Квест "Путешествие по планетам"
план-конспект занятия (старшая группа)
Обеспечение максимально оригинальной, интересной игровой ситуации для детей, направленной на развитие внимания быстроты мышления и сообразительности, развитие речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kosmos_word.docx | 37.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Квест «Путешествие по планетам»
Цель: обеспечение максимально оригинальной, интересной игровой ситуации для детей, направленной на развитие внимания быстроты мышления и сообразительности, развитие речи.
Задачи: - создать условия для представления о космосе, космическом пространстве;
- создавать условия для развития познавательного интереса к достижению поставленной цели посредством игровых заданий и логического мышления; - активизировать словарь; - способствовать развитию навыка взаимодействия со сверстниками.
Предварительная работа.
- Чтение книг о космосе: Н. Носов «Незнайка на Луне», «Удивительный космос» (энциклопедия с окошками), Энциклопедия с развивающими заданиями «Космос», «Космос – моя первая энциклопедия». Подбор литературы о космосе.
- Рассматривание иллюстраций и портретов космонавтов, отгадывание загадок.
- Изготовление атрибутов к сюжетным играм.
- Оформление выставки детских работ.
- Видео экскурсии в космос на «космическом корабле», слушание музыки.
Условия: квест проводится в групповых помещениях, участники не знают, в каком порядке будут проходить этапы игры.
Каждой команде (группе) выдаётся карта движения во время игры.
После каждого задания команде (группе) выдаётся звезда (звёздочка), за правильность выполнения задания.
Ход игры:
- Ребята, а вы любите путешествовать?
- Куда можно совершать путешествие?
- А на чём можно путешествовать?
- Хотите отправиться в космическое путешествие?
Дело в том, что с карты Звёздного неба пропало несколько звёзд. Они улетели на разные планеты, и мы во время путешествия должны собрать эти звёзды и вернуть их на карту (в группе на видном месте висит карта одного из созвездий, с пропавшими звёздами).
(Перед тем, как отправиться в путешествие каждая группа получает карту с маршрутом движения)
В начале квеста рассказать детям о космосе.
Рассказ воспитателя.
Космос – это древнее слово. Оно пришло к нам из языка, который называется древнегреческим, и означает всё существующее пространство, весь мир. Космос – то же, что и Вселенная. Но откуда она взялась? Существует теория, когда – то очень – очень давно ничего не было. А потом прогремел взрыв и возникла Вселенная.
Космос, или Вселенная – это не просто пустое пространство. Человек до сих пор не может понять, из чего оно состоит.
Звёзды – это шары из газа, которые горят, как большие костры. Они кажутся нам маленькими, потому что находятся очень далеко, что до них нельзя долететь даже на самом быстром космическом корабле и за сотню лет. Самая близкая к нам звезда – это Солнце, но всё равно до неё нельзя долететь, слишком уж она горячая.
Планеты, в отличие от звёзд, не светятся и не горят. Однако они тоже круглые и вертятся вокруг звёзд по определённому пути, который называется орбитой. Само слово «планета» означает «странник». Наша Земля – это планета. Солнце – наша звезда, и всё, что входит в Солнечную систему, вращается вокруг Солнца. В настоящее время в Солнечную систему входит восемь планет.
В Солнечной системе кроме звёзд и планет есть астероиды, кометы, метеориты, квазары, туманности и чёрные дыры.
Вопрос о том, есть ли жизнь на других планетах, волнует человечество не один век. Однако это до сих пор не известно. Возможно на какой – то очень далёкой от нас планете тоже есть жизнь, но никто не знает точно. Люди пока не придумали способ, с помощью которого можно было бы обнаружить такую планету и долететь до неё.
Затем дети поочерёдно переходят из группы в группу («летают от планеты к планете»), каждую команду сопровождает педагог и в каждой группе дети выполняют задания.
В каждой группе ребят встречает воспитатель и знакомит с данной планетой.
- Здравствуйте, ребята. Вы прибыли на планету Меркурий.
Меркурий - самая маленькая и самая близкая к Солнцу. На нём царит постоянная жара. По современным представлениям, Меркурий - бывший спутник Венеры, который был (потерян). Он так близко вращается вокруг Солнца, что успевает за свои сутки облететь вокруг него два раза. То есть, если бы мы жили на Меркурии, то у нас за одни сутки проходило бы два дня! На поверхности планеты есть области, в которых закаты и восходы можно наблюдать два раза в сутки.
- Предлагаем вам выполнить два задания. Настоящие космонавты очень умные и сообразительные люди. Уверены, что вы справитесь с заданиями.
Первое задание: отгадайте загадки
- Чудо – птица – алый хвост Прилетела в стаю звёзд. (Ракета)
- Человек сидит в ракете. Смело в небо он летит, И на нас в своём скафандре Он из космоса глядит. (Космонавт)
- Космонавт, проверив трос, Что – то надевает, Та одежда припасёт И тепло, и кислород. (Скафандр)
- По тёмному небу рассыпан горошек Цветной карамели, из сахарной крошки, И только тогда, когда утро настанет, Вся карамель та внезапно растает. (Звёзды)
- Сверкая огромным хвостом в темноте, Несётся среди ярких звёзд в пустоте, Она не звезда, не планета, Загадка Вселенной… (Комета)
- Освещает ночью путь,
Звёздам не даёт заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна
В небе светит нам… (Луна)
- Планета голубая,
Любимая, родная.
Она твоя, она моя,
А называется… (Земля)
- Бродит одиноко
Огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает. (Солнце)
- Самый первый в космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень
Наш космонавт… (Гагарин).
Второе задание: «Сделай ракету» (Ракету дети делают методом оригами).
- Путешествие продолжается. Мы прибыли на планету Венера.
- Венера – вторая планета Солнечной системы. Она укутана слоем плотных облаков, состоящих в основном из серы и углекислого газа. Считается, что это из – за извержений вулканов, которые идут на планете постоянно. В её атмосфере бушуют штормы и бьют молнии. Но, тем не менее, именно Венера первый кандидат на изменения условий для того, чтобы на планете можно было жить. Для этого предлагается сначала её «бомбордировать» ледяными астероидами, чтобы на планете появилась вода, а потом заселить получившиеся водоемы сине – зелёными водорослями. Эти водоросли поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Они сделают воздух на Венере пригодным для дыхания человека, как когда – то давным – давно, сделали то же самое водоросли на Земле.
Детям предлагается посмотреть видеопрезентацию «Поверхность планеты Венера».
- Ребята, вы посмотрели изображение вулканов. Хотите мы с вами сейчас сами сделаем вулкан. Воспитатель показывает опыт «Вулкан» (используется сода и уксус).
- Наши учёные предполагают, что на планете Венера живут венеряне. Как они выглядят, вы узнаете, если соберёте разрезные картинки.
Дети после выполнения задания получают награды – звездочки.
Вы приземлились на планете Земля.
- Здравствуйте, ребята. Вы прибыли на планету Земля. Посмотрите, как выглядит наша планета из космоса (показ слайдов на интерактивной доске).
С давних времён человек мечтал оказаться в космосе. Но развитие науки и техники тогда не позволяло людям осуществить эту мечту. Однако в прошлом двадцатом веке всё изменилось.
Первым человеком в космосе стал Юрий Гагарин. Он облетел вокруг нашей планеты и успешно приземлился. Космический корабль, на котором Гагарин совершил своё путешествие, был сконструирован Сергеем Королёвым (показать фотографии). Именно он придумал космический корабль, благодаря которому человек смог оторваться от Земли и полететь в космос. Случилось это 12 апреля 1961 года. Теперь 12 апреля – праздник, который называется Днём космонавтики.
Ученые изучали состояние Юрия Гагарина и следующих космонавтов, чтобы узнать какие перегрузки испытывает человек, отрываясь от Земли. Итогом этой работы стал выход космонавта Алексея Леонова в открытый космос. Он находился за бортом космического корабля около 20 минут.
Прежде чем послать в космос человека, учёные отправляли туда животных, чтобы полёт человека был как можно более безопасным. Поэтому в космосе побывали и кошки, и собаки, и обезьяны и даже черепахи. Некоторые из этих животных погибли, но не все.
Учёные отправляют в космос не только людей и животных, но и искусственные спутники. Луна – это наш единственный природный спутник. Но кроме Луны у нашей планеты есть множество спутников искусственных. Искусственные спутники изучают космос, наблюдают за погодой, обеспечивают связь или используются для различных экспериментов. Международная космическая станция – это ещё один наш искусственный спутник, только МКС намного больше обычных спутников. Космическая станция – это целая система из различных модулей, как корабль, построенный из деталей конструктора. В космос постепенно доставляли модули и присоединяли их друг к другу. На международной космической станции могут жить и работать 5 -6 человек – учёных и космонавтов.
А сейчас ответьте на вопросы.
- Как называется планета, на которой мы живём? (Земля)
- Какой формы наша планета? (круглая, в форме шара)
- Назовите летательные аппараты, которые придумали люди. (Воздушный шар, дирижабль, самолёт, вертолёт, ракета, спутник, космическая станция)
- Как зовут первого космонавта (Ю.Гагарин)
- Каких сказочных героев, умеющих летать, и их летательные аппараты вы знаете (Карлсон, Змей Горыныч, старик Хоттабыч, ковёр самолёт, ступа, сапоги – скороходы)
- Назовите клички собак, летавших в космос (Белка и Стрелка)
- Какие ещё животные побывали в космосе (кошки, собаки, обезьяны, черепахи)
- Чтобы долететь до этой планеты учёные должны придумать необыкновенно скоростные космические корабли, которые будут летать быстрее света в тысячу раз. А вам предлагаем составить космические аппараты из различных частей (пазлы «Космические летательные аппараты»).
- Молодцы, ребята! За правильные ответы вы получаете звездочки.
- Чтобы попасть на следующую планету отгадайте загадку.
Эту планету узнаешь легко, Красного цвета там больше всего, Воздуха нет и воды не сыскать Шоколадный батончик её именем звать. (Марс)
Путешествие продолжается. Дети прибыли на планету Марс.
-Марс – четвертая планета Солнечной системы. Поверхность планеты красноватого оттенка. Когда – то здесь была жидкая вода. На фото поверхности видны дельты рек. Сейчас остались только ледяные шапки на полюсах, да возможные подземные резервуары с водой. Жидкую воду и следы возможной жизни сейчас ищут на Марсе марсоходы. А ещё на Марсе находится самая большая в Солнечной системе гора. Её назвали Олимп в честь горы в Греции, на которой, по легенде, жили боги. Марсианская гора высотой 26 км и в три раза выше Эвереста – самой высокой горы на Земле.
- Ребята, при подлете к Марсу наш бортовой компьютер принял секретное послание. Это подсказка к нашей карте звёздного неба, с которой пропали некоторые звёзды. Необходимо расшифровать это послание (проводится опыт с йодом и лимонной кислотой).
- А вы знаете, что в космосе встречаются кометы и астероиды? Второе задание вы должны выполнить сообща. Оно называется «Пояс астероидов». На полу с помощью ленты или веревки выложен лабиринт. Одному из ребят завязывают глаза. Участники команды по очереди подсказывают, как должен двигаться «космонавт». Например, один шаг влево, два шага вперёд, два шага вправо и т.д. Если дети начинают выкрикивать одновременно по несколько человек, то космонавт начинает всё с начала.
- Молодцы, вы хорошо справились с заданиями! За это получаете награду – звёздочки.
- Наш космический корабль прибыл на планету Сатурн (эти задания лучше выполнять в спортивном зале).
Сатурн – красивая планета
Желто – оранжевого цвета,
И кольцами камней и льда
Окружена она всегда.
- Сатурн – вторая по размерам планета в Солнечной системе после Юпитера. Относится к газовым планетам – гигантам и не имеет твёрдой поверхности. Атмосфера Сатурна состоит из различных газов и кажется спокойной и однородной. Сатурн обладает заметной системой колец, состоящих из частичек льда, камней и пыли. Кольца есть и у других газовых планет, но только у Сатурна они такие заметные. Некоторые спутники Сатурна отвечают за удержание колец на их местах. Их называют «спутники – пастухи».
Детям предлагается поиграть в игру «Меткие космонавты», задание выполняется двумя подгруппами. Кольца Сатурна изображают гимнастические обручи. На полу для каждой команды лежат по одному обручу, в которые каждый ребёнок должен забросить шарик, мяч или спортивный мешочек для метания. Побеждает та команда, которая чаще попадала в цель.
Вторая игра называется «Раз, два, три в невесомости замри» (подобие игры «Море волнуется – раз…»).
В конце детям выдаются две звезды и они отправляются на следующую планету.
Планета Юпитер.
- Юпитер – самая большая планета Солнечной системы. Его масса больше в два раза массы всех остальных планет, вместе взятых! Она относится к газовым гигантам – на Юпитере нет твёрдой поверхности. В атмосфере Юпитера наблюдается огромное образование – гигантский шторм (в котором поместилось бы четыре планеты размером с Землю). Оно называется Большое красное пятно. При своей огромной величине, Юпитер вращается вокруг своей оси быстрее всех планет в Солнечной системе (рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов).
Первое задание «Пятна на Юпитере»: детям выдаются листочки с кляксами красного цвета, они должны решить, на что похожа клякса и дорисовать картинку, так чтобы из пятен получились предметы (Возможен другой вариант: возьмём лист бумаги и поставим на нём несколько клякс, теперь возьмём трубочку и раздуем кляксы в разные стороны. Дорисуйте элементы. Посмотрите, у кого кто получился)
Второе задание: игра «Что лишнее и почему?»
Солнце, Луна, лампа.
Звезда, планета, ракета.
Прилуниться, припозднится, приземлиться.
Светит, греет, спит.
Белка, Стрелка, Лунтик.
Камень, комета, ракета.
Астронавт, кассир, космонавт.
Луноход, марсоход, пароход.
Меркурий, питон, Плутон. Бублик, земля, вода.
Дети за выполнение заданий получают звезды.
- Если следовать по карте, нам нужно лететь на следующую планету – Уран.
- Уран – планета – гигант. Но в отличие от своих «братьев», она имеет очень невыразительный облик – её атмосфера необычайно спокойная. Это объясняется тем, что Уран – самая холодная планета в Солнечной системе, даже холоднее Нептуна, который находится дальше от Солнца. Уран вращается вокруг своей оси «лёжа на боку». Уран – первая планета, которая была открыта с помощью телескопа.
- Чтобы стать космонавтом надо развивать свою память, поэтому вам предлагается задание «Тест памяти».
На магнитной доске в клеточках, с помощью магнитов закреплены картинки. Детям дается время рассмотреть и запомнить расположение картинок, затем дети закрывают глаза, а воспитатель меняет местами картинки. Дети должны ответить, что поменялось.
к | |||||||||
к | |||||||||
к | к | к | |||||||
к | |||||||||
к | |||||||||
к | к | ||||||||
к | |||||||||
Следующее задание: «Жмурки».
В плотной атмосфере Урана практически ничего не видно. Поэтому что – то находить нам придется на ощупь: сначала смотрим на предметы в корзинке, потом завязываем глаза, ребёнок берёт предмет и называет его (можно использовать чудесный мешочек).
Дети получают звезды.
- Сейчас нам предстоит отправить на последнюю планету Солнечной системы Нептун.
- Нептун – самая дальняя планета Солнечной системы. Он относится к ледяным планетам. В его атмосфере бушуют самые сильные ветры в Солнечной системе. Они достигают почти сверхзвуковой скорости. Открыли эту планету не с помощью наблюдений и телескопов (оптических приборов), а с помощью математических вычислений.
- Чтобы долететь до этой планеты учёные должны придумать необыкновенно скоростные космические корабли, которые будут летать быстрее света в тысячу раз. А вам предлагаем составить космические аппараты из различных частей (пазлы «Космические летательные аппараты»).
Следующая игра «Собери предложение»
Луна, это, Земля, спутник.
Луна, Земля, меньше.
Луна, вращаться, Земля, вокруг.
Корабль, на, летит, космический, Луна.
Яркие, небо, большие, на, звезды.
Мы, Земля, живем, планета, на.
Девять, вокруг, вращаются, Солнце, планет.
В, астронавты, Луна, по, скафандрах, ходят.
Родную, на, космонавты, Землю, возвращаются.
- Молодцы, вы хорошо справились, поэтому получаете две звезды.
В конце путешествия все команды отправляются в помещение своей группы и показывают, сколько звёзд они заработали. Для команды приготовлен свой «кусочек» неба, на котором изображено созвездие, в котором отсутствует несколько звёзд. Дети прикрепляют свои заработанные звёзды к картам созвездий.
Проводится весёлая игра (гимнастика) на космическую тему.
Второй вариант окончания квеста.
В конце путешествия все команды собираются в музыкальном зале и показывают, сколько звёзд они заработали. Для каждой команды приготовлен свой «кусочек» неба, на котором изображено созвездие без звёзд. Дети прикрепляют свои заработанные звёзды к картам созвездий.
Проводится весёлая игра (гимнастика) на космическую тему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий спортивного праздника к Дню Космонавтики: «Космическое путешествие на неизведанную планету» «Космическое путешествие на неизведанную планету»
Сценарий спортивного праздника к Дню Космонавтики: «Космическое путешествие на неизведанную планету»...
листовки для родителей "Живи планета-Земля", "Сохраним нашу планету для будущих поколений!"
О глобальных проблемах окружающей среды, как их предотвратить?...
Досуг посвященный международному Дню Земли «Береги свою планету, ведь другой такой планеты нету» для детей старшей группы.
День рождения Земли отмечают все люди на земном шаре. В этот день все стараются посадить деревья и цветы, убирают мусо...
Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Космическое путешествие на планету "Мир мальчиков" и планету "Царство девочек"
Занятие было показано на конкурсе "Учитель года" 2019 год и вошло в тройку лучших занятий в конкурсе. Использовался гендерный подход....
Проект по окружающему миру Планеты Солнечной системы. «Планета Земля.»
Роль Земли в Солнечной системе уникальна. Это единственная планета на которой есть условия для жизни. ...
Наша планета - Земля Цель: Формирование у детей знаний о планете Земля.
Наша планета - ЗемляЦель:Формирование у детей знаний о планете Земля.Задачи:- Закреплять знания о правилах поведения в природе.- Расширять представление о том, что лес – это сообщество растений ...
Краткосрочный проект в старшей группе «Загадочная планета Земля. Планета в опасности».
Дошкольный возраст-это возраст, когда каждый ребенок исследователь и экспериментатор. Все новое для него - открытие. Поэтому в как в младшем дошкольном возрасте, так и в старшем, очень важным, считаю,...