Кудёсы - именины Домового. Сценарий развлечения
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Кудёсы -познавательно-развлекательная программа для детей 5-7 лет направленная на формирование интереса к познанию истории и культуры наших предков. Программа посвящена знакомству детей с обычаями и традициями русского народа – народным календарным праздником Кудёсы (именины Домового), пословицами, поговорками, приметами, связанными с этим днем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kudesy_-_imeniny_domovogo.docx | 35.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 22 «Журавлик» г.Сафоново Смоленской области
Кудёсы – именины домового
Автор: Бакутова А.В., воспитатель высшей квалификационной категории
Форма организации: познавательно-развлекательная программа
для детей 5-7 лет
Интеграция ОО: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие
Цель: формирование интереса к познанию истории и культуры наших предков
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа – народным календарным праздником Кудёсы (именины Домового), пословицами, поговорками, приметами, связанными с этим днем.
- Формировать стремление активно участвовать в развлечениях, общаться, быть доброжелательными и отзывчивыми.
- Развивать эмоциональную отзывчивость к историческому наследию России, внимание, память, чувство ритма.
- Воспитывать любовь к русской культуре.
Словарь: домовой, кудёсы, кудёсничать, прибаутник, запечник, домовушка, оберег, одаривать, тезка.
Грамматический строй речи: упражнять в подборе антонимов
Предварительная работа: чтение Т.Александровой «Домовенок Кузя», рисование «Портрет Домового», просмотр мультфильма «Сказка для Наташи», беседы о кошках
Средства обучения: среда – зал, оформленный под русскую избу, выставка рисунков «Друзья домовенка Кузи»; сказочные герои – Хозяюшка, домовенок Кузя, баба Яга; Мультмедиа (презентация «Кудёсы»); 2 обруча, 2 стула с привязанной к ним веревкой; 2 больших платка; чугунок, кошка, корзинка с вареньем, грибами, шарфик; 2 мольберта, фломастеры.
Ход.
Дети входят в зал, оформленный в стиле русской избы, их встречает Хозяюшка.
Хозяюшка: Милости прошу гости дорогие. Гости званые, желанные. Занимайте места, где кому нравится. Будьте как дома. Давно я Вас жду – поджидаю, праздник без Вас не начинаю. Удобно ли Вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?
А пригласила я вас на именины. Чьи именины? Отгадайте!
Стоит таинственный сундук, а в нём слегка:
Тук - тук! Тук - тук! Доносится по вечерам,
А рано утром: Трам-тарам!
Живёт за теплою трубой хозяин дома...(домовой)
Хозяюшка: А кто такой домовой? (ответы детей)
Рассказ с презентацией.
1 слайд. Итак, на календаре 10 февраля. Ребята, это день Ефрема Сирина. Он считался прибаутником, сверчковым заступником, запечником.
А кого еще называют запечником? Правильно, Домового. Одним словом, сегодня Именины Домового. Еще в народе этот день назывался Кудёсы - день угощения домового.
2 слайд. Откуда взялся Домовой? В старину была легенда о том, как плохих людей наказали и обязали на вечные времена сторожить воды, леса, горы и дома. Кто в тот момент был дома, тот и сделался домовым, остальные кто лесовиком, кто горным духом. Как вы думаете, что делает домовой, чем он занимается?
Дети: Домовой защищает от всего плохого дом, людей и животных, которые там живут. Он помогает хозяйке заниматься домашней работой. Он не любит ленивых и может подшутить над нерадивыми.
Хозяюшка: Правильно, домовой оберегает хозяйский дом и двор. Где в доме обычно живет домовой?
Дети: Он любит жить на печке или за печкой, в лапте, или в бане.
Хозяюшка: Домовой – дух добрый. Обычно он – заботливый хозяин, помогающий дружной семье. Домовой – большой озорник. Порой так припрячет какую-нибудь вещь, что попробуй найди. Приходится просить его: «Домовой, домовой, не хочу играть с тобой. Поиграли и хватит. Отдай вещь обратно». Ну, а коли до волос добрался, считай все – утром не расчешешь. Иногда вредничает, шалит, если ему что не по нраву. Он пугает тех, кто не заботится о домашнем хозяйстве и скоте.
3 слайд. Этот день был целиком посвящен домовому, хорошо теперь известному под шутливым именем Барабашка. В старое время его называли прибаутником, дедушкой, запечником, сверчковым заступником, ветродуем, соседушкой, доможилом, батанушкой. Если он маленький – Домовенок.
4 слайд. Домовой считался самым добрым духом – духом дома. Если семья переселялась в новый дом, то домового звали с собой: горячие угли из очага переносили на новое место и разжигали там от них огонь.
Много добрых примет связано с домовым: коснется ночью своей мохнатой рукой – к добру, начнет скакать – к радости, будет подыгрывать на гребешке – к свадьбе.
5 слайд. Но в этот день он вдруг превращался из доброго в злого: если гремел посудой – будь осторожней с огнем, если ночью дергал за волосы – опасайся семейного раздора.
6 слайд. В Кудёсы его задабривали гостинцами, подарочками. Хозяйки, например, ставили на загнетку сладкую кашу, обкладывали его угольями, приговаривая: «Хозяин-батюшка, побереги скотинку», поминали перед сном добрыми словами. Чтобы угодить Домовому, в этот день говорили тихо и ласково, старались не спорить и не повышать голоса. Угощать его нужно не только на именины, но и первого числа каждого месяца.
7 слайд. По поверью, ровно в полночь домовой выходит из-под печи и ужинает – с той поры он целый год бывает услужлив и смирен.
8 слайд. Домовой - любитель кудёсничать. Считалось, что он может превращаться в кошку, собаку, змею или лягушку. Вечером в Ефремов день рассказывали сказки про домового, забавлялись потешками и прибаутками.
9 слайд. Домовому дарили домовушку – это предмет для украшения дома, своими руками сделанный. Для изготовления подходят любые природные материалы: кожа, лыко, крупа, соленое тесто, сушеные ягоды, грибы, цветы. Семечки подсолнуха и кукуруза оберегают здоровье, плоды рябины – женскую красоту, горох и фасоль – достаток в доме, рисовые зерна – мир в доме, хвойные шишки – символ достижения цели, чеснок и лук отгоняют нечистую силу. Это украшение поможет вам завоевать доверие и любовь домового, он станет заботливым другом и храбрым защитником. И служит оно оберегом.
Что такое оберег? (ответы детей)
Предмет, оберегающий от чего-либо злого, нехорошего. Раньше считали, что одежда тоже была оберегом, двери и окна защищали украшенными наличниками и ставнями.
Как вы думаете, у нас в саду есть Домовой? (ответы детей)
Хозяюшка: Конечно, есть! Он, наверное, спит где-нибудь в темном уголочке и забыл, что у него сегодня праздник. Мы, сейчас постараемся найти нашего домового и устроим ему настоящие именины. Договорились? Давайте споем ему веселую песню. Может быть, он к нам и выйдет.
Песня про домовенка Кузю
Появляется Кузя
Кузя: (поет на мелодию песни «Шоколадный заяц» из репертуара П. Нарцисса)
Я, Кузя Домовёнок, всех знаю вас с пелёнок
И очень всех люблю.
За всеми наблюдаю, по именам всех знаю,
Капризных не терплю.
Я, Кузя Домовёнок, я счастлив как ребёнок,
Ведь гости у меня.
Мы будем веселиться смеяться и кружиться,
Вы все мои друзья!
Кузя: Дорогие ребятишки, очень рад всех видеть я,
Потому что для меня вы очень близкие друзья.
В детском садике живу я, очень, очень много лет,
Охраняю общий дом наш я от многих-многих бед.
Я веселый Домовой. Охраняю здесь покой.
Подружитесь-ка со мной, ну, а звать меня – Кузьмой.
А имя мое означает «устроитель порядка». А ваши имена я все знаю. Какие у вас разные, красивые имена! Но мне непонятно вот что: у вас есть дети, у которых одинаковые имена. Ты Арина, и ты Арина, и ты Арина. Вы что - родственники? Или сестры?
Хозяюшка: Ребята, кем приходятся наши девочки друг другу? Объясните Кузе, что означает слово «тёзка» (ответы детей).
Хозяюшка: Кузя, ты говоришь, что ты домовенок! Только какой же ты Домовенок, если в детском саду живешь? Дети, подумайте, как можно назвать Кузю?
Дети: Садовенок!
Кузя: Ой, мне нравится. Я садовенок Кузя.
Хозяюшка: Сегодня у Кузи именины или, как в народе говорят Кудёсы.
Кудёсы будем мы справлять, Садовенка поздравлять!
Ребенок: Мы пришли к тебе на праздник, говорят, что ты проказник.
Мы тоже любим веселиться, пошуметь и порезвиться!
Хозяюшка: Давайте поздравим именинника Кузю песней.
ПЕСНЯ ИМЕНИНЫ
на мотив песни В. Шаинского «Чунга-чанга».
(Слышится шум, грохот, Кузя прячется, в зал вбегает Баба Яга под песню: на мелодию «Цыганочки»)
«Эх, была я молода, хороша была, я.
Но прошли мои года, молодость увяла,
А пришла сегодня я к крестнику на праздник,
С именинами тебя, дорогой проказник!»
Баба Яга: Ой, а где же крестничек мой?
Хозяюшка: А кто, бабушка, Ваш крестник?
Баба Яга: Домовенок, Кузьмой кличут.
Хозяюшка: Живет у нас садовенок Кузя. Только что был здесь. Спрятался, наверно.
Баба Яга: А какой ваш Кузя?
Злой?............................................................... Страшный?.................................................... Худой?............................................................ Грустный?......................................................... Немой?........................................................... Большой?....................................................... Лысый?.......................................................... Ленивый?....................................................... Глупый?.......................................................... | Добрый. Красивый. Полный. Веселый. Говорящий. Маленький. Волосатый. Трудолюбивый. Умный. |
Ну, точно, мой крестничек! Кузя, появись!
Выходит Кузя
Кузя: Здравствуй, Бабулечка Ягулечка! Как я рад тебя видеть!
Баба Яга подходит к Домовёнку:
Вот тебе подарок мой - тёплый шарфик шерстяной.
Вот тебе грибов вязанка, вот тебе малины банка.
Домовёнок: Спасибо, крёстная моя, не видел долго я тебя.
Баба Яга: А это что за ребятишки, и девчонки и мальчишки?
Кузя: Все они мои друзья, пришли меня поздравить.
Люблю я с ними пошалить, тебя бабуля подразнить.
Игра с Бабой Ягой
Дети: Ой, ты, Баба-Ягя, костяная нога,
Ты над лесом не летай, малых деток не пугай.
Баба-Яга: Ишь, обрадовались, раскомандовались,
Где желаю, там летаю, все метлою разметаю.
(Дети убегают, Баба-Яга их разгоняет метлой)
Баба-Яга: А теперь, дорогой крестничек, покажи, чему ты научился, пока мы не виделись.
Кузя: Я, бабушка Яга, научился в домах, в квартирах мебель передвигать ночью, чтобы хозяев попугать. Ну, что ребята, поиграете со мной?
Игра «Стул, ко мне!»
(На полу лежат два обруча, в каждом стоит играющий, к поясу играющих привязана веревка, другой конец веревки привязан к стульчику. По сигналу игроки начинают вращаться вокруг себя. Стул приближается к обручу, выигрывает тот, кто быстрее подтянет к себе стул и сядет на него).
Кузя: А сейчас я всех детей в разных превращу зверей. Сейчас они захрюкают, залают, замяукают!
Конкурс «Поющие животные».
Звучит мелодия любой песенки. Все дети вместо слов хрюкают, лают, мяукают.
Кузя: Еще я прятать научился. Как спрячу что-нибудь у неряхи, так она и не найдет. А сейчас я детей прятать буду, хотите?
Игра «Прятки с платком»
Очень любим в пряталки мы играть, Очень любим прятаться и искать. Вы скорее приседайте, Глазки быстро закрывайте. Кто к платочку подойдет и того, кто спрятался, назовет? (Любое имя) подойди, … ., назови! | Дети, взявшись за руки, идут по кругу. Приседают, кладут руки на колени и закрывают глаза. Под музыку Кузя проходит сзади детей и накрывает кого-нибудь из них большим платком, так, чтобы спрятать ребенка полностью. Дети смотрят друг на друга, стараясь угадать, кто спрятан под платком. Ребенок, названный по имени, подходит к тому, кто под платком. С окончанием песни называет имя. Ребенок снимает платок и кричит: «Я здесь!» |
Хозяюшка: Навостри-ка, Кузя, ушки, мы споем тебе частушки.
Частушки.
Дети поют частушки Кузя, подыгрывает на трещотках.
Все Мы частушки сочиняем,
Можем их пропеть сейчас.
Мы для вас споем, сыграем,
Попросите только нас!
1. Домовому не сидится.
Так и носится, шальной!
Нет, чтоб лечь, угомониться.....
Глядь, а он уже с метлой!
2. С домовым играю в прятки.
Где его и как искать?
Хоть бы показал мне пятки,
Так и пяток не видать.
3. Домовой мой, как хозяин,
Все без дела не сидит:
То кота за хвост потянет,
То в кастрюлю загремит.
4. Домовой озорничает -
Ночь посудою гремит
То по чайнику ударит,
То в свисток его свистит.
5. Домовому в Новый Год
Наварила кашу.
Глядь, а он салат жует
С тарелки у мамаши.
Все. Старину мы уважаем, старину мы бережем,
И о домовенке Кузе частушки звонкие поем.
Мальчик: Обойди хоть всю планету,
Лучше русской пляски нету!
Балалайка и гармонь
Разжигают в нас огонь.
Девочка: Раздайся, народ, меня пляска берёт,
Пойду попляшу, на людей погляжу.
Танец «Выйду на улицу»
Хозяюшка: Пришло время Садовенка нашего подарками одаривать. Раньше для угощения Домовому оставляли на печке или во дворе полную миску каши.
А ты, Хозяин-батюшка, прими нашу кашу!
Ешь пироги — да наш дом береги!
Кузя: А еще 10 февраля столичные купцы и зажиточные крестьяне дарили серебряную монетку, чтобы помогал «дому богатеть». Люди победнее дарили монетку медную.
Баба Яга: Хорошим подарком для Кузи будет маленький котенок, лучше всего - пестрый или полосатый. Котенка нужно принести на кухню, поставить на пол, не выпуская из рук, сказать: «Дарю тебе Домовой-батюшка, мохнатого зверя на богатый двор». Днем Домовой передает предупреждения и предсказания через кошку.
Хозяюшка: Ну-ка, кошка нам скажи,
Да всю правду доложи:
Кого следует бояться,
И чего нам опасаться?
Много примет есть, связанных с кошкой. А вы знаете их, дети?
Дети: Знаем.
Если кошка долго умывается - жди гостей.
Если кошка скребет лапами по полу - к метели.
Если кошка лезет на кровать - к холодам.
Если кошка ложится животом вверх – к благополучию в семье.
Если кошка тянется лапами к хозяину (или хозяйке) - к прибыли.
Хозяюшка: на память о сегодняшнем дне дети нарисуют твой портрет.
Игра-эстафета “Портрет Домовенка”.
На мольберте нарисовать фломастерами портрет домового.
Хозяюшка: Гости дорогие, наигрались, развлеклись? Пришло время спеть хвалебную песню нашему садовенку Кузе.
Дети: (все вместе) Комар пищит, каравай тащит.
Комариха верещит, кучу веников тащит!
Кому поем – тому добро! Слава!
Домовенок: Вам ребята говорю: «Всех вас очень я люблю!
Вас беречь я обещаю, счастья, радости желаю.
Хозяюшка: Дети, а вы что пообещаете Кузе?
Дети: Мы тебе обещаем, что будем поддерживать чистоту в нашем детском саду. Не будем шалить и ссориться.
Все вместе: Ты самый лучший.
Песня о Домовенке
Кузя: А сейчас всем друзьям угощение я дам.
Баба-Яга: Ну, что ж, ребята, мне пора.
В ступе, я поехала б домой,
Но в ремонте транспорт мой,
Тут недалеко пешком…
Кузя: Стой! Пойду с тобой! Навещу Прошу в соседнем детском саду.
Баба-Яга: И то верно, у него ведь тоже сегодня именины.
Домовенок: Счастливо!
Хозяюшка: Наш вечер подошел к концу. Храните тепло вашего дома, и тогда Домовой обеспечит вам:
Утро - доброе,
День - радостный,
Ночь - спокойную,
Жизнь счастливую.
Хотите верьте,
А хотите - нет!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованное представление "Именины Домового" с участием детей старших групп
Театрализованное представление "Именины Домового" с участием детей старших группАвтор: Грезнева Елена Валентиновна...
Именины домового
15 февраля 2013 года в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 65 комбинированного вида города Одинцово состоялось районное методическое объединение по...
Сценарий развлечения по ОБЖ "Проделки Домового Тимоши"
В сценарии помещен игровой материал, позволяющий закрепить правила безопасного поведения детей в быту....
Сценарий развлечения "книжкины именины"
Развлечение проводится с детьми старшего дошкольного возраста. К детям приходят сказочные герои из знакомых произведений, которые помогают спасти книги от разбойников. По ходу сценария дети играют, ра...
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Именины Домового"
Представлен конспект равлечения для старших дошкольников про Домового...
Сценарий праздника «Именины Домового»
Сценарий праздника «Именины Домового»...
Сценарий фольклорного развлечения "Кудёсы - именины Домового".
Сценарий фольклорного развлечения "Кудёсы - именины домового". Праздник отмечается 10 февраля....