Сценарий вечера народных игр «Ярмарка» для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (старшая группа)

Народные игры актуальны и интересны в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технический век. Народные игры являются неотъемлемой частью культуры народа, в них заключены традиции прошлого и настоящего. Игра концентрирует в себе всю совокупность выразительных средств языка и предоставляет ребенку возможность естественного ознакомления с богатой культурой народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 5 «Снежинка» города Сафоново Смоленской  области

(МБДОУ д/с № 5)

Сценарий вечера народных игр «Ярмарка» для детей старшего дошкольного возраста

                                                                                           

                                                                                           Разработала воспитатель

Жмуркина Татьяна Николаевна

г. Сафоново

2020г.

Сценарий вечера народных игр «Ярмарка» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: приобщение дошкольников к традициям русской культуры посредством народных игр.

Задачи: 

  • продолжать знакомить детей с русскими народными играми
  • приобщать к истокам игрового фольклора
  • способствование развитию интереса к народным забавам, традициям
  • развивать чувство юмора, воображение, смекалку
  • совершенствовать двигательные умения и навыки
  • развивать ловкость, быстроту, выносливость, находчивость
  • способствовать сплочению детей в коллективе
  • воспитывать интерес  к русским народным играм
  • доставить детям радость и удовольствие от игры

Оборудование: магнитофон, диск с русской народной музыкой, зонт с лентами, платочек, маски зверей (Волка, Гусей), мешочек, сумки для скоморохов,  набор для игры «Городки», палка

Действующие лица: ведущий, скоморохи, поводырь с медведем (ребенок), дети.

Ход:

Ведущий:

Начинаем, начинаем!

Всех на вечер приглашаем!

И девчонок, и мальчишек,

И тихонь, и шалунишек!

Звучит русская народная пеня «Светит месяц», в зале появляются дети и начинают кататься на «карусели» (взрослый стоит посредине зала с ярким зонтиком, к которому привязаны ленты. Выбегают два скомороха.

Скоморохи: Здравствуйте, дети, здравствуйте, добрые молодцы и красны девицы!

Дети: Здравствуйте!

Скоморохи:

Эх, русская душа,

До чего ты хороша.

И поет, и веселится

Наша русская душа.

1-ый Скоморох:

А сейчас, детвора,

Начинается игра.

2-ой Скоморох:

Вы хотите поиграть?

Свою удаль показать?

Ведущий: Отчего ж не поиграть! Всегда мы играм рады.

Дети: А будут ли награды?

1-ый Скоморох:

А наградой будет смех

Дружный и веселый!

2-ой Скоморох:

Прежде чем начать играть,

Будем дружно все считать!

Все:

За морями, за горами,

За железными столбами

На пригорке – теремок

На двери висит замок.

Ты за ключиком иди,

Ты замочек отопри!

Все играют в игру «Гори, гори ясно».

Считалкой выбирается ведущий. Участники игры становятся в круг, держась за руки. Ведущий встает в круг, в руках у него ленточка, поднимает ее над головой и начинает движения против основного круга. Когда начинается движение круга, все игроки вместе с ведущим произносят слова:

Гори-гори ясно,

Чтобы не погасло,

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят!

После сказанных слов ведущий игрок останавливается, поднимает руку с ленточкой вверх, делает ею взмах, будто пытается их разделить, а двое детей, которые оказываются от ведущего с правой и с левой стороны поворачиваются друг к другу спиной и начинают убегать друг от друга в разные стороны за основным кругом детей. Кто первый обежит круг и вернется к ведущему, схватив ленточку, тот и победил, в дальнейшем он становится ведущим, а кто не успел он «горит».

1-ый Скоморох:

Так играть умеет всяк,

А умеет ли вот так?

Проводится игра «Жмурки».

Выбирается ведущий - «жмурка», ему завязывают глаза и ставят в середину круга, игроки поворачивают его вокруг себя несколько раз, затем спрашивают:

- Кот, кот, на чем стоишь?

- На квашне.

- Что в квашне?

- Квас.

- Лови мышей, а не нас.

После этих слов участники игры разбегаются, а «жмурка» их ловит. Тот, кого он поймал, становится «жмуркой».

2-ой Скоморох:

Посидите, отдохните

Да умом пошевелите:

«Я хозяин леса строгий,

А зимою сплю в берлоге.

А всю зиму напролет

Сниться мне душистый мед.

Страшно я могу реветь.

Кто скажите я?

Все: Медведь!

Появляется поводырь с медведем.

Поводырь:

Расступись, народ честной!

Идет медведюшка со мной!

/Медведь кланяется/.

Поводырь:

Много знает он потех,

Будет шутка, будет смех!

Спой, медведюшка!

Дети вместе с поводырем просят медведя спеть. Медведь берет гармонь и начинает громко реветь, поводырь отступает назад, закрывает руками уши. Медведь продолжает играть и реветь, приближаясь к поводырю, отмахивающемуся от него. Звучит вступление к русской народной песне «Маков цвет».

Поводырь:

Что с ногами не пойму-

Вправо, влево носятся.

Не стоят они на месте,

Так плясать и просятся. Приглашает детей на пляску.

Песня «Маков цвет».

Поводырь:

Ух, как пляска уморила

Надо, мишке, отдохнуть

Да немножечко вздремнуть.

 «Медведь» уходит.

Проводится игра «У медведя во бору». 

 Определяется берлога медведя (на одной стороне зала) и дом детей (на другой стороне). Дети идут в лес гулять и выполняют движения соответственно тексту, который произносят вслух:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит

И на нас рычит.

Как только дети закончили произносить слова, медведь с рычанием встает и ловит детей, дети стараются увернуться от медведя и убежать домой.

По окончании  игры медведь благодарит детей и вместе с поводырем прощается и уходит.

Ведущий:

Дружно дети вы играли

Поиграли, отдохнем,
Дружно песню запоем.

Песня «Расписная ложка».

(Муз.Н.Суховой)
(Сб. «Музыкальная палитра» №6-2007)

1-ый Скоморох:

Хорошо вы песню пели,

Милые ребятки,

А теперь пришла пора

Поиграть нам детвора.

Хоть сума моя проста,

С виду вроде бы пуста,

Ну-ка, (имя ребенка), подойди,

В сумку руку опусти!

Ребенок достает из сумки городки. Скоморох вызывает двух ребят. Предлагает построить «ворота», «бочку», «колодец».

 Проводится игра «Кто быстрей?»

2-ой Скоморох:

Теперь (имя ребенка), подойди.

В сумку руку опусти!

1-ый Скоморох:

Что за зверь покажи,

И пословицу скажи!

Ребенок: Волк каждый год линяет, а цвета не меняет.

2-ой Скоморох: У волка одна песня. Какая ребята?

Все: Пожалел волк кобылу: оставил хвост, да гриву. Хвостом виляет, а зубы скалит.

1-ый Скоморох:

Старинная пословица не мимо молвится.

 Все играют в русскую народную игру «Гуси-лебеди».

Для игры выбирают волка и хозяина. Волк стоит на одной стороне зала, гуси с хозяином на другой стороне зала. Хозяин отпускает гусей полетать. Гуси летают по всему залу, волк следит за ними из своего логова. Хозяин зовет гусей.

Хозяин: Гуси-гуси!

Гуси: Га-га-га.

Хозяин: Налетались?

Гуси: Да-да-да.

Хозяин: На сигнал домой слетайтесь, злому волку не попадайтесь!

Гуси: Мы вас поняли, летим, к злому волку не хотим!

Гуси летают по залу, как только услышат сигнал (свисток), волк начинает ловить гусей, а они быстро летят к хозяину. Пойманные гуси выбывают из игры. Игра заканчивается, когда волк поймает 8-10 гусей.

1-ый Скоморох:

Как у наших у ворот собирается народ.

Дружно за руки беритесь,

В хоровод все становитесь!

Игра – танец «Веселый хоровод»

(Музыка В. Рихтера).

(Сборник «Праздник в детском саду» под редакцией М. А. Михайловой).

Дети выбирают ведущего. Он становится в центр круга. Держась за руки, играющие двигаются простым шагом в правую сторону, ведущий идет им навстречу, поют текст:

Звенит веселый хоровод,

Все шире круг у нас,

И тот, кто в этот круг войдет,

Станцует нам сейчас.

Дети останавливаются, хлопают и поют?

Тра-ля-ля-ля-ля

Ля-ля-ля и т.д. до конца фразы.

Ведущий исполняет движения, которые за ним на повтор музыки повторяют все дети. При повторе игры – выбирается новый ведущий.

2-ой Скоморох:

Звенит веселый хоровод,

Кружит нас каруселью.

Другой игры настал черед.

Рады все веселью!

Игра «Золотые ворота».

12 детей создают 6 пар и распределяются по залу, становятся лицом друг к другу, берутся за руки. Подняв сцепленные руки, они образуют ворота. Дети выстраиваются в длинную нить, взявшись за руки. Первым стоит ведущий, который водит эту нитку за собой через воротца. На ходу дети приговаривают:

Золотые ворота пропускают не всегда,

Первый раз прощается, второй раз воспрещается,

А на третий раз не пропустим вас.

На первые две фразы «ворота» держат руки поднятыми вверх, а на конец третьей опускают вниз и ловят проходящих детей. Дети, попавшие в ворота, расходятся в разные стороны. Игра повторяется. В конце игры образуется две команды.

1-ый Скоморох:

Сейчас будем мы, ребята,

В интересную игру играть.

Силу нашу силушку

Всем надо показать.

Игра «Мед и сахар»

Дети садятся на пол по два человека друг против друга – с одной и с другой стороны держась за палку. По сигналу начинают ее перетягивать – соревнуются, на чьей стороне больше силы.

2-ой Скоморох:

Приглашаем всех ребят

В карусель поиграть.

Становись в кружок дружней,

Берись за ленточки скорей!

Игра «Карусель»

В центре зала стоит ведущий. В поднятых руках он держит зонт, к которому привязаны ленточки. Дети стоят по кругу боком к центру, в руках у каждого конец ленточки. Сбоку от круга – ребенок с бубном.

1-я часть - дети держатся за ленточки, начинают медленное движение по кругу, произнося слова:

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели.

(Идут четким шагом по кругу, «музыкант» ритмично ударяет в бубен).

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

(Легко бегут по кругу).

Тише, тише, не бегите

Карусель остановите.

(Дети замедляют бег, останавливаются).

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

(Опускают ленточки, «музыкант» кладет бубен и встает в общий круг).

2-я часть - дети бегут по кругу под народную мелодию. С окончанием музыки каждый старается быстро подобрать конец ленточки. Ребенок, оставшийся без ленты, становится «музыкантом».

1-ый Скоморох:

Молодцы у нас ребята!

Сильные, умелые, дружные и смелые!

2-ой Скоморох:

Дружно с вами мы играли,
И нисколько не скучали,
А теперь пришла пора
Нам проситься детвора.

Без нас вы не скучайте,
А скучно станет – поиграйте.

Ведущий: Ребята, давайте поблагодарим наших гостей за прекрасный вечер, за интересные игры и веселые шутки. Мы будем продолжать играть в народные игры и обязательно научим других детей. (Дети прощаются со Скоморохами).

 (Под музыку русской народной песни «Светит месяц» дети уходят из зала).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл занятий по народно – прикладному искусству для детей старшего дошкольного возраста. Ярмарка: «Русская народная игрушка».

Задачи:Образовательные:*Обобщить знания детей о глиняных игрушках—дымковских и филимоновских.*Рассказать об истории богородского промысла, о Сергиево-Посадских деревянных игрушках.*Рассказать о ...

Сценарий праздника "Осенины. Осенняя ярмарка" для детей старшего дошкольного возраста

Предлагаю вам сценарий осеннего развлечения "Осенины. Осенняя ярмарка" для детей старшего дошкольного возраста. Данный материал будет полезен музыкальным руководителям дошкольных учреждений. Этот сцен...

Сценарий русского народного праздника "Масленица" для детей старшего дошкольного возраста

Цель: познакомить детей с русским обрядовым праздником Масленицей,вовлечь детей принять в участие в празднике;знакомить с различными жанрами устного народного творчества....

Сценарий осеннего праздника «Осенняя ярмарка» для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий осеннего праздника "Осенняя ярмарка" для детей старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка сценария осеннего праздника "Покровская ярмарка"для детей старшего дошкольного возраста в рамках Городской педагогической гостиной .

Сценарий "Покровская ярмарка " составлен на основе российских традиций: праздновать сбор  урожая  и проведить осенние ярмарки. Дети попадают на ярмарку, где продаются различные тов...

Сценарий русского народного праздника "Посиделки» для детей старшего дошкольного возраста.

Сценарий русского народного праздника "Посиделки» для детей старшего дошкольного возраста....

Сценарий народного праздника «Осенняя ярмарка» для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) совместно с родителями

Данный материал будет полезен воспитателям детских садов, педагогам начальной школы.В сценарий включены основные традиции русской осенней ярмарки: ярмарочные выкрики торговцев, народные игры, театр Пе...