Сценарий
методическая разработка (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольного образовательное учреждение детский сад «Челээш» комбинированного вида
с. Самагалтай Тес-Хемского района
Сценарий
«Хуулгаазын кус»
(старшей группы 2020-2021 учебный год)
с. Самагалтай
Хуулгаазын кус
Сорулгазы: кустун ылгавыр демдээн уругларга билиндирер, уругларнын сагыш-сеткилин, хоглуг аянын кодуруп деткиир, угаан-бодалын, аас-чугаазын сайзырадыр, бойдуска хумагалыг болурун оттуруп кижизидер, арга – арыг иштинге бодун алдынып билирин ооредир, уругларны долгандыр турар хурээлелдин онзагайы-биле таныштырар.
Дерилгези: арга ишти. бурулер, хемнин даштары, даажы, кушкаштар уну.
Чорудуу:
Башкарыкчы: Уруглар бистер бо хун алдын кус байырлалын чараш чурумалдыг , арыг – агаарлыг куску сесерлик иштинге эрттирер бис. Ынчангаш шупту чылыг хептеривисти кедип алгаш паркче чооруулунар бе. Орукка , арга-арыгга шупту чурумнуг болур. (шупту уруглар- биле арга иштинге келир)
Башкарыкчы: Хову-шолдер, арга-алаак,
Сарыг онге шуглаттырган.
Кожа-кожа дистинчипкеш,
Чанар куштар ужуп эртти.
Как красиво все кругом,
Золотым осенним днем.
Листья желтые летят
Под ногами шелестят!
Башкарыкчы: Уруглар, шулукте чылдын кайы уезил?
Уруглар: Кус.
Башкарыкчы: Шын-дыр, эр-хейлер! Шынап-ла куску уе дужуп келген. Долгандыр-ла шупту чуве алдын сарыг оннуг апарган. Куштар чылыг чурттарже ужуп, даштын хунден хунче сооп эгелээн. Ыяштарнын бурулери алдын сарыг болуп, хат-салгынга шимчеп, черже бадып дужуп турар. Уруглар, силер алдын сарыг бурулернин дугайында шулук билир силер бе?
Уруглар шулуктээр: Ээрээн-шокар чечектиг чай
Ээлчээн доозуп, эрте душту,
Чернин кырын сентябрь ай,
Сээриидеди челбий берди.
Шыргай эзим, аргаларга,
Шынаа, хову делгеминге,
Холу шевер, уран бойдус,
Хорагайын аргый каапты.
Башкарыкчы: Уруглар дыка-ла чараш шулуктерни КУС дугайында шулуктединер. Эр-хейлер! Бистин арга иштин кым кончуг чараш кылдыр каастапкан чоор, силер кордунер бе, билдинер бе, уруглар?
Уруглар: Хуулгаазын Кус-тур!
Башкарыкчы: Аа, алдын сарыг оннуг Кус-тур аа, уруглар. Кус дыка кызып каастаан-дыр, бурулер шынап-ла алдынналып чырып турар. Шупту дыннап тур силер бе? Салгын-сырын хадып келди. Салгын-хаттын даажынга катчып бурулерден тудуп алгаш ырыдан ырлаптаалынарам.
Ыры «Листопад»
Башкарыкчы: Кузун кайнаар-даа коорге чараш, арга, хову-шолдер, садтар болгаш огородтар каас-шиник костур-дур.
Башкарыкчы: Ай-да, эреспейлер! Кударанчыг ыры ырлааш, хуулгаазын кус дугайында дыка онза шулуктединер. Ам бутчугаштарывыс, холдарывысты ажылдадып , хоглеп самдан сапнаптар бис бе , уруглар.
Сам «Листья»
Башкарыкчы: Самнап-ойнап хогледивис, ам бичииден дыштанып, олуруптаалынар.Шупту кичээнгейлиг шимээн чок дыннаалынар, бурулер биске чуну сымыранып, дагжап турарын! Уруглар , мен дыннаарымга бисче бир-ле кижи чоокшулап, кылаштап кел чор. Кым деп аалчы келген чоор?
Башкарыкчы: Здесь мы празлник радостный
Весело встречаем,
Приходи, мы ждем тебя
Осень золотая!
(Кус чедип кээр, уруглар адыш часкаар)
Кус: Экии, шупту! Силер Кус дугайында шулуктеп, ырлажып турарынарны дыннааш, келдим. Силернин байырлалынарга силер-биле ойнап-хоглеп, ырлап-самнаар дээш келдим. Силер-биле быжыг найыралдажып алырым ол-дур.
(уруглар кус дугайында шулуун чугаалаар)
Стихи «Осень»
Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки,
Бусы красные – в рябине,
Фартук розовый – осине,
Зонтик желтый- тополям,
Фрукты осень дарит нам.
- Кус биске аалдап келгени кончуг эки-дир, уруглар. Ам Кус-биле кады ойнап-хоглеп, байырлалывысты уламчылаар-дыр бис.
Кус: Уруглар силер мени алгап-мактап чараш ыры, шулукту, танцы-самны куусеттинер. Ам силер Кус дугайында солун тывызыктарнын харыызын тып шыдаар силер бе, корээлинерем.
1 Узун чажым даштын,
улуг бодум черде (Морковь)
2 Эжии , соңгазы-даа чок –
бажың долу кижи (Огурец)
3 Каъттангызын карттаарга,
Карак чажы төгүлдүрер (Согуна)
4 Чес кочал иштинде саазын,
саазын иштинде саржаг.
(Пөш тооруунуң сайы)
5 Чиңгир кызыл торгу өңнүг
чигир-чимис амданныг (Честек-кат)
6 Каъттангызы, толангызы
казы-чаг бүдүштүг (Капуста)
7 Бүүрекке дөмей –
бүдүү-бүдүү карактарлыг (Картофель)
8 Бурунгаардан үнген
мугур сандан ыяштың
будук бүрүзүнде уя,
уя бүрүзүнде чуурга
(Сыпта тараа)
9.Сарыг-кызыл чемниг,
салбаң-ногаан чаштыг (Морковь)
10Летом зеленеет,
осенью краснеет (Помидор)
11Шулу ногаан боттуг,
чушкуузунда сыптыг,
кызыл ханы иштинде,
кылын карты даштында (Арбуз)
12 Кыштың соогун тоовас
кызыл-сарыг өңнүг,
шынаа хемин каастаан,
шыргай-шыргай өзер (Чыжыргана)
13 Пусты поля,
мокнет земля,
дождь поливает.
Когда это бывает? (Осень)
14.ришла без красок и без кисти,
А перекрасила все листья (Осень)
15.Сидит дед,
Во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
То слёзы проливает (Лук)
16.идит – зеленеет,
Падает – желтеет,
Лежит – чернеет (Листья)
17.руглая, да не мяч,
Жёлтая, да не масло,
Сладкая, да не сахар,
С хвостиком, да не мышь (Репа)
18.Этом–в зелёном платьице,
Осенью – в цветном сарафане,
Зимой – в белой шубе (Лес)
Башкарыкчы: Дыка –ла угаанныг уруглар-дыр силер , ам бистер оюндан ойнаптаалынарам уруглар.
Оюн «Кым хой буру чыырыл»
(черде чажып каан бурулернион аайы-биле чыыры.)
Башкарыкчы: Алдын сарыг кустун онаалга тывызыктарын кичээнгейлиг дыннап оргаш, харыыларын тыптывыс, уруглар. Эр-хейлер! Шыдаар угааныгбайлар-дыр силер
Дождик, дождик целый день
Барабанит стекла
Вся землю, вся земля
От дождя промокла.
Кус: Чаашкын чаап тур
Ток-ток-ток!
Чаражын аар,
Ток-ток-ток!
- Уруглар, чаашкыныгда оюндан ойнаптаалынар.
Оюн «Хун-биле чаашкын»
Башкарыкчы: Чаашкын соонда арыгга алаакка кандыг, чуу деп чем унуп кээрил? Кым билирил, харыылаптынарам, уруглар!
(Шалада саазында чуруп каан моогулер.тарадыр уругларнын мурнунга салып каан.)
Уруглар: Моогулер.(чиир, чивес моогулерни ылгаар)
Башкарыкчы: Шын-дыр, моогулер!
Башкарыкчы: Урожай в лесу поспел
Все берут корзинки,
Что же будут собирать
На лесных тропинках!
Что же будут собирать ,
Вам придется угадать.
Башкарыкчы:В руки возьмем по корзинке
В лес за грибами пойдем.
Пахнут пеньки и тропинки
Вкусным осенним грибком.
Моогулерни уруглар корзиналарынче чыып алгаш, ырыны кууседир.
Ыры «Разноцветная осень»
Кус: Куску аргадан дыка-ла бышкан амданныг моогулер чыып алдынар, уруглар Кежээпейлер! Хуулгаазын кусту алгап мактап, хоглеп-ойнап байырлаанывыс дээш, силерге корзинада дужут белээн эккелди..Четтирдивис илередиилинер, уруглар.
Уруглар: Четтирдивис!
Кус: Славно мы повеселились,
Очень крепко подружились.
Поплясали, поиграли
Все вокруг друзьями стали!
Мне пора уже прощаться,
В путь обратный собираться!
До свиданья! Байырлыг!
Эки кадык, озуп доругунар!
Уруглар: Четтирдививс! Байырлыг!
- Уруглар, алдын сарыг Кус уткуур байырлалывыс моон-биле доозулду.
Сценарий осеннего праздника
«Разноцветная Осень»
для детей старшей группы
Под «Осеннюю песенку» муз. Азаматовой дети заходят в зал,
выстраиваются в центре.
Ведущая: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, дорогие гости! Мы очень рады, что вы пришли к нам на праздник Осени. И надеемся, что вам будет интересно провести это лето с нами. Наш праздник мы назвали «Разноцветная Осень», ведь Осень такая разная.
Ведущий: Осень в гости позовем,
Дружно песенку споем!
Песня «_____________________________________________________»
После песни слышится шум дождя (фонограмма),
Дети с визгом разбегаются, садятся на стулья. Остаются четверо детей – они читают стихотворение.
Реб.: Снова с самого утра
Ветер гонит со двора.
Дождь осенний слезы льет,
Погулять нам не дает.
2 реб.: Очень холодно и сыро.
Как же летом классно было!
Мы купались, загорали,
Во дворе весь день играли.
3 реб.: А теперь… настала осень,
И тоскливо стало очень.
Грязно, сыро… под дождем
На прогулку не пойдем.
4 реб.: Не нужна нам эта Осень –
Мы ее уйти попросим!
Скажем дружно…
Все: Уходи! Надоели нам дожди!
Дети под музыку убегают на свои места.
На экране появляется Осень – она обращается к детям.
Осень: Осень у дверей стояла
И тихонечко вздыхала.
А потом она ушла
И все краски забрала.
Красный, желтый, синий цвет –
Их теперь в природе нет.
Звучит грустная музыка,
цветная заставка на экране сменяется черно – белой.
Выходят трое детей, озираются по сторонам.
В руках у них серые бесцветные листья.
1 реб.: Что же мы наделали?
Листья золотые
Стали вдруг бесцветными,
Овощи – гнилыми.
2 реб.: Все вокруг унылое,
Красок нет на свете.
Осень мы прогнали
Пожалев о лете.
3 реб.: Сами все исправим – ведь взрослеть пора!
Осень нам вернуть поможет
«Разноцветная игра»!
Танец: «__________________________________________________________»
Девочки танцуют танец с разноцветными листьями.
После танца выходит ребенок с желтыми листями.
Ребенок: Вот возьму я желтое осенними листьями,
И раскрасит ярким золотом оно
Солнышко осеннее, маленьких цыплят,
И листья золотые на землю полетят.
«Танец с осенними веточками»
дети танцуют под песню «Разноцветная осень» муз.и сл. Т. Морозова
Танцуют девочки группы с осенними веточками.
На экране появляется заставка с осенними листьями.
Ведущая: Посмотрите, ребята, а наши стеклышки и правда волшебные – они раскрасили осенние листья, а вот у нас листик зеленого цвета. Интересно, что же раскрасит оно?
(выходит ребенок с зелеными листьями)
Ребенок: А теперь добавим мы зеленый цвет –
Без него и осенью настроенья нет.
Выскочил мальчишка – зеленый огурец:
Посмотрите на меня, какой я молодец!
Выросла капуста, прибежал горох,
И устроили нам здесь такой переполох!
На экране появляется заставка овощей.
Под шутливую музыку выходят дети в костюмах овощей
и усаживаются на свои места.
Разыгрывается сценка «Собрание»
Капуста: (открывая собрание)
Тише, тише, овощи! Минуточку вниманья!
Открываю наше огородное собранье.
На повестке дня у нас стоит один вопрос (читает):
«Осудить решение детского совета
Выгнать Осень и заменить на Лето».
Кто желает выступить?
Огурец: Можно я скажу?
Ситуацию без Осени ужасной нахожу:
Без нее упали все наши показатели.
Овощи созрели, а тут эти приятели:
«Не нужна нам Осень! Лето нам верните!»
Обращаясь к детям: А переехать в Африку жить вы не хотите?
Лук: Может, где – то лето
Длится целый год,
А у нас все по порядку:
У каждого времени свой черед.
Картошка: Что же вы наделали?
Не стыдно? Ай – ай – ай!
Когда же собираетесь
Убрать наш урожай?
Капуста: Мы вам заявляем: без Осени ужасно!
Вы ее обидели ну совсем напрасно.
Обещайте все исправить – никак нельзя иначе.
Берем вас на поруки. Желаем вам удачи!
Горох: Все ж, друзья, не унывайте,
Вместе с нами поиграйте!
Игра –эстафета «Собери горошины»
Дети выстраиваются в две колонны. Перед каждой колонной кладется обруч, в который высыпаются зеленые шарики. В конце каждой команды ставится ведерко. Задача игроков – переложить все горошины из обруча в ведро, передавая их из рук в руки по цепочке.
Ведущая: Ребята, а ведь овощи правы, мы обидели Осень. Что же делать?
Звучит веселая музыка, выходят дети с синими «стеклышками».
1 реб.: Обещаем все исправить
И прощенья просим,
Что обидели мы зря
Золотую Осень.
2 реб.: А пока посмотрим вместе
В это синее стекло –
Пусть раскрасит наше небо
В ярко – синий цвет оно!
3 реб.: Тучки набежали?
Не стоит унывать!
Можно и под дождиком
Весело играть!
4 реб.: И сейчас с друзьями вместе
Мы исполним для вас песню!
На экране появляется заставка осеннего дождя.
Песня «_______________________________________________________»
После песни дети садятся на стулья.
Ведущая: Ну, хорошо, хорошо! Только пусть наш дождик будет не слишком сильный, а то мы здесь все утонем!
Выходят
Танец «__________________________________________________________ »
На экране появляется заставка красных овощей и фруктов.
Под музыку марша выходят Помидор, Свекла, Морковь, Яблоко.
Идут по кругу и выстраиваются перед зрителями.
Помидор: Здравствуйте, мои друзья!
Баклажан, а вот и я!
Свекла: Как мы рады! Красный цвет –
Вам от Осени привет!
Морковь: Всех детей она простила
И скорее попросила!
Яблоко: В дружный хоровод вставать,
Чтобы урожай собрать!
Песня «Урожайная»муз. Филиппенко, сл. Волгиной
Дети инсценируют песню
Ведущая: А сейчас желанная
Осень долгожданная!
Дружно мы ее встречаем,
И на праздник приглашаем!
Под музыку в зал входит Осень, приветствует детей и гостей.
Осень: Здравствуйте, мои друзья!
К вам пришла на праздник я!
Всё кругом я нарядила,
Тёмный лес озолотила!
Стало в нём светло, как днём,
Листья там горят огнем!
Ведущая. Проходи, проходи, Осень! Будь нашей гостьей, мы очень рады твоему приходу! Вот послушай, какие стихотворения приготовили для тебя ребята!
Реб.: Здравствуй, золотая Осень,
У тебя прощенья просим!
Ты прости всех нас скорее,
Будет праздник веселее!
Осень: Что же, в круг скорей вставайте, хоровод наш начинайте!
Хоровод «Что нам осень принесет?» муз. Левиной, сл. Акима
Осень. Хорошо вы песню спели.
Сразу видно, повзрослели!
Предлагаю не стоять,
А с листьями разноцветными поиграть.
Осень рассыпает листья по залу в большом количестве.
Игра «Раз, два, три – этот лист бери»
Дети под музыку двигаются по залу (кружатся, машут руками).
На сигнал «Раз, два, три – жёлтый лист бери!» - поднимают с пола лист жёлтого цвета. Звучит музыка, игра повторяется.
Команды подаются разные: «Раз, два, три – кленовый лист бери»,
«Раз, два, три – два листа бери», «Раз, два, три – ничего не бери».
После игры все садятся на стулья.
Игра – аттракцион «Кто быстрее соберет шишки и желуди»
Ведущая: Мы ждали тебя и, конечно, скучали,
Тебя, долгожданную, мы рисовали.
Вот твой портрет, вот осенний пейзаж.
Тебя приглашаем на наш вернисаж!
Ребята подходят к своим рисункам.
1 реб.: Я нарисовала Осень –
Золотую, яркую.
Вот березки, ежик в листьях,
И грибок с подарками.
2 реб.: Осень теплой получилась –
Помогала мне гуашь.
И зимой меня согреет
Этот золотой пейзаж.
3 реб.: А я, посмотрите, писал натюрморт!
Вот ваза с водой…Где – то был еще торт…
А! Торт на другом натюрморте остался.
Здесь - ветки рябины! Как я испугался…
4 реб.: Осень, я дарю тебе портрет -
У тебя такого нет!
В шляпке листья и цветы.
Узнаешь? Ведь это ты!
Осень проходит и рассматривает рисунки детей, хвалит и благодарит их.
Осень: Вы и пели и плясали.
Все заданья выполняли.
А теперь пришла пора
Угостить вас, мои друзья.
Осень раздает детям угощение, дети покидают зал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЦЕНАРИЙ ВЫПУСКНОГО ПРАЗДНИКА В ДЕТСКОМ САДУ. Мы предлагаем вашему вниманию интересный и веселый сценарий выпускного праздника для ДОУ. «Фильм! Фильм! Фильм!»
Сценарии выпускного праздника. Интересный, увлекательный, с любимыми героями сказок....
« Чудо от доброго сердца» сценарий музыкального кукольно-драматического спектакля по мотиву сказки Ганса Христиана Андерсена «Дюймовочка» ,автор сценария — Савиных Ольга Сергеевна.
Уважаемые коллеги и родители! Представляю Вашему вниманию сценарий, по которому был поставлен спектакль с детьми старших групп. Драматургическая эклектика дала возможность раскрыть свои таланты каждом...
Сценарий музыкальной сказки-импровизации для детей 5-го года жизни "Курочка Ряба", сценарий новогоднего утренника для малышей "В гостях у Умки"
Разработка сценария музыкальной сказки -импровизации"Курочка Ряба" может быть использована к весеннему праздничному развлечению 8 марта. В сценарии использован музыкальный материал по программе ...
Сценарий организованной деятельности детей II младшей группы. Мир природы. Тема: «Помощники» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Физическая культура» Сценарий организованной деятельности дете
Программные задачи. Научить детей классифицировать овощи и фрукты и дать понятие, где они растут.Закрепить понятие: широкий, узкий.Развивать речь детей, мышление, внимание и память. Активи...
Сценарий выпускного бала для подготовительной группы. Сценарий утренника для подготовительной группы приуроченного к Международному женскому дню: музыкальная сказка "Аленький цветочек"
Выпускной бал "Фильм-фильс-фильм". Музыкальная сказка "Аленький цветочек"....
Сценарий физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Если очень захочу — в космос скоро полечу!» Аксинья Попова Сценарий физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Если очень захочу — в космос скоро полечу!» Сценар
Сценарий физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Если очень захочу — в космос скоро полечу!»Аксинья Попова Сценарий физкультурного досуга для детей с...
- Мне нравится (1)