Методическая разработка развлечения на тему: «Масленица дорогая».
план-конспект занятия (старшая группа)
"МАСЛЕНИЦА ДОРОГАЯ"
Цель: формирование представлений у детей о русских традициях и обрядах; приобщение к культуре русского народа.
Задачи: 1 Познавательная: закреплять и расширять представление о русских календарно – обрядовых праздниках.
2 Развивающая: Развивать музыкально – творческие способности детей, ритмичные навыки.
3 Воспитательная: формировать коммуникативные навыки, чувство взаимопомощи.
Ведущий: Конец зимы. Дни становятся длинными и светлыми, небо - голубым, а солнце – ярким. В это время на Руси устраивались народные гуляния. Назывался этот праздник – Масленица. Весёлый праздник длился целую неделю: ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски, песни. В народе недаром его величали широкой Масленицей. Главное угощение праздника - это блины, древний символ возврата к людям солнца и тепла. Масленица называлась сырною неделей, на которой едят сыр, яйца. Во всю Масленицу пекут блины, оладьи. На Масленой неделе выпекались ритуальные блины - олицетворение солнца; люди водили хороводы и пели песни, В песнях говорилась об изобилии масла, сыра, творога.
ХОРОВОД: "КАК НА ТОНЕНЬККИЙ ЛЕДОК".
Стихи про блины:
Ребёнок:
Масленица блинная Сытная, старинная,
С самоваром, с огоньком, Солнцем, снегом, ветерком…
Сказано немало слов,
Напеку скорей блинов,
Чтобы под конец зимы Всласть весну встречали мы!
Тесто быстро замешу, Всё что надо положу,
Сковородку раскалю,
Блин половником налью.
Ребёнок: Масленица к нам пришла,
Радость людям принесла,
Ну а мы придём с блинами,
Встретить праздник вместе с вами!
Ребенок:
Вдырках сыр похож на сыр,
Не блины, а целый мир!
Слишком тонкий на листок,
Слишком толстый на жирок,
А последний на звезду,
На рогатую козу…
На блин теста не хватило,
Но запёкся он красиво!
Стопочкой блины стоят,
С пылу, с жару, точно в ряд!
Ждут когда растопят масло,
Чтобы блинчик стал атласным.
Ребёнок:
Каждый блин помажу смачно,
Получилось всё удачно!
Во рту тает каждый блин,
Я хочу ещё один!
Блин - волшебная лепёшка,
Сам себе большая ложка,
Всё в него я положу, Друзей в гости приглашу!
Первый блин с копчёной рыбкой,
Можно даже с осетринкой,
В промежутке блин второй Обязательно с икрой!
Ребёнок:
Зашипит на масле тесто,
В сковородке ему тесно,
Ловко блин переверну,
На рисунок посмотрю.
Первый блин похож на солнце,
В нём узор лучами рвётся…
Блин второй готов багряный,
Словно яблочко румяный!
ПЕСНЯ про «Блины»
Ведущий: Всюду Масленицу ждали с интересом. Это самый интересный праздник. Так его и называли – «Масленица широкая», «сырная неделя». Вся масленичная неделя была полна играми, каждый день имел своё название.
Ведущий: ПОНЕДЕЛЬНИК – «Встреча». В этот день дети обходили избы, поздравляли с наступлением Масленицы и выпрашивали блины.
Ведущий: ВТОРНИК на масленице называли « Заигрыш». В этот день дети играли в игры. ИГРА: «КОШКИ И МЫШКИ»
Ведущий: Лучшим местом для игры служит площадка, на воздухе. Участники этой игры, в количестве до 25 и больше, выбирают одного из сверстников в роли мышки и других двух в роли кошек. Остальные дети встают в незамкнутый круг, в одном месте которого два по соседству находящихся участника опускают по одной из своих рук, образуя таким образом род открытых «ворот», причём кошкам разрешается проникать в круг через эти «ворота», мышке же, кроме того, ещё через все прочие промежутки, образуемые между детьми. После того как мышка поймана, эти три участника становятся вкруг, а их место занимают другие участники. Эта игра проводится пока все дети примут в ней участие.
Ведущий: СРЕДА - лакомка. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими маслеными яствами.
Ведущий: ЧЕТВЕРГ - Широкий, разгульный - четверток. В этот день было больше всего развлечений. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его с боем. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Гуляли с утра до вечера, водили хороводы, пели частушки. ПЕСНЯ: « А МЫ МАСЛЕНКУ ВСТРЕЧАЕМ»
Ведущий: ПЯТНИЦА – Тёщины вечерки. На тёщины вечерки зятья угощали своих тёщ блинами.
Ведущий: СУББОТА – Золовкины посиделки. В этот день молодожены ходили в гости к родственникам на блины.
Ведущий: ВОСКРЕСЕНЬЕ – прощёный день. Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костёр из соломы и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали по полю, чтобы наследующий год собрать богатый урожай. В прощённое воскресенье ходили друг к другу мерится и просили прощения, если обидели раньше. Говорили «Прости меня, пожалуйста». «Бог тебя простит», отвечали на это. Так заканчивалась Масленица.
СТИХИ:
Ребёнок:
Приходите, заходите На румяные блины.
Нынче Маслина неделя – Будьте счастливы, как мы!
Ребёнок:
Я на Масленицу готов Скушать 50 блинов.
Закушу их сдобою, Похудеть попробую.
Ребёнок:
Прости меня!
Простите! – Прошу своих друзей – Обиды не таите,
Простите поскорей!
Ребёнок:
Пятый блин я слопала,
На мне юбка лопнула.
Пойду юбку зашивать,
Чтобы есть блины опять.
Ребёнок:
Веселей играй, гармошка, Масленица, не грусти!
Приходи, весна, скорее, Зиму прочь от нас гони!
Ребёнок:
Просить прощенье в воскресенье – Так на Руси заведено.
Простите нас, коль согрешили, А мы простили вас давно!
Ребёнок:
Блин селедочкой для вкуса,
Ну хотя б на пол укуса,
А четвёртый блин с мяском,
В блинчик для обманки Можно положить сметанки…
А макать в сметанку блин Никому не запретим!
Ребёнок:
Блин печёный с творожком Оставляем на потом…
А пока добавим мёда
В блин для сладкого захода,
И вареньицем клубничным
Поливаем блин привычно…
Всё запьём душистым чаем,
Вот как мы весну встречаем!
Ребёнок:
Детям нравятся блины.
Да чего блины вкусны!
Все на свете влюблены
В аппетитные блины!!
Со сметанкой и с икрой!
Поскорее - стол накрой!
С джемом, с мёдом и с вареньем,
Со сгущёнкой – объеденье!!
Ребёнок:
С мясом, с маслицем, грибами,
С фруктами и овощами…
С творожком или с капустой,
С пудрой сахарною, вкусно!
Я зову к себе гостей,
Моих маленьких друзей,
Налетайте, на блины!
Ой, штанишки нам тесы…
ХОРОВОД: «ЗЕМЕЛЮШКА ЧЕРНОЗЁМ»
Ведущий: А теперь мы зиму провожаем, весну встречаем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию "Дорогою добра"
Программа кружка по основам православной культуры и конспект занятия будут интересны для дошкольных работников, работающих по реализации задач духовно-нравственного воспитания детей в светских дошколь...
Электронно - методическая разработка по теме: "Безопасность на дороге". Правила дорожного движения для дошкольников в играх "Наши друзья-дорожные знаки"
Данная работа сделана, чтобы привлечь внимание родителей к проблеме безопасноно поведения детей на дороге и в транспорте. Используя предложенные в работе игры, родители могут знакомить детей с п...
Методическая разработка по правилам дорожного движения «Дорога без препятствий»
методическая разработка посвящена проблеме охраны безопасности ребенка на дорогах города через усвоение правил дорожного движения и воспитания осознанного отношения к необходимости выполнения этих пра...
Методическая разработка по теме: "Безопасность на дороге"
Одна из главных проблем обучения детей дошкольного возраста с умственной отсталостью - это их низкая познавательная активность. Поэтому главной целью данной работы является развитие познания у в...
Методическая разработка на тему «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ» старшая группа
Методическая разработка на тему«БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ»старшая группа...
Методическая разработка развлечения для воспитанников средних, старших и подготовительных групп «Безопасная дорога»
Развлечение по безопасности дорожного движения...
Методическая разработка по ПДД "Осторожно на дорогах"
Перед участниками располагается набор предупреждающих дорожных знаков. Ведущие загадывают загадки, а участники отгадывают и показывают соответствующий дорожный знак, называют его. За ответ команда пол...