Ярмарка народных игр. Милли уеннар ярминкэсе.
методическая разработка (старшая группа)

Кручинина Лариса Владиславовна

Развлечение для детей старшего возраста, которое способствует воспитанию уважения между народами, сохраняя народные традиции русского и татарского народов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yarmarka.docx165.35 КБ

Предварительный просмотр:

Кручинина Лариса Владиславовна музыкальный руководитель

МБДОУ Красносельский детский сад  «Рябинушка»

Высокогорского муниципального района Республики Татарстан

Васильева Лилия Табрисовна МБДОУ воспитатель МБДОУ Красносельский детский сад  «Рябинушка»

Высокогорского муниципального района Республики Татарстан

РАЗВЛЕЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ

ЯРМАРКА НАРОДНЫХ ИГР

                              МИЛЛИ УЕННАР ЯРМИНКӘСЕ

Цель:  Формирование у детей  чувства патриотизма и любви к своей Родине, республике, стремления сохранять и приумножать культурное наследие.

Задачи: 

Воспитывать уважение между народами, сохраняя национальные традиции русского и татарского народов.  Воспитывать уважение и чувство гордости за Татарстан, за русский и татарский народ, богатый обычаями, трудолюбием, умением работать и веселиться от души.

Формировать навыки выразительного пения, ритмичного движения, игры на музыкальных инструментах;

Развивать интерес к народному искусству через народные игры, танцы, песни. Формировать положительные эмоциональные чувства,

Способствовать  формированию коммуникативных навыков.

Бурычлар: 

Балаларда туган илебезгә,туган телләребезгә,халкыбызның рухи хәзинәләренә мәхәббәт тәрбияләү.Төрле милләт халыкларына хөрмәт,дуслык хисләре тәрбияләү. Рус һәм татар халыкларның җырларын, уеннарын йөрәнүгә теләк булдыру.

Тәрбиячеләр һәм балалар рус,татар киемнәрендә

Татар киемнәре кигән балалар һәм тәрбияче татар көенә бүлмәгә керәләр.

А.Б: Дус яшәргә кирәк җир йөзендә,  дуслар кирәк һәрбер кешегә

Дуслык булса янәшәдә, дошманлык чыгар юкка.

Балалар: 

  1. Йөри безнең бакчага бик күп төрле, балалар.  

Төрле-төрле телләрдә, сөйләшә белә алар.

  1. “Дустым” сүзен дурт телдә, өйрәндем мин үзем дә.

Әйтә беләм икә телдә “исәнмесез” сүзен дә.              

  1. Төрлә костюмнар киеп, йөрибез җырлап, биеп.

Атадык без бу бәйрәмне “дуслык бәйрәме”.                  

  1. Без татарлар! Шушы исәм белән! Җирдә яшәү үзе зур бәхәт!

Яшибез без бу җирдә, бер халыклар белән берләшеп!                                                          

А.Б. (бәйрәм турында сузләр).......

А.Б: Кунакларсыз нинди бәйрәм булсын инде? ( рус көе )Ә менә кунаклар узләре дә!

Звучит музыка, дети в русских  костюмах проходят по кругу за воспитателем, останавливаются напротив.  (Воспитатель так же одет в русский костюм)

Песня «Золотая ярмарка»  муз. Л. Николаева

1.Хорошая погодка  на душе моей стоит.

Пойду гулять на улицу, где музыка звучит.

Пойду гулять на улицу, где ярмарка цветёт,

Где плачет и смеётся весёлый наш народ.

Припев: Ярмарка, ярмарка, золотая ярмарка.

Ярмарка, ярмарка, звонкая и яркая,

Как душа моей России, как моя душа./2р/

2.А если тучи чёрные над ярмаркой пойдут,

Не очень опечалится дождём торговый люд.

Им песню задушевную сыграет музыкант,

Для них такая музыка дороже, чем брильянт.

Припев тот же

А.Б: Безгә дуслар кунакка килгәннәр.Безнең бәйрәмгә рәхим итегез! Бер беребезне сәләмлик!

Дети  в татарских костюмах: Исәнмесез!        

Дети в русских костюмах: Здравствуйте!

Потешница (воспитатель в русском костюме):

Вот мы и пришли к вам на ярмарку себя показать, ваш товар посмотреть!

Я – Потешница весёлая, ваша гостья развесёлая!

Народ собирается, наша ярмарка открывается!

Дети:

1. Нынче день такой чудесный, только петь да танцевать,  

    Всех друзей мы приглашаем чай попить, да поиграть!                

2. Пусть играют нам гармошки и выходят плясуны,                                

    Хорошеют наши лица, когда радуемся мы!          

Общий хоровод «Шире круг» муз. Львов-Компанеец

Припев: Шире круг, шире круг, музыка зовёт,

Всех друзей, всех подруг в дружный хоровод! /2раза/

1. Дружат птицы в вышине, дружат рыбы в глубине,

Дружит с морем океан, дружат дети разных стран.

Кушымта: Әлләлә -әлләлә бию чакыра

Бар иптәшне, дусларны безнең бәйләнгә /2раза/

2. Кыз малайлар дус була, көяш гөлләр дус була,

Күк йолдызлар дус була, бар халыклар дус була

Припев: Шире круг, шире круг, музыка зовёт,

Всех друзей, всех подруг в дружный хоровод! /2раза/

А.Б: (чәк –чәк ала) Буләк итәбез чәк – чәк, тормышыгыз булсын  мул хәрчак!  

Балалар утыралар

А.Б. Без узебезнең яраткан илебездә һәм якты республикабызда бик дус яшибез. Барлык халыкларга бәхет һәм шатлык телибез. Безнең Татарстан куанычлары белән данлыклы! Безгә Татарстанда яшәргә ошый!

Уен «Без бик дус булыйк»

(Дети стоят в кругу, в середине водящий.

На 1ч музыки все дети бегут по кругу лёгким бегом,

На2ч – бежит водящий

На 3ч – водящий продвигается от одного ребёнка к другому, пожимая им руки на каждое слово « Без- бик- дус - на последнее:  булыйк»  обнимается  с  тем, на кого пришлось это слово  и меняется местами.

Игра продолжается)

Потешница:

Эй, народ честной, здравствуйте, всех на праздник Ярмарку приглашаем. Веселья и хорошего настроения желаем!

 2продавца  и 2покупателя встают к 1прилавку, остальные дети садятся.

(на прилавке - платочки, дудочки, венки, бусы)

1 продавец:

Эй, на Ярмарку спеши, купи, что хочешь, для души!      

2 продавец:

Подходите, подходите, на товары поглядите!                              

У Коробейников в запасе есть и бусы, и венки, разноцветные платки!

Девочка-покупатель:

 Есть у вас платочки, яркие, как щёчки?

1 продавец:

Есть такие, забирайте, да платить не забывайте.

Мальчик-покупатель: А я - Дудочку куплю, очень музыку люблю!  

Мальчик берёт дудочку, девочка – платочек, все дети берут платочки и встают в общий круг

Игра «Дудочка» р.н.м

Все поют: Сидит Коля на лугу, он играет во дуду,

Хорошо дуда играет ,выговаривает.

Мальчик поёт: Выходите-ка на луг, на зелёный луг гулять,

На зелёный луг гулять, да под дудку плясать!

Танец «Платочки-цветочки» р.н.м

Выходят 2 продавца и покупатель к 2прилавку

(на прилавке - макеты выпечки из солёного теста)

1 сатучы: 

Килегез! Килегез! Нәрсәләр бар, күрегез!    

Алучы:

А откуда ваш товар?  

Вместе: Из Татарстана!

2 сатучы:  

Өстәлдә безнең чәк-чәк, бавырсак һәм өчпычмак!        

Алсуда һәм Әскәрдә буләк Җитәр бар илгә!

1 сатучы: 

Бүләкләрне алыгыз, Кунакларны сыйлагыз! (продавцы и покупатели берут угощения, выходят вперёд, все дети встают врассыпную)

Җыр  «Без эзерлибез табын»

1. Без әзерлибез табын, китереп бөтен ягын.

Уртага куйдык чәчәк, чәчәк янына чәкчәк.

Бавырсак һәм кыш теле, ризыклар төрле,төрле

Сумса,бәлеш,өчпөчмак, гөбәдия һәм көймак.

2. Без әзерлибез табын, китереп бөтен ягын.

Уртага куйдык чәчәк,чәчәк янына чәкчәк.

Җитешегез, кунаклар! Кыстатмагыз, кунаклар!

Өйгә кайтып китәргә, ашыкмагыз,кунаклар.

Выходят 2продавца и покупатель к 3прилавку

(на прилавке музыкальные инструменты)

1 Продавец:

Подходи, честной народ, мы стоим у ворот,

Становитесь в ряд, выбирайте всё подряд:                                                            

Дудки, хлопушки, бубны, погремушки!

2 Продавец:  

 Пришли мы с ложками, свистульками, гармошками!

 По дешёвке продаём! Почти задаром отдаём!

Покупатель: 

Обошел я много мест, не видал нигде оркестр.    
Заиграйте-ка сейчас, чтоб пустились ноги  в пляс!

«РУССКИЕ НАИГРЫШИ» р.н.м

(СД «Топ, топ, каблучок»1, трек №10)

А.Б:  Безнең әле оркестр бар, шундый шәп итеп уйный                                        

Барлык килгән кунакларны шаккатырырга уйлый.

ТАТАРСКИЙ ОРКЕСТР

(Перкуссионные колокольчики)

Продавец и покупатель подходят к 4прилавку

 (на прилавке – тюбетейки, калфаки, фартуки)

Сатучы: 

Ярминкәгә чакырабыз, киемнәрне сатабыз            

Килегез,килегез! Алыгыз,алыгыз.                                                    

Алучы:   

Киемнәрне алырбыз, куңел ачыйк барыбыз.  

Уеннар уйнамыйча, куңелле булмас безгә.

Уен уйныйк бергәләп, басыйк кумәк түгәрәк.

А. Б: Әйдәгез балалар”Түбәтәй” уенын  уйнап алабыз.

 «Түбәтәй” уены

(Дети становятся в круг. Они поют и передают тюбетейку  друг другу. Музыка прекращается.от, у кого останется тюбетейка, выходит в середину и танцует под музыку и аплодисменты всех участников игры)

Все поют: Түбәтәеңне кигәнсең, бик ераклардан килгәнсең

Төскә матурлыгың белән шаккатырыйм дигәнсең

Туп туп түбәтәй, түбәтәең уккалы,

Чиккән матур түбәтәең, менә кемдә тукталды.

Потешница:

Солнышко, солнышко, ярче нам свети!
Будут на полянке цветики расти.
Солнышко, солнышко, ярче нам свети!
Будут здесь, на ярмарке слаще калачи.

Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко,

Все дети: Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко!

Игра «Солнышко вёдрышко»  р.н.м.

(дети встают в 4 шеренги по краям ковра. Водящий – Солнышко, в середину. На каждую строчку  одна из колонн выходит, делая 4 шага вперёд, затем назад. На последнюю сроку выходят все. На проигрыш водящий догоняет детей)

Все поют: Солнышко вёдрышко, выгляни в окошечко,

Там твои детки, сидят на загнетке,

Лепёшки валяют, тебя поджидают.

Солнышко вёдрышко, выгляни в окошечко,

Солнышко вёдрышко, выгляни в окошечко.

 А.Б.  Уеннар бит, балалар, витамин кебек алар.

 Куңелләрне үстерә, йөрәкләргә көч бирә! Уйныйбызмы?

Все дети: Уйныйбыз! Уйныйбыз!

     

УЕН «ПАРЫҢНЫ ТАП»

(дети стоят в общем кругу. С началом музыки ведущий реюёнок подходит к кому-нибудь, кланяется, затем поворачивается и начинает двигаться в обратную сторону. Второй идёт следом. Ведущий выбирает следующего ребёнка, поклон, разворот, все идут в обратную сторону. Таким образом выбирают несколько детей. На 2часть музыки выбранные дети берутся за руки и образуют небольшой круг. С окончанием музыки строят пары (обнимабтся) тот, кто остался без пары, становится ведущим)

Потешница:

Как солнце щедрое в небесной сини  из века в век не устаёт сиять,

Так согреваешь нас и ты, Россия! Для ста народов ты – родная мать!

В соседних памятных селеньях татарин, русский и чуваш

Зовут друг друга с уваженьем иптәш, товарищ иль юлдаш.

Единый смысл трех разных слов  понятен испокон веков.

А.Б:  Без бер илнең балалары, барыбыз да дуслар без.

Татарлар, чуваш, марилар, башкорт hәм руслар без!

“ТАТАР БИЮЕ” т.х.к (танцуют 3-4 пары)

                             Проигрыш: Выход, построение в круг

1фигура: 1ч - взявшись за руки, дети идут по кругу

                2ч – девочки выходят в круг, укче-баш, притопы;

           Мальчики выходят в круг, присед, притопы;

2фигура: 1ч – перестроение в 2 шеренги лицом одна к другой;

            2ч – повтор движений 1 фигуры в шеренгах навстречу друг другу;

3фигура: 1ч – перестроение в 1 шеренгу лицом к зрителю;

           2ч - повтор движений 1 фигуры вперёд к зрителю

Ребёнок:

У разных народов есть прелесть традиций,

Одежда своя и родной свой язык…

Ну, как мне татарской землей не гордиться?

И тем, к чему с детства душою привык!

ҖЫР “  ТУГАН ТЕЛ”

(2, 3,4куплеты дети могут петь соло)

  1. И туган тел, и матур тел, әткәм-әнкәмнең теле!
    Дөньяда белдем син туган тел аркылы.
  2. Иң элек бу тел белән әнкәм күп нәрсә бишектә көйләгән,
    Аннары төннәр буе әбкәм хикәят сөйләгән.
  3. И туган тел! Һәрвакытта ярдәмең белән синең,
    Кечкенәдән аңлашылган шатлыгым, кайгым минем.
  4. И туган тел! Синдә булган иң элек кыйлган догам:
    Ярлыкагыл, дип, үзем һәм әткәм-әнкәмне, ходам!

Потешница: 

Под теплым солнцем вырастая, мы дружно, весело живем!

Россия, милая, родная, цвети и крепни с каждым днем!

   

 А.Б: Туган илебездә без дус,тату яшибез.

 Туган илебезне без яратабыз һәм хөрмәтлибез.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ярмарка народных игр.

Спортивное развлечение построенное на основе русских народных подвижных игр...

Методическая разработка досуга с детьми старшего дошкольного возраста «Ярмарка народных умельцев»

Поддерживать стремление детей активно участвоватьв досуге, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности: петь, читать стихи, танцевать, играть на музыкальных и...

НОД по социально-личностному развитию детей «Ярмарка- народная игрушка»

Нодпо социально-личностному развитию детей "Ярмарка-народная игрушка"...

Тема: «Ярмарка народных промыслов»

Цель: уточнять и обобщать знания детей о старинных предметах быта, их назначении, обогащать словарь. Закрепить знания о времени года, о труде крестьян,     вспомнить  по...

Спортивное развлечение, построенное на основе русских народных игр, «Ярмарка народных игр»

Сценарий спортивного  развлечения, построенное на основе русских народных игр, "Ярмарка народных игр"....

Обобщающее занятие по теме: «Народное творчество» «Ярмарка народных промыслов»

Цель занятия: закрепить знания о народных промыслах, о хохломской, дымковской, филимоновской, гжельской, каргопольской и русской матрешках.Продолжать развивать художественный вкус у детей. Воспит...