Сохранение традиционных нравственных ценностей и индивидуальных свобод человека – основа развития культуры в РФ.
электронный образовательный ресурс

Козлова Любовь Анатольевна

Составленный план, ход мероприятия  на тему: "Массленница"- по  развитию культуры и народным традициям! 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мероприятие в детском саду.126.3 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

В современные дни утрачивается связь с историей исконно русских праздников. Поэтому содержание материала к данному мероприятию построено таким образом, чтобы вызвать интерес к истории, культуре и традициям русского народа.

В нашей школе Масленицу мы проводим традиционно на протяжении многих лет. Сценарий празднования Масленицы составлен для проведения праздника в начальной школе и является социальным, т.к. имеет общественную значимость в связи с тем, что осуществляется выход на широкие массы населения, не имеет возрастных ограничений, не требует больших финансовых затрат.

Основной идеей данной разработки является создание условий для достижения успехов каждым учеником, вне зависимости от его успешности в учебной деятельности.

Разработка предполагает, что в процессе подготовки и проведении праздника у учащихся формируется дар слова, культура речевого поведения, через которую проявляется общая культура человека, преодолевается закомплексованность, воспитывается толерантность, уважение к традициям народа.

Детский возраст диктует потребность в проигрывании, «проживании» социальных ролей. Дети в процессе подготовки оказываются в различных жизненных ситуациях, действуют от лица разных персонажей и в результате этого получают неоценимый жизненный опыт, тренируют и развивают способности к общению.

Такая деятельность всегда носит коллективный характер. В процессе подготовки у детей воспитывается чувство коллективизма, способность к продуктивному творческому общению.

Материал разработки будет полезен педагогам дополнительного образования и педагогам-организаторам для проведения воспитательного мероприятия «Масленица» для детей  дошкольного возраста 6-7 лет

сассленка.jpg

Праздник состоит из 2-х этапов:

1 этап. Сбор информации детьми о традициях празднования «Масленицы» на Руси и её атрибутах. Изготовление чучела «Масленицы» творческими группами , разучивание песен, танцев, стихов, частушек. Подготовка костюмов: сарафаны и косоворотки. Выбор для проведения праздника ведущих (2 скомороха).

2 этап. Проведение праздника, подведение итогов.

Праздник проводится в зале. Для его проведения необходимо участие одного-двух взрослых ведущих и подготовленных детей – «скоморохов». Участники  праздника приходят в костюмах, соответствующих празднику, с изготовленными на 1-ом этапе чучелом Масленицы, и хорошим настроением.

Желательно в качестве поощрения угостить детей блинами. Для проведения конкурсов надо заранее подготовить атрибуты. Данное мероприятие не предполагает сжигание Масленицы.

Предварительная подготовка:

  • Разучивание песен, частушек, народных танцев, игр, масляничных  закличек;
  • Изготовление костюмов (для девочек - сарафаны, для мальчиков - косоворотки);
  • Подготовка реквизита:

чучело масленицы,

шест с длинными лентами длиной 6 метров для танца «Карусель»,

для игры «Испечём блины»: 2 мешочка с мукой, 2 ложки с яйцом, 2 бутылки с водой, 2 банки с сахаром, 2 сковороды, 2 блина,

для сценки «К теще на блины»: скалка, подушка,

яркая атласная лента,

распечатанные картинки блинов с рецептами.

  • К празднику пекутся блины.

Оборудование: баян,  экран, компьютер, мультимедийная установка.


Оформление зала: зал празднично украшен в народном стиле, оформлен предметами народного быта.


Музыкальное оформление: 

Песня «Масленица» музыка, слова Ю. Филиппова.

Песня «Прощай, прощай Масленица» слова и музыка: народные.

Русская народная песня «Блины», в обработке Абрамского.






Цель мероприятия: познакомить детей с традициями русского народа, через праздник «Масленица».

Задачи:

  • Воспитание духовно-нравственных качеств личности ребёнка, патриотизма, основанного на уважении к укладу жизни, обычаям наших предков, воспитание чувства общности со своими истоками;
  • Активизация культурного досуга детей, коммуникативных качеств личности.
  • Развитие творческих способностей детей

Ожидаемые результаты:

  • Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
  • Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику




Ход мероприятия

Скоморохи.

Внимание! Внимание!

Веселое гулянье!

Здравствуйте, ребята дорогие,

Маленькие и большие!

Народ собирается,

Праздник начинается!

Ты постой, мой друг – проказник,

А какой сегодня праздник?

Дети все: Масленица!!!

Верно, Масленица!

Не английский, не французский,

Масленица – праздник русский!

Будем петь мы и плясать,

В игры русские играть!

Собирайся, народ! В гости Масленица ждет.

Ждут вас игры, забавы и шутки –

Скучать не дадут ни минутки!

Масленицу широкую открываем -

Веселье начинаем!

Под музыку__________  дети выходят хороводом на площадку.

Ведущий: Масленица – семейный праздник и мы собрались всей нашей большой, дружной семьей, чтобы отметить этот праздник, как это делали в старину. Уважаемые родители, мы вас тоже приглашаем на наш праздник.

     Хорошо мы праздник начали! Чтоб весна скорее пришла да зиму со двора прогнала, давайте весну позовем, давайте ей слово доброе скажем!

Дети поочередно говорят заклички.

1 –й ребенок. Душа ль ты моя, Масленица,

Приезжай к нам на широкий двор

На горках покататься,

В блинах поваляться!

2 – й ребенок. Наша Масленица дорогая,

Ненадолго к нам пришла.

Думали, на семь недель,

Оказалось – на семь дней!

Скоморох. Молодцы! Все о Масленице знаете!

А в какие русские игры вы играете?

3 – й ребенок. Много разных игр есть,

Все их трудно перечесть.

Нам играть, друзья, не лень,

Мы б играли целый день!

Скоморох. Так давайте в «Горелки» играть!

Веселой игрою весну зазывать!

Проводится игра «Горелки».

Дети стоят в кругу. В центре круга – водящий. Все идут по кругу со словами.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо –

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Раз, два, три, беги!

Три хлопка – и дети разбегаются, а водящий старается их поймать.

1-Скоморох: Вот и стало светлее

Вот и стало теплее

Скоро птицы прилетят

И комары запищат.

Пора уходить Зиме холодной.

2 Скоморох:  А где же наша Масленица?

(Обращаясь к детям) – Ребята, вы ее видели?

(Ответная реакция детей)

А давайте вместе ее позовем:

«Приезжай к нам, Масленица,

В гости на широкий двор!»

Скоморохи (хором): Ура! К нам масленица пожаловала!

        Вот образ зимушки-зимы – это и есть Масленица! Зимушка-проказница, людей и животных пугала своими морозами, метелями! (погрозить Масленице пальцем) Но люди зимы не бояться, они шьют себе тёплую одежду! Животные научились запасать впрок еду и сидеть всю зиму в своих норках, так что напрасно зима старается, нас ей не напугать! Чтобы зиму нам прогнать, а весну призвать, давайте играть и  танцевать!

1 скоморох:  Будем Масленицу величать,

Да блинами угощать.

Будем Масленицу хвалить,

Да на саночках возить!

Эстафета на санках (скоморохи или родители возят детей на саночках).

Скоморох. Ко мне подходи

Да друзей приводи!

Не проходи мимо нас –

Быстрая карусель

Закружиться сейчас!

Скоморох Гаврила

Катает всех на диво!

Кому делать нечего,

Катайтесь хоть до вечера!

Игра «Карусели»

Звучит русская народная мелодия в записи. Дети становятся в круг, в центре – взрослый с зонтом в руках.

        К зонту прикреплены длинные атласные ленты. Дети берутся за концы лент, начинают медленно двигаться по кругу со словами:

Еле, еле, еле, еле

Закрутились карусели…

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, погодите,

Карусель остановите!

             Далее дети играют под музыку «Масленица».

Молодцы ребята, у нас получилось настоящее русское веселье. А какую ещё русскую игру вы знаете?

- «Золотые ворота».- Правильно. Это исконно русская, очень старая русская игра, которая в числе немногих сохранилась и осталась актуальной и в наше время. Играть в неё любят и взрослые и дети. Приглашайте ваших родителей, будем играть.

 

Правила игры «Золотые ворота»

    Если играющих меньше 20 человек, то выбираются двое игроков, которые встают друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота».

    Если собралось очень много игроков, то выбираются 4 человека, которые встают в круг, берутся за руки и поднимают руки вверх, образуя «двойные ворота» с входом и выходом.

      Остальные игроки встают цепочкой (берутся за руки или кладут руки на плечи друг к другу) и проходят под воротами.

Игроки-ворота напевают:

Золотые ворота

 Проходите господа

 Первой мать пройдет

 Всех детей проведет

 Первый раз прощается

 Второй раз запрещается

 А на третий раз

 Не пропустим вас

На последних словах ворота резко опускают руки и ловят тех, кто оказался под ними. Пойманные образуют новые «ворота».Игра заканчивается, когда всех игроков поймают.

Ведущая:  Масленица к нам пришла, весну и радость принесла! Встретим гостью мы блинком, и румяным пирогом! Ребята, а как вы думаете, почему Масленицу, первый весенний праздник, встречают круглым блинком? (варианты ответов) Молодцы! Догадались! Блин – он как солнышко! Тёплый, круглый, жёлтый! Чтобы земля скорее прогрелась, ожила после зимней спячки, мы ей помогаем, много маленьких солнышек печём! А на угощение всех друзей к себе зовём! Ребята, кто из вас хочет попробовать испечь блины для друга? (вызываются два ребёнка из тех, кто тянет руки) А печь мы их будем в такой игре! Вот тесто (даёт каждому ребёнку двусторонний жёлтый лист с контуром круга-блина), а вот – инструмент для выпекания (даёт каждому ребёнку ножницы). Вам нужно будет вырезать блин как можно быстрей и аккуратней! (Как только блин будет вырезан, нужно положить его на тарелочку и угостить своего друга со словами: «Угощайтесь, гости дорогие!», а друг должен ответить: «Спасибо! Здоровья - хозяину (хозяйке)!» и сделать русский поясной поклон от плеча). Игра проводится 2-3 раза, остальные дети могут наблюдать за ходом игры и «болеть» за своих друзей.

Игра «Испеки блин» (проводится 2 -3 раза). Реквизиты: 2 пары ножниц, двусторонние жёлтые листы с контуром круга по числу играющих детей. Музыкальное оформление.

      Ребята, ваши мамы и бабушки всю неделю будут печь блины и угощать вас и своих гостей .А сегодня они и наши повара  приготовили угощения для всех нас.

  Помощники воспитателей и родители выносят угощения (чай, блины, варенье и т.п.).

Звучит песня «Блины»

Хорошо мы поиграли, но теперь, ребята пришло время Масленицу провожать.

В последний день масленичной недели делали соломенное чучело, украшали его, а потом сжигали, чтобы оно унесло все болезни и несчастья.

Вставайте вокруг Масленицы (Масленица выносится на середину).Давайте скажем ей слова, которыми принято на Руси провожать Масленицу:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

В небе птички летят, колокольчики звенят.

Солнышко, посвети, ясное, посвети!

-   Прощай, прощай! Прощай, Масленица! Прощай, прощай! Прощай, Масленица!

1 –й ребенок

. Душа ль ты моя, Масленица,

Приезжай к нам на широкий двор

На горках покататься,

В блинах поваляться!

2 – й ребенок.

 Наша Масленица дорогая,

Ненадолго к нам пришла.

Думали, на семь недель,

Оказалось – на семь дней!

Если погода не позволяет жечь чучело Масленицы на улице, то можно предложить детям не сжигать такое красивое чучело, пожалеть его и ,например, просто дружно обсыпать его блёстками.













По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно- нравственного воспитания, через построение целостного педагогического процесса»

Цель: Систематизировать знания педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по вопросам  духовно- нравственного воспитания,  средствами народной культу...

Привитие нравственных ценностей через приобщение дошкольников к отечественной культуре

quot;Задача современноного образования научить человека, с одной стороны, быть достаточно открытым к восприятию того, чтот несет ему окружающий мир, а с другой стороны - быть способным сохранить свою...

Консультация для коллег на тему: «Сохранение и развитие традиционных духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста»

Консультация для коллег на тему: «Сохранение и развитие традиционных духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста»...

Отчет о работе с родителями по построению партнерских отношений по вопросам: «Формирование традиционных семейных ценностей, развитие нравственной культуры, гражданственности у дошкольников. Работа с родителями»

laquo;Семья – поистине высокое творенье.Она заслон надёжный и причал.Она даёт призванье и рожденье.Она для нас основа всех начал».Е. А. МухачёваПонятие о семье у человека формируется...

Справка ( выступление на педагогическом совете) "Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно-нравственного воспитания через построения целостного педагогического процесса"

Справка ( выступление на педагогическом совете) "Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно-нравственного воспитания через постр...