Сценарий интеллектуальной игры«Я люблю тебя, Россия»
материал (старшая группа)

Рязанова Марина Анатольевна

Развитие у детей старшего дошкольного возраста  мыслительных способностей, умения воспринимать, понимать и обсуждать  особенности национальной русской культуры; формирование личностной культуры ребёнка, как основы его патриотических  чувств и любви к Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnaya_igra_ya_lyublyu_tebya_rossii_konspekt.docx34.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 16 в честь иконы Божией Матери «Казанская»


               

«Я люблю тебя, Россия»

Интеллектуальная игра

                                                                           Составители:

Ахряпова Альфия Муллахметовна,

воспитатель высшей квалификационной категории,

Рязанова Марина Анатольевна, воспитатель первой квалификационной категории

                             

 

Прокопьевский ГО, 2020

Я люблю тебя, Россия!

Цель:

Развитие у детей старшего дошкольного возраста  мыслительных способностей, умения воспринимать, понимать и обсуждать  особенности национальной русской культуры; формирование личностной культуры ребёнка, как основы его патриотических  чувств и любви к Родине.

Задачи:

1.Расширять представления детей о русском народном творчестве, пробуждающем  нравственные и эстетические ценности, воспитывающие в них чувство красоты, любознательности, трудолюбие и патриотизм;

2.Поддерживать и поощрять интерес детей к национальной культуре: устному народному творчеству, русской музыке, песням, танцам, играм, игрушкам, праздникам и обрядам;

3.Обогащать способы игрового сотрудничества со сверстниками, развивая дружеские взаимодействия; способствовать становлению детского коллектива на основе интереса к игре;

4.Воспитывать чувство привязанности ребёнка к родному краю, гордости за историю своей страны, её народа, культуру, уважение, к обычаям и традициям русского народа; помочь понять, что, они - часть этого великого народа.

Интеграция с образовательными областями:

*Познавательное развитие

*Социально-коммуникативное развитие

*Речевое развитие

*Художественно-эстетическое развитие

*Физическое развитие

(Зал украшен в русском стиле, дети обеих команд сидят за столами, на  против  друг друга) Звучит русская народная музыка.

Ведущий:

День добрый,  гости дорогие,
Детушки  –  касатушки,
В гостях у нас не стесняйтесь,
Поудобней , располагайтесь,
Всем ли видно, всем ли слышно?
Всем ли места хватило?
У всех ушки на макушке,
Приготовились нас слушать.

Ведущий:  А знаете ли вы ребята, в какой стране мы живём?

Дети:  В России.
Звучит музыка «Гляжу в озёра синие»

Ведущий: Велика наша Русь! Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера  до Южных морей. Это огромное государство. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озёра, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речки, светлые берёзовые рощицы, солнечные полянки, овражки, болота и поля.

Много сказочных мест у России,
Городов у России не счесть,
Может,  где то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь.

Какой бы не была огромной наша страна,  для каждого человека здесь найдётся самый дорогой и близкий уголок, где его любят, помнят и ждут.

Мы гордимся нашей великой Россией, её разнообразной природой, богатыми недрами, а в особенности трудолюбивыми и талантливыми людьми, её  населяющими. Их культурой, обычаями, традициями и славными делами.

Ведущий: Сегодня мы собрались здесь, чтобы выяснить, что вы знаете о культуре своей страны. Наша интеллектуальная игра так и называется: «Я люблю тебя, Россия»

Соревноваться между собой будут воспитанники …………….

 Для вас мы приготовили интересные задания, где за правильность будут присуждаться звёзды.

Оценивать ваши знания будут жюри в составе:
Заведующий ДОУ:____________________________________
Старший воспитатель:_________________________________
Учитель-логопед:_____________________________________

Ведущий:

Та-ра-ра,  та-ра-ра  начинается игра.

Дорогих мы гостей сегодня встречаем

Радушно хлебом – солью привечаем.

Русский народ всегда славился гостеприимством.

В народе говорили: «Что есть в печи – всё на стол мечи»; «Умей в гости звать, умей и угощать». Сажая  гостя в красный угол, поговаривали: «Встречай не с лестью, а с честью». 

Ведущий:

 Дай бог, тому
          Кто к нашему дому-
          Дорогим гостям, милым детушкам,
          Наделил бы вас Господь,
          И житьём и бытьём, и здоровьицем!
           
( подносит хлеб – соль жури)

Приглашаем команды для приветствия (дети выстраиваются друг против друга)

 Приветствие «Милости просим гости дорогие».
1 команда:
 «Знатоки»

          Мы Знатоки все знаем!

Ничего не забываем!

          Будем мы в игру играть,

          И Россию прославлять.

  2 команда «Умники»

Мы ребята 21 века,

всегда и везде мы добьёмся успеха!

Умом своим Россию прославим,

И много рекордов для нее мы поставим!

Каждая из команд получает звезду. Капитаны прикрепите звёзды на свой мольберт.

1. Конкурс «Преданье старины глубокой».

В нём пойдёт речь о русских народных традициях и   обычаях.  Что- же означает слово «традиция», от латинского это - «передача», т.е. «передаётся». Традиция – это то, что переходит от одного поколения к другому, то, что  унаследовано  нами от наших предков. Обычаем мы называем какие-либо установившиеся правила. Есть традиции и обычаи, которые возникли очень- очень давно и сохранились до наших дней. Из глубокой древности пришли к нам эти любимые народные праздники. По сюжету, вы должны узнать и назвать эти праздники. Чья команда первой правильно назовёт – получает звезду,  внимание на экран: (слайды).


Дети угадывают праздники:

1. «Масленица»

2. «Троица»

3. «Рождество»

4. «Вербное воскресение»

5. «Пасха»

6. «Успение» (яблочный, медовый, ореховый спас)

7. «Крещение»

8. «Покров»


Ведущий: А сейчас мы поговорим о нашем родном русском языке. Русский язык удивительно гибкий, точный, богатый и звучный. Недаром говорится: «Народ русский могуч и велик, велик и его язык», поэтому следующий конкурс так и будет называться  

2. Конкурс «Богат и велик русский язык!» 

Язык наш прекрасный -
Богатый и звучный.
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нём есть и усмешка,
И меткость, и ласка,
Написаны им,
И потешки, и сказки!

Каждой команде будет отведено время – 1,5 минуты, вы должны как можно больше назвать русских народных песенок, потешек, считалок, поговорок. Чья команда назовёт большее количество - та и победит. Время для команды «Знатоки» …(дети называют). Время для команды «Умники» (слово жюри).

Ведущий: Особым острым словцом на Руси славились скоморохи,  которые потешали народ на различных гуляньях, ярмарках, уличных представлениях. Их ещё называют «шуты», «смехотворцы».  

Эге - гей! Спеши народ!

Собирайся в хоровод.

Спешите скорей, спешите скорей,

Нет праздника нашего, веселей.

Так зазывали скоморохи толпу и устраивали различные соревнования, развлечения, представления.

3. Конкурс капитанов «Скоморохи говорят - честной народ веселят».

Задание это для капитанов (выходят капитаны). Вам будут предложены скороговорки (на экране). Нужно надеть колпак скомороха  быстро и правильно произнести названную скороговорку. У кого получится произнести все скороговорки более правильно и быстро, тот и заработает звезду для своей команды. Произносить скороговорку будем по очереди (по 4 скороговорки):

  1. Добры, бобры идут в боры.
  2. Купила Маруся бусы бабуси.
  3. Сшит колпак не по – колпаковски.
  4. От топота копыт, пыль по полю летит.
  5. Три сороки тараторки, тараторили на горке.
  6. Слишком много ножек у сороконожек.
  7.  Белые бараны били в барабаны
  8. У, быка губа была бела. (слово жюри)      

Ведущий:

Колокольчик зазвени,
         Всех ребяток позови,
         Как услышат - прибегут,

И со мной играть пойдут.

Наши предки умели и любили веселиться. Обычно праздничный день начинался с торжественной службы в церкви, и продолжался на улице, в поле, на лужайке. Под музыку свирелей, балалаек, гармошек  водили хороводы, пели, плясали, затевали игры.

И я игру вам приготовила,

Не игру, а развлеченье,

И с большим, большим значеньем,

На игру все выходите,

Свои кости разомните.

4. Конкурс - переменка «Эй, народ, не зевай, вместе с нами поиграй».

 Эта русская народная  игра называется «Плетень». Вы уже знакомы с этой игрой. Сейчас же мы не просто поиграем, а посоревнуемся. Вы должны задорно и весело выполнять правила игры, а ещё быстрее соперников «сплести» плетень. Чья команда справится первой - победит в этом конкурсе-переменке.
Правила игры: Обе команды стоят в две шеренги друг напротив друга, сцепив руки крест- накрест.

На слова:

Полна горница гостей.

Стало в горнице светлей.

 Приходите к нам на пир,
          Приглашаем целый мир ( идёт одна шеренга к другой, поклон)
Веселись, душа, играй,
Вовсе зла не поминай,
Приходите, кто с добром,
Мы всегда вас в гости ждём! ( отходят назад, поклон)

Те же движения выполняет другая команда. Затем звучит русская народная  плясовая, все пляшут. На конец  музыки все должны быстро построить свой «плетень». Победившая команда получает звезду

Ведущий:

Посмотрите, что за вещи,

Нынче в гости к нам пришли.

Чтоб поведать нам секреты

Древней чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России,

Мир преданий и добра,

Чтоб сказать, что есть в России,

Чудо люди – мастера.

Воспитатель выносит сундук с изделиями народных промыслов: хохломская роспись, гжельская посуда, городецкая  роспись, дымковская барышня, русская матрёшка, вологодское кружево,  шкатулка.

Древнерусское искусство недаром является предметом нашей национальной гордости. Самобытен, неповторим и бесценен его вклад в сокровищницу мировой культуры. Все произведения народного творчества создавались ручным способом, причём каждый мастер делал всё сам от начала и до конца. Судя по предметам, дошедшим до нас из глубин далёкого прошлого, люди всегда стремятся к красоте, творчеству, добру. И до наших дней сохранились традиционные народные промыслы, которые вы должны знать и узнавать.

5. Конкурс «Бабушкин сундучок».

Он покажет нам, как вы знакомы с декоративно -  прикладным искусством России.

От команды буду выходить по одному участнику, не глядя в сундучок, вынимать предмет и называет его. Если участник затрудняется, он может обратиться за помощью к своей команде.

(Дети по – очереди выходят, не  глядя, достают предмет из сундука, показывают его и называют, что за народный промысел они достали,  за правильный ответ команда получает звезду.)

Ведущий:

А ну-ка,  красные девицы, да добрые молодцы,

Собирайтесь, наряжайтесь,

 На гулянье отправляйтесь!

(дети выходят переодеваться на танцы)
Ведущий:

Раздайся, народ,

Красна  - девица идёт

Иди, попляши,

Себя людям покажи.

(выходит девица в русском костюме, и танцует, танец «Русские сапожки».)

Посмотрите, ребята, на русский народный  костюм. С какой любовью он украшен. Такая  одежда, созданная  народными  мастерами,  грела не только тело, но и душу. Собирались девушки и парни на гулянья после работы. Одевали, свои самые нарядные одежды, шли песни петь, танцевать, хороводы водить. Девушки наряжались в сарафаны, рубашки, вышитые, на голове – кокошник, на ногах сапожки кожаные, затейливо украшенные. Парни подпоясывали свои рубахи – косоворотки, ярким поясом, надевали картуз на голову, чуни на ноги.

А зимой все носили валенки и катанки, это валянные из войлока зимние сапоги.

     6.  Музыкальный конкурс «Краса ненаглядная».
(Дети представляют  друг другу музыкальные номера «Русская пляска»)

Её сквозь годы проносили,
В своих сердцах, в своих умах,
В ней покоряющая сила,
И русской удали размах.
Я верю в то, что пляску эту,
Не барин, а мужик создал,
Пустил гулять по белу свету,
И «Барыней» её назвал.
(дети команды «Радуга» исполняют  танец «Валенки»)
«Русская песня»
 Русь деревянная – края дорогие,
Здесь издавна  русские люди живут.
Они прославляют просторы родные,
Раздольные русские песни поют.
Походили мы по свету,
Лучше русской песни, нету!
Запевайте веселей.
Да,  ай - да гулять скорей!
(дети команды «Россы»  поют русскую народную песню)

(Оценку в этом  конкурсе, даст  сейчас  жюри,  им слово)

7. Конкурс «Что за прелесть эти сказки?»

Сказка – это неотъемлемая  часть русского фольклора. Фольклор в переводе с английского язык означает народная мудрость, знание. В сказках русский народ собрал весь накопившийся веками опыт, ум, смекалку и мечты о светлом будущем. Сейчас мы посмотрим, как вы знаете русские народные сказки. Обратите внимание на экран. По сюжету вы должны  будете узнать и назвать сказки.

1. «Три медведя»

2. «Волк лиса»

3. «Заяц, петух и лиса»

4. «Кот и лиса»

5. «Царевна лягушка»

6. «Гуси – лебеди»

7. «Морозко»

8. «Сестрица  Алёнушка  и братец Иванушка»

(Обе команды справились с этим заданием и получают звёзды.)

Ведущий: Русский народ всегда славился своим гостеприимством. Есть даже в русском языке слово, которое трудно найти в других языках. Слово – это хлебосольство. Его произносят, когда хотят подчеркнуть гостеприимство, т.е. когда человек готов поделиться всем, что у него есть дома. Самыми же ценными продуктами для простого человека всегда были хлеб и соль.
   Есть такой обычай: покрывать стол чистой скатертью и ставить посередине хлеб, а рядом – солонку с солью. Если в дом приходил посторонний и заставал домочадцев за обедом, то он  приветствовал их словами «хлеб да соль». Хозяин на это отвечал: «хлеб кушать милости просим». Сажали гостя в красный угол – самое почётное место в доме. Из древня говорится: «Не красна изба углами, а красна пирогами»
Наш следующий конкурс так и будет называться:

8. Конкурс «Не красна изба углами, а красна пирогами».
Вам нужно назвать, национальные русские кушанья. За правильный ответ, команда получает звезду. Вопросы будут заданы каждой команде.

Назовите  блюда, которые относятся к русской национальной кухне?
1 . Щи, баранки, ватрушки,  плов;
2.  Оладьи, каша, уха, гамбургер;
Назовите блюдо, которое не относится к русской национальной кухне?
1.  
Блины, каша, окрошка, манты;
2.Каравай, растягай, щи
, суши.

Ведущий:

 Любит русский народ за столом посидеть, чайку попить горячего. О популярности чая  надо сказать особо:  недаром, русские, конкурируя с англичанами, считают себя едва ли не самыми большими любителями чая в мире. В  городе Тула,  много лет назад, изобрели -  самовар.  

Чаепитие из самовара  - это не просто трапеза, а особый русский ритуал, объединяющий людей за неспешным разговором. Наши предки пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его на блюдце, которое держали за донышко в вытянутых пальцах.

«С чая лихо не бывает! –

Так в народе говорят.

Чай  - здоровье, всякий знает,

Пей хоть пять часов в подряд.

Тары, тары, тары, бары,

Выпьем чай из самовара.

С сушками, ватрушками,

И с блинами русскими!»

И мы, придя к себе в группы после игры, не нарушим русской традиции –

попьём чайку с угощением.

 А сейчас, слово предоставляется жюри, подведите общий итог конкурса

и объявите победителя.

Вручение подарков и медалей!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Я люблю тебя, Россия!

Воспитание патриотических чувств....

Конспект занятия "Я люблю тебя, Россия" (Материал к календарно-тематическому плану "Я люблю тебя, Россия")

В конспекте представлен материал по ознакомлению детей 6-7 лет с государственными символами России (Гимн, герб, флаг)....

Игра-путешествие «Я люблю тебя Россия, Родина моя!»

Воспитывать патриотические чувства к Родине....

Сценарий праздника день единства "Люблю тебя моя Россия!"

Сценарий праздника   день единства "Люблю тебя моя Россия!"...

Сценарий конкурса рисунка.Тема: «Я люблю тебя Россия!»

Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине, через художественные образы....

Сценарий музыкально-поэтического вечера «Люблю тебя, моя Россия»

Цель:        Вызвать чувство гордости за свою Родину.Задачи:               Расширять кругозор учащих...

Игра -беседа "Я люблю тебя Россия"

Цель: дать представление детям о флаге, гимне, гербе России.Задачи: Дать представления детям о России, ее символах.Воспитывать любовь к Родине и символике России. Оборудование: аудиозапись «...