Сценарий интеллектуальной игры«Я люблю тебя, Россия»
материал (старшая группа)
Развитие у детей старшего дошкольного возраста мыслительных способностей, умения воспринимать, понимать и обсуждать особенности национальной русской культуры; формирование личностной культуры ребёнка, как основы его патриотических чувств и любви к Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intellektualnaya_igra_ya_lyublyu_tebya_rossii_konspekt.docx | 34.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 16 в честь иконы Божией Матери «Казанская»
«Я люблю тебя, Россия»
Интеллектуальная игра
Составители:
Ахряпова Альфия Муллахметовна,
воспитатель высшей квалификационной категории,
Рязанова Марина Анатольевна, воспитатель первой квалификационной категории
Прокопьевский ГО, 2020
Я люблю тебя, Россия!
Цель:
Развитие у детей старшего дошкольного возраста мыслительных способностей, умения воспринимать, понимать и обсуждать особенности национальной русской культуры; формирование личностной культуры ребёнка, как основы его патриотических чувств и любви к Родине.
Задачи:
1.Расширять представления детей о русском народном творчестве, пробуждающем нравственные и эстетические ценности, воспитывающие в них чувство красоты, любознательности, трудолюбие и патриотизм;
2.Поддерживать и поощрять интерес детей к национальной культуре: устному народному творчеству, русской музыке, песням, танцам, играм, игрушкам, праздникам и обрядам;
3.Обогащать способы игрового сотрудничества со сверстниками, развивая дружеские взаимодействия; способствовать становлению детского коллектива на основе интереса к игре;
4.Воспитывать чувство привязанности ребёнка к родному краю, гордости за историю своей страны, её народа, культуру, уважение, к обычаям и традициям русского народа; помочь понять, что, они - часть этого великого народа.
Интеграция с образовательными областями:
*Познавательное развитие
*Социально-коммуникативное развитие
*Речевое развитие
*Художественно-эстетическое развитие
*Физическое развитие
(Зал украшен в русском стиле, дети обеих команд сидят за столами, на против друг друга) Звучит русская народная музыка.
Ведущий:
День добрый, гости дорогие,
Детушки – касатушки,
В гостях у нас не стесняйтесь,
Поудобней , располагайтесь,
Всем ли видно, всем ли слышно?
Всем ли места хватило?
У всех ушки на макушке,
Приготовились нас слушать.
Ведущий: А знаете ли вы ребята, в какой стране мы живём?
Дети: В России.
Звучит музыка «Гляжу в озёра синие»
Ведущий: Велика наша Русь! Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до Южных морей. Это огромное государство. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озёра, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речки, светлые берёзовые рощицы, солнечные полянки, овражки, болота и поля.
Много сказочных мест у России,
Городов у России не счесть,
Может, где то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь.
Какой бы не была огромной наша страна, для каждого человека здесь найдётся самый дорогой и близкий уголок, где его любят, помнят и ждут.
Мы гордимся нашей великой Россией, её разнообразной природой, богатыми недрами, а в особенности трудолюбивыми и талантливыми людьми, её населяющими. Их культурой, обычаями, традициями и славными делами.
Ведущий: Сегодня мы собрались здесь, чтобы выяснить, что вы знаете о культуре своей страны. Наша интеллектуальная игра так и называется: «Я люблю тебя, Россия»
Соревноваться между собой будут воспитанники …………….
Для вас мы приготовили интересные задания, где за правильность будут присуждаться звёзды.
Оценивать ваши знания будут жюри в составе:
Заведующий ДОУ:____________________________________
Старший воспитатель:_________________________________
Учитель-логопед:_____________________________________
Ведущий:
Та-ра-ра, та-ра-ра начинается игра.
Дорогих мы гостей сегодня встречаем
Радушно хлебом – солью привечаем.
Русский народ всегда славился гостеприимством.
В народе говорили: «Что есть в печи – всё на стол мечи»; «Умей в гости звать, умей и угощать». Сажая гостя в красный угол, поговаривали: «Встречай не с лестью, а с честью».
Ведущий:
Дай бог, тому
Кто к нашему дому-
Дорогим гостям, милым детушкам,
Наделил бы вас Господь,
И житьём и бытьём, и здоровьицем!
( подносит хлеб – соль жури)
Приглашаем команды для приветствия (дети выстраиваются друг против друга)
Приветствие «Милости просим гости дорогие».
1 команда: «Знатоки»
Мы Знатоки все знаем!
Ничего не забываем!
Будем мы в игру играть,
И Россию прославлять.
2 команда «Умники»
Мы ребята 21 века,
всегда и везде мы добьёмся успеха!
Умом своим Россию прославим,
И много рекордов для нее мы поставим!
Каждая из команд получает звезду. Капитаны прикрепите звёзды на свой мольберт.
1. Конкурс «Преданье старины глубокой».
В нём пойдёт речь о русских народных традициях и обычаях. Что- же означает слово «традиция», от латинского это - «передача», т.е. «передаётся». Традиция – это то, что переходит от одного поколения к другому, то, что унаследовано нами от наших предков. Обычаем мы называем какие-либо установившиеся правила. Есть традиции и обычаи, которые возникли очень- очень давно и сохранились до наших дней. Из глубокой древности пришли к нам эти любимые народные праздники. По сюжету, вы должны узнать и назвать эти праздники. Чья команда первой правильно назовёт – получает звезду, внимание на экран: (слайды).
Дети угадывают праздники:
1. «Масленица»
2. «Троица»
3. «Рождество»
4. «Вербное воскресение»
5. «Пасха»
6. «Успение» (яблочный, медовый, ореховый спас)
7. «Крещение»
8. «Покров»
Ведущий: А сейчас мы поговорим о нашем родном русском языке. Русский язык удивительно гибкий, точный, богатый и звучный. Недаром говорится: «Народ русский могуч и велик, велик и его язык», поэтому следующий конкурс так и будет называться
2. Конкурс «Богат и велик русский язык!»
Язык наш прекрасный -
Богатый и звучный.
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нём есть и усмешка,
И меткость, и ласка,
Написаны им,
И потешки, и сказки!
Каждой команде будет отведено время – 1,5 минуты, вы должны как можно больше назвать русских народных песенок, потешек, считалок, поговорок. Чья команда назовёт большее количество - та и победит. Время для команды «Знатоки» …(дети называют). Время для команды «Умники» (слово жюри).
Ведущий: Особым острым словцом на Руси славились скоморохи, которые потешали народ на различных гуляньях, ярмарках, уличных представлениях. Их ещё называют «шуты», «смехотворцы».
Эге - гей! Спеши народ!
Собирайся в хоровод.
Спешите скорей, спешите скорей,
Нет праздника нашего, веселей.
Так зазывали скоморохи толпу и устраивали различные соревнования, развлечения, представления.
3. Конкурс капитанов «Скоморохи говорят - честной народ веселят».
Задание это для капитанов (выходят капитаны). Вам будут предложены скороговорки (на экране). Нужно надеть колпак скомороха быстро и правильно произнести названную скороговорку. У кого получится произнести все скороговорки более правильно и быстро, тот и заработает звезду для своей команды. Произносить скороговорку будем по очереди (по 4 скороговорки):
- Добры, бобры идут в боры.
- Купила Маруся бусы бабуси.
- Сшит колпак не по – колпаковски.
- От топота копыт, пыль по полю летит.
- Три сороки тараторки, тараторили на горке.
- Слишком много ножек у сороконожек.
- Белые бараны били в барабаны
- У, быка губа была бела. (слово жюри)
Ведущий:
Колокольчик зазвени,
Всех ребяток позови,
Как услышат - прибегут,
И со мной играть пойдут.
Наши предки умели и любили веселиться. Обычно праздничный день начинался с торжественной службы в церкви, и продолжался на улице, в поле, на лужайке. Под музыку свирелей, балалаек, гармошек водили хороводы, пели, плясали, затевали игры.
И я игру вам приготовила,
Не игру, а развлеченье,
И с большим, большим значеньем,
На игру все выходите,
Свои кости разомните.
4. Конкурс - переменка «Эй, народ, не зевай, вместе с нами поиграй».
Эта русская народная игра называется «Плетень». Вы уже знакомы с этой игрой. Сейчас же мы не просто поиграем, а посоревнуемся. Вы должны задорно и весело выполнять правила игры, а ещё быстрее соперников «сплести» плетень. Чья команда справится первой - победит в этом конкурсе-переменке.
Правила игры: Обе команды стоят в две шеренги друг напротив друга, сцепив руки крест- накрест.
На слова:
Полна горница гостей.
Стало в горнице светлей.
Приходите к нам на пир,
Приглашаем целый мир ( идёт одна шеренга к другой, поклон)
Веселись, душа, играй,
Вовсе зла не поминай,
Приходите, кто с добром,
Мы всегда вас в гости ждём! ( отходят назад, поклон)
Те же движения выполняет другая команда. Затем звучит русская народная плясовая, все пляшут. На конец музыки все должны быстро построить свой «плетень». Победившая команда получает звезду
Ведущий:
Посмотрите, что за вещи,
Нынче в гости к нам пришли.
Чтоб поведать нам секреты
Древней чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России,
Мир преданий и добра,
Чтоб сказать, что есть в России,
Чудо люди – мастера.
Воспитатель выносит сундук с изделиями народных промыслов: хохломская роспись, гжельская посуда, городецкая роспись, дымковская барышня, русская матрёшка, вологодское кружево, шкатулка.
Древнерусское искусство недаром является предметом нашей национальной гордости. Самобытен, неповторим и бесценен его вклад в сокровищницу мировой культуры. Все произведения народного творчества создавались ручным способом, причём каждый мастер делал всё сам от начала и до конца. Судя по предметам, дошедшим до нас из глубин далёкого прошлого, люди всегда стремятся к красоте, творчеству, добру. И до наших дней сохранились традиционные народные промыслы, которые вы должны знать и узнавать.
5. Конкурс «Бабушкин сундучок».
Он покажет нам, как вы знакомы с декоративно - прикладным искусством России.
От команды буду выходить по одному участнику, не глядя в сундучок, вынимать предмет и называет его. Если участник затрудняется, он может обратиться за помощью к своей команде.
(Дети по – очереди выходят, не глядя, достают предмет из сундука, показывают его и называют, что за народный промысел они достали, за правильный ответ команда получает звезду.)
Ведущий:
А ну-ка, красные девицы, да добрые молодцы,
Собирайтесь, наряжайтесь,
На гулянье отправляйтесь!
(дети выходят переодеваться на танцы)
Ведущий:
Раздайся, народ,
Красна - девица идёт
Иди, попляши,
Себя людям покажи.
(выходит девица в русском костюме, и танцует, танец «Русские сапожки».)
Посмотрите, ребята, на русский народный костюм. С какой любовью он украшен. Такая одежда, созданная народными мастерами, грела не только тело, но и душу. Собирались девушки и парни на гулянья после работы. Одевали, свои самые нарядные одежды, шли песни петь, танцевать, хороводы водить. Девушки наряжались в сарафаны, рубашки, вышитые, на голове – кокошник, на ногах сапожки кожаные, затейливо украшенные. Парни подпоясывали свои рубахи – косоворотки, ярким поясом, надевали картуз на голову, чуни на ноги.
А зимой все носили валенки и катанки, это валянные из войлока зимние сапоги.
6. Музыкальный конкурс «Краса ненаглядная».
(Дети представляют друг другу музыкальные номера «Русская пляска»)
Её сквозь годы проносили,
В своих сердцах, в своих умах,
В ней покоряющая сила,
И русской удали размах.
Я верю в то, что пляску эту,
Не барин, а мужик создал,
Пустил гулять по белу свету,
И «Барыней» её назвал.
(дети команды «Радуга» исполняют танец «Валенки»)
«Русская песня»
Русь деревянная – края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют просторы родные,
Раздольные русские песни поют.
Походили мы по свету,
Лучше русской песни, нету!
Запевайте веселей.
Да, ай - да гулять скорей!
(дети команды «Россы» поют русскую народную песню)
(Оценку в этом конкурсе, даст сейчас жюри, им слово)
7. Конкурс «Что за прелесть эти сказки?»
Сказка – это неотъемлемая часть русского фольклора. Фольклор в переводе с английского язык означает народная мудрость, знание. В сказках русский народ собрал весь накопившийся веками опыт, ум, смекалку и мечты о светлом будущем. Сейчас мы посмотрим, как вы знаете русские народные сказки. Обратите внимание на экран. По сюжету вы должны будете узнать и назвать сказки.
1. «Три медведя»
2. «Волк лиса»
3. «Заяц, петух и лиса»
4. «Кот и лиса»
5. «Царевна лягушка»
6. «Гуси – лебеди»
7. «Морозко»
8. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
(Обе команды справились с этим заданием и получают звёзды.)
Ведущий: Русский народ всегда славился своим гостеприимством. Есть даже в русском языке слово, которое трудно найти в других языках. Слово – это хлебосольство. Его произносят, когда хотят подчеркнуть гостеприимство, т.е. когда человек готов поделиться всем, что у него есть дома. Самыми же ценными продуктами для простого человека всегда были хлеб и соль.
Есть такой обычай: покрывать стол чистой скатертью и ставить посередине хлеб, а рядом – солонку с солью. Если в дом приходил посторонний и заставал домочадцев за обедом, то он приветствовал их словами «хлеб да соль». Хозяин на это отвечал: «хлеб кушать милости просим». Сажали гостя в красный угол – самое почётное место в доме. Из древня говорится: «Не красна изба углами, а красна пирогами»
Наш следующий конкурс так и будет называться:
8. Конкурс «Не красна изба углами, а красна пирогами».
Вам нужно назвать, национальные русские кушанья. За правильный ответ, команда получает звезду. Вопросы будут заданы каждой команде.
Назовите блюда, которые относятся к русской национальной кухне?
1 . Щи, баранки, ватрушки, плов;
2. Оладьи, каша, уха, гамбургер;
Назовите блюдо, которое не относится к русской национальной кухне?
1. Блины, каша, окрошка, манты;
2.Каравай, растягай, щи, суши.
Ведущий:
Любит русский народ за столом посидеть, чайку попить горячего. О популярности чая надо сказать особо: недаром, русские, конкурируя с англичанами, считают себя едва ли не самыми большими любителями чая в мире. В городе Тула, много лет назад, изобрели - самовар.
Чаепитие из самовара - это не просто трапеза, а особый русский ритуал, объединяющий людей за неспешным разговором. Наши предки пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его на блюдце, которое держали за донышко в вытянутых пальцах.
«С чая лихо не бывает! –
Так в народе говорят.
Чай - здоровье, всякий знает,
Пей хоть пять часов в подряд.
Тары, тары, тары, бары,
Выпьем чай из самовара.
С сушками, ватрушками,
И с блинами русскими!»
И мы, придя к себе в группы после игры, не нарушим русской традиции –
попьём чайку с угощением.
А сейчас, слово предоставляется жюри, подведите общий итог конкурса
и объявите победителя.
Вручение подарков и медалей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Я люблю тебя, Россия!
Воспитание патриотических чувств....
Конспект занятия "Я люблю тебя, Россия" (Материал к календарно-тематическому плану "Я люблю тебя, Россия")
В конспекте представлен материал по ознакомлению детей 6-7 лет с государственными символами России (Гимн, герб, флаг)....
Игра-путешествие «Я люблю тебя Россия, Родина моя!»
Воспитывать патриотические чувства к Родине....
Сценарий праздника день единства "Люблю тебя моя Россия!"
Сценарий праздника день единства "Люблю тебя моя Россия!"...
Сценарий конкурса рисунка.Тема: «Я люблю тебя Россия!»
Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине, через художественные образы....
Сценарий музыкально-поэтического вечера «Люблю тебя, моя Россия»
Цель: Вызвать чувство гордости за свою Родину.Задачи: Расширять кругозор учащих...
Игра -беседа "Я люблю тебя Россия"
Цель: дать представление детям о флаге, гимне, гербе России.Задачи: Дать представления детям о России, ее символах.Воспитывать любовь к Родине и символике России. Оборудование: аудиозапись «...