рисованию «Хлеб на стол, так и стол - престол» в подготовительной группе (в рамках реализации проекта «Хвала рукам, что пахнут хлебом»).

В рамках реализации проекта "Хвала рукам, что пахнут хлебом!" в нашей подготовительной группе прошла продуктивная деятельность, в ходе которой ребята закрепили свои знания о хлебе и других х...

СЦЕНАРИЙ литературно-музыкального вечера «С хлебом мы жили, с хлебом живем...»

Задачи:- Сформировать у детей представления о том, откуда на столах у людей появляется хлеб.- Познакомить детей с земледельческими обрядами, отражением их в культуре русского народа.- Научить бер...