Фольклорный досуг для детей и родителей "Приди, весна, с радостью!"
методическая разработка
Фольклорное совместное с детьми и родителями мероприятие, с использованием изобразительной , музыкальной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
фольклорный досуг Приди,весна, с радостью! | 32.27 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад «Малышок» ст. Тарханы Саратовского района Саратовской области»
Вечер семейного отдыха «Приди, весна, с радостью!»
Подготовила: старший воспитатель Климова Н.В.
Дата проведения: 03.2020 г
Задачи:
- Привитие интереса к русской старине, традициям, народными промыслами: народная кукла
- Знакомство с народными обрядами, праздниками, обычаями.
- Оптимизация детско-родительских отношений.
- Объединение усилий ДОУ и семьи в направлении формирования интереса к познанию истории и культуры наших предков.
Оборудование: мультимедийное оборудование, предметы крестьянского быта, мебель, посуда и пр., колокольчик, венок для народных игр, шерстяные нитки красного и белого цвета, семена гороха, картонные заготовки 10см на 20см, баранки и бублики.
Ход мероприятия:
Хозяйка под аудио запись р.н.п. «Кулики-жаворонушки» встречает родителей, детей, участников в зале:
- Здравствуйте, люди добрые! Приятно видеть вас в добром здравии. Припасла вам забавушек на всякий вкус!
Участник - Авдотья входит в зал: И тебе здравствуй, хозяюшка!
Хозяйка: Проходите , не стесняйтесь, места всем хватит!
Участник - Авдотья : Хлебу да соли долог век. Хозяйке нашей более того (поклон).
Хозяйка: И вам того же (поклон). Удобно ли вам, гости дорогие? Изба то у меня просторная, места хватает. Сижу тут порой, да работу, какую-нибудь работаю. А то бывает и сказки сказываю.
В некоторое царство, в некоторое государство пожаловала Весна. Да не та Весна-обманщица, у которой солнышко вперемешку с ветром студёным, дождичком колючим и морозцем трескучим, а пожаловала Весна — Красна! Махнула она одним рукавом — расстелила кругом ковры зелёные, махнула другим — разбросала по коврам цветы расписные. Водрузила она на трон небесный жаркое Солнце - Ярило, и прилетели перелётные птицы, стали они весело щебетать (звук щебетания птиц), Весну прославлять!
Хозяйка: Вот и я назвала гостей из разных волостей!
Проходите поиграть, Весну- красную встречать!
Организуется игра «Золотые ворота». Под слова ведущего:
Идет матушка-весна, отворяй-ка ворота.
Первым март пришел- всех детей провел,
А за ним апрель, отворил окно и дверь,
А уж как пришел май- сколько хошь теперь гуляй!
дети помощники выбирают пару себе из гостей, каждая пара образует воротца, через которые змейкой проходят участники несколько раз под музыкальное сопровождение.
Хозяйка предлагает гостям присесть и указывает на участницу Авдотью: Вот с гостюшкой, хотелось бы познакомиться, присаживайся поближе, да рядышком!
Участница - Авдотья: Я Авдотья-Плющиха. Зимой Земля-матушка спала, «замерла», «замкнута» была, нельзя её тревожить было. Но пришла я, Авдотья-Плющиха, снег сплющила, он осел, ручьями побежал. Пробуждаю я Землю-матушку от зимнего сна. Решаю: Весну пускать или не пускать. Мой праздник отмечают 14 марта. В народе с этого числа начиналось пение веснянок. Ведь люди ждут Весну, кличут, зазывают. Снаряжаю я Весну-красну, и поэтому ещё меня называют «Авдотья-Весновка». Говорят:
Если в этот день Авдотья красна, то и весна красна.
На Авдотью солнышко – лето погожее.
Хозяйка: Да! На Руси всегда серьёзно относились к красавице Весне – её ждали, закликали, гукали, встречали, чтобы она пришла с теплом, доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем. Давайте и мы продолжим эту традицию, покличем Весну-Красну весенними закличками!
Все вместе исполняют весеннюю закличку:
Весна, Весна-Красная, приди, Весна, ясная!
Приди, Весна, с радостью, с великой милостью!
Со льном высоким, с корнем глубоким!
С дождями сильными, с хлебами обильными!
Хозяйка: А 22 марта на Руси издавна отмечали праздник Жаворонки — день встречи весны. Звался этот день «Сороки». Сорок сороков. Сорок мучеников. Сорок святых. Было поверье, что на Сороки прилетает сорок птиц, что сорока начинает строить себе гнездо и кладет в него сорок палочек. Были народные приметы в чести. Сороки тёплые – сорок дней будут тёплыми, и ранняя весна придет. Если же холодные Сороки – жди сорок холодных утренников. По традиции, к началу этого праздника, выпекали из теста вешних птичек. Жаворонков, скворцов, куликов. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.
Дети читают заклички:
- Прилетели три грача, принесли три ключа.
Берите, грачи, золотые ключи,
Замыкайте зиму, отпирайте весну,
Открывайте лето! - Чу, виль-виль весна пришла на колясочках,
Зима ушла на саночках!
- Ау, ау, аукаем, весну приаукиваем:
Март, март – Солнцу рад.
Апрель, апрель – Откроет дверь.
Май, май – Сколько хочешь гуляй! - Жаворонушки-перелётушки, прилетите к нам! Гу!
Весну ясную, весну красную, принесите нам! Гу!
С сохой, с бороной, да с лошадкой вороной,
С жеребёночком – воронёночком! Гу!
- Чувиль-виль-виль, жаворонушки, прилетите к нам! Гу!
Принесите нам лето тёплое, весну красную! Гу!
Нам зима надоела, весь хлеб переела,
Всю скотинку поморила! Гу!
Хозяйка: Вот и стало теплее, вот и стало светлее!
В круг скорее все вставайте, с жаворонком поиграйте!
Рус. нар. игра «Жаворонок».
Участники игры стоят в кругу, за кругом водящий – «жаворонок» с колокольчиком. Участники идут по кругу и приговаривают, а «жаворонок» летит противоходом и звенит колокольчиком:
В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел,
Порезвился в тишине, спрятал песенку в траве,
Тот, кто песенку найдёт, будет счастлив целый год!
Раз, два, три, ищи!
Участники игры останавливаются, закрывают глаза ладонями, а «жаворонок» прячет колокольчик у кого-нибудь за спиной, ставит на пол, а потом становится сам в круг. Участники присаживаются, ищут за спиной руками колокольчик. Нашедший, звенит колокольчиком, происходит смена водящего.
Хозяйка: Спасибо, гости дорогие, что распотешили!
Появляется первая девица: Ой, народищу – то! А Настасью – то не видали? И по воду не приходила, али спит долго? Нет, коровушку свою пасла – вон она с пригорка спускается!
Вторая девица с хворостиной неторопливо входит в зал под песню «Коровушка».
Первая девица: Здравствуй, Настасьюшка, пригнала свою коровушку?
Вторая девица: Пригнала, пригнала, а твоя Буренка где?
Первая девица: Да уж в хлеву стоит, напугалась больно, медведь на меня напал, еле отбилась.
Хозяйка: Ох, и боевые девицы! Медведя не боятся!
Девицы: Что медведь, мы и комара не боимся!
Хозяйка: Откуда ж такие?
Первая девица: Я из деревни Загадкино, у нас избы полны загадками, а отгадки так и скачут по улицам! А живем мы и на горке, и под горкой, и у речки, и у моря, чтобы не было никакого горя.
Вторая девица: Ваши хитрые загадки кто сумеет разгадать,
Тому сушки и баранки обещаете к чаю дать?!
Загадывает загадки первая девица:
1.Носят женщины, старушки, носят малые девчушки –
К уголочку уголок, сложен красочный…(Платок)
- Не страшны зимой морозы ни большим, ни маленьким,
Что нам зимушки угрозы? Мы обуем … (Валенки)
- Если маленький мороз – не хватает нас за нос,
Как начнёт мороз сердиться, мы наденем… (Рукавицы)
- Любят девочки – подружки с маком бублики и … (Сушки)
- Выпускает жаркий пар древний чайник… (Самовар)
- Три струны её узнай-ка, заиграла… (Балалайка)
Первая девица: Отгадали все загадки, вот вам сушки да баранки! Гостей угощает сушками и баранками.
Вторая девица: А я родом - то из села Веселухино! А живем мы под горой, на березе на большой. Когда надо умываться, мы на луг идем купаться! У нас, в Веселухино, и игры веселые! Давайте вместе поиграем!
Кострома –Костромушка по полю гуляла,
Дождик собирала. Сама подрастала, вот какою стала!
Хоровод-игра «КОСТРОМА»
Кострома, Кострома
Государыня моя? Кострома.
-Дома ль Кострома?
-Дома!
-Что делаешь?
-Нитки пряду!
(Дети ходят в хороводе и пальчиками показывают, как-будто прядут)
Ах, где ты моя, Кострома,
Ах, где государыня моя?
-Дома Кострома?
-Дома!
-Что делаешь?
-Клубки мотаю!
(Дети ходят в хороводе и показывают, как мотают клубки - как наши большие
вьюшки)
Ах, где ты моя, Кострома,
Ах, где государыня моя?
-Дома Кострома?
-Дома!
-Что делаешь?
-Поработала - пообедаю!
(Дети ходят в хороводе и показывают, как едят ложкой)
Ах, где ты моя, Кострома,
Ах, где государыня моя?
-Дома Кострома?
-Дома!
-Что делаешь?
-Легла, да уснула...
(Дети ходят в хороводе, сложили ладошки и как-будто спят)
(Тихо) Ах, где ты моя, Кострома,
Ах, где государыня моя?
-Дома Кострома?
-Дома!
-Что делаешь?
-Проснулась - попрыгаю!
(Все дети прыгают)
Ах, где ты моя, Кострома,
Ах, где государыня моя?
-Дома Кострома?
-Дома!
-Что делаешь?
-Сейчас догонять вас буду!
(Все разбежались кто куда).
Хозяйка: Спасибо вам, веселая компания! И игры то у вас не простые, а потешные, смешные! Хорошо весной гулять – и Весну-красну встречать. Весенне-летние праздники в деревне начинались обрядом «заклинания» весны, обязательным атрибутом которого являлись маленькие нитяные куколки – Мартинички. И вам гостюшки предлагаю Мартинички связать.
Гостям предлагается пройти к подготовленному месту для совместной творческой деятельности.
Хозяйка: Мартинички вязали парами: белые символизировали уходящую зиму, а красные приходящую весну. Такие куклы традиционно вяжут из обрывков цветных шерстяных нитей, используя картон для подготовительных мероприятий и целую сухую горошину.
- На картонную заготовку по стороне 10 см наматываем витки пряжи, один конец закрепляем узлом; снимаем заготовку и делаем руки (плотно обвязываем каждый конец и разрезаем петли);
- На картонную заготовку по стороне 20 см плотно наматываем 20-25 витков пряжи. Под пряжу по одному сгибу пропускаем нить и завязываем, стягивая намотанные нитки, по другому сгибу разрезаем; снимаем пряжу с шаблона и под связанный сгиб подкладываем горошину (бусину);
- Горошину равномерно обкладываем пряжей и под горошиной затягиваем нитью 2-3 петельных узла – это туловище с головой;
- Пучок – туловище раскладываем на две части, между частями вкладываем руки;
- Одной из нитей стягиваем туловище по линии талии, концы распушиваем, сверху стягиваем нитью – основой;
- Куколка – девочка при желании может превратиться в куколку – мальчика, если «юбку» из ниток разделить на две части и нижние края обвязать крепко нитью, чтобы получились «штаны».
«Хозяйка» подводит итог изобразительной совместной деятельности.
Хозяйка: Всем спасибо за вниманье! За задор, веселье, смех.
Говорю вам до свиданья, до счастливых новых встреч
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фольклорные досуги для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Разработки фольклорных досугов Масленица, Деревенские посиделки, Ярмарка, помогут музыкальным руководителям и учителям музыки в приобщен...
" Посиделки у печки" фольклорный досуг для детей старшего дошкольного возрастаи взрослых
Фольклорный досуг с использованием этнографических экспонатов музея дошкольного учреждения...
У кого душа поет. Фольклорный досуг для детей подготовительной группы.
Цель досуга: 1. Приобщение детей к русской народной культуру 2. Формирование знаний о видах русской рародной пе...
Сценарий фольклорного праздника для детей старшего дошкольного возраста "Пасхальная радость"
Фольклорный праздник...
Сценарий развлечения для детей средней группы "Весна пришла - радость принесла".
Наступила долгожданная весна! Вместе с детьми в детском саду мы празднуем ее приход....Под веселую музыку, с играми, шутками и забавами встречаем милую гостью. Яркое Солнышко, добрый Лесовичок, прекра...
СМЕХ, ДА ВЕСЕЛЬЕ! Математический фольклорный досуг для детей подготовительной к школе группы
Этот математический досуг поможет воспитателю подготовительной группы повторить и закрепить с детьми порядковый и обратный счет, упражнять детей в решении задач, в разгадывании лабиринтов, в реш...
Сценарий фольклорного досуга для детей средней группы на тему: "Жаворонки принесли весну на своем хвосту"
Развивать творческие способности детей.Пробудить интерес к русскому фольклору заучивание стихов русских поэтов.Прививать культуру слова, желание детей знать историю своего народа.Оформление зала: имит...