"ОСЕННЯЯ ВЕЧЕРКА" для детей подготовительной группы
методическая разработка (подготовительная группа)
Сценарий осеннего фольклорно-игрового действия для детей подготовительной группы - итоговое мероприятие проекта "Мы живем в России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2019_osennyaya_vecherka_-_kopiya.docx | 47.63 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №24 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
СЦЕНАРИЙ
осеннего костюмированного фольклорного праздника для детей подготовительной группы
при взаимодействии со взрослыми
Тема: «ОСЕННЯЯ ВЕЧЕРКА»
Составила
Артюкова Оксана Васильевна
- музыкальный руководитель
МБДОУ детского сада №24
комбинированного вида
Участвовали
Кудрявцева Наталья Александровна,
Шаройко Наталья Николаевна
- воспитатели
МБДОУ детского сада №24
комбинированного вида
дп Лесной городок
октябрь 2019 год
25 октября (пятница) 2019г.
Начало в 15.30
Осенний фольклорный костюмированный праздник
для детей подготовительной группы
«ОСЕННЯЯ ВЕЧЕРКА»
Муз. рук. - Артюкова О.В., 2019
Цель - воспитание интереса и уважения к своим национальным истокам, через возрождение забытых русских народных традиций.
Задачи
воспитательные:
- формировать интерес детей и их родителей к миру традиционной русской культуры и культур других народов, воспитывать у детей чувство причастности к своему народу, к его истории и культуре;
- воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми, терпимость к людям разных вероисповеданий;
- развивать понимание роли семьи, свое место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку), мужа (жену).
образовательные:
- развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
- развивать специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления);
- формировать исполнительские навыки в области пения, движения, музицирования;
- развивать самостоятельность, инициативу и творческие (импровизационные) способности у детей;
- формировать уверенность в себе, привлекая дошкольников к индивидуальному и коллективному исполнительству;
- приобщать детей и взрослых к активному сотворчеству, общению, через традиции русской культуры.
Предварительная работа
1 этап
Подготовительная работа: 1) создание идеи и подбор материала по теме: «Традиционное народное воспитание, пронизанное духовностью русской истории». История народных и церковных осенних праздников – прекрасная школа соборного объединения; 2) проектирование плана совместной работы с детьми и педагогами в этом направлении в разных видах деятельности 3) подбор музыкального репертуара к итоговому празднику «Русская вечерка» 4) создание и подбор атрибутов, костюмов
2 этап
Познавательная деятельность:
1) беседы с детьми (с показом иллюстраций, слайдов) о русских традициях семейного быта, воспитания детей, о работе (летом и осенью) и календаре осенних праздников (1Осенины, 2Осенины – день Рождества Пресвятой Богородицы; Воздвиженье, Покров, Кузьминки и др.); 2) знакомство с особенностями русского народного костюма (совместно с родителями создание моделей русской одежды для кукол); 3) создание выставки предметов народных промыслов.
Изобразительная деятельность:
1) показ картин русских художников с осенними пейзажами и создание выставки рисунков и поделок детей совместно с родителями по теме: «Золотая осень»; 2) рисование русских традиционных узоров
Музыкальная деятельность:
1) знакомство с русскими народными инструментами и экскурсия в музыкальную Лесногородскую школу; 2) слушание и разучивание русских народных песен, потешек, хороводов, игр, пословиц и поговорок, отгадывание загадок (выставка книг о фольклоре «Русский фольклор», выставка «Добрым людям на загляденье»: рукоделие, вышивка, предметы русской старины, выставка прикладного искусства).
3 этап
Фольклорно-игровое действо для детей подготовительной группы «Русская вечерка» - итоговое мероприятие проекта «Мы живем в России» - результат интеграции разных видов творческой деятельности детей и взрослых. Материнский фольклор, который лежит в основе сценария, помогает педагогам через деятельностный подход воспитывать у детей любовь к родному краю, к русским обычаям и традициям других национальностей.
Оформление зала:
Для декораций подойдут: полевые цветы, подсолнухи, маки, солома, букеты колосьев; связки баранок, лука и чеснока, рябиновые бусы, ароматные травы в букетах или мешочках; плетеная, глиняная и деревянная посуда, бочонки и кадки, горшки и, конечно, расписной самовар; чтобы спрятать неподходящие обои, идеально подойдут Павлово-Посадские платки и Жостовские подносы; лапти можно развесить по стенам или вместе с валенками использовать как вазы для композиций; матрешки, резьба по дереву (игрушки, посуда, картины), настоящая хохлома и гжель не только добавят помещению русский народный колорит. Из веточек можно сплести декоративную ограду. Печка – шикарная фотозона для тематической вечеринки в русском народном стиле!
Приглашение на праздник:
Конечно, в русском народном стиле – имитация древнеславянского шрифта и обращения князь-княжна или боярин-боярыня, синонимы вечеринка – гуляния, конкурсы – забавы, танцы – пляски под частушки. А можно и так: В гости к нам душевно просим, Приходи, честной народ! Петь-плясать до ночи будем Аль до утро, как пойдет! (время, место и дресс-код на обороте). Вариантов оформления пригласительных масса. Например, можно распечатать основу для открытки под гжель, хохлому или другой вид русской народной росписи. Сделать картонную балалайку, печь, лапоть. Или баян: два прямоугольника с гармошкой бумаги внутри. Только сначала напишите текст приглашения, а потом складывайте листик. Забавна открытка-матрешка, состоящая из нескольких страничек (открывается как книжка, обычно). Текст разбит на части: чтобы его прочесть, нужно пролистать «матрешку» до конца.
Костюмы:
Пожалуй, это самая трудоемкая часть, если вы хотите не просто стилизации, а русского народного «историзма» в одежде. К вечеринке придется готовиться загодя, что-то шить, что-то выискивать по магазинам. Предлагаем наименее трудоемкие варианты: Современная одежда с узорами или орнаментом в русском народном стиле. Платья, туники, сарафаны и даже комбинезоны с узнаваемым рисунком; Длинные однотонные сарафаны свободного кроя. Цвет на выбор – синий, красный, зеленый, желтый; Тот же сарафан, но на широких лямках, этнический орнамент (можно пришить поверх купленной одежды кант). Под низ туника с собранными резинкой на запястьях широкими рукавами. Подчеркнут русский народный стиль крупные серьги и бусы, длинная коса (своя или искусственная), лента-ободок. Из картона-основы и яркой ткани легко сделать кокошники (украсьте вышивкой, орнаментом, бисером). Одежда для парней – светлые летние или обычные темные/полосатые брюки, рубашка на выпуск, пояс или кушак, картуз. Подойдут льняные или хлопковые мужские туники.
Роли:
Взрослые: Ведущие - воспитатели
Дети: все участники вечеринки,
Осень ________________
Сентябрь _______________, Октябрь __________________, Ноябрь ________________
Родители: все участники вечеринки
Действие:
1СЛАЙД «Русская природа. Хоровод. Каравай» Муз. фон «Осенины на Руси» | |
Музыкальный руководитель | - Добрый вечер гости званые, гости желанные! От всей русской души добра и счастья вам желаем! На осенний вечер приглашаем да фольклором угощаем! Много у русского народа чудесных мелодий и песен, красивых танцев, старинных обычаев и традиций. А в каком народе живешь - таких обычаев и держишься. |
Н. Александровна | - Ото всех дверей, ото всех ворот |
♫ ПАРНЫЙ ТАНЕЦ «Кадриль» Муз. фон песни | |
4 линия: Александра Ш.+ Глеб Вероника И. + Тимофей М. Вероника К. + Марат Луиза К. + Максим С. 3 линия: Настя Б. +Тимофей Ш. Милана + Артем З. 2 линия: Дарья С. + Лева Маша М. + Максим Лика М. + Роман Аиша А. + Андраник 1 линия: Ева + Марк Халида + Евгений Ксюша + Зава Лиза + Артем О. | |
_____________ | Россия, Россия – края дорогие! Здесь издавна русские люди живут. Они прославляют просторы родные, Веселые русские песни поют! |
♫ ПЕСНЯ «Пчелочка» Русская народная | |
Дети: ________
__________ ___________ __________ | Очень часто за событиями и за сутолокой дней Старины своей не помним, забываем мы о ней. Хоть и более привычны нам полеты на Луну, Вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину! Посмотрите, сколько света, и улыбок, и гостей! Это добрая примета, значит праздник у дверей! Будет праздник большой – праздник радостный! По обычаю старинному называется Осенинами. В благодарность за осенние дары Осенины отмечают на Руси! Осень хлебосольная, накрывай пиры! Полюшко раздольное принесло дары. Корочкой румянится пышный каравай Осень хлебом славится, пробуй урожай! *** (Т. Шорыгина) Нынче стол у нас богатый – Груши, яблоки, томаты, И морковка, и картошка, Клюквы полное лукошко, И медовый каравай – Добрый, щедрый урожай! |
(Выносят на подносе фрукты, овощи и Каравай. Девочка Осень выходит вперед) ♫ ХОРОВОДНАЯ ИГРА «Каравай» Русская народная - Я люблю, конечно, всех, а кто пословицы знает – того больше всех! Туесок я открываю и пословицу достану. Прочитаю поскорей - доскажите веселей: Без труда - … (не вынешь рыбку из пруда). Играй, играй, … (да дело знай). Пирог на стол -… (праздник в дом). Не красна изба углами, … (а красна пирогами). | |
2СЛАЙД «Горница. Предметы русского быта» Муз. фон песни «В горнице моей» Дети садятся на заранее оговоренные места | |
Н. Александровна | Гостей округи данной |
ВЫСТУПЛЕНИЕ школьниц с русским народным танцем | |
Н. Александровна | Молодцы! Петь и плясать вы умеете! А теперь поглядим, кто самый смышленый? Кто загадку первым правильно отгадает, Тот бусину на память сегодня получает! |
КОНКУРС ЗАГАДОК НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ ВЕЧЕРКИ (Каждая загадка предшествует театрализованному действию) | |
Н. Николаевна | Загадка 1: У меня есть верный друг, Хоть без глаз они и без рук, Он повешен на стене, Безотказно служит мне. Каждый месяц, целый год Дням неделям счет ведет. И с восхода до заката Мне показывает даты. (календарь) (Н. Александровна дарит в это время БУСИНУ) - Правильно! Этот друг родился встарь и зовется календарь. 3СЛАЙД «Календарь» Муз. фон - Давным–давно на Руси появился народный календарь, который подсказывал всем, когда сеять, когда пахать, когда урожай собирать, а когда праздновать. Осень – самое вдумчивое время года! Загадка 2: Кто за августом приходит, Лето красное проводит, Бабье лето зазывает, В школу деток отправляет? |
ВХОД Сентября _____________ | 4СЛАЙД «Сентябрь» Муз. фон «Времена года. Сентябрь» - П.И. Чайковский Я – Сентябрь! Листья крашу в яркий цвет, Лучше красок в мире нет. Поспевать велю плодам, Урожай хороший дам. - Хотите узнать сентябрьские народные приметы? Слушайте. Если… * Гром в сентябре – тёплая, долгая осень и снежная зима. - У кого кленовый лист – играть со мною становись! |
ИГРА «Кто быстрее поймает лист» Муз. фон (игра-моталочка: кто быстрее смотает веревку, на конце которой прикреплен листик) | |
Н. Николаевна | - Сентябрь баловать не любит! Холода приходят, чаще небо хмурится, от того и «хмурень» называли его в старину. А ещё в сентябре в лесах можно услышать рёв оленей. Оттого сентябрь – «ревун»! В середине сентября на зимовку в теплые края улетают жаворонки. |
5СЛАЙД «Жаворонок» ♫ ПЕСНЯ «Жаворонок» Муз. и сл. М. Еремеевой 6СЛАЙД «Ромашковое поле» ♫ ТАНЕЦ девочек «Ромашковая Русь» Муз. фон песни | |
Н. Николаевна | Загадка 3: Выросла из зернышка Круглая, как солнышко. Даже цветом схожа, Желтенькая тоже. (репа) А в конце сентября - на Святого Никиту - репу срезают. Да, репа у всех в почёте была! Её ели свежую, варёную, пареную, вяленую. Пекли пироги с репой, варили кашу из репы, делали репный квас! Проще пареной репы ничего нет! Вот откуда это выражение вошло в нашу жизнь. Теперь все ребята будут знать. |
7СЛАЙД «Репка» Муз. фон ТЕАТР-ЭКСПРОМТ «Репка» (Играют взрослые) Репка: - Ай, да, я! Дед: _____________________________ Бабка: __________________________ Внучка: ________________________________ Жучка: _______________________________Кошка: __________________________________ Мышка: ______________________________ | |
Н. Александровна | Загадка 4: Славна осень листопадом – листья кружит ветерком. Землю влажную тем златом Покрывает как ковром. Без листвы стоят леса, Стихли птичьи голоса, В спячку мишка завалился – Что за месяц к нам явился? (октябрь) 8СЛАЙД «Октябрь» Муз. фон «Времена года. Октябрь» - П.И. Чайковский Октябрь – середина осенней поры, как только не называли этот месяц и «листопадом», и «грязник», и «свадебник». В народе говорили: «По осени семь погод во дворе» |
Октябрь | Я – Октябрь! Листьям — время опадать, Птицам — время улетать. Много дел и у меня: Шубу зайчиков проверю, Приготовлю им кору, И листвою постараюсь Потеплей укрыть нору. - А вот мои пословицы и поговорки послушайте: * После октября летом уже и не пахнет. * В октябре только и ягод, что рябина. * Сентябрь пахнет яблоком, а октябрь – капустой. |
Н. Александровна | 8 октября – Сергей-капустник. Начиная с этого дня рубили капусту на зиму. 9 СЛАЙД «Капуста» |
_____________ | У нас в России капусту уважают, За обе щеки ее уплетают. С ней делают салаты, супы и голубцы … Едите все капусту? Тогда вы молодцы! |
______________ | Ой, капустка, бела! Ай, капустка, вкусна! Расскажу вам, как капустка росла. По весне пришла хозяюшка Посадила капустоньку, посадила беленькую, (выкладывает муляжи капусты) Стала дождик просить (поливает леечкой) Дождик поливает, капустка подрастает. Надо капусту охранять (выбирает «сторожа») |
ИГРА «Капуста» Русская народная мелодия «Я на камешке сижу» (выбираются 4 зайца, дети в хороводе, в центре сторож охраняет капусту, зайцы за кругом) Я на камешке сижу, мелки колышки тешу Ай, ли, ай лю-ли, огород свой горожу Чтоб капусту не украли, в огород не прибегали Ай, ли, ай лю-ли, в огород не прибегали Волк, лиса, бобер, куница, заинька усатый, мишка толстопятый (останавливаются, говорят, поднимают воротики, зайцы пытаются забрать капусту у сторожа, а сторож их поймать, ловить зайцев можно только в кругу-огороде) | |
Октябрь | А капуста-то трещит, А капуста-то хрустит, Сто одежек нацепила, Танцевать гостям велит. |
♫ ТАНЕЦ-ИГРА «Козел» Русская народная | |
Н. Николаевна | Загадка 5: Без рук, без ног, По полю рыщет, Поет, да свищет, Деревья ломает, К земле приклоняет. (ветер) Загадка 6: Бел, да не сахар, Ног нет, да идет, На всех садится, Никого не боится. (снег) 10 СЛАЙД «Ноябрь» Муз. фон «Времена года. Ноябрь» - П.И. Чайковский Ноябрь - третий месяц осени. «Полузимник», «грудень», «ледовый кузнец», «листовей» - так по-разному называли этот месяц. В ноябре с утра может дождь дождить, а к вечеру сугробами снег лежать. |
Ноябрь | *** А.С. Пушкин Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день. Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора. - Если увидите: * Многие утки остаются на зимовку – значит зима ожидается теплой. *Иней на деревьях – к морозам, туман – к оттепели. |
♫ ПЕСНЯ «Осенние подарки» Муз. и сл. В. Шестаковой | |
Н. Николаевна | 14 ноября – Кузьминки - встреча зимы. Этот день стал праздником божьих кузнецов Кузьмы и Демьяна, днем ремесленника. 11СЛАЙД «Кузьма да Демьян. Народные промыслы России: Хохлома, Жестово, Гжель, Дымковская игрушка, Павлопосадские платки» |
Посиделки, вечеринки, Звёзды в праздничной выси - Это русские картинки Нашей жизни на Руси. | |
♫ ИГРА «Кто под платком?» Муз. фон Звучит веселая, подвижная музыка. Дети свободно двигаются по залу, выполняют различные плясовые движения. Неожиданно музыка меняется на более тихую, спокойную. Дети приседают и закрывают глаза ладошками. Хозяйка, расправив большой платок, под легкую музыку обходит ребят и кого-нибудь из них накрывает платком. Хозяйка: Раз! Два! Три! Кто же спрятался внутри? Не зевайте, не зевайте! Поскорее отвечайте! Дети называют имя спрятанного под платком ребенка. Если угадали, то платок поднимают. Ребенок, находившийся под платком, прыгает под веселую музыку, а все остальные выстраиваются в круг и хлопают ему. Играя последний раз, Хозяйка накрывает платком корзину с угощением, незаметно! Хозяйка: Нет! Все ребятки тут! Кто же тогда под платочком спрятался? Мы платочек поднимаем, Что под ним, сейчас узнаем! (Открывают корзины с музыкальными инструментами) | |
♫ ИГРА-СОРЕВНОВАНИЕ «Чья команда лучше исполнит попевку?» «Таря-Маря», «За морями» Благодарим мы осень за подарки, Но расставаться нам пора пришла, Ведь в ноябре снега падут на землю Настанет холод и придет зима. ♫ ОРКЕСТР «Праздник» Муз. Е. Дербенко | |
Н. Александровна | - На Руси посиделки длились с вечера и до утра |
Н. Николаевна | - Погостить у нас приятно, Мы еще вас позовем, (родителям) А теперь пошли, ребята, Чай с конфетами попьем! |
Муз. руководитель Хором все | - Уносите в дом родимый - радость нашего двора, |
ПОКЛОН. ВЫХОД из зала змейкой Муз. фон __________________________________ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка с использованием технологии ИКТ. Конспект итогового занятия "Осень" для детей подготовительной группы
Это занятие проводилось 6 ноября 2013г. Цель: закрепление у детей знаний о всех периодах осени в музыкальной деятельности. Предоставление детям возможности создать образ осени через эмоцию ...
Конспект занятия по ИЗО «Золотая Осень» Для детей подготовительной группы
Программные задачи:1. Воспитывать у детей интерес к осенним явлениям природы, эмоционально отзываться на красоту осени.2. Учить передавать в рисунке цвета «осени».3. Познакомить детей с картинами русс...
Сценарий осеннего праздника «Разноцветная Осень» для детей подготовительной группы
Сценарий осеннего праздника «Разноцветная Осень» для детей подготовительной группы...
Сценарий осеннего праздника " Волшебная кисть Осени" для детей подготовительной группы 2021 год
Сценарий осеннего праздника " Волшебная кисть Осени" для детей подготовительной группы 2021 год...
Сценарий осеннего праздника «На балу у Царицы осени» для детей подготовительной группы
Приобщение к праздничной культуре и создание радостного настроения...
Сценарий осеннего праздника «Разноцветная Осень» для детей подготовительной группы 2021 год
сценприй...
Сценарий осеннего развлечения "Краски осени" для детей подготовительной группы
Для музыкальных руководителей ДОО...