Сценарий фольклорного развлечения «Мой край родной, Мордовия моя!»
материал
Данный сценарий фольклорного развлечения способствует возрождению забытых традиций, песен, танцев, познанию родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий фольклорного развлечения «Мой край родной, Мордовия моя!» | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий фольклорного развлечения «Мой край родной, Мордовия моя!»
в дежурной разновозрастной группе.
Действующие лица: Ведущая, Алдуня, дети (в мордовских костюмах)
Дети под мордовскую музыку входят в зал.
Ведущая:
Добрый день, гости званные желанные! Рада вас видеть в добром здравии да в хорошем настроении! Сегодня мы с вами будем знакомиться с нашей республикой. Красота в людях, живущих в ней, их языке, костюме, обычаях и традициях, в песнях, танцах, нашей истории! Поэтому мы должны знать историю своего края! А начнем мы с вами с разминки.
- В какой стране мы живем? (Россия)
- Назовите столицу нашей Родины? (Москва)
- В какой республике живем мы? (Республика Мордовия)
- Назовите столицу нашей республики? (Саранск)
- Назовите город, в котором мы живем? (Рузаевка)
- Люди, какой национальности проживают в нашей республике?
(Мордва, русские, татары)
- На каких языках разговаривают жители нашей республики?
(Русском, мордовском, татарском и других)
- Назовите улицу, на которой находится наш детский сад? (Гагарина)
Ведущая:
О нашем крае немало написано стихов.
1-й ребенок:
Шумбрат! Шумбрат, Мордовия!
Павазу эряфсь катк тонь эрь кудозт сувай!
2-й ребенок:
Ульхть шумбра, ульхть шумбра,
Кода сонць Сияжарсь, ульхть шумбра!
3-й ребенок:
В России средь берёзовых просторов
Полянка есть – Мордовия моя.
Она как песня матери, с которой,
За горы уходили, за моря!
4-й ребенок:
Милый край! Мордовия родная!
Здесь раздолье рек, лесов, полей.
Для меня нет лучше в мире края
Он мне всех дороже и милей.
5-й ребенок:
Ты – моя Родина, край наш Мордовия!
В жизни опора, любовь и судьба!
Мокша и эрьзя, татары и русские
Мы, твои дети, славим тебя!
Раздается стук в дверь.
Ведущая:
Ой, ребята, кажется, к нам в гости кто-то идет.
Под мордовскую музыку входит Алдуня, с корзинкой в руках.
Алдуня:
Здравствуйте, ребята, Шумбрат!
Ведущая:
Ребята, давайте поздороваемся на мордовском языке.
Дети: Шумбратада!
Алдуня:
Ребята, а вы знаете, как меня зовут? (Ответ детей: Нет)
Я Алдуня – покровительница добра, справедливости, чистоты и мудрости.
Ребенок: А что интересного ты нам принесла?
Алдуня:
Всего лишь вот эту корзину. (Показывает корзину)
Но она не простая, а волшебная. Называется она корзина-копилка. Я, ребята, весной и летом на завалинке сижу, а осенью и зимой в горнице посиживаю, и на народ гляжу. Все всегда запоминаю и в копилку собираю. Что в ней интересного для вас, вы узнаете сейчас.
Ведущая:
Подожди Алдуня. Давай-ка, мы тебя хорошенько разглядим. Да на костюм твой поглядим. А ты расскажешь нам о нем.
Алдуня:
На мне одета рубаха – панар. Рубаха опоясана набедренным украшением поясом – карспить, который украшен колокольчиками и бисером. На шее у меня бусы – кърганят. На голове – большой цветастый платок и украшение ашкотф. На ногах сапожки – кямот.
Ведущая:
Ребята, а теперь посмотрите на себя. Как вы думаете, какие костюмы одеты на вас? (Ответ детей: мордовские)
Ведущая:
Правильно, вы тоже все в мордовских костюмах. Но они у вас немного другие, ни как на Алдуне. Мордовские костюмы, как и русские, тоже бывают разные.
Давайте встанем полукругом, покажем, какие у нас красивые костюмы и споем песню.
Дети встают полукругом, поют, Алдуня танцует.
Песня «Мордовочка моя!»
Ведущая:
А теперь, Алдуня, расскажи, что ты нам принесла в своей корзинке.
Алдуня:
А давайте, посмотрим. (достает клубочки)
Давно это было! Раньше, много-много лет назад, в домах не было ни радио, ни телевизоров, ни компьютеров. Зимние вечера были тёмные и долгие. Чтобы скоротать время, собирались мордовские парни и девушки на посиделки. И не просто сидели, а проводили время за работой: кто за прялкой, из шерсти ниточку прядет, кто узор на полотенце вышивает, кто рубаху или платье шьет, а кто из дерева ложки да плошки вытачивает. А гармонист да балалаечник то песню затянут, то шуткой перебросятся. Вот работа и спорилась. Дружно все жили и весело. Я предлагаю немного поиграть с моими клубочками.
Ведущая:
Сейчас мы будем разматывать и сматывать клубочки. Есть такая поговорка: с детства не научишься, всю жизнь намучишься.
Подготовка к игре.
Игра «Веселый клубочек».
Ведущая:
Молодцы, ребята.
Мордва – трудолюбивый народ, занимавшийся земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством, различными ремёслами. Не зря говорится в пословице: «Маленький мордвин одной ногой в колыбели, другой на пахоте».
Алдуня, а ты знаешь мордовские пословицы и поговорки о труде?
Алдуня:
Конечно, знаю, они тоже в моей корзине собраны. (достает листочки с пословицами) Вот послушайте:
– Труд человека прославляет.
– Умелые руки не знают скуки.
– Кто не боится работы, тот станет мастером.
– Работа к рукам не пристаёт.
– Забота, что работа – человека не портит.
– День без труда – потерянный день.
– Уменье везде найдёт примененье.
Ведущая:
Вот спасибо, сколько новых пословиц и поговорок о труде мы узнали. Да, действительно, мордовский народ издавна выполнял разную работу: строил дома, выращивал хлеб, пас скот. Но самую трудную работу люди делали сообща. После рабочего дня умели весело отдыхать. Пели звонкие песни и танцевали задорные танцы. Давайте посмотрим танец под мордовскую песню «Кафта цёрат» - «Два парня»
Алдуня:
Ну–ка быстро встанем в пары,
Время пляски огневой!
Каблучками в пол ударим,
Вот как пляшем мы с тобой!
Пары выходят за кулисы.
Танец «Кафта цёрат»
Ведущая:
Алдуня, что еще интересного есть в твоей корзинке?
Алдуня:
В моей корзине много чего интересного есть. (достает красивый листочек)
Загадаю вам загадки,
Кто смышленей погляжу.
Отгадайте-ка, ребятки,
Про кого я вам скажу?
Загадки мои о животных, мне хочется услышать, знаете ли вы, как зовутся они на мордовском языке?
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами. (Петух - Атякш)
Ведущая:
Ребята, давайте, повторим: Атякш.
Алдуня:
Не зверь, не птица,
Всего боится.
Ловит мух
И в воду – плюх! (Лягушка – Ватракш)
Ведущая:
Повторяем – Ватракш
Алдуня:
Зимой спит,
Летом – ульи ворошит. (Медведь – Овту)
Ведущая:
Давайте, повторим Овту.
Алдуня:
Голодная мычит,
Сытая – жует.
Всем ребятам
Молочко дает. (Корова - Скал)
Ведущая:
Повторяем Корова – Скал.
Алдуня:
Слушайте дальше:
Мордочка усатая,
Шубка полосатая.
Часто умывается,
А с водой не знается. (Кошка - Ката)
Ведущая:
Как будет Кошка на мордовском языке? Ката.
Алдуня:
Слушайте, следующую загадку:
С хозяином дружит,
Дом сторожит.
Живет под крылечком,
А хвост колечком. (Собака - Пине)
Ведущая:
Ребята, давайте, повторим: Пине. Правильно, молодцы.
Алдуня, наши дети, знают стихотворение про собачку. Сейчас они тебе его расскажут.
«Пиненя» (про собачку)
6-й ребенок:
Эй, ёмла пиненя
Эй, оржа пиленя
Азка коста тяфта ардат
7-й ребенок:
Азка мезе курксот кандат.
Няйсак вирьста сай киня
Кандан серай нумолня.
Ведущая:
Молодцы, ребята. Алдуня, поищи-ка еще, что нибудь в своей корзинке.
Алдуня: (достает из корзинки деревянные ложки)
Эти ложки не для каши,
Не для супа, не для щей.
В руки дети их возьмут,
Веселить гостей начнут!
Ведущая:
Ребята, действительно деревянные ложки – это самый популярный инструмент как у русских, так и у мордвы.
Раздача ложек.
«Ансамбль ложкарей» Кладут инструменты садятся на места.
Ведущая:
Молодцы, хороший у вас ансамбль получился. А сейчас давайте поиграем в веселую игру.
Игра «Карусель»
Дети садятся.
Алдуня:
Вот, молодцы, весело поиграли.
Ведущая:
Ни один праздник, ни одно веселье не обходилось у мордовского народа без застолья. Пища наших предков была естественная. Её нужно было добывать или выращивать своими руками. Излюбленным угощением во время свадьбы, крестин и других праздников была пшённая каша. По мордовскому поверью, пшённая каша служила символом долголетия. Поэтому, начиная строительство нового дома, хозяин обходил сруб с пшённой кашей. Для того, чтобы новый дом служил многим поколениям его обитателей.
Алдуня:
Порадовали вы меня сегодня. По – мордовскому обычаю после праздника всегда следует угощение.
Я мордовскими блинами
Угощу честной народ.
Пусть удача будет с вами
Счастье в дом ваш пусть придет. (Берет тарелку с блинами, показывает их)
Ведущая:
Ребята, давайте поблагодарим Алдуню за угощение.
Дети: Спасибо
Алдуня:
Угощайтесь на здоровье.
Угощает блинами.
Алдуня:
А мне пора возвращаться домой. Вастомазонок! До свидания!
Алдуня уходит.
8-й ребенок:
На просторах республики нашей
Вместе с русскими дружно живем.
Вместе с ними и сеем и пашем
Вместе пляшем и песни поем.
9-й ребенок:
Милая Родина, вместе с Мордовией
В жизни опора, любовь и судьба.
Мокша и эрзя, русские братья
Мы, твои дети, славим тебя.
Ведущая:
Вот и закончился наш праздник. До свиданья, гости званые, желанные.
Приходите к нам почаще. Уледа, шумбрат! Будьте здоровы!
Дети выходят из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание дошкольников. Интегрированное занятие для детей старшей группы "Край родной - Мордовия моя!"
Интегрированная НООД по патриотическому воспитанию для детей старшей группы "Край родной - Мордовия моя!"Цель: расширять знания детей о республике Мордовия; продолжать знакомить с культурой мордовског...
Сценарий фольклорного праздника, посвященного дню родного языка "Край мой, Мордовия!"
Материал празника позволяет формировать музыкально-слуховые представления, навыки интонирования мордовских народных песен и исполнения мордовских танцев, вызывает интерес детей к прошлому, истории сво...
Сценарий досуга-развлечения "Мордовский край родной"
Сценарий досуга-развлечения в тематической неделе "Мой родной край" (фестиваль "Шумбрат, Мордовия")....
Мой край родной – Мордовия моя
Наша Родина – Россия. Россия – огромная страна, где проживают многие народы: русские, татары, чуваши, башкиры, армяне и многие другие......
Конспект занятия по реализации регионального компонента «Мой край родной - Мордовия» (подготовительная к школе группа)
Данный материал предназначен для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов, проживающих в Республике Мордовия, с малой родиной, с мордовским национальным ...
МОЙ КРАЙ РОДНОЙ - МОРДОВИЯ МОЯ! НОД для детей старшей-подготовительной группы
Старинная мудрость напоминает: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Сегодня одна из наиболее актуальных проблем подрастающего поколения – это проблема патриотического воспитани...
Открытое занятие по реализации регионального компонента "Мой край родной - Мордовия"
Открытое занятие проводилось с воспитанниками старшей и подготовительной группы (разновозрастная группа №2). В ходе занятия были выяснены и дополнены знания детей о своей малой Родине. Дети узнали мно...