Конспект ННОД по теме «Профессия Победы - ГЕОЛОГ»
методическая разработка (старшая группа)

Узнать о профессии геолог. Преодолевать потребительское отношение, формировать у детей экологическое сознание, соответствующие ценностные ориентации, интерес к окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_aprelya_geolog.docx24.1 КБ

Предварительный просмотр:

4 АПРЕЛЯ

ПРОФЕССИЯ ПОБЕДЫ – ГЕОЛОГ

((Яцко Марина Сергеевна воспитатель ГБДОУ детский сад №62 Приморского района Санкт-Петербурга)

Кто такие геологи? Что они делают? Какие самые известные подвиги геологов мы знаем? Что делали во время войны? Кому помогал их труд? Почему мы можем назвать эту мирную и полезную профессию – профессией Победы?

Конспект ННОД по теме «Профессия Победы - ГЕОЛОГ»

Цель: Узнать о профессии геолог. Преодолевать потребительское отношение, формировать у детей экологическое сознание, соответствующие ценностные ориентации, интерес к окружающему миру.

Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО:

Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое.

Оборудование и материалы: иллюстрации горных пород, предметов и инструментов; спортивный инвентарь; материал и оборудование для опытов: поваренная соль, морская соль, мел, розеточки, ложки, стаканы с водой, фартуки, рюкзаки, мобильный телефон, мультимедийная презентация, фонограмма «Звуки леса».

Ход занятия

Вводная часть

Воспитатель:

События Великой Отечественной войны уходят всё дальше в глубь истории.  Участников военных событий - очевидцев, которые могут рассказать о войне, становится всё меньше. Однако память о войне не должна быть потеряна. До нас дошли (существуют) предметы военного времени, книги, в которых отражены события военных лет, произведения изобразительного искусства, фотографии, видео материалы. Все эти предметы хранят историю, которой готовы с нами поделится.

На любую большую войну работает почти все народное хозяйство воюющих держав. Не остается в стороне и такая, казалось бы, самая мирная отрасль, как геология.

Им надлежало проверить состояние поверхностных водотоков и водоемов, определить глубину залегания подземных вод, их качество, водо-обильность, сохранность существующих водо-источников, возможности проходимости местности, наличие месторождений минерального сырья.

Воспитатель: Ребята, вы хотите узнать кто такой геолог? Чем он занимается? (ответы детей)

Воспитатель:

Слово геология пришло к нам из греческого языка и дословно переводилось как «слово о земле». Сейчас геология именуется как наука о составе, строение, истории развития земной коры и размещённых в ней полезных ископаемых. Геологов называют - исследователями недр. Они путешествуют по разным местам и изучают недра земли. Глубоко под землей ищут они уголь, нефть, золото, алмазы, воду, соль и другие полезные ископаемые.

Из полезных ископаемых сделаны многие предметы, которыми мы пользуемся каждый день: нефть идет на изготовление бензина, соль – в пищу, руда – на выплавку металлов. Без геологов не начнётся строительство ни одного крупного сооружения – плотины, железной дороги, электростанции.

Работа у геологов трудная, им приходится жить в палатках, готовить пищу на костре. Сейчас им, конечно, помогают научные приборы и разные машины. Но всё равно им приходится проходить сотни километров, взбираться на горные кручи с тяжёлыми рюкзаками за спиной. В рюкзаках специальные молотки – кирки, чтобы отбивать куски горной породы; карта и компас для ориентировки на местности. Только геологи могут в любых погодных условиях провести исследование горных пород, при этом, не боясь подняться высоко в горы или спуститься на самое дно водоёма. Иногда земные сокровища таятся в глубоких пещерах – туда тоже спускаются геологи. Они должны быть сильными и смелыми. Геологи всегда работают в команде. Преодолевать препятствия и трудности легче в дружном и дисциплинированном коллективе. Вот такая интересная и трудная работа у геолога.

Основная часть

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Что нужно геологу».

Подойдите к столу, выберите картинки с изображением предметов, необходимых геологу для работы, объясните свой выбор (для чего нужен предмет).

Молодцы, хорошо запомнили, что нужно людям этой профессии.

Подойдите к доске (на доске картинки с полезными ископаемыми)

Вы уже знакомы с некоторыми полезными ископаемыми, расскажите о них. (ответы детей)

Хорошо, рассмотрите коллекции разных камней. Что это? (горные породы)

Потрогайте их, какие они? (гладкие, шероховатые, блестящие, тёплые, красивые и т. д.)

Геологи считают, что любой камень интересен. У каждого камня своя история, как вы думаете, какая? (У древних людей не было спичек и они высекали огонь из камня, делали из камней ножи, топоры, посуду, писали на камнях)

Как вы думаете, какую пользу приносят человеку камни? (строят дороги, мосты, делают красивые украшения, шкатулки, поделки).

Какой вред могут принести камни? (можно наступить на острый камень, могут перегородить проезжую часть, если камень попадёт на рельсы, поезд может сойти с рельсов)

Воспитатель: Ребята нам пришло письмо от геологов, давайте его прочитаем.

«Дорогие ребята! Мы рады, что вы уже многое знаете о нашей профессии, знакомы с горными породами. Мы предлагаем вам узнать больше о таких минералах, как соль и мел. Для чего они нужны? Какими свойствами и качествами обладают? Для этого вам необходимо провести исследования в лаборатории. Желаем удачи!»

Воспитатель: Ребята деятельность геолога – это работа в лаборатории и составлении карт. Зимой за микроскопом, компьютером геолог анализирует материалы, привезенные из экспедиций, сводить всё собранное в единую картину.

Отправляемся в лабораторию. На нашем пути встретятся препятствия, которые необходимо преодолеть.

Под фонограмму «Звуки леса» проводится физкультминутка

1. Перешагнуть через упавшее дерево.

2. На пути высокая гора – подняться и спуститься с неё.

3. Проползти через пещеру (арка).

4. Перейти горную реку по камням.

Вот и наша лаборатория. Вспомните, какие правила надо соблюдать при проведении опытов.

1. Внимательно слушать взрослого.

2. Не брать ничего в рот и не пробовать на язык.

3. Не кричать и не шуметь.

4. Специальные вещества может использовать только взрослый, а дети смотреть.

Все правила вспомнили, одевайте фартуки и присаживайтесь за столы.

Геологи нас просили узнать о свойствах мела и соли. Для этого проведём опыт.

Опыт.

В синих чашках у вас мел, какого он цвета? (белый)

Понюхайте, есть ли у мела запах? (да)

Возьмите ложки и попробуйте его пересыпать, какой он? (рассыпчатый, сыпучий)

Насыпьте 2 ложки мела в стакан с водой, размешайте. Что произошло, какой стала вода? (мутная, на дне осадок)

Мел растворяется в воде или нет? (нет)

Посмотрите, я возьму мел и добавлю в него уксус. Что произошло с мелом? (он шипел, разбухал, неприятно пах, стал грязного цвета)

Я проведу мелом по доске. Что осталось? (след, полоска)

Значит, мелом можно рисовать, писать. Где люди используют мел? (в строительстве, им можно рисовать, писать)

О меле мы всё узнали. Посмотрите, у меня на столе стоит соль, но она разная. Это морская соль. Кто знает, где она используется? (для ванны)

А это какая соль? (пищевая, поваренная)

Для чего она нужна? (для приготовления пищи, можно делать поделки из солёного теста)

Рассмотрите соль, какого она цвета?

Понюхайте, есть ли у соли запах?

Возьмите ложки и попробуйте её пересыпать, какая она? (сыпучая)

Попробуйте растворить соль в воде, растворилась или нет? (да, она растворимая)

Молодцы, хорошо поработали. Мы обязательно напишем ответ геологам о проделанных опытах.

Встаньте из-за столов, снимите фартуки.

Рефлексия

     Ребята, что хорошего в профессии геолога? (она интересная, нескучная, нужная людям, без геологов ничего не построить, не изобрести), что вы сегодня интересного узнали? в какие игры поиграли? О чем хотели бы еще узнать? 

Ежегодно в первое воскресенье апреля отмечают профессиональный праздник – День геолога.

Самые мужественные профессионалы удостаиваются звания

«Заслуженный геолог Российской Федерации».

Послушайте замечательное стихотворение о людях этой профессии:

Геолог!

Странник наш земной.

Разведчик недр земли родной!

Спешишь вперёд и в праздник свой,

Рюкзак тяжёлый за спиной.

Но и за труд ценна награда, -

Вдруг обнаружить блеск алмаза

Иль меди, олова и злата.

Но чаще – место нефти, газа

Деятельность на прогулке

Воспитатель: Ребята, мы с вами вышли на участок детского сада, предлагаю продолжить наши игры. Все согласны? (ответы детей) 

Воспитатель проводит игры на развитие внимания, воображения, дидактические игры

Воспитатель: Нас ожидает долгая дорога, поэтому нужно собираться в путь. Что мы возьмём с собой? (снаряжение: рюкзак, верёвки, компас)

Затем дети вместе с воспитателем начинают свой путь по маршруту.

Во время следования по маршруту, дети проходят по различным дорожкам, с препятствиями, звучит музыка леса, проводится фототерапия (запах соснового леса)

1 остановка - уголь. (На всех остановках находятся карточки с условными изображениями)

- Что здесь находится? Как образовался каменный уголь?

Уголь образуется в недрах Земли из остатков древних растений, которые росли на болотах. В таких болотах преобладали быстрорастущие тростники и папоротники гигантских размеров. Со временем они отмирали и падали в болото. Это спасало их от гниения. Бактерии перерабатывали некоторые части деревьев, превращая, их в газ, который улетучивался. Оставалась черная масса, состоящая в основном из углерода. В дальнейшем она превращалась в пласт угля. В некоторых местах этот процесс повторялся несколько раз. Таким образом создавались слои угля, разделенные между собой илом и песком, со временем затвердевшими. Если рассмотреть кусок каменного угля под микроскопом, можно увидеть остатки коры, семян и других частей растений, а иногда даже насекомых.

Как его добывают?

Как его используют? (По мере того, как дети дают ответы, где используют уголь, на карте прикрепляются картинки).

2 остановка – нефть.

- Расскажите о нефти, что вы о ней знаете? (По мере того, как дети дают ответы, где используют нефть, на карте прикрепляются картинки).

Нефть дает тепло и свет –

Ей замены просто нет.

Делают из нефти много:

И асфальтные дороги,

И костюмы, и рубашки,

Удивительные чашки!

Вспомните, как тепловоз

Вас когда-то к морю вез…

В его топках нефть горела,

А без нефти что за дело?

И не даром в нашем крае,

Всяк нефтяник это знает,

С нетерпением ее ждут,

Черным золотом зовут.

3 остановка – газ.

- Для чего нам нужен газ? (На карте прикрепляются картинки, где используют газ)

- На западе мало электричества, поэтому там широко его используют в быту, у них вместо электропечей – газовые печи (Печи, которые работают на газе)

Провести опыт:два шарика: один, заполненный воздухом, другой газом. Сравнить их. Отпустить оба шарика. Шарик, наполненный воздухом, упадёт вниз, а шарик, наполненный газом, поднимется вверх. Почему?Вывод: газ легче воздуха.

4 остановка – железная руда.

- Что из неё делают? (На карту прикрепляются картинки с предметами, сделанными из железа)

5 остановка – слюда.

- Где используют слюду? (По мере того, как дети дают ответы, где используют слюду, на карте прикрепляются картинки).

Раньше, когда не было оконного стекла, вместо него использовали слюду, её отправляли за границу.

«Посмотри в бинокль» - гимнастика для глаз

6 остановка – соль.

- Как используется соль? (На карте прикрепляются картинки, где используют соль)

Провести опыт: на растворимость соли в воде.Два камушка: один камушек соли, другой простой белый камушек; два стакана воды. Определить, где находится соль. Камушки опустить в воду, где растворился камушек, там была соль.Вывод: соль растворяется в воде.

7 остановка – строительные материалы.

- Давайте рассмотрим и назовём, что находится здесь. Как можно назвать одним словом? (стройматериалы) Для чего они нам нужны? (На карте прикрепляются картинки, где используют строительные материалы)

В этом месте добывают кварцевый песок. Что из него делают? (Оконное стекло, посуду) А из глины? (Керамическую посуду, кирпичи).

Провести опыт: Взять сухую глину намочить её водой. Какая она станет?Вывод: сырая глина вязкая, пластичная, ей можно придать любую форму.

8 остановка – Золото, самоцветы (клад)

Дети рассматривают, воспитатель знакомит их с самоцветами, обращает внимание детей на золотые изделия (золотые медали).

Возвращаются в детский сад.

План-конспект продуктивной деятельности

Цель: учить лепить геолога.

Оборудование и материалы: пластилин, стеки, подставки, клеенки, матерчатые и бумажные салфетки, композиционная основа для коллективной работы.

Планируемый продукт детской деятельности: лепка

Презентация: выставка работ детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ННОД по теме "Дикие животные" (для средней группы)

Конспект ННОД для средней возрастной группы по теме "Дикие животные" (образовательная деятельность "Познание")...

конспект ННОД "Беседа о Дне Победы"

Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы ВОВ....

Конспект ННОД на тему: Путешествие на автомобиле

Непосредственно неприрывная образовательная деятельностьТема  «Путешествие на автомобиле»Вторая младшая группа Цель: систематизировать знания детей; проверить уровень развития...

Конспект ННОД «Путешествие по профессиям»

Конспект - ННОД      «Путешествие по профессиям»  формирует представление о различных  видах профессий.Использование  загадок, картинок, ...

Конспект ННОД «Путешествие по профессиям»

Формирование представлений о различных  видах профессий.Использование  загадок, картинок, предметов для расширения и представления о  различных профессиях людей.Умение делить разн...