Краткосрочный проект в старшей группе на тему"Масленица".
проект (старшая группа)
Подготовила воспитатель МКДОУ Жажлевский детский сад Дмитриева Ольга Борисовна.
Продолжительность проекта- краткосрочный( 2 недели).
Вид проекта: по целевой установке- познавательно- творческий;
по составу участников- групповой.
Проблема: Актуально ли в наши дни празднование русского народного гуляния - Масленицы?
Установочные цели:
• развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
• формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
• развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной деятельности;
• развитие аналитического восприятия, устойчивого внимания, памяти, речи;
• развитие эстетического восприятия, воображения.
Основная цель проекта - нравственное воспитание:
1. Приобщить детей к традициям русского народного творчества. Дать представление о важности и ценности знаний о традициях своей страны, вызывать чувство интереса к истории России;
2. Воспитание дружеского взаимоотношения между детьми, формирование умения помогать друг другу, общаться друг с другом,
стремление радовать старших хорошими поступками;
3. Формирование у детей представлений об окружающем мире, чтобы мир стал источником познания и умственного развития ребенка. Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающему миру.
4. Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей.
Виды деятельности: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.
Предполагаемый результат: сформированность знаний детей о празднике "Масленица".
Этапы проведения и реализация проекта:
1 этап-информационно- исследовательский:
- сбор и анализ литературы;
-определение задач, методов и форм работы;
-разработка конспектов занятий.
2 этап-организационно- практический:
-художественное слово;
-разучивание песенок, хороводов, потешек, закличек;
-народные подвижные игры;
-занятия;
-практическая деятельность по рисованию,аппликации, лепке.
3 этап- заключительный:
-оформление папки-передвижки;
- оформление уголка"Масленица Прасковейка".
Механизм оценки проекта: праздник"Широкая Масленица".
Реализация проекта.
Развитие речи:
• Беседа «История Масленицы». Цели: рассказать детям о традициях и обычаях русского народа, что Масленица – один из самых радостных и светлых праздников, вызывать чувство интереса к истории России (приложение №1)
• Занятие «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая»: знакомство детей с Масленицей, с традициями ряженья на Масленицу, заучивание масленичной песни-колядки. (1-42)
• Занятие «Ой ты, Масленица»: рассказ о каждом дне масленичной недели, пение обрядовых песен (1-24)
Игровая деятельность
• Подвижная игра «Масленица» (приложение №4)
• Хороводная игра «Ровным кругом» (приложение №4)
• Танец «Топа-топ» (приложение №4)
• Логоритмическая игра «Радуга-дуга» (приложение №4)
• Подвижная игра «В каравай» (3-346)
• Игры на прогулке «Взятие снежной горы», «Водить козла», «Горелки», «Жмурки» (3-347, 348) ;
• Игра малой подвижности «Летят – не летят» (3-350)
Художественная литература:
• Разучивание русской народной песенки «Блины» (1-59) .
• Заучивание закличек на Масленицу: уточнить представления детей о жанровых особенностях, назначении закличек. (приложение №2)
• Знакомство с пословицами и поговорками про Масленицу: уточнить и закрепить представления детей о жанровых и языковых особенностях пословиц и поговорок. (Приложение №5)
• Заучивание масленичных частушек: поддерживать и развивать у детей интерес к пониманию смысла образных выражений, воспитывать любовь к устному народному творчеству. (приложение №3)
• Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Проказы старухи-зимы»: углублять знания детей об особенностях природы в разные периоды зимы, формировать эстетическое восприятие картин природы, художественных текстов. (1-253)
• Чтение и обсуждение русской народной сказки «Снегурочка»: развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве её содержания и художественной формы. (1-238)
• Чтение и обсуждение русской народной сказки «Про Филю»: учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки. Осмысливать характеры персонажей, формировать образность речи; чуткость к образному строю языка сказки, умение воспроизводить и осознавать образные выражения. (1-235)
ИЗО:
• «Подарки для гостей»: создать эмоциональный подъём и желание сделать приятное другому человеку, закрепить умение подбирать контрастные цвета. Учить придавать объёмность формам из бумаги, искать и находить удачные композиционные решения. (росписи матрешек, котят, бумажных куколок и т. п.)
Ручной труд:
• .Оригами «Кошка и котенок», «Курочка и петушок», «Кукла», «Неваляшка»: воспитывать усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу, способствовать формированию добрых чувств к близким и дать возможность выразить эти чувства при изготовлении поделок, формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки( 2 - 20-34)
• «Бусы из макарон»: продолжить закрепление навыков работы с необычным материалом, развивать способность работать руками, развивать кругозор, мелкую моторику, побуждать детей к творчеству и самостоятельности, воспитывать аккуратность.
Наглядная информация:
• Оформление папки-передвижки «История Масленицы»
• Оформление в приёмной уголка «Масленица Прасковейка»
Работа с родителями:
Домашние задания:
• Заучивание с детьми масленичных песен, закличек, частушек, пословиц и поговорок.
• Изготовление костюмов скоморохов.
• Выпекание блинов совместно с детьми.
Используемая литература и другие источники.
1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. СПб, 2004. 304с.
2. Соколова С. В. Оригами для дошкольников: методическое пособие для воспитателей ДОУ. СПб, 2004. 64с.
3. Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб, 2004. 400с.
Приложение №1.
///ИСТОРИЯ МАСЛЕНИЦЫ
Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Целую неделю народ провожает надоевшую зиму, печет блины и ходит друг к другу в гости.
Масленица для нас, как карнавал для итальянцев. Тем более что в переводе с итальянского «карнавал» означает «говядина, прощай! ». А масленица, предшествующая Великому посту, издавна называлась «Мясопустом», поскольку в эту неделю запрещалось есть мясо.
Некоторые историки считают, что в древности Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. Однако это еще не все о значении Масленицы. Для славян она долгое время была и встречей Нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились наши с вами предки в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе «честной», «широкой», «обжорной», а то и «разорительницей».
Проходили века, менялась жизнь, с принятием христианства появились новые церковные праздники, но широкая Масленица продолжала жить. Ничто не смогло заставить россиян отказаться от любимого праздника – хлебосольного и разгульно-веселого. Кстати, одно время царь Алексей Михайлович самыми строгими мерами старался утихомирить своих разудалых подданных. Воеводы рассылали по градам и весям царские указы, то запрещая частное винокурение, то требуя, чтобы россияне в азартные игры не играли, кулачных боев не проводили. Но ни грозные царские указы, ни наставления патриарха не в силах были совладать с бьющим через край весельем.
А вот в 1724 году в Петербурге Масленица не удалась. Петр, известный любитель всяческих увеселений, намеревался и в новой столице устроить забавное санное шествие, но всю праздничную неделю мела метель и был жестокий мороз. Несколько дней участники процессии в костюмах и масках съезжались к месту сбора, но, окоченев по дороге, отправлялись отогреваться к кому-нибудь в гости. Увы, стихия победила, забава не удалась.
Екатерина II по случаю своей коронации, подражая Петру I, устроила в Москве на масленой неделе грандиозное маскарадное шествие под названием «Торжествующая Минерва». Три дня ездила по городу маскарадная процессия, которая, по замыслу императрицы, должна была представить различные общественные пороки – мздоимство, казнокрадство, чиновничью волокиту и другие, уничтожаемые благотворным правлением мудрой Екатерины.
Со временем «катальная потеха» в городах совершенствовалась. На льду реки или на площадях стали возводить деревянные горки с нарядными павильонами. Горки украшали разноцветными флагами, еловыми и сосновыми ветками, даже деревянными скульптурами. В Петербурге в начале XIX века славились горы купца Подозникова. Они строились на Неве против Сената и достигали 26 метров в высоту. Кстати, катание с городских гор в то время было платным и стоило копейку. Возле ледяных гор разворачивалась бойкая торговля горячим сбитнем, чаем из дымящихся самоваров, сладостями, орехами, пирогами и блинами. Публику в больших шатрах-балаганах веселили скоморохи и любимый народный герой Петрушка.
В деревнях, где балаганов отродясь не бывало, жители сами становились действующими лицами необычной баталии – взятия снежного городка. Собравшись, они дружно возводили из снега крепость с затейливыми башнями и воротами. Чаще всего ставили ее на льду реки и посередине прорубали полынью. Затем участники игрища делились на две партии. Конные удальцы осаждали крепость, а ее защитники отбивались снежками, размахивали хворостинами и метлами, пугая лошадей. Победителя, ворвавшегося первым в ворота, ожидало испытание: его заставляли искупаться в ледяной проруби.
Но самым любимым и красивым масленичным обрядом было катание на санях. Выезжали все, у кого был конь, и по улицам наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром, а вслед скакали крестьянские лошадки, вычищенные до блеска, украшенные цветными ленточками.
Конечно, главным угощением на Масленице были блины. Они пеклись и поедались в несметных количествах.
На каждый день масленой недели существовали определенные обряды. В понедельник – встреча Масленицы, во вторник – заигрыши. На лакомки, то есть в среду масленой недели, тещи приглашали на блины зятьев с женами. Особенно этот обычай соблюдался в отношении молодых, недавно поженившихся. Наверняка отсюда и пошло выражение «к теще на блины». В широкий четверг происходили самые людные санные катания. В пятницу – тещины вечерки – зятья звали тещу на угощение. Суббота отводилась золовкиным посиделкам. Воскресенье называлось «прощеным днем». В этот день все навещали родственников, друзей и знакомых, обменивались поцелуями, поклонами и просили прощения друг у друга, если обидели словами или поступками.
Приложение №2.
Заклички.
1. Ой, Масленица – кривошейка
Встречаем тебя хорошенько
Сыром, маслом, калачами
И румяным пирогом!
2. А мы Масленицу повстречали
Сыром гору поливали
На широкий двор зазывали
Да блинами заедали!
3. Широкая Масленица
Мы тобой не нахвалимся
Приезжай к нам в гости
На широкий двор
С детьми поиграть
На горках кататься!
4. Ну – ка, Солнце, просыпайся
В чисто небо выбирайся
Будешь по небу ходить
Песни петь и всем светить
5. Солнышко, Солнышко, выгляни в окошко
Солнышко, Солнышко, покажись немножко
Тут твой любимчик – симпатичный
Приложение №3.
Частушки
1. Светит месяц, светит ясный
Светит полная луна
Дарья. Марья и Катюша
Песни петь пришли сюда
2. У меня всего три шали
Все они пуховые
Мы девицы молодые
Девушки бедовые
3. Сшила платье из капусты
Огурцом отделала
Рассердилась, платье съела
Что же я наделала?
4. Мы на масляной неделе
Будем петь и танцевать
Мы блиночки все поели
Можем вам один ишь дать
5. Светит месяц, светит ясный
Светит полная луна
Дарья, Марья и Катюша
Танцевать пришли сюда
Приложение №4.
Хороводная игра «Ровным кругом»
Слова к игре:
Ровным кругом друг за другом
Мы идем за шагом шаг
Стой на месте, дружно вместе
Сделаем вот так.
Общий танец «Топа – топ»
Слова к танцу: Топа – топ, топа – топ
Топа – топа, топа-топ
Хлопай – хлоп, хлопай – хлоп
Хлопай, хлопай, хлопай хлоп
Прыг да скок, прыг да скок
Прыг да скок да прыг да скок
Ножку – раз, ножку – два
Вот как пляшет детвора
Сели – встали, сели – встали
И нисколько не устали и т. д.
Игра «Масленица»
Слова к игре: А я — масленица
Я не падчерица
Со платочком хожу
К вам сейчас подойду
(между детьми) На плече платок лежит
Кто быстрее побежит?
Логоритмическая игра «Радуга – дуга»
Не по лесу, по тайге, а по радуге – дуге (идут по кругу)
Мы ногами топ – топ – 2 раза
А под нами, а под нами ходят тучи с облаками
Шлеп, шлеп…. (шлепки по коленям)
Мы, как птицы полетели
Хлоп…. (машут руками)
И на облако присели, стоп! (приседают)
Приложение №5.
Пословицы и поговорки.
• Блины брюхо не портят.
• Не все коту масленица, будет и Великий пост.
• Не житье-бытье, а Масленица.
• Масленица идет, блин да мед несет.
• Без блинов не Масленица, без пирогов не именины.
• Блин добр не один.
• Первый блин комом, а второй с маслом, а третий с квасом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный проект в старшей группе на тему "Овес"
Продукт деятельности- совместный (дети, педагоги, родители) Как правильно сажать и ухаживать за растениями? Организация коллективного труда детей старшего дошкольного возраста в природе, совместные...
Краткосрочный проект в старшей группе по теме "Зима".
Краткосрочный проект по теме "Зима" в старшей группе.Эффективность использования в виде модели....
Краткосрочный проект в старшей группе на тему: «Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование с водой»
Старший дошкольный возраст ребенка – это один из ответственных этапов, на котором закладываются основы знаний об окружающем мире, о физических свойствах предметов, о взаимоотношениях и связях между ни...
Краткосрочный проект в старшей группе на тему "Закаляй свое тело с пользой для дела!"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14044489","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"461","width":"480"}}]]...
Краткосрочный проект в старшей группе на тему: «Масленица широкая»
Краткосрочный проект в старшей группе на тему: «Масленица широкая».Подготовил воспитатель старшей группы, МБДОУ "Детский сад №411" г. Нижний Новгород, Закуткина Анастасия Ев...
Краткосрочный проект в старшей группе на тему : Нетрадиционные техники рисования"
Творчество-это обязательное условие всестороннего развития ребенка....
Краткосрочный проект в средней группе на тему «Масленица»
Актуальность проекта: Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь все...