Сценарий викторины «Урал – наш край родной»
проект (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №21» Еманжелинского муниципального района Челябинской области
Сценарий викторины
«Урал – наш край родной»
подготовительная к школе группа.
Цель:
Приобщение детей к истории городов Южного Урала, конкретно Челябинской области. Формирование простейших географических знаний о своем крае.
Задачи:
1. Познакомить детей с изображениями гербов разных городов Челябинской области.
2. Формировать представления о функциональном назначении герба, и о символическом значении изображений на гербах городов.
3. Расширять знания и представления о достопримечательностях городов Южного Урала, их историческом и культурном наследии.
4. Уточнять знания детей о природном богатстве нашего края, в частности о камнях –самоцветах, полезных ископаемых Урала.
5. Учить детей создавать рельефные изображения из пластилина, смешивать определенным способом пластилин, создавая эффект имитации под малахит.
6.Развитие образного мышления и эстетического восприятия окружающего мира.
7. Воспитывать чувство патриотизма, любви и гордости за свой родной край, уважение к людям труда Южного Урала.
8. Воспитание любви к русской песне, танцу, хороводу.
Оборудование и материалы: Эмблемы для команд. Мультимедиа с презентацией, разрезные картинки гербов городов Челябинской области – Чебаркуль, Миасс, Магнитогорск, Касли. Платки, для игры «Юрта», «Кузница», молотки. Для практической части: доски, стеки, пластилин 3 цветов, баночки из под крема, для украшения, влажные салфетки. Медальки для награждения.
ХОД НОД: Дети, одетые в народные костюмы, входят в зал друг за другом, исполняя танец «Наш родной край».
После танца садятся на стулья.
В нашей стране есть замечательный край. Если посмотреть на карту России, то в самой ее середине можно увидеть широкую коричневую полосу. Это и есть знаменитые Уральские горы, замечательный край Урал.
1 –й ребёнок:
Что мы Родиной зовем?
Край, в котором мы растем,
И березки, вдоль которых,
Взявшись за руки, идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
2- й ребёнок:
Как богат Уральский край
Ты о том не забывай
Наши реки широки,
А озера - глубоки,
Горы наши высоки,
Есть пещеры у реки,
И леса и поля -это Родина моя!
3 – й ребёнок:
Наш Урал могуч собою,
И красив он и велик.
Любим мы его душою
Да и как же не любить?
В небеса уходят горы
Реки бурные текут
А леса стоят стеною
Посмотри и там и тут.
4- й ребёнок:
Славен наш Урал прекрасный
Родниковою водой
Полечись. Попей водицы
Вместе с нами песню пой.
Здесь в нас в Уральских недрах
Ископаемых не счесть
Потому Уралу слава!
Слава! Слава! Да и честь!
Хоровод «Уральский хоровод».
Люди к Уралу относятся уважительно, с почтением и называют его, скажите как?
- «Седой Урал», «Урал – батюшка».
- Много разных народов живет на Урале. Скажите, какие?
- А само слово «Урал» в переводе с башкирского языка что означает?
- «Пояс».
- Уральские горы и называют «каменным поясом» великана.
- А вы знаете, в какой части Урала мы с вами живем?
- Да, мы живем на Южном Урале.
- Скажите, а как называется область, в которой мы живем?
Правильно, Челябинская. И главный город нашей области –Челябинск.
Очень мы любим свой родной край, и сегодня у нас пройдёт викторина знатоков Южного Урала.
Наши участники разделились на 2 команды.
Первая команда «Самоцветы». Девиз: Мы ребята высший класс, победить попробуй нас!
Вторая команда «Уральцы». Девиз: Никогда мы не сдаемся и всегда везде прорвемся!
Все конкурсы будет оценивать жюри. Сегодня это будут делать…(представление жюри)
Команды занимают свои места и первое задание для команд.
Конкурс № 1: «Вопрос – ответ».
1. Какая река протекает рядом с г. Златоуст? (река АЙ).
2. Какие цвета используют златоустовские мастера, при изготовлении гравюр? (синий, серый, золотой)
3. Знаменитая гора в г. Златоуст? (гора Таганай)
4. Листья какого растения изображены на гербе г. Чебаркуль и что они обозначают? (листья земляники: земля, небо, вода)
5. Что означает слово Чебаркуль? (Пёстрое, красивое озеро).
6. Какое озеро называют голубой жемчужиной Урала? (о. Увильды)
7. Какая река протекает рядом с г. Магнитогорск? (р. Урал)
8. Что изображено на гербе города Еманжелинск? ( Чёрный лебедь, он является символом того, что раньше там добывали уголь – Черное золото)
9. Как переводится слово «казак»? ( вольный человек).
10. Кто такие металлурги? (Сильные и мужественные люди, которые работают с расплавленным металлом).
11. Чем занимались казаки на Южном Урале? (охраняли и защищали от врагов свои города и сёла).
12. Кто такие шахтёры? ( Люди, работающие под землей и добывающие уголь).
13. Что такое «доменная печь?»(Большая печь величиной с дом, в которой плавят металл).
14. Что символизирует красный цвет при создании герба? (Красный символ любви, мужества и храбрости)
15.Что изображено на гербе города Пласт? (Жар-Птица - символ удачи, так необходимой при добыче золота).
16. Для чего используется булатная сталь? (Используется для изготовления холодного оружия — клинков мечей, сабель, кинжалов, ножей).
17. Что изображено на гербе города Южноуральск? (Серебряная косуля - здесь выпускают Южноуральский фарфор, украшенный росписями по мотивам уральского сказочного края, серебряные шашки клинками вниз означают, что поселение основано казаками и пришли они на эту землю не воевать, а защищать и созидать.
18. А что такое самоцветы? (Самоцветы – камни очень красивые, цветные яркие.Эти камни никто не окрашивал, они сами от природы так переливаются и сверкают).
19. Кто такие горняки ? Горняками называют людей, работающих в горной промышленности. Это люди, которые добывают полезные ископаемые и камни - самоцветы.
20. О чём рассказывает герб? (Герб рассказывает о местоположении, особенностях, достопримечательностях или основных занятиях горожан.)
Конкурс № 2 «Собери и расскажи».
Команды из разрезанных картинок собирают целое изображение гербов двух городов Челябинской области, и рассказывают об этом гербе то, что знают. Ответ оценивает жюри - правильность, чёткость, быстроту.
Читает стих 5 –й ребёнок:
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
Об уральских, об умельцах
На весь мир молва идет.
Воспитатель:
Более двухсот лет назад возникло искусство Златоустовской гравюры. Еще при царе в городе Златоусте была оружейная фабрика. И делали на ней пушки да сабли для русской армии. У солдат была обычная сабля, а у офицеров и генералов с рисунком, чтоб не как у всех. Приехали в ту пору на фабрику немецкие мастера и стали по заказу богатых людей сабли рисунком украшать. Да только свой секрет не выдавали, в тайне держали. Первым, кто постиг секреты рисования кистью на металле, был известный гравер Иван Николаевич Бушуев.
Отрывок читает 6- й ребёнок:
«Давным-давно жил в уральском городе Златоусте один мастеровой, Иваном звали. Затеял Иванко коней на сабле изобразить, да чтоб с крыльями. Посмеивались люди над этой затеей. А Иванко целыми днями у станка простаивал - над клинком колдовал. Долго бился над работой, а как сделал – люди ахнули. Летят по сабельному клинку крылатые кони, взгляд завораживают, так сверкают золотом, а то и синевой отливают, то вдруг бархатной чернью возьмутся. Иностранные мастера только языком цокали, глядя на такое дело».
А я вас приглашаю в кузницу…
Песня «Во кузнице» (с инсценированием).
У каждого города есть свой герб, своя история, и конечно памятные места или достопримечательности города.
Следующий конкурс № 3 «Достопримечательности городов Южного Урала». (ПРЕЗЕНТАЦИЯ: СЛАЙДЫ достопримечательностей городов).
Наш платочек расписной
поиграть хотим с тобой.
А играть мы будем в Башкирскую народную игру «Юрта». Конкурс оценивает жюри, кто быстрее из команд построит юрту.
Несметные богатства таит в себе земля Уральская. Подземные кладовые Уральских гор богаты разными полезными ископаемыми: заложены здесь медь и каменный уголь, мрамор и малахит, золото и драгоценные камни.
7 –й ребёнок:
СЛАЙД с рассказом:
Если верить одной старой башкирской сказке, то когда-то очень давно на Урале жил великан. Он носил пояс с глубокими карманами, куда прятал свои несметные богатства. Однажды великан растянул свой пояс от холодного Карского до теплого Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет. Ильменские горы — восточная граница Уральских гор, они таят в себе сокровища великана — россыпи самоцветов.
8 –й ребёнок:
Найдёшь ли прекрасней Уральского края?
Здесь горные реки в ущельях играют.
Здесь горы в зелёных, лохматых уборах,
Прозрачные воды шумят на озёрах.
Здесь золотом, хлебом богата земля.
Кругом самоцветы, железо, руда.
Живут здесь умельцы мастеровые,
Из камня цветы вырезают живые.
РАССКАЗ воспитателя с ПОКАЗОМ СЛАЙДОВ:
С глубокой древности внимание человека привлекал малахит. На Руси этот самоцвет всегда считали символом исполнения желаний....
Малахит – это полудрагоценный камень самоцвет.
Добывают самоцветы в специальных местах - на рудниках. На рудниках работают горняки. Основными инструментами горняка является кирка. Кирка это - длинный плоский молот с острым лезвием на конце.
Это необработанный малахит. Вот такой камень добыл горняк. На нем ещё плохо видны узоры. Потом камни привозят в ювелирные мастерские или ювелирные заводы. Там камень шлифуют, чтобы он стал гладким, хорошо был виден его узор. Так выглядят обработанные камни. Малахит, является одним из самых красивых камней. ... Всевозможные переливы оттенков от светлого голубовато-зеленого до насыщенного темно-зеленого цвета присутствуют в этом камне.... Давайте посмотрим на изделия из малахита. Это разные украшения: серьги, кольца, бусы. А также из малахита делают столы, вазы, сундучки.
КОНКУРС № 4 «Магические свойства камней самоцветов ».
На экране для каждой команды по 6 камней – самоцветов. Дети отвечают, называя камень и его свойства или где его используют. Ответы команд оценивает жюри.
Конкурс № 5 «Красивые слова об Урале». Участники по очереди называют слова об Урале. Команда, которая не сможет дальше продолжить, т.е. не даст ответ, считается проигравшей. Результат оценивает жюри.
Примерные ответы: Урал – батюшка, Седой Урал, каменный, жемчужный, могучий, гостеприимный, хлебосольный, великий, щедрый, радушный, самоцветный, богатый, дружный, голубой, целительный, любимый, мастеровой, талантливый, золотой.
Песня «Балалайка»
Художественная лепка «Создание МАЛАХИТОВОЙ ШКАТУЛКИ».
Ребята, несомненно, самым популярным изделием из малахита является шкатулка. Скажите, а что это за предмет? Для чего она используется?
- Шкатулки используются для хранения ценных вещей, мелких предметов. (СЛАЙД С ИЗОБРАЖЕНИЕМ РАЗНЫХ ШКАТУЛОК).
- Чем отличаются друг от друга шкатулки, которые вы видите? (Разные материалы, дизайн.)
– Сейчас мы свами пройдём в мастерскую, и станем настоящими мастерами. А попробуем мы выполнить имитацию малахита из пластилина. Что такое «имитация»? Мы знаем один простой и интересный способ, как создать малахитовый узор.
А всю последовательность для наших гостей покажет Лера и расскажет, как простые баночки превратятся в малахитовые шкатулки.
Рассказ ребёнка: «Нам нужен пластилин трех цветов: зелёный, белый, чёрный. Каждый кусочек нужно размять в тонкую лепёшечку, затем лепёшечки положить друг на друга, подравнять, если они неодинаковые. Скатать в рулетик, и тонко нарезать на кусочки. Кусочки приклеиваем на баночку, украшая её. У нас получилась шкатулка, украшенная под малахит».
Работа проходит в парах, быстроту и качество выполненной работы оценивает жюри по командам.
Малахитовые шкатулки получаются разные, не похожие одна на другую.
Воспитатель:
Необъятны уральские дали,
В них дорожный теряется след.
Но для тех, кто живет на Урале,
Невозможного попросту нет.
Урал дорогой, в веках процветай,
Трудом и победой всех вдохновляй!
Танец «Травушка – Муравушка».
Жюри подводят итоги викторины. Награждение участников и победителей. Сладкие призы из шкатулочки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка краеведения "Урал-мой край родной"
Программа кружка краеведения "Урал -мой край родной" составлена для работы с детьми 5-7 лет, имеющими ОНР (общее недоразвитие речи) разного уровня.Рабочая программа разработана с учетом потр...
Путешествие «Урал — наш край родной» с детьми средней группы
Мы живём на Южном Урале. Поэтому цель данного мероприятия: систематизировать и обобщать знания детей о Южном Урале и о Челябинской области. Познакомить детей с городами Челябинс...
Конспект занятия для детей подготовительной группы «Урал – наш край родной»
Конспект занятия для детей подготовительной группы...
Сценарий краеведческой викторины «Кузбасс – мой край родной»
Уважаемые коллеги, к 300 летию Кузбасса предлагаю вашему вниманию познавательную и увлекательную викторину для детей старшей и подготовительной группы - "Кузбасс - мой край родной!". Эта вик...
Конспект познавательного занятия «Урал — наш край родной» старший дошкольный возраст
Конспект познавательного занятия «Урал — наш край родной»Задачи. • Систематизировать и обобщать знания детей о Урале, как о родном крае (природные богатства, ура...
Конспект занятия по познавательному развитию на тему: викторина «Урал – наш край родной» в подготовительной к школе группе
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26404657","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Сценарий образовательной деятельности Мой край родной!» Квест – игра «Путешествие по родному краю» (уточнение и закрепление представлений о родном районе).
Разработка по краеведческому образованию детей дошкольного возраста для реализации парциальной программы "Новая Сибирь - мой край родной". Блок Программы «История»....