"Посиделки"
материал (подготовительная группа)

Звучит спокойная напевная мелодия.Дети старших и подготовительных групп собираются в музыкальном зале и рассаживаются. Их заботливо встречает хозяйка горницы, ведущая, одетая в русский сарафан.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posidelki.docx24.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
                      « Детский сад общеразвивающего вида № 9»
исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района
                                          Республики Татарстан

  «Приобщение детей к истокам народной (русской) культуры»
                     
 Развлечение в рамках недели родного  языка с детьми
                      старших и подготовительной группы
   

                                             Составила: воспитатель по обучению детей
                                            татарскому языку Хисамиева Гульфания Газизулловна

                                                       Нижнекамск  
                                                               2019 г.

Зал оформлен под русскую горницу: на полу лежат самотканые дорожки. Около окна – стол, на котором в плетеных блюдах лежат ягоды, фрукты, овощи. Стол покрыт скатертью, вышитой русским узором. По обеим сторонам стола стоят лавки. Боковая стена оформлена предметами прикладного искусства: расшитыми рушниками, вышитыми салфетками.

Звучит спокойная, напевная мелодия. Дети старших, подготовительной  групп собираются в музыкальном зале и рассаживаются по его периметру, ориентируясь по эмблемам своих групп. Их заботливо встречает хозяйка горницы, ведущая, одетая в русский сарафан. На голове у нее - кокошник, в руках – корзинка.

Хозяйка. Когда солнышко клонилось к закату, приходили в горницу  добры молодцы да красны девицы.

Под мелодию любой русской песни входят дети, обходят зал и садятся, ориентируясь по эмблемам своих групп.

Хозяйка. Народ собирается – посиделки начинаются!

Шумно и весело в горницу заходят дети подготовительной группы, играющие на музыкальных инструментах мелодию русской народной песни «Коробейники». Притоптывают, приплясывают, веселятся. По окончанию садятся на места согласно эмблеме своей группы.

Хозяйка. Позади трудовой день. Весь урожай убрали и на зиму запасали. Огороды вскопали да вспахали, даже рыбки наловить успели. А кончено дело – гуляй смело! Делу время – потехе час! Собирались в горнице, чтобы любимые песни попеть, шутки – прибаутки услышать, добрым словом перемолвится. А горница – это просторная старинная изба, комната. Вот такая, как сегодня у нас с вами. Издавна ведется: веселье и труд – рядом живут! Поэтому, гости дорогие, пришли вы к нам в горницу каждый со своим делом. Веселитесь! Отдыхайте! Но и про дела не забывайте! А где песня поется, там и трудиться веселее. Запевайте песню шуточную, шуточную – прибауточную!

Дети подготовительной группы  поют русскую народную песню «На горе – то калина» (см. Д/в, №4, 2000,стр. 147).

Хозяйка. А какие посиделки без шуток-прибауток! Весельчаки слово хотят сказать смешное, всех позабавить!
Наши гости тоже знают много прибауток, давайте, позабавьте нас!

Хозяйка. А как соберутся добры молодцы, да красны девицы, тут и песне место найдется, и пляске, и игре. Давайте -ка встанем  да в « Платочки» поиграем!

Проводится  игра с платочками («Найди пару»)

Хозяйка. Вижу я, мастера вы петь да играть! А умеете ли вы загадки отгадывать? Отгадывать и загадывать!

Проводится игра «Отгадай-ка – загадай-ка». (Загадки берутся любые, дети загадывают и отгадывают загадки)

А последнюю загадаю сама:

Стоит Алена,

Платок зеленый,

Тонкий стан,

Белый сарафан (березка)

Хозяйка. Красны девицы, выходите, хоровод заводите!

Входят девочки – березки (старшие  группы №6,7), исполняется хоровод «Березка» (см. Д/в, №4, 2000,стр.151). Все присутствующие поют эту песню.

Хозяйка. Спасибо вам, красавицы!

 Дети всегда были хорошими помощниками. Взрослые с любовью говорили про них: « Мал, да удал», «Хороша дочка Аннушка, коли хвалят мать да бабушка».
А лентяев, в народе не любили, смеялись над ними и говорили: «Хочешь есть калачи – не сиди на печи», «Спишь, спишь – и отдохнуть некогда!»

Много пословиц и поговорок сложил народ о труде и уменье.

Сейчас мы узнаем, кто же больше знает поговорок и пословиц на эту тему.

Проводится конкурс «Кто больше назовет пословиц и поговорок о труде».

Скучен день до вечера, когда делать нечего.

Судят не по словам, а по делам.

Сделал дело – гуляй смело!

Делу – время, а потехе час.

Без труда не вытащить рыбку из пруда.

Терпение и труд все перетрут.

Почет и труд рядом идут.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Хозяйка. Доброй славой пользовались в народе хорошие умельцы. Про мастера, который никакой работы не боялся, говорили: «Мастер на все руки», «Мастер – золотые руки». А любуясь хорошо выполненной работой, говорили так: «Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастера» «Красна птица опереньем, а человек-рукодельем»
    Народ всегда с уважением относится к тому, кто много трудится. В русских сказках, песнях, поговорках высмеиваются белоручки и лентяи, а прославляются люди ловкие, умелые, трудолюбивые. Уважение и любовь к труду русский народ выразил не только в песнях, но и в играх. (Дети играют в любую русскую народную игру по желанию «Гори-гори ясно»)

Послушайте интересную старую сказку.

Жила-была в одном селе девушка по имени Марья. И такая Марьюшка была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду узорами расписывать умела – залюбуешься. И прозвали ее за это Марья – Искусница.

Прослушал о Марье Кощей Бессмертный и решил ее заполучить в свое Кощеево царство. Налетел, схватил ее и понес. А Марья – Искусница превратилась в красивую жар – птицу и стала ронять на землю разноцветные перышки на память о себе. Куда попало красивое перышко, там и появлялись новые мастера и мастерицы, умелые руки которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир.

Одно перышко упало в селе Дымково. А вы, ребята, знаете, что делали дымковские мастера? (Игрушки из глины.)

Другое перышко упало в тульской деревне Филимоново. Радостно стало жить в этой деревне. Отчего стало весело в Филимонове? (Стали делать игрушки из глины, свистульки.)

- Третье перышко упало в городе Городец. Кто знает, чем прославились Городецкие мастера? (Они расписывали деревянные изделия: прялки, посуду, мебель.)

- А еще одно перышко упало в подмосковной деревушке под названием Гжель. И появились там мастера на все руки. Чем же так знамениты гжельские мастера? Что они делали? (Посуду.) - Чем же отличаются гжельские изделия от других керамических изделий? (ответы детей)

- Да, правильно, их всегда можно отличить: сделаны они из белой глины, расписаны голубовато – синими мазками.

- Ребята, какой еще материал природа подарила человеку? Это дерево, оно всегда было любимым и легкодоступным материалом. Художественная резьба и роспись по дереву – самые древние виды русского народного творчества. Лучшие породы деревьев для помысла – липа, осина, береза, ольха, дуб. И, конечно же, береста. Очень много изделий из бересты. Молоко, хранимое в берестовом туеске, долго не скисало. Ягоды и грибы не мялись и долго оставались сухими. А если делались украшения из бересты на голову, то голова не болела. Вот так и красота, и польза! А вот и роспись по дереву. Одно из самых ярких явлений в искусстве роспись – это Хохлома.

- Ребята, посмотрите, как хохломские узоры украсили наш детский сад: стулья, столы, панно. А как красива посуда: ложки, половники, стаканчики. (воспитатель предлагает выставку хохломских изделий.)

- Как много чудес на Руси! Только налюбовались Хохломой, а вот еще Городецкая роспись радует взгляд. Не оторвать восторженных глаз от лаковых изделий промыслов Федоскино, Палеха, Холуя и т.д. Мало кто из посещающих нашу страну уезжали без сувениров.

- Ребята, у нас сегодня здесь выставка народных игрушек. Они вам знакомы. Давайте, еще раз вспомним  их. (Матрешки, дымковские игрушки, Филимоновские свистульки и т. д.)

- Вам нравятся эти игрушки? А чем они вам нравятся? (Эти игрушки не оставляют человека равнодушными, они вносят в нашу жизнь тепло и праздник, красоту и веселье.)

- А хотите знать, как появилась игрушка? Как вы думаете, зачем взрослые их придумали? (Чтобы дети играли.) Взрослые были с утра до вечера  заняты работой, а детей нужно было чем-то забавлять, детского сада раньше не было. Игрушки делали из разного материала: что было под рукой, из того и мастерили – лепили из глины, выстругивали из дерева, выпиливали из кости, вязали из ниток.

Потом игрушки стали постепенно совершенствовать. Они становились качественней, разнообразней, а те, кто создавал их, становились искусными мастерами. Появились сотни кустарей – ремесленников. Первоклассные резчики, токари, столяры, художники. Затем изготовление игрушек превратилось в промысел. Стали появляться новые материалы: фаянс, металл. Игрушки были необычайно разные по сюжету, материалу и способу изготовления. Это мастерство передавалось из поколения в поколение, развивалось и совершенствовалось.

- Вести о таких мастерах выходила далеко за пределы этой округи. И приезжали сюда со всех концов страны, чтобы игрушками полюбоваться, купить своим детям. Слава об этих мастерах шла не только по Руси, но и по всему миру. Прославились города, где жили эти мастера; часто техника мастерства называлась по названию города или села (село Филимоново – филимоновская игрушка, село Дымкова – дымковская игрушка, село Каргополь – каргопольская игрушка). Сюжеты у игрушек были самые разнообразные: мужики и медведи, козы, гуси, индюки, барышни, кони, карусели, дети – всего невозможно перечислить.
(Воспитатель ведет детей по выставке игрушек.) а вот перед вами дымковские барышни. Узорное многоцветие сияет, как радуга. Они очень нарядные, различаются убранством, различными предметами. У них в руках собачки, сумочки, зонтики,  корзиночки, цветы и т. д. какие они нарядные и красивые! Наша Мирослава знает одну загадку. Пожалуйста, тебе слово.
     Ростом разные подружки,
     Но похожи друг на дружку.
     Все они сидят друг в дружке,
     А всего одна игрушка.
Что это? Правильно, матрешка!  
Полюбуйтесь красавицами матрешками. Фигурка матрешки выточена из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще фигурка, и так до 10-12 кукол. Этих матрешек делают в Семенове, Сергеевом Посаде, Майданове, поэтому они так и называются: семеновские, сергеевопосадские, майдановские.

Когда наша матрешка появилась на Всемирной Парижской выставке (во Франции), они сразу завоевали признание и любовь и стали символом России. Со всего мира приезжают к нам туристы, чтобы полюбоваться богатыми традициями нашего народа, высокой культурой.

Старинные традиции до сих пор сохраняются, хотя в мире игрушек все изменилось. Но русское искусство сохранилось и не поддается моде.

(Детям предлагается нарисовать любую понравившуюся игрушку  или поделки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлекательное мероприятие "Посиделки у костра"

Занятия по пожарной безопасности эффективнее усваиваются через театрализованную деятельность. В увлекательной для дошкольников форме прошло театрализованное представление «Теремок на новый лад». А раз...

музыкальное занятие на основе руссого фольклора веселые посиделки

Цель: Создать праздничную обстановку, помочь детям научиться творчески самовырожаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Задачи: Формировать понятие о народной культуре....

Осенние посиделки (Праздник для старшей и подготовительной группы)

Осенний праздник для детей старшей и подготовительной группы. На праздник приходят гости - фольклорный ансамбль "Сайгатские трещотки". Исполняют для детей народные песни, хороводы. Играют вмсте с деть...

ОСЕННИЕ ПОСИДЕЛКИ НА КУБАНИ

Утренник для детей подготовительной группы 2010-2011 учебный год....

Методическая разработка праздника Осенние посиделки

Тема праздника: Русские осенние обряды Сценарий праздника с использованием фольклора, для детей 5-6 лет....

Сценарий мероприятия «Посиделки у самовара» Посиделки по обычаям и традициям русского народа

Воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм;•Познавательная цель: - Расширить пре...