Фольклорный досуг для детей и родителей "Приди, весна, с радостью!"
методическая разработка

Климова Наталья Викторовна

Фольклорное совместное с детьми и родителями мероприятие, с использованием  изобразительной , музыкальной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад «Малышок» ст. Тарханы Саратовского района Саратовской области»

Вечер семейного отдыха «Приди, весна, с радостью!»

Подготовила: старший воспитатель   Климова Н.В.

Дата проведения:  03.2020 г

Задачи:

  1. Привитие  интереса  к русской старине,  традициям, народными промыслами: народная кукла
  2. Знакомство  с народными обрядами, праздниками, обычаями.
  3. Оптимизация  детско-родительских  отношений.
  4. Объединение усилий ДОУ и семьи в направлении формирования интереса к познанию истории и культуры наших предков.

Оборудование: мультимедийное оборудование, предметы крестьянского быта, мебель, посуда и пр., колокольчик, венок для народных игр, шерстяные нитки красного и белого цвета, семена гороха, картонные заготовки 10см на 20см, баранки и бублики.  

Ход мероприятия:

Хозяйка под аудио запись р.н.п. «Кулики-жаворонушки» встречает родителей,  детей, участников  в зале:

- Здравствуйте, люди добрые! Приятно видеть вас в добром здравии. Припасла  вам забавушек на всякий вкус!  

Участник - Авдотья  входит в зал: И тебе здравствуй, хозяюшка!

Хозяйка: Проходите , не стесняйтесь, места всем хватит!

Участник - Авдотья : Хлебу да соли долог век. Хозяйке нашей более того (поклон). 

Хозяйка: И вам того же (поклон). Удобно ли вам, гости дорогие?  Изба то у меня просторная,  места хватает. Сижу тут порой, да работу, какую-нибудь работаю. А то бывает  и сказки сказываю.

         В некоторое царство, в некоторое государство пожаловала Весна. Да не та Весна-обманщица, у которой солнышко вперемешку с ветром студёным, дождичком колючим и морозцем трескучим, а пожаловала Весна — Красна! Махнула она одним рукавом — расстелила кругом ковры зелёные, махнула другим — разбросала по коврам цветы расписные. Водрузила она на трон небесный жаркое Солнце -  Ярило, и прилетели перелётные птицы, стали они весело щебетать (звук щебетания птиц), Весну прославлять!

Хозяйка: Вот  и  я назвала  гостей из разных волостей!

      Проходите поиграть, Весну- красную встречать!

Организуется игра «Золотые ворота». Под слова ведущего:

Идет матушка-весна, отворяй-ка ворота.

Первым март пришел- всех детей провел,

А за ним апрель, отворил окно и дверь,

А уж как пришел май- сколько хошь теперь гуляй!

 дети помощники выбирают пару себе из гостей, каждая пара  образует воротца, через которые змейкой проходят участники несколько раз под музыкальное сопровождение.

Хозяйка предлагает гостям присесть и указывает на  участницу Авдотью: Вот с гостюшкой, хотелось бы познакомиться, присаживайся поближе, да рядышком!

Участница - Авдотья:  Я Авдотья-Плющиха. Зимой Земля-матушка спала, «замерла», «замкнута» была, нельзя её тревожить было. Но пришла я, Авдотья-Плющиха, снег сплющила, он осел, ручьями побежал. Пробуждаю я Землю-матушку от зимнего сна. Решаю: Весну пускать или не пускать. Мой праздник отмечают 14 марта. В народе с этого числа начиналось пение веснянок.  Ведь люди ждут Весну, кличут, зазывают. Снаряжаю я Весну-красну, и поэтому ещё меня называют «Авдотья-Весновка». Говорят:

Если в этот день Авдотья красна, то и весна красна.
На Авдотью солнышко – лето погожее.

Хозяйка: Да!  На Руси всегда серьёзно относились к красавице Весне – её ждали, закликали, гукали, встречали, чтобы  она пришла с теплом, доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем. Давайте и мы продолжим эту традицию, покличем  Весну-Красну весенними закличками!

Все вместе  исполняют весеннюю закличку:

Весна, Весна-Красная, приди, Весна, ясная!

 Приди, Весна, с радостью, с великой милостью!

 Со льном высоким, с корнем глубоким!

 С дождями сильными, с хлебами обильными!

Хозяйка: А  22 марта на Руси издавна отмечали праздник Жаворонки — день встречи весны. Звался этот день «Сороки». Сорок сороков. Сорок мучеников. Сорок святых. Было поверье, что на Сороки прилетает сорок птиц, что сорока начинает строить себе гнездо и кладет в него сорок палочек.  Были народные приметы в чести. Сороки тёплые – сорок дней будут тёплыми, и ранняя весна придет. Если же холодные Сороки – жди сорок холодных утренников. По традиции, к началу этого праздника, выпекали из теста вешних птичек. Жаворонков, скворцов, куликов. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.

Дети читают  заклички:

  1. Прилетели три грача, принесли три ключа.
    Берите, грачи, золотые ключи,
    Замыкайте зиму, отпирайте весну,
    Открывайте лето!
  2. Чу, виль-виль  весна пришла на колясочках, 
    Зима ушла  на саночках! 

  1. Ау, ау, аукаем, весну приаукиваем:
    Март, март – Солнцу рад.
    Апрель, апрель – Откроет дверь.
    Май, май – Сколько хочешь гуляй! 
  2. Жаворонушки-перелётушки, прилетите к нам! Гу!

                Весну ясную, весну красную, принесите нам! Гу!

С сохой, с бороной, да с лошадкой вороной,

С жеребёночком – воронёночком! Гу!

 

  1. Чувиль-виль-виль, жаворонушки, прилетите к нам! Гу!

Принесите нам лето тёплое, весну красную! Гу!

Нам зима надоела, весь хлеб переела,

Всю скотинку поморила! Гу!

  

Хозяйка: Вот и стало теплее, вот и стало светлее!

                      В круг скорее все вставайте, с жаворонком поиграйте!

 

 Рус. нар. игра «Жаворонок».

Участники игры  стоят в кругу, за кругом водящий – «жаворонок» с колокольчиком. Участники идут по кругу и приговаривают, а «жаворонок» летит противоходом и звенит колокольчиком:

В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел,

Порезвился в тишине, спрятал песенку в траве,

Тот, кто песенку найдёт, будет счастлив целый год!

Раз, два, три, ищи!

Участники игры  останавливаются, закрывают глаза ладонями, а «жаворонок» прячет колокольчик у кого-нибудь за спиной, ставит на пол, а потом становится сам в круг. Участники  присаживаются, ищут за спиной руками колокольчик. Нашедший,  звенит колокольчиком, происходит смена водящего.

Хозяйка: Спасибо, гости дорогие, что  распотешили! 

Появляется первая девица: Ой, народищу – то! А Настасью – то не видали? И по воду не приходила, али спит долго? Нет, коровушку свою пасла – вон она с пригорка спускается!

 Вторая девица с хворостиной неторопливо входит в зал под песню «Коровушка».

Первая девица: Здравствуй, Настасьюшка, пригнала свою коровушку?

Вторая девица: Пригнала, пригнала, а твоя Буренка где?

Первая девица: Да уж в хлеву стоит, напугалась больно, медведь на меня напал, еле отбилась.

Хозяйка: Ох, и боевые  девицы! Медведя не боятся!

Девицы: Что медведь, мы и комара не боимся!

Хозяйка: Откуда ж такие?

 Первая девица: Я из  деревни  Загадкино, у нас избы полны загадками, а отгадки так и скачут по улицам! А живем мы и на горке, и под горкой, и у речки, и у моря, чтобы не было никакого горя.

Вторая девица: Ваши хитрые загадки кто сумеет разгадать,

Тому сушки и баранки обещаете к чаю дать?!

 Загадывает загадки первая девица:

1.Носят женщины, старушки, носят малые девчушки – 

   К уголочку уголок, сложен красочный…(Платок)

 

  1. Не страшны зимой морозы ни большим, ни маленьким,

    Что нам зимушки угрозы? Мы обуем … (Валенки)

 

  1. Если маленький мороз – не хватает нас за нос,

    Как начнёт мороз сердиться,  мы наденем… (Рукавицы)

 

  1. Любят девочки – подружки с маком бублики и … (Сушки)

 

  1. Выпускает жаркий пар древний чайник… (Самовар)

 

  1. Три струны её узнай-ка, заиграла… (Балалайка)

Первая девица: Отгадали все загадки, вот вам сушки да баранки! Гостей угощает сушками и баранками. 

Вторая девица: А я родом - то  из села Веселухино!  А живем мы под горой, на березе на большой.  Когда надо умываться, мы на луг идем купаться! У нас, в Веселухино, и игры веселые!   Давайте вместе поиграем!

Кострома –Костромушка по полю гуляла,

Дождик собирала. Сама подрастала, вот какою стала!

Хоровод-игра «КОСТРОМА»

 Кострома, Кострома

Государыня моя? Кострома.
-Дома ль  Кострома?
-Дома!
-Что делаешь?
-Нитки пряду!
(Дети ходят в хороводе и пальчиками показывают, как-будто прядут)

Ах, где ты моя, Кострома,
Ах, где государыня моя?
-Дома Кострома?
-Дома!
-Что делаешь?
-Клубки мотаю!
(Дети ходят в хороводе и показывают, как мотают клубки - как наши большие
вьюшки)

Ах, где ты моя, Кострома,
Ах, где государыня моя?
-Дома Кострома?
-Дома!
-Что делаешь?
-Поработала - пообедаю!
(Дети ходят в хороводе и показывают, как едят ложкой)

Ах, где ты моя, Кострома,
Ах, где государыня моя?
-Дома Кострома?
-Дома!
-Что делаешь?
-Легла, да уснула...
(Дети ходят в хороводе, сложили ладошки и как-будто спят)

(Тихо) Ах, где ты моя, Кострома,
Ах, где государыня моя?
-Дома Кострома?
-Дома!
-Что делаешь?
-Проснулась - попрыгаю!
(Все дети прыгают)

Ах, где ты моя, Кострома,
Ах, где государыня моя?
-Дома Кострома?
-Дома!
-Что делаешь?
-Сейчас догонять вас буду!
(Все разбежались кто куда).

Хозяйка: Спасибо вам, веселая компания!  И игры то у вас не простые, а потешные, смешные! Хорошо весной гулять –  и Весну-красну  встречать. Весенне-летние праздники в деревне начинались обрядом «заклинания» весны, обязательным атрибутом которого являлись маленькие нитяные куколки – Мартинички. И вам гостюшки предлагаю Мартинички связать.

Гостям предлагается пройти к подготовленному месту для  совместной творческой деятельности.

Хозяйка: Мартинички вязали парами: белые символизировали уходящую зиму, а красные приходящую весну. Такие куклы традиционно вяжут из обрывков цветных шерстяных нитей, используя картон для подготовительных мероприятий и целую сухую горошину.

  1. На картонную заготовку по стороне 10 см наматываем витки пряжи, один конец закрепляем узлом; снимаем заготовку и делаем руки (плотно обвязываем каждый конец и разрезаем петли);
  2. На картонную заготовку по стороне 20 см плотно наматываем 20-25 витков пряжи. Под пряжу по одному сгибу пропускаем нить и завязываем, стягивая намотанные нитки, по другому сгибу разрезаем; снимаем пряжу с шаблона и под связанный сгиб подкладываем горошину (бусину);
  3. Горошину равномерно обкладываем пряжей и под горошиной затягиваем нитью 2-3 петельных узла – это туловище с головой;
  4. Пучок – туловище раскладываем  на две части, между частями вкладываем руки;
  5. Одной из нитей стягиваем туловище по линии талии, концы распушиваем, сверху стягиваем нитью – основой;
  6. Куколка – девочка при желании может превратиться в куколку – мальчика, если «юбку» из ниток разделить на две части и нижние края обвязать крепко нитью, чтобы получились «штаны».

 «Хозяйка» подводит итог изобразительной совместной деятельности.               

 Хозяйка:  Всем спасибо за вниманье! За задор, веселье, смех.
Говорю вам  до свиданья,  до счастливых новых встреч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклорные досуги для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Разработки  фольклорных  досугов  Масленица, Деревенские  посиделки, Ярмарка, помогут музыкальным  руководителям и  учителям  музыки   в приобщен...

" Посиделки у печки" фольклорный досуг для детей старшего дошкольного возрастаи взрослых

Фольклорный досуг с использованием этнографических экспонатов музея  дошкольного учреждения...

У кого душа поет. Фольклорный досуг для детей подготовительной группы.

Цель досуга: 1. Приобщение детей к русской народной культуру                         2. Формирование знаний о видах русской рародной пе...

Сценарий развлечения для детей средней группы "Весна пришла - радость принесла".

Наступила долгожданная весна! Вместе с детьми в детском саду мы празднуем ее приход....Под веселую музыку, с играми, шутками и забавами встречаем милую гостью. Яркое Солнышко, добрый Лесовичок, прекра...

СМЕХ, ДА ВЕСЕЛЬЕ! Математический фольклорный досуг для детей подготовительной к школе группы

Этот математический досуг поможет воспитателю подготовительной группы повторить и закрепить с детьми порядковый и обратный  счет, упражнять детей в решении задач, в разгадывании лабиринтов, в реш...

Сценарий фольклорного досуга для детей средней группы на тему: "Жаворонки принесли весну на своем хвосту"

Развивать творческие способности детей.Пробудить интерес к русскому фольклору заучивание стихов русских поэтов.Прививать культуру слова, желание детей знать историю своего народа.Оформление зала: имит...