Конспект-сценарий праздника осени "Сюмбеля"
план-конспект занятия (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Выполнила Шаехова ГР. Воспитатель старшей группы.
Сценарий татарского праздника «Сюмбеля»
Тема: Татарский национальный праздник «Сюмбеля»
Задачи:
Развивать у детей стремление к активному участию в праздниках, в игре;
Воспитывать уважение к татарской культуре, к народным праздникам.
Формировать праздничную культуру, вызвать у детей эмоционально-положительное отношение к празднику «Сюмбеля»
Планируемые результаты: заинтересовать детей к активному участию в играх.
Вид деятельности: музыкально-художественная, игровая, коммуникативная.
Форма сотрудничества педагога и детей: групповая
Индивидуальная работа: разучивание песни с Римом
Предварительная работа: знакомство с татарским народом, культурой, традициями, прослушивание народных мелодий, беседа с детьми о татарской культуре, народными играми.
Оборудование: Пианино, 2 ноутбука, мультимедийный экран, стульчики, скамейки, костюмы Батыра, Уныш бабай; зонтики для танца, корзины, ведра, овощи (лук, морковь, капуста, картофель, маски «Листья».
Участие родителей в проведении праздника: подготовка костюмов для детей.
Структура праздника :
1. Вход детей в зал, построение в две колонны друг против друга.
2. Сюрприз (птичка с видеозаписью).Определение проблемы и ее разрешение.
3. Сказка с участием детей и взрослых
4. Игра с Уныш бабай (сортировка овощей).
5. Испытание от Шурале – загадки, за освобождение Сюмбеля.
6. Хороводная игра Сюмбеля.
7. Прощание с Сюмбеля, обмен впечатлениями о празднике с вручением подарков.
Ход праздника : дети входят в зал и встаю в две колонны друг против друга (выходит ведущая).
Слайд 1.
Ведущая:
- Здраствуйте ребята и гости нашего праздника! Исэнмесез! (Ребята здороваются в ответ).
- Ребята скажите-ка мне, какое сейчас время года? А какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
-Как вы относитесь к осени. (разные ответы детей).
-А как вы относитесь к золотой осени? (красивая, желтая, теплая, золотая).
-А за что вы любите осень? (созревают овощи, фрукты, осенние цветы).
-А кто знает по какому поводу мы сегодня собрались с Вами? (при затруднении обратить внмание детей на оформление зала).
Ведущая: Мы сегодня собрались на праздник Сюмбеля - праздник урожая. Его отмечают в день осеннего равноденствия, когда день и ночь уравниваются. В это время уже урожай убран, осенняя посевная была закончена и люди устраивали этот праздник. Хозяйкой праздника была девушка по имени Смбелэ. Давайте и мы с вами отметим этот праздник (неожиданный стук).
Ведущая: Ой, а кто это там?
Появляется из-за ширмы птичка (мягкая игрушка, к крыльям прикреплен сверток.
Птичка: Это я! Принес посылку от Вашего мальчика, от Шурале!
Ведущая: Так-так, давайте-ка посмотрим. Хм, это диск, его нужно вставить и посмотреть. А чтобы посмотреть видео, давайте, дети, сядем на стульчики.
Идет видеозапись на экране с речью Шурале. («Это я украл Сюмбеля! Вам ее никогда не вернуть! Ха-ха-ха! Если только пройдете мои испытания!»)
Ведущая: Что же нам теперь делать? Какой же праздник без нашей любимой Сюмбеля? Горе-горе.
К ведущей подбегает Батыр.
Батыр: Не переживай! Я спасу Сюмбеля. А кто мне в этом поможет?
Дети: Я!Я! Мы!
Батыр: Замечательно, значит у меня много друзей!
Ведущая: Спасибо тебе, Батыр! Отправляйсь в путь дорога. Удачи тебе. Будут трудности, зови друзей и они тебе помогут.
Слайд 2.
Батыр идет по лесу, останавливается, рассказывает стихотворение:
Коз килде. Улэннэр
Саргайды,шинде.
Сап-сары яфраклар
Жиргэ сибелде.
Звук ветра, вбегают листики, берут за руку Батыра, встают.
Песня «Алтын кз» (муз. А. Батыршина, сл. З. Нури)
Звук ветра, листики убегают, Батыр остается на месте и навстречу ему выходит волк.
Слайд 3.
Волк: О,Батыр. Вот ты и попался,я тебя съем!
Батыр: Погоди,Волк!Ты лучше помоги мне найти Сомбелэ. А мы тебя на праздник пригласим,да ведь,ребята!
Волк: Обещаешь?
Батыр: Да!
Волк: Что же делать!Помогу и подскажу, если ты выполнишь одно мое условие.
Батыр: Какое?
Волк: Стихов красивых давно не слыхал, потому и заскучал.
Батыр: Слов красивых мастера,выходит,.
Волку угодите!
Аделина, Тимур, Карина стих.
Слышите?
Волк: Ну ребята, молодцы! Порадовали. Рэхмэт! Спасибо! А ты Батыр, отправляйся по этой тропе и никуда не сворачивай!
Батыр: Рэхмэт, дустым!Сау бул!
Волк: Сау бул, Батыр!
Слайд 4.
Идет Батыр дальше. На пути встречает «Уныш» бабая.
Батыр: Исэнме, бабай!
Бабай: Батыр! Исэнме, здравствуй! Проходи. Твоя помощь мне нужна. Стар я стал. Урожай собрал, да все в одну корзину. Ты мне помоги все правильно разложить, а я тебе подарок подарю.
Батыр: Бабай, ты подарков не дари, лучше Сюмбеля найти помоги. Знаешь, где живет Шурале?
Бабай: Э, конечно знаю. С ним по молодости встречался я (смеется). Хотел он обхитрить меня. Хорошо, договорились. Помогу я тебе.
Батыр: Друзья мои, помощники! Давайте поможем дедушке (зовет детей из зала).
Бабай: Вот-вот посмотрим, что же здесь есть (показывает овощи, дети должны назвать что это, спрашивает перевод на татарском языке). Так-так, в овощах разбираетесь, значит сможете все правильно разложить. Все раскладываем по корзинам.
Бабай назначает кто какой овощ выбирает, дети исполняют (во время игры звучит татарская мелодия в быстром темпе).
Бабай: Менэ рэхмэт. Вот спасибо. Помогли. Теперь моя очередь. Батыр, иди вот по этой тропе прямо, никуда не сворачивай.
Батыр: Рэхмэт. Сау бул, Бабай.
Слайд 5.
Уходит. Видит, девочка сидит и плачет, подходит к ней и спрашивает:
- Девочка,ты почему плачешь?И как тебя зовут?
Айсылу: Меня зовут Айсылу. Я заблудилась.
Батыр: Не плачь, Айсылу. Меня зовут Батыр. А пойдем со мной спасать Сюмбеля.
Айсылу: Пойдем. Только вот кажется дождик собирается.
Безгэ артыбыздан
Шыбыр-шыбыр кем эндэшэ?
Батыр: Кем дэ дэшми, козге янгыр
Зонтик белэн сойлэшэ.
Под музыку выходят девочки с зонтиками. Один зонтик отдают Батыру и Айсылу.
Танец с зонтиками под песню «Кулчатыр».
Слайд 6.
Сылу и Батыр идут дальше и приходят к дому Шурале, он спит.
Батыр: Шурале! Отпусти Сюмбеля.
Шурале просыпается. Удивленно смотрит на Батыра и говорит:
- Чего?
Батыр:Отпусти, говорю!
Шурале: Ой, напугал. А вот и не пущу! Вы со мной не играете. И на праздник не зовете!
Айсылу: Так ты ведь злой!
Шурале: От того и злой, что одинокий!
Батыр: Так ведь это не беда!
Айсылу: Конечно, мы будем с тобой играть!
Батыр: И на праздник позовем, так ведь друзья!
Шурале: Ага, так я вам и поверил.
Айсылу: Мы обещаем!
Шурале: Вот отгадаете мои загадки. Тогда и подумаю.
Батыр: Я думаю, ребята нам с удовольствием в этом помогут.
Шурале:
1. Под кустом копнешь немножко, вылезет на свет…
2. Тот, конечно, мне не друг, кто не любит горький…
3. Кто, скажите, не знаком с белозубым…
4. Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая. (Балалар жавап бирэ)
Шурале: Со всеми загадками справились. Я вижу вы дружные ребята. Что же делать,так и быть. Отпущу я Сюмбеля.
Слайд 11
Под музыку выходит Сюмбеля.
Батыр с Айсылу подбегают к Сюмбеля, обнимают ее.
Ведущая: Здравствуй Сюмбеля. Мы тебя очень ждали и целый год по тебе скучали.
Сюмбеля: Исэнмесез, балалар! Исэнмесез, кунаклар! Я Сюмбеля. К вам пришла, праздник осенний вам принесла. Ведь осень приходит не с пустыми руками: с дождем, холодными ветрами. Это и листья на деревьях-желтые, красные - цветные. А грибы, посмотрите какие! Самое главное-урожай, на полях, в огородах на грядках, спеши собирай!
А теперь давайте будем веселиться, ведь я принесла вам мою любимую игру- «Покажи-ка,Сюмбеля!». Встанем в большой и дружный хоровод.
Ведущая: Приглашаем всех. И родителей, и воспитателей.
Сюмбеля: Встанем в большой красивый круг. Я буду показывать Вам движения, а вы повторяйте за мной.
Ведущая: Спасибо тебе, Сюмбеля, за такое веселье! Нам очень понравилось! И поэтому мы приготовили для тебя подарок.
Дети выносят поделку, сделанную своими руками.
Сюмбеля: Спасибо! У меня для вас тоже есть сюрприз, который ожидает вас в группах, это национальное татарское блюдо «Бавырсак»- символ богатства и щедрости. А мне пора отправляться к другим ребятам. Сау булыгыз, балалар!
Дети: Сау бул, Сюмбеля.
Ведущая: На этом наш праздник подошел к концу, но вы можете продолжить его в ваших группах за праздничным столом. Всего вам хорошего!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект сценария литературного праздника для детей средней группы "путешествие по страницам книги стихов Сергея Михалкова
Конспект праздника по стихам Михалкова составлен к 100 летию Сергея Владимировича Михалкова. Сюжет мероприятия завязан на рассматривании иллюстраций рукописной книги. Иллюстрации соответствуют стихам ...

Конспект сценария новогоднего праздника Колокольчик ледяной всех зовет на елку
Цели и задачи:развивать эмоциональную сферу, чувство сопричастности к праздникам;формировать культуру общения между детьми и родителями на празднике;способствовать всестороннему, в том числе художеств...

конспект сценария выпускного праздника Вот какие мы большие (для детей первой младшей группы)
(ПРАЗДНИК ДОЛЖЕН БЫТЬ НЕ ТОЛЬКО У "ПОДГОТОВИШЕК", НО И У МАЛЕНЬКИХ ТОЖЕ)...

Конспект сценария весеннего праздника "День птиц"
Представляю вашему вниманию сценарий праздника средней группы...

Конспект сценария весеннего праздника "День птиц"
Представляю вашему вниманию сценарий праздника для младшей группы...

Конспект сценария спортивного праздника
Конспект сценария спортивного праздника "Лесные спасатели" для средней и подготовительной группы...

Конспект сценария Новогоднего праздника в подготовительной группе по сказке В.Сутеева "Елка"
Классическая музыка оказывает гармонизующее воздействие на психическое состояние и развитие детей. А в сочетани со сказкой это воздействие усиливается: музыка обогащает художественное произведен...