Патриотическое воспитание дошкольников. Интегрированное занятие для детей старшей группы "Край родной - Мордовия моя!"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Бочкарева Мария Викторовна

Интегрированная НООД по патриотическому воспитанию для детей старшей группы "Край родной - Мордовия моя!"

Цель: расширять знания детей о республике Мордовия; продолжать знакомить с культурой мордовского народа.

Задачи:

1. Формировать у детей представление о республике Мордовия, как о малой Родине; закрепить понятие "Мордовский край"; познакомить детей с мордовским национальным бытом, культурой, этносом.

2. Развивать у детей интерес к культуре мордовского народа, познавательную активность детей; создавать радостное настроение.

3. Воспитывать чувство гордости к тому месту, где мы живем; интерес и уважение к национальным традициям.

Предварительная работа: рассматривание альбома "Мордовия моя!" чтение мордовских сказок, прослушивание мордовских народных песен, разучивание стихотворений о Мордовии.

Методические приемы: показ, объяснение, чтение стихотворений, перевоплащение, подвижные нароные игры.

Материалы и оборудование: символика Республики Мордовия; презентация с изображением природы Мордовии, историческими фото; старинные предметы быта и обихода; мордовские национальные костюмы; элементы узора; музыкальные инструменты; сказка «Благородный медведь».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kray_rodnoy.docx18.95 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: расширять  знания детей о Республике Мордовия; продолжать знакомить с культурой мордовского народа.

Задачи:

1. Формировать у детей представление о Республике Мордовия, как о малой Родине; закрепить понятие «мордовский край»; познакомить детей с мордовским национальным бытом, культурой, этносом.

2. Развивать у детей интерес к культуре мордовского народа, познавательную активность детей; создавать радостное настроение.

3. Воспитывать чувство гордости к тому месту, где мы живем, интерес и уважение к национальным традициям.

Предварительная работа: рассматривание альбома «Мордовия моя», чтение мордовских сказок, прослушивание мордовских народных песен, разучивание стихотворений о Мордовии.

Оборудование: символика Республики Мордовия; презентация с изображением природы Мордовии, историческими фото; старинные предметы быта и обихода; мордовские национальные костюмы; элементы узора; музыкальные инструменты; сказка «Благородный медведь».

Методические приемы: показ, объяснение, чтение стихотворений, перевоплощение, рассматривание, подвижная игра.

Ход НООД

        - Шумбратадо, шабат! (Шумбратадо!)

        - Ребята, скажите, на каком языке мы с вами поздоровались? (мордовском)

        - Правильно! Сегодня я хочу поговорить с вами о нашей малой Родине, о крае, в котором мы родились. Для этого приглашаю вас отправиться в путешествие.

(воспитатель и дети проходят в мини-музей МДОУ)

        - Скажите, как называется республика, в которой мы проживаем? (Мордовия)

        - Кто скажет, как называется столица Мордовии? (Саранск)

        - Посмотрите – это флаг и герб РМ.  Из каких цветов состоит флаг Мордовии? (белый, красный, синий)

        - Белый цвет означает мудрость, невинность мира; темно-красный отражает давние традиции мордвы; темно-синий цвет символизирует напоенную влагой плодородную землю.

Ребенок: Ты моя Родина, край наш Мордовия!

                В жизни опора, любовь и судьба.

                Мокша и эрьзя, русские братья…

                Мы твои дети, славим тебя!

        - Природа Мордовии довольна разнообразна. Здесь есть леса и луга, реки и озера, низменности и возвышенности (слайд 1). Все времена года в Мордовии непохожи друг на друга. На смену теплой весне приходит жаркое лето. Дождливая осень сменяется морозной зимой.

1 ребенок: Мордовский край! Родимая Отчизна!

                Мне близок к сердцу каждый уголок,

                И пенье птиц, и щебет соловьиный,

                Краса полей и широта лесов.

2 ребенок: Мне нравится пейзаж осенней дали:

                Природа будто замирает на ходу,

                Деревья стали голыми, опали

                Желтеющие листья поутру.

3 ребенок: Зима покрыла двор пушистым одеялом.

                Нам не узнать его, он словно белый пух.

                И мы уже не слышим звон прощальный

                Любимых птиц, улетающих на юг.

4 ребенок: Деревья все проснулись и качают

                Они сережки звонкие свои.

                И я не знаю большей радости на свете,

                Когда щебечут снова соловьи.

5 ребенок: Ах, как приятно по утру умыться свежею росою,

                Босою бегать по траве, я впереди – рассвет за мною.

                А лето снова одарит чудесным солнцем золотым,

                И будет радовать опять сиянием своим.

6 ребенок: Ах, как прекрасна же всегда Мордовия!

                Земля моя!

                И нет предела восхищенью

                Родным просторам, вечному цветенью!

        - Климат Мордовии позволяет возделывать пшеницу и рожь для выпечки хлеба, ячмень для варки пива, коноплю для плетения канатов. Здешняя погода благоприятна для садоводства и животноводства (слайд 2).

        - Давайте отправимся в прошлое и зайдем в деревенский дом. В жилой избе, в углу возле двери, располагалась печь. Под потолком находились палатья – полки, на которых спали. Рядом с печью располагался шкаф-ларь для посуды, на стене висел печкарь – плетенная корзина для хранения ложек (слайд 3).

        - В старину, длинными зимними вечерами, мордва устраивала посиделки, на которых женщины и девушки пряли, сопровождая работу  песней, парни играли на различных музыкальных инструментах (слайд 4).

        - Вышивка была не только обязательным, но и любимым занятием мордовских девушек (слайд 4). Палитра мордовской вышивки включает в себя в основном четыре цвета: черный с синим оттенком и темно-красный – как основные тона, желтый и зеленый – для расцвечивания узора. Стремясь не повторяться, мордовки постоянно совершенствовали свое мастерство. Идеи они черпали в окружающей природе. И названия мордовских орнаментов такие – «змеиная головка», «куриные лапки», «козьи копыта», «крылышки», «еловые ветки», «солнечные узелки», «звездочки» (рассматривание узоров).

        - Женскую рубаху носили с поясом или специальным сложным набедренным украшением,  которое по-мордовски называется пулай (одевание девочек в мордовский костюм).

        - Для эрзянок были типичны высокие головные уборы на твердой основе с длинной, спускавшейся на спину лопастью из холста. Мокшанки носили двурогие головные уборы или тюрбанообразные повязки (слайд 5). По праздникам мордовки надевали кожаные сапожки, повседневной обувью служили лыковые лапти.

        - Декоративная резьба по дереву – еще один традиционный вид художественного творчества мордвы. Занимались им мужчины. Узоры наносились на фронтоны изб, свадебные сундуки, прялки. Самым известным резчиком по дереву был мордовский скульптор – Степан Эрьзя (слайд 6).

        - Как я уже говорила, вечерами работа и песня часто меняли друг друга. Среди музыкальных инструментов мордвы широкое распространение получили волынки, кальцаемат, кевень дудушка, пенчть (ложки), баягинеть (колокольчики), пила, пелюма (коса), сравтома пелькс (гребенка).

        - Торама – так называется волшебная труба. Если придет беда, достаточно тораме затрубить – и при первых же ее звуках защитники мордвы встанут на охрану родной земли (слайд 7).

        - Мордовская культура богата разнообразными песнями, сказками и легендами, пословицами и поговорками, преданиями и плачами. Какие мордовские сказки вы знаете? Я хочу вам рассказать мордовскую сказку «Благодарный медведь»

        - Сегодня вы очень многое узнали о нашей республике, что вам запомнилось больше всего?

        - И на последок, я хочу вас познакомить с мордовской подвижной игрой «Горшки».

Игра «Горшки» («Чакшкесэ»)

Водящий выбирается считалкой по желанию детей. Остальным предлагается поделится на «хозяев» и «горшки». Участники игры располагаются в два круга, внутренний – «горшки». «Покупатель» обходит «ярмарку» кругом, выбирая себе «горшок», заводит разговор с «хозяином»:

Текст

- Азор, чакшот мисак?

- Миса!

- Азор, чакшот вадря?

- Пек вадря?

- Ну паро. Туик кедеть!

Перевод

- Хозяин, горшки продаешь?

- Продаю!

- Хозяин, горшки хороши?

- Очень хороши!

- Ну ладно. По рукам!

        «Хозяин» и «покупатель» ударяют по рукам и бегут в разные стороны, обегая «ярмарку». Кто раньше добежит до «горшка» и положит руку на его голову, тот и «хозяин». (Игра продолжается 2-3 раза)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Патриотическое воспитание дошкольников путем знакомства с историей и культурой родного города. Из опыта работы."

Патриотическое воспитание дошкольников путем знакомства с историей и культурой родного города....

Статья: "Патриотическое воспитание дошкольников путем знакомства с историей и культурой родного города. Из опыта работы."

Патриотическое воспитание дошкольников путем знакомства с историей и культурой родного города....

Статья: "Патриотическое воспитание дошкольников путем знакомства с историей и культурой родного города. Из опыта работы."

Патриотическое воспитание дошкольников путем знакомства с историей и культурой родного города....

Конспект интегрированного занятия для детей старшей логопедической группы «Путешествие по родному городу»

Цель данного занятия: ознакомление детей старшей группы с достопримечательностями родного города. Погружение в атмосферу знакомых, а также мало известных  детям мест и зданий города осуществляетс...

«Кубань - мой край родной!» Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект интегрированного занятия для детей средней группы "Кубань - мой родной край"....

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к культурно историческим ценностям родного края

Я узнал, что у меня есть огромная родня:И тропинка, и лесок, в поле - каждый колосок,Речка, небо надо мною - это все мое, родное!»В. ОрловТема нравственности и патриотизма, пожалуй, одна из...

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы на тему: "Люблю тебя, родной Урал"

Интегрированное занятие для старшей группы на тему «Люблю тебя, родной Урал»Цели: знакомство детей с древним ремеслом – гончарным делом; знакомство детей с уральской домовой рос...