Проект в средней группе "Почемучки", "Рождественские колядки"
проект (средняя группа)

Туруханова Татьяна Леонидовна

Песни, колядки, хороводные игры, гадание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rozhdestvenskie_kolyadki.docx28.66 КБ

Предварительный просмотр:

Проект в средней группе" Святки. Колядки"

Срок реализации: 1 неделя

Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители.

Ресурсное обеспечение проекта: Подбор народных загадок, пословиц, поговорок, колядок, детских гаданий, мультфильм «Рождественская сказка», художественная литература о рождестве, дидактические игры, музыкальные произведения: П. И. Чайковский «В церкви».

Проект «Святки. Колядки»

Тип проекта: групповой, краткосрочный, познавательный.

По содержанию: ребёнок и семья, ребёнок и традиции русского народа.

По характеру контактов: в контакте со сверстниками и с другими людьми

Планируемый результат: приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Колядки через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии, создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику, повышение познавательного интереса у детей к родной истории. Пополнить словарный запас. Сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей у родителей.

Проект состоит из 3 этапов.

 

Этап 1. Постановка проблемы, цели, задач.

 

Постановка проблемы:

    Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание народных традиций. Очень важно с ранних лет приобщать детей к традиционным народным праздникам, повышать познавательный интерес у детей к родной истории. Учитывая, что представления детей пятого года жизни о родной истории в целом ещё недостаточно устойчивы, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с традициями народных праздников. Повышению системности в работе способствовала организация проектной деятельности «Святки. Колядки». Метод проектов даёт возможность целенаправленно и эффективно выстраивать педагогическую работу, так как проходит через все виды детской деятельности: познавательную, наблюдения, труд, игры, речевое развитие детей, продуктивную деятельность, творческую, исследовательскую, конструктивную.

       Гипотеза:

   Проект поможет глубже и ярче приобщить детей к традиции проведения народного праздника – Колядки через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии. Улучшаться взаимоотношения между взрослыми и детьми, детьми между собой в процессе выполнения коллективных работ.

       Актуальность.

    В настоящее время на федеральном уровне актуализируются задачи духовно – нравственного воспитания, которые раскрыты в государственных нормативных документах: «Концепции воспитания и развития личности гражданина России», «Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования», в котором выделена предметная область «Духовно – нравственная культура народов России».

Необходимо с детства обращать внимание на душевный и духовный мир детей. Душа современного ребенка выбирает себе в пользование любовь, доброту, тепло семьи, честность, порядочность друзей, надежность, прочность общего дома – Родины. Заняться разработкой проекта нас подтолкнули наблюдения за творчеством детей, их вопросы о русских традициях и народных праздниках. И не удивительно, что тематикой проекта, я определила святки-колядки. Ведь именно рождественские колядки- очень яркий праздник. Модест Петрович Мусоргский сказал: «Утрата народом своего искусства, своих художественных ценностей - это национальная трагедия и угроза самому существованию нации». А у нынешнего поколения детей произошла утрата духовно-нравственных ориентиров, позволяющих делать выбор между добром и злом, почти полностью утрачены идеалы и ценности, принятые в христианском обществе. Развивается опасная тенденция предпочтения материальных ценностей ценностям духовным. Естественным следствием этого являются смутные, а подчас даже искаженные представления детей и подростков о таких добродетелях как доброта, справедливость, милосердие, великодушие, любовь, гражданственность и патриотизм.  Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса ДОУ расширить, углубить, систематизировать и творчески применить знания детей о традициях народного праздника.

      Мотив.

    Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание традиций своего народа. Учитывая, что представления детей пятого года жизни о родной истории в целом ещё недостаточно устойчивы, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с традициями народных праздников. Повышению системности в работе способствовала организация проектной деятельности «Святки. Колядки».

     Цель проекта.

 - приобщить детей к русской традиционной культуре, познакомить их с       обрядом колядования на Руси;

 -  сформировать исследовательские способности в процессе изучения;
 - укрепить здоровье, расширить двигательный опыт детей.

Дошкольникам нужно сообщать эти знания, тем самым развивать интерес  к традиционной культуре России.

В соответствии с поставленной целью основные задачи проекта:

     Задачи проекта:

• Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры;

• Познакомить детей с обрядовым праздником «Колядки»;

• Разучить музыкальный фольклорный материал, использовать его в повседневной жизни;

• Побуждать детей к совместной познавательной и творческой деятельности;

• Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.

Ожидаемый результат:

• Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Колядки через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.

• Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.

• Повышение познавательного интереса у детей к родной истории.

 

Второй этап.  Подготовительный этап.

 Детям был показан календарь народных праздников, где видно, что на Руси начинаются святки. Возникает вопрос – что дети об этом знают? Где можно об этом узнать? 

1. Составление тематического плана по реализации проекта.

2. Подбор материала по теме (иллюстраций, стихов, песен, рассказов о Рождестве).

3. Подготовка методического сопровождения по проекту «святки».

4. Обогащение предметно-пространственной среды в группе.

5. Подбор дидактических игр по теме.

 

                        Основная часть. Реализация проекта.

 

В работе с детьми использованы разнообразные методы обучения: познавательное чтение, продуктивная деятельность, рассматривание картин, занятия-беседы познавательно характера, беседы о рождественских праздниках, святочных гаданиях; расширяли представления детей о святочном празднике «коляда»; с целью эмоционального погружения детей в тему использованы просмотр мультфильма «Рождественская сказка»; пение песен и устроены пляски.

Организованы разнообразные подвижные и хороводные игры «Мороз красный нос», «Плетень», «Золотые ворота», хоровод «Зимушка-зимушка, как ты хороша!»,

 

хороводные игры: «Шел козел по лесу», «Бабка Ежка, костяная ножка»,

 

игры с пением: «Золоченый сундучок», «Заря-заряница»,

 

«Уж я улком шла, переулком шла», «Растяпа», «Челнок», «Суп варить»,

«Поясок», «Тесто», «Жмурки».

 

 

Образовательные     области

Виды детской деятельности

 

Физическое развитие (здоровье)

Беседа с детьми на тему: «Зимние забавы»

Подвижные  игры:  «Мороз красный нос», «Плетень»

Хороводные игры: «Шел козел по лесу», «Бабка Ежка, костяная ножка».

 

 

 

 

 

 

 

 

Художественно-эстетическое развитие

 

Рисование «А, у нас коляда».

 

Лепка «Рождественские подарки».

 

Аппликация «Рождественская елочка».

 

Музыка: Песня «Зимушка хрустальная»;

 песня-закличка «Приходила коляда накануне Рождества!»; «Частушки на колядки»;

игры с пением: «Золоченый сундучок», «Заря-заряница».

 «Рождественские колядки»

Музыка А. Шидловской. Слова народные.

1. Как на улице мороз

Подмораживает нос,

Не велит долго стоять,

Велит скоро подавать!

2. Или тёпленький пирог,

Или маслице, творог,

Или денежки копьем,

Или рубль серебром.

Интегрированная НОД «Рождественская сказка».

 

 

 

 

 

Познавательно-речевое развитие

 

Коммуникация +чтение художественной литературы: Воробушек летит,
хвостиком вертит..; Коляда пришла , пирога принесла… 
(заучивание колядок).

Чтение:

Познание: Беседа «Колядки».

НОД «Святки - Колядки»

Цель: Продолжать знакомить детей с традициями русского народа, воспитывать бережное отношение к русской культуре, развивать интерес к народному фольклору.

Задачи:  

- провести беседу о рождественских праздниках, святочных гаданиях;

-расширять представления детей о святочном празднике «коляда»;

- просмотр мультфильма «Рождественская сказка»;

- пение песен и пляски.

 

 

 

 

 

Социально-личностное развитие

 

Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Я тебе подарю…».

 

Сюжетно-ролевая игра «Домашние колядки», «Встречаем гостей».

 

Настольные игры: «Что необходимо для праздника», «Предметы быта».

 

 

 

 

 

Взаимодействие с семьёй.

 

Выставка рисунков и поделок на тему «Рождественские подарки».

Консультации для родителей:

«Рождественская сказка».

 

 Обратиться к родителям. Попросить их рассказать детям, что взрослые знают об этом празднике.

 

Третий этап. Заключительный.

1. Итоговое развлечение по теме «Рождественские колядки».

2. Оформление выставки поделок «Рождественские подарки».

3. Создание практического материала для родителей: памятки, консультации.

4. Выставка детских рисунков «А у нас коляда».

6. Подведение итогов.

 

Результат

  Благодаря этому проекту дети получили новые знания, расширить кругозор и представления об окружающем мире. В результате реализации данного проекта у детей возросла познавательная активность и интерес к изучению истории и традиций своего народа, расширился кругозор, обогатился словарный запас, с помощью музыкально – эстетической деятельности у детей появилось чувство ритма, артистизм, они увидели и почувствовали красоту народной музыки.

   При реализации деятельности по подготовке и проведению музыкальных праздников, развлечений, посиделок отмечена её универсальность, что позволяет использовать её при организации различных видов детской деятельности, совместной деятельности взрослых и детей, а также интеграция в различные виды деятельности.

  Родители заинтересовались результатами и продуктами проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

Сценарий детского праздника для детей средней группы «Рождественские колядки»

Развлечение для детей средней группы «Рождественские колядки»

Участники: воспитатель, дети средней группы.

Цель: Познакомить детей с традициями Святок, с праздником Рождества.

Приобщить детей к истокам русской народной культуры, через праздник народного календаря – Коляда.

Задачи:

1. Познакомить детей с костюмами, традициями, играми и музыкой связанными с праздником Коляда.

2. Обогащать словарный запас ребенка, развивать речевые способности.

3. При заучивании колядок развивать память внимание, мышление.

4. Активизировать взаимодействие родителей и детей в подготовке к празднику.

5. Развивать навыки взаимодействия, общения.

6. Развивать эмоциональную сферу ребенка, умение выступать на публике.

Предварительная работа:

Беседы: «Рождество Христово», «Праздник народного календаря - Коляда», Разучивание детьми и родителями колядок, песен, игр, танцев. Подбор музыки. Изготовление «Рождественской звезды». Покупка сладостей для колядующих.

Индивидуальная работа с родителями и детьми:

Организация бесед о сборе информации народных традиции. Подготовка костюмов ряженых, заучивание колядок.

Ход праздника.

В зал под музыку «Барыня» входят дети - «ряженные».

Впереди всех идёт мальчик и несёт «Рождественскую звезду».

(Дети встают в полукруг)

Ведущая:

К вам пришла Коляда,

Отворяй ворота.

Отворяйте сундучки,

Доставайте пяточки,

Сушки да конфетки.

Мы пришли к вам! Детки.

Здравствуйте, люди добрые!

С праздником вас поздравляем!

Да здоровья всем желаем!

1 ребенок.

Нынче ангел к нам явился

И сказал – Христос родился.

Мы пришли его прославить,

А вас с праздничком поздравить!

2 ребенок.

Дети ходят по домам,

Угощенья дайте нам.

Пожелаем вам удачи

И здоровья в придачу.

Ведущая: День сегодня не простой, праздник к нам пришел святой. Наступило Рождество, начинаем торжество.

Эй, спешите все сюда! В гости Коляда пришла. Будем мы шутить, кривляться, бегать, прыгать, забавляться!

Праздник этот самый длинный, он веселый и старинный. Наши предки пили, ели, веселились две недели.

От Рождества и до Крещенья, приготовив угощенье, пели разные колядки, по дворам ходили в Святки.

Наряжались и шутили, праздник ждали и любили. Так давайте же сейчас встретим мы его у нас. Давайте мы поздравим друг друга с Рождеством и споем «колядку».

Дети дружно поют колядку

Коляда, коляда!

Приходила коляда

Накануне Рождества.

Кто даст пирога,

Тому полон хлев скота,

Овин с овсом,

Жеребца с хвостом.

Кто не даст пирога

Тому куричья нога!

Тетенька, добренька

Подай что-то сдобненько.

Пышку, да лепёшку,

Да свиную ножку.

Чем наполнен сундучок, положите к нам в мешок.

(Колядующим кладут в мешочки баранки и конфетки)

ведущая

На широком небосводе,

В звездном ярком хороводе,

Светит дивная звезда.

Всюду луч она заронит,

Где людское горе стонет, —

В села, рощи, города.

Луч доходит до светлицы

И крестьянки, и царицы,

И до птичьего гнезда.

Он вскользнет и в дом богатый,

И не минет бедной хаты

Луч волшебный никогда.

Всюду ярче радость блещет,

Где тот звездный луч трепещет,

И не страшна там беда,

Где засветится звезда.

(Звучит фонограмма дети берутся за ленты и водят хоровод вокруг Рождественской звезды.)

1 ведущая.

Нынче праздник, господа,

Позабавимся тогда!

Открывайте, поиграем в «Золотые ворота».

(Дети играют в игру «Золотые ворота» звучит фонограмма этой игры)

После игры ребят средней группы продолжают колядовать.

4 ребенок

Угостите малышей,

Дайте каши повкусней!

Дайте хлеба, дайте сала,

Только много, а не мало!

5 ребенок

Вы детей не прогоняйте,

А вкуснее угощайте!

Дайте сушек и баранок,

И какой-нибудь подарок!

6 ребенок

Просим, с нами не шутите,

Поскорее угостите!

Будем прыгать и шалить,

Да посуду в кухне бить!

7 ребенок

Дайте сладкого медка,

Да кусочек пирога,

Я станцую и спою.

И колядки пропою!

Хором группа №3

Колядуем, колядуем,

Песни с танцем чередуем!

И вприсядку, и кругом,

Угощайте пирогом!

9 ребенок

Идет коза рогатая,

Колядками богатая,

Чем наполнен сундучок,

Положите к нам в мешок!

(Колядующим кладут в мешок сладости)

Хором дети

Всем людям добра, золота и серебра

Пышных пирогов, мягоньких блинов!

Доброго здоровья

Маслица коровья.

Вею, вею навеваю.

С колядой вас поздравляю!

Ведущая.

Спасибо за угощенья!

Спасибо, за прием!

Теперь давайте вместе станцуем и споем!

Поиграем в игру «Ручеек»

(Звучит фонограмма русских народных песен, зрители и участники играют в игру «Ручеек»)

 

ведущая.

Праздник наш закончился уходить пора.

Всем желаем радости, света и тепла!

Отмечайте весело праздники всегда,

Ну а мы прощаемся,

До встречи, господа!

Игра - "Салки"

Дети расходятся по площадке, останавливаются и закрывают глаза. Руки у всех за спиной. Водящий незаметно для других кладёт одному из них в руку какой-нибудь предмет.

На слова "Раз, два, три, смотри" дети открывают глаза. Тот, которому достался предмет, поднимает руки вверх и говорит: "Я салка". Участники игры, прыгая на одной ноге, убегают от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идёт водить. Он берет предмет, поднимает его вверх, быстро говорит слова: "Я салка". Игра повторяется.

Игра «Волшебный мешочек»

(Дети и взрослые не глядя достают из мешка карточки)

Тапочки - будешь дома сидеть и рукодельничать;

Сланцы – поедешь на море отдыхать;

Валенки – придет тебе приглашение на конкурс Снегурочек (Дедов Морозов);

Резиновые сапоги – поедешь в лес за грибами

Женская туфля – пойдешь на праздник;

Мужская туфля - познакомишься с новым другом.

Кроссовок - тебя ждут успехи в спорте.

В конце ведущий раздает воспитателям конверты с названием «Гадание» в которые собираются карточки, вручает лист с расшифровкой, предлагает детям раскрасить в группе карточки и погадать еще раз.

Гадание - игра «Профессии»

На лавке стоят горшочки, в которых насыпано пшено. Давайте подойдем и погадаем, кем же вы станете, когда вырастите.

Дети идут вокруг лавочки и произносят слова:

Горшочек с вершочек,

Скажи нам дружочек,

Что сбудется, станется?

Плохое, пусть останется!

Дети достают из горшочков карточку с изображением какой - либо профессии и рассказывают, кем они станут.

Игра «Бубен»

Дети стоят в кругу и под музыку передают бубен друг другу. Когда музыка замолкает, тот, у кого бубен идёт в центр круга и пляшет.

Игра «Ручеёк».

Дети становятся парами друг за другом, подняв вверх соединённые руки. Каждая пара должна пройти под этим «мостиком», постепенно выстраиваясь впереди другой пары.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий развлечения в средней группе «Рождественские колядки».

Сценарий развлечения для детей средней группы....

Развлечение для детей средней группы «Рождественские колядки»

Развлечение для детей  средней группы, которое расширит представления детей о традициях и обычаях народов Росси, знакомство с обрядовыми праздниками....

Конспект развлечения в средней группе «Рождественские колядки».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие, «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое разв...

Сценарий детского праздника для детей средней группы «Рождественские колядки»

Развлечение для детей средней группы «Рождественские колядки»Участники: воспитатель, дети средней группы.Цель: Познакомить детей с традициями Святок, с праздником Рождества.Приобщить ...

Сценарий тематического развлечения для детей средней группы « Рождественские колядки »

Цель:Формировать  любовь  и интерес к народным традициям  в сознании детей  через знакомство с русскими народными праздниками.  Задачи:- расширить знания детей о русских народ...

Отчёт о развлечении детей в средней группе - " Рождественские Колядки"

Отчёт о развлечении детей в средней группе -  " Рождественские Колядки"  «Рождественские колядки». Один из наиболее почитаемых праздников на Руси – Рожд...

Развлечение для детей средней группы «Рождественские колядки»

Развлечение для детей с шутками, танцами, забавными играми и играми-состязаниями....