Развлечение "Легенды Северных народов"
материал (старшая группа)
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Легенды Северных народов" | 28.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Развлечение «Легенды Северных народов»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Семиренко Светлана Августиновна,
воспитатель МБДОУ «ДС «Берёзка»
ЯНАО, г. Новый Уренгой
Цель: Воспитание уважения к самобытной культуре коренных
народов севера
Задачи:
- Расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов ЯНАО через национальные игры, песни, танцы.
- Приобщать к богатому литературному наследию поэтов ЯМАЛа, к устному народному творчеству народов Севера.
- Обогащать словарный запас детей национальными названиями края, предметов быта, одежды, ремесел.
- Формировать у детей любовь и уважение к родителям.
- привлекать родителей к активному участию в спортивной жизни детского сада, приобщать семью к здоровому образу жизни;
Предварительная работа:
• Слушание ненецкой музыки, песен.
• Разучивание национальных игр
• Разучивание стихов о Севере, ЯМАЛе.
Атрибуты:
1. Нарты (санки)
2. Маска Солнца
3. Ленты
4. Бубен
5.Шапочки оленя
6. Чум
7. Ненецкий костюм
8. Канаты
9. Обереги «Солнце» (по количеству участников)
ВЕДУЩАЯ: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые родители! Среди просторов нашей страны есть край, где мы с вами живем, где наш город Новый Уренгой - наш дом родной. А называется он - Ямало-Ненецкий Автономный Округ, и находится на полуострове Ямал.
На Ямале проживают люди разных национальностей. Но название округ получил благодаря коренному народу... Какому? (Ненцы)
ДЕТИ читают стихотворение:
Мы на Севере живем, в гости вас к себе зовём,
И грибы, и ягоды собирать мы в лес пойдём.
Люди все говорят,
Что наш край красив, богат.
Здесь живут оленеводы, удалые рыбаки
Их зовут народы Севера -
Необычные они.
Могут ездить на упряжке
И оленей разводить.
Ловят рыбу они разную
Долго могут в лесу жить!
ВЕДУЩАЯ: Правильно ребята! Ненцы - занимаются рыболовством, оленеводством, охотятся, собирают ягоды, грибы. Ненцы – мудрый народ. Мудрости они учатся у природы. Они никогда не берут у нее лишнего: ловят столько рыбы - сколько смогут съесть, собирают столько ягоды - сколько смогут унести, не губят даже и травинку попросту.
ВЕДУЩАЯ: Как у всех народов, есть у ненцев свои сказки и легенды. Предлагаю отправиться с путешествие по Легендам народов Севера. Но сначала вы должны показать какие вы смелые и ловкие.
Игра «Прыжки через нарты»
Родители и дети прыгают друг за другом через нарты (санки).
ВЕДУЩАЯ:
А в дорогу мы отправимся на оленьих упряжках. Надо в стаде поймать самых сильных оленей.
Игра «Ловля оленей»
Запрягаем оленьи упряжки и в путь.
Игра: «Оленьи упряжки»
Родители и несколько детей одевают шапочки оленя, а остальные дети садятся в нарты. Едут один круг, до чума.
У чума всех встречает Я’ Мал Вэсако (Хозяин земли Ямала).
Я’ Мал Вэсако :
Здравствуйте ребята!
Я – Хозяин земли Ямала (Я’ Мал Вэсако )
Охраняю землю - край Земли,
От рассвета до зари.
И хочу узнать
Сможете ли вы мои загадки отгадать?
Загадки:
- Положишь в воду – не тонет, в огонь положишь – не горит (лед)
- Сто человек в одежде, другие сто раздетые (деревья зимой)
- Великан полгода спит (медведь)
- Посреди болота женщина в красном платке сидит (морошка)
- Лежит у порога меховое кольцо - чужого в чум не пустит (собака)
- Травы копытами касаясь, ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко, рога раскинув широко (лось)
- Зимой, как ягель, серая, летом, как лист осины, коричневая (белка)
- Двое рядом соревнуются, никто не может победить (лыжи)
- Под водой сто глаз (сети)
- Водяные мастера строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины – называется плотина (бобер)
- Летом - серая, зимой - белая (куропатка)
- Ходит, а следов не видно (рыба)
ХОЗЯИН ЗЕМЛИ:
Молодцы, отгадали все загадки. А еще много легенд я знаю. Сейчас я вам поведаю одну из них…
Давным-давно жила красивая девушка Анне. Она была добрая, честная и внимательная. Любили её все в округе. Проезжал, как-то по небу великий и грозный бог Нум. Увидал он её и забрал с собой. Три года плакала красавица Анне, а с неба на землю капали её слезы и наполняли водой реки и озера. Вот так по легенде образовались на Северной земле все водоемы.
Много водится в тех реках рыбы разной.
ВЕДУЩАЯ: Ребята, а какие вы знаете реки и озера нашего края? (Обская губа, Пур, Седэ-Яха, Тамчара-Яха ...– родители помогают)
В наших реках и озерах водится много рыбы. Я приглашаю вас поиграть.
2. Игра «Рыбаки и рыбки».
Дети и родители становятся в 2 круга. В центр встает родитель – рыбак, все остальные рыбки. Рыбак называет рыбу, которую будет ловить и раскидывает невод (крутит веревку). Участники перепрыгивают ее. Кто наступил на невод, считается пойманным и выходит из игры. Игра повторяется 3-4 раза.
ХОЗЯИН ЗЕМЛИ: А вот легенда другого северного народа -ханты:
Эта история произошла давным-давно. Жил был один очень жадный человек, звали его Пим. Был он очень жадный. Рыбы в сетях – ему мало, грибов и ягод – мало, чум ему хотелось самый большой. Как-то раз, пошел Пим на охоту, и поймал небывалой красоты лисицу, а она ему человеческим голосом и говорит: «Отпусти меня, добрый человек, я тебя, чем хочешь, одарю!» Обрадовался жадный Пим и пожелал чтобы рыба в озерах и все что растет в лесу, принадлежа лишь ему, а на охоте, чтоб только ему зверь попадался. И чтобы вся Тайга лишь ему одному принадлежала. И как только он это сказал, обернулась Лисица в Хозяйку Леса - Унт, что означает Тайга. И сказала ему: « Не бывать этому никогда! Ведь Тайга принадлежит всем, и маленькому паучку, и птице и зверю. А человек здесь только гость», но желание исполнила. Унт превратила жадного Пима в медведя. С тех пор ходит Медведь, как человек на двух ногах и как зверь на четырех лапах.
ВЕДУЩАЯ:
Вот так, ребята. Нельзя быть жадным. Во всем надо знать меру. А сейчас мы с вами поиграем в игру.
3. Игра «Капканы»
Родители – «капканы», дети – «лисички». Родители образуют парами «капканы» и встают по кругу, подняв руки вверх. Пока играет музыка (бубен,) дети пробегают под «капканами», как только музыка завершается, родители закрывают «капканы» и ловят «лисичек».
ХОЗЯИН ЗЕМЛИ: Послушайте еще одну легенду:
Однажды пожаловался Бог нижнего мира Нга богу верхнего мира Нуму на то, что в темноте пол землёй он в поисках выхода все время натыкается на острые углы семи слоёв вечной мерзлоты. Нум решил помочь Нга, и уступил ему солнце и луну. Стало светло в подземном мире, но на земле наступила тьма. Люди, животные, птицы могли пользоваться только тусклым светом небесных звезд, натыкаясь в темноте на деревья, проваливаясь в ямы. Тогда люди стали просить бога Нума вернуть солнце. Трудно это было, но бог Нум хитростью сумел вернуть солнце из подземелья, и настал день. С той поры продолжается борьба между Нумом и Нга за обладание светом.
ВЕДУЩАЯ:
Ребята, давайте поиграем с Хейро (Солнцем), чтобы стало веселее.
2. Игра «Хейро».
Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперед-назад и на каждый шаг говорят хейро. «Солнце» - родитель сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны).
Правила игры. Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три - в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.
ХОЗЯЙКА ТАЙГИ:
Вот и подошли к концу мои Легенды Народов Севера. А вам, я хочу пожелать, чтобы вы сегодня забрали с собой частичку мудрости и доброты, от моих рассказов. И по старинному обычаю хочу подарить вам подарки - оберег «Солнце», пусть
До свиданья!
Хозяин Земли вручает присутствующим подарки - обереги.
ВЕДУЩАЯ:
Можно сколько хочешь восхищаться,
Знаю, каждый славит край родной,
Но не перестану восторгаться,
Воспевать любимый Север свой!
Вот и закончилось, наше путешествие, ребята. Желаем всем добра, тепла и любви близких. Спасибо, что были сегодня с нами. До следующих встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей к традиционной культуре северных народов Амурской области
Каждый народ имеет свои корни. Это язык, культура, история, традиции, обычаи. Может ли человек, не зная родного языка, не уважая культуру и традиции своего народа, считаться его представителем? Будет ...
Конспект совместной деятельности "Значение оленя для северных народов"
Данный материал будет полезен для воспитателй ДОУ, родителей, студентов. Конспект содержит познавательную беседу, словесные и дидактические игры....
Информационно - творческий проект «Традиции и обычаи северных народов ханты и манси»
Цель проекта: Приобщение детей к уникальной культуре народов ханты и манси, населяющих территорию ХМАО, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям. ...
Круглый стол "Сказки северных народов"
Знакомство родилей с хантыйскими сказками...
Подвижные игры северных народов
Подборка подвижных игр народов Севера в помощь воспитателям и инструкторам...
Презентация "Этические ценности северных народов"
Презентация для ознакомления воспитателей с народными традициями в воспитании детей северных народов России....
План конспект развлечения "Северный народ - Юкагиры"
Продолжить знакомства с культурой, фольклором, бытом народов крайнего севера - Юкагиры...